Прохождение гражданской службы шпора

В результате изучения главы обучающийся должен:

знать

  • • основные этапы прохождения государственной службы;
  • • принципы должностного роста;

уметь

  • • анализировать и сравнивать кадровые мероприятия;
  • • выявлять особенности карьеры на государственной гражданской службе;

владеть

  • • технологиями при осуществлении кадровых процедур поступления на государственную службу и ее прохождения;
  • • навыками применения законодательства при расторжении служебного контракта с государственным гражданским служащим.

Понятие, порядок и этапы прохождения государственной гражданской службы

Прохождение государственной службы – институт служебного права, который регулирует условия, основания и порядок возникновения, изменения и прекращения государственно-служебных отношений при реализации гражданами права на равный доступ к государственной службе; это процесс практического служения государству лица, назначенного на должность государственной службы, выполнения соответствующего вида управленческой или иной государственно-служебной деятельности [1] .

Прохождение гражданской службы, как отмечалось ранее, регламентируется не только Федеральным законом № 79-ФЗ и законами субъектов РФ о государственной службе, но и указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов РФ.

Институт прохождения государственной службы характеризуется следующими основными чертами:

  • – с практической структурно-функциональной точки зрения прохождение службы является длящимся процессом, начинающимся с возникновения государственно-служебных отношений, т.е. с момента замещения служащим должности, связанным с дальнейшим перемещением лица по службе, проведением оценки и аттестации служащих, и заканчивающимся прекращением государственно-служебных отношений;
  • – содержание прохождения службы включает выполнение государственными служащими своих должностных обязанностей, управленческих и других функций; на этом временном отрезке реализуется правовой статус государственного служащего;
  • – прохождение государственной службы определяется нормативными правовыми актами. Как подинститут правового института государственной службы оно объединяет правовые нормы, регулирующие вопросы:

замещения должностей гражданской службы; специальной профессиональной подготовки сотрудников различных государственных органов;

реального выполнения служащими своих должностных обязанностей;

порядка присвоения классных чинов, специальных званий; поощрения служащих и привлечения их к ответственности (к различным видам юридической ответственности); аттестации гражданских служащих; продвижения (перемещения) но службе (должностной рост на конкурсной основе); условий службы;

социально-правовой защиты (гарантий, льгот, компенсаций) гражданских служащих;

оснований и способов прекращения государственной службы.

Условия прохождения государственной службы включают: продолжительность служебного времени, ежегодного

оплачиваемого отпуска; дополнительные отпуска; денежное довольствие служащих; льготы, гарантии и компенсации; государственное личное и дополнительное социальное страхование; порядок обеспечения жилой служебной площадью, служебным транспортом; услуги технического и социально- бытового характера при нахождении в служебной командировке и т.д.

Таким образом, прохождение гражданской службы – это динамика служебного статуса лица, занимающего должность гражданской службы, процесс пребывания в должности, его служебная карьера.

Основные этапы прохождения гражданской службы:

  • 1) поступление (прием) на государственную гражданскую службу;
  • 2) аттестация и повышение квалификации гражданских служащих;
  • 3) присвоение гражданским служащим чинов, персональных званий, дипломатических рангов и т.п.;
  • 4) перевод на другую должность гражданской службы;
  • 5) поощрение гражданских служащих;
  • 6) привлечение их к ответственности;
  • 7) прекращение.

Прохождение гражданской службы отражается в личном деле гражданского служащего, которое ведется кадровой службой соответствующего государственного органа и при переводе его на новое место службы передается туда. Ведение нескольких личных дел одного гражданского служащего, сбор и внесение в личное дело сведений о политической и религиозной принадлежности, о частной жизни запрещается.

Если рассматривать прохождение гражданской службы как процесс, как особое административное производство, то в нем можно выделить обязательные стадии (прием на службу; аттестация; присвоение классных чинов; званий, рангов; прекращение) и факультативные стадии (перевод на другую должность, поощрение, привлечение к ответственности).

Законодательством Российской Федерации определены порядок приема на государственную службу, прохождения испытательного срока, особенности условий государственной службы, порядок проведения аттестации служащих, замещения государственных должностей, присвоения классных чинов и многие другие вопросы.

Согласно ст. 21 Федерального закона № 79-ФЗ на гражданскую службу вправе поступать граждане Российской

Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным федеральным законом.

