Развитие рф на современном этапе шпора

26 марта 2000 г. на досрочных президентских выборах главой государства был избран В.В.Путин. В основу политики нового президента России был положен курс на укрепление суверенной российской государственности. Одним из первых шагов В.В.Путина на посту президента стала административная реформа. В мае 2000 г. 89 субъектов федерации были распределены между семью округами: Дальневосточным, Сибирским, Центральным, Уральским, Приволжским, Южным, Северо-Западным, куда направлялись полномочные представители Президента РФ. Целью административной реформы было повышение эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствование системы контроля за исполнением решений центральной власти. Представители президента стали связующим звеном между центром и регионами. Другим шагом к укреплению государственности стало приведение в соответствие с Конституцией РФ законодательства субъектов федерации. В итоге из конституций республик, входящих в состав РФ, было изъято положение об их суверенном статусе. В июне 2000 г. был принят федеральный закон, по которому членами верхней палаты парламента – Совета Федерации (СФ) становились не руководители исполнительных и представительных органов власти субъектов федерации, а их представители, работающие в СФ на профессиональной (постоянной) основе четыре года. Бывшие члены Совета федерации вошли в состав нового совещательного органа при президенте – Государственного Совета. Реорганизация коснулась и руководства комитетами нижней палаты парламента – Государственной Думы. Самой острой проблемой вначале XXI в. в сфере национальных отношений оказалась проблема взаимоотношений федерального центра с чеченской республикой. Еще в 1991 г. генерал Дудаев взял курс на независимость Чечни от России. В декабре 1994 г. российское правительство начало боевые действия в Чечне. В августе1996 г. на основе заключения Хасавюртовских соглашений они были прекращены. Возобновилась контртеррористическая операция с осени 1999 г. более менее нормализовалось положение к весне 2003 г. В Чечне были проведены выборы президента и прошел референдум по принятию Конституции. Основой социально-экономической политики, проводимой правительством России с 2000 г. стала десятилетняя программа "Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу". Эта программа была подготовлена министерством экономического развития и торговли под руководством Г. Грефа. Программа предполагала продолжить либерализацию экономики, прежде всего, путем реструктуризации естественных монополий и развития конкурентной среды. Основной упор правительство видело, главным образом, в формировании благоприятных условий для экономического роста. Наиболее удачным для российской экономики стал 2003 год. Темпы экономического роста составили около 7%. Наметились первые сдвиги в изменении самой модели экономического роста - впервые с начала 90-х годов удалось достичь роста не только за счет сырьевого фактора. Крупным шагом правительства стала налоговая реформа, начатая в 2000 г. Она включала две радикальные меры: переход к твердой (13%) ставке обложения доходов и постепенное сокращение, а в дальнейшем и отмену налога на добавленную стоимость (НДС). С января 2002 г. вступил в силу новый Трудовой кодекс, упорядочивший трудовое законодательство. Была предпринята попытка стимулировать предприятия и граждан к легализации заработной платы. С лета 2002 г. была начата реформа жилищно-коммунального хозяйства. Цель реформы состояла в создании конкурентной среды в сфере коммунального обслуживания, а также в переводе финансирования ЖКХ на рыночные основания, в первую очередь, в перенесении большей доли расходов по содержанию жилищного фонда на непосредственных потребителей коммунальных благ, т.е. на население. В 2001 г. Государственная дума приняла Земельный кодекс. Согласно кодексу, в России разрешалась купля-продажа земель несельскохозяйственного назначения. В 2002 г. был принят закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", который распространил право частной собственности на земли сельхозназначения. С некоторыми ограничениями это право было предоставлено также иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам и лицам без гражданства. В 2002 г. была проведена Всероссийская перепись населения. По ее данным, численность населения России составила 145,2 млн. чел. По численности населения Россия заняла седьмое место в мире. Доля городского населения составила 73%. Структура занятости населения такова: 95% лиц, занятых в экономике работают по найму на государственных, муниципальных и частных предприятиях; 1,5% являются работодателями, использующими наемный труд; около 3% - индивидуальные предприниматели.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Российская Федерация на современном этапе развития

Российская Федерация на современном этапе развития

1.Социально-экономические реформы

2. Общественно-политическое развитие

3.Внешнеполитическая деятельность

1.Распад СССР и крах перестройки подвели черту под попытками социалистического реформаторства. Кризис, охвативший все сферы жизни общества, сопровождавший возникновение суверенных государств на обломках СССР, был крайне тяжелым.

