Пространственно-временная организация бытия шпора

Пространство и время

В современной науке и философии все формы реальности рассматриваются как существующие во времени и пространстве.

Исторически сложились два подхода в толковании пространства и времени:

Первый из них сложился в классической науке и связан с пониманием про­странства и времени как самостоятельных сущностей на ряду с материей. Пространство сводилось к бесконечной пустоте, вмещающей все тела, время - к "чистой" длительности. Эта идея, в общем виде сформулирована еще Демокритом, получила свое логическое завершение концепции абсолютного пространства и времени Ньютона. Согласно этой концепции, существует абсолютно пустое пространство, вакуум, которое непрерывно по свое природе. Именно благодаря пустоте в пространстве может осуществляться движение дискретных материальных тел. Субстанциональная концепция пространства и времени, сформулированная Ньютоном как физическая модель мира, приобрела в науке и философии ХVII-ХVIIIвв. доминирующее значение. Идея абсолютного пространства и времени хорошо вписывалась в обыденное понимание вещей и событий: наличие механического движения казалось неопровержимым доказательством существования неподвижного абсолютного пространства.

Второй(реляционный) подход, который наметился еще у Аристотеля, развивали Р. Декарт, Г. Лейбниц, Дж. Толанд. Главное в этой концепции то, что пространство и время рассматриваются в ней не как особые субстанции, а как формы существования вещей. Лейбниц, например, подчеркивая относительный характер пространства и времени, называет пространство "порядком существований", а время - "порядком последовательностей".

Субстанциональная и реляционная концепция не связаны однозначно с материалистическим или идеалистическим толкованием мира, обе развивались на той и другой основе. Диалектико-материалистическая концепция пространства и времени была сформулирована в контексте реляционного подхода.

Пространство и время являются всеобщими объективными формами координации материальных систем и их состояний. Они не самостоятельные сущности, а универсальные структуры отношений вещей и процессов. Пространство есть форма бытия, характеризующая порядок сосуществования и рядоположенность материальных образований, их структурность и протяженность. Время - форма бытия материи, характеризующая взаимодействие объектов и смену их состояний, последовательность процессов и их длительность.

Как форма статической связи тел пространство определяет их взаимное положение, протяженность и направление сил взаимодействия. Как форма кинематической связи время отражает направление изменений, очередность и длительность существования тел, процессов, состояний. Как форма динамической связи пространство и время в их единстве выражают организацию, структуру движения и сосуществования всех подразделений бесконечного мира.

Следует различать реальное, перцептуальное и концептуальное пространство; реальное, перцептуальное и концептуальное время. Реальное пространство и время- объективные формы бытия движущейся материи - всеобщие структуры сосуществования и изменения вещей в физическом мире. Перцептуальное пространство и времясвязаны с сосуществованием и последовательной сменой наших ощущений, т.е. предстают как отражение человеком реальных пространства и времени человеком.

Пространственное соотношение психических образов зависит от объективных пространственных отношений самих предметов, обусловливается ими. Если бы это было иначе, то человек не смог бы правильно ориентироваться в мире. То же можно сказать и о перцептуальном времени. Оно является отражением реального времени, смены состояний реальных процессов, но вместе с тем зависит от состояния нашей нервной системы, нашего организма в целом. Когда мы с нетерпением ожидаем долгожданное или, наоборот, нежелаемое событие, то время зачастую как бы растягивается, замедляется. Иногда же нам, напротив, кажется, что время ускоряет свой бег, спрессовывается. В мыслях в течение мгновений мы можем "пролистать" события многих лет жизни. Но, тем не менее, перцептуальное время соответствует реальному, порядок смены ощущений определяется порядком реальных событий.

Концептуальное время и пространство - это способ описания реальных пространства и времени, их различные теоретические модели. Примерами концептуальных пространств являются трехмерное евклидово пространство, четырехмерное пространство-время теории относительности, n-мерные математические пространства и др.

