Развитие финансов в россии шпора

Сегодня много говорят о состоянии финансовой системы страны. Это система финансовых отношений, сгруппированных по определенному признаку. И нужно сказать, что такие финансовые отношения в нашей жизни присутствуют повсеместно. Они складываются между людьми и государством, между странами, между юридическими лицами или юридическим и физическим лицом. В финансовую систему входит все, что касается денежных отношений. Так что даже домашний бюджет можно считать одним из звеньев оговоренной цепи.

Вот почему так важно понимать особенности функционирования и состояние финансовой системы страны. От функционирования этой системы напрямую зависит уровень жизни населения, развитие экономической системы и темпы, которыми эта система развивается.

Общие сведения о развитии финансовой системы государства

Финансовая система РФ – это достаточно сложное явление. Её основой можно назвать денежные фонды. А состоит она из институтов, которыми пронизана вся экономическая система страны.

В любом государстве именно финансовая система является основой. Ведь уровень экономического развития государства, а также политического и социального развития напрямую зависят от того, насколько развита финансовая система. Вот почему в современных государствах уделяют так много внимания развитию этой системы.

В странах мира есть немало проблем, которые способно решить грамотное развитие финансовой системы:

  • недостаточные темпы экономического развития государства
  • социальная напряженность, которая негативно влияет на процесс
  • снижение уровня жизни граждан страны

По мере развития финансовая система постоянно сталкивается с трудностями, вызовами, которые негативно влияют на экономическую сферу. Именно для того, чтобы предупредить такие трудности и для того, чтобы уметь быстро устранять проблемы, которые возникают время от времени в экономике любого государства, и важно понимать основные принципы развития финансовой системы РФ.

В наше время финансовая система России сталкивается с многочисленными трудностями – это девальвация национальной валюты, экономические санкции со стороны других стран, медленные темпы развития экономики, существенное понижение цены на нефть и другие. И чтобы последствия этих проблем не были глобальными, важно своевременно предпринимать меры, которые бы способствовали развитию финансовой системы страны, нормализации ситуации внутри государства. А для этого важно точно понимать, как она функционирует. И это довольно сложная наука.

Немного истории

Если рассматривать историю становления финансовой системы России, изучать её можно начинать примерно с 9 века. В те времена появились княжеские казначеи, которые собирали дань. Именно дань и стала основным источником доходов княжеств.

Существенные изменения отмечены в период правления Петра Первого. В то время появился Сенат, который должен был заведовать казной государства. Также именно Петр Первый учредил Бурмистрскую палату, в задачу которой входил сбор долгов, и Ближнюю канцелярию, которая занималась ведением доходов и расходов казны государства. Правда, крепостное право существенно тормозило активное развитие финансовой системы. Так как в стране использовали в основном крепостной труд, это задерживало развитие частной предпринимательской деятельности. И в таких условиях существенного пополнения казны ожидать было нельзя, соответственно государственный долг рос. В таких условиях основным источником дохода для покрытия государственного долга стала эмиссия ассигнаций. Кроме того, для покрытия дефицита Россия начала брать кредиты у других стран. Первый крупный кредит сумела получить Екатерина II.

Первое Министерство финансов в Российской империи появляется в 19 веке во времена правления Александра I. Интересно, что первый министр финансов успешно работал на благо государства и за время своей работы сумел существенно сократить государственный долг Империи. Сегодня именно 19 век называют золотым периодом становления финансовой системы России. Грамотная политика государя позволила наблюдать экономический подъем.

Именно Александр Первый стал на пути существенных экономических реформ. И успешному развитию финансовой системы способствовало не только появление Министерства, но и отмена крепостного права, что повлекло за собой снятие многих ограничений на деятельность предприятий. В таких условиях активно стала расширяться банковская система. Правда, все это не уберегло страну от экономического кризиса, который разразился в 1890 году. Но все же грамотная политика государства позволила стране достаточно быстро выйти из кризисной ситуации. И экономика страны успешно шла бы вверх, если бы в начале 20 века не активировались революционные движения.

