Развитие налогообложения в древней руси шпора

Возникновение и развитие налогообложения

По мере развития государства возникла светская десятина, которая взималась в пользу владетельных князей наряду с десятиной церковной. Данная практика существовала на протяжении многих столетий в разных странах от Древнего Египта до средневековой Европы.

Возникновение и развитие налогообложения в Древней Руси

Финансовая система Руси стала складываться при князе Олеге,утвердившемся в Киеве в конце IX в. Он устанавливал дань, взимаемую с подвластных ему племен. Сначала дань была нерегулярной, затем стала систематическим прямым налогом. Этот период совпадает с периодом объединения древнерусского государства.

Дань взималась двумя способами: повозом, когда ее привозили в Киев, и полюдьем, когда князья и княжеские дружины сами ездили за ней.

В конце ХХ в.начался новый этап реформирования российской экономики и налоговой системы, связанный с переходом от административно-командной системы управления к современному рыночному хозяйствованию и построению цивилизованной налоговой системы.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.

Принцип равенства и справедливости: все граждане обязаны участвовать в формировании финансов государства соразмерно получаемым доходам и возможностям.

Принцип определенности: налог, который должен уплачивать каждый, должен быть точно определен, определено время его уплаты, способ и размер налога должны быть ясны и известны как самому налогоплательщику, так и всякому другому.

Принцип экономности: должна быть обеспечена максимальная эффективность каждого конкретного налога, выражаемая в низких издержках государства на сбор налогов и содержание налогового аппарата. Иными словами, административные расходы по управлению налоговой системой и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.

Принцип удобства: каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие удобны для налогоплательщика. Это означает устранение формальностей и упрощение акта уплаты налогов.

Сформулировав и научно обосновав эти принципы, Адам Смит заложил фундамент (начало) теоретической разработки принципиальных основ налогообложения.

Немецкий экономист Адольф Вагнер расширил перечень ранее предложенных принципов, изложив их в девяти основных правилах, объеденных в четыре группы.

· достаточность налогообложения, т.е. налоговых поступлений должно быть достаточно для покрытия государственных расходов;

· эластичность, или подвижность, налогообложения, т.е. государство должно иметь возможность вводить новые и отменять действующие налоги, а также варьировать налоговые ставки.

· надлежащий выбор объекта налогообложения, т.е. государство должно иметь возможность устанавливать объект налогообложения;

· разумность построения системы налогов, считающейся с последствиями и условиями их предложения.

· равномерность налогообложения. Принципы налогового администрирования:

· удобство уплаты налогов;

· максимальное уменьшение издержек взимания.

Таким образом, в теории налогообложения была заложена основа системы принципов налогообложения, сочетающей в себе интересы как государства, так и налогоплательщиков.

после Первой мировой войны в экономике многих стран назрели и стали осуществляться налоговые реформы. Между тем налоговая теория не ограничивается этими классическими принципами и правилами. По мере развития и совершенствования налоговых систем эволюционировала и финансовая наука, уточняя старые и выделяя новые принципы налогообложения. Разработанные в XVIII-XIX вв. и уточненные в XX в. с учетом современных реалий экономической и финансовой теории и практики принципы налогообложения в настоящее время сформированы в определенную систему. Эта система состоит из трех направлений.

Первое направление — экономические принципы.

Принцип равенства и справедливости. Согласно этому принципу все юридические и физические лица должны принимать материальное участие в финансировании потребностей государства соразмерно доходам, получаемым ими под покровительством

и при поддержке государства. При этом равенство и справедливость должны быть обеспечены в вертикальном и горизонтальном аспектах.

Вертикальный аспект предполагает, что:

а) с увеличением дохода должны повышаться налоговые ставки;

б) больше налогов должны платить налогоплательщики, которые получают больше материальных благ от государства.

Горизонтальный аспект предполагает, что налогоплательщики с одинаковыми доходами должны уплачивать налог по единой ставке.

В построении мировых налоговых систем эти два аспекта, как правило, успешно сочетаются, что создает наиболее благоприятные условия для реализации данного важнейшего принципа налогообложения. Считается, что прогрессивное налогообложение более справедливо, поскольку обеспечивает большее равенство среди налогоплательщиков.

Принцип эффективности. Суть этого принципа заключается в том, что налоги не должны мешать развитию производства, одновременно содействуя проведению политики стабилизации и развитию экономики страны. Эффективная налоговая система должна стимулировать экономический рост, хозяйственную активность граждан и организаций.