К осени 1991г. положение в экономике стало катастрофическим. В городах были введены продовольственные талоны на товары первой необходимости, но нередко эти талоны нечем было отоварить. Запасы продовольствия были минимальными, а валютные резервы полностью исчерпаны. Рубль как денежная единица находился на грани гибели. Реальной была угроза голода и холода. В такой ситуации возможными были два пути: вводить чрезвычайные меры и снабжать города продовольствием или либерализовать экономику посредством радикальных реформ.

В конце 1991г. Президент России Б.Н. Ельцин сформировал правительство, состоящее из молодых реформаторов, в котором ведущую роль играл ученый-экономист Е.Т. Гайдар, являвшийся сторонником либеральных рыночных преобразований.

С 1992г. началась реализация радикальной экономической реформы:

- увеличился импорт товаров, что ухудшило положение отечественных товаропроизводителей;

- для того чтобы не допустить роста инфляции, рост зарплаты искусственно сдерживался. Поэтому покупательная способность населения оставалась крайне низкой;

- были сокращены социальные программы;

- разрешена свобода предпринимательства;

- создана разветвленная банковская система;

- была разрешена свобода торговли, появилась легальная возможность обмена рубля на иностранную валюту;

- Россия вступила в Международный валютный фонд (МВФ), но кредиты от Запада не были получены;

- началась конверсия оборонного комплекса, но она не принесла ощутимых результатов вследствие отсутствия продуманной программы ее осуществления. В итоге многие предприятия остановили свою работу;

- в аграрном секторе были созданы правовые основы для становления частного фермерства;

- началась реорганизация колхозов и совхозов. Произведена их перерегистрация, в ходе чего земля и фонды передавались коллективам работников и делились на условные паи. После этого каждый владелец мог выйти из хозяйства с землей и частью имущества или остаться в коллективе. Таким образом, колхозы и совхозы были отделены от государства;

- начался процесс разгосударствления (приватизации), что должно было покончить с неэффективной монополией государства в сфере производства и обращения и запустить механизм рыночной конкуренции. С этой целью населению в конце 1992г. стали выдавать приватизационные чеки (ваучеры) номинальной стоимостью 10 тыс. рублей, которые оно могло вкладывать в приватизируемые предприятия и инвестиционные фонды (принципы проведения разработал зам. Председателя главы правительства А.Б. Чубайс). Т.о. предполагалось создать широкий слой собственников, который должен был стать основой среднего класса. Однако сразу же началась бесконтрольная скупка ваучеров по заниженным ценам коммерческими банками, мафиозными структурами и пр. В результате ваучеризация ничего не дала.

В результате реформ множество проблем в социально-экономической сфере обострилось:

- машиностроительные отрасли, где процесс падения производства не прекратился, оказались в тяжелейшем положении;

- товарность сельского хозяйства оставалась невысокой, она слабо конкурировала с импортными товаропроизводителями, кризисные явления продолжались;

- реальностью стало имущественное расслоение населения;

- начались хронические задержки зарплаты;

- появилась и неуклонно росла безработица;

- стал падать жизненный уровень значительной части населения;

- ухудшилась демографическая ситуация (падение рождаемости, рост смертности);

17 августа 1998г. разразился финансовый кризис. Девальвировался рубль. Рухнули финансовые пирамиды, оттягивавшие средства из реального сектора экономики. Сократился импорт. Однако же кризис позитивно сказался на развитии отечественной промышленности. Производство стало оживать. Положительным для увеличения государственных доходов стал мировой рост цен на нефть. С 2000г. ВВП постоянно растет.

2.Издержки экономических реформ резко усилили политическую борьбу в стране и отразились на взаимоотношениях исполнительной (Правительство) и законодательной (народные депутаты) ветвей власти. Центром оппозиции Правительству стал Верховный Совет РФ во главе с Председателем Р.И. Хасбулатовым. В декабре 1992г. на VII съезде народных депутатов в результате мощной волны критики был отстранен от занимаемой должности глава Правительства Е.Т. Гайдар, а вместо него был назначен В.С. Черномырдин. В дальнейшем критике стал подвергаться Президент. В стране фактически стало складываться двоевластие.

В апреле 1993 г. был созван внеочередной Съезд народных депутатов, где был поставлен вопрос об отрешении Президента от власти. Но импичмент не удался, поскольку противники Президента не сумели набрать нужного числа голосов.

