Проблема метода в философии шпора

Философия и методология науки

Конспект лекций для магистрантов и аспирантов дневной и заочной форм обучения

СОДЕРЖАНИЕ

Лекция 1. Проблема метода в философии. Методология науки, ее сущность, принципы и понятия.

1.1. Значение метода и методологии в философии и науке. История становления философских методов - диалектики и метафизики

1.2. Особенности современной постклассической методологии и методологии науки

Лекция 2. Наука: история возникновения, сущность, структура и функции.

2.1. Сущность и история возникновения науки. Социальные функции науки

2.2. Структура науки, классификация наук, язык науки. Научное и вненаучное знание

Лекция 3. Эмпирические и теоретические уровни научного познания.

3.2. Особенности теоретического уровня научного познания. Мышление и специфика его уровней.

Лекция 4. Формы мышления и формы научного познания.

4.1. Формы мышления

4.2. Формы научного познания

Лекция 5. Методы научного познания

5.1. Методы эмпирического исследования;

5.2. Методы теоретического исследования

5.3.Общелогические методы и приемы исследования

Лекция 6. Наука в системе социальных ценностей.

6.1. Наука как социокультурный феномен

6.2. Роль науки в условиях НТР. Сциентизм и антисциентизм.

6.3. Различные типы научной рациональности.

Лекция 7. Феномен научной революции.

7.1. Модели динамики научного знания, сущность научных революций по Т.Куну.

7.2. Типология глобальных научных революций, их исторические этапы.

Лекция 8. Постпозитивизм и современная западная философия науки.

8.1. Направления постпозитивизма и его проблематика

8.2. Основные идеи и принципы представителей западной философии науки

Лекция 9. Сущность и эволюция философии науки. Актуальные проблемы науки ХХI века

9.2. Инновации в современной философии науки: синергетика и эвристика.

Лекция 1. Проблема метода в философии. Методология науки, ее сущность, принципы и понятия.

1.1. Значение метода и методологии в философии и науке. История становления философских методов: диалектики и метафизики

Проблемы метода и методологии занимают важное место в современной философии, особенно в таких ее направлениях и течениях, как философия науки, позитивизм и постпозитивизм, структурализм и постструктурализм, аналитическая философия, герменевтика, феноменология и т.д.. Метод – необходимая составляющая научной деятельности. Главное предназначение любого метода - на основе соответствующих принципов (требований, предписаний и т.п.) обеспечить успешное решение определенных познавательных и практических проблем.

Следует иметь в виду, что вопросы метода и методологии не могут быть ограничены лишь философскими или внутринаучными рамками, а должны ставиться в широком социокультурном контексте. Это значит, что необходимо учитывать связь науки с производством на данном этапе социального развития, взаимодействие науки с другими формами общественного сознания и многие другие социальные факторы. Применение методов может быть стихийным и сознательным. Ясно, что только осознанное применение методов, основанное на понимании их возможностей и границ, делает деятельность людей более рациональной и эффективной.

Своими истоками проблема метода восходит к ранним этапам становления цивилизации, когда в рамках практического освоения реальности человек вырабатывал формы и приемы взаимодействия с окружающей действительностью. Впоследствии метод как адекватный способ достижения цели рассматривался и исследовался применительно к познавательной деятельности. В обыденном познании человек опирался на чувственный опыт, здравый смысл и интуицию. При этом средства и методы познания не становились предметом специального исследования. Впервые эти проблемы начинают анализироваться в рамках философского познания.

В процессе исторического развития философии разрабатывались различные методы познания, обосновывались их эвристические и операциональные возможности не только в философском, но и в научном исследовании. Диалектический метод Платона, опытно-индуктивный метод Ф.Бэкона, рационалистический метод Р.Декарта, диалектико-материалистический метод К.Маркса, феноменологический метод Э.Гуссерля — эти и другие методы познания определили специфику становления и развития не только основополагающих философских учений, но и форм их влияния на интеллектуальную и социокультурную историю человечества.

Важнейшим достижением философского осмысления проблемы метода познания в эпоху классической философии (VII в.в. до н.э. – середина XIX века н.э.) явилось обоснование фундаментальной идеи об отличии метода философского познания от метода науки и обыденного мышления. Предмет философии не может быть постигнут посредством наблюдения или эксперимента, он не воспроизводится в формах чувственного или эмпирического познания. Для того чтобы теоретически реконструировать и освоить предмет философии необходимо использовать специфические методы философского познания.

