Проблема детского изобразительного творчества шпоры

Общепризнана возможность творческого развития детей во всех видах деятельности, и в первую очередь в игре. Большой по­тенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобрази­тельной деятельности дошкольников.

Однако до сих пор проблема развития творчества остается наименее изученной в теории и недостаточно представлена в практике воспитания детей.

В исследованиях по данной проблеме отчетливо наметились четыре направления:

- изучение продуктов, результатов творчества;

- изучение структуры творческого акта;

- исследование психических процессов, состояний человека в творческой деятельности;

- поиск путей развития и измерения творческих способностей человека.

В данной главе представлена характеристика детского творче­ства по этим направлениям.

Детский рисунок

Как продукт художественного творчества

Что это такое - детское изобразительное творчество? Как, по­чему оно возникает, развивается? В чем его смысл?

Н.П. Сакулина писала, что детская изобразительная деятель­ность дошкольников при всем ее своеобразии сходна с аналогич­ной деятельностью взрослых и постепенно приобретает единую с ней структуру и жизненный смысл.

Чтобы понять своеобразие развития детской изобразительной деятельности и творчества, рассмотрим сначала особенности изо­бразительной деятельности взрослых, например графической.

Продуктом деятельности человека могут быть письмо, чертеж, рисунок. Рисунок может иметь разное назначение. Не всякий рису­нок представляет собой художественный образ, предназначенный для передачи информации (в атласе ботаническом, зоологическом и т.п.) рисунок должен быть точным, полным, документальным, отвечающим познавательным целям. Такой рисунок направлен в первую очередь на мысли человека, когнитивную сферу личности.

Художественный образ воздействует на чувства, а через них и на мысли. Он выражает отношение художника к миру людей, к природе, характер изображаемого предмета и явления.

Изобразительная деятельность детей (рисование, лепка, аппли­кация) относится к сфере изобразительного искусства. Искусство - художественное (образное) отражение человеком окружающего его мира: предметов, явлений природы, общества, себя.

Образ в изобразительном искусстве - наглядный. Окружающий мир воспроизводится в наглядной чувственно-воспринимаемой форме с помощью специальных изобразительных материалов, способов, средств (в рисунке, живописи - композиция, цвет, коло­рит, линия и др.).

Отображая мир, художник воплощает в произведении искусст­ва свои мысли, чувства, стремления, идеалы. Он воспроизводит явления жизни и одновременно дает им оценку, объясняет их сущность и смысл, выражает свое понимание мира.

Главным предметом искусства являются человек, окружающая действительность.

Даже в тех случаях, когда предметом изображения является мир вещей, предметы природы (натюрморт), картины природы (пейзаж), они отражаются в связи с человеком, представлены че­рез призму его восприятия и отношения к этим явлениям.

Искусство всегда обращено к человеку, к его чувствам и мыс­лям. Такие особенности художественного образа, как конкрет­ность, индивидуальность, неповторимость, обеспечивают эмо­циональное его восприятие, а обобщенность образа - узнавае­мость, способность понимания его разными людьми.

Художественный образ, несущий в себе через внешнюю изо­бразительность чувства и мысли художника, его идеалы, устрем­ления, оценки, обязательно связан с моралью, нравственностью. Это всегда сплав эстетического и этического. Добро, зло, нена­висть, чувство долга, проблемы смысла жизни и т.д., т.е. духов­ный мир человека, этическое сознание общества представлено в эстетической форме.

Смысл искусства не только в отражении действительности, но и в стремлении к ее преобразованию, изменению, улучшению в соответствии с идеалами художника.

Процесс восприятия искусства - это одновременно и процесс сотворчества с художником. В силу этих особенностей искусство является своеобразной формой эмоционально-интеллектуального общения людей не только в пределах одного общества и времени, но даже между поколениями. Поэтому главный смысл изобрази­тельной деятельности мы видим в развитии личности человека, в формировании его идеалов, устремлений, в развитии его духовно­го мира. Огромное влияние оказывает искусство на детей.