12 декабря 1993 г. в результате всенародного голосования (референдума) была принята Конституция Российской Федерации:

- в России введена президентская республика;

- Президент наделен широкими властными полномочиями с правом назначения главы Правительства и роспуска Государственной думы;

- закреплена федеративная форма государства;

- отражено разделение ветвей власти на законодательную, исполнительную и судебную;

- высшим органом законодательной власти становилось Федеральное собрание, состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной думы;

- узаконено разнообразие видов собственности, включая частную;

- граждане получили широкие права и свободы.

В 1996г. состоялись выборы Президента РФ, победу на которых одержал Б.Н. Ельцин (главным его соперником был лидер коммунистов Г.А. Зюганов).

Между тем политическая борьба между Президентом и Государственной думой не прекращалась. В мае 1999г. коммунистическая оппозиция попыталась инициировать импичмент Б.Н. Ельцина от должности, но не было набрано нужного количества голосов.

В марте 1998г. в отставку был отправлен В.С. Черномырдин, а на посту руководителя Правительства находились С.В. Кириенко (апрель – август 1998г.), затем – Е.М. Примаков (сентябрь 1998 – май 1999 гг.), С. М. Степашин (май – август 1999г.), В.В. Путин (август – декабрь 1999г.).

31 декабря 1999г. Б.Н. Ельцин добровольно ушел в отставку с поста Президента РФ и в соответствии с Конституцией передал свои полномочия председателю Правительства РФ В.В. Путину.

26 марта 2000г. состоялись президентские выборы, на которых в первом туре, получив 52,9% голосов избирателей, победил В.В. Путин, ставший вторым в истории постсоветской России всенародно избранным Президентом. В мае 2000г. российское Правительство возглавил М.М. Касьянов.

Меры по укреплению вертикали государственной власти:

- Россия была разделена на 7 федеральных округов (Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный), во главе которых встали полномочные представители Президента Российской Федерации;

- Президент получил право отстранять от должности глав субъектов Федерации;

- изменены принципы формирования верхней палаты парламента – Совета Федерации: в него стали входить не главы исполнительной и законодательной властей субъектов Федерации, а их представители;

- создан Государственный совет РФ с совещательно-консультативными функциями, куда вошли главы исполнительной власти субъектов Федерации. Работу возглавил Президент.

Продолжались социально-экономические преобразования в стране:

- ослаблены бюрократическая опека и контроль со стороны государства за предпринимательской деятельностью;

- приняты меры, направленные на поддержку малого бизнеса;

- сокращено налогообложение и введен 13%-ный подоходный налог;

- началась пенсионная реформа.

14 марта 2004г. убедительную победу на президентских выборах одержал В.В. Путин. За него проголосовали 71,3% избирателей.

Самой острой проблемой в сфере национальных отношений оказалась проблема взаимоотношений федерального центра с Чеченской Республикой. В 1991г. генерал Д. Дудаев взял курс на независимость Чечни от России и разогнал местный Верховный совет. 13 декабря 1994г. российское руководство начало боевые действия в Чечне, приведшие к многочисленным жертвам.

В августе 1996г. военные действия были прекращены на основании Хасавюртовских мирных соглашений. Фактически Чечня продолжала существовать вне юрисдикции Российской Федерации. Республика становилась анклавом криминала, терроризма и ваххабизма (крайне агрессивного течения ислама).

После того, как в августе 1999г. вооруженные отряды исламистов вторглись в Дагестан, В.В. Путин начал контртеррористическую военную операцию в Чечне по ликвидации там баз террористов.

В ответ боевики организовали серию террористических актов. В сентябре 1999г. были взорваны жилые дома в г.Буйнакске, г.Москве, г.Волгодонске. В октябре 2002г. произошел захват заложников в Московском концертном центре на Дубровке, а в начале сентября 2004г. – захват в заложники детей в школе г. Беслан (Северная Осетия).

23 марта 2003г. прошел референдум по принятию новой Конституции республики, которую поддержали 96% проголосовавших. В ней Чечня зафиксирована как составная часть Российской Федерации. В октябре состоялись выборы Президента Чечни, на которых победил А. Кадыров, сторонник единства с Россией.

3.Внешняя политика Российской Федерации в постсоветский период обусловлена следующими особенностями:

- изменился характер мировой политики в связи с окончанием холодной войны, крушением СССР и социалистической системы, что изменило само геополитическое пространство;

- произошел переход от биполярной системы международных отношений к многополярной и многовекторной внешней политике;

- появилось новое направление во внешнеполитической деятельности – отношения со странами СНГ (бывшими советскими республиками).