У пространства и времени как форм бытия материи выделяют ряд общих и специфических свойств, которые могут быть представлены следующим образом (табл. 38).

Объективность Вечность Безграничность Абсолютность Относительность Прерывность Непрерывность Пространство Время Трехмерность Симметричность Изотропность Одномерность Анизотропность Однонаправленность

Реальное пространство и время обладают метрическими и топологическими свойствами. Первые выражают пространственную и временную протяженность, они связаны с измерением и характеризуют их количественный аспект. Метрическими свойствами пространства являются гомогенность, изотропность, кривизна; времени - однородность. Топологические свойства выражают пространственную и временную упорядоченность, качественный аспект пространства и времени. Топологическими свойствами пространства являются трёхмерность, непрерывность; времени - одномерность.

Реляционная концепция пространства и времени оформилась как учение, имеющее строгое математическое обоснование в теории относительности А. Эйнштейна. Пространство и время рассматриваются им не только в неразрывной связи между собой, но и в соотношении с системой материальных тел. Согласно Эйнштейну, материальная система сама формирует свои пространственно-времен­ные отношения. В соответствии со специальной теорией относительности (СТО) пространственно-временные свойства тел зависят от скорости их движения. Пространственные размеры сокращаются в направлении движения при приближении скорости тела к скорости света в вакууме, а временные процессы в быстродвижущихся системах замедляются. Пространство и время представляются в СТО как взаимосвязанные свойства физических систем и процессов, единство которых реализуется в понятии пространство-время" и описывается с помощью четырехмерной геометрии.

В общей теории относительности (ОТО) выявлены новые моменты зависимости пространственно-временных отношений от материальных процессов. ОТО установила, что под действием полей тяготения происходит искривление пространства, когда евклидова метрика уступает место неевклидовой геометрии. Об этом свидетельствует зафиксированный факт искривления траектории светового луча в поле сильного тяготения. В сильных гравитационных полях также наблюдается замедление времени.

Идеи теории относительности, хотя о ней в наши дни ведутся острые споры, вышли далеко за рамки физического описания мира. Они оказали влияние на различные сферы науки и культуры, внесли существенные коррективы в стиль мышления, изменили характер мировоззрения. Выдвижение в качестве неотъемлемого мировоззренческого основания принципа единства материи, движения, пространства и времени привело к сознательному включению пространственно-временных отношений в изучение вещей и процессов всех уровней: в современном научном познании наряду с физическим рассматривается химическое, биологическое, психофизическое, социальное и другие виды пространства и времени.

Общие свойства пространственно-временных отношений, сформулированные на основе изучения макропроцессов, не исключают, а, напротив, предполагают специфику их на различных уровнях организации материи, неживой природе качественные особенности микро-, макро-, мегамира во многом объясняются своеобразиемпространственно-временных связей. Так, в мегамире существенную роль играет кривизна пространства-времени. Эйнштейновские уравнения гравитационного поля позволяют сформулировать множество космологических решений. Одним из них является предложенная советским физиком А.А. Фридманом модель расширяющейся Вселенной, согласно которой вещество, испытывая действие сил тяготения, приводит к расширению Вселенной. В соответствии с этой моделью предполагают, что вещество Вселенной находилось в сингулярном (точечном) состоянии в виде сверхплотного сверхгорячего шара с бесконечно большим значением кривизны пространства-времени, а "разбегание" галактик связано с "большим взрывом".

