Развитие эмоционально волевой сферы в дошкольном возрасте шпора


Совершенствование эмоционально-волевой сферы дошкольника - задача довольно непростая. Ее решение потребует от воспитателей и родителей много терпения, внимания и любви к малышу, понимания его потребностей и возможностей. Большую помощь в этом случае оказывают развивающие игры. Их применение позволяет направлять энергию дошкольника в нужное русло. Например, снять эмоциональное и мышечное напряжение или выплеснуть агрессию.

Основные составляющие

Эмоционально-волевая сфера дошкольника включает в себя следующие элементы:

  1. Эмоции. Они представляют собой самые простые реакции, которые проявляются у ребенка при его взаимодействии с окружающим миром. Существует условная классификация эмоций. Их делят на положительные (радость и восторг), отрицательные (страх, гнев), а также нейтральные (удивление).
  2. Чувства. Этот компонент рассматриваемой сферы является более сложным. В него входят различные эмоции, которые проявляются у индивида по отношению к конкретным событиям, предметам или людям.
  3. Настроение. Оно является более устойчивым эмоциональным состоянием, зависящим от множества факторов. В их числе: состояние здоровья и тонус нервной системы, социальное окружение и деятельность, обстановка в семье и т.д. Настроение классифицируется в зависимости от продолжительности. Бывает оно переменчивым или стабильным, устойчивым и нет. Подобные факторы определяются характером человека, его темпераментом, а также некоторыми другими особенностями. Настроение оказывает серьезное влияние на деятельность людей, стимулируя либо расстраивая ее.
  4. Воля. Данный компонент отражает способность человека сознательно регулировать свою деятельность и достигать поставленных целей. Стоит отметить, что у младших школьников данный компонент развит уже довольно хорошо.

Особенности

Характеристика эмоционально-волевой сферы дошкольника позволяет судить о том, что относящиеся к ней качества личности обладают в детском возрасте прогрессивным развитием. И происходит это благодаря деятельности маленького человека. При этом регуляция всех направлений изучения ребенком окружающего мира подвержена влиянию эмоциональных процессов, онтогенез которых тесно связан с психическим развитием малыша. И все это невозможно без познавательной деятельности, самосознания и подключения мотивации и потребностей.


Содержание эмоционально-волевой сферы дошкольника, а также ее возрастной динамики определяется изменением реакции ребенка на объекты окружающего мира по мере его взросления. Исходя из этого выделяют следующие стадии:

  1. Период от момента появления на свет и до 1 года. Признаками нормального развития эмоционально-волевой сферы ребенка считаются признание им родителей, а также умение отличать близких и проявлять реакцию на их присутствие, голос и мимику.
  2. Период от года до 3-х лет. Это время, когда происходит формирование минимального уровня уверенности в себе и самостоятельности. Вмешательство в развитие эмоционально-волевой сферы ребенка от взрослых требуется лишь в том случае, когда видно, что малыш сомневается в своих силах, у него слабо развита речь и есть нарушения в навыках двигательной сферы.
  3. Период от 3 до 5 лет. Эмоционально-волевая сфера личности дошкольника в этом возрасте находит свое проявление в активном желании познать окружающий мир, в живом воображении, а также в подражании поступкам и поведению взрослых. Коррекция для детей этого возраста требуется только в том случае, когда ребенок постоянно подавлен, у него наблюдается вялость и отсутствие инициативы.
  4. Период от 5 до 7 лет. Это время, когда благодаря формированию эмоционально-волевой сферы дошкольника у него зарождается выраженное стремление достигать своей цели и чувство долга. При этом достаточно быстро развиваются познавательные и коммуникативные навыки.

При прохождении периода дошкольного возраста у ребенка постепенно меняется содержание эмоций. Они трансформируются и появляются новые чувства. Связано это с изменениями, касающимися структуры и содержания деятельности маленького человека. Малыши активнее знакомятся с природой и музыкой, развивают свои эстетические эмоции. Благодаря этому у них появляется способность чувствовать, переживать и воспринимать то прекрасное, что есть в нашей жизни и в произведениях искусства.

Игры и занятия на развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника развивают в них любознательность и удивление, способность к сомнению или уверенности в своих действиях и намерениях, а также умение испытывать радость от правильно решенной задачи. Все это приводит к совершенствованию познавательных навыков детей. Одновременно с этим развиваются и нравственные эмоции. Они играют существенную роль в формировании активной позиции ребенка и в его личностном развитии.