После революции 1917 года Министерство финансов Российской империи перестало существовать. На смену ему пришел Наркомат финансов РСФСР. Задачи этого управления состояли в том, чтобы проводить кредитную финансовую политику государства. Все частные банки стали государственными, а Государственный банк Российской Империи переименовали в народный Банк РСФСР. Основными источниками пополнения доходов государства остались налоги и средства от народного хозяйства. А расходными статьями преимущественно было финансирование народного хозяйства и проведение культурных мероприятий.

Некоторые изменения произошли в перераспределении расходов в период Второй мировой войны. Значительная часть финансовых ресурсов государства шла на военные расходы. Все свободные финансовые ресурсы отправлялись на нужды войны.

Война существенно усугубила финансовое положение России. И долгие годы в стране царил кризис. Кардинальные шаги для выхода из сложившейся ситуации начали предпринимать в 1970 годах. А в 1980 году произошла полная перестройка всей существующей финансовой системы, в результате которой сформировалось Министерство экономики и финансов РСФСР.

Министерство финансов РФ создано в 1992 году. Политика современного министерства финансов довольно грамотная, но, тем не менее, частые потрясения периодически негативно влияют на эффективное и уверенное развитие финансовой системы страны. Становление современной финансовой системы прошло довольно продолжительный путь от простых торговых отношений до слаженного финансового механизма. И нужно сказать, что этапы развития никогда не заканчиваются, потому что уклад современного общества накладывают особые требования для дальнейшего изменения системы РФ.

Современный этап становления и развития финансовой системы страны

Современная история становления и развития финансовой системы РФ начинается с 1991 года. До этого времени государственный бюджет включался в бюджет СССР, как и у других союзных республик.

В 1991 году финансовая система Российской Федерации претерпела значительные изменения. Выделились три основных звена – федеральный бюджет, бюджеты административных образований и местные бюджеты. Причем все звенья цепи работают автономно. Такая система напоминает структуру финансовых систем стран Запада. При этом каждое звено имеет как собственные статьи доходов, так и собственные расходы. Правда, если говорить о местных бюджетах небольших городов, селений, часто возникает проблема недостаточного уровня их доходности, в результате чего такие муниципальные образования не способны покрыть даже свои первостепенные статьи расходов. Но эту проблему изучает Министерство финансов страны и предлагает успешные шаги для решения проблем дефицитов местных бюджетов.

На данный момент структура доходов бюджета страны выглядит примерно следующим образом:


История в датах: основные этапы становления

Историки выделяют такие основные этапы развития финансовой системы государства:

  1. Период с 9 по 15 век. В это время активно развиваются торгово-денежные отношения, появляется денежная единица, возникает понятие внутреннего рынка.
  2. Период с 15 по 17 век – формируется бюджет, появляется налогообложение. В это время также появляется первый официальный орган, который осуществляет контроль за налогообложением – Сенат.
  3. Период с 17 по 19 век – в это время отмечается уже становление финансовой системы. Проводятся денежные реформы, появляется банк, утверждается официальная денежная единица. Также этот период ознаменован появлением рынка ценных бумаг.
  4. Период с 1917 по 1925 годы. Разваливается установленная финансовая система, а также налоговая система. Формируется система денежного коммунизма. В эти годы наблюдается децентрализация эмиссии денег.
  5. Период с1925 по 1992 годы – формируется командно-административная система. Она направлена на стабилизацию экономической ситуации в стране путем искоренения неравенства. Руководство при этом должно было вестись из единого центра. Важная роль отводилась огосударствлению народного хозяйства. При этом государство устанавливало планы для предприятий, которые должны были выполняться.
  6. Период с 1992 года – переходная модель финансовой системы страны. Она принесла свободы предприятиям. В этот период заметно возросло количество небанковских посредников, формируется рынок ценных бумаг и возрождаются негосударственные страховые фонды.

Существующие сегодня рекомендации для перспектив развития финансовой системы

В любой стране финансовая система оказывает огромное влияние на состояние экономики государства. И Россия не исключение. Это делает особенно актуальным анализ и определение проблем финансового сектора для принятия срочных и эффектных мер, которые будут способствовать устранению трудностей.