Принцип соразмерности налогов. Этот принцип заключается в соотношении наполняемости бюджета и последствий налогообложения. При установлении налогов и определении их основных элементов должны учитываться экономические последствия как для бюджета, так и для перспективного развития национальной экономики и воздействия на хозяйственную деятельность налогоплательщиков.

Принцип множественности. Множественность налогов позволяет создавать предпосылки для проведения государством гибкой налоговой политики, в большей мере принимать во внимание платежеспособность налогоплательщиков, выравнивать налоговое бремя, воздействовать на потребление и накопление и др. Практическое применение данного принципа должно строиться на разумном сочетании прямых и косвенных налогов. Для реализации этого принципа нужно использовать все разнообразие видов налогов, позволяющее учитывать как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы.

Ко второму направлению относятся организационные принципы налогообложения.

Принцип универсализации налогообложения. Его суть заключается в том, что нельзя допускать установления дополнительных налогов, повышенных или дифференцированных ставок налогообложения в зависимости от форм собственности, организационно-правовых форм организаций, их отраслевой принадлежности, гражданства физического лица, а также должен быть обеспечен одинаковый подход к исчислению налогов вне зависимости от источников или места образования дохода.

Принцип удобства и времени взимания налога для налогоплательщика. Исходя из этого принципа при введении любого налога нужно устранить все формальности: акт уплаты налога должен быть максимально упрощен; уплачивает налог не получатель дохода, а организация, в которой он работает, налоговый платеж должен приурочиваться ко времени получения дохода. Согласно этому принципу наилучшими являются налоги на потребление, когда уплата налога осуществляется одновременно с покупкой товара.

Принцип разделения налогов по уровням власти. Этот принцип, имеющий исключительное значение, особенно в условиях федеративного государства, должен быть закреплен законом. Он устанавливает, что каждый орган власти (федеральный, региональный, местный) наделяется конкретными полномочиями в области введения, отмены налогов, установления налоговых льгот, ставок налогов и других элементов налогообложения.

Принцип единства налоговой системы. Исходя из этого принципа нельзя устанавливать налоги, нарушающие единство экономического пространства и налоговой системы страны. В связи с этим недопустимы налоги, которые прямо или косвенно ограничивают свободное перемещение в пределах территории страны товаров, работ и услуг или финансовых средств; нельзя как-то иначе ограничивать осуществление не запрещенной законом экономической деятельности физических и юридических лиц или создавать препятствия на ее пути.

Принцип гласности. Это требование официального опубликования налоговых законов, нормативных актов, затрагивающих налоговые обязанности налогоплательщика. Исходя из этого принципа государство обязано информировать налогоплательщика о действующих налогах и сборах, давать разъяснения и консультации о порядке исчисления и уплаты налогов.

Принцип одновременности. В нормально функционирующей налоговой системе не допускается обложение одного и того же объекта несколькими налогами. Иными словами, один и тот же объект может облагаться налогом только одного вида и только один раз за определенный законодательством налоговый период.

Принцип определенности. Без соблюдения этого принципа невозможна рациональная и устойчивая налоговая система. Данный принцип означает, что налоговые законы не должны толковаться произвольно, а налоговые законы должны быть законами прямого действия, исключающими необходимость издания поясняющих их инструкций, писем, разъяснений и других нормативных актов. Вместе с тем налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся социально-экономическим условиям, должна существовать возможность ее уточнения с учетом изменений политической и экономической конъюнктуры.

Третье направление — юридические принципы налогообложения.

Принцип законодательной формы установления. Этот принцип предусматривает, что налоговое требование государства о необходимости заплатить налог и обязательство налогоплательщика должны следовать из закона, значит, налоги не могут быть произвольными. Нельзя допускать установления налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами их конституционных прав. Но поскольку налогообложение всегда означает определенное ограничение прав, при установлении налогов нужно принимать во внимание то, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

Принцип приоритетности налогового законодательства. Его суть заключается в том, что акты, регулирующие отношения в целом и не связанные с вопросами налогообложения, не должны содержать норм, устанавливающих особый порядок налогообложения. Это означает, что если в неналоговых законах присутствуют нормы, касающиеся налоговых отношений, то применять их можно только в том случае, когда они соответствуют нормам, содержащимся в налоговом законодательстве.

В российской экономической литературе нередко выделяют еще один принцип налогообложения, а именно научный подход к формированию налоговой системы. Суть этого принципа авторы видят в том, что величина налоговой нагрузки на налогоплательщика должна позволять ему иметь доход после уплаты налогов, обеспечивающий нормальную жизнедеятельность. Недопустимо при определении ставок налога исходить из сугубо сиюминутных интересов пополнения государственной казны в ущерб развитию экономики и интересам налогоплательщика.