В популярной и учебной литературе обычно выделяют два основных метода философствования, которые существенно отличаются друг от друга по своим содержательным и нормативным характеристикам: диалектический и метафизический методы. Такое утверждение не совсем корректно, поскольку диалектический метод действительно возникает и обосновывается как специфически философский способ анализа и исследования проблем мировоззренческого уровня, предполагающих постижение сущего в его основных проявлениях (мир, человек, человек в мире). Метафизический метод познания является не столько собственно философским, сколько научным методом исследования природы и социальных объектов. Он возник в эпоху Нового времени в контексте научной революции, породившей классическое естествознание. В этот период еще не сложилась общенаучная методология, и поэтому проблема методов и средств познания, в том числе и научного, обсуждалась и разрабатывалась в рамках философии и гносеологии. В этом состоит одна из причин того, что метафизический метод познания, являясь по своим целям и содержанию методом науки, был провозглашен философским методом.

Диалектический метод формируется уже в античной философии. Слово диалектика (от греч. dialego — искусство вести беседу, спор) означает, философский диалог как полемический способ изложения философских идей. Классический философский диалог как форма интеллектуальной деятельности имеет полемическую направленность, предполагает столкновение различных мировоззренческих и исследовательских позиций, рациональную дискуссию, ориентированную на поиск объективной истины, а не на достижение субъективных прагматических интересов, демонстрацию превосходства собственной точки зрения или красноречия. Несколько иное понимание диалектики развивает Аристотель, трактуя ее как метод не только умозрительного познания, но и исследования единичных вещей и предметов окружающего мира. Диалектика у Аристотеля подчиняется дедуктивно-аксиоматическому размышлению, имеющему в качестве образца геометрическое доказательство. Благодаря Аристотелю диалектика стала основным методом философствования в средневековой схоластической европейской культуре, где она включала в себя логику и силлогистику как составные части философского метода.

Метафизический методв философии возникает в эпоху Нового времени, когда под воздействием бурно развивающегося естествознания, изменяется не только картина мира, но сущность и направленность философской рефлексии. Философия с точки зрения мыслителей этой эпохи призвана не созерцать природу, а разрабатывать программы и методы ее научного, экспериментального исследования в целях развития техники и цивилизации на благо человека. Переоценка роли философии в связи с потребностями научного познания, а также критика средневековой диалектики как схоластического метода ведения диспута привели к становлению наукоцентристского метафизического метода философствования. Благодаря успехам классической механики Вселенная стала мыслиться как огромный сложный механизм, состоящий из множества простых и устойчивых тел, изменения которых сводятся к перемещению в пространстве. В соответствии с новой картиной мира метафизический метод мышления оказался связанным с абсолютизацией таких познавательных приемов и процедур, как анализ, эксперимент, классификация, систематизация исследуемых явлений природы. Метафизический метод ориентировался на фиксацию объективной устойчивости и неизменности вещей. Его характерными чертами стали абстрактность, односторонность, абсолютизация тех или иных моментов в целостном процессе познания.

КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ

НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ

К ключевым проблемам философии следует отнести: исходную философскую проблему, основной вопрос философии, проблему метода познания, проблему человека, проблему ценностей и некоторые другие.

2.1. Исходная философская проблема

Уже на первых этапах развития философии начинают формироваться собственно философские проблемы. В число первых вопросов, которые ставят философы относительно мира, входят такие:

- Почему существует этот мир?

-Почему вообще что-то существует?

-Почему существует нечто, а не ничто?

Эти вопросы связаны с наиболее фундаментальной – исходной философской проблемойсоотношения бытия и небытия.

Бытие- 1) существование чего-либо; 2) существующая реальность;

3)все реально существующее.

Небытие- 1) отсутствие чего-либо; 2) несуществующая реальность;

3) все реально несуществующее.

Проблема отношения бытия и небытия в истории философии имела два принципиально противоположных решения.. Это позволяет говорить о существовании двух различных философских парадигм:

1) философия бытия;

2) философия небытия.

Философия небытияисходную философскую проблему решает так:

Небытие порождает бытие. Крайней точкой зрения в этой парадигме является

Наряду с этим есть философы и учения, которые занимают промежуточное положение между указанными философскими парадигмами.Это, например, древнегреческий философ Демокрит (V –IV вв.до н.э.), котрый считал, что основой всего является, с одной стороны, бытие – вещественные атомы, с другой стороны, небытие – пустое пространство. В Древнем Китае философия даосизма

Проблема метода в философии

1.Взаимосвязан мир в своих частях или разобщен?