Маленькие дети очень любят рисовать, можно сказать, что в детском возрасте рисуют все. Так что же представляет собой дет­ский рисунок? Можно ли считать его произведением искусства? Над этим задумывались многие психологи, педагоги, искусство­веды, этнографы, медики. Этот вопрос рассматривался в исследо­ваниях зарубежных и отечественных ученых: известного русского физиолога В.М.Бехтерева, искусствоведа А.В. Бакушинского, пе­дагогов Г.В. Лабунской, Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной, Т.С.Ко­маровой, Т.Г.Казаковой и др., психологов Е.И.Игнатьева, В.И.Кириенко, В.С.Мухиной, О.М.Дьяченко и др.

Так чем же привлекает нас детский рисунок, что мы ценим в нем?

Многие достоинства рисунка заметила Е.А.Флерина.

Гуманизм, оптимизм содержания детского рисунка - показа­тель природной доверчивости, доброжелательности человека. Ребенок изначально несет в себе многие лучшие черты человече­ства, те общечеловеческие ценности, которые зафиксированы во всех мировых религиях, мифах, легендах, сказках. В детских ри­сунках почти всегда добро побеждает зло.

Рисунки дошкольников можно сразу узнать по их яркости, красочности, декоративности. В них радостное мировосприятие, ожидание добра от него и только добра. Это удивляет и радует нас, взрослых, и в то же время немного печалит от осознания, как трудно, почти невозможно сберечь такое восприятие мира.

Детские рисунки убеждают нас в том, что ребенок способен выразить в них свое мироощущение, они вызывают нашу эмоцио­нальную реакцию и именно поэтому их можно назвать вырази­тельными. Выразительность - главный существенный признак художественного образа. Под выразительностью понимается спо­собность художника посредством разнообразных приемов пере­давать человеческие эмоции, использование им в образной харак­теристике таких деталей, которые с наибольшей полнотой рас­крывают сущность изображаемого явления или характера. Сте­пень художественной выразительности произведения может быть различной. Чем талантливее художник, тем больше созданное им произведение воздействует на наши чувства.

Выразительность детского рисунка (лепки) это посильное рас­крытие детьми некоторых характерных сторон отражаемого предмета или явления действительности и передача активного эмо­ционального отношения к нему (Г. В. Лабунская). Как же удается ребенку выполнить выразительный рисунок? Какие средства он использует?

Итак, выразительность - качество детской художественной ра­боты, которое можно рассматривать как самостоятельное. При­менительно к детскому рисунку выразительность - качество не­стабильное. То, что мы считаем выразительным в рисунке малы­ша! в рисунке старшего таковым не является. Например, ребенок 5 лет нарисовал кошку и от избытка чувств раскрасил ее в клеточку.В отличие от 5-летнего старший дошкольник понимает, что для его любимого котенка клеточка - не украшение. Как же изо­бразить его веселым? И котенок изображен стоящим на задних лапках. Выразительность рисунков младших и старших детей не­равноценна. Чем старше ребенок, тем в большей степени изобра­зительные умения становятся средством выражения замысла.

1.Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном возрасте. - М., 1965. - С. 10.

Какие средства выразительности использует ребенок в своем рисунке?

Одним из самых доступных для ребенка средств выразительно­сти является цвет. Характерно, что использование красок ярких, чистых тонов в разнообразном сочетании присуще дошкольникам всех возрастов. К старшему дошкольному возрасту ребенок более тонко и разнообразно использует цвет, создавая выразительные образы. Однако тяга к яркости, красочности сохраняется у кого в большей, у кого в меньшей степени. Иногда ребенок, казалось бы, отдает предпочтение какому-то определенному цвету: все рисует зеленым или голубым. В чем причина? Что это - предпочтение или равнодушие к цвету?

Исследователи детского рисунка отмечают, что дети, осваивая цвет, начинают использовать его однозначно, земля - всегда чер­ная (коричневая), небо - синее, солнце - желтое (красное), трава - зеленая и т.п. То есть цвет не перестает быть выражением отно­шения ребенка, а служит лишь средством обозначения предмета. Некоторые ученые объясняют это недостатками обучения.

1. Термины введены В.С.Мухиной.

Другое средство выразительности, используемое дошкольни­ком, - линия. Исследователи отмечают, что предметы, явления, которые близки ребенку, любимы им, он рисует старательно и аккуратно, а плохие и некрасивые, по его мнению, события изо­бражает нарочито небрежной линией.

