Психологические основы воспитания шпора

Психологическое понятие воспитания

Действительно, несмотря на то, что традиционно каждый урок любого учебного предмета должен ставить перед собой задачи не только обучения, но и воспитания, а также развития, легче и естественнее всего это осуществляется на уроках физической культуры. Это обусловлено тем, что хотя развитие двигательной и других сфер психики детей нередко рассматривают вне связи друг с другом, однако, как отмечали В.И.Панов и Г.П.Позднякова (2004), именно двигательная активность является необходимым условием для развития других видов деятельности, например, игровой или учебной. Соответственно, только овладев этими видами деятельности, ребенок получает адекватные возможности для развития познавательной, эмоциональной и личностной сфер психики, что неразрывно связано с процессом воспитания.

Если педагогика занимается целями, задачами, методами воспитания, то психология воспитания как отрасль педагогической психологии исследует внутреннюю психологическую сущность воспитательного процесса. Отсюда необходимость раскрытия психологических законов и механизмов формирования личности, что составляет важную предпосылку разработки новых средств, форм и методов качественного совершенствования системы воспитания.

Психология рассматривает воспитание как процесс, осуществляемый при взаимодействии воспитателей и воспитанников, а также взаимодействии между собой самих воспитанников, являющихся полноправными субъектами, а не только объектами воспитания. Организация процесса воспитания связана с построением такой общественной практики, которая направляет развитие субъективного мира человека, содействуя осознанному принятию им общественных ценностей и самостоятельности в решении сложных нравственных проблем в соответствии с образцами, принятыми в обществе. Таким образом, воспитание- это деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностной ориентации, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и профессиональной деятельности.

В целях создания широких возможностей для максимального самовыражения, самореализации, развития социальной активности растущих людей необходимо совершенствовать формы разнообразной деятельности как в системе официально созданных детских, подростковых и юношеских организаций, так и в неформальных объединениях. Важное место здесь принадлежит физической культуре, тем более, что в структуре потребностей и интересов детей и подростков занятия физическими упражнениями занимают одно из ведущих мест.

Цели воспитания

Воспитание - одна из важнейших сторон социализации ребенка, приобретения им человеческого жизненного опыта. В отличие от обучения, где центром внимания является становление только познавательных процессов человека, его способностей, приобретение им знаний, умений и навыков, воспитание нацелено на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям.

Общими для обучения и воспитания являются основные механизмы приобретения человеком социального опыта, а специфическими - результаты субъективизации, принятия этого опыта в качестве ценности. Применительно к воспитанию ими являются свойства и качества личности, формы ее социального поведения, а применительно к обучению - знания, умения и навыки.

Воспитанием, его научным обоснованием, кроме психологии и педагогики, занимаются философия и социология. Без учета свойств психического отражения основные проблемы воспитания не могут быть не только решены, но даже и правильно поставлены, так как их понимание зависит от знания психологии личности, человеческих взаимоотношений, психологии различных социальных общностей.

Воспитание начинается с определения его целей. Главная цель воспитания - формирование и развитие ребенка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе. Цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда и не являются постоянными в любом обществе. Меняется система общественного устройства и социальные отношения - изменяются и цели воспитания. Всякий раз они задаются в виде требований, которые предъявляют к личности человека новые тенденции развития общества.

К разряду непреходящих ценностей, не имеющих исторических и государственных границ, относятся общечеловеческие нравственные ценности. Эти ценности (как цели воспитания) связаны с понятиями добра и зла, порядочности, гуманности и любви к природе. От них зависит уровень духовности человека, его свобода, ответственность личности за то, что происходит с ней и вокруг нее, порядочность, скромность, человечность, бескорыстие, доброта и многое другое.

Наряду с общей целью возникают и специальные социальные цели воспитания, которые могут быть названы лишь приблизительно. Они соответствуют изменчивым требованиям текущего момента истории данного общества и определяют собой актуальное направление его развития. Через некоторое время, когда общество завершит соответствующий этап своего развития и двинется дальше, они могут стать другими. Среди специальных целей воспитания, отвечающих современным тенденциям общественного прогресса, стремление воспитать детей, подростков и молодежь, занимающихся физической культурой и спортом, инициативными, волевыми людьми, честолюбиво стремящимися к достижению успехов.