2Изменяется ли мир, развивается или неизменен?

В зависимости от ответов находится и метод познания этого мира, Что же такое метод познания?

Метод – это совокупность приемов, способов изучения объекта.

Философский метод – это путь, направление познания мира. Говоря о роли метода в научном познании, Ф.Бэкон сравнивал его со светильником, освещающим дорогу путника в ночи.

Диалектики, отвечая на этот вопрос, формулируют два основных принципа:

1.Принцип всеобщей связи и взаимной обусловленности предметов и явлений.

2.Принцип всеобщности движения и развития.

При этом предполагается, что источник развития коренится в самих предметах, в их внутренней противоречивости.

Гераклит (древнегреческий философ,VI-V вв. до н.э.); говорил:

Гегель создал идеалистическую диалектику, согласно которой развивается не природа, а духовное начало – абсолютная идея.

Маркс, Энгельс и др. представители марксистской философии (XIX-XX вв)в свою очередь, разработали материалистическую диалектику, согласно которой способностью к саморазвитию обладает сам материальный мир.

В соответствии с диалектическим пониманием мира формировался и диалектическийметод познания и преобразования действительности

Этих философов со времен Гегеля (XIX в) назы вают метафизиками.

Метафизики, в отличие от диалектиков, не признают два указанных выше диалектических принципа. Для метафизиков мир фрагментарен, его части органически не связаны между собой, мир в целом статичен и неизменен;

если же происходят изменения, то они носят только количественный, а не качественный характер, внутренняя противоречивость предметов отрицается.

Ахиллес никогда не догонит находящуюся впереди и удаляющуюся черепаху,т.к., пока он преодолвает разделяющее их расстояние, черепаха проползет еще немного и так всякий раз до бесконечности. Здесь предполагается, что пространство и время не имеют предела делимости.

Ошибка Зенона в том, что преувеличивает непрерывность пространства и противопоставляет ее прерывности.

Летящая стрела на самом деле покоится, значит, движения нет, Стрела в каждый данный момент находится в определенной точке пространства, занимает место, равное ее длине, стало быть, не движется. Для того, чтобы стрела передвигалась, она должна, утверждает Зенон, в каждый момент времени находится в определенном месте и одновременно не находится в нем. Но это противоречиво, а следовательно, невозможно.

Пытаясь доказать кажущийся характер реального движения, Зенон фактически доказывал его противоречивый, диалектический характер. Здесь диалектика дает о себе знать вопреки метафизике.

В Новое время, начиная в XVI-XVIIвв, происходит бурное развитие частных наук, их отпочкование от философии, для естествоиспытателей и философов мир как бы распался на отдельные невзаимосвязанные области. Философские учения Ф.Бэкона, Т.Гоббса, Дж.Локка и др. в целом носят недиалектический характер Подавляющее число материалистов вплоть до Фейербаха(XIX в) развивали метафизический стиль мышления, использовали метафизическую методологию..

Метафизический стиль мышления проявлялся по-разному: в линейном эволюционизме английского философа Спенсера (XIXв), который сводил социальные законы общества к биологическим и механическим законам, в эмерджентном понимании развития(Бергсон, Морган,Уайтхед и др.,ХХ в),

с внезапными взрывными скачками в природе и обществе т др.

В процессе философствования рассуждающий пользуется особыми приемами мышления и способами рассуждения. Понимание этого важно для уяснения специфики философии в целом.

Метод – это способ деятельности. Применительно к философствованию методы – это способы и приемы рассуждения.

Существует много способов философского рассуждения. Проблема метода в философии заключается в том, чтобы определить, как именно можно рассуждать, каким способом размышления пользоваться. Обращаясь к истории философии, наработанные способы рассуждения можно поделить на две группы: классические и неклассические. Классические методы были разработаны от древности до XIX века, неклассические оформились в ХХ веке. Классическими методами философии являются метафизика и диалектика, неклассическими – герменевтический, феноменологический, психоаналитический, структуралистский и др. Здесь нас интересуют классические методы.