Многие современные экономисты уверены, что основная задача управления экономикой – достижения среднесрочной стабильности финансовой системы. И именно этот подход реализовывают на сегодняшний день в стране. Но он давно устарел и требует существенных изменений в условиях современных рыночных требований. Сегодня намного важнее подчинить финансовый сектор задачам развития экономики страны. Важно ориентировать деятельность на развитие производственного сектора для выхода продукции, как на внутренний, так и на внешний рынок. А это требует четкого контроля разных звеньев финансовой системы, среди которых налоговая система, банковская система, денежно-кредитные элементы и прочие. Пока на уровне РФ контроль всех оговоренных систем является недостаточным, а это не способствует решению всех существующих проблем.

Ведущие экономисты считают, что перспективами развития отечественной финансовой системы можно назвать следующие меры:

Изменение законодательных актов, которые регулируют процедуру банкротства. В первую очередь не помешает пересмотреть сроки проведения реструктуризации предприятий, которые не отличаются конкурентоспособностью.

  1. Пересмотр антимонопольного законодательства.
  2. Изменение налоговых законов, в том числе изменение ставки налогов, уменьшение налогового бремени для предприятий. По мнению экономистов, снижение налогового бремени на предприятия приведет к снижению налоговой задолженности предприятий страны и росту поступлений в местные бюджеты.
  3. Уменьшение барьеров для инвестиций в отечественную экономику.
  4. Отказ от кредитования компаний за средства государственного бюджета. Эти функции лучше передать специальным организациям.
  5. Контролировать обязательства бюджетных учреждений.
  6. Шаги для реструктуризации государственного долга.

Это только часть методов, которые озвучивают финансисты в условиях реального времени.

Проблемы и трудности развития финансовой системы в современных условиях

На данный момент современная финансовая система страны не показывает экономический подъем. И на это есть ряд причин. У России есть ряд проблем, которые не способствуют эффективному развитию финансовой системы и подъему экономики.

  1. Одна из проблем – экономические санкции, под гнетом которых уже не первый год находится наше государство. Так как экономика страны зависима от внешних рынков, санкции со стороны европейских государств не способствуют экономическому подъему.
  2. Теневая экономика – эта проблема возникла давно, и пока еще нет эффективных методов её решения. Процент теневых доходов в государстве, к сожалению, довольно большой. Он составляет не менее 2,5% ВВП. Сумма в итоге довольно значительная. Она с легкостью могла бы способствовать снятию социальной напряженности и позволить повысить эффективность государственных финансов. Эта проблема не нова, теневая экономика в РФ возникла давно, и она значительно ухудшает экономическое состояние страны. Но пока еще не найдено эффективных методов решения подобной ситуации.
  3. Проблема распределения сырья. Парадокс в том, что многим отечественным компаниям выгодно вывозить сырье с небольшим уровнем обработки и продавать его иностранным компаниям. Российские производственные компании не получают отечественное сырье, что соответственно снижает их производственные возможности. Государству необходимо усилить контроль за деятельностью сырьевого сектора. Это может способствовать увеличению поступлений в бюджет.
  4. Финансы в большей мере сконцентрированы в федеральном бюджете страны. При этом значение региональных и местных бюджетов уменьшается. А развитие регионов позволяет существенно улучшить экономическую ситуацию в государстве.
  5. Заметный отток денежных средств из РФ для хранения их на счетах зарубежных банков.
  6. Огромный отток средств в счет покрытия государственного долга. На данный момент используются не самые эффективные методы для уменьшения долга страны, что также негативно влияет на финансовую систему.
  7. Значительный рост позиций в рейтинге самых коррумпированных стран мира. Высокий уровень коррупции в России уже не один год остается одной из основных проблем страны, которые не способствуют уверенному экономическому росту, какие бы меры для этого не предпринимали финансисты.

Никто еще не оставлял комментариев. Вы можете стать первым!