Средства воспитания

Под средствами воспитания понимаются способы организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых воспитатели воздействуют на воспитанников с целью сформировать и развить у них определенные психологические качества и формы поведения.

Под средствами психологического воздействия на личность рассматриваются предпринимаемые воспитателем действия, направленные на изменение личности воспитанника. К. ним можно отнести всевозможные виды научения, связанные с формированием поступков человека, убеждение, внушение, преобразования когнитивной сферы, социальных установок. Особое место среди средств воспитательного воздействия отводится комплексным, рассчитанным на оказание глобального эффекта на личность, затрагивающим все или большинство ее сторон. К ним, например, можно отнести психотерапию, социально-психологический тренинг, различные другие виды психокоррекции.

Средствами воспитания могут стать: личный пример воспитателя, образцы поведения, демонстрируемые окружающими людьми, поступки, описываемые как нормативные и высоко оцениваемые в педагогической, художественной, публицистической и другой литературе. Воспитательное воздействие на человека как личность может оказывать все, что так или иначе личностно затрагивает его и способно повлиять на его психологию и поведение.

Средства воспитания по характеру воздействия на человека можно разделить на прямые и косвенные. Первые включают в себя непосредственно личностное воздействие одного человека на другого, осуществляемое в прямом общении друг с другом. Вторые содержат воздействия, реализуемые с помощью каких-либо средств, без личных контактов друг с другом воспитателя и воспитываемого (чтение книг, ссылка на мнение авторитетного человека и т.п.).

По включенности сознания воспитателя и воспитанника в процесс воспитания его средства делятся на осознанные и неосознанные. В случае использования осознанных средств воспитательного воздействия воспитатель сознательно ставит перед собой определенную цель, а воспитанник знает о ней и принимает ее. При использовании неосознанных средств воздействия принятие воспитательных влияний воспитанником происходит без сознательного контроля с его стороны, а также без преднамеренного воздействия со стороны воспитывающего лица.

По характеру направленности воспитательные воздействия, его средства можно разделить на эмоциональные, когнитивные и поведенческие. Они могут быть - и на практике чаще всего являются - комплексными, включающими разные стороны личности воспитанника. Аналогичным образом можно разделить те средства воспитательного воздействия, которыми пользуется воспитатель.

Когнитивные воспитательные воздействия нацелены на систему знаний человека, на ее преобразование. Поскольку большинство современных ученых склоняются к мысли о том, что знания человека о мире не только определяют его как личность, но и оказывают решающее влияние на его поведение, значение данной области воспитательных воздействий существенно возрастает, и в современных условиях она становится основной.

Эмоциональные воспитательные воздействия призваны вызывать и поддерживать у воспитанника определенные аффективные состояния, облегчающие или затрудняющие принятие им других психологических влияний. Положительные эмоции делают воспитанника открытым по отношению к субъекту воспитательных воздействий, отрицательные эмоции, напротив, отгораживают воспитателя от воспитанника, блокируют оказание на него воспитательного воздействия.

Поведенческие воспитательные влияния непосредственно направлены на поступки человека. Вынуждая его действовать определенным образом и обеспечивая соответствующие, положительные или отрицательные подкрепления совершаемым поступкам, такие влияния косвенно воздействуют и на личность. В данном случае воспитанник сначала совершает определенный поступок и только затем осознает его полезность или вредность, в то время как во всех предыдущих случаях изменения вначале происходят во внутреннем мире личности, а уже потом проецируются на поведение.

Поскольку знания, эмоции и поступки человека взаимосвязаны, через любое из них можно оказать влияние на личность в целом. Это позволяет воспитателю при дефиците возможностей ставить акцент на какие-либо избранные воспитательные воздействия, добиваясь нужного результата. Однако полноценными воспитательные воздействия будут лишь тогда, когда они проводятся комплексно и затрагивают все сферы личности.