Внешнеполитическая концепция России предусматривала следующие задачи:

1) сохранить территориальную целостность и независимость;

2) обеспечить благоприятные условия для развития рыночной экономики и включение в мировое экономическое сообщество;

3) добиться признания России в качестве правопреемницы СССР;

4) сохранить политическое влияние в регионе и статус мировой державы.

Главными направлениями внешней политики с 1992г. стали:

- проблемы европейской безопасности – Россия и НАТО;

- Россия и страны СНГ;

- взаимоотношения с государствами Азии, Африки и Латинской Америки.

Приоритетным направлением во внешней политике России стала безопасность на европейском континенте, вызванная приближением НАТО к российским границам после включения в его состав Польши, Венгрии и Чехии. В 1996г. состоялось включение нашей страны в Совет Европы – организацию, рассматривающую все основные европейские проблемы. В 1997г. был подписан документ, определяющий отношения между Россией и НАТО, в соответствии с которым учреждался Совет Россия – НАТО.

Принимаются важные инициативы в военной сфере. С боевого дежурства снято 600 стратегических ракет, подписан договор о дальнейшем сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2), по которому число ядерных боеголовок сократилось на 2/3. В мае 2002г. была достигнута договоренность о новом сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3).

На полноправной основе развиваются отношения России и стран СНГ: проводятся встречи глав государств, согласовываются экономические, политические, военные и иные вопросы:

- создан таможенный союз между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией;

- Россия и Белоруссия начали подготовку к созданию союзного государства;

- подписан договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Россией и Украиной;

- с помощью российских войск подавлены очаги вооруженных конфликтов в Таджикистане, Молдове, Грузии, Нагорном Карабахе;

- шесть стран СНГ (Россия, Армения, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан) подписали договор о коллективной безопасности;

- подписано соглашение о создании зоны единого экономического пространства (Россия, Украина, Белоруссия и Казахстан).

На взаимовыгодной основе развиваются отношения с азиатскими, африканскими и латино-американскими странами. Ведущее место занимают отношения с Китаем (подписан российско-китайский договор о партнерстве сроком на 20 лет). Упрочены отношения с Малайзией, с которой заключен крупный контракт на поставку российских военных истребителей. Развивается сотрудничество с Вьетнамом в области добычи нефти, с Ираном – по сооружению атомной электростанции. Договор о дружбе и сотрудничестве подписан с Индией. Россия стала членом Международной организации стран Тихоокеанского региона в 1994 г.

Непростыми остаются отношения с Японией, где главной остается проблема Курильских островов.

В 2000г. в г.Москве была утверждена новая концепция внешней политики России, которая исходила из многополярной системы международных отношений, реально отражающей многообразие интересов современного мира. Место России в мире определялось как великой евразийской державы, несущей ответственность за поддержание безопасности на земном шаре по всем направлениям как на глобальном, так и региональном уровнях.

| следующая лекция ==>
Культурные процессы периода перестройки | СИНДРОМ СИСТЕМНОГО ОТВЕТА НА ВОСПАЛЕНИЕ

Дата добавления: 2019-04-03 ; просмотров: 431 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

  • Студенческие новости
  • Новости ЕГЭ
  • О шпаргалках и экзаменах
  • О профессиях
  • Обучение за рубежом
  • Видеокалейдоскоп

    Рейтинг французских вузов и стоимость обучения в них
    Правила поступления во французский вуз
    Обучение филологии заграницей
    Выбор страны для овладения высшим образованием
    Испанские общежития для студентов

20. Функции современного Российского государства

К основным функциям современного российского государства относятся:

♦ обеспечения законности и правопорядка, охраны прав и свобод граждан.

• внешнеэкономическая - партнерства и интеграции в мировую экономику;

• поддержки мирового правопорядка;

• борьба с терроризмом;

• сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, продовольственной, энергетической, демографической и др.).

Функции направлены на выполнение конкретных задач и достижение целей, которые встают на определенных этапах развития общества.

1. Основные внутренние функции

В современный период Российскому государству присущи следующие основные внутренние функции: экономическая, социальная, развития культуры и науки (образования), налогообложения и взимания налогов и сборов, экологическая, охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка.

Она заключается в обеспечении нормального функционирования и развития экономики, в том числе посредством охраны существующих конституционных форм собственности. С принятием Гражданского кодекса РФ создана правовая основа рыночной экономики, экономической свободы человека, партнерских отношений между государством и гражданином.

В отношении особо важных отраслей экономики, таких как энергетика, атомная, оборонная промышленность, космонавтика, машиностроение, связь и т. д., государство осуществляет непосредственное управление, выступая в качестве собственника или держателя акций.