Для того чтобы определить начала бытия мы должны полагать, что вещи и мир в своей основе остаются неизменными, всегда одними и теми же. В метафизическом мышлении мир предстает как ставший, застывший, как бы сфотографированный. Метафизический метод отличают такие черты, как:

обращение к абсолютным, предельным основаниям бытия;

отвлечение от конкретных проявлений бытия;

мышление о предметах в их неизменном виде;

построение абстрактных схем при помощи чистого мышления.

принцип всеобщей связи объектов, явлений и процессов, реализующийся в усмотрении разнообразия отношений и противоположностей;

принцип развития, обращающий внимание на непрерывные, направленные и необратимые изменения в объектах.

Впоследствии диалектическое мышление объяснило процесс развития. Наиболее полную разработку и применение диалектического метода мы находим у Г.Гегеля и Ф.Энгельса. Гегель полагал, что развитие можно рассмотреть как переход от возникновения противоположностей к их снятию с переходом на новый уровень развития. Общая схема развития у Гегеля имеет вид логической схемы: тезис (начальное состояние объекта) – антитезис (отрицание начального состояния) – синтез (снятие противоположностей через отрицание отрицания, т.е утверждение нового состояния). Далее развитие идет через возникновение новых противоположностей, и его структура повторяется на новом уровне. Указанная логическая схема применима к сложным трансформирующимся объектам, особенно при рассмотрении органических процессов роста и видоизменения организмов, социальных процессов и т.п. Например, при видоизменении организмов их развитие начинается с внутреннего противоречия между адаптивными способностями и невозможностью их реализовать в новых условиях (т.е. организм должен приспособиться, но не может). Это противоречие запускает механизм трансформации, и новое состояние организма, уже способного адаптироваться, снимает его.

Впоследствии Ф.Энгельс представил логику развития в виде трех законов диалектики: закона единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные и закона отрицания отрицания.

Закон единства и борьбы противоположностей полагает, что противоположности, несмотря на противостояние, не могут исключить друг друга, подобно двум полюсам магнита. Если магнит разделить пополам, получится два магнита, у каждого из которых будут оба полюса.

Закон перехода количественных изменений в качественные представляет идею о том, что изменение количественных параметров объекта не может бесконечно идти в одном направлении без изменения качества объекта. Например, при увеличении атомной массы водорода до двух единиц, он становится дейтерием, а при массе в три единицы – тритием.

Закон отрицания отрицания показывает, что новое состояние объекта возникает на основе старого через его двойное отрицание, поскольку единственное отрицание состояния объекта может означать его исчезновение или гибель, а не развитие. Утверждение нового состояния – это двойное отрицание старого.

Классики марксизма применили законы диалектики к развитию общества. Источник социального развития они обнаружили в социальных противоречиях, основным из которых является противоречие между уровнем развития производительных сил и характером производственных отношений (закон единства и борьбы противоположностей). Когда это несоответствие обостряется, происходит социальная революция (осуществляется переход к новому качественному состоянию), отрицающая старые производственные отношения и утверждающая новые (закон отрицания отрицания).

Метафизика и диалектика, таким образом, являются двумя различными способами философского рассмотрения реальности, один из которых требует постижения неизменных начал и принципов, а другой тяготеет к объяснению всеобщих механизмов развития.

Рассмотрев философию как особый культурный феномен, мы должны уяснить, что философия – это рационально-критический тип мировоззрения, ядром которого является система фундаментальных знаний человека о мире, самом себе и своем месте в мире. Философия выступает своеобразной формой рационального самоопределения человека. Она способна обеспечивать жизненную позицию, понимание мировоззренческих оснований общества и культуры. Философское знание формируется в процессе рассуждения, использующего специфические приемы и способы, такие, например, как метафизика и диалектика.

Контрольные вопросы

Что такое мировоззрение?

Каковы основные компоненты мировоззрения?

Какие вы знаете исторические типы мировоззрения?

В чем проявляется синкретизм мифологического мировоззрения?

Каковы основные особенности религиозного мировоззрения?

В чем выражается рационально-критический характер философского мировоззрения?

В чем принципиальные отличия философского мировоззрения?

Какова природа философских проблем?

Какую роль играет философия в жизни человека и культуры?

Каковы основные разделы философского знания?

Перечислите основные функции философии.

Какие вы знаете типы философствования?

Вспомните основные этапы исторического развития философского знания.

Что такое метод философии?

Какие классические методы философствования вы знаете?

Каковы особенности метафизического мышления?

Какие принципы использует диалектическое мышление?