Составляющими компонентами декоративности являются ритм форм или цветовых пятен, симметрия. (Малыш строит рисунок, как бы уравновешивая пространственное расположение отдельных изображений. На доме флаги - слева и справа. Цветочек - с одной стороны и с другой.)

Как и взрослые, дошкольники нередко используют прием ги­перболизации (преувеличение каких-то признаков). Они выделяют в изображенном предмете или явлении то, что, на их взгляд, осо­бенно значимо.

Композиция сюжетного рисунка также бывает очень выразительной. Главный, более значимый для него образ дошкольник часто выделяет цветом или величиной, расположением отдельных элементов рисунка. Например, старший дошкольник, изображая охрану границы, выстроил в ряд солдат, ружье, пограничный столб, собаку, еще солдат, снова ружье и столб и т.д. Так близко, тесно, компактно - мышь через границу не пробежит. Ребенок сделал акцент на расположении изображений с минимальным интервалом.

Малышу очень трудно передавать движение. Но в рисунках старших дошкольников движение передано иногда очень выразительно: кошка мчится за мышью, вытянувшись как струна и расправив когти.

Рисуя, малыш использует и такое средство, как агглютинация, - склеивание, комбинирование в фантастическом образе каких-то частей, качеств, свойств разных предметов (курица с человече­ским лицом и головой, солнышко с глазами и ртом). Н.П. Сакулина отметила, что выразительность детского рисунка многооб­разна по средствам и способам.

По мнению Е.А. Флериной, чтобы судить о выразительности образа, созданного ребенком-дошкольником, важно видеть про­цесс выполнения рисунка. Комментариями, игровыми действиями ребенок выявляет иногда такие нюансы замысла, которые существенно изменяют наше восприятие и оценку готового результата.

Педагогу нужно помнить, что оценивать выразительность об­разов, создаваемых дошкольником, нельзя только на основе ана­лиза самого рисунка. Для верного понимания ребенка, его воз­можностей в изобразительной деятельности необходимо наблю­дать и анализировать процесс создания образа, учитывать осо­бенности личности маленького художника.

Наряду с выразительностью и грамотностью детских работ следует выделить и такое их качество, как оригинальность.

Своеобразие, неповторимость детских работ - относительно самостоятельное качество. Оно может сочетаться с грамотностью, выразительностью, но может быть и единственной характеристи­кой образа. То есть рисунок маленького ребенка может быть и неграмотен, и невыразителен, но отличаться своеобразным реше­нием задачи (рыба - ромашка).

Оригинальность образа, продукта детской деятельности, - по­казатель творческого воображения. В то же время следует пом­нить, что детский рисунок при всех его достоинствах - это не произведение искусства. Он не может удивить нас глубиной мыс­ли, широтой обобщения, абсолютной неповторимостью формы воплощения образа.

1 Мухина В. С. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта .- М, 1981.-С. 216.

Таким образом, по направленностимы относим детскую изо­бразительную деятельность к сфере реалистического искусства. По уровню возможного развитияизобразительная деятельность в дошкольном возрасте в силу ограниченных психофизических воз­можностей ребенка не может быть в полной мере реалистической. Н.П. Сакулина утверждает, что по отношению к детскому рисунку можно говорить лишь о тенденциях реализма, приближении к воз­можно большей правдивости и полноте изображения. Однако при любом, даже очень малом объеме изобразительных умений ребенок должен уметь и иметь возможность выражать свои чувства, впечат­ления свободно, использовать их самостоятельно и творчески.

Этапы творческого акта

Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 476 ;

ПОНИМАНИЕ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО

ТВОРЧЕСТВА

О ценности и значении творческой деятельности советских лю­дей свидетельствуют ежедневные успехи их в труде, достижения в разнообразных областях науки и искусства. Инициативный, твор­ческий труд в Советском государстве ценится высоко, почитается и поощряется. Несомненно, что активной творческой деятельности подрастающее поколение должно учиться с ранних лет; для этого имеются все возможности и богатый пример взрослых.

Советский педагог должен уметь видеть и правильно оцени­вать самые первые проявления детского творчества и правильно намечать путь систематического руководства, которое должно обеспечить успешное развитие ребёнка.