Отметим, что использование любого принципа налогообложения требует серьезного научного подхода и анализа. Применение всей системы принципов либо отдельно взятого принципа не является общепринятым в мировой теории и практике. Вместе с тем существуют принципы, которые неоспоримы и признаются в качестве аксиомы. Исторически основополагающими принципами, которые должны быть заложены в основу любой налоговой системы, являются принципы, разработанные Адамом Смитом и Адольфом Вагнером.

Некоторые принципы, такие как множественность налогов, удобство, экономность, достаточно легко выполнимы. Абсолютное же следование другим принципам, например принципам равенства и справедливости, соразмерности, невозможно, но государство должно стремиться к их соблюдению при построении эффективной налоговой системы.

Дата добавления: 2016-05-25 ; просмотров: 1256 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Финансовая система Руси стала складываться при князе Олеге,утвердившемся в Киеве в конце IX в. Он устанавливал дань, взимаемую с подвластных ему племен. Сначала дань была нерегулярной, затем стала систематическим прямым налогом. Этот период совпадает с периодом объединения древнерусского государства.

Дань взималась двумя способами: повозом, когда ее привозили в Киев, и полюдьем, когда князья и княжеские дружины сами ездили за ней.

Необходимость содержать большую армию, вооружать и перевооружать ее вызвала необходимость введения налогов на покрытие военных расходов. К таким налогам можно отнести пищальные деньги, сбор на городовое и засечное дело, поляничные и стрелецкие деньги.

В структуре налоговых доходов русского государства значительную долю занимали косвенные налоги в виде таможенных и кабацких сборов, они давали казне более половины всех доходов. Практически каждый пятый рубль, собираемый в казну, использовался на военные цели, что свидетельствовало о военном характере российского бюджета.

В XV в. в нашей стране не была упорядочена ни финансовая, ни налоговая системы, что приводило к тяжелым последствиям. Так, во времена правления Алексея Михайловича(1629-1676) правительство для пополнения казны повысило косвенный налог (налог на соль — с 5 до 10 коп. за пуд). Расчет был на то, что соль потребляют все слои населения и налог разложится равномерно на всех. Однако на деле оказалось, что пострадало беднейшее население, которое кормилось главным образом рыбой из Волги, Оки и других рек. Выловленную рыбу тут же солили. После повышения налога солить рыбу оказалось невыгодным, она портилась в огромных количествах, население стало жить впроголодь.

В России соляной налог отменили после народных (соляных) бунтов в 1648 г.; началась работа по обоснованному упорядочению финансов. Прежде всего была введена четкая таможенная система вместо взимания случайных таможенных пошлин. Большое распространение получил введенный ранее налог на имущество, который взимался с переходившей по наследству земли со всех без исключения, даже с прямых наследников.

В эпоху Петра I(1672-1725) увеличились военные расходы, связанные с ведением войн, переоснащением армии, созданием российского флота. Все это происходило за счет увеличения налогов. Появились такие налоги, как драгунский сбор, гербовый сбор, сбор на постройку судов; значительно увеличились размеры уже существовавших налогов. Однако такие меры не решили основной задачи — пополнения государственной казны, и в 1717 г. было принято решение заменить огромное количество видов налогов одним прямым налогом (подушевой податью). Следует отметить, что в отличие от многих нынешних реформ петровская налоговая реформа была тщательно спланирована и продумана, в частности была проведена перепись населения с отдельным учетом душ мужского пола среди крестьян и иных категорий, которые должны были платить налоги. Петр I реорганизовал также управление финансами с учреждением камер-коллегий и штабс-контор, которые осуществляли непосредственный контроль за сбором налогов.

Введение подушевой подати кардинальным образом изменило структуру доходов, в которой этот налог занял главенствующее место и составил в первый год более 50% доходов российской казны. В это время косвенные налоги в общей структуре доходов равнялись четвертой части.

Итак, во время правления Петра I сформировалась принципиально новая налоговая система, в которой центральное положение было отведено подушевой подати. В первые годы ее введения поступления в бюджет резко возросли, но в последующие годы подушевая подать практически стала тормозом в развитии экономики России и многие годы оказывала негативное влияние на экономическое и социальное развитие страны. При Петре I проводилась активная протекционалистская политика, согласно которой устанавливались большие таможенные пошлины на ввоз импортных товаров в целях защиты отечественных производителей.

