Психология осмотра места происшествия шпоры

5) замечали ли окружающие негативное поведение несовершеннолетнего и как реагировали на этот факт, какие применялись меры;

6) в каком классе учится подросток;

7) какова успеваемость в школе;

8) увлекался ли подросток каким-либо предметом;

9) оставался ли на второй год за время учебы;

10) каково отношение к окружающим сверстникам;

11) дружил ли с одноклассниками;

12) исключался ли из школы.

При изучении личности несовершеннолетнего правонарушителя следователь должен установить наличие у него и положительных качеств. А затем выяснить время, когда поведение подростка стало меняться в худшую сторону и после каких обстоятельств.

При выборе тактических приемов проведения с подростком того или иного следственного действия следователь должен хорошо ориентироваться в психологических особенностях личности несовершеннолетних и учитывать их. В ходе подготовки к допросу следователь должен планировать последовательность и формулировку вопросов, а также прогнозировать возможные варианты ответов несовершеннолетнего. В соответствии с материалами дела следователь должен определить линию отношений с несовершеннолетним. На допросе следователь должен выбрать такую тактику общения с ним, чтобы подросток убедился в объективности и беспристрастности следователя.

38. Психология реконструкции события преступления

Выделяют два направления реконструкции события преступления:

1) реконструкция непосредственно события преступления и объективных условий, которые способствовали его совершению. Главная особенность заключается в получении исчерпывающей информации об объекте и объективной стороне состава преступления;

2) исследование личности преступника с учетом возникновения и формирования преступной установки, преступного умысла и субъективного отношения преступника к совершенному деянию. Главной целью такого исследования является получение полной информации о:

а) субъекте преступления;

б) его субъективной стороне;

в) конкретных причинах преступления, которые проявляются через преступные установки и преступное поведение данной личности.

События противоправного деяния восстанавливаются следователем в соответствии с тем, что действительно происходило в прошлом, при этом данное прошлое принимается как неизменное. Личность преступника познается следователем всегда в динамике, за таким исключением, как, например, смерть обвиняемого. Процесс познания истины в процессе расследования противоправных деяний начинается следователем с выдвижения и построения гипотезы, называемой следственной версией, которая воссоздает примерную картину исследуемого явления.

Все выдвинутые следователем версии подвергаются тщательной проверке. Для этого проводятся определенные мероприятия, необходимые для получения фактических данных, таких как судебные доказательства. На их основании следователь может сделать обоснованный вывод, какая из выдвинутых версий соответствует действительности.

Реконструкция события преступления имеет ряд отличительных признаков:

1) подробное правовое регулирование всех этапов деятельности следователя. Все планы своей будущей и настоящей деятельности следователь должен соотносить с процессуальным законодательством, которое является основной базой деятельности следователя;

2) деятельность следователя определяет большое разнообразие задач, правильное разрешение которых требует применения различных профессиональных качеств, навыков и знаний;

3) следственная деятельность отличается преодолением огромного сопротивления со стороны незаинтересованных в успешном расследовании дела лиц;

4) для профессионального и грамотного следователя характерно правильное психологическое воздействие на личность допрашиваемого, обыскиваемого, для того чтобы изменить состояние и направленность данного индивида с целью полного раскрытия преступления;

5) следователь почти никогда не располагает всеми сведениями в начале расследования дела, а значит, ему приходится принимать решения в условиях, характеризующихся той или иной степенью неопределенности.

39. Психология осмотра места происшествия

Осмотр места происшествия - это процесс непосредственного исследования и обнаружения на месте происшествия материальных объектов, их признаков и взаимосвязей, которые представляют собой большое значение для расследования противоправного деяния. При проведении данного следственного действия важно учитывать:

1) психологию подготовки следователя к проведению осмотра места происшествия;

2) психологию отношений между участниками осмотра места происшествия;

3) отдельные психические особенности преступников и их преступного поведения, которые проявляются в материальных следах преступления.

