Проблема человека в философии и науке шпоры

Учение о человеке в структуре философского знания. Раздел философии, в котором изучается человек, называется философской антропологией. Ее основные проблемы:

– в чем сущность (природа) человека, то есть какие признаки выделяют его как уникальное явление среди остального мира;

– как возник человек;

– как в нем соотносятся биологическое и социаль­ное начала;

– каковы основные способы человеческого бытия;

– в чем смысл жизни человека;

– что такое свобода и насколько она возможна;

– возможно ли бессмертие.

Основные стратегии осмысления природы человека. В современной философии выделяются следующие основные стратегии (традиции) осмысления природычеловека: натурализаторская, экзистенциалистская, рационалистическая и социологизаторская. В натурализаторской традиции человек понимается как элемент природы, подчиненный единым с нею законам. Но если для классической философии было свойственно понимать человека как высшую ступень природы, то, начиная с Ф. Ницше, в неклассической философии человек - это тупик природного развития. В экзистенциалистской традиции человек понимается как свободное существо, формирующее как внешний мир, так и самого себя. Для рационалистической концепции сущностью человека становится наличие у него разума, сознания. В социологизаторской концепции человек выступает продуктом не столько биологической, сколько социальной эволюции. Человеческая природа формируется обществом и меняется вместе с изменением исторической ситуации. Каждый из этих подходов берет за главную только одну сторону бытия человека. Необходимо сочетание этих подходов, поскольку человек – это одновременно природное, социальное и индивидуально-творческое начало.

Проблема антропогенеза в философии и науке. Антропогенезэто теория происхождения и развития человека. Существует несколько данных теорий: религиозная, космическая, эволюционная, трудовая, игровая, психоаналитическая. В системе современного философского и научного знания наиболее авторитетной считается трудовая теория происхождения человека. Труд - это целенаправленная деятельность людей, преобразующих природу с помощью орудий труда. Ф. Энгельс впервые указал на особую роль труда для формирования человека и общества. Вопрос о том, почему наши человекообразные предки стали трудиться, до сих пор не имеет однозначного ответа. По мнению философа А. Гелена, предки человека стали трудиться из-за своей природной слабости и неспециализированности. Если остальные животные хорошо приспособлены к определенной среде обитания и имеют специальные органы или окраску для защиты от хищников, то человек от природы этого не имеет. Именно эта неспециализированность и обусловила необходимость труда для выживания в природе. В биологической эволюции человека генетически закрепились признаки, связанные с трудом – прямохождение, развитая рука, большой объем головного мозга. Труд определил особую форму адаптации человека в природе. Если животное приспосабливается к природе за счет изменения своего тела, то человек с помощью труда изменяет не себя, а саму природу, и кроме того, создает защитную социальную среду (огонь, жилище, одежду, язык, коллективные традиции, законы, системы обучения и совместной защиты и т.д.). Тем самым труд стал источником развития общества и культуры.

Социокультурные модусы человеческого бытия.Основные мо­дусы (или способы) человеческого бытия в обществе и культуре - это деятельность и коммуникация. Они вбирают в себя такие важнейшие формы бытия человека, как труд, творчество, общение, игру, любовь. Под деятельностью принято понимать способность человека к активному, целенаправленному преобразованию действительности и самого себя. Структура трудовой деятельности, описанная К. Марксом, включает следующие компоненты: субъект и объект деятельности, ее цель, средства, предмет и продукт. Непосредственной целью дея­тельности является необходимость удовлетворения потребностей. Творчество – это вид деятельности, создающий принципиально новые куль­турные явления и ценности. Коммуникация (включающая в себя общение) – это про­цесс обмена информацией, предполагающий активную взаимосвязь двух или более субъектов. Игра – вид деятельности, в котором удовлетворение приносит не столько результат, сколько сам процесс. По теории К. Гросса, игра представляет собой непреднамеренное самообучение организма, особенно необходимое человеку в раннем возрасте. Философ И. Хейзинга считал игру важнейшим источником культуры. Любовь – это устремленность к глубокому взаимному слиянию с другим человеком, при котором каждая сторона сохраняет свою индивидуальность. В любовном отношении развиваются такие черты личности, как забота, ответственность, уважение. Любовь стоит у самых истоков существования человека, обеспечивает его психическую защищенность и уравновешенность. Чувство любви возникает на основе животного инстинкта, но затем оно социализируется, т.е. принимает общественные и культурные формы, свойственные данной социальной группе и исторической эпохе.