В царствование приемников Петра Iкардинальных изменений в российской системе налогообложения не было, однако экономисты того времени уже осознали неэффективность подушевой подати как прямого налога без учета реальных доходов населения. Но подушевая подать продолжала существовать, хотя ее размер был уменьшен, в результате чего по сравнению с периодом правления Петра I доля прямых налогов снизилась почти на четверть. Был сделан акцент на увеличение косвенного налогообложения, вследствие этого доля косвенных налогов в доходах бюджета возросла до 31,8%.

При Екатерине II(1729-1796) проводились мероприятия по расширению сферы налогообложения. Так, в сферу налоговых отношений попали купеческие капиталы. Вследствие значительного роста расходов, связанных с ведением войн и содержанием двора, произошло увеличение размера подушевой подати и некоторых других налогов. Причем многие вопросы налогообложения вплоть до XIX в. решались зачастую в зависимости от потребностей власти. Серьезная проработка налоговых проблем началась лишь во второй половине XIX в.

Многие преобразования в области налогов относились к периоду правления Александра II(1818-1881). В частности, в это время были списаны все недоимки по налогам, при Министерстве финансов была создана специальная комиссия для пересмотра существующих податей и сборов, был усилен контроль за расходованием средств как в масштабах государства, так и в губерниях. С мещан вместо подушевой подати стали взимать налог с городской недвижимости (жилых домов, заводов, фабрик, складских помещений и др.). Многолетний опыт использования подушевой подати показал его недостатки, поскольку установление налога вне зависимости от возможностей населения рано или поздно обречено на неудачу. В России подушевая подать тяжким бременем ложилась на беднейшее население. Однако, несмотря на серьезную критику, она была отменена лишь в конце XIX в.

Важным шагом на пути налоговых реформ в царствование Александра II стала замена винных откупов питейными акцизами (1863), которые впоследствии приносили самые крупные доходы государству. Из-за системы винных откупов в государственный бюджет недопоступали огромные средства, происходило массовое казнокрадство, повышались цены на спиртное. Для обеспечения полноты сбора акцизов были образованы акцизные управления, которые контролировали сбор питейных акцизов.

Был отменен налог на соль (i88o), оказывавший негативное воздействие на уровень цен и уровень жизни малообеспеченного населения.

Наиболее крупные и прогрессивные изменения в налоговой сфере произошли в период правления Александра III(1845-1894)- Особенно весомые преобразования осуществлялись, когда Министерство финансов возглавляли Н. X. Бунге, И. А. Вышнеградский, С. Ю. Витте.

Н. X. Бунге большое внимание уделял улучшению налоговой системы, прежде всего за счет справедливого распределения налогового бремени с учетом возможности налогоплательщиков уплачивать конкретные налоги. Именно по инициативе Бунге началась поэтапная отмена подушевой подати (1883). Стали вводится новые налоги, такие как налог с наследства и дарений, 5%-ный налог на денежные капиталы, были повышены ставки поземельного налога, налога на недвижимость в городах. Бунге считал, что все эти новшества в дальнейшем должны будут привести к введению подоходного налога.

В 1885 г. были учреждены особые органы местного управления — податные инспекции. Главной задачей податных инспекторов стали наблюдение за правильностью распределения прямых налогов, изучение налоговых возможностей населения, контроль за ценами по важным товарным группам.

При И. А. Вышнеградском крупные изменения в системе налогообложения не проводились, в основном осуществлялась налоговая политика Бунге и увеличивались размеры уже действовавших налогов.

Существенные изменения в налоговой системе XIX в. произошли в бытность министром финансов С. Ю. Витте:проведена реформа торгово-промышленного налогообложения, предпринята попытка реализации принципа соразмерности налогообложения с учетом доходов населения. Например, был освобожден от налога безвозмездный переход сельской собственности к ближайшим родственникам, снижены ставки поземельного налога, установлен государственный квартирный сбор, повысились питейные акцизы, установлен табачный акциз.

В конце XIX в. в России сформировалась вполне цивилизованная налоговая система, взимались прямые и косвенные налоги, в определенной мере учитывалась налогоспособность населения (отменена подушевая подать), работала система контроля за сбором налогов. В структуре налогов основную доходообразующую роль играли косвенные налоги, в частности в 1897 г. их доля превысила 85%. В этом заключалась особенность российской налоговой системы — до этого ни в одной европейской стране косвенные налоги не играли столь значительную роль. Причина состояла прежде всего в отмене подушевой подати, а также в том, что потери не были возмещены введением других прямых налогов, т.е. основная налоговая нагрузка падала на беднейшее население.