В связи с решением проблемы познания важное значение получает проблема метода. Метод - способ построения и обоснования системы философского знания. В философии применяются следующие методы: диалектика, метафизика, догматизм, эклектика, софистика, герменевтика.

Диалектика - метод философского познания, согласно которому вещи, явления и процессы исследуются с учетом их внутренних противоречий, изменений, единства и борьбы противоположностей. В качестве критериев познания выделяют основные принципы диалектики:

o Принцип всесторонности - содержит требование исследовать все связи предмета и явления. Основой данного принципа выступает всеобщая связь явлений, мир в качестве единого целого.

o Принцип конкретности - содержит обращение к реальной жизни, что противоположно формальным способам исследования предмета. При этом под конкретным имеется в виду единство многообразных связей и отношений.

o Принцип историзма - включает требование исследовать условия возникновения тех или иных явлений, этапы его развития, особенности в рассматриваемый период.

Метафизика - согласно данному методу, предметы рассматриваются обособленно, статично (исключаются изменения, самодвижения, развития) и однозначно (не исследуется многообразие, направленность на поиск абсолютной истины). Примем во внимание, что развитие естествознания, в частности открытие законов сохранения как фундаментальных законов объективного мира констатирует достоверность диалектического метода как ведущего метода решения проблем современной науки.

Коренные различия между диалектикой и метафизикой следующие:

Во-первых, диалектика утверждает всеобщую, универсальную взаимосвязь явлений и процессов в мире, метафизика же возводит в абсолют автономность, самодостаточность вещей окружающего мира;

Во-вторых, диалектика постулирует принцип развития, качественных изменений явлений и процессов, метафизика же сводит все изменения к количественным изменениям;

В-третьих, диалектика утверждает внутреннюю противоречивость, присущую явлениям, метафизика полагает, что внутренние противоречия относятся только к процессу мышления, а не явлениям объективного мира.

В-четвертых, диалектика исходит из констатации борьбы, внутренне присущей явлениям и процессам. Борьба противоположностей - основной источник развития окружающего мира. Особенностью метафизики является абсолютизация того или иного момента в некой целостности явления. При этом упускается из виду целостный контекст существования того или иного предмета. Только целостный контекст бытия объекта позволяет исследовать суть объекта, показать все его взаимосвязи, динамику.

Помимо диалектики и метафизики в философском знании используются так и другие методы:

Догматизм - (от греч. Dogma – мнение, постановление). Некритический, антиисторический тип мышления, не учитывающий специфику места, времени и действия. Основа догматизма - абсолютизация образцов и авторитетов, консерватизм.

Эклектика - ( от греч. eklektikos – способный выбирать). Данный метод представляет собой сопряжение различных и даже противоположных взглядов, суждений, теоретических положений. Этот метод применяют философы, политические и общественные деятели, которые не создают своих систем, но фиксируют и соединяют а единое целое идеи из разных школ. Эклектика допускает плюрализм установок исследования, открытый поиск. Однако в дальнейшем исследовании этот метод бесполезен, поскольку важным элементом философского поиска является систематизация теоретических положений, предполагающего теоретическое, сущностное рассмотрение того или иного предмет, объекта.

Софистика - (от греч. –умение хитроумно вести прения). Метод доказательств, основанный на преднамеренном нарушении принципов формальной логики. Включает выведение из ложных, но искусно подданных посылок в качестве истинных новой посылки, логически выверенной, но ложной по смыслу. Софистика была распространена в Древней Греции как искусство ведения споров, использовалась в качестве приема ораторского искусства.

В современной западной философии используется метод правильного прочтения смысла того или иного текста. Данный метод называется герменевтикой.

Таким образом, метод философского познания синтезируется из результатов конкретных наук, отражает их специфику. Формируется синтезированный метод, который представляет собой систему общих принципов исследования явлений и процессов окружающего мира.

Подведем итоги

1. Философия - форма духовной деятельности, направленная на анализ и решение мировоззренческих вопросов, вырабатывающих целостный взгляд на мир и место человека в нем.

2. Философия выполняет методологическую функцию по отношению к другим видам знания. Теоретическое понятие или положение в философии является одновременно и концептуальным и методологическим принципом. Философская теория представляет собой так же метод постижения действительности.

3. Философия осуществляет интеграцию всех форм деятельности человека. Используя опыт многообразных форм познавательного, ценностного и практического освоения мира философия осуществляет познавательный синтез. В современный период задачи философии связаны с выработкой и определением новых форм сознания и познания.