Одним из первых вопрос о единстве пространства, времени, материи и движения в биологии поставил В.И. Вернадский. Отталкиваясь от идеи Л.Пастера, он развивает принцип единства симметричности и асимметричности пространственно-временной организации живого. Асимметричность, которая на уровне неживой природы предстает как случайность, на уровне жизни выступает необходимым свойством, обеспечивающим приспособив тельный характер живых систем. Например, при прослеживании развития зародыша можно отчетливо видеть последовательные стадии организации биологического пространства, в каждой из которых процесс морфогенеза проявляется тогда и там, где это позволяет координировать его со всем процессом в целом. Биологическое пространство функционально, в нем события представляют собой процессы, локализованные во времени и пространстве, ане просто траектории. В современной науке большинство ученых сходятся на мысли, что существует множество биологических пространств. Специфические особенности биологического времени находят свое выражение во временном ритме "Биологические часы" являются тем механизмом, благодаря которому осуществляется многоуровневое функционирование всех подсистем любого живом организма.

Еще более глубокие и разнообразные связи обнаруживаются на социальном уровне. Объективными характеристиками социального взаимодействия являются социальное пространство и социальное время. Жизнь человека постоянно вносит изменения в пространственно-временные отношения человеческой деятельности. Социальное пространство это всеобщая форма существования различных социальных субъектов, начиная от человека и кончая обществом. Оно выражает порядок сосуществования структурность и протяженность общественных систем, социальных действий и процессов. В зависимости от мести расположения, доступности использования, размеров и других особенностей различное социальное значение будут, иметь, например, полезные ископаемые, водные бассейне лес, земля и т.д. Социальное время - это форма общественного бытия, которая характеризует становление человеческой деятельности и последовательность различных стадий в историческом развитии.

Социальное пространство и время складываются объективно в процессе жизнедеятельности общества. К социальному пространству относится не просто географическая территория, освоенная человеком. Более существенным признаком являются локализация, сосуществование, степень совместимости различных видов деятельности человека. Социальное пространство нельзя рассматривать в отрыве от социального времени, по которому можно судить о координации и насыщенности социальных процессов и человеческих действий. Социальное пространство и время выступают активными регуляторами общественных отношений. Пространственно-временная организация социальной жизни связана с пространством-временем всех структурных уровней. Это наглядно можно проследить, например, на истории градостроительства и архитектуры, исследовании проблем коммуникации и т.д. Современный город нельзя спутать с городом античности или средневековья. В архитектуре города своеобразно отражаются не только историческая эпоха, но и национальные особенности, социально-экономические и социально-политические отношения, природные особенности.

Пространство и время - сущностные характеристики деятельности человека, а поскольку это так, то перед человеком стоит проблема освоения пространства и времени. С одной стороны, деятельность человека в настоящее время уже вышла за рамки нашей планеты и, с прогрессом космической техники она будет расширяться. С другой стороны, не менее важно совершенствовать пространственные структуры жизнедеятельности человека, начиная с индивидуального уровня. Сложность общественных связей и отношений обусловливает неравномерность темпоральной структуры деятельности человека. Во всех сферах деятельности - материальной и духовной, духовно-практической - цена времени растет. Конечно, человек не может "искусственно замедлить или ускорить течение естественных процессов, но он должен стремиться эффективно использовать время, совершенствовать временные отношения различных систем общества, одной из которых является сам человек.

Мир - это бесконечное множество систем различных порядков сложности и все они находятся в движении, взаимной связи и обусловленности. Каждой из них соответствует своя пространственно-временная структура и вместе с тем мир един, и единство его в материальности.

Исторически проблема единства мира связывалась с развитием философии и естественнонаучного знания. Уже древние говорили о единстве мира. Фалес, например, видел его в воде как материальном первоначале всего сущего, Гераклит - в огне, Анаксимен - в воздухе, Демокрит - в том, что все состоит из атомов. Материалисты стремились единство мира найти в чем-то конкретном, вещественном. Религиозно-идеалистическое истолкование мира сводит проблему его единства к признанию духовного первоначала (Бога, абсолютной идеи) как демиурга (творца) всякого наличного бытия.