В отдельную группу можно выделить методы психотерапевтического, психокоррекционного воздействия на личность. Традиционно психотерапия не была отделом педагогической психологии и понималась как способ лечения или предупреждения возникновения различного рода заболеваний, частично или полностью имеющих психогенную природу, т.е. зависящих от психологического состояния человека.

В настоящее время во многих странах мира методы психотерапевтического воздействия вышли за пределы медицинской практики и стали широко применяться в психокоррекционных и психопрофилактических целях при воспитании личности к практически здоровым людям с целью обеспечить их лучшую адаптацию к реальным социальным условиям. К таким методам, в частности, относится социально-психологический тренинг. Он включает в себя множество частных методик, значительная доля которых направлена на то, чтобы научить человека лучше справляться с жизненными проблемами и стрессовыми ситуациями, устанавливать нормальные, бесконфликтные, эмоционально благоприятные взаимоотношения с окружающими людьми, успешно решать деловые и личные проблемы. Если психотерапия не входит в традиционный профессиональный арсенал преподавателя, то многие виды тренингов давно применяются в рамках занятий физической культурой.

Литература и искусство в отдельности выступают как средства и источники нравственного и эстетического воспитания (в последние годы также социального и экономического), рассчитанного на более глубокое понимание основных жизненных нравственных категорий добра и зла и на формирование более глубокого понимания различных процессов, происходящих в обществе. Они же являются одним из главных источников формирования общей культуры у человека.

Важное значение имею личные контакты. Личность воспитывается через многочисленные личные контакты, официальные и неофициальные отношения. В этом плане более всего сказываются на воспитании ребенка его встречи и контакты с разными людьми в организованных и неорганизованных социальных группах. Группы, которые несут в себе наибольший воспитательный потенциал для личности, принято называть референтными. В разном возрасте у человек могут быть различные референтные группы. Дошкольники и младшие школьники в большей степени ориентируются соответственно на родителей и педагогов, подростки – на сверстников. Учитывая ту значимость, которые имеют у школьников физические качества (сила, ловкость, быстрота), в процессе воспитания нельзя недооценивать возможности физической культуры и спорта. При этом, особую актуальность воспитание в процессе двигательной активности имеет для подростков, поскольку подростковый возраст - это критический период в развитии человека, время сильных психофизиологических и психологических изменений, становления самостоятельности, этап активного экспериментирования в различных сферах жизни (сексуальное поведение, употребление психоактивных веществ). Одновременно формирующееся поведение подростка подвержено серьезному влиянию группы сверстников, СМИ, рекламы.

Теории воспитания

Для понимания возможности изменения поведения человека, что и представляет из себя воспитание, необходимо представлять, чем оно (поведение) регулируется, каким образом происходит этот процесс. Существует несколько концептуальных теорий, объясняющих происхождение, формирование и изменение личности и ее поведения под влиянием воспитания. В качестве научной базы для таких теорий выступают психологическая теория развития личности, социальная психология, возрастная психология.

Биогенная теория (З.Фрейд, Уи.Макдауголл, Э.Кречмер и другие). Утверждает, что личностные качества человека в основном передаются по наследству и мало изменяются под влиянием условий жизни. Данная теория представляет весьма осторожный взгляд на возможности воспитания личности. В свое время, преимущественно до XVIII-XIX вв., она была довольно популярной среди философов, врачей и педагогов и оказала существенное влияние на те концепции воспитания, которые появились на рубеже XIX и XX вв. В те годы, когда они публиковали свои основные работы, как бы само собой разумеющимся считалось, что если не все, то по крайней мере значительная часть характеристик личности воспитанию не подлежит, поскольку они являются врожденными.