В истории философии были разные представления о возможности свободы человека. Одни философы считали, что свободы нет вообще, так как любая мысль и любой поступок определен внешним воздействием, а законы природы вообще непреодолимы. Другие выступали за абсолютную свободу. Так, экзистенциалист Ж.П. Сартр полагал, что в любой ситуации у нас есть свобода выбора внутреннего отношения к ней. На самом деле свобода – это относительное понятие. Неограниченная, абсолютная свобода действий одного человека (например, преступника) становится несвободой для других людей. Свобода превращается в несвобо­ду, если она ничем не ограничена. Являясь основной ценностью современного цивилизованного общества, свобода тесно связана с ответственностью. Ответственность понимается как необходи­мое условие свободы, предполагает необходимость отвечать за сделанное перед другими людьми, будущими поколениями, обществом и природой.

Проблема смысла жизни.Смысл жизни – это ответ на вопрос: для чего живет человек? Выделяют три главных подхода к решению этой проблемы:

– религиозный (нужно жить в строгом соответствии с требованиями своей религии, творить добро, результатом чего станет жизнь в раю);

– культурный (нужно жить в соответствии с требованиями культуры, вносить в нее свой материальный и духовный вклад, результатом чего останутся добрая память потомков или даже посмертная слава);

– личностный (в жизни нет никакого заранее заданного смысла, каждый человек делает себя сам, реализует мечту о самом себе). Третье понимание смысла жизни требует нравственных ограничений: реализуй мечту о себе как совершенном существе, насколько это возможно без нарушения свободы и прав других.

Жизнь, смерть, бессмертие в духовном опыте человечества.Жизнь понимается в философии двояко: как космическое, природное явление, и как специфически человеческое. Во втором случае подчеркивается ее уникальность, свобода и наполненность по сравнению с запрограммированной инстинктами однообразной жизнью животных. В то же время жизнь человека – воплощенное противоречие, в ней соединяются свобода и необходимость, счастье и страдание. Коренной философской проблемой всегда был вопрос о жизни и смерти. Философы-экзистенциали­сты считали, что только смерть придает жизни смысл и значение. Осознание неиз­бежности смерти заставляет человека действовать, думать о том, как прожить подлинно свободную жизнь. Смерть является логическим и практическим завершением жизни: что не имеет смерти, не имеет и рождения, а что не имеет рождения, то безжизнен­но. Жизнь и смерть предполагают друг друга, по отдельности их невозможно даже мыслить.

Главная проблема человека в философии – самопознание. Разные трактовки приписывают человеку диаметрально противоположные стремления и задачи. Для одних он – конечная цель эволюции, предмет создания Творца, для других – самостоятельное существо. Необходимость раскрыть феномен стала ключевой проблемой почти всех философских систем.

Определение проблемы философии


Главная задача философии – поиск точных ответов на вопросы о сущности и природе людей, их происхождении и назначении.

Анторопосоциогенез как философское направление

Многие философы сомневались в том, можно ли считать человека разумным. Его животное начало очень сильно, но все-таки он возвышается над другими видами. Ницше полагал, что индивид способен уничтожить в себе животную составляющую и культивировать социальную. Он является субъектом деятельности, формируя себя и свое окружение. Позже его идеи развили марксисты. Их основной тезис – бытие определяет сознание. Он означает, что окружающая среда оказывает решающее воздействие на индивида и его становление как личность.