Изучение процесса и продуктов детского творчества как результата внимательного, бережного и в то же время чёткого ру­ководства убеждает нас в том, что в творчестве раннего периода обнаруживаются положительные черты. Эти черты связаны с психологией возраста; они определяют непосредственность детского творчества, его эмоциональность, правдивость и содержа­тельность, смелость, ритмичность, красочность и декоративность. Правильное педагогическое отношение к этому наивному нарож­дающемуся творчеству, ещё весьма несовершенному, и чёткое руководство им могут обеспечить его успешное развитие.

Наличие определённых эстетических качеств в детском ри­сунке, лепке, стройке позволяет отнести их к области эстетиче­ского творчества. Отношение к детскому творчеству должно быть сугубо педагогическим. Поощряя интерес, смелость и самостоя­тельность ребёнка в творчестве, оказывая ему необходимую по­мощь, внушая всё более ответственное отношение к работе, сле­дует указывать на её сложность и трудность, воспитывать интерес к учению.

Подвижность воображения при действенной моторной активности ребёнка выгодно подчёр­кивает творческий момент в деятельности ребёнка. Но эта лёг­кость и беззаботность, которая даёт обильную продукцию, не должна расцениваться как сила творчества. У детей ещё мало знаний, мало подлинно творческих замыслов, усилий; легко, ве­село и часто как бы играючи ребёнок создаёт свои наивные образы. Это хорошо, но при условии постепенного переключения интереса и внимания к результатам, к качеству того, что он соз­даёт. Сохраняя смелость ребёнка, веру в свои силы и серьёзный интерес к изобразительной деятельности, нужно подводить его ко всё более осмысленному ученью, к решению более сложных твор­ческих задач и улучшению качества их выполнения.

Наблюдая процесс детского рисования, лепки, мы далеко не все детские работы можем расценить как творческие.

Стремление ребёнка к частым повторениям рисунка может оказаться воспитательно ценным, однако лишённым творческого процесса: в некоторых случаях при неправильном руководстве частые повторения могут превратиться в механический процесс рисования тех или иных предметов, ничего не прибавляющего к имеющемуся навыку. У неопытного педагога бесконечные под­сказывания иногда совершенно не оставляют места для собствен­ной мысли ребёнка, для его творческого воображения. Некоторые занятия имеют целью овладение какими-либо техническими на­выками (например, штриховкой); образ, который при этом ри­сует ребёнок, обычно оказывается не новым, а хорошо ему знакомым, не требующим творческих усилий.

Таким образом, не каждый нарисованный или вылепленный предмет является продуктом творческой мысли ребёнка. Однако по своему характеру и преобладающему процессу рисование и лепка являются творческими видами деятельности, построенной на творческом и воссоздающем воображении.

Изучение проблемы детского изобразительного творчества и, в частности, взаимодействия между воссоздающим и творческим воображением ребёнка позволяет нам сделать ряд выводов.

Единство воссоздающего и творческого воображения положи­тельно влияет на развитие творческой деятельности ребёнка.

Мы стремились в руководстве детским творчеством осуще­ствить третью тенденцию: весьма осторожная оценка детского творчества в сочетании с развитием творческой инициативы ре­бёнка в работе над замыслом, с заботой о неуклонном повышении качества выполнения рисунка, лепки.

В раннем возрасте (2—4 лет) процесс элементарного преоб­разования не может считаться творческим процессом; однако он имеет положительное влияние на дальнейшее формирование со­знательного творчества, основанного на творческом воображении ребёнка.

Весь этот процесс преобразования и создания новых форм, образов не есть ещё творческий процесс, так как он строится не на замысле ребёнка. Однако комбинирование форм, первичное возникновение образа (начало работы воображения) важно для будущей творческой деятельности ребёнка.

Ценными здесь являются три момента:

3. Присматриваясь к комбинациям и формам, ребёнок начи­нает видеть в них сходство с реальными предметами (возникновение образа, работа воображения).

Разные виды творческой деятельности различно влияют на возникновение и развитие творческого процесса.

Воспроизводящее и творческое воображение гораздо раньше и легче возникает и успешно протекает в игре, чем в изобрази­тельной деятельности. В игре ребёнок сам непосредственно оли­цетворяет образ (или использует готовую игрушку), воспроизво­дит действия, движения, звукоподражания, речь. Ему не нужно ни создавать образа своими руками, ни снабжать его призна­ками действия; он просто эти действия производит сам.