4. Философия выполняет критическую функцию по отношению к культуре в целом. Культурно-историческое, динамичное содержание философских проблем определяет характер выносимых решений, призванных определять конкретный облик проблемы, прогностически осмысливать происходящее.

Вопросы для самоконтроля

  1. Каковы основные элементы и структура мировоззрения?
  2. Раскройте комплексный, интегральный характер мировоззрения.
  3. Каковы исторические типы мировоззрения?
  4. Каково содержание смысл вопроса об отношении духовного и материального в философии?
  5. Опишите сущность философии как особого вида мировоззрения.
  6. Раскройте специфику основных философских направлений.
  7. Какую роль в философии играет метод познания? Перечислите основные философские методы.
  8. Каковы функции философии?

Литература

  1. Канке В.Е. Философия. М.,
  2. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.,1991.
  3. Мамардашвили. М.К. Как я понимаю философия. М., 1992.
  4. Миронов В.В. Философия: учебник. М.,2009.
  5. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М.,
  6. Философия / под ред. В.П. Сальникова. СПб.,2006.
  7. Философия: Учебник/ под. ред. Голубевой Г.А. М.,2011.
  8. Философский словарь. М.,2001.
  9. Философский энциклопедический словар. М.,1985.



Проблема метода в философии

Одна из важных особенностей научного познания в сравнении с обыденным состоит в его организованности и использовании целого ряда методов исследования. Под методом при этом понимается совокупность приемов, способов, правил познавательной, теоретической и практической, преобразующей деятельности людей. Эти приемы, правила в конечном счете устанавливаются не произвольно, а разрабатываются, исходя из закономерностей самих изучаемых объектов.

Поэтому методы познания столь же многообразны, как и сама действительность. Исследование методов познания и практической деятельности является задачей особой дисциплины - методологии.

При всем различии и многообразии методов они могут быть разделены на несколько основных групп:

1. Всеобщие, философские методы, сфера применения которых наиболее широка. К их числу принадлежит и диалектико-материалистический метод.

2. Общенаучные методы , находящие применение во всех или почти во всех науках. И своеобразие и отличие от всеобщих методов в том, что они находят применение не на всех, а лишь на определенных этапах процесса познания. Например, индукция играет ведущую роль на эмпирическом, а дедукция - на теоретическом уровне познания, анализ преобладает на начальной стадии исследования, а синтез - на заключительной и т.д. При этом в самих общенаучных методах находят, как правило, свое проявление и преломление требования всеобщих методов.

3. Частные или специальные методы, характерные для отдельных наук или областей практической деятельности. Это методы химии или физики, биологии или математики, методы металлообработки или строительного дела.

4. Наконец, особую группу методов образуют методики, представляющие собой приемы и способы, вырабатываемые для решения какой-то особенной, частной проблемы. Выбор верной методики – важное условие успеха исследования.

Остановимся кратко на характеристике некоторых общенаучных методов исследования. Обратимся прежде всего к методам, которые находят применение на эмпирическом уровне научного познания - к наблюдению и эксперименту.

1Наблюдение - 0 это преднамеренное и целенаправленное восприятие явлений и процессов без прямого вмешательства в их течение, подчиненное задачам научного исследования. Основные требования к научному наблюдению следующие:

1) однозначность цели, замысла;

2) системность в методах наблюдения;

4) возможность контроля либо путем повторного наблюдения, либо с помощью эксперимента.

Наблюдение используется, как правило, там, где вмешательство в исследуемый процесс нежелательно либо невозможно.

Наблюдение в современной науке связано с широким использованием приборов, которые, во-первых, усиливают органы чувств, а во-вторых, снимают налет субъективизма с оценки наблюдаемых явлений.

Важное место в процессе наблюдения (как и эксперимента) занимает операция измерения. Измерение - есть определение отношения одной (измеряемой) величины к другой, принятой за эталон.

Поскольку результаты наблюдения, как правило, приобретают вид различных знаков, графиков, кривых на осциллографе, кардиограмм и т.д., постольку важной составляющей исследования является интерпретация полученных данных.

Особой сложностью отличается наблюдение в социальных науках, где его результаты во многом зависят от личности наблюдателя и его отношения к изучаемым явлениям. В социологии и психологии различают простое и соучаствующее (включенное) наблюдение. Психологи наряду с этим используют и метод интроспекции самонаблюдения).