Возможности социализации изучает антропогенез. Это – процесс вытеснения биологических законов и замена их социальными. При этом биологические законы не исчезают вовсе, а облекаются в социально приемлемые нормы. Процесс антропогенеза длится с момента появления социума.

Сущность человека в философии

Процесс развития философского мышления непрерывен, поэтому философия человека каждой эпохи отличалась от предыдущей. Современная философия выделяет 4 основных подхода определения сущности:

  1. Биологический – имеет природное начало.
  2. Социологический – продукт социальных отношений.
  3. Теологический – отражение духовного начала.
  4. Социокосмический – совокупность трех предыдущих аспектов.

Ни один из подходов не является доминирующим, но социокосмический подход позволяет получить более широкое представление о человеческой особи, как о субъекте и объекте изучения.

Человек как биосоциальное существо

Современный человек появился в результате эволюции – биологических изменений, направленных на совершенствование исходного вида. В отличие от животных, рождающихся с определенным набором инстинктов, человек, как высокоорганизованное существо, обладает рефлексами. Он изучает, наследует и воспроизводит паттерны (модели поведения) не только других людей, но и других видов. Поведение конкретного индивида определяет культурная среда, в которой он живет.

Основные задачи культуры:

  • формирование автономии человека, его отдаление от природных случайностей;
  • увеличение продолжительности жизни и улучшение ее качества;
  • обеспечение психологического комфорта;
  • предоставление возможности минимизировать физический труд;
  • появление и усовершенствование научных открытий.

Становление человека, как разумного, произошло благодаря:

  • наличию разума и сознания;
  • появлению членораздельной речи;
  • способности совершать свободный выбор;
  • развитию орудий труда;
  • способности к нравственности, управлению своими влечениями.

Ученые уверены, что развитие индивида было бы не возможным без социальных связей. В процессе становления общества (и развития человека, как продукта общества) сформировались основные типы отношений:

  • производственные;
  • межобщинные;
  • брачно-семейные;
  • межличностные.

Потребность в контактах является одной из базовых, и воспроизведение системы общественных отношений – способ ее реализации.

Человека модно назвать биосоциальным существом – продуктом биологической и социальной эволюции.

Как проявляется человек

В философии существует два основных проявления: индивид и личность.

Особенности личности определяют:

  • психологическая сущность, мировоззрение;
  • целостность убеждений, отсутствие в них противоречий;
  • характер интересов и потребностей;
  • осознание своего места в обществе;
  • соотношение различных личностных качеств.

Сущность человека, в момент его взаимодействия с обществом, проявляется в:

  1. индивидуальности.
  2. духовности.
  3. социальном статусе.
  4. коммуникации.


Личность формируется в процессе воспитания и деятельности в рамках определенного культурного поля, поэтому не каждая человеческая особь – личность. Люди, лишенные коммуникации с себе подобными, не имеют возможности социализироваться, и не становятся личностями в философско-психологическом понимании.

Взаимодействие человека и природы

Природные объекты могут быть:

  • живыми – совокупностью организмов.
  • неживыми – веществами и полем, обладающим энергией.

Живые предметы – результат жизни, возникшей и развившейся в географической среде. Под географической средой понимают ту часть природы, которая необходима для жизни человечества (растительный и животный мир, почва, земная кора, вода, нижняя часть атмосферы). Географическая среда вовлечена в процесс общественного бытия.

С момента появления общества природные процессы на Земле разделились на:

  • природные;
  • специфически общественные;
  • природно-социальные.

Современный уровень развития общества позволяет индивиду не зависеть от природы непосредственно, удовлетворяя свои потребности с помощью достижений науки. Опосредованная зависимость возрастает. Человек преобразует природу и увеличивает свою власть над ней.

Смысл жизни

  • наслаждение;
  • счастье;
  • действие;
  • страдание.