Если до XVIII в. наука шла по пути расчленения природы, отделения одних предметов от других, исследовала отдельные стороны процессов и событий, то к середине XVIII в. накопилось достаточно данных для того чтобы на основе частных связей сделать вывод о всеобщей связи явлений и процессов. Открытия, сделанные в XIX в., позволили сформулировать положение о материальном единстве мира.

Признание однородности структуры приводило к вещественно-субстратной модели, универсальность количественных законов - к функциональной. Но и та, и другая модель не могли быть удовлетворительными поскольку, в конечном счете, приводили к представлению о "дурной" бесконечности. Ценным в развития всех предшествующих моделей мира было накопление конкретных естественнонаучных представлений, демонстрирующих предметное существование этого единствам. С естественнонаучной точки зрения о материальном единстве мира свидетельствуют установление одинаковости физико-химического состава в строении тел, создание Коперником гелиоцентрической системы, открытие закона сохранения и превращения энергии и др.

Вместе с тем все эти, как и многие иные, открытия и закономерности только подводят к представлению о материальном единстве мира, но не раскрывают сути. В лучшем случае они могут свидетельствовать о единстве в тех или иных локальных областях мира. Эти проявления единства мира исследуются естествознанием и другими конкретными науками. Философские представления о единстве мира должны фиксировать его общие непреходящие стороны. Тогда материальное единство мира мы обнаружим в абсолютности и вечности материи, ее несотворимости и неуничтожимости, в единстве материи и ее важнейших свойств на всех структурных уровнях, в подчинении всех явлений и процессов универсальным диалектическим закономерностям, во взаимной связи и обусловленности всех структурных уровней и систем, в многообразии взаимных превращений, в историческом развитии материи, возникновении живой и социально организованной ее форм на основании менее сложных видов.

К числу важнейших характеристик Бытия относится его пространственно-временная определенность. В обыденно-житейских представлениях пространство и время есть нечто очевидное, в какой-то мере известное каждому. Однако на протяжении всей истории философии и науки к проблеме пространства и времени мыслители и ученые- естествоиспытатели относились как наиболее сложной, неоднозначной. В настоящее время нельзя решать ее без опоры на достижения современной науки, причем не только на достижения естествознания, но и данных социальных, гуманитарных дисциплин, которые раскрывают различные аспекты пространственно-временных представлений, их роли, места в человеческой жизни и деятельности. В истории философии сложились два основных подхода к трактовке пространства и времени: субстанциальный и реляционный.

Пространство понималось как пустота или однородный, изотропный эфир, неизменный в безграничном космосе.

Времясчиталосьравномерным, неизменным, с периодом, равным циклу обращения Земли вокруг собственной оси и вокруг Солнца.

В рамках реляционного подхода пространство и время трактуются как особые отношения между объектами, явлениями и процессами, обусловленные их природой. Сами по себе, вне этих отношений и их носителей и независимо от них пространство и время не существуют. Сторонники диалектического (реляционного) (от лат. Relatio — отношение) подхода (Платон, Аристотель, Лейбниц, Гегель, философия марксизма, Эйнштейн, Пуанкаре) воспринимали время и пространство как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов. При этом пространство понимается как отношение между сосуществующими фрагментами бытия, а время – как отношение между сменяющими друг друга его проявлениями. В настоящее время более достоверной (исходя из достижений науки) выглядит реляционная теория, в которой:

• время— форма бытия материи, выражающая длительность существования материальных объектов и последовательность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе их развития;

• пространство — форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность (размеры), структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.

Время и пространство тесно между собой взаимосвязаны: то, что совершается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве.

Теория относительности, открытая в середине ХХ в. А. Эйнштейном, подтвердила правильность реляционной теории — то есть понимание времени и пространства как отношений внутри материи – и перевернула прежние взгляды на время и пространство как вечные, неизменные величины. Теория относительности обнаружила еще одну существенную сторону пространственно-временных отношений материального мира. Она выявила глубокую связь между пространством и временем, показав, что в реальности существует единое пространство-время как континуум отношений и разного рода взаимодействий в системах материальных образований. Отдельно пространство и отдельно время выступают как его своеобразные проекции, на которые они по-разному расщепляются в зависимости от характера движения тел.