Одним из главных психологических аспектов осмотра места происшествия считается психология познавательной деятельности следователя при осуществлении данного следственного действия. Эффективность этой деятельности, помимо профессиональных качеств следователя, определяется особенностями его восприятия, мышления и воображения.

В психологическом отношении осмотр места происшествия является особым методом исследования, который включает в себя наблюдение. Следователь при подготовке к выезду на место происшествия должен психологически настроиться на предстоящую работу. Он должен в зависимости от характера происшествия смоделировать общую схему своих предстоящих действий, а также сформировать установку на преодоление возможных препятствий. Само место происшествия для следователя является источником информации о преступлении, о личности преступника и потерпевшего, о динамике их взаимодействия и мотивах их поведения. Следователю необходимо заранее определить круг тех специалистов, к помощи которых он будет вынужден прибегнуть. Важнейшее условие успешности осмотра места происшествия - это тщательно организованная предварительная психологическая и техническая подготовка. При осмотре места происшествия следователь должен проявлять такие главные профессиональные качества, как:

2) способность обнаружить вещественные доказательства;

3) способность юридически оценивать малозаметные обстоятельства и признаки объектов в качестве вещественных доказательств. Существенными для раскрытия противоправных деяний могут оказаться малозначительные на первый взгляд предметы, например проездные билеты, отломанные части предметов и т. д. Характер совершенного преступления, похищенные предметы могут свидетельствовать о возрастных рамках и направленности интересов преступника. Взрослые воры обычно похищают наиболее ценные вещи, а подростки - вещи, наиболее для них привлекательные. На основе наблюдений следователь должен делать предварительные вероятностные заключения.

40. Психология диалога при допросе

Эффективность допроса зависит от коммуникативных качеств следователя, развитости его умений производить психологическое воздействие на допрашиваемого и от правильного планирования процесса допроса в зависимости от индивидуальных качеств допрашиваемого. Построение продуктивной тактики допроса невозможно без понимания личности допрашиваемого. Следует знать о ключевых трудностях в процессе допроса, особенно при отрицании вины. Поэтому уместно заметить, что эффективность допроса зависит от своевременного и последовательного применения различных приемов психологического воздействия на допрашиваемое лицо. А выбор определенных приемов психологического воздействия напрямую зависит от целей допрашивающего и особенностей личности допрашиваемого.

Среди таких приемов можно выделить:

3) форсированный темп допроса;

4) замедленный темп допроса;

5) пресечение лжи;

6) опора на положительные качества личности допрашиваемого;

7) повторность допросов и т. д.

Особенно важно во время проведения допроса учитывать психодинамические качества допрашиваемого лица. При допросе лиц, которые в момент расследуемых событий находились в напряженном состоянии, следует иметь в виду, что их восприятие событий отличалось некоторым искажением сущности происходящего, иллюзорностью и т. д. Именно поэтому следователь должен учитывать при проведении допроса ведущие анализаторные системы допрашиваемого, такие как развитость (слабость) зрительной, слуховой, обонятельной, двигательной памяти и преимущественное запоминание отдельными индивидами по-разному одних и тех же явлений. Доказано, что одни индивиды лучше запоминают вербальный, словесно-описательный, а другие - наглядно-образный материал. Кроме этого, следователь обязан учитывать возрастные особенности психики человека.

Индивидуальный подход к допрашиваемому - это основное требование в теории следственной тактики. Применение этого требования неразрывно связано с диагностикой личностных психических свойств допрашиваемого. В самом общем виде личностные качества определяются следующими взаимосвязанными психическими особенностями:

1) направленностью личности, а именно ее иерархически организованной ценностной системой;

2) обусловленными природой человека особенностями психической регуляции, называемой темпераментом;

3) устойчивыми, приобретенными в условиях существующих общественных отношений способами регуляции поведения;

5) социально-статусными психическими проявлениями.

Осмотр места происшествия (ОМП), как правило, относится к первоначальным следственным действиям, а по большинству дел об особо опасных преступлениях против личности расследование начинается с ОМП.