Проявление чувств

Основные изменения эмоционально-волевой сферы дошкольника происходят в связи со сменой иерархии мотивов, возникновением новых потребностей и интересов. У детей этого возраста постепенно происходит утрата импульсивности чувств, которые становятся по своему смысловому содержанию более глубокими. Однако свои эмоции дети все же еще не могут контролировать до конца. Связано это с органическими потребностями человека, такими как жажда, голод и т.д.

Помимо этого изменению подлежит и роль эмоций в деятельности дошкольника. И если на более ранних этапах онтогенеза основным ориентиром для маленького человека служила оценка взрослых, то теперь он способен испытать радость исходя из собственного предвидения положительного результата и хорошего настроения окружающих.

Постепенно дошкольник осваивает выражение эмоций в их экспрессивных формах. То есть ему становятся доступны мимика и интонации. Овладение такими выразительными средствами позволяет ребенку глубоко осознавать переживания других людей.


При изучении эмоционально-волевой сферы дошкольника становится понятно, что на ее развитие немаловажное влияние оказывает речь. При этом происходит интеллектуализация процессов, связанных с познанием окружающего мира.

Примерно в 4-5 лет у детей начинает возникать чувство долга. Основой его формирования является моральное осознание ребенком тех требований, которые предъявляются к нему как к личности. Это приводит к тому, что дошкольники начинают соотносить свои поступки с аналогичными действиями окружающих взрослых и сверстников. Наиболее ярко чувство долга демонстрируют дети в возрасте 6-7 лет.

Благодаря интенсивному развитию любознательности дошкольники чаще начинают проявлять удивление и радость познания нового. Свое дальнейшее развитие получают и эстетические чувства. Происходит это благодаря деятельности ребенка в творческо-художественном направлении.

Факторы эмоционального развития

Существуют определенные ключевые моменты, благодаря которым происходит становление чувственно-волевой сферы ребенка. Среди них:

  1. Освоение дошкольником социальных форм, способствующих выражению эмоций. Подобный фактор позволяет сформировать чувство долга, становясь отправной точкой для дальнейшего развития моральных, интеллектуальных и эстетических качеств маленького человека.
  2. Речевое развитие. Благодаря вербальному общению эмоции детей становятся все более осознанными.
  3. Общее состояние ребенка. Эмоции являются для дошкольника показателем его физического и психического самочувствия.

Волевые процессы

Для воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста необходимо овладение целеполаганием, планированием и контролем. А это возможно при становлении волевого действия.


Подобная работа начинается с освоения целеполагания. Оно предполагает умение ребенка ставить для своей деятельности конкретную цель. В элементарном проявлении подобную деятельность можно наблюдать еще в младенческом возрасте. Выражается она в том, что ребенок начинает тянуться к той игрушке, которая привлекла его внимание, а если она оказывается вне поля его зрения, то он непременно приступит к ее поискам.

Примерно в двухлетнем возрасте у малышей вырабатывается самостоятельность. Они начинают стремиться к цели. Однако получается у них это только благодаря помощи взрослых.

Целеполагание дошкольников получает свое развитие при инициативной, самостоятельной постановке целей. Причем их содержание постепенно меняется в процессе становлении личности. Так, в младшем дошкольном возрасте цели связаны только со своими интересами. Ставятся они и исходя из сиюминутных желаний ребенка. Старшие же дошкольники стремятся к тому, что важно не только для них, но и для других людей.

Мотивы деятельности

В дошкольном возрасте происходит вычленение того, что и определяет поведение ребенка. Это и является тем ведущим мотивом, который подчиняет себе все остальные. Происходит подобное при общении с взрослыми. В результате складывающейся социальной ситуации определенные действия ребенка приобретают довольно сложный смысл.

Приблизительно с трех лет поведение детей все более подвержено влиянию мотивов. Они подкрепляются, вступают в конфликт или сменяют друг друга. После этого возраста происходит интенсивное формирование произвольности движений. И овладение ими в совершенстве становится основной целью деятельности дошкольника. Постепенно движения начинают становиться управляемыми. Ребенок начинает их контролировать благодаря сенсомоторному образу.

В 3-4 года все чаще для решения познавательных задач дети начинают применять игры. На развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников они оказывают значительное влияние. Наиболее действенными стимулами для этого являются мотивы взыскания и поощрения. В 4 года дети начинают выделять объект своей деятельности и осознают цель преобразования конкретного предмета. В 4-5 лет значительной части дошкольников становятся свойственны нравственные мотивы. Управление собственным поведением дети осуществляют благодаря контролю зрения.