Как только ребёнок сталкивается с рисованием, лепкой, ему нужно прежде всего своими руками создать изображение пред­мета, сделать его форму, найти и показать те признаки, которые выражают движение, действие предмета. Столкновение с этими новыми и весьма значительными трудностями отодвигает данный процесс на более поздний срок, чем осуществление замысла в игре, которая освобождена от указанных трудностей.

Любой ребёнок двух-двух с половиной лет легко и просто изображает в игре лающего пса, прыгающего зайчика, маму, кормящую дочку (куклу). Тот же ребёнок на рисунке начинает изображать эти предметы и действия на полтора, два и даже три года позднее.

Аналитико-синтетический процесс мышления, сопровождающий рисование, требующий определить и изобразить предмет в кон­кретной форме и действии, — несравнимо более сложная в ум­ственном и действенном отношении задача, чем непосредственное подражательное воспроизведение предметов в игре, не требующее перевода образа в условное, плоскостное изображение.

Множество подобного рода фактов убеждает в том, что в более простой для ребёнка деятельности (игра) воспроизводящее воображение действует легко, просто и достаточно точно; в слож­ной деятельности — в рисовании — преобразующая деятельность воображения находит сравнительно лёгкое и частое применение, воспроизводящее же воображение реализуется довольно слабо.

Далее, при условии правильного руководства творческий про­цесс идёт по линии всё большей устойчивости и обогащения об­раза признаками предмета, усиливающийся интерес к воссозда­нию предмета, всё более соответствующего действительности, со­четается с творческими замыслами в отношении содержания и формы предмета.

Далеко не всякие нарушения реального образа являются про­дуктом творческой фантазии ребёнка.

Формируя детское воображение и фантазию, важно соблю­дать чувство меры: фантазия, не имея должной базы, опыта в знаниях ребёнка, легко направляется по пути пустого фантазёр­ства, которое находится в разрыве с действием ребёнка, с реа­лизацией замысла.

Более всего следует опасаться неправильной оценки качества проявленной ребёнком фантазии и нарушений образа со стороны его реальных свойств и признаков, в этом вопросе существенным является параллельный критический учёт как воспитательных мероприятий, так и возрастных психологических особенностей, побуждающих ребёнка к тем или иным нарушениям реального образа.

Важно правильно понять и оценить причину этих нарушений.

В первую очередь исключим из нашего анализа всем известный факт неполноценности детского рисунка, лепки со стороны формы, что даёт впечатление нарушений реального образа. Согласимся с тем, что примитивность детской формы (малое количество признаков предмета, неправильная пропорциональность и прочее) ни в какой мере не исходят из намерения ребёнка нарушить реальный образ; это происходит от сложности процесса и от неопытности маленького рисовальщика. Поэтому эту группу крушений реального образа мы здесь не рассматриваем.

Подобные факты имеются и в изобразительной деятельности. Эта детская невзыскательность также не имеет ничего общего с творческой фантазией ребёнка.

Какие же процессы нарушения реального образа нам представляются наиболее характерными для психологии раннего детства?

Бывают и другие мотивы отказа ребёнка от более реального образа в пользу менее реального. Вот пример.

Можно ли предполагать по данному факту, что ребёнок рав­нодушен к реалистичности образа? Совершенно нет. Но очевидно, что само назначение игрушки (действовать), образа предмета действующего, тенденция малыша самому действовать с игруш­кой предъявляют к игрушке и к самому понятию реализма игрушки для данного возраста свои специфические требования.

Становится совершенно очевидным, что реализм игрушки для малыша (2—4 лет) определяется и завершается не только пре­делами её внешнего реалистического оформления, но и должен выявляться в процессе её игрового использования. Это особенно обязательно в отношении тех образов, движение которых яв­ляется одним из основных признаков данного предмета. При этом следует подчеркнуть, что мы говорим не о заводных самодвижу­щихся игрушках (последние рассчитаны на статическое, зритель­ное отношение к ним) — такая игрушка не может удовлетворить малыша. Он лично должен участвовать в её движении, а игрушка должна этому содействовать и быть весьма немудрёной, яркой, привлекательной.

При правильном руководстве ведущая роль в создании ре­бёнком нового и в творческом преобразовании принадлежит идейно-моральной стороне процесса.