Можно сказать, что отмена подушевой подати создала условия для введения подоходного налогообложения, возможность применения данного налога к тому времени была неплохо проработана теоретически, к тому же имелся опыт его использования в развитых странах. В конце XIX в. основным источником доходов бюджета служил питейный акциз, следующими по значению косвенными налогами были пошлины. Появились и новые акцизы, в частности нефтяной и спичечный. Введение новых налогов свидетельствовало о расширении сферы налогообложения. Увеличивались поступления от прямых налогов: промыслового налога, налога с городского недвижимого имущества, поземельного налога.

Начало XX в.для России — период бурного развития капитализма: подъем промышленности, торговли; концентрация производства и капитала; строительная лихорадка; громадный приток иностранного капитала. Этому способствовали налоговые льготы. Доходы государственного бюджета стремительно увеличивались — только с 1907 по 1910 г. их прирост был таким же, как в 1891-1899 гг., и составил 4,1 млн руб. Сумма налогов на торговлю и промыслы также быстро росла не благодаря увеличению размера налогов, а именно за счет расширения сферы налогообложения (развития торговли). По-прежнему приоритет в общем объеме налоговых поступлений принадлежал косвенным налогам, среди которых выделялись акцизы и таможенные сборы. Среди прямых налогов лидирующее положение занимал промысловый налог.

К сожалению, плодотворное развитие экономики в общем и налоговой системы в частности было прервано Первой мировой войной, двумя революциями и Гражданской войной.

В дальнейшем финансовая система России эволюционировала в направлении, противоположном процессу общемирового развития финансовой сферы. Практиковались административные методы изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через бюджеты страны, что в итоге привело к кризису.

В конце ХХ в.начался новый этап реформирования российской экономики и налоговой системы, связанный с переходом от административно-командной системы управления к современному рыночному хозяйствованию и построению цивилизованной налоговой системы.

-получить представление о теории и эволюции налогообложения;

-понять экономическую сущность налогов, их функции и классификационные признаки;

-изучить принципы создания сбалансированной и рациональной налоговой системы и подходы к ее формированию;

-уяснить себе сущность налоговой политики, ее типы, задачи, а также условия и факторы проведения;

-изучить механизм возврата и зачета излишне взысканных и излишне уплаченных сумм налогов;

-освоить разные способы обеспечения обязанностей по уплате налогов (сборов), случаи и процедуру их применения;

-оценить реальный уровень налогового бремени на предпринимательский сектор в России с учетом экономических, политических и социальных особенностей страны;

-изучить цели, особенности, методы проведения и процедуру обжалования выездных налоговых проверок;

-освоить порядок расчета и уплаты действующих в настоящее время на территории РФ налогов и сборов;

-изучить механизм налогового администрирования, формы и стадии налогового контроля;

-понять меру ответственности за налоговые правонарушения в России и сравнить ее с ответственностью в других странах.

Контрольные вопросы для самопроверки:

1.Какие налоги существовали в древних государствах?

2.В какое время стала складываться налоговая система в Древней Руси и какие отличительные черты она имела?

3.В чем заключалась особенность налоговой политики, проводимой при Петре I?

4.Каковы основные направления налоговых реформ при Екатерине II?

5. При каком российском императоре были внесены наиболее существенные изменения в систему налогообложения и в чем они заключались?

6.Когда и кем была отменена подушевая подать в России и почему она достаточно долгое время была основным прямым налогом?

7.При каком русском царе были списаны все налоговые долги и к какому периоду времени это относится?

8.В чем состоит отличительная особенность российской налоговой системы от налоговых систем других государств?

9.Каковы были уровень экономического развития России в начале XX в. и особенности проводимой в этот период налоговой политики?

Российская система налогообложения на протяжении времени практически всегда складывалась, развивалась и претерпевала те или иные изменения, вместе с изменениями в её политическом устройстве и вместе с историческими вехами.

Финансовая система Древней Руси стала складываться только с конца IX в. в период объединения древнерусских племен и земель. Основной формой

Князь Олег Вещий (умер в 912 году), объединивший в результате походов вокруг Киева земли кривичей, северян, вятичей, тиверцев и др. кроме дани, обязал покоренные племена поставлять ему воинов. Размер дани выступал постоянным источником внутригосударственных конфликтов. Так, великий киевский князь Игорь по свидетельству историков был убит в 945 году древлянами при попытке вторично собрать с них дань.