В 5-6 лет в арсенале дошкольников появляются некоторые приемы, которые позволяют им не отвлекаться. Уже к пяти годам дети начинают осознавать то, что различные компоненты деятельности обладают взаимной обусловленностью.

По достижении шестилетнего возраста деятельность ребенка становится обобщенной. У него формируются произвольные действия, о чем можно судить по инициативности и активности дошкольника.

К 6-7 летнему возрасту дети уже более адекватно относятся к своим достижениям. При этом они видят и оценивают успехи сверстников.

У старших дошкольников произвольность начинает наблюдаться и в психических процессах. Это касается их внутренних умственных характеристик, таких как мышление и память, воображение, речь и восприятие.

Развитие эмоционально-волевой сферы

Неправильное общение с ребенком способно привести к следующему:

  1. Односторонней привязанности малыша к матери. Подобный процесс нередко приводит к ограничению потребности ребенка в общении со своими сверстниками.
  2. Выражению родителями недовольства по поводу или без него. Это способствует возникновению у ребенка постоянного чувства страха и волнения.

В психике дошкольника возможно прохождение необратимых процессов, которые запускаются из-за навязывания родителями своих эмоций. В таких случаях дети перестают замечать собственные чувства. Например, порой различные события, происходящие в жизни маленького человека, не вызывают у него никаких эмоций. Однако постоянные вопросы взрослых о том, понравилось ли ему что-либо, обиделся ли он на те или иные действия сверстников или окружающих его взрослых людей, приводят к тому, что малышу приходится замечать такие ситуации и каким-то образом реагировать на них. Делать этого не стоит.

Для того чтобы развить эмоционально-волевую сферу детей, родителям и педагогам необходимо проводить для дошкольников игры, музыкальные занятия, уроки рисования и т.д. В процессе такой специально организованной деятельности дети обучаются умению испытывать те чувства, которые возникают благодаря восприятию.

Активному развитию эмоционально-волевой сферы способствует применение двух приемов. Это песочная, а также сказкотерапия. Рассмотрим их подробнее.

Сказкотерапия

История данного метода имеет достаточно глубокие корни. Однако до того времени, пока не были проведены исследования Р. Гарднера и В. Проппа, сказки для детей считались не более чем забавой. На сегодняшний день уже доподлинно известно, что с помощью таких фантастических и довольно интересных историй весьма активно происходит процесс интеграции личности, расширения сознания маленького человека и развития его творческих способностей. При этом происходит формирование линии взаимодействия ребенка с окружающим миром.

Если сказки для дошкольников подобрать правильно, то они способны вызвать большой эмоциональный резонанс. При этом их сюжеты будут обращены не только к сознанию, но и к подсознанию ребенка.

Особенно актуальны сказки для дошкольников в случае имеющихся у детей отклонений в эмоциональной сфере. Ведь в этом случае требуется создание максимально эффективной ситуации для общения.


Сказки помогают развивать эмоционально-волевую сферу ребенка благодаря выполнению ими следующих функций:

  • психологической подготовке к сложным ситуациям;
  • примерке различных ролей, а также оценке поступков и результатов деятельности;
  • формированию выводов, а также их переноса в реальную жизнь.

Сказкотерапию применяют в виде различных методов. Это может быть:

  1. Сказка-метафора. Образы и сюжеты фантастических и необычных повествований способствуют побудить в сознании ребенка свободные ассоциации. В дальнейшем все они должны обсуждаться и корректироваться взрослым.
  2. Рисование героев и сюжетов сказок. При применении этого метода ассоциации возникают не в словесном, а в графическом виде.

Сказки помогают дошкольникам формировать понятие о том, что в жизни хорошо, а что плохо. Основываясь на действиях и поступках персонажей, ребенок выносит свой вердикт той или иной линии поведения.

Использоваться сказка может и при проведении игр для дошкольников. В этом случае у ребенка происходит развитие мимики и интонаций.

Эффективность сказок для развития эмоционально-волевой сферы дошкольника объясняется тем, что в этих повествованиях отсутствуют прямые нравоучения и назидания. К тому же описываемые события всегда логичны и продиктованы существующими в окружающем мире причинно-следственными связями.

Песочная терапия

Подобный метод активации эмоционально-волевой сферы ребенка является простым, доступным, удобным и многообразным. В чем его достоинства? Песочная терапия эффективна тем, что позволяет дошкольникам выстроить свой индивидуальный мир. При этом ребенок ощущает себя в роли творца, задающего правила игры.