Абстрагирующая способность человеческого мышления разделяет пространство и время, полагая их существующими отдельно друг от друга. Но для описания и понимания мира необходима их совместимость, что легче установить, анализируя даже ситуации повседневной жизни. Специальная теория относительности раскрыла внутреннюю связь пространства и времени как форм бытия материи. С другой стороны, поскольку само изменение пространственных и временных интервалов зависит от характера движения тела, то выяснилось, что пространство и время определяются состояниями движущейся материи. Они таковы, какова движущаяся материя. Таким образом, философские выводы из специальной теории относительности свидетельствуют в пользу реляционного рассмотрения пространства и времени: хотя пространство и время объективны, но их свойства зависят от характера движения материи, связаны с движущейся материей. Идея специальной теории относительности получила дальнейшее развитие и конкретизацию в общей теории относительности. В этой теории было показано, что геометрия пространства-времени определяется характером поля тяготения.

С помощью сложных физико-математических расчетов Эйнштейном было доказано, что если какой-либо объект будет двигаться со скоростью, превышающей скорость света, то внутри данного объекта время и пространство изменятся — пространство (материальные объекты) уменьшится, а время замедлится.

Таким образом, пространство и время относительны, и относительны они в зависимости от условий взаимодействия материальных тел.

Пространство–форма существования материи, выражающая:

Протяженность – способность объектов занимать определенный объем (ширина, длина…);

• свойство объектов иметь определенную форму: внутреннюю – структуру и внешнюю – конфигурацию.

структурность;

сосуществование (взаимное расположение объектов – снизу, сверху, рядом и т.д.);

взаимодействие элементов во всех материальных системах.

• такие свойства как трехмерность, разнонаправленность и обратимость.

Время – форма существования материи, выражающая:

продолжительность существования предметов, процессов; длительность фаз, ступеней;

последовательность состоянийобъектов, событий, процессов материальных систем;

смену состояний в изменении и развитии всех материальных систем;

скорость и ритм процессов изменения и развития (быстро, медленно…);

• такие свойства какодномерность, однонаправленность и необратимость.

В рамках этих концепций представления о пространстве и времени (т.е. их понятийное воспроизведение)называютконцептуальным пространством и временем.

В обеих концепциях пространство и время рассматриваются как независимые от человека объективные реальности:

Сегодня современная наука и философия обсуждают вопрос о специфическом многообразии пространственно-временных отношений в различных сферах бытия. Наряду с так называемым физическим пространством-временем, хорошо изученным современной физикой и космологией, особый интерес исследователей привлекает специфика биологического пространственно-временного континуума, а также особенности социального времени (времени человеческого бытия). Таким образом, выделяются следующие типы пространства и времени:

1. реальное (физическое) пространство и реальное (астрономическое) время.

3. биологическое пространство-время,которое определяется компоновкой вещества, последовательностью и характером биохимических и физиологических процессов;

4. социальное (социально-историческое) пространство-время, в соответствии с которым в определенные исторические эпохи воспроизводится образ жизни людей данной эпохи;

5. перцептуальное пространство-время,выражающее пространственно-временные отношения объектов и процессов через призму чувственно-эмоционального восприятия их в сознания человека.

Вопросы и упражнения

1. Дайте философскую характеристику следующим высказываниям:

А. Пространство, время и материя есть три самостоятельные сущности, независимые друг от друга.

Б. Пространство и время неразрывно связаны с материей.

В. Пространство и время предшествуют материальным процессам.

Г. Пространство и время находятся не в вещах, а в нашем способе воспринимать вещи.

Д. Время есть лишь субъективное условие нашего созерцания и само по себе, вне субъекта, есть ничто.

2. Почему необратимо время? Что такое объективное и субъективное время?