Непомерные поборы выступали постоянной причиной вооруженной борьбы русского народа. Так, в конце первой четверти XIV в. неоднократные выступления русских городов привели к ликвидации системы баскачества, а политическое объединение Руси вокруг Москвы создало условия для ликвидации иноземной зависимости. Великий Московский князь Иван III Васильевич (1462--1505 гг.) в 1476 году полностью отказался от уплаты дани.

После свержения монголо-татарской зависимости налоговая система была реформирована Иваном III, который отменив выход, ввел первые русские косвенные и прямые налоги. Основным прямым налогом выступил подушный налог, взимаемый в основном с крестьян и посадских людей. Особое значение при Иване III стали приобретать целевые налоговые сборы, которые финансировали становление молодого Московского государства. Их введение обуславливалось необходимостью осуществления определенных государственных расходов: пищальные (для литья пушек), полоняничные (для выкупа ратных людей), засечные (для строительства засек-укреплений на южных границах), стрелецкая подать (на создание регулярной армии) и т.д.

Ведущее место в налоговой системе продолжали занимать акцизы и пошлины.

Несмотря на политическое объединение русских земель финансовая система России в XV--XVII вв. была чрезвычайно сложна и запутана. Каждый приказ (ведомство) российского государство отвечала за взимание какого-то одного налогового платежа.

В царствование царя Алексея Михайловича (1629--1676 гг.) система налогообложения России была упорядочена. Так в 1655 году был создан специальный орган -- Счетная палата, в компетенцию которой входил контроль за фискальной деятельностью приказов, а также исполнение доходной части российского бюджета.

В связи с постоянными войнами, которая вела Россия в XVII в. налоговое бремя было чрезвычайно огромным. Введение новых прямых и косвенных налогов, а также повышение в 1646 году акциза на соль в четыре раза, привело к серьезным народным волнениям и соляным бунтам.

Промахи в финансовой и налоговой политике государства настоятельно требовали подведения теоретической базы для деятельности государства на фискальном поле.

Эпоха реформ Петра I (1672--1725 гг.) характеризовалась постоянной нехваткой финансовых ресурсов на ведение войн и строительство новых городов и крепостей. К уже традиционным налогам и акцизам добавлялись все новые и новые, вплоть до знаменитого налога на бороды. В 1724 году, взамен подворного обложения Петр I вводит подушный налог, которым облагалось все мужское население податных сословий (крестьяне, посадские люди и купцы). Налог шел на содержание армии и был равен 80 коп. в год с 1 души. Раскольники платили налог в двойном размере. Необходимо отметить, что подушный налог составлял около 50% всех доходов в бюджете государства.[10,c.209]

В результате реформы системы органов государственного управления из двенадцати коллегий-министерств -- четыре отвечали за финансовые и налоговые вопросы.

Основной чертой налоговой системы XVIII в. необходимо назвать большое значение косвенных налогов по сравнению с налогами прямыми. Косвенные налоги давали 42% государственных доходов, причем почти половину этой суммы приносили питейные налоги. [17,c.423]

Во второй половине XIX в. большое значение приобретают прямые налоги. Основным налогом выступала подушная подать, которая с 1863 года стала заменяться налогом с городских строений. Полная отмена подушной подати началась в 1882 году. Вторым по значению налогом выступал оброк -- плата казенных крестьян за пользованием землей.

Особую роль начинают играть специальные налоги: сборы за проезд по шоссейным дорогам, налог на доходы с ценных бумаг, квартирный налог, паспортный сбор, налог на страховой пожарный полис, сбор с железнодорожных грузов, перевозимых большой скоростью и т.д.

В этот же период начинает развиваться система земских (местных) налогов, которые взимались с земли, фабрик, заводов и торговых заведений.

Становление российской налоговой системы продолжалось своим чередом вплоть до революционных событий 1917 года. В дореволюционной России основными являлись следующие налоги: акцизы на соль, керосин, спички, табак, сахар; таможенные пошлины; промысловый налог; алкогольные акцизы и др.

В 1898 году Николай II ввел промысловый налог, игравший большую роль в экономике государства. В этот период большое значение имел налог с недвижимого имущества. Кроме того, отмечается рост налогов, отражающих развитие новых экономических отношений в России, в частности, сбор с аукционных продаж, сбор с векселей и заемных писем, налоги за право торговой деятельности, налог с капитала для акционерных обществ, процентный сбор с прибыли, налог на автоматический экипаж, городской налог за прописку и т.д.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.