Осмотр — самостоятельное следственное действие, имеющее целью обнаружение следов преступления и других вещественных доказательств, выяснение обстановки происшествия, а равно иных обстоятельств дела. Вместе с тем ОМП может быть составной частью других следственных действий: задержания, обыска, выемки, следственного эксперимента и т.д.

Психологическими особенностями ОМПявляются следующие (рис. 10.2):


Рис. 10.2. Психологические особенности осмотра места происшествия

ОМП — незаменимое следственное действие. Непосредственно в процессе изучения следователь использует самые различные формы и методы познания с целью установления фактов и обстоятельств, которые дают возможность обозначить ход расследования и выяснить истинный характер события.

  • 1. Внешними факторами ОМП, способными в случае недостаточной подготовленности следователя оказать на него отрицательное психологическое воздействие, являются неблагоприятные условия осмотра: холод, жара, дождь, снег, туман, плохая видимость, слишком большая или, наоборот, малая площадь, занимаемая местом происшествия. В подобных случаях некоторые следователи теряют психологическую устойчивость. В их поведении появляются элементы нервозности, неуверенности и т.п.
  • 2. На эффективность осмотра немалое влияние оказывает так называемый психологический фон преступления. В подавляющем большинстве случаев следователь не остается равнодушным к тому, что он обнаруживает при осмотре, видя жертвы, раны, кровь, повреждения и разрушения, слезы потерпевших и их родственников, он испытывает чувство возмущения, негодования, сострадания, сочувствия, жалости, гнева и т.п. Нужно иметь в виду, что психологический фон преступления способен оказывать на следователя как положительное, так и отрицательное воздействие. В первом случае испытываемые следователем чувства заставляют его овладеть собой, направить все силы на достижение цели, наиболее эффективно провести осмотр, в общем сделать все для установления истины. Такая психологическая готовность, естественно, приводит к повышению у следователя активности, целеустремленности, сосредоточенности, настойчивости, решительности, внимания и т.д. Растерянность, отсутствие профессионального опыта, неумение управлять психическими процессами мешают следователю, усиливают отрицательное воздействие психологического фона преступления.
  • 3. ОМП относится к тем немногим следственным действиям, при проведении которых следователь действует, так сказать, публично, в присутствии других людей. Это также требует определенной психологической подготовленности, в частности, умения сосредоточиться, сохранять устойчивость, концентрированность внимания и в то же время руководить действиями участников осмотра, поддерживать необходимую дисциплину, атмосферу сотрудничества.

Субъективные факторы, влияющие на ОМП.

Для успешного ОМП рекомендуется решать следующие задачи.

  • • Первая — собрать всю информацию, которая может иметь отношение к расследуемому событию. На этом этапе не следует ограничиваться сбором сведений под влиянием только одной версии.
  • • Вторая — проанализировать собранную информацию и на этой основе попытаться создать версии, которые объясняли бы происшедшее событие.
  • • Третья заключается в сопоставлении каждой выдвинутой версии со всей обстановкой места происшествия. В ходе такого сопоставления должны быть объективно отмечены все противоречия.

Если при решении второй задачи нет возможности выдвинуть хотя бы одну, достаточно обоснованную версию, следует признать, что следователь поторопился, и вернуться к решению первой задачи (сбору информации).

Если при решении каждой выдвинутой версии выявляются противоречия, необходимо вернуться к решению сначала первой, а затем второй задачи.

ОМП позволяет получить сведения не только о событиях преступления, но и о многих особенностях личности преступника (физических, биологических, психологических). Преступление как один из видов сознательной целенаправленной деятельности человека отражает многие особенности личности правонарушителя. Между результатом преступных действий и личностью правонарушителя прослеживается объективно существующая связь. Она может проявляться в виде и способе совершенного преступления, в определенных материальных изменениях места происшествия.