5. Проанализируйте специфику социально-исторического пространства и времени (Приложение 3)

Дата добавления: 2015-04-04 ; просмотров: 28 ; Нарушение авторских прав

23. Пространственно-временная организация бытия. Основные концепции пространства и времени.

Основные свойства пространства: размерность (вещи имеют параметры), изотропность (оно во все стороны соразмерно, то есть, каждый метр в одну сторону равен каждому метру в любую другую).

Но современное естествознание якобы допускает десяти- и даже одиннадцати- мерные пространства и обратимые во времени процессы.

2 основные концепции пространства и времени:

1) субстанциональная : пространство и время независимы между собой, пространство как бы пустое вместилище, время – неудержимый поток событий (Демокрит, Ньютон).

2) реляционная : пространство и время взаимозависимы (Аристотель. Лейбниц. Эйнштейн). Эта концепция особенно развита в неклассической физике, где увеличение скорости сокращает пространственные величины и замедляет время; пространство-время – четырехмерный континуум (длина – ширина – высота - продолжительность); большая масса искривляет пространство и замедляет время вблизи себя.

В трактовке отдельно взятого времени еще 2 концепции:

- динамическая (время реально течет);

- статическая (все времена постоянно присутствуют в вечности, и кажутся преходящими только временным существам).

24. Понятие природы в философии и науке.

Философия природы разрабатывает синтетическую концепцию взаимодействия человека и природы на основе следующих принципов:

- все формы жизни должны существовать, их ценность не зависит от пользы человеку;

- люди не вправе снижать природное разнообразие;

- человеческое вмешательство вредоносно;

- бережное отношение к природе залог совместной эволюции человека и природы.

Основные модели взаимоотношения человека и природы: мифологическая (природа одухотворена и она всегда главнее людей), научно-технологическая (человек владыка природы), диалогическая (природа и человек должны взаимодействовать как партнеры ради совместного развития – коэволюции).

Люди не могут полностью контролировать природу, поэтому якобы должны отказаться от иллюзии всезнания и всемерно воздерживаться от силового воздействия на природу. Это, мол, еще в концепции Вернадского о ноосфере (сфере разума) замечено.

25. Человек как предмет философского анализа.

Наиболее классической считается триадичная модель человека: тело (природное) + душа (жизненная энергия, бессмертное, очерчивающее сроки земному, источник свободы творчества) + дух (общечеловеческое в нас, то есть разум и воплощение (отражение) социального).

Важные категории: индивид (отдельно взятый человек), индивидуальность (совокупность уникальных свойств), личность (единство социально-значимых и индивидуально-психологических характеристик).

Философские стратегии интерпретации человека:

- натурализаторская (человек – неразрывная часть природы, либо ее венец, либо несостоявшееся животное);

- экзистенциально-персоналистская (человек нечто уникальное, особое начало в мире, наивысшее проявление свободы выбора);

- рационалистическая (человек носитель разума, тождественного разумности Мироздания или Всевышнему Разуму);

- социологизаторская (человек не столько природный, сколько социальный продукт).

Кроме того, дополним следующим

Человек в истории культуры центральная фигура. Он и творит культуру, и себя помещает в центре этой культуры как ее основной объект и как ее основной субъект.

Иными словами, тема человека в культурном контексте наиболее значима для людей и философов, непреходяща и постоянно решаема, поскольку не может иметь окончательного решения.

Кроме того, необходимо раз за разом повторять, что человек вместилище всего природного, духовного и социального, точка пересечения всех проекций, единство макрокосма, микрокосма и микротеоса.

23-аспирантам. Человек как биопсихосоциальное существо.

Здесь нужно долго и нудно рассказывать о единстве и различии тела-души-духа. Где тело – все природное. Душа – связь с Богом или Универсумом, нечто бессмертное, дающие нам жизнь и свободу. Дух – проявление и отражение универсального в нас, в том числе универсальных законов общества и культуры.