Направленность детских наблюдений, впечатлений формируют интересы и понятия ребёнка, определяют его отношение к окру­жающему, его переживания. Отсюда ребёнок черпает и материал для творческой деятельности. Об этом свидетельствует тематика детских рисунков, лепки, в особенности по замыслу ребёнка. В этих рисунках совершенно непосредственно ребёнок выражает свои представления, интересы, стремления. Мы можем отметить характерные процессы, типичные для среднего и старшего до­школьного возраста.

Указанные добрые намерения, хотя и свидетельствуют о не­точности детских представлений, но получили положительное мо­ральное разрешение.

Отмечая значительность моральной основы детского творче­ства, подчеркнём её своеобразие. Ребёнок не знает о сложной закономерности событий и отношений между людьми, он не мо­жет проникнуть в сложность человеческой психологии. Его герои просты и ясны в своих хороших поступках, поэтому он их любит и стремится к их безусловному благополучию.

Вот почему и сам процесс творческой деятельности доставляет ребёнку больше радости, чем огорчения. Если ребёнка плохо учат и у него не выходит, он, конечно, огорчён, но по психологи­ческой линии изображаемого им действия никаких конфликтов не возникает, никаких страданий ребёнок не испытывает. Он го­рячо сочувствует герою, событиям, он ведёт действие всегда по линии их благополучного разрешения. Как в игре ребёнок не желает исполнять роль морально отрицательного персонажа, так и в рисунке он или избегает их, или же даёт неряшливо, плохо и в таком действии, чтобы их покарать.

Рассматривая воспитательное значение детского изобрази­тельного творчества, мы прежде всего оцениваем его разносто­роннее влияние на формирование личности, сознание, моральные качества и творческие способности советского ребёнка.

Необходимо отметить ещё одну особенность творческого про­цесса и его результатов. Творческий процесс в рисунке, лепке ребёнка лишь тогда может возникать и развиваться, если он ба­зируется на систематическом улучшении качества изображения. Лишь эта опора развивает детское творческое воображение. Ребёнок начинает охотно, смело и всё более качественно выполнять разнообразные тематические задания и рисовать по собственному замыслу. Если руководство слабо или неправильно, ребёнок бы­стро теряет смелость и охоту к рисованию, что тормозит разви­тие его творческих способностей.

Таким образом, и вопрос о существовании детского творчества разрешается в прямой зависимости от руководства детской изо­бразительной деятельностью, при благоприятном руководстве детским рисованием, лепкой у ребёнка данного возраста обнару­живается развитие творческого и воспроизводящего воображения и сама продукция-рисунок, лепка — отражает в себе эти творческие данные ребёнка.

Приведённые точки зрения являются глубоко ошибочными. Взгляды исследователей, исходящих из биогенетической теории, в данном вопросе обнаруживают идеалистичность и несостоя­тельность их позиций. В особенности неверным является утверж­дение, что развитие детского творчества находится в противоре­чии с развитием сознания и опыта ребёнка.

Современная психология и педагогика с полной убедительностью показали обратное. Сознание играет ведущую роль в дея­тельности человека в целом, тем более в творческой, где тре­буется полёт мысли, сила воображения, опирающегося на опыт и знания. Современная теория педагогики и практика доказывают, что способность анализа, критического отношения к качеству своей работы, которые у ребёнка нарастают, прокладывают путь к новым достижениям в этой области, дают перспективу для дальнейшего развития и укрепления творческих способностей ребёнка.

Старший дошкольный возраст в творческом отношении может оказаться исключительно благоприятным. Правильное руковод­ство и обучение обеспечивают развитие полноценного, смелого творчества ребёнка. Однако эти результаты требуют от воспита­теля серьёзной работы, систематического и своеобразного обу­чения. Дети этого возраста почти утеряли те свойства, на которые опиралась яркость и смелость творчества малыша: его беззабот­ность, некритичность, но они ещё не приобрели тех новых пси­хических качеств и того опыта, который обнаруживает готовность к систематическому школьному обучению. Кроме того, отсутствие обучения рисованию в школе или неумелое обучение приводит к тому, что ребёнок, чувствуя свою беспомощность, теряет интерес к данным занятиям и даёт низкие показатели успеваемости.