Сегодня много говорят о состоянии финансовой системы страны. Это система финансовых отношений, сгруппированных по определенному признаку. И нужно сказать, что такие финансовые отношения в нашей жизни присутствуют повсеместно. Они складываются между людьми и государством, между странами, между юридическими лицами или юридическим и физическим лицом. В финансовую систему входит все, что касается денежных отношений. Так что даже домашний бюджет можно считать одним из звеньев оговоренной цепи.

Вот почему так важно понимать особенности функционирования и состояние финансовой системы страны. От функционирования этой системы напрямую зависит уровень жизни населения, развитие экономической системы и темпы, которыми эта система развивается.

Общие сведения о развитии финансовой системы государства

Финансовая система РФ – это достаточно сложное явление. Её основой можно назвать денежные фонды. А состоит она из институтов, которыми пронизана вся экономическая система страны.

В любом государстве именно финансовая система является основой. Ведь уровень экономического развития государства, а также политического и социального развития напрямую зависят от того, насколько развита финансовая система. Вот почему в современных государствах уделяют так много внимания развитию этой системы.

В странах мира есть немало проблем, которые способно решить грамотное развитие финансовой системы:

  • недостаточные темпы экономического развития государства
  • социальная напряженность, которая негативно влияет на процесс
  • снижение уровня жизни граждан страны

По мере развития финансовая система постоянно сталкивается с трудностями, вызовами, которые негативно влияют на экономическую сферу. Именно для того, чтобы предупредить такие трудности и для того, чтобы уметь быстро устранять проблемы, которые возникают время от времени в экономике любого государства, и важно понимать основные принципы развития финансовой системы РФ.

В наше время финансовая система России сталкивается с многочисленными трудностями – это девальвация национальной валюты, экономические санкции со стороны других стран, медленные темпы развития экономики, существенное понижение цены на нефть и другие. И чтобы последствия этих проблем не были глобальными, важно своевременно предпринимать меры, которые бы способствовали развитию финансовой системы страны, нормализации ситуации внутри государства. А для этого важно точно понимать, как она функционирует. И это довольно сложная наука.

Немного истории

Если рассматривать историю становления финансовой системы России, изучать её можно начинать примерно с 9 века. В те времена появились княжеские казначеи, которые собирали дань. Именно дань и стала основным источником доходов княжеств.

Существенные изменения отмечены в период правления Петра Первого. В то время появился Сенат, который должен был заведовать казной государства. Также именно Петр Первый учредил Бурмистрскую палату, в задачу которой входил сбор долгов, и Ближнюю канцелярию, которая занималась ведением доходов и расходов казны государства. Правда, крепостное право существенно тормозило активное развитие финансовой системы. Так как в стране использовали в основном крепостной труд, это задерживало развитие частной предпринимательской деятельности. И в таких условиях существенного пополнения казны ожидать было нельзя, соответственно государственный долг рос. В таких условиях основным источником дохода для покрытия государственного долга стала эмиссия ассигнаций. Кроме того, для покрытия дефицита Россия начала брать кредиты у других стран. Первый крупный кредит сумела получить Екатерина II.

Первое Министерство финансов в Российской империи появляется в 19 веке во времена правления Александра I. Интересно, что первый министр финансов успешно работал на благо государства и за время своей работы сумел существенно сократить государственный долг Империи. Сегодня именно 19 век называют золотым периодом становления финансовой системы России. Грамотная политика государя позволила наблюдать экономический подъем.

Именно Александр Первый стал на пути существенных экономических реформ. И успешному развитию финансовой системы способствовало не только появление Министерства, но и отмена крепостного права, что повлекло за собой снятие многих ограничений на деятельность предприятий. В таких условиях активно стала расширяться банковская система. Правда, все это не уберегло страну от экономического кризиса, который разразился в 1890 году. Но все же грамотная политика государства позволила стране достаточно быстро выйти из кризисной ситуации. И экономика страны успешно шла бы вверх, если бы в начале 20 века не активировались революционные движения.