24-аспирантам. Понятие гуманизма. Гуманизм в истории культуры.

Гуманизм (от лат. humanus — человеческий, человечный) – учение, признающее человека высшей или, как минимум, весьма существенной и неумаляемой ценностью. Что подразумевает признание права на жизнь и свободное развитие (проявление своих способностей), а также множества неотчуждаемых прав (собственности, свободы мнений и т.п.). При этом количество и качество предоставляемых человеку благ становятся высшим критерием оценки достоинств всякого общества.

При ответе нужно засыпать экзаменатора самыми общими историческими сведениями о том, как человечество шло ко всеобщему человеколюбию от дикой ненависти ко всем, кроме нескольких соплеменников. Как христианство способствовало отмене деления на эллинов и варваров и признанию рабов полноценными людьми. Как эпоха Возрождения дала верховенство доктринам гуманизма. Как современная либеральная демократия гарантирует равные права и возможности. И как всевозможные проблемы современности вынуждают нас быть еще большими гуманистами в будущем.

26. Основные модели антропогенеза в философии.

Здесь важна гомидная триада: прямохождение, кисть, приспособленная к труду, и высокоразвитый мозг – якобы то телесное, что делает нас людьми.

2 группы интерпретации (модели) антропогенеза: креационизм (человек – Божье творение или творение инопланетян у уфологов) и эволюционизм (человек - результат природной эволюции).

Важнейшие эволюционные теории:

- трудовая (человек, своим трудом изменяя природу, становится разумным и социальным существом);

- игровая (утилитарно избыточная и свободно-творческая активность создает человеческий мир и развивает самого человека);

- психоаналитическая (создавая табу, призванные сдерживать его неумеренные бессознательные влечения, человек становится сдержанным животным, то есть социализируется);

- семиотическая (создание и совершенствование языка преобразовывает человека, приспосабливает к речевым контекстам).

Движение как взаимодействие и изменение всех материальных систем развертывается в формах пространства и времени. Через посредство пространственно-временной структуры мир разделяется, дифференцируется на составные части, элементы, без которых было бы нечему взаимодействовать и негде изменяться, ввиду отсутствия среды взаимодействия. Пространство – это форма бытия, которая выражает протяженность, структурность, взаиморасположенность материальных тел. Так как материальный объект есть, с одной стороны, нечто непрерывное, то его пространственная определенность выступает как протяженность (имеет длину, ширину, высоту), а с другой, – нечто прерывное (дискретное), то его пространственная определенность выступает также в форме структуры, которую образуют места элементов объекта.

Время – это форма бытия, характеризующая длительность существования и смену состояний материальных объектов. Длительность есть продолжительность существования вещи до тех пор, пока она сохраняет свои свойства. По отношению к длительности других предметов длительность каждого материального объекта выражается отношениями одновременности (синхрония) или последовательности (диахрония).

В истории философии и естествознания различные представления о пространстве и времени в своем основании сводятся главным образом к двум взаимоисключающим концептуальным подходом: субстанциальному и реляционному. Субстанциональная концепция рассматривает пространство и время как самостоятельные сущности, существующие вечно и ни от чего не зависимые, т.е. как абсолютные. Ее представляли Демокрит, Эпикур, Бруно, Галилей, Ньютон. Для них пространство тождественно пустоте, это всеобщее неподвижное вместилище совокупности атомов или тел. Оно однородно и бесконечно. В равной степени время трактуется как протекающая равномерно чистая длительность, куда помещены неподвижные тела. Начиная с ХVIIIи до конца ХIХ веков концепция абсолютного пространства и времени занимает ведущее положении в философии и естествознании.