Социогенная теория. Вторая теория по смыслу представляет собой как бы полную противоположность первой. В отличие от только что рассмотренной, которую можно было бы обозначить как биогенную, назовем последнюю социогенной, имея в виду лежащую в основе этой теории идею о почти исключительной социальной детерминированности личностных качеств человека. Данная теория утверждает, что все, что есть личностного в человеке, возникает при его жизни под влиянием социальных условий и в принципе поддается воспитанию, начиная от темперамента и кончая нравственными чувствами и установками. Несмотря на ряд преувеличений, теория социального влияния раскрыла негативную роль СМИ, рекламы, реферетной группы, способствующих развитию вредных привычек и девиантных форм поведения. Эта же теория заложила научные основы позитивного социального влияния через целенаправленную воспитательную деятельность.

Хотя данная теория в целом, наверное, ближе к истине, чем предыдущая, против нее также можно выдвинуть ряд контраргументов. Основные из них следующие. Во-первых, некоторые свойства личности не могут быть воспитаны, поскольку они напрямую зависят от генотипа и определяются им (темперамент, в частности, зависит от врожденных свойств нервной системы человека). Во-вторых, из психиатрии и психопатологии известны факты, свидетельствующие о связи болезненных состояний организма с изменениями личности больного человека. Например, при психических заболеваниях типа истерии и шизофрении наблюдаются существенные изменения в эмоционально-мотивационной сфере личности больного, которые не компенсируются воспитанием. То же самое касается наркомании, хронического алкоголизма и многих других психосоматических болезней. Следовательно, далеко не все в личности зависит только от воспитания, многое определяется и состоянием психики.

Необихевиоризм (Б.Скиннер и его последователи). Поскольку здесь под личностными структурами понимаются привычки, умения и навыки поведенческого характера, то проблема их формирования и преобразования сводится к устойчивым изменениям в поведении человека. Считается, что с помощью специальной техники поведенческого научения, основанной на разумном использовании поощрений за положительные и наказаний за отрицательные реакции, на применении на практике механизма научения через так называемое оперантное обусловливание, можно преобразовать личность в любом возрасте и в нужном направлении.

В социально-когнитивной теории А.Бандуры акцент сделан на формировании навыков на основе наблюдения за ролевыми моделями. А.Бандура указывал на роль инструктирования в формировании поведенческих навыков, подчеркивая, что большинство правил поведения усваивается посредством инструкций, а не в результате непосредственного личного опыта. Учетный считал, что люди формируют определенную поведенческую реакцию, наблюдая за поведением модели. Эта теория легла в основу технологий формирования здорового образа жизни и избавления от вредных привычек.

Ряд теорий представляют собой промежуточные, компромиссные варианты рассмотренных выше. Они характеризуются одновременным признанием зависимости развития и функционирования личности как от биологических, так и от социальных факторов и отводят воспитанию значительную, хотя и ограниченную роль.

Психологические теории воспитания различаются еще и тем, какие моменты, связанные с развитием личности, в них подчеркиваются.

Есть группа теорий, предметом исследования н которых выступает характер человека. В теориях другого типа обсуждаются вопросы становления и развития интересов и потребностей ребенка. Особый класс теорий составляют те, в которых предметом рассмотрения и, соответственно, воспитания выступают черты личности. Здесь обнаруживаются определенные вариации, зависящие от того, о каких чертах личности идет речь. Если имеются в виду так называемые базисные черты личности, возникновение и формирование которых у ребенка связывается с опытом раннего детства, то вопрос о возможности их воспитания соотносится только с данным периодом жизни. Считается, что, однажды сформировавшись, эти черты личности в дальнейшем почти не изменяются и чем старше становится ребенок, тем меньше возможностей у него остается для воспитания соответствующих личностных черт.

Реже речь идет о вторичных чертах, которые возникают и формируются позднее, а тем более — о высших чертах духовного и мировоззренческого характера, выступающих в форме моральных и социальных установок, то с их воспитанием связываются большие надежды. Утверждается, что такие черты можно воспитывать у человека в течение всей его жизни, однако для этого необходима специальная практика.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; Нарушение авторского права страницы

  • Главная Страница
  • Поиск По Сайту
  • Контакты Обратная связь
  • Главная
  • Психология
  • Книги по психологии
  • Книга Основы психологии и педагогики Узунова Н. С., Туляков Ю. Т.
  • Основы психологии воспитания

Основы психологии воспитания

  • " onclick="window.open(this.href,'win2','status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no'); return false;" rel="nofollow"> Печать
  • Электронная почта

ХIV. Основы воспитания

Каждое общество, исходя из своих экономических, политических, социальных и культурных потребностей, ставит перед воспитанием вполне определенные цели.