Обычное пересыпание песка позволяет малышам успокоиться и снять напряжение. При лепке фигурок у них развивается мелкая моторика, пробуждается фантазия и стимулируется заинтересованность.


Благодаря применению песочной терапии специалисты могут выявить у ребенка психологические травмы и устранить их. Подобный метод наиболее активно применяется при работе с теми детьми, у которых имеют место задержка развития и недостаточность вербальной сферы.

Эмоциональный интеллект

Международное сокращение данного термина – EQ. Под ним понимают способность детей осознавать собственные эмоции и связывать их с поступками и желаниями. При низких значениях EQ можно говорить о низком социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста. Такие малыши обладают противоречивым поведением. У них отсутствует обширный контакт со сверстниками и имеет место неспособность к выражению собственных потребностей. Помимо этого такие дошкольники отличаются от остальных детей агрессивным поведением и постоянным присутствием страха.

Развитию у детей дошкольного возраста интеллекта эмоциональной направленности способствуют следующие игры:

Музыкальные игры

Подобный вид занятий также способствует эффективному развитию эмоционально-волевой сферы ребенка. Рассмотрим, в чем его особенности.

Музыкальные игры для дошкольников помогают им войти в роль персонажей и образов, передавая при этом связанные с ними чувства. Главным инструментом при этом выступает сам ребенок. Во время музыкальных игр для дошкольников дети используют свой голос, тело, воспроизводят различные звуки, выразительные движения и жесты.

При активации эмоционально-волевой сферы с помощью данного метода педагогу важно идти от самого простого к наиболее сложному. Для этого на первоначальных занятиях происходит использование лишь отдельных эмоционально-игровых компонентов. И только позже дети приступают к самостоятельному проигрыванию образа.

Виды и формы музыкальных игр могут быть самыми разными. Это и пластические импровизации, и диалоги под звуки мелодий, и драматические постановки, и проч.



консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
doklad_po_emots-_volev_sfere.doc 63.5 КБ

Предварительный просмотр:

(воспитатель Третинникова В.С)

1. Особенности эмоционально-волевой сферы дошкольника.

2. Понятийный аппарат.

3. Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника

Список использованных источников

Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности. Психологи считают, что все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать с глубокими изменениями в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка. -

Работа по развитию эмоций поможет родителям и педагогам понять мир переживаний ребенка, лучше узнать его состояние в различных ситуациях, понять, что именно его тревожит и радует. Это позволит (при необходимости) уделить особое внимание малышу, который испытывает эмоциональный дискомфорт, помочь преодолеть и исправить отрицательные черты характера. Таким образом, окружающие ребенка взрослые смогут установить с ним доверительные отношения, а это в свою очередь сможет облегчить процесс воспитания и развития.

1. Особенности эмоционально-волевой сферы дошкольника.

Эмоции воздействуют на все психические процессы: восприятие, ощущение, память, внимание, мышление, воображение, а также на волевые процессы. Поэтому проблема развития эмоций и воли, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики.

Дошкольное детство - период познания мира человеческих отношений. Играя, он учится общаться со сверстниками. Это период творчества. Ребенок осваивает речь, у него появляется творческое воображение. Это период первоначального становления личности.

Исследования, посвященные изучению эмоционально-волевого развития личности ребенка дошкольного возраста, проводились многими отечественными и зарубежными учеными и исследователями (Г.М.Бреслав, В.К.Вилюнас, А.В.Запорожец, К.Э.Изард, Я.З.Неверович, П.В.Симонов и др.).

Отечественные исследователи (И.В.Алехина, Н.М.Амосов, П.К.Анохин, М.В.Антропова, И.А.Аршавский, А.Баллон, А.И.Захаров, М.И.Кольцова, А.Д.Кошелева, Н.Л.Кряжева, Н.М.Матяш, Т.А.Павлова, Н.А.Степанова и др.) связывают возникновение проблем в эмоционально-волевой сферы ребёнка с дефицитом, прежде всего, положительных эмоций и волевого усилия.

2. Эмоционально-волевая сфера

Эмоционально-волевая сфера - это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств.

Чувства - сложный комплекс разнообразных эмоций, связанных у человека с теми или иными людьми, предметами, событиями. Чувства имеют предметную отнесенность, то есть они возникают и проявляются только по отношению к определенным объектам: людям, предметам, событиям и прочему.