12.2. Психология осмотра места происшествия

Осмотр места происшествия, как правило, относится к первоначальным следственным действиям, а по большинству дел об особо опасных преступлениях против личности расследование начинается именно с осмотра места происшествия. Успех или неуспех при этом в значительной степени предрешает выдвижение правильной версии, раскрытие преступления, изобличение виновных. С другой стороны, ошибки, допущенные следователем при производстве осмотра, нередко отрицательно сказываются на дальнейшем ходе расследования, толкают следствие на ложный путь или заводят его в тупик.

Осмотр — самостоятельное следственное действие, имеющее цель обнаружение следов преступления и других вещественных доказательств, выяснение обстановки происшествия, а равно иных обстоятельств, имеющих значение для дела (ст. 176 УПК РФ). Вместе с тем осмотр (в качестве познавательного приема) может быть и составной частью других следственных действий, задержания, обыска, выемки, наложения ареста на имущество, следственного эксперимента, проверки показаний на месте. Так, при задержании подозреваемого осматривается его одежда, находящиеся при нем или изъятые при личном обыске вещи. При обыске осматриваются обнаруженные орудия преступления, предметы и ценности, добытые преступным путем, а также другие предметы или документы, которые могут иметь значение для дела. При выемке осматриваются изымаемые предметы, документы, ценности и т. п. При наложении ареста осмотру подлежит имущество, которое включается в опись.

В системе первоначальных следственных действий осмотр места происшествия занимает наиболее важное, ключевое положение. Обусловлено это не только тем, что на месте происшествия запечатлены и могут быть обнаружены следы преступления и иные объекты. Особая значимость данного следственного действия в не меньшей степени определяется сложным содержанием обстановки, объектов и обстоятельств происшествия, наличием между ними причинно-следственных и пространственно-временных связей, резким дефицитом информации о них, а также специфическими задачами, которые по своей сущности всегда являются проблемными и предполагают широкое использование для их решения различных форм деятельности.

Непосредственно в процессе изучения объектов места происшествия следователь использует самые различные формы и методы познания, направленные на установление фактов, обстоятельств, которые дают возможность определить направление расследования и выяснить истинный характер события[188].

1. Производство осмотра места происшествия для следователя обычно совпадает с острым недостатком информации. Нередки случаи, когда в ходе осмотра места происшествия следователю необходимо получить ответ на главный вопрос: имело ли место событие преступления вообще?

2. Вопросы, которые ставит перед собой и пытается разрешить следователь в ходе осмотра места происшествия, имеют, как правило, комплексный характер. Следователь стремится установить, было ли совершено преступление (или произошел несчастный случай, самоубийство и т. п.), кто совершил преступление, когда, где и по каким причинам было совершено преступление, каков механизм действия преступника и т. п.

3. Характерная особенность осмотра места происшествия — получение информации путем наблюдения за конкретной обстановкой места происшествия с последующим анализом результатов наблюдения. Иными словами, информация при осмотре места происшествия получается на уровне конкретных образов, т. е. на уровне первой сигнальной системы, ассоциируется, направленно отбирается в мыслительные модели (версии), которые обретают словесно-логическую форму. При переходе информации из одной формы в другую происходит ее частичная утрата и возможные искажения, что неизбежно влияет на полноту и объективность выдвинутой версии.

4. Основным средством закрепления добытой в ходе осмотра информации является протокол осмотра, в котором вся собранная в результате наблюдения информация излагается в словесной форме, в синтезированном виде (протокол, схема с приложениями).

5. К протоколу осмотра места происшествия нередко прилагаются фотографии, схемы, рисунки, вещественные доказательства, отражающие результаты осмотра в форме образов на уровне первой сигнальной системы.

6. В ходе осмотра места происшествия следователь получает информацию не от людей, а от вещей, и в этом отношении осмотр места происшествия является противоположностью допроса. (В следственной практике получает все большее распространение воспроизведение показаний на месте происшествия, которое совмещает в себе характерные особенности допроса и осмотра.)