Античные философы рассматривали индивида, как природное существо, поэтому течение его жизни не должно отличаться от жизни животного или растения, и включать в себя воспроизведение потомства, выполнение специфических функций, удовлетворение потребностей.

В Средневековье развивалась парадигма смысла вне жизни. Главной жизненной ценностью является: Бог, идея, служение. Потеря веры в Бога равносильна потере смысла жизни.

В эпоху Возрождения под смыслом жизни понимали служение высшему существу. Цель человеческой жизни – самосовершенствование.

Эпоха Просвещения преподносит смысл жизни, как служение идее. Под идеей подразумевали социальное равенство, реорганизацию общества, благополучное будущее.

Новейшая философия трактует смысл жизни, как самореализацию. Подразумевается, что индивид должен создать себя сам – создать индивидуальный смысл жизни. Личность не ищет его, а вырабатывает, основываясь на своем опыте и опыте предыдущих поколений.

Понятия жизни, смерти и бессмертия, как одного из фундаментальных вопросов философии

Жизнь у большинства народов воспринималась как негативное явление. Никому доподлинно неизвестно, есть ли жизнь после смерти. Поэтому смерть страшит людей и одновременно является добродетелью – она избавляет от мук физического существования.

Бессмертие – продление жизни до бесконечности. О потенциальной возможности бессмертия задумывались философы всех школ и направлений.

Выделяют следующие виды бессмертия:

  1. Передача генов. Продление своей жизни в детях – основной способ относительного бессмертия, к которому люди прибегают сознательно.
  2. Сохранение тела. Бальзамирование, мумификация, криогенезация позволяют предохранить тело от разложения и дать потенциальную возможность воскрешения к жизни в будущем.
  3. Соединение тела, сознания и Вселенной. Для восточных течений философии, типично восприятие индивида, как части Вселенной, которая после смерти вернется в круговорот материи.
  4. Творчество. Научные открытия и произведения искусства позволяют именам их создателя оставаться в веках.
  5. Состояние измененного сознания. Медитация и аутотренинг позволяют выйти за рамки сознания, проникнуть в другое время, измерение, стать частью Вселенной.


Современное направление философии – трансгуманизм – предполагает, что человеку доступна бессмертность, благодаря бесконечной регенерации клеток организма. В дальнейшем достижения науки позволят продлить жизнь на несколько сотен и даже тысяч лет.


В эту шпаргалку по философии входят лекции, отвечающие на следующие вопросы:

1. Предмет философии. Специфика философского знания.
2. Мировоззренческое содержание философии. Философия, мировоззрение, медицина.
3. Научное содержание философии. Философия, наука, медицина.
4. Проблемы философии, их роль в медицине,
5. Функции философии в культуре общества, медицине, личности врача.
6. Становление философии в цивилизациях Древней Индии и Древнего Китая: специфика, достижения, современное значение.
7. Классические философские системы античности (Платон, Аристотель): достижения, современное значение.
8. Натурфилософия и антропологические учения античной философии: достижения, современное значение.
9. Средневековая философия: специфика, основные учения, достижения, значение в культуре и медицине.
10. Философия эпохи Возрождения: специфика, учения, значение в культуре и медицине.
11. Эмпирическая западноевропейская философия 17 - нач. 18 в.: учения, достижения, значение в культуре и медицине.
12. Рационалистическая западноевропейская философия 17 - нач. 18 в.: учения, достижения, значение в культуре и медицине.
13. Немецкая классическая философия: специфика, достижения, значение в культуре и медицине.
14. Неклассическая философия 19 вв. специфика, учения, значение в культуре и медицине.
15. Зарубежной философии 20 в.: основные направления, достижения, значение в культуре и медицине.
16. Русская философия: специфика, основные учения, значение в культуре и медицине.
17. Проблема бытия и его атрибутов в философии: содержание, место в структуре философского знания.
18. Философская, научная, религиозная модели бытия: содержание, значение для медицины.
19. Современная философия и наука о составе, типах, строении бытия.
20. Содержание проблемы сознания и парадигмы её решения. Проблема сознания в медицине.
21. Генезис сознания как проблема философии.
22. Содержание проблемы жизни и парадигмы её решения. Проблема жизни и медицина.
23. Аксиологические проблемы понимания жизни и медицина.
24. Диалектика; её исторические формы, принципы и функции, значение для медицины.
25. Развитие как атрибут бытия, основные законы развития. Методологическая роль законов диалектики в медицине.
26. Категории детерминизма: причина и следствие необходимость и случайность, возможность и действительность - их методологическое значение в медицине.
27. Категории состава: сущность и явление, содержание и форма, система и структура - их методологическое значение в медицине.
28. Общество как система бытия. Теоретические модели философского познания общества.
29. Природа и общество: основы взаимодействия. Традиционная и техногенная цивилизации, их влияние на природу.
30. Содержание проблемы человека и парадигмы её исследования. Человек в системе медицинского знания.
31. Сущность и качества человека в контексте современной науки, философии, медицины.
32. Антропогенез как проблема философии и науки.
33. Человек и здоровье: гуманитарный и медицинский аспекты.
34. Культура: проблема сущности и типологии. Человек как творец и творение культуры.
35. Мораль и нравственность в системе культуры общества и личности.
36. Религия и свободомыслие в системе культуры общества и личности.
37. Личность и её ценностные ориентации.
38. Содержание глобальных проблем современной цивилизации. Роль медицины в их решении.
39. Наука в системе культуры общества и личности. Наука и медицина.
40. Познания как система. Творчество в познании и практика.
41. Истина, вера, интуиция в системе познавательной деятельности и в медицине.
42. Чувственное познание: основные формы, функции, роль в медицине.
43. Рациональное познание: основные формы, функции, роль в медицине.
44. Структура научного познания, методы и формы.
45. Биоэтика и философско-этические проблемы в медицине.
46. Философско-методологические основания медицины.
47. Человек как биосистема и проблема здоровья в техногенной цивилизации.


48. Научные революции и смена типов рациональности.
49. Социальная философия об экономической системе общества: содержание, функции.
50. Социальная философия о социальной системе общества: содержание, функции.
51. Социальная философия о политической системе общества: содержание, функции.
52. Социальная философия об идеационной системе общества: содержание, функции.
53. Общественная динамика: общественный прогресс и его движущие силы.
54. Любовь и творчество в жизнедеятельности человека.

Проблема человека является одной из важнейших в философии. Понимание человека во многом определяет решение всех других мировоззренческих вопросов, Человек является объектом изучения множества наук, и каждая из них выделяет в нем ту или иную сторону, аспект человеческого бытия. Вместе с тем, существование человека как такового требует объединения усилий частных наук в познании человека. Эту роль выполняет философия, изучающая наиболее общие закономерности бытия человека как целостного существа в обществе и природе (например, проблемы сущности человека, его свободы и ответственности, призвания, взаимосвязи человека и общества и т.д.). Часто говорят также о философской антропологии как разделе философии. Среди функций философской антропологии можно отметить прежде всего гносеологическую (она вооружает человека наиболее фундаментальными знаниями о себе самом), мировоззренческо-воспитательную (влияет на формирование духовного мира личности), прогностическую (предсказывает тенденции развития человека), методологическую (вырабатывает способы и приемы изучения человека), аксиологическую (исследует человеческие ценности). Выделяют также социально-практическую, критическую, систематическую и другие функции.