Настроение - общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение значительного времени отдельные психические процессы и поведение человека. Настроение существенно зависит от общего состояния здоровья, от работы желез внутренней секреции и, особенно от тонуса нервной системы. Именно этот вид настроения называют самочувствием. На настроение влияют окружающая природа, события, выполняемая деятельность и люди. Настроения могут различаться по продолжительности. Устойчивость настроения зависит от многих причин: возраста человека, индивидуальных особенностей его характера и темперамента, силы воли, уровня развития ведущих мотивов поведения. Настроение накладывает существенный отпечаток на поведение. Настроение может как стимулировать, усиливать, так и подавлять, расстраивать деятельность человека.

Эмоции в строгом значении слова - это непосредственное, временное переживание какого-либо чувства.

Стресс - эмоциональное состояние, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Современные психологи сходятся на точке зрения, согласно которой стресс на начальном этапе развития оказывает положительное влияние на человека, поскольку он способствует мобилизации психических сил и не вызывает физиологических изменений. Но если защитные механизмы человека не могут справиться со стрессом, то в конечном итоге он получает психосоматическое или другое психическое отклонение.

Воля - сознательная саморегуляция поведения, проявляющаяся в преднамеренной мобилизации поведенческой активности на достижение целей, осознаваемых субъектом как необходимость и возможность, способность человека к самодетерминации, самомобилизации и саморегуляции (М.И.Еникеев).

3. Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника

Развитие эмоционально-волевой сферы личности является сложным процессом, который происходит под воздействием ряда внешних и внутренних факторов. Факторами внешнего воздействия являются условия социальной среды, в которых находится ребёнок, факторами внутреннего воздействия - наследственность, особенности его физического развития.

Педагоги могут организовать свою работу по развитию мира эмоций более последовательно и системно.

Начать эту работу можно со знакомства детей со своеобразным эмоциональным букварем, т.к. рассказать другим о чувствах, сделать их понятными можно не только с помощью слов, но и особого языка эмоций: мимики, жестов, поз, интонации. Педагогу нужно учить детей пользоваться языком эмоций как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для лучшего понимания состояния других.

Педагог может использовать известный ему литературный материал. Вспоминая героев произведений, их переживания, дети сопоставляют их с личным опытом. Впоследствии это поможет им разобраться в непростых жизненных ситуациях.

Таким образом, дошкольное детство - период познания мира человеческих отношений. Играя, он учится общаться со сверстниками. Это период творчества. Ребенок осваивает речь, у него появляется творческое воображение. Это период первоначального становления личности.

Необходимо изыскать способы и средства для введения систематической работы по формированию и коррекции эмоциональной сферы ребенка. Задачи воспитателей - обеспечить разностороннее развитие детей. Достигнуть положительных результатов возможно лишь при тесном сотрудничестве и комплексном подходе в работе воспитателей и родителей. Основную работу обучения и воспитания осуществляют педагоги на занятиях и в режимных моментах. С родителями педагоги обсуждают успехи или трудности ребенка в обучении. Основными методами на таких занятиях выступают: создание игровой ситуации, эмоциональной атмосферы, привлекающей внимание к изображаемому предмету, явлению, показ и формирование навыков и умений, обследование предмета. В процессе обследования, наблюдения происходит сочетание восприятия предмета со словесным обозначением предметов, явлений, их свойств, и отношений (название цветов, геометрических форм, величин, пространственных отношений). Таким образом, для коррекции развития эмоционально-волевой сферы дошкольников требуются специально разработанные формы работы, учитывающие возрастные и личностные особенности дошкольников, тщательный отбор и адаптация используемого материала.

Для определения эмоционального состояния ребенка можно использовать тесты на уровень тревожности., тест по самооценке, а также простой рисуночный тест, с помощью которого можно определить настроение, тревожность, агрессивность ребенка.

Период дошкольного детства - возраст познавательных эмоций, к которым относятся чувства удивления, любопытства, любознательности.

Теоретические и практические аспекты в области изучения эмоционально-волевого состояния дошкольников дают возможность понять, что создание эмоционального благополучия и комфорта оказывает влияние практически на все сферы психического развития, будь то регуляция поведения, когнитивная сфера, овладение ребенком средствами и способами взаимодействия с другими людьми, поведение в группе сверстников, усвоение и овладение им социальным опытом.

Способы поведения, которые мы демонстрируем ребенку в обыденной жизни не всегда продуктивны, иногда - неадекватны, а часто и ограничены нашим собственным опытом и недостатками. Поэтому для развития эмоционально-волевой сферы дошкольника необходима специальная работа в этом направлении.

Необходимо активировать эмоции детей через разные виды деятельности, отдавая предпочтение игре. Подбирать подходящие методы и приёмы, учитывающие возрастные и индивидуальные особенности эмоционального развития детей.