Поэтому в процессе формирования личности сливаются воедино как объективные, так и субъективные факторы.

Объективными факторами выступают: производственные отношения, социальная среда, социально-политические, культурные и бытовые ценности. Субъективными факторами – сложившаяся система организованных воспитательных воздействий на индивида. Рассмотрим эту систему.

В воспитательном процессе воплощено неразрывное единство социального, психологического и педагогического. Это единство во многом составляет предмет психологии воспитания.

Психология воспитания – отрасль педагогической психологии, которая изучает психологические закономерности формирования личности в условиях целенаправленного педагогического воздействия на человека. [10, с. 3].

Цели психологии воспитания – изучить, понять психологическую сущность процесса воспитания, вооружить практиков воспитательного процесса научно-обоснованными знаниями психологической природы воспитательных воздействий.

Что же включает в себя психология воспитания?

- знание особенностей взаимодействия воспитателя и воспитуемого;

- взаимосвязь исполнения ролей объекта и субъекта воспитания;

- связь воспитательных воздействий с индивидуальными особенностями личности;

- социальные и психолого-педагогические факторы возникновения и формирования отрицательных черт личности, девиантного (отклоняющего) поведения;

- закономерности процесса перевоспитания [Подробнее см.: 10, с. 3-14].

Современная наука о воспитании классифицирует его по уровню, целям и направлениям.

По уровням воспитательные воздействия определяются: воспитатель – воспитанник, воспитатель – группа, группа – личность, группа – группа, общество – личность, общество – группа, улица – личность, улица – группа.

По целям: воспитать положительное, устранить недостатки, предупредить и откорректировать появление отрицательного, перевоспитание, самовоспитание.

По направлениям: формирование мировоззрения, нравственное, эстетическое, физическое, профессиональное воспитание.

Рассмотрим эти направления.

Формирование мировоззрения (системы взглядов на окружающий мир): материя и сознание, мир и его законы, человек и мир, человек и его сознание, законы общества. Получаемые знания трансформируются во взгляды, взгляды – в убеждения, убеждения формируют мировоззрение, мировоззрение проявляется в поведении.

Нравственное воспитание (формирование убеждений и привычек действовать в соответствии с общепринятыми нормами правилами): уважение к законам, понятие о добре и зле, долг, честь, совесть, справедливость.

Эстетическое воспитание (формирование эстетического отношения к действительности): формирование эстетической направленности личности; овладение системой общетеоретических и специальных знаний по вопросам эстетики, теории и истории искусства; наделение системой умений и навыков для эстетической сферы будущей профессиональной деятельности нынешней студенческой молодежи; воспитание эстетики повседневного поведения; формирование эстетического сознания.

Физическое воспитание (формирование стремления к укреплению и сохранению физического здоровья): массовое развитие физической культуры; укрепление физического здоровья студентов; воспитание ответственного отношения к своему здоровью, его поддержанию и укреплению; повышение спортивного мастерства студентов.

Профессиональное воспитание (формирование и укрепление качеств, связанных с профессией); т. к. кроме чисто профессиональных качеств, оно формирует и развивает нравственные основы профессий: врач – не навреди больному, бухгалтер, финансист – не укради и не дай украсть другому, торговец – не обмани покупателя, начальник – не обидь незаслуженно подчиненного.

Воспитательная деятельность требует не только глубокой и всесторонней подготовки, использования знаний, навыков и умений, но и применения определенных принципов и методов.