Государственная программа по развитию экономики предусматривает также финансирование программ научно-технических и промышленных исследований, особенно в области перспективных и приоритетных направлений.

Вместе с тем недостаточно внимания уделялось развитию отечественного промышленного и сельскохозяйственного производства.

Как показала практика, оздоровление и последующее реформирование всей хозяйственной и финансовой жизни России непосредственно связано с усилением роли государства, его экономической функции (как это было, например, при президенте Рузвельте – в США, при канцлере Эрхарде – в ФРГ).

Содержание этой функции многозначно: государство признано охранять труд и здоровье людей, устанавливать гарантированный минимум размера оплаты труда, обеспечивать государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; устанавливать государственные пенсии и пособия и т. д.

Важные стороны социальной функции государства составляют так же смягчение и преодоление таких издержек нынешнего переходного периода, как бедность, рост безработицы, стабилизация уровня жизни населения.

Однако осуществление данной функции государства еще не отвечает предъявляемым к ней требованиям. В обстановке систематических задержек заработной платы, пенсий, пособий, девальвации рубля и роста цен происходит снижение жизненного уровня населения. Устранение такого рода негативных явлений, нарушающих право граждан на достойную жизнь, - первоочередная задача государства, которая определяет содержание и роль его социальной функции.

Функция развития культуры, науки и образования

Содержание этой функции сегодня составляет государственная поддержка развития культуры – литературы, искусства, театра, кино, музыки, живописи, архитектуры и т. д.; физической культуры и спорта; радио, телевидения и других средств массовой информации; сохранение историко-культурных памятников, исторических комплексов, заповедных территорий, архивов, музеев, библиотек.

В содержание данной функции входит также: государственная поддержка развития науки; создание благоприятных условий для творческой деятельности научных коллективов; меры по улучшению работы общеобразовательной школы.

Имеющиеся в осуществлении этой функции трудности и упущения, к сожалению, связаны в основном с недостаточным выделением средств на развитие культуры, науки и образования из государственного бюджета.

Эта функция также именуется как функция охраны природы и рационального использования природных ресурсов. Объективным факторов, вызывающим необходимость в такой основной государственной функции, является развитие научно-технической революции и ее последствия для человека. Создавая огромные блага для людей, научно-техническая революция одновременно с тем неизбежно связана с многократно возросших вовлечением окружающей природной среды в общественное производство, что в свою очередь, вызывает разного рода негативные последствия в экологических системах; ведет к загрязнению воздуха и водных источников, повышению радиации, создает угрозу растительному и животному миру, здоровью и жизни человека. В этих условиях проблема экологии вышла за пределы не только отдельной страны, но и в глобальном мире, международном масштабе и превратилась в проблему спасения земли, сохранения человечества.

Основное содержание экологической функции составляет государственное управление координация деятельности в области охраны окружающей среды, регулирования природопользования. Обеспечения экологической безопасности, улучшения качества окружающей среды.

Функция налогообложения и взимания налогов

Это направление деятельности государства охватывалось ранее более общей, хозяйственно-организаторской функцией.

В новых условиях развития России в силу возрастания роли, значительного расширения объема и усложнения содержания данная функция, будучи тесно связанной с экономической, вместе с тем выделилась в одну из самостоятельных основных функций. Ее содержание составляют: формирование и содержание казны государства, пополнения казны, за счет всех видов налогов.

Нынешние кризисные явления в экономике с особой остротой поставили перед рассматриваемой функцией задачу оптимального сбора налогов в казну. Однако одновременно с этим, по мере стабилизации обстановки, все полнее и целесообразнее должно проявлять себя и такое важное назначение налоговой функции, как ее регулирующие воздействие на экономику.

Функция охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка

В современных условиях существенные изменения и развитие претерпели каждый из неразрывно связанных между собой компонентов содержания этой триединой функции.

Конституция РФ (ст.2) признав человека, его права и свободы высшей ценностью, впервые закрепила защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства. Тем самым охрана и развитие разносторонних прав и свобод граждан должны составлять смысл деятельности всех законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти. К сожалению, это конституционное требование пока еще должным образом не выполняется.

В современной обстановке возросло значение охраны правопорядка, предусматривающей обеспечение режима законности, предупреждение и сокращение правонарушений.

Обеспечение неотвратимости наказания за преступление независимо оттого, кем оно совершено, не только святая обязанность, но и служебная функция органов правопорядка и их должностных лиц.

