Примирительная процедура в хозяйственном процессе шпора

Проведение переговоров о возможности и условиях примирения по хозяйственному экономическому спору. Правовое регулирование, задачи, преимущества и принципы примирительной процедуры. Порядок назначения и полномочия примирителя. Права и обязанности сторон.

Рубрика Государство и право
Вид презентация
Язык русский
Дата добавления 01.09.2017
Размер файла 199,9 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Понятие альтернативных способов разрешения спора. Становление института посредничества в Республике Беларусь. Понятие и основные принципы примирительной процедуры в хозяйственных судах. Особенности и порядок осуществления примирительной процедуры.

дипломная работа [281,2 K], добавлен 24.04.2013

Взаимные права и обязанности сторон трудового договора. Материальная ответственность работодателя и работника. Возмещение работнику материального ущерба в результате незаконного лишения его возможности трудиться. Рассмотрение иска по имущественному спору.

контрольная работа [16,4 K], добавлен 18.03.2010

Исторический анализ развития законодательства, регулирующего вопросы примирения сторон в уголовном судопроизводстве. Процедура примирения сторон по делам частного, частно-публичного и публичного обвинения. Правовые последствия прекращения уголовного дела.

дипломная работа [77,1 K], добавлен 14.07.2011

Цель хозяйственного процесса - вынесение и исполнение законного и обоснованного решения по хозяйственному спору. Исполнение судебных и иных актов. Права судебного исполнителя. Исполнительные действия. Надзор за законностью исполнения судебных актов.

реферат [25,3 K], добавлен 16.01.2009

Верховный Суд Российской Федерации: правовое регулирование деятельности, состав. Полномочия Верховного Суда РФ. Правовое положение судей, их права и обязанности, порядок назначения и смещения. Подведомственность Верховного Суда Российской Федерации.

курсовая работа [36,3 K], добавлен 02.03.2010

История возникновения примирительных процедур в России и за рубежом. Проблемы правового регулирования медиации в России. Преимущества, недостатки, а также классификация медиации. Теоретико-правовой аспект медиации как примирительной процедуры в праве.

дипломная работа [66,2 K], добавлен 01.01.2013

Понятие сторон в гражданском процессе. Сущность полной или частичной процессуальной дееспособности. Права и обязанности, место сторон среди системы лиц - участников производства по гражданскому делу. Специальные процессуальные права истца и ответчика.

курсовая работа [52,1 K], добавлен 07.07.2015

Сущность и содержание государственного управления в области внутренних дел, права и обязанности, а также полномочия ответственных органов. Понятие общественного порядка и общественной безопасности, принципы и нормативно-правовые основы ее обеспечения.

контрольная работа [303,5 K], добавлен 10.04.2014

Понятие и признаки договора дарения по современному законодательству. Форма, содержание, порядок заключения и прекращения, основания прекращения договора дарения. Права и обязанности сторон. Правовое регулирование отдельных видов договора дарения.

дипломная работа [135,5 K], добавлен 01.08.2008

Хозяйственные суды Республики Беларусь. Рассмотрение дел с участием иностранных лиц. Процессуальные права, обязанности иностранных лиц. Неподсудность дела хозяйственному суду. Возникновение, прекращение права собственности. Исполнение судебных поручений.

реферат [34,6 K], добавлен 16.01.2009

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 22:43, шпаргалка

Хоз. процессуальное право – это самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих деятельность хозяйственного суда по защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов юридических лиц, граждан и иных лиц в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности.

Хозяйственное процессуальное право как отрасль права.
Понятие и стадии хозяйственный процесс
Принципы хозяйственного процессуального права.
Хозяйственные процессуальные отношения.
Хозяйственные суды Республики Беларусь, апелляционные, кассационные и надзорные инстанции хозяйственных судов.
Правовой статус судей хозяйственных судов. -
Хозяйственные суды областей.
Правовое положение Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь.
Пленум и Президиум Высшего Хозяйственного суда.

Хпп.doc

Минимальный
размер исковых
требований

Минимальный
размер исковых
требований

Размер государственной
пошлины

до 35000000 руб.

5% от цены иска, но не менее 35000 руб.

от 35000001 руб.

до 350000000 руб.

5% от цены иска + 3%
(S - 35000000) руб. (суммы, превышающей 1000 базовых величин).

от 350000001 руб.

1% от цены иска + 3%
(S - 35000000) руб. (суммы, превышающей 1000 базовых величин).

2) при обращении в ХС с заявл-м о возб-ии приказного произв-ва размер гос. пошлины сост-т:

Минимальный размер
заявленных требований

Максимальный размер
заявленных требований

Размер
государственной
пошлины

Гос. пошлина по делам и заявлениям, которые рассматривают ХС, уплачивается в республиканский бюджет, перечисляется на расчетный счет управления гос. казначейства Главного управления Министерства финансов РБ той области, где плательщик поставлен на учет в налоговой инспекции.

Несоблюдение установленного порядка уплаты пошлины в зависимости от формы обращения в хозяйственный суд является основанием:

  • для оставления искового заявления (заявления) без движения,
  • для отказа в принятии заявления о возбуждении приказного производства либо
  • для возвращения заявления, ходатайства, жалобы лицам, их заявившим.