1Эксперимент 0 в отличие от наблюдения - это метод познания, при котором явления изучаются в контролируемых и управляемых условиях.

Эксперимент, как правило, осуществляется на основе теории или гипотезы, определяющих постановку задачи и интерпретацию результатов.

Преимущества эксперимента в сравнении с наблюдением состоят в том, во-первых, что оказывается возможным изучать явление, так сказать, в "чистом виде", во-вторых, могут варьироваться условия протекания процесса, в-третьих, сам эксперимент может многократно повторяться.

Различают несколько видов эксперимента.

1. Простейший вид эксперимента - качественный, устанавливающий наличие или отсутствие предлагаемых теорией явлений.

2. Вторым, более сложным видом является измерительный или количественный эксперимент, устанавливающий численные параметры какого-либо свойства (или свойств) предмета, процесса.

3. Особой разновидностью эксперимента в фундаментальных науках является мысленный эксперимент.

4. Наконец: специфическим видом эксперимента является социальный эксперимент, осуществляемый в целях внедрения новых форм социальной организации и оптимизации управления. Сфера социального эксперимента ограничена моральными и правовыми нормами.

Наблюдение и эксперимент являются источником научных фактов, под которыми в науке понимаются особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание. Факты - фундамент здания науки, они образуют эмпирическую основу науки, базу для выдвижения гипотез и создания теорий.

Обозначим некоторые методы обработки и систематизации знаний эмпирического уровня. Это прежде всего анализ и синтез. Анализ - процесс мысленного, а нередко и реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения). Процедурой, обратной анализу, является синтез. Синтез - это соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое.

Значительная роль в обобщении результатов наблюдения и экспериментов принадлежит индукции (от лат. inductio - наведение), особому виду обобщения данных опыта. При индукции мысль исследователя движется от частного ( частных факторов) к общему. Различают популярную и научную, полную и неполную индукцию. Противоположностью индукции является дедукция, движение мысли от общего к частному. В отличие от индукции, с которой дедукция тесно связана, она в основном используется на теоретическом уровне познания.

Процесс индукции связан с такой операцией, как сравнение - установление сходства и различия объектов, явлений. Индукция, сравнение, анализ и синтез подготавливают почву для выработки классификаций - объединения различных понятий и соответствующих им явлений в определенные группы, типы с целью установления связей между объектами и классами объектов. Примеры классификаций - таблица Менделеева, классификации животных, растений и т.д. Классификации представляются в виде схем, таблиц, используемых для ориентировки в многообразии понятий или соответствующих объектов.

А теперь обратимся к методам познания, используемым на теоретическом уровне научного познания. Это, в частности, абстрагирование - метод, сводящийся к отвлечению в процессе познания от каких-то свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны. Результатом абстрагирования является выработка абстрактных понятий, характеризующих объекты с разных сторон.

В процессе познания используется и такой прием, как аналогия - умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде иных отношений.

С этим приемом связан метод моделирования, получивший особое распространение в современных условиях. Этот метод основан на принципе подобия. Его сущность состоит в том, что непосредственно исследуется не сам объект, а его аналог, его заместитель, его модель, а затем полученные при изучении модели результаты по особым правилам переносятся на сам объект.

Моделирование используется в тех случаях, когда сам объект либо труднодоступен, либо его прямое изучение экономически невыгодно и т.д. Различают ряд видов моделирования:

1. Предметное моделирование, при котором модель воспроизводит геометрические, физические, динамические или функциональные характеристики объекта. Например, модель моста, плотины, модель крыла самолета и т.д.

2. Аналоговое моделирование, при котором модель и оригинал описываются единым математическим соотношением. Примером могут служить электрические модели, используемые для изучения механических, гидродинамических и акустических явлений.

3. Знаковое моделирование, при котором в роли моделей выступают схемы, чертежи, формулы. Роль знаковых моделей особенно возросла с расширением масштабов применения ЭВМ при построении знаковых моделей.

4. Со знаковым тесно связано мысленное моделирование, при котором модели приобретают мысленно наглядный характер. Примером может в данном случае служить модель атома, предложенная в свое время Бором.

5. Наконец, особым видом моделирования является включение в эксперимент не самого объекта, а его модели, в силу чего последний приобретает характер модельного эксперимента. Этот вид моделирования свидетельствует о том, что нет жесткой грани между методами эмпирического и теоретического познания.