Предельный возраст пребывания на гражданской службе, установленный Федеральным законом № 79-ФЗ (ст. 25.1), составляет 60 лет. Гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе, срок гражданской службы с его согласия может быть продлен по решению представителя нанимателя, но не свыше чем до достижения им возраста 65 лет, а гражданскому служащему, замещающему должность гражданской службы категории "помощники (советники)", учрежденную для содействия лицу, замещающему государственную должность, – до окончания срока полномочий указанного лица. Федеральному гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе, замещающему должность гражданской службы категории "руководители" высшей группы должностей гражданской службы, срок гражданской службы с его согласия может быть продлен по решению Президента РФ, но не свыше чем до достижения им возраста 70 лет.

По достижении гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе по решению представителя нанимателя и с согласия гражданина он может продолжить работу в государственном органе на условиях срочного трудового договора на должности, нс являющейся должностью гражданской службы.

Прохождение государственной гражданской службы можно теоретически разделить на три последовательных этапа:

1. Поступление на государственную гражданскую службу.

2. Пребывание на государственной гражданской службе (построение служебной карьеры).

3. Прекращение государственной службы.

Чтобы поступить на государственную гражданскую службу, гражданин должен:

- иметь гражданство Российской Федерации;

- достичь возраста 18 лет;

- владеть государственным языком Российской Федерации;

- отвечать соответствующим квалификационным требованиям, установленным для гражданских служащих законом.

Иностранные граждане, лица без гражданства, а также граждане России, имеющие одновременно гражданство другого государства (за исключением случаев, предусмотренных международными договорами РФ) не могут быть приняты на государственную гражданскую службу. Обращает на себя внимание и повышенный, по сравнению с общим положением ТК РФ минимальный возраст начала служебной деятельности на государственной гражданской службе.

Поступление на гражданскую службу впервые (равно как и переход на другую должность гражданского служащего) осуществляется по результатам конкурса на замещение вакантной должности. Конкурсный отбор реализует принцип приема и карьерного продвижения в системе гражданской службы на основании профессиональных и деловых качеств и призван способствовать повышению общего уровня профессионализма и компетентности гражданских служащих.

Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

Конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, если в перечне должностей, утверждённом указом Президента Российской Федерации, прямо предусмотрено, что эти должности могут замещаться без конкурса. Конкурс может не проводиться также при назначении на должности, относящиеся к группе младших должностей. Решение о проведении или непроведении конкурса на замещение указанных должностей в каждом конкретном случае принимает представитель нанимателя.

Право на участие в конкурсе имеют все граждане Российской Федерации, отвечающие требованиям, установленным для поступления на государственную гражданскую службу, в том числе уже находящиеся на государственной службе.

Порядок и условия проведения конкурса определяются положением о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 112.

Для проведения конкурса образуется конкурсная комиссия, в которую входят: представитель нанимателя и/или уполномоченные им гражданские служащие, представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые в качестве независимых экспертов.

При успешном прохождении конкурса и принятии гражданина на гражданскую службу с ним заключается служебный контракт - соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.

Представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определённой должности, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с нормативными правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объёме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии.

Гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта и замещении должности гражданской службы и гражданский служащий при заключении служебного контракта о замещении должности гражданской службы обязуются исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа.

Именно в результате заключения служебного контракта возникают государственно-служебные отношения между служащим и государством и гражданин приобретает особый правовой статус.

Срочный служебный контракт заключается в случае:

1) замещения отдельных должностей гражданской службы категории "руководители", а также должностей гражданской службы категории "помощники (советники)";

2) замещения должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего;

3) замещения должности гражданской службы после окончания обучения гражданином, заключившим договор на обучение в образовательном учреждении профессионального образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы;

4) замещения должности гражданской службы в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, иных представительствах Российской Федерации и представительствах государственных органов, находящихся за пределами территории Российской Федерации;

5) замещения должности гражданской службы в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций;

6) замещения должности гражданской службы гражданским служащим, достигшим предельного возраста пребывания на гражданской службе, которому срок гражданской службы продлен сверх установленного предельного возраста пребывания на гражданской службе;

7) замещения должности гражданской службы, по которой установлен особый порядок оплаты труда;

В целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности один раз в три года проводится его аттестация. При проведении аттестации непосредственный руководитель гражданского служащего представляет мотивированный отзыв об исполнении гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период.

К мотивированному отзыву прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим за аттестационный период поручениях и подготовленных им проектах документов, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, а при необходимости пояснительная записка гражданского служащего на отзыв непосредственного руководителя. При проведении аттестации учитываются соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств.