2. Основные внешние функции

В течение последнего времени изменилась не только Россия, но и весь мир. Ушли в прошлое глобальная конфронтация и прямая угроза ядерной войны.

Соответственно существенные изменения претерпели основные внешние функции Российского государства. Одни из них отпали (функции сотрудничества и взаимопомощи с социальными странами, помощи развивающимся государствам), другие – получили дальнейшее развитие, третьи – возникли (функции сотрудничества со странами СНГ, интеграция в мировую экономику).

Основные внешние функции выражают задачи внешней политики Российской Федерации.

Несмотря на улучшение международной обстановки, у России еще не мало внешнеполитических проблем. Не исчезли очаги локальных конфликтов у российских границ. Согласно этой функции, Вооруженные Силы РФ предназначены для отражения агрессии, направленной против России, для вооруженной защиты целостности государства и неприкосновенности территории.

Оборонная функция реализуется через выполнение комплекса мероприятий (военных, экономических, правовых, идеологических, организационных и иных) по обеспечению военной безопасности государства. Она носит комплексный характер и осуществляется экономическими, политическими, идеологическими, дипломатическими, военными и иными средствами.

Функция обеспечения мира и поддержки мирового порядка

Приоритеты в деятельности России по обеспечению мира – это не допущение новой глобальной войны – горячей или холодной, укрепления обязанности не распространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий.

В силу своего потенциала, геополитического положения и влияния Российское государство несет особую ответственность за подержание стабильности и порядка в современном мире.

Функция сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ

Эта функция направлена на сферу особой ответственности и особых взаимоотношений России и ее соседей.

Проявление данной функции выражено в перспективном развитии таких документов как Договор о Союзе Беларуси и России, Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Россией и Украиной, Договор с Республикой Казахстан и др.

Функция содружества с другими странами включает в себя несколько подфункций:

1. Функция сотрудничество с членами мирового сообщества по поддержанию мира и мирового правопорядка - предполагает деятельность по сохранению мира, предотвращению войны, разоружению, ликвидации ядерного оружия, борьбе с преступлениями (ИНТЕРПОЛ), по поддержке мирового порядка, урегулированию межнациональных конфликтов.

2. Экономическое, торгово-финансовое сотрудничество. Мировое хозяйство, наука и культура, связь и технологии развиваются по единым экономическим законам. Происходит дальнейшая специализация государств на международном рынке труда, производства и сбыта товаров. Экономическая, финансово-кредитная система любого цивилизованного государства постепенно становится частью международного хозяйства и финансово-кредитной системы.

Проблемы в экономике одной страны в современных условиях неизбежно сказываются на состоянии других государств. Важное значение приобретает сотрудничество стран через международные организации ООН, ЕЭС, ВТО, банковские учреждения и др.

3. Культурное и научно-техническое сотрудничество. Все растущее влияние культурного, научно-технического процессов на жизнь людей обусловило необходимость координации деятельности государств в интересах решения глобальных проблем современности и социального развития. В Организации Объединенных Наций такое сотрудничество координируют специализированные учреждения по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) и др. По инициативе этих и других специализированных органов ООН проводятся многочисленные международные фестивали, выставки, конгрессы и семинары. Осуществляются совместные разработки учеными и научными организациями многих стран. Развивается международный рынок научно-технических знаний (купля-продажа патентов, лицензий, технологий и др.), произведений музыкального и сценического искусства, международный книгообмен.

4. Международная охрана окружающей среды. Эта функция выделилась в самостоятельную сферу деятельности большинства государств современности. Экологическая обстановка с каждым годом ухудшается, что ставит под угрозу жизнедеятельность человека на Земле. Загрязнение природы имеет наднациональный характер, для него не существует границы. Это требует скоординированной, целенаправленной деятельности всех государств. Такая деятельность широко проводится специализированными органами ООН и другими межгосударственными организациями.

Функции интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем. В самостоятельную функцию данное направление деятельности России сложилась лишь в последний период времени.

Новый характер международных связей открыл благоприятные возможности для более эффективной реализации интересов России в области экономики, торговли, бизнеса. Действуя в этом направлении, Россия вступила в основные международные экономические организации, заключила соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом.

Также реализация данной функции дает России осуществление и решение глобальных проблем, затрагивающих интересы каждого народа и человечества в целом. Это - проблемы освоения космоса и безопасности планеты, защиты Мирового океана, охраны растительного и животного мира, предотвращение и ликвидация последствий крупных производственных аварий, катастроф.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.