Таким образом, педагогика, как и психология, выполняет не только теоретическую, познавательную функцию, но и выступает как прикладная практическая дисциплина, которая поможет будущим специалистам успешно трудиться самим и эффективно обучать и воспитывать своих подчиненных.

Психологические основы воспитания

Воспитание — социальное, целенаправленное создание ус­ловий (материальных, духовных, организационных) для ус­воения новым поколением общественно-исторического опы­та с целью подготовки его к общественной жизни и произво­дительному труду.

Выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в це­лом, и воспитание в узком смысле — как целенаправленную де­ятельность, призванную сформировать систему качеств личнос­ти, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении — как решение какой-либо конкрет­ной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т. д.).

Таким обра­зом, воспитание — это целенаправленное формирование лич­ности на основе формирования: 1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира; 2) мировоззре­ния; 3) поведения (как проявление отношений и мировоззре­ния).

Можно выделить виды воспитания (умственное, нрав­ственное, физическое, трудовое, эстетическое и т.д.).

В современную эпоху целью воспитания является формирование лично­сти, которая высоко ставит идеалы свободы, демократии, гуманизма, справедливости и имеет научные взгляды на окружающий мир. Формирование всесторонне и гармонич­но развитой личности становится основной целью (идеа­лом) современного воспитания.

Различные цели воспитания по-разному определяют и его со­держание, и характер его методики.

Существует значительное разнооб­разие теорий и подходов к воспитанию (концепции и парадигмы).

Первую группу состав­ляют концепции, в которых воспитание рассматривается как более или менее жесткое руководство учащимися, формиро­вание заданных обществом свойств личности. Это можно на­звать авторитарной, технократической педагогикой. Воспитательным концепциям второй группы можно дать обобщенное название — гуманистическая школа. В общем, воспитательные системы Запада базируют свои теории на философии прагма­тизма, позитивизма, экзистенциализма. Психоанализ и бихе­виоризм являются психологической основой большинства вос­питательных концепций Запада.

Формирование навыков поведения необходимо, но нельзя пре­небрегать собственной волей личности, ее сознанием, свободой выбора, целями и ценностями, что и детерминирует собственно человеческое поведение.

Модель воспитания гуманистической педагогики, в основе ко­торой лежит направление гуманистической психологии, разви­валась в 50—60-е годы в США в трудах таких ученых, как Маслоу, Франкл, Роджерс, Колли и др.

. человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. [1] Суть подлинно гуманистического . преодолевать препятствия, управлять своим поведением, правильное отношение ребенка к взрослым . окончания процесса воспитания. Конечно же, требования к педагогу в этом .

1. Ученики решают в процессе учения проблемы, интересую­щие их и значимые для них.

2. Педагог чувствует себя по отношению к ученикам конгру­энтно, то есть проявляет себя таким человеком, какой он есть, выражая себя свободно.

3. Педагог проявляет безусловное положительное отношение к ученику, принимает его таким, как тот есть.

4. Педагог проявляет эмпатию к ученику. Это означает спо­собность проникать в его внутренний мир, понимать его, смот­реть его глазами, оставаясь при этом самим собой.

5. Педагог играет роль помощника и стимулятора значимого учения, должен создать психологический комфорт и свободу ученика, т. е. учение должно быть центрированно на ученике, а не на учебном предмете.

Педагогические закономерности воспитания — это адек­ватное отражение объективной действительности воспитатель­ного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах.

Можно выделить следующие закономерности воспитания (П.И. Пидкасистый):

—воспитание ребенка как формирование в структуре его лич­ности социально-психологических новообразований соверша­ется только путем активности самого ребенка. Мера его усилий должна соответствовать мере его возможностей. Любая воспитательная задача решается через активные дей­ствия: физическое развитие — через физические упражне­ния, нравственное — через постоянную ориентацию на само­чувствие другого человека, интеллектуальное — через мыс­лительную активность, решение интеллектуальных задач;

— содержание деятельности детей в процессе их воспитания определяется на каждый данный момент развития актуаль­ными потребностями ребенка. Опережая актуальные потреб­ности, педагог рискует встретить сопротивление и пассивность детей. Если не учитывать возрастные изменения потребностей ребенка, то процесс воспитания затрудняется и нарушается;