После революции 1917 года Министерство финансов Российской империи перестало существовать. На смену ему пришел Наркомат финансов РСФСР. Задачи этого управления состояли в том, чтобы проводить кредитную финансовую политику государства. Все частные банки стали государственными, а Государственный банк Российской Империи переименовали в народный Банк РСФСР. Основными источниками пополнения доходов государства остались налоги и средства от народного хозяйства. А расходными статьями преимущественно было финансирование народного хозяйства и проведение культурных мероприятий.

Некоторые изменения произошли в перераспределении расходов в период Второй мировой войны. Значительная часть финансовых ресурсов государства шла на военные расходы. Все свободные финансовые ресурсы отправлялись на нужды войны.

Война существенно усугубила финансовое положение России. И долгие годы в стране царил кризис. Кардинальные шаги для выхода из сложившейся ситуации начали предпринимать в 1970 годах. А в 1980 году произошла полная перестройка всей существующей финансовой системы, в результате которой сформировалось Министерство экономики и финансов РСФСР.

Министерство финансов РФ создано в 1992 году. Политика современного министерства финансов довольно грамотная, но, тем не менее, частые потрясения периодически негативно влияют на эффективное и уверенное развитие финансовой системы страны. Становление современной финансовой системы прошло довольно продолжительный путь от простых торговых отношений до слаженного финансового механизма. И нужно сказать, что этапы развития никогда не заканчиваются, потому что уклад современного общества накладывают особые требования для дальнейшего изменения системы РФ.

Современный этап становления и развития финансовой системы страны

Современная история становления и развития финансовой системы РФ начинается с 1991 года. До этого времени государственный бюджет включался в бюджет СССР, как и у других союзных республик.

В 1991 году финансовая система Российской Федерации претерпела значительные изменения. Выделились три основных звена – федеральный бюджет, бюджеты административных образований и местные бюджеты. Причем все звенья цепи работают автономно. Такая система напоминает структуру финансовых систем стран Запада. При этом каждое звено имеет как собственные статьи доходов, так и собственные расходы. Правда, если говорить о местных бюджетах небольших городов, селений, часто возникает проблема недостаточного уровня их доходности, в результате чего такие муниципальные образования не способны покрыть даже свои первостепенные статьи расходов. Но эту проблему изучает Министерство финансов страны и предлагает успешные шаги для решения проблем дефицитов местных бюджетов.

На данный момент структура доходов бюджета страны выглядит примерно следующим образом:


История в датах: основные этапы становления

Историки выделяют такие основные этапы развития финансовой системы государства:

  1. Период с 9 по 15 век. В это время активно развиваются торгово-денежные отношения, появляется денежная единица, возникает понятие внутреннего рынка.
  2. Период с 15 по 17 век – формируется бюджет, появляется налогообложение. В это время также появляется первый официальный орган, который осуществляет контроль за налогообложением – Сенат.
  3. Период с 17 по 19 век – в это время отмечается уже становление финансовой системы. Проводятся денежные реформы, появляется банк, утверждается официальная денежная единица. Также этот период ознаменован появлением рынка ценных бумаг.
  4. Период с 1917 по 1925 годы. Разваливается установленная финансовая система, а также налоговая система. Формируется система денежного коммунизма. В эти годы наблюдается децентрализация эмиссии денег.
  5. Период с1925 по 1992 годы – формируется командно-административная система. Она направлена на стабилизацию экономической ситуации в стране путем искоренения неравенства. Руководство при этом должно было вестись из единого центра. Важная роль отводилась огосударствлению народного хозяйства. При этом государство устанавливало планы для предприятий, которые должны были выполняться.
  6. Период с 1992 года – переходная модель финансовой системы страны. Она принесла свободы предприятиям. В этот период заметно возросло количество небанковских посредников, формируется рынок ценных бумаг и возрождаются негосударственные страховые фонды.

Существующие сегодня рекомендации для перспектив развития финансовой системы

В любой стране финансовая система оказывает огромное влияние на состояние экономики государства. И Россия не исключение. Это делает особенно актуальным анализ и определение проблем финансового сектора для принятия срочных и эффектных мер, которые будут способствовать устранению трудностей.