7. Осмотр места происшествия на первоначальном этапе расследования, совершенного в условиях неочевидности преступления, представляет сложную следственную ситуацию, успешное разрешение которой обеспечивается реализацией организационной, поисковой и реконструктивной сторон деятельности. Изучение предмета исследования как целого, как системы, как комплекса деятельности всегда имеет целью познание и раскрытие структуры этого предмета, того, что делает его системой, образует его интегральные свойства и закономерности.

Таким образом, мы приходим к пониманию деятельности как многоуровневого явления. В частности, при психологическом анализе деятельности следователя при осмотре места происшествия выделяются организационная, поисковая, реконструктивная и удостоверительная стороны деятельности.

Каждая из этих сторон образует особый цикл, достижение успеха в котором обеспечивается определенной системой личностных качеств, навыков и умений следователя.

Таким образом, успешное разрешение этой ситуации обеспечивается сложной системой профессиональной деятельности.

Первыми в деятельность (с момента получения извещения о преступлении) включаются организационные структуры (волевые компоненты) личности следователя, обеспечивающие техническую и психологическую готовность к выезду, формирование группы работников, участвующих в осмотре. Далее организационная деятельность способствует своевременному прибытию на место происшествия, организации различных заградительных мероприятий, организации самого осмотра и координации действий всех его участников.

Основной организационно-тактической формой взаимодействия следователя и работника органа дознания на первоначальном этапе расследования является совместный выезд на место преступления в составе оперативно-следственной группы. Их взаимодействие при осмотре места происшествия предполагает не дублирование работы, а обязательное и четкое распределение функций. Если следователь производит непосредственно осмотр места происшествия, отыскивает и закрепляет доказательства, фиксирует результаты осмотра в протоколе, то оперативный работник но указанию следователя проводит комплекс оперативно-розыскных мероприятий, направленных на раскрытие преступления. Такие мероприятия должны проводиться одновременно с осмотром места происшествия и обеспечивать условия, необходимые исследователю для более качественного осмотра и расследования в целом.

Организуя оперативную группу, необходимо помнить о целесообразности сочетания профессионального и жизненного опыта ее участников, их психологической совместимости (готовности сотрудничать, помогать друг другу, быстро преодолевать возникающие конфликты, сохранять в любых ситуациях благожелательность, выдержку, самообладание и взаимное уважение).

Осмотр места происшествия относится к тем немногим следственным действиям, при проведении которых следователь действует, так сказать, публично, в присутствии других людей. Это также требует определенной психологической подготовки, в частности умения сосредоточиться, сохранять устойчивость, концентрированность и переключаемость внимания и в то же время руководить действиями участников осмотра, поддерживать необходимую дисциплину, атмосферу сотрудничества.

С момента начала осмотра поисковая сторона деятельности обеспечивает выделение (вычленение) на месте происшествия криминалистически значимой информации, отражающей динамику события преступления, личность преступника (преступников), личность потерпевшего, способ совершения преступления, предметы преступного посягательства и т. д.

Событие преступления, как и всякое событие, оставляет во внешнем мире систему следов. Эти следы обладают специфическими особенностями и в целом образуют систему, существующую в пространстве и времени. Успешные осмотры предопределяются выделением системы следов. Одной из главных причин неудачных осмотров является неумение выделить ее из окружающей действительности.

Криминалистическая наблюдательность при осмотре места происшествия реализуется путем планомерного, целенаправленного, продуманного восприятия обстановки (наблюдения). Для того чтобы оно было максимально эффективным, надо соблюдать определенные правила. До начала осмотра важно получить общее представление о случившемся.

В процессе предварительного обзора вопрос о соотносимости (связи отдельных частей и элементов обстановки, их отношений к событию) решается предположительным образом, т. е. происходит предварительное целостное, непосредственное соотнесение материальной обстановки с окружающей местностью. Следователь не только выделяет обстановку в целом (в общих чертах) из местности, но и уясняет ее частные и общие координаты. Решение перечисленных задач обзора во многом зависит от восприятия сложности и протяженности обстановки.