Список используемой литературы

Цель: развивать способность детей изображать эмоции (радость, удивление, горе, гнев, страх) с помощью мимики, жестов.

Задания на карточках:

- улыбнуться, как веселый Буратино.

- испугаться, как бабушка, в дом которой пришел волк.

- рассердиться, как злой волк.

- погрустить, как Дюймовочка, увидев Ласточку под землей.

Цель: развивать способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям, описывать мимику окружающих при изображении эмоций.

На одного ребенка воспитатель надевает маску с настроением (ребенок не знает, что это за маска). Остальные дети рассказывают об особенностях положения бровей , рта, глаз.

Цель: развивать умение распознавать эмоциональное проявление других людей по мимике и понимать свое эмоциональное состояние и состояние окружающих.

Ребенок изображает с помощью мимики какое –то настроение, но при этом часть его лица будет скрыта (закрывает верхнюю или нижнюю часть лица листом бумаги.) остальные должны догадаться, какое настроение было загадано.

Цель: развивать способность определять базовые эмоции (радость, горе, гнев, страх, удивление) по мимике и передавать их; развивать тактильные ощущения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект тематического родительского собрания с мини-лекцией о важности развития эмоционально-волевой сферы у дошкольников и игровым тренингом для родителей, обучающим их на практике играм, которые мо.

В данной статье раскрыты особенности сюжетно-ролевой игры, и её влияние на эмоциональную сферу старших дошкольников.

Игры на развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников.

Формирование эмоционально волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитие эмоциональной сферы способствует вся та жизнь, .

Консультация для воспитателей С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение создаются объективные условия для приобщения детей к театру, начинается накопление того минимума театральных впечатлен.

В процессе развития происходит изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возраста.

Важнейшие задачей, стоящей перед ответственными родителями, является развитие эмоционально-волевой сферы у детей. Есть несколько техник и большое количество упражнений, которые позволят развить волевые качества малыша, их можно и нужно применять.


Определение

Эмоционально-волевая сфера характеризуется как сущность и динамические изменения чувств, эмоций и волевых проявлений личности. Эмоциональность напрямую связана с индивидуальностью, нравственными установками, жизненными ценностями и интересами человека, мотивационным потенциалом, волевым управлением.

С детских лет люди сильно различаются между собой по эмоциональной сфере: некоторые впечатлительны, эмоционально развиты, а другие – страдают так называемой эмоциональной тупостью.

Воля же представляет способность человека разумно управлять собственной деятельностью и протеканием психических процессов, умение преодолевать внешние и внутренние трудности. Можно выделить такие ее ключевые функции:

  • определение цели и того, для чего ее необходимо достигнуть;
  • превращение побуждения в действие при недостаточной или, напротив, избыточной мотивации;
  • мобилизация возможностей человека в тех случаях, когда на пути достижения цели возникают препятствия.

Многие исследователи полагают, что воля и мотивация не синонимы: первая появляется в тех случаях, когда второй недостаточно.

Именно совокупность воли и эмоций и составляет эмоционально-волевую сферу.


Компоненты

Принято выделять несколько компонентов данной сферы, они представлены в таблице.

Наименование Краткая характеристикаПримеры
ЭмоцииПростейшие реакции на внешний мирПоложительные (радость)Отрицательные (гнев)Нейтральные (изумление)
ЧувстваБолее сложный по структуре компонент, включает ряд эмоций и проявляется по отношению конкретному человеку или событиюВосхищение, влюбленность, нежность, благодарность – положительные.Ревность, вина, страх, антипатия – отрицательные.
НастроениеЭмоциональное состояние, для которого характерна продолжительностьУстойчивое или неустойчивое.Стабильное и переменное.
ВоляСпособность личности так регулировать свою деятельность, чтобы добиться поставленной цели

Как отличить эмоции и чувства? Если первые присущи и людям, и животным, то на вторые способен исключительно человек. Кроме того, чувства более сложны, устойчивы и продолжительны, одна и та же эмоция может проявляться в различных чувствах – и наоборот.


Значение развития

Эмоции и воля очень важны в жизни каждого человека начиная с детских лет – они управляют восприятием окружающего мира, воздействуют на познавательные процессы личности.

Данная сфера развивается в течение всей жизни, при этом дошкольный возраст считается важнейшим периодом для этого развития. У детей не просто формируется новые виды чувств (так называемые высшие – познавательные, нравственные и эстетические), но и развивается умение контролировать собственные реакции.