Основания для полного или частичного возврата уплаченной пошлины:

- пошлина была внесена в большем размере, чем требуется по действующему зак-ву;

- лицу, обратившемуся в суд или ХС, отказано в принятии заявления или заявление возвращено, а также если соответствующее учреждение отказало гражданину в совершении нот-го действия, регистрации акта гражд. состояния или совершении иных действий, подлежащих оплате пошлиной;

- лицо, уплатившее пошлину, отказывается от совершения действия или получения документа до обращения в соответствующее государственное учреждение, взимающее пошлину.

К издержкам, связанным с рассмотрением дела относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, свидетелям и переводчикам, расходы по производству осмотра доказательств в их месте нахождения, а также иные расходы, признанные ХС необходимыми.

Особенности имеет возмещение затрат за работу, выполненную экспертами и специалистами. В частности, если выполненная работа входит в круг их служ-х обязанностей, вознагр-е не выпл-ся.

Свидетелям возмещаются расходы, связанные с потерей времени в связи с явкой в суд при наличии надлежащим образом оформленной судебной повестки.

Общие правила распределения судебных расходов

Источником выплаты указанных сумм экспертам, спец-м, свидетелям выступают денежные средства заинтер-ой стороны (третьего лица, заявившего самост-е требования), от которой поступило соотв-ее ходатайство. Указанные денежные средства предвар-но вносятся на депозитный счет ХС.

Судебные расходы распределяются между истцом и ответчиком пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Гос. пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход республиканского бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от ее уплаты.

При отказе истца от иска судебные расходы, понесенные им, ответчик не возмещает. Отказ от иска в связи с добровольным удовлетв-м исковых требований ответчиком после предъявления иска не препятствует взысканию с ответчика по требованию истца понесенных им судебных расходов.

В случае заключения мирового соглашения или соглашения о примирении суд. расходы по делу погашаются по соглашению сторон либо в соответствии с частью первой настоящей статьи.

Если дело возникло вследствие нарушения какой-либо стороной досудебного порядка урегулирования спора, устан-го зак-ми актами для данной категории споров или договором (оставление претензии без ответа в срок, , невысылка истреб-х док-в, отказ либо уклонение от проведения переговоров), ХС вправе взыскать с этой стороны судебные расходы независимо от исхода дела.

ХС вправе взыскать с виновной в отложении дела стороны судебные расходы, понесенные в связи с этим, в том числе расходы, понесенные лицами, уч-ми в деле, по их письменному заявл-ю.

Процессуальные соучастники несут судебные расходы по делу в равных долях.

Если солидарная ответственность вытекает из природы спорного материального правоотношения, хозяйственный суд взыскивает с соответчиков судебные расходы солидарно.

Судебные расходы, понесенные в связи с процессуальными действиями, которые были совершены по требованию процессуального соучастника только в его интересах, другими процессуальными соучастниками не возмещаются.

При соглашении сторон о распределении судебных расходов хозяйственный суд вправе принять решение в соответствии с этим соглашением.

Если ХС, рассматривающий жалобу, изменит состоявшееся судебное постановление или вынесет новое, не передавая дела на новое рассмотрение, он соответственно изменяет распределение судебных расходов либо передает этот вопрос на рассмотрение ХС первой инстанции.

38. Урегулирование спора в порядке посредничества.

Примирительная процедура проводится в целях урегулирования спора в короткие сроки посредством примирения сторон и содействия профилактике нарушений договорных обязательств.

Задачами примирительной процедуры являются:

- обеспечение сторонам возможнос ти самостоятельного урегулирования возникшего между ними спора путем признания и взаимного удовлетворения законных интересов и требований и достижения соглашения о примирении;

- содействие сторонам в выработке взаимоприемлемых условий разрешения спора и в сохранении между ними партнерских деловых отношений.

Основными принципами примирительной процедуры являются:

- беспристрастность (нейтральность) примирителя;

- удостоверяться в полномочиях представителей сторон на участие в примирительной процедуре и заключение соглашения о примирении;

- знакомиться с материалами дела;

- изучать документы, представленные сторонами;

- предлагать сторонам представить дополнительные документы;

- получать необходимые консультации у специалистов;

- содействовать сторонам в последовательном обмене документами, сведениями и сообщениями по обсуждаемым вопросам;

- давать сторонам рекомендации о скорейшем урегулировании возникших вопросов и сохранении между ними деловых связей;

- проводить индивидуальные переговоры с каждой из сторон;

- инициировать завершение примирительной процедуры.

Примиритель не вправе:

- совершать какие-либо процессуальные действия;

- давать заключение о перспективе разрешения спора в судебном заседании;

- нарушать принципы примирительной процедуры.

Примиритель м.б. назначен в ХС первой, апелляционной, кассационной инстанций и на стадии исполнит-го производства по ходатайству одной или обеих сторон либо по инициативе ХС.

Примиритель назначается из числа лиц, занимающих гос. должность в ХС, либо из числа иных лиц, привлекаемых на договорной основе, обладающих квалификацией, отвечающей существу возникшего конфликта. Перечень иных лиц и условия их привлечения устан-ся Пленумом ВХС.