Для проведения аттестации в государственном органе формируется аттестационная комиссия. В ее состав включаются представитель нанимателя, уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных, образовательных и других организаций, приглашаемые в качестве независимых экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов комиссии.

Аттестации не подлежат гражданские служащие, замещающие должности категорий "руководители" и "помощники (советники)", в случае, если с ними заключен срочный служебный контракт.

По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:

1) соответствует замещаемой должности;

2) соответствует замещаемой должности и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

3) соответствует замещаемой должности при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;

4) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

В течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа о том, что гражданский служащий:

1) подлежит включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

2) направляется на профессиональную переподготовку или повышение квалификации;

3) понижается в должности гражданской службы.

Гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации.

При решении вопроса о присвоении классного чина гражданской службы по инициативе гражданского служащего проводится квалификационный экзамен (не позднее чем через три месяца после дня подачи им письменного заявления о присвоении классного чина).

Квалификационный экзамен проводится по установленной форме в целях оценки знаний, навыков и умений (профессионального уровня) гражданского служащего конкурсной или аттестационной комиссией.

Профессиональная служебная деятельность государственного гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, являющимся составной частью административного регламента государственного органа.

В должностной регламент включаются:

- Квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, а также к образованию, стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности.

- Должностные обязанности, права и ответственность государственного гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей.

- Перечень вопросов, по которым государственный гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения.

- Перечень вопросов, по которым государственный гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений.

- Сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений.

- Порядок служебного взаимодействия государственного гражданского служащего с служащими того же государственного органа, государственными гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями.

- Перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа.

- Показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего.

Служебная дисциплина на гражданской службе - обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных федеральным законом № 79-ФЗ, другими федеральными законами, иными нормативными актами, нормативными актами государственного органа и служебным контрактом.

За неисполнение и недобросовестное исполнение служебных обязанностей, за поведение, которое порочит государственную службу, за правонарушения, причинение вреда своей незаконной деятельностью государственный служащий несет ответственность: дисциплинарную, материальную, административную, уголовную.

За совершение дисциплинарного проступка к гражданскому служащему могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания:

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы;

5) увольнение с гражданской службы.

За успешное и добросовестное исполнение своих обязанностей, за выполнение заданий особой важности, сложности, срочности госслужащие получают поощрения.

Применяются следующие виды поощрения и награждения:

1. Объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения.

2. Награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка.

3. Иные виды поощрения и награждения государственного органа.

4. Выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет.

5. Поощрение Правительства Российской Федерации.

6. Поощрение Президента Российской Федерации.

7. Присвоение почетных званий Российской Федерации.

8. Награждение знаками отличия Российской Федерации.

9. Награждение орденами и медалями Российской Федерации.

Возможно досрочное присвоение классного чина, повышение в должности.

Оплата труда (денежное содержание) государственного гражданского служащего складывается из нескольких составляющих (см. рисунок !!).

По отдельным должностям гражданской службы может устанавливаться особый порядок оплаты труда, при котором оплата труда производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте.

Рисунок!Оплата труда (денежное содержание) государственных гражданских служащих.

Предельный возраст пребывания на гражданской службе - 60 лет. Гражданскому служащему, достигшему предельного возраста, срок гражданской службы с его согласия может быть продлен по решению представителя нанимателя, но не дольше, чем до достижения им возраста 65 лет.

Основаниями для прекращения служебного контракта могут быть:

- соглашение сторон, истечение срока действия срочного служебного контракта, расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего или по инициативе представителя нанимателя, перевод служащего с его согласия в другой государственный орган, на государственную службу иного вида;

- отказ гражданского служащего от предложенной иной должности либо от повышения квалификации в связи с сокращением должностей, отказ гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом;

- выход гражданского служащего из гражданства Российской Федерации;

- несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, нарушение запретов, связанных с гражданской службой, отказ гражданского служащего от замещения прежней должности гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания и др.

Процесс прохождения государственной гражданской службы может реализовываться в различных видах.

Теоретиками государственной службы выделяются несколько систем прохождения службы и построения карьеры:

1. Должностная система – в ее основе находится утвержденный законодательно реестр должностей, который содержит квалификационные требования, порядок и условия пребывания на каждой из должностей. Государственная служба проходится по должностям в соответствии с решениями руководителя.