Родителям очень важно учить малыша контролировать свои эмоции, иначе в недалеком будущем он может столкнуться с проблемами неврозов, весьма актуальными для современной действительности. Отсутствие самоконтроля способно вылиться в трудности в учебной и трудовой деятельности, в построении межличностных отношений, создании семьи. Необходимо дать ребенку возможность чувствовать себя защищенным, уделять общению с ним должное внимание, в противном случае у дошкольника сформируется неуверенность в себе, недоверие, даже чувство страха, которое, в свою очередь, вызовет такие проблемы, как заикание, энурез, тики, скажется на социализации личности.

Необходимо проводить работу по развитию сферы эмоций в дошкольном периоде, поскольку именно сейчас происходит формирование и закрепление основных ее аспектов. Положительные эмоции и сила воли будут полезны ребенку в процессе обучения, а также помогут ему добиться успехов во внеурочной деятельности.


Специфика развития

Эмоционально-волевое развитие малышей проходит под влиянием двух групп факторов:

  • внутренних (индивидуальные, врожденные способности малыша);
  • внешних (обстановка в семье, общение с родителями, окружение).

И если на первые факторы повлиять родители не могут, то в их силах создать для ребенка дома такие условия, которые будут развивать в нем и волю, и положительные эмоции.

Можно выделить несколько ключевых этапов развития этой важнейшей сферы.

  1. Понимание, осознание и закрепление эмоциональных реакций – как положительных, так и отрицательных. Малыш уясняет, какие события и явления вызывают у него положительные эмоции, какие – отрицательные, и старается делать что-либо так, чтобы получать первые и избегать вторых.
  2. Формирование мотивов, сильнейшим из которых является похвала.
  3. Возникновение иерархии потребностей, которая имеет индивидуальный характер.
  4. Развитие самопознания и способности понимать собственное эмоциональное состояние, выражать его вербально.
  5. Появление новых чувств, способности к самооценке. Малыш словно смотрит на себя глазами взрослых, прежде всего – родителей, пытается разобраться, как тот или иной его поступок будет ими оценен.

Также с возрастом происходит и обогащение словарного запаса, ребенок становится в состоянии детально описать свои эмоции и настроение. Развитие эмоционально-волевой сферы, таким образом, представляет собой сложный процесс.


Важнейшие особенности дошкольников

Исследователями выделяется несколько ключевых особенностей эмоционально-волевой сферы дошкольного периода:

  1. Эмоции управляют всеми поступками ребенка. Они непроизвольные и яркие, быстро вспыхивают и способны моментально угасать.
  2. Ребенок расстраивается из-за того, что что-то у него не получилось, обижается, не получив желаемого, однако столь же легко и забывает об этом.
  3. Чаще всего не способен скрывать или подавлять собственные чувства и эмоции. Хотя некоторым детям удается это сделать.

Уже к старшему дошкольному периоду у крохи появляются мотивы, потребности и интересы, которые будут обусловливать его поступки и деятельность. Также малыши понимают ритм и гармонию, у них складывается понятие о прекрасном.


Нарушения

Как мы выяснили, в период дошкольного детства происходит интенсивное развитие эмоциональной и волевой сфер, однако в этот же период можно отметить и риск появления различных расстройств.

  • Отсутствие у ребенка эмоциональной децентрации, то есть он не способен к сопереживанию.
  • Отсутствие эмоциональной синтонии – ребенок не может отозваться на эмоциональное состояние близкого ему человека.
  • Отсутствие чувства вины.
  • Повышенная эмоциональная возбудимость, гнев по самым незначительным причинам, агрессия, раздражительность. Часто становится причиной межличностных конфликтов.
  • Внутриличностные конфликты, выражающиеся в беспричинных и частых сменах настроения.

Кроме того, у отдельных детей могут наблюдаться одновременно несколько типов нарушений, сочетание внутриличностного и межличностного конфликтов. С одной стороны, они раздражительны и агрессивны, с другой – капризны, обидчивы и ранимы, испытывают страхи.

Родителям следует обратить внимание на следующие признаки нарушений в эмоционально-волевой сфере:

  • гиперактивность ребенка;
  • невнимательность;
  • постоянные страхи и тревоги (одиночества, темноты, смерти), что ведет к появлению безынициативности, чрезмерной скромности;
  • вредные привычки (грызть ногти, карандаши, сосать палец).

Причин, которые вызвали такие проявления, может быть большое количество – от просмотра агрессивных передач по телевизору до невнимательности родителей и недостатка общения с ними. Очень важно вовремя провести корректировку подобных отклонений, в противном случае незрелость эмоциональной и волевой сфер может привести к инфантилизму.