С моделированием органически связана идеализация - мысленное конструирование понятий, теорий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых существует близкий прообраз или аналог в реальном мире. Примерами построенных этим методом идеальных объектов являются геометрические понятия точки, линии, плоскости и т.д. С подобного рода идеальными объектами оперируют все науки - идеальный газ, абсолютно черное тело, общественно-экономическая формация, государство и т.д.

Существенное место в современной науке занимает системный метод исследования или (как часто говорят) системный подход.

Этот метод и стар и нов. Он достаточно стар, поскольку такие его формы и составляющие, как подход к объектам под углом зрения взаимодействия части и целого, становления единства и целостности, рассмотрения системы как закона структуры данной совокупности компонентов существовали, что называется от века, но они были разрозненны. Специальная разработка системного подхода началась с середины ХХ века с переходом к изучению и использованию на практике сложных многокомпонентных систем.

Системный подход - это способ теоретического представления и воспроизведения объектов как систем. Основные понятия системного подхода: "элемент", "структура", "функция" и т.д. - были рассмотрены ранее в теме "Диалектика и ее альтернативы".

В центре внимания при системном подходе находится изучение не элементов как таковых, а прежде всего структуры объекта и места элементов в ней. В целом же основные моменты системного подхода следующие:

1. Изучение феномена целостности и установление состава целого, его элементов.

2. Исследование закономерностей соединения элементов в систему, т.е. структуры объекта, что образует ядро системного подхода.

3. В тесной связи с изучением структуры необходимо изучение функций системы и ее составляющих, т.е. структурно-функциональный анализ системы.

4. Исследование генезиса системы, ее границ и связей с другими системами.

Особое место в методологии науки занимают методы построения и обоснования теории. Среди них важное место занимает объяснение - использование более конкретных, в частности, эмпирических знаний для уяснения знаний более общих. Объяснение может быть:

а) структурным, например, как устроен мотор;

б) функциональным: как действует мотор;

в) причинным: почему и как он работает.

При построении теории сложных объектов важную роль играет метод восхождения от абстрактного к конкретному.

На начальном этапе познание идет от реального, предметного, конкретного к выработке абстракций, отражающих отдельные стороны изучаемого объекта. Рассекая объект, мышление как бы умерщвляет его, представляя объект расчлененным, разъятым скальпелем мысли.

Теперь встает на очередь следующая задача - воспроизвести объект, его целостную картину в системе понятий, опираясь на выработанные на первом этапе абстрактные определения, т.е. перейти от абстрактного к конкретному, но уже воспроизведенному в мышлении или к духовно-конкретному. Именно такой путь от общих абстракций товара, денег и т.д. до целостной, богатой картины капитализма проделывает Маркс в "Капитале". При этом само построение теории может быть осуществлено либо логическим, либо историческим методами, которые тесно связаны между собой.

При историческом методе теория воспроизводит реальный процесс возникновения и развития объекта вплоть до настоящего времени, при логическом она ограничивается воспроизведением сторон объекта, как они существуют в предмете в развитом его состоянии. Выбор метода, естественно, не произволен, а диктуется целями исследования.

Исторический и логический методы тесно взаимосвязаны. Ведь в результате, в итоге развития сохраняется все положительное, накапливавшееся в процессе развития объекта. Не случайно организм в своем индивидуальном развитии повторяет эволюцию живого от уровня клетки до современного состояния.

Поэтому можно сказать, что логический метод есть тот же исторический, но очищенный от исторической формы. Так, учащийся начинает изучать математику с того, с чего начиналась ее история - с арифметики, а Маркс рисует логическим методом картину капитализма, начиная с того, откуда капитализм берет свое начало исторически - с товара.

В свою очередь исторический метод в конечном счете дает ту же, что и логический метод, реальную картину объекта, но логический метод при этом отягощен исторической формой. В построении теории, как и идеальных объектов, важная роль принадлежит аксиоматизации - способу построения научной теории, при котором в основу его кладутся некоторые исходные положения - аксиомы или постулаты, из которых все остальные утверждения теории выводятся дедуктивно чисто логическим путем, посредством доказательства.

Как уже отмечено выше, этот метод построения теории предполагает широкое использование дедукции. Классическим образцом построения теории аксиоматическим методом может служить геометрия Евклида.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Портал о скелете и мышцах