Возможны карьерные скачки. Положительные стороны : четкость и иерархичность структуры, возможность быстрой карьеры. Недостатки : продвижение не зависит от стажа опыта работы, отсутствует плавный должностной рост на конкурсной основе, повышение и понижение зависят в большей степени не от компетентности, а от начальства, личных связей и т.д.

2. Патронатная система – при назначении на должность и перемещении предпочтение отдается подбору кадров по личному решению руководителя, соответственно, велика роль связей, семейственности, знакомства и т.д.

3. Карьерная система – преимущественно пожизненный найм, карьера проходит в системе установленной иерархии должностей. Продвижение происходит плавно, в соответствии с заслугами, стажем, опытом работы, обеспечен некоторый автоматизм служебного продвижения. Основной механизм отбора – конкурс на вакантные вышестоящие должности. Положительные черты: стабильность положения госслужащего. Недостатки: медленная карьера, нивелирование личных способностей.

4. Партийная система – прохождение службы связано в членством в правящей партии, место в партии определяет положение в структуре госслужбы. Продвижение по службе имеет характер назначений высшим партийным руководством.

В современной России в соответствии с законодательством система прохождения государственной службы имеет смешанный карьерно-должностной характер. Однако в реальности система карьеры практически нивелирована и уступила место должностной системе с элементами патронатной. Наличие Реестров должностей, невысокая социальная мобильность большинства госслужащих, множество заложенных законодательством возможностей внеконкурсных кадровых решений – все это характеристики сложившейся должностной системы.

При этом очевиден запрос со стороны как общества, так и самого корпуса гражданских служащих на построение и реальное функционирование в России карьерной системы прохождения службы. Это положительно отразится также и на качестве персонала государственного управления, которое в массе своей сегодня вызывает нарекания.

1.1. Институт прохождения государственной службы (определение, основные черты)

Прохождение государственной службырассматривается как институт служебного права. Он регулирует условия, основания и порядок возникновения, изменения и прекращения государственно-служебных отношений при реализации гражданами права на равный доступ к государственной службе. Одновременно под ним понимается процесс практического служения государству лица, назначенного на должность государственной службы, выполнения соответствующего вида управленческой или иной государственно-служебной деятельности.

Прохождение гражданской службы, регламентируется не только Федеральным законом № 79-ФЗ и законами субъектов РФ о государственной службе, но и указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами феде­ральных органов исполнительной власти и органов государ­ственной власти субъектов РФ.

Институт прохождения государственной службы характе­ризуется следующими основными чертами.

1.С практической структурно-функциональной точки зрения прохождение службы является длящимся процессом. Он начинается с возникновения государственно-служебных отношений, т.е. с момента замещения служащим должности. Далее этот процесс связан с дальнейшим перемещением лица по службе, проведением оценки и аттестации служащих. И заканчива­ется этот процесс прекращением государственно-служебных отноше­ний.

2.Содержание прохождения службы включает выпол­нение государственными служащими своих должностных обязанностей, управленческих и других функций; Именно в данном временном отрезке реализуется правовой статус государ­ственного служащего.

3.Все вопросы прохождения государственной службы гражданским служащим регулируются нормативными правовыми актами, принимаемыми федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

Таким образом, прохождение гражданской службы — это динамика служебного статуса лица, занимающего должность гражданской службы, процесс пребывания в должности, его служебная карьера.

1.2.Основные этапы прохождения гражданской службы

Выделяют семь основных этапов, характерные для прохождения гражданской службы. К ним относятся:

1) поступление (прием) на государственную граждан­скую службу;

2) аттестация и повышение квалификации гражданских служащих;

3) присвоение гражданским служащим чинов, персональ­ных званий, дипломатических рангов и т.п.;

4) перевод на другую должность гражданской службы;

5) поощрение гражданских служащих;

6) привлечение их к ответственности;

Если рассматривать прохождение гражданской службы как процесс, как особое административное производство, то в нем можно выделить обязательные стадии(прием на службу; аттестация; присвоение классных чинов; званий, рангов; пре­кращение) и факультативные стадии(перевод на другую должность, поощрение, привлечение к ответственности).

Законодательством Российской Федерации определены порядок приема на государственную службу, прохождения испытательного срока, особенности условий государствен­ной службы, порядок проведения аттестации служащих, замещения государственных должностей, присвоения класс­ных чинов и многие другие вопросы.