Многие современные экономисты уверены, что основная задача управления экономикой – достижения среднесрочной стабильности финансовой системы. И именно этот подход реализовывают на сегодняшний день в стране. Но он давно устарел и требует существенных изменений в условиях современных рыночных требований. Сегодня намного важнее подчинить финансовый сектор задачам развития экономики страны. Важно ориентировать деятельность на развитие производственного сектора для выхода продукции, как на внутренний, так и на внешний рынок. А это требует четкого контроля разных звеньев финансовой системы, среди которых налоговая система, банковская система, денежно-кредитные элементы и прочие. Пока на уровне РФ контроль всех оговоренных систем является недостаточным, а это не способствует решению всех существующих проблем.

Ведущие экономисты считают, что перспективами развития отечественной финансовой системы можно назвать следующие меры:

Изменение законодательных актов, которые регулируют процедуру банкротства. В первую очередь не помешает пересмотреть сроки проведения реструктуризации предприятий, которые не отличаются конкурентоспособностью.

  1. Пересмотр антимонопольного законодательства.
  2. Изменение налоговых законов, в том числе изменение ставки налогов, уменьшение налогового бремени для предприятий. По мнению экономистов, снижение налогового бремени на предприятия приведет к снижению налоговой задолженности предприятий страны и росту поступлений в местные бюджеты.
  3. Уменьшение барьеров для инвестиций в отечественную экономику.
  4. Отказ от кредитования компаний за средства государственного бюджета. Эти функции лучше передать специальным организациям.
  5. Контролировать обязательства бюджетных учреждений.
  6. Шаги для реструктуризации государственного долга.

Это только часть методов, которые озвучивают финансисты в условиях реального времени.

Проблемы и трудности развития финансовой системы в современных условиях

На данный момент современная финансовая система страны не показывает экономический подъем. И на это есть ряд причин. У России есть ряд проблем, которые не способствуют эффективному развитию финансовой системы и подъему экономики.

  1. Одна из проблем – экономические санкции, под гнетом которых уже не первый год находится наше государство. Так как экономика страны зависима от внешних рынков, санкции со стороны европейских государств не способствуют экономическому подъему.
  2. Теневая экономика – эта проблема возникла давно, и пока еще нет эффективных методов её решения. Процент теневых доходов в государстве, к сожалению, довольно большой. Он составляет не менее 2,5% ВВП. Сумма в итоге довольно значительная. Она с легкостью могла бы способствовать снятию социальной напряженности и позволить повысить эффективность государственных финансов. Эта проблема не нова, теневая экономика в РФ возникла давно, и она значительно ухудшает экономическое состояние страны. Но пока еще не найдено эффективных методов решения подобной ситуации.
  3. Проблема распределения сырья. Парадокс в том, что многим отечественным компаниям выгодно вывозить сырье с небольшим уровнем обработки и продавать его иностранным компаниям. Российские производственные компании не получают отечественное сырье, что соответственно снижает их производственные возможности. Государству необходимо усилить контроль за деятельностью сырьевого сектора. Это может способствовать увеличению поступлений в бюджет.
  4. Финансы в большей мере сконцентрированы в федеральном бюджете страны. При этом значение региональных и местных бюджетов уменьшается. А развитие регионов позволяет существенно улучшить экономическую ситуацию в государстве.
  5. Заметный отток денежных средств из РФ для хранения их на счетах зарубежных банков.
  6. Огромный отток средств в счет покрытия государственного долга. На данный момент используются не самые эффективные методы для уменьшения долга страны, что также негативно влияет на финансовую систему.
  7. Значительный рост позиций в рейтинге самых коррумпированных стран мира. Высокий уровень коррупции в России уже не один год остается одной из основных проблем страны, которые не способствуют уверенному экономическому росту, какие бы меры для этого не предпринимали финансисты.

Никто еще не оставлял комментариев. Вы можете стать первым!

I. Понятие финансов, их сущность………………………4

II. Функции, выполняемые финансами……………………..11

2.1 Распределительная функция финансов……………. 11

2.2 Контрольная функция ………………..………………13

2.3 Регулирующая функция финансов ………………….17

III. Роль и развитие финансов в современных условиях в РФ……………………………………………………………. 18

Список используемой литературы…………………………..24

Рыночная экономика, при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуются тем, что представляет собой социально-ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль, как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они - неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики. Вот почему сегодня как никогда важно хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства.