Устранение расстройств

Скорректировать эти нарушения помогут специальные упражнения. Гиперактивным детям можно предложить следующие занятия.

Важно хвалить малыша даже за незначительные успехи, самому проявлять заинтересованность, четко и в доступной дошкольнику форме пояснять суть задания.


Скорректировать неуверенность в себе можно при помощи другой группы упражнений и игр.

  • Рисование. Малышу дается задание изобразить самого себя в образе победителя.
  • Что мне нравится в тебе. Парная игра, но может проводиться и в группе. Дети делятся по двое, после чего по очереди называют те характеристики и качества, которые им нравятся в партнере.
  • Мой хороший поступок. Дети по очереди рассказывают группе о совершенных ими хороших поступках.
  • Что я умею делать хорошего. Каждый малыш делится тем, что у него получается лучше всего.
  • Ромашка успеха. Заранее делается такой цветок: середина – это круглая фотография малыша, обязательно с улыбкой, лепестки разного цвета пока пустые. В течение недели необходимо записывать те хорошие дела, которые ребенок совершил. В выходной день проводится чтение достижений.

Родители могут выбрать наиболее подходящие и интересные для малышей игры из предложенного списка.


Развитие волевых качеств

Для этого необходимо регулярно заниматься с ребенком, научить его контролировать свое поведение.

Помогут в достижении цели следующие правила.

  • Предлагать малышу задания умеренной сложности, чтобы он имел объективную возможность справиться с ними. Постепенно уровень повышается.
  • Соблюдать умеренность и осторожность, помня о том, что дошкольник еще не готов к длительным интеллектуальным и физическим нагрузкам.
  • Придерживаться режима дня. Выполнение конкретных действий в определенный для них временной промежуток отлично дисциплинирует.

У ребенка обязательно должны быть его собственные дела, которые кроме него никто не выполнит (убрать за собой игрушки, полить цветы). Это поможет ему стать более собранным, а также разовьет силу воли. Родителям нужно следить за тем, чтобы малыш завершал начатое дело, а как только это войдет в привычку – ослабить контроль.


Использование арт-терапии

Для коррекции нарушений в эмоционально-волевой сфере детей можно использовать арт-терапию (терапию искусством), которая поможет ребенку избавиться от эмоционального дискомфорта, будет стимулировать самосознание и саморегуляцию. Занятия способны снизить состояние тревожности, агрессию, повысить самооценку малыша, а кроме того, помогут развить его художественные способности.

В ходе такой терапии следует чередовать самостоятельную работу ребенка над созданием определенного продукта с диалогом, обсуждениями, обменом эмоциями, мыслями, впечатлениями.

Использовать следует различные формы арт-терапии. Назовем основные, часто применяемые в ходе занятий с дошкольниками.

Все это интересно ребенку, поможет ему получить положительные эмоции, избавиться от тревожности, страха, снизить агрессивность, в полной мере проявить фантазию. Постепенно он научится мыслить нестандартно, проявит свои способности, приобретет уверенность в своих силах.


Развитие эмоциональной сферы

Это непростое дело, которому, однако, родители должны уделять особое внимание. Прежде всего, необходимо в беседах объяснять малышу суть той или иной эмоции, используя доступную для его понимания лексику. В качестве примеров можно приводить героев сказок, рассказов, персонажей мультфильмов – все это поможет дошкольнику понять и в дальнейшем осознать у себя эмоции и чувства, обогатит его внутренний мир. Важно рассказать ребенку, что каждый может испытывать страхи, гнев, и это нормальные здоровые эмоции, без которых невозможна сама жизнь.

Кроме того, разобраться в собственных эмоциях помогут и специальные упражнения.

Полезна будет и сказкотерапия, помогающая ребенку узнать о чувствах и эмоциях, разобраться в себе, со стороны понаблюдать за различными моделями поведения и их результатами. Причем родители могут как читать готовый вариант, после чего обсуждать его с малышом, так и придумывать собственный текст совместно с ним. Кроме того, можно предложить малышу изобразить на бумаге запомнившегося героя или конкретную ситуацию, проиграть небольшую сценку, активно используя мимику и жесты, пытаясь перевоплотиться в персонажа.

Не менее интересно будет детям и создать собственное произведение, предложить иную концовку или додумать, как продолжили жить герои.

Не стоит недооценивать важность развития эмоциональной сферы. Родителям необходимо помочь ребенку разобраться в себе и развить волевые качества, используя легкие непринужденные игровые формы.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.