—соблюдение пропорционального соотношения усилий ре­бенка и усилий педагога в совместной деятельности: на начальном этапе доля активности педагога превышает актив­ность ребенка, затем активность ребенка возрастает и на зак­лючительном этапе ребенок все делает сам под контролем пе­дагога. Совместно разделенная деятельность помогает ребен­ку ощутить себя субъектом деятельности, а это чрезвычайно важно для свободного творческого развития личности. Хороший педагог чувствует границы меры собственного участия в деятельности детей, умеет отойти в тень и признать полное право детей на творчество и свободный выбор;

. в жизни. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игровой деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в . игровых приёмов и упражнений в совместной деятельности детей и педагога показало, что игры на развитие ведущего вида деятельности доступны таким дошкольникам и вызывают у .

— только в условиях любви и защищенности ребенок свобод­но и вольно выражает свои отношения, благоприятно раз­вивается. Поэтому воспитание включает в свое содержание демонстрацию любви в адрес ребенка, умение понять, помочь ребенку, простить его оплошности, защитить;

— организуемая деятельность должна сопровождаться или венчаться ситуацией успеха, которую должен пережить каждый ребенок. Ситуация успеха

— это субъективное пе­реживание достижений, внутренняя удовлетворенность ребенка самим участием в деятельности, собственными действиями и полученным результатом. Положительное подкрепление — самое общее условие создания ситуации успеха;

— воспитание должно носить скрытый характер, дети не долж­ны чувствовать себя объектом приложения педагогических нравоучений, не должны постоянно осознавать свою подвер­женность продуманным педагогическим влияниям. Скрытая позиция педагога обеспечивается совместной деятельностью, интересом педагога к внутреннему миру ребенка, предостав­лением ему личностной свободы, уважительным и демокра­тичным стилем общения;

— целостность личности предписывает педагогам целостность воспитательных влияний.

Принципы — общие руководящие положения, требующие последовательности действий при различных условиях и об­стоятельствах.

Выделяют следующие основные принципы (П.И. Пидкасис­тый, 1996):

1. Ори­ентация на ценностные отношения — постоянство профес­сионального внимания педагога на формирующиеся отноше­ния воспитанника к социально-культурным ценностям (че­ловеку, природе, обществу, труду, познанию) и ценностным основам жизни — добру, истине, красоте. Условием реализа­ции принципа ориентации на ценностные отношения высту­пают философская и психологическая подготовка педагога;

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное бюджетное образовательное учреждение "СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ" Кафедра образования периода детства Реферативная работа Роль предметно-практической деятельности в воспитании и развитии детей младшего школьного возраста Татаркина М.В. Специальность: "Преподавание в младших классах" Группа .

Методы воспитательного воздействия — это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспитанни­ков для решения педагогических задач в совместной деятель­ности, общении воспитанников с педагогом-воспитателем.

Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны. Средствами воспитания являются предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач. Метод вос­питания реализуется через деятельность педагога-воспитателя, средство же (книга, кинофильм и пр.) может влиять и вне дея­тельности педагога, без педагога.

Для практической работы педагога больше всего подходит следующая классификация методов воспитания:

— методы убеждений, с помощью которых формируются взгля­ды, представления, понятия воспитуемых, происходит опера­тивный обмен информацией (внушение, повествование, диалог, доказательство, убеждение)

— методы упражнений, с помощью которых орга­низуется деятельность воспитуемых и стимулируются позитивные ее мотивы (различные виды заданий на индивидуаль­ную и групповую деятельность в виде поручений, требований, состязания, показа образцов и примера, создание ситуаций успеха);

24. Психология воспитания и самовоспитания Цели воспитания Воспитание — вторая после научения сторона социализации ре­бенка, приобретения им человеческого жизненного опыта. В отличие от обучения, где центром внимания является становление познава­тельных процессов человека, его способностей, приобретение им зна­ний, умений и навыков, воспитание нацелено на формирование че­ловека как личности, его .