Изучение человека является весьма трудным делом, так как он является многомерным, чрезвычайно сложным и к тому же развивающимся существом. Дело в том, что жизнь человека протекает одновременно как бы в четырех измерениях. Во-первых, это объективный физический мир явлений и процессов неживой природы. В этой реальности человек выступает как вещь среди вещей, он подчиняется механическим, физическим, химическим законам, например, закон всемирного тяготения действует на него абсолютно так же, как и на любое тело аналогичной массы. Вместе с тем, человек может использовать законы объективной реальности, подчиняя себе вещи, он способен начинать причинный ряд событий в мире объектов. Во-вторых, имея тело как природный организм, человек подчиняется и биологическим законам и закономерностям – ему присущи определенные показатели здоровья, задатки, он продолжает свой род и т.п. В-третьих, человек является социальным существом, без общества он не может сформироваться как личность. В свою очередь, общество существует только через отдельных людей, в каждом из которых диалектически взаимосвязано социальное и индивидуальное. В-четвертых, человек выступает как духовное существо, ему присущи сознание, разум, он в определенных рамках свободен, может выбирать линию своего поведения. Кроме того, законом социального развития является большое индивидуальное своеобразие людей. Очень трудно подвести под единый знаменатель, например, Гитлера и Леонардо да Винчи. Как заметил мыслитель эпохи Возрождения Дж. Пико делла Мирандола, человек может как опуститься до животного состояния, так и подняться до ангельского совершенства. Вызывают бурные дискуссии уже сами критерии отнесения живого существа к человеку. Известный советский культуролог М.М. Бахтин вообще полагал, что человек не может быть понятием, так как любая логико-понятийная дискуссия носит вещный характер, она способна до конца исчерпать в знании вещь, объект, но не субъект, который всегда развивается, активен, и главное в нем не общее, а отличное от других субъектов.

7.1.1.Проблема человека в истории философии

В появившихся в 19 веке иррационалистических учениях представления о человеке по сравнению с классической философией значительно изменились. Он стал рассматриваться в качестве неразумного существа, живущего в дисгармоничном и абсурдном мире. В качестве первичной реальности человеческого существования стало браться некое нетождественное разуму начало (бессознательное, интуиция, воля и т.п.). Человек должен не познавать законы объективной действительности, а определить формы построения своего духовного мира, выработать нравственные установки для ориентации в межличностных отношениях. Люди – прежде всего субъекты общения, и главное для них не познавательная или же практическая деятельность, а оценка мира с точки зрения условий бытия в нем себя как личности.

Как видно из данного обзора, множество мыслителей изучали проблему человека с различных сторон и в соответствии со своими философско-мировоззренческими основами. Вместе с тем, очевидно, что главным среди затрагиваемых вопросов является вопрос о сущности человека, включая понимание его как личности, индивида, индивидуальности.

7.1.2. Проблема сущности человека. Деятельность как способ существования человека.

Исторически человек первоначально существовал как стадное животное, племенное существо. По мере развития общества, становления социальных факторов происходит обособление индивидов, начинают формироваться личности. В индивидуальном развитии человека происходит аналогичный процесс. Первоначально ребенок – это просто биологическое существо, у которого присутствуют определенные задатки, инстинкты и рефлексы. По мере развития он постепенно превращается в человеческую личность.

Личность необходимо рассматривать прежде всего со стороны ее сущностных характеристик; они наиболее важны для понимания человека. Здесь личность выступает как активный участник свободных действий, как субъект познания и преобразования мира. Личностными при этом являются такие качества, которые определяют образ жизни и самооценку индивидуальных особенностей. Другие люди оценивают личность через сопоставление в установленными в обществе нормами. Человек, обладающий разумом, постоянно сам себя оценивает. При этом самооценка может меняться в зависимости от проявлений личности и общественных условий, в которых она действует. Кроме того, личность необходимо рассматривать и с точки зрения ее функций, ролей. Человек, действуя в обществе, проявляет себя в самых разных обстоятельствах и в зависимости не только от индивидуальных черт, но и от общественных условий. Так, скажем, взаимоотношения в семье требуют от старших ее членов одних действий при родовом строе, других – в современном обществе. Для личности характерно проявление активности. Активно, особым, только ему присущим образом организуя свою деятельность и отношения, индивид предстает как личность.