Методика руководства изобразительной деятельностью детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста требует специфичной системы обучения, построенной на учёте всего свое­образия психики ребёнка данного возраста и особенностей его изобразительного творчества. Пассивное руководство, сниженность задач и требований к ребёнку, а равно активное, но оши­бочное руководство дают неизбежную реакцию спада интереса и качества детского творчества.

Детское творчество в нашем опыте не дало спада. Рост инте­реса, приобретение смелости при повышении критичности, созна­тельное стремление научиться привело к высоким показателям детского творчества. Опыт внешкольной работы Института худо­жественного воспитания детей Академии педагогических наук РСФСР (Лабунская) по обучению рисованию школьника, по­строенный на учёте своеобразия детского творчества, привёл так­же к самым положительным результатам. Спада в детском твор­честве не оказалось.

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

Педчас №1.

Проблемы развития креативных способностей дошкольников в процессе изобразительной деятельности

Цель: привлечь внимание педагогов к решению проблемы развития креативных способностей; способствовать обогащению педагогического опыта педагогов по организации изобразительной деятельности : школьников.

1. Значение изобразительной деятельности в развитии креативного потенциала дошкольников.

2. Обмен опытом работы воспитателей по организации изобразительной деятельности дошкольников.

3. Презентация выставки детского изобразительного творчества

Подготовка к педсовету.

1. Проведение консультации на тему «Организация выставок детского творчества.

2. Проведение работы с детьми по развитию креативных способностей в процессе изобразительной деятельности, организация выставки детского изобразительного творчества.

Вступительное слово старшего воспитателя, Батаевой О. Б.

Сегодня одной из важнейших задач, стоящих перед педагогом, является выявление творческих способностей у детей и их правильное развитие. Решение данной задачи должно происходить систематически с использованием всех видов деятельности с учетом детского возраста.

Способности —это индивидуальные особенности личности, которые не равняются знаниям, навыкам и умениям, однако, напрямую с ними взаимосвязаны. Способности влияют на скорость и легкость приобретения знаний и умений. В свою очередь, знания содействуют развитию и совершенствованию способностей. Способность не является константным, неизменным свойством и существует только в динамике.

Творческие способности — это способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения. Помогают развивать и совершенствовать способности изобразительные (продуктивные) виды деятельности — рисование, лепка, конструирование, аппликация. Конечным результатом этой деятельности является какой-либо продукт, в котором ребенок отображает свои впечатления и опыт жизни.

Педагоги получают листы бумаги с нарисованными фигурами и линиям, им предстоит дорисовать фигуры и линии и придумать название рисунку.

Открытие выставки детского изобразительного творчества

По мнению Л. С. Выготского, ведущим свойством творческих особенностей является воображение. Особое значение изодеятельности для развития воображения заключается в постановке и решении творческих задач. При выполнении творческих заданий у ребенка возникает необходимость комбинировать свои впечатления, создавая вые произведения, широко использовать свой прошлый опыт.

Для развития творческих способностей очень полезна o6огащённая изобразительная деятельность: в рисунках и пластилиновых скульптуpax должны обязательно присутствовать разнообразные сюжеты; с детьми необходимо обсуждать замысел этих сюжетов, предлагать интересные для них темы.

дети наглядно представляют себе задуманное содержание, они при соприкосновении с материалом ищут средства воплотить образы, созданные их воображением. Проведение воспитателем занятий по замыслу дает возможность судить об интересах детей, степени развития творческих способностей, овладении изобразительными умениями и навыками, способствует развитию самостоятельности и инициативы детей.

Выступление Маловой О. В., воспитателя подготовительной группы к/н.

В структуре творческих способностей ее опорным свойством, как указывал Выготский, является высокая чувствительность к окружающему миру, эмоциональность, обеспечивающая полноту восприятия. Развитие эмоциональной сферы детей в процессе изодеятельности осуществляется через включение их в совместную деятельность с другими детьми. Чувства, возникающие у ребенка по

отношению к другим людям, переносятся им и на изображаемые персонажи.

Выступление Николенко Т. В., воспитателя старшей группы к/н.