Обычно в начале осмотра следователь мысленно определяет его предполагаемые пространственные границы. Если эти границы намечены правильно, то уже одно это обстоятельство в значительной степени предваряет успех выявления необходимых следов, а позднее — выдвижение правильных версий. Неправильное определение пространства, в котором должны находиться следы преступлений, приводит к значительным просчетам вплоть до построения ошибочных версий.

Следует помнить, что многие следователи при осмотре места происшествия ограничивают его пространство плоскостью (пола осматриваемой комнаты или квартиры, асфальтового покрытия, на котором остались следы транспортного происшествия, и т. д.), при этом нередко забывают, что всякое пространство имеет три измерения, и, в частности при осмотре места происшествия, кроме поисков следов в определенной плоскости, их следует еще искать выше и ниже ее уровня и в этом направлении активизировать свое внимание.

Следователь, осматривая помещение краеведческого музея, из которого были похищены ценные экспонаты, сосредоточил свое внимание на поисках следов проникновения и ухода преступника через дверь и окна. Однако окна были заделаны прочными решетками и не имели повреждений, а двери были заперты изнутри. На основании этих фактов была выдвинута версия о симуляции кражи работниками музея (расположенного в помещении бывшей церкви) с целью сокрытия совершенных ими же хищений. Однако другой следователь, который принял позднее это дело к своему производству, при повторном осмотре поднялся на купол здания и там обнаружил выдавленное из рамы стекло окна и кусок веревки, укрепленной на арматуре купола. Возникло предположение, что преступник проник в музей через верхнюю часть купола, спустился вниз по закрепленной веревке, похитил экспонаты и вместе с ними поднялся по веревке обратно, затем, используя эту веревку для страховки, спустился по внешней стороне купола, отрезал часть веревки и, перебравшись на ветки росшего рядом дерева, спустился по нему на землю и скрылся. Эта версия давала возможность построить некоторый гипотетический портрет преступника: ловкого, обладающего спортивными навыками, дерзкого человека. Эти предположения полностью подтвердились в ходе дальнейшего расследования.

Поисковая деятельность следователя отличается нестандартным характером распознаваемой информации, а также уникальностью многих распознаваемых признаков. Трудность задачи следователя на этом уровне деятельности заключается в невозможности заранее предусмотреть все сочетания признаков и состояний объектов распознавания, так как последние имеют индивидуальный и нестандартный характер.

Весь процесс поисковой деятельности может быть представлен в такой последовательности.

Особое место в процессе наблюдения занимает установка как готовность к определенной активизации, зависящая от наличия потребности и объективной ситуации ее удовлетворения[190].

Понятие установки тесно связано с проблемой единства и целостности деятельности[191]. Многочисленные экспериментальные исследования показали, что деятельность субъекта всегда детерминирована установкой как состоянием настройки субъекта, предвосхищающей действия в предстоящей ситуации.

При исследованиях было установлено, что основная сущность поисковой деятельности заключается в вычленении из окружающей среды именно той информации, которая имеет значение для раскрытия данной категории преступлений. Например, на практических занятиях большинство следователей, осматривая бухгалтерские документы, находящиеся во взломанном сейфе, отыскивали (вычленяли) следы предполагаемого взломщика: отпечатки пальцев, следы орудий взлома, случайно выпавший волос и т. п. Затем возникла версия о симуляции данной кражи кассиром, и те же следователи стали осматривать те же документы под углом зрения возможной растраты денег в кассе и способов ее сокрытия.

У лиц, работающих в следственных органах, наряду с установкой на обычное восприятие развивается установка на восприятие, направленное на раскрытие преступления, которая в результате накопления опыта следственной работы может превратиться в устойчивую профессиональную наблюдательность.

Даже талантливому следователю при осмотре места преступления, совершенного в условиях неочевидности, редко удается сразу вычленить все следы, полностью отражающие динамику прошлого преступного события.