— методы оценки и самооценки, с помощью которых произво­дится оценка поступков, стимулирование деятельности, ока­зывается помощь воспитуемым в саморегуляции их поведе­ния (критика, поощрение, замечания, наказания, ситуации доверия, контроля, самоконтроля, самокритики).

В психолого-педагогической литературе единого подхода к классифи­кации форм воспитательной работы нет. Наиболее распростра­ненной является классификация организационных форм воспи­тания в зависимости от того, как организованы учащиеся: мас­совые формы (участие всего класса), кружковая, групповая и индивидуальная. Заслуживает внимания подход к. определению форм воспитательной работы, связанный с направлениями вос­питательной деятельности. Например, для организации позна­вательно-развивающей деятельности учащихся более подходят такие формы, как викторина, конкурс проектов, деловые игры, науч­ные конференции, конкурс изобретателей.

При осуществлении задач нравственного воспитания могут при­меняться такие формы, как диспуты, круглый стол, беседа на этические темы, телемосты, акции милосердия, литературно-музыкальные композиции и т.п. Для каждого детского кол­лектива следует выбирать наиболее подходящие формы. Чем разнообразнее по содержанию формы организации воспи­тательного процесса, тем он эффективнее. В основе выбора форм воспитательной работы должна находиться педагогическая це­лесообразность.

Когда речь вдет о специально организованной воспитательной деятельности, то обычно эта деятельность ассоциируется с определенным воздействием, влиянием на формируемую лич­ность.

Само по себе внешнее воспитательное воздействие не всегда ведет к желаемому результату: оно может вызывать у воспитуемого как положительную, так и отрицательную реакцию или же быть нейтральным. Вполне понятно, только при условии, если воспитательное воздействие вызывает у личности внут­реннюю положительную реакцию (отношение) и возбуж­дает ее собственную активность в работе над собой, оно оказывает на нее эффективное развивающее и формирую­щее влияние.

Под воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс органи­зации и стимулирования разнообразной деятельности форми­руемой личности по овладению общественным опытом: зна­ниями, практическими умениями и навыками, способами твор­ческой деятельности, социальными и духовными отношениями.

Указанный подход к трактовке развития личности получил название деятелъностно-отношенческой концепции воспита­ния. Сущность этой концепции, как показано выше, состоит в том, что, только включая растущего человека в разнообраз­ные виды деятельности по овладению общественным опытом и умело стимулируя его активность (отношение) в этой дея­тельности, можно осуществлять его действенное воспитание. Без организации этой деятельности и формирования положитель­ного отношения к ней воспитание невозможно. Именно в этом состоит глубинная сущность этого сложнейшего процесса.

В процессе воспитания необходимо побудить ребенка к осуществлению самовоспитания.

Самовоспитание — это процесс усвоения человеком опыта пред­шествующих поколений посредством внутренних душевных фак­торов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не на­силие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматри­вать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться.

Самообразование — это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное раз­витие. Самообучение — это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных уст­ремлений и самим выбранных средств.

Самовоспитание — деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеж­дениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются пред­посылками организации самовоспитания.

Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как самообязательство (добровольное задание самому себе осоз­нанных целей и задач самосовершенствования, решение сфор­мировать у себя те или иные качества); самоотчет (ретроспек­тивный взгляд на пройденный за определенное время путь); ос­мысление собственной деятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач); самоконтроль (систематическая фик­сация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий).

Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком це­лей, программы действий, контроля за выполнением програм­мы, оценки полученных результатов, самокоррекции.

Самоопределение представляет собой сознательный выбор че­ловеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравствен­ных норм, профессии, условий жизни.

К методам самовоспитания относятся: 1) самопознание; 2) са­мообладание; 3) самостимулирование.

Самопознание включает: самонаблюдение, самоанализ, само­оценивание, самосравнение.

Самообладание опирается на: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.

Самостимулирование предполагает: самоутверждение, само­ободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.