В отличие от субстанциальной реляционная концепция рассматривает пространство и время как формы существования вещей. Реляционный (в переводе с латинского означает отношение) подход в философии закладывается еще Аристотелем, который, отрицая наличие пустоты, трактовал пространство как совокупность всех мест реальных объектов, а время связывал с актуальным движением, и дальнейшее развитие нашел в учениях Декарта, Лейбница, Гегеля и др. Но самое фундаментальное обоснование получил в научных концепциях Пуанкаре, Лоренца и особенно в теории относительности Эйнштейна. Дело в том, что к началу ХХ века в результате экспериментальной деятельности многих ученых в области электричества и магнетизма появились уравнения Максвелла, из которых следовал вывод о постоянстве скорости электромагнитных волн, в том числе и световых, равных в вакууме около 300 тыс. км/с, что явно противоречило основам механики Ньютона и Галилея. И тогда А. Пуанкаре формулирует принцип относительности, а Х.А. Лоренц получает формулы пересчета координат движущейся системы относительно неподвижной и наоборот. Оказывается, при переходе от одной системы к другой необходимо подвергать преобразованиям не только координаты (пространство), но и время. Теория относительности А. Эйнштейна рассматривает пространственно-временные свойства и массу тела в зависимости от скорости движения и сил гравитации. Согласно специальной теории относительности (СТО), время движущейся системы замедляется по отношению к покоящейся, а пространственные размеры сокращаются, сжимаются вдоль оси движения по мере приближения к скорости света. Получается, что каждой системе отсчета соответствует свое собственное пространство и время, т.е. во Вселенной нет абсолютного, одинакового для всех тел пространства и времени. Кроме того, в СТО Эйнштейн устанавливает, что масса неограниченно возрастает при приближении к скорости света, а, следовательно, растет энергия движения. Отсюда в 1907 году Эйнштейн на основе математических выкладок формулирует закон об эквивалентности массы и энергии: Е=mc2, т.е. масса и энергия преобразуются друг в друга. Знаменитая формула венчает СТО. В общей теории относительности (ОТО), исходя из принципа эквивалентности и принципа относительности, Эйнштейн делает вывод о том, что гравитационное поле, которое создают вокруг себя тела, обладающие массой, искривляют окружающее пространство и чем больше гравитационное поле, тем медленнее течет время.

Теория относительности – не только физическая концепция, но и новый способ познания мира в целом, окончательно утверждающей идею неразрывного единства пространства-времени с движущей материей. Это значит, что каждой форме движения присущи специфические пространственно-временные структуры. К примеру, особенности пространственной организации живых систем являются объектом изучения в морфологических науках, таких как анатомия, гистология, цитология, эмбриология, где свое содержательное решение проблема находит в клеточной теории, теории многоклеточности, теории первичных и вторичных морфогенезов, концепции субмикроскопической организации клетки и ее органоидов и др. В конечном счете, особенности строения органов, композиция частей в отношении целого в организме, продолжительность, последовательность и ритм биохимических и физиологических процессов, скорость реакций, т.е. организация биологического пространства и времени определяются необходимостью приспособления живой системы к окружающей среде. В ходе длительной эволюции растения, животные и человек сформировали гибкие механизмы тонко и точно изменять и координировать внутренние процессы в соответствие с периодами и ритмами, и прежде всего геофизическими, природного мира, благодаря чему периоды активного состояния организма совпадают с наиболее благоприятными временами, циклами, порами года.

Конкретным изучением временной организаций живого, в т.ч. человека, занимаются специальные науки – хронобиология и хрономедицина, которые рассматривают биологические ритмы (из них образуется пространственная организация) в качестве важнейшего механизма регуляции функций организма. Знание закономерностей биологических ритмов человеческого организма к действию различных факторов среды позволяет медицине более качественно проводить профилактику, диагностику и лечение заболеваний. В частности, исследование биологических ритмов чувствительности организма к влиянию химических факторов дает возможность хронофармакологии разрабатывать новые способы оптимального применения лекарств с учетом зависимости их действия от фаз активности биологических ритмов человека.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.