Вопрос о природе человека – это вопрос о его отличии от всех других живых существ, а вопрос о его сущности – это вопрос о тех его важнейших качествах, которые определяют его специфику и внешне проявляются в чертах, свойственных человеку. Для лучшего понимания вопроса о природе и сущности человека следует напомнить тот факт, что люди неизбежно пребывают в нескольких мирах, по крайней мере, в четырех основных уровнях реальности. Во-первых, это мир объектов, в котором человек выступает и как господин над вещами и, одновременно, подчиняется законам этого мира, являясь в каком-то смысле вещью. Абсолютизация этого уровня человеческой реальности приводит к известным наивным попыткам объявить человека всего лишь сложной машиной, механизмом, существующим по законам неживой природы. Во-вторых, будучи живым существом, человек подчиняется биологическим законам. В-третьих, человек пребывает в социальном мире, также имеющем специфические закономерности. Наконец, в-четвертых, люди являются существами, имеющими сознание, разум, волю. Естественно, что и биологическое, и социальное, и духовное начала в человеке могут быть взяты за основу для выявления его сущности. В результате имеют место как так называемые биологизаторские и социологизаторские концепции сущности человека, так и его объяснение как существа духовного (прежде всего религиозный подход).

В рамках социологизаторских концепций абсолютизируется роль социальной среды в формировании личности человека (Р. Дарендорф). С одной стороны, это хорошо, ведь в таком случае практически из любого нормального ребенка можно воспитать чуть ли не гения. Однако, с другой стороны, что делать тем, кому от рождения не повезло с социальной средой? Полагается, что человек – это всего лишь винтик, социальная функция, набор социальных ролей. В данном случае, но теперь уже по другой причине, опять оправдывается неизбежность преступности, социального неравенства и т.д. Учитывая многомерность и сложность человека, его постоянное развитие, очевидно, что подобные, редукционистские (т.е. стремящиеся объяснить проблему только из одного фактора) подходы к его природе и сущности не являются достаточно обоснованными.

Человек, как и все другие живые существа, является частью природы и результатом биологической эволюции. Он является особой биологической системой, существующей за счет обмена вещества и энергии с окружающей средой. Он дышит, потребляет различные природные продукты, существует как биологическое тело в пределах определенных условий окружающей среды. Как природное, биологическое существо, человек рождается, растет, взрослеет, стареет и умирает. Человеку, как и животному, свойственны инстинкты, жизненные потребности. Существуют также и биологически запрограммированные схемы поведения человека как специфического биологического вида, которые существуют вне зависимости от общества. Все это характеризует человека как биологическое существо, определяет его биологическую природу. Но вместе с этим он отличается от любого животного, прежде всего, следующими чертами:

1. Человек производит свою собственную окружающую среду (жилище, одежду, орудия труда) в результате труда. Специфичность способа жизнедеятельности человека заключается в том, что производство орудий труда и труд вообще превращается в особую потребность, без удовлетворения которой становится невозможной сама жизнь.

2. Человек изменяет окружающий мир не только по мере своей утилитарной потребности, но и по законам познания этого мира, а также по законам нравственности и красоты, животное же может изменять свой мир исключительно по потребности своего вида.

3. Человек может действовать не только по потребности, но и сообразно свободе своей воли и фантазии, действия же животного ориентированы исключительно на удовлетворение физических потребностей (голода, инстинкта продолжения рода, групповых, видовых инстинктов и т.д.).

4. Человек способен действовать универсально, животное же применительно лишь к конкретным обстоятельствам.

5. Человек относится к своей жизнедеятельности осмысленно, целенаправленно ее изменяет и планирует, а животное лишено этой способности.

Итак, человек – не только природное, но и общественное существо, живущее в особом мире, в обществе, которое и делает потенциального человека (индивида) настоящим человеком (личностью). Он рождается с набором биологических черт, присущих ему как биологическому виду. Человеком же разумным он становится под действием общества. Он учится языку, воспринимает общественные нормы поведения, усваивает общественно значимые ценности, регулирующие социальные отношения, впитывает содержание общественного сознания и духовной культуры, выполняет определенные общественные функции и играет специфические социальные роли. Таким образом, человек – это диалектическое единство тела и души, биологического и социального начал.