Согласно ст. 21 Федерального закона № 79-ФЗ на граж­данскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государ­ственным языком Российской Федерации и соответствую­щие квалификационным требованиям, установленным феде­ральным законом.

По достижении гражданским служащим предельного воз­раста пребывания на гражданской службе по решению пред­ставителя нанимателя и с согласия гражданина он может продолжить работу в государственном органе на условиях срочного трудового договора на должности, не являющейся должностью гражданской службы.

2. Технологии отбора лиц на гражданскую службу

2.1. Конкурс при поступлении на гражданскую службу

Подбор кадров на конкурсной основе— один из основ­ных принципов открытой кадровой политики — позволяет обеспечить штатный состав гражданской службы высоко­профессиональными кадрами.

Поступление на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение граждан­ским служащим другой должности гражданской службы осуществляется, как правило, по результатам конкурса.

Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещения гражданским служащим другой должности гражданской службы согласно закону (ст. 22) осуществляется по результатам конкурса.

Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов, их соответствия установленным квалификационным требованиям по должности гражданской службы.

Решение о дате, месте и времени проведения второго этапа конкурса принимается представителем нанимателя после проверки достоверности сведений, представленных претендентами на замещение вакантной должности гражданской службы, а также после оформления в случае необходимости допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну.

Для проведения конкурса актом соответствующего государственного органа образуется конкурсная комиссия. В состав конкурсной комиссии включаются представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделений государственного органа по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой. В нее включаются также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов-специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

Состав конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которой связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства РФ о государственной тайне. Конкурсная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. В государственном органе допускается образование нескольких конкурсных комиссий для различных категорий и групп должностей гражданской службы. Состав конкурсной комиссии должен исключать возможность возникновения конфликта интересов, могущего повлиять на результаты принимаемых комиссией решений. Претендент вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответствии с настоящим законом.

2.2. Акт о назначении гражданина на должность гражданской службы

Гражданин поступает на гражданскую службу по результатам конкурса на основе акта (приказа) по государственному органу о назначении его на должность гражданской службы (ст. 26 п. 1) и служебного контракта. Следовательно, служебный контракт заключается по результатам конкурса, но лишь на основе акта государственного органа о назначении гражданина на должность гражданской службы. Этот порядок, к сожалению, повторен и в вышеупомянутом указе Президента. В нем сказано: ≪По результатам конкурса издается акт о назначении победителя конкурса на вакантную должность гражданской службы и заключается служебный контракт с победителем конкурса≫. Гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта предъявляет представителю нанимателя те документы, которые указаны в ст. 26.

2.3. Служебный контракт

Служебный контракт — соглашение между представителем на­нимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и за­мещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон (ст. 23 Федерального закона № 79-ФЗ).

Представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение и замещение должности гражданской службы, своевременно и в полном размере выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии.

В служебном контракте указываются фамилия, имя, отчество гражданина или гражданского служащего и наименование государственного органа (фамилия, имя, отчество представителя нанимателя). Существенными условиями служебного контракта являются:

1) наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием структурного подразделения государственного органа;

2) дата начала исполнения должностных обязанностей;

3) права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент;

4) виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;

5) права и обязанности представителя нанимателя;

6) условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;

7) режим служебного времени и времени отдыха (в случае, если он в отношении гражданского служащего отличается от правил служебного распорядка, установленных в государственном органе);

8) условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные настоящим федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;

9) виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью.

В служебном контракте могут предусматриваться следующие условия:

1) испытание при поступлении на гражданскую службу;

2) неразглашение сведений, составляющих государственную тайну, и служебной информации, если должностным регламентом предусмотрено использование таких сведений;

3) обязанность лица проходить гражданскую службу после окончания обучения в образовательном учреждении профессионального образования не менее установленного договором срока, если обучение осуществлялось за счет средств соответствующего бюджета;

4) показатели результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и связанные с ними условиями оплаты его труда;

5) иные условия, не ухудшающие положения гражданского служащего по сравнению с положением, установленным настоящим федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами.

Условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме. В случае заключения срочного служебного контракта в нем указываются срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного служебного контракта.

В служебном контракте предусматривается ответственность сторон за неисполнение и ненадлежащее исполнение взятых на себя обязанностей и обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Запрещается требовать от гражданского служащего исполнения должностных обязанностей, не установленных служебным контрактом и должностным регламентом.