Финансы как одна из категорий товарно-денежного хозяйства претерпевают различные изменения на разных этапах развития общества. Проведение рыночных реформ в России потребовало коренного пересмотра ряда важнейших теоретических положений российской финансовой науки, в том числе и роли финансов в системе хозяйствования.

Развитие крупномасштабного товарного производства, связан­ное с возникновением национальных и транснациональных орга­низаций корпоративного типа (с долевой акционерной формой уставного капитала), повлекло за собой совершенствование мето­дов, способов мобилизации, использования, распределения де­нежных средств между различными участниками воспроизводст­венного процесса.

Особую значимость в этом распределительном процессе при­обретают вопросы движения денежных средств, обособленные от движения товаров. Они сопряжены как с различными формами кредита, так и с распределением и перераспределением стоимости совокупного общественного продукта между различными субъек­тами, каждый из которых претендует на получение определенной доли в произведенном продукте в соответствии с действующими правовыми нормами или обычаями делового оборота, что и явля­ется собственно сферой финансовых отношений.

I. Понятие финансов, их сущность

Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства.

Так, финансы отличаются от денег прежде всего по своему содержанию. Если деньги – это всеобщий эквивалент для измерения затрат труда, то финансы – это экономическая категория, выражающая денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового внутреннего продукта (ВВП) и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование, работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. ВВП – это макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех товаров, работ и услуг, произведенных на территории страны за год. Таким образом, финансы являются вторичной, т.е. производной, категорией.

Денежный характер финансовых отношений - важный признак финансов. Деньги являются обязательным условием существования финансов. Нет денег - нет финансов, ибо последние и есть овеществленная форма, обусловленная существованием первых.

Отличительным признаком финансовых отношений является то, что процесс перераспределения совокупного общественного продукта сопровождается созданием различных фондов денежных средств, имеющих целевое назначение. Фонды денежных средств, создаваемые на уровне государства, органов местного самоуправ­ления, называются централизованными фондами, а денежные фонды, создаваемые на уровне хозяйствующих субъектов, домохозяйств, — децентрализованными.

Формирование указанных фондов носит строго регламентированный характер.

В распределении совокупного общественного продукта участвует и население, получая свою долю в форме заработной платы, предпринимательского дохода, дивидендов и других форм перераспределения. Кроме того, население участвует в формировании централизованных фондов денежных средств посредством уплаты налогов, других платежей, носящих обязательный характер. Эта система денежных отношений, связанных с формированием и использованием доходов и расходов населения, также является сферой финансовых отношений.

Таким образом, финансы – это также экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Сразу можно оговориться, что круг участников таких отношений достаточно широк, от государства в целом, до единоличного предпринимателя, гражданина страны.

Финансы как научное понятие обычно ассоциируется с теми процессами, которые на поверхности общественной жизни проявляются в разнообразных формах и обязательно сопровождаются движением (наличных или безналичных) денежных средств. Экономические отношения исключительно многообразны: они возникают на всех стадиях воспроизводственного процесса, на всех уровнях хозяйствования, во всех сферах общественной деятельности. При этом однородные экономические отношения, характеризующие одну из сторон общественного бытия, будучи представлены в абстрактном виде, образуют экономическую категорию. Финансы, выражая реально существующие в обществе производственные отношения, имеющие объективный характер и специфическое общественное назначение, выступают в качестве экономической категории.

Главное назначение финансов состоит в том, чтобы путем образования денежных фондов обеспечить потребности государства и хозяйствующих субъектов в денежных средствах и одновременно организовать контроль над их целевым использованием.

Процесс воспроизводства представляет собой совокупность непрерывно повторяющихся циклов.

Область возникновения и функционирования финансов - вторая стадия воспроизводственного процесса, где происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов, которые выступают материальными носителями финансовых отношений.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.