Человек не является пассивным, созерцающим действительность существом, он активно взаимодействует с миром, и способом такого взаимодействия является деятельность. Под деятельностью понимается способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека. Деятельность людей имеет некоторое внешнее сходство с активностью животных, но отличается прежде всего творчески-преобразующим отношением к окружающему миру. Сохраняя свою природную организацию неизменной, люди превращают естественную среду в искусственную, что ведет к изменению их образа жизни. Животные приспосабливаются к условиям среды прежде всего путем перестройки собственного организма, механизмом которой являются мутационные изменения, закрепляемые средой. Если для человека присуще целеполагание в деятельности, то для животного – целесообразность в поведении. Люди сознательно ставят цели, связанные со способностью анализировать ситуацию (раскрывать причинно-следственные связи, предвидеть результаты, продумывать наиболее целесообразные способы их достижения), животные же только подчиняются инстинкту, действия их изначально запрограммированы. Человек воздействует на среду специально изготовленными средствами труда, создает искусственные объекты, которые усиливают его физические возможности. Все другие живые существа воздействуют на среду, как правило, органами тела, данными природой. Тем более, у них отсутствует способность изготавливать орудия труда с помощью ранее созданных средств. Наконец, деятельность людей носит продуктивный, творческий, созидательный характер, а активность животных – потребительский (она не создает ничего нового по сравнению с тем, что дано природой).

Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, и ее направленность, содержание и средства чрезвычайно разнообразны. В процессе своего индивидуального развития каждый человек неизбежно включается в такие виды деятельности, как игра, общение, учение, труд, познание, отдых. Например, игра – это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – развлечение, отдых. Игра обычно происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется. В ее процессе используются так называемые замещающие предметы, она нацелена на удовлетворение интереса ее участников. Обычно игра также способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками. Правда, игровая деятельность настолько разнообразна, что некоторые ее разновидности выходят за указанные рамки (спортивные игры в спорте высших достижений – не развлечение, а тяжелый труд; азартные игры вряд ли обогащают личность).

Общение представляет собой такой вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями. Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию (материальную или духовную (информационную)). При общении получателем информации является человек, происходит взаимный обмен при активном участии каждого субъекта, усиливается общность участников. При информационной коммуникации получатель информации – человек, животное, машина; имеет место однонаправленный поток информации при отсутствии или при формальном характере обратной связи, при этом участники остаются обособленными. В структуре общения выделяют субъект, цель, содержание, средства и получателя информации. Так, субъектом является тот, кто выступает инициатором общения (отдельные люди, группы, сообщества, человечество в целом). Цель – это то, ради чего у человека возникает необходимость в общении. Содержание – это та информация, которая передается в межличностных контактах от одного участника к другому. В качестве средств выступают способы передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения (с помощью органов чувств, текстов, рисунков, схем, радио- и видеотехники, Интернета и т.п.).

Под учением понимается такой вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Выделяется организованное учение (оно происходит в образовательных учреждениях) и неорганизованное (осуществляется в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат). Учение может приобрести характер самообразования.

Труд как целесообразная деятельность человека начался с изготовления орудий труда. Постепенно труд становился более разнообразным, совершенным, многосторонним, сложным. Обязательными моментами процесса труда являются целесообразная деятельность, или собственно труд, предметы труда и средства труда. В процессе труда люди вступают в определенные связи и отношения между собой – производственные отношения. Характер последних определяет социальный характер труда. Труд является важнейшим фактором формирования личности любого конкретного человека.

Таким образом, деятельность является способом существования людей и носит сознательный, продуктивный, преобразовательный и общественный характер. Человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит ее результаты, к которым стремится. В ходе деятельности человек изменяет окружающий мир и самого себя, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.