Изодеятельность способствует развитию восприятия ребенка. Значимость восприятия для творчества велика, так как именно восприятие является источником получения и хранения информации. Чтобы создать изопродукт и свободно им оперировать, необходимо в памяти достаточно обширный материал. Особая роль в изодеятельности принадлежит рисованию и лепке. Если при рисовании изображение остаётся на плоскости листа, на котором постепенно в процессе обогащения опыта ребенком прорисовываются мелкие детали, то особенность лепки — в объемном способе изображения. Основным изобразительным средством лепки является пластичность. Благодаря пластичности передается динамичность движения. Творческая ситуация стимулирует развитие творческих способностей: она либо предшествует формулировке творческой задачи, либо создается самой задачей. Именно здесь основным средством развития творческих способностей является личность педагога.

Выступление Мальцевой Н. И., воспитателя старшей группы к/н, использующего в своей работе приемы ТРИЗ.

Наш опыт работы показывает: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, — это и процесс, и результат художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребенка.

Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию с младшего дошкольного возраста, можно использовать нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков.

Какие нетрадиционные способы рисования можно использовать в детском саду? Кляксография. рисование пальцами, солью, мыльными пузырями, разбрызгиванием и т. д. Разве вам неинтересно узнать, что получится, если рисовать тряпкой или скомканной бумагой?

— Рисование солью. Она обладает не только интересными декоративными возможностями, но и весьма удобна в обращении. Предварительно на бумаге надо сделать набросок. Смочить его водой с помощь кисти, посыпать солью, подождать, пока она вберет в себя воду, лишнюю соль ссыпать. Когда все подсохнет, нарисовать недостающие элементы и раскрасить. Рисунок готов. Солью мы рисовали стрекоз, дым, снег, птичек, медуз, бабочек.

— Любят дети рисовать и. мыльными пузырями. Для этого нужны шампунь, гуашь, вода, лист бумаги и трубочка для коктейля. В баночку с гуашью вливаем шампунь, добавляем немного воды, хорошо размешиваем и дуем в трубочку до тех пор, пока не образуется пена. Осталось к пене приложить лист бумаги и дорисовать детали — рисунок готов.

— Рисовать можно способом выдувания. Для этого надо приготовить трубочку, краску, лист бумаги и картинки, изображающие животных, людей, различные предметы. Трубочкой осторожно набирают краску (вдыхая) и также осторожно выдувают на лист. Можно налить немного краски на лист и дуть из трубочки. Затем на получившиеся разводы приклеить картинку или дорисовать все необходимое.

— Ниткография. Этот вид работы требует индивидуального подхода, поэтому его целесообразно проводить с небольшим количеством детей. Понадобятся несколько листов бумаги формата A3, крученая хлопковая нить длиной 30—40см, тушь, налитая в блюдце или в широкую емкость, и жесткая кисть. Лист бумаги складывается пополам, 2/3 длины нити опускается в тушь, затем нить протягивается через жесткую кисть, чтобы снять лишнюю краску, и раскладывается на одной половине развернутого листа.Нить накладывается произвольно:

петлями, волнистыми линиями, зигзагами, накрывается второй половиной листа (чистый кончик нити должен выходить за нижнюю сторону согнутого листа бумаги, бумага ладонью прижимается к столу, и из импровизированного пресса вытягивается нить. Данный прием можно повторить несколько раз. След создает на бумаге симметричное изображение, которое можно дополнить деталями, нарисованными тушью или акварелью. В результате получаются ажурные, удивительным образом переплетенные, необычные изображения.

В развитии творческого воображения рисующих детей большую роль оказывает музыка, слушание музыки. Она создает настрой, рождающий иное отношение к сочетанию цветов и линий.


Развитие творческих способностей у старших дошкольников в процессе театрализованной деятельности (из опыта работы) «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает.


Проект: Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники изобразительной деятельности Актуальность темы Работая с детьми, обратила внимание на то, что некоторые дети в образовательной деятельности, по художественному творчеству,.

Развитие познавательных способностей старших дошкольников в процессе обучения способам решения противоречий Одной из основных целей образования сегодня является подготовка развивающейся личности к творческому труду. Для того, что бы выжить в ситуации.

Развитие творческих способностей детей в процессе музыкальной деятельности Развитие творческих способностей детей в процессе музыкальной деятельности. Творчество – процесс деятельности, создающий качественно новые.

Реализация художественно-эстетического развития дошкольников в процессе организации театральной деятельности в соответствии Тема: «Реализация художественно-эстетического развития дошкольников в процессе организации театральной деятельности в соответствии с ФГОС.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.