Служебный контракт заключается в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр служебного контракта передается гражданскому служащему, другой хранится в его личном деле у представителя нанимателя. Примерная форма служебного контракта устанавливается Президентом РФ.

В соответствии со ст. 25 для замещения должности гражданской службы представитель нанимателя может заключить с гражданским служащим служебный контракт на неопределенный срок и срочный служебный контракт.

Срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет заключается, если иной срок не установлен настоящим федеральным законом. Срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы.

С гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы в соответствии со служебным контрактом, заключенным на неопределенный срок, и достигшим возраста 60 лет, заключается срочный служебный контракт от одного года до пяти лет.

Служебный контракт не может ухудшать условия прохождения гражданской службы и ущемлять права гражданского служащего, установленные настоящим федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Служебный контракт вступает в силу со дня его подписания сторонами, если иное не установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ или служебным контрактом.

При замещении должности гражданской службы представитель нанимателя обязан ознакомить гражданского служащего с действующими в государственном органе правилами служебного распорядка, иными нормативными актами, имеющими отношение к исполнению должностных обязанностей гражданским служащим. После назначения на должность гражданской службы гражданскому служащему вручается служебное удостоверение установленной формы.

2.4. Испытание при назначении на должность гражданской службы

При издании акта о назначении на должность гражданской службы и заключении служебного контракта соглашением сторон может быть обусловлено испытание гражданского служащего в целях его соответствия замещаемой должности гражданской службы (ст. 27). Срок испытания устанавливается продолжительностью от трех месяцев до одного года. Условие об испытании должно быть указано в акте о назначении на должность гражданской службы и служебном контракте.

Отсутствие в акте о назначении на должность гражданской службы и служебном контракте условия об испытании означает, что гражданский служащий принят без испытания. В период испытания на гражданского служащего распространяются положения настоящего федерального закона, других законов и иных нормативных правовых актов о гражданской службе.

Испытание не устанавливается:

1) для беременных женщин — гражданских служащих;

2) граждан, окончивших образовательные учреждения высшего профессионального образования и впервые поступающих на гражданскую службу в соответствии с договором на обучение с обязательством последующего прохождения гражданской службы;

3) граждан и гражданских служащих при замещении должностей категории ≪руководители≫ и ≪помощники (советники)≫, которые замещаются на определенный срок полномочий;

4) государственных служащих, назначенных на должности гражданской службы в порядке перевода в связи с реорганизацией или ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы.

Для замещения должностей гражданской службы, за исключением случаев, установленных п. 3 настоящей статьи, гражданским служащим, назначенным на должность гражданской службы в порядке перевода из другого государственного органа, может устанавливаться срок испытания продолжительностью от трех до шести месяцев. По окончании установленного срока испытания при отсутствии у гражданского служащего соответствующего замещаемой должности гражданской службы классного чина проводится квалификационный экзамен, по результатам которого гражданскому служащему присваивается классный чин в соответствии со ст. 11 настоящего федерального закона.

В срок испытания не засчитывается период временной нетрудоспособности гражданского служащего и другие периоды, когда он фактически не исполнял должностные обязанности.

При неудовлетворительном результате испытания представитель нанимателя имеет право:

1) предоставить гражданскому служащему ранее замещаемую должность гражданской службы;

2) до истечения срока испытания расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого гражданского служащего не выдержавшим испытание. Решение представителя нанимателя гражданский служащий вправе обжаловать в суде.

Если срок испытания истек, а гражданский служащий продолжает замещать должность гражданской службы, то он считается выдержавшим испытание.

До истечения срока испытания гражданский служащий вправе расторгнуть служебный контракт по собственному желанию, предупредив об этом представителя нанимателя в письменной форме не позднее чем за три дня.

2.5. Персональные данные и ведение личного дела гражданского служащего

При обработке, хранении и передаче персональных данных гражданского служащего кадровая служба государственного органа обязана соблюдать требования закона, указанные в ст. 42.

Гражданский служащий, виновный в нарушении норм, регулирующих получение, обработку и передачу персональных данных другого гражданского служащего, несет ответственность в соответствии с настоящим федеральным законом и другими федеральными законами.

В личное дело гражданского служащего вносятся его персональные данные и иные сведения, связанные с поступлением на гражданскую службу, ее прохождением и увольнением с гражданской службы и необходимые для обеспечения деятельности государственного органа. Положение о персональных данных государственного гражданского служащего и ведении его личного дела утверждается Президентом РФ.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.