При непосредственном осмотре обстановка места происшествия воспринимается как совокупность множества предметов, следов и других материальных образований, где каждый объект имеет присущие ему формы, размеры, проявляет свои качества и пространственные связи в данном множестве объектов, составляющих место происшествия[192]. Таким образом, обстановка кажется целостной структурой. Но достаточно попытаться объяснить системно-структурные связи, определяющие единство элементов, как сразу обнаруживается, что часть объектов в данном множестве случайна; их внешние связи с другими элементами и множеством в целом не составляют единой композиции. Только внутренняя упорядоченность, закономерность связей и отношений представляет системную целостность, пока же закономерности структуры не раскрыты, наблюдаемое остается множеством объектов, не сведенных в единую систему[193].




Осмотр места происшествия(ОМП), как правило, относится к первоначальным следственным действиям, а по большинству дел об особо опасных преступлениях против личности, расследование начинается с ОМП.

Психологическими особенностями ОМП являются следующие:

1. ОМП — незаменимое следственное действие. Непосредственно в процессе изучения следователь использует самые различные формы и методы познания, с целью установления фактов и обстоятельств, которые дают возможность обозначить ход расследования и выяснить истинный характер события.

2. Очень часто ОМП совпадает с недостатком информации и характеризуется неопределенностью следственной ситуации. Вопросы, которые ставит перед собой и пытается решить следователь имеют, как правило, комплексный характер.

3. Особенностью следственного осмотра также является его неотложный характер. Всякая отсрочка может привести к изменениям обстановки, утрате следов и улик, забыванию очевидцами и свидетелями важных для дела обстоятельств.

ОМП — это вид сложной комплексной деятельности, состоящей из действий следователя, специалистов и понятых, при руководящей роли следователя. Деятельность следователя в силу этого складывается из ряда операций и реализуется в познавательном, поисковом, организационном и удостоверительном элементах.

4. Кратко их обозначим. Познавательный элемент деятельности составляет восприятие обстановки, фактов, явлений, установление между ними причинной связи, выдвижение предположений, версий. Поисковый элемент деятельности — это поиск, обнаружение изменений, вызванных действиями преступника; изъятие следов, вещественных доказательств. Организационный элемент включает в себя руководство оперативной группой в ходе осмотра (организация охраны места происшествия, помощь потерпевшему, распределение функций между участниками осмотра и т. д.). Удостоверительный элемент деятельности следователя — это закрепление, удостоверение и фиксация в ходе осмотра следов, вещественных доказательств, установленных фактов. Следователь составляет протокол ОМП, чертит схемы и т. п. сам или с помощью специалистов производит фотографирование, киносъемку, видеозапись.

Указанное выше дробление деятельности следователя при ОМП носит в известной степени условный характер. На практике деятельность следователя представляет собой единое неделимое целое.

Каждое преступление приводит к определенным изменениям материальной обстановки, отражается в сознании людей. Изменения в обстановке места происшествия могут быть зафиксированы, обнаружены и использованы в качестве доказательств. Изменения материальной среды воспринимаются участниками осмотра, причем эффективность восприятия, а значит, и следственного действия в большей степени зависит от профессиональных качеств, психологических свойств, состояния эмоционально-волевой сферы субъектов восприятия.

Однако восприятием не исчерпывается содержание осмотра. Не менее важным оказывается решение мыслительных задач. Следователь не просто воспринимает обстановку места происшествия, а одновременно задает себе и пытается ответить на ряд вопросов, выдвигает версии и стремится в ходе осмотра проверить их.

Для успешного ОМП рекомендуется решать следующие задачи:

— Первая — собрать всю информацию, которая может иметь отношение к расследуемому событию. На этом этапе не следует ограничиваться сбором сведений под влиянием только одной версии.

— Вторая — проанализировать собранную информацию и на этой основе попытаться создать версии, которые бы объясняли происшедшее событие.

— Третья заключается в сопоставлении каждой выдвинутой версии со всей обстановкой места происшествия. В ходе такого сопоставления должны быть объективно отмечены все противоречия.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Психологические основы осмотра места происшествия.

Психологические основы осмотра места происшествия.

Психологические основы осмотра места происшествия.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.