О назначении примирителя для проведения примирительной процедуры ХС выносит определение. На стадии исп-го производства примиритель назначается ХС, принявшим судебное постановление, или по месту исполнения судебного постановления. Вопрос о назначении примирителя решается хозяйственным судом без извещения сторон о времени и месте судебного заседания.

При назначении примирителя по инициативе ХС стороны в течение семи дней с момента вынесения опред-я вправе представить возражения. При наличии возражений одной из сторон хозяйственный суд выносит определение об отмене определения о назначении примирителя для проведения примир-ой процедуры. Дальнейшее произв-во по делу осущ-ся в порядке, устан-м ХПК.

Примиритель не может участвовать в проведении примирительной процедуры и обязан заявить об этом хозяйственному суду в случае, если:

- является близким родственником кого-либо из лиц, участвующих в деле, их представителей, а если лицом, участвующим в деле, является юридическое лицо, – близким родственником должностных лиц этого юридического лица, его учредителей (участников), собственников;

- при предыдущем рассмотрении этого дела участвовал в нем в качестве судьи и его повторное участие в рассмотрении дела в соответствии с требованиями ХПК является недопустимым;

- при предыдущем рассм-ии этого дела участвовал в нем в качестве секретаря суд. заседания – помощника судьи, эксперта, перев-ка, прокурора, предст-ля одной из сторон или свидетеля;

- при предыдущем рассмотрении этого дела участвовал в нем в качестве судьи иностранного суда, международного арбитражного (третейского) суда, третейского суда;

- лично прямо или косвенно заинтересован в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, которые могут вызвать сомнение в его объективности и беспристрастности.

ХС по заявлению стороны либо примирителя выносит определение о назначении нового примирителя либо о завершении примирительной процедуры не позднее трех дней с момента поступления заявления стороны либо примирителя.

Срок примирительной процедуры не должен превышать одного месяца, а в хозяйственном суде апелляционной и кассационной инстанций – сроков, установленных в ХПК.

Примирительная процедура завершается:

- при достижении примирения и заключении соглашения о примирении;

- при недостижении прим-я по заявл-ю одной или обеих сторон либо по увед-ю примирителя.

При заключении соглашения о примирении стороны могут предусмотреть в нем:

- заключение между сторонами мир ового соглашения;

- отказ истца от иска в целом или его части;

- признание ответчиком иска в целом или его части;

- заключение между сторонами нового договора.

Если стороны достигли примирения по всем или отдельным требованиям, примиритель оказывает им помощь в составлении соглашения о примирении, в котором фиксируются согласованные позиции сторон. Соглашение о примирении удостоверяется подписями сторон и утверждается определением хозяйственного суда.

При недостижении примирения сторон в примирительной процедуре ХС выносит определение о завершении примирительной процедуры не позднее трех дней с момента поступления заявления одной или обеих сторон либо уведомления примирителя.

Если в исполнительном производстве стороны не достигли примирения, исполнительный документ подлежит исполнению.

39. Подготовка дела к судебному разбирательству.

Суд начинает подготовку дела к судебному разб-ву, в ходе которой разрешается ряд задач:

- установление содержания правоотношений лиц, участвующих в деле;

- определение норм законодательства, которыми надо будет руководствоваться в процессе судебного разбирательства;

- определение обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела;

- решение вопросов о субъектном составе участников процесса;

- принятие мер для обеспечения сбора необходимых доказательств;

- приведение сторон к примирению.

Статья 169 ХПК содержит два основных положения подготовки дела к судебному разбирательству:

  • предельный срок ее проведения, являющийся составной частью общего срока рассм=я дела ХС;
  • обязательность проведения подготовительного судебного заседания как завершающей стадии досудебной подготовки.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2015 в 23:44, курсовая работа

Цель работы заключается в определении правовой природы, места, роли, значения и возможностей посредничества (примирения) в хозяйственном судопроизводстве, а также разрешении существующих проблем правового регулирования примирительной процедуры, разработке предложений по ее совершенствованию и повышению эффективности.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
- установление правовой природы примирительной процедуры в хозяйственном судопроизводстве Республики Беларусь;
- определение места примирительной процедуры в системе стадий хозяйственного процесса;

Введение…………………………………………………………..…3
1. Правовая природа примирительной процедуры в хозяйственном судопроизводстве………………………. ……….5
1.1. Сущность, значение и правовая характеристика примирительной процедуры в хозяйственном судопроизводстве……………………………….5
1.2. Место примирительной процедуры в системе хозяйственного судопроизводства……………………………………………………….……….11
2. Реализация примирительной процедуры в хозяйственном судопроизводстве……………………………..…16
2.1 Принципы примирительной процедуры и их закрепление в хозяйственном процессуальном законодательстве……………………….…..16
2.2 Содержание и порядок осуществления примирительной процедуры в хозяйственном судопроизводстве………………………………………………19
2.3 Результаты примирительной процедуры в хозяйственном судопроизводстве…………………………………………………. ……..24
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРИМИРИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕДУР В ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУДАХ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………….……………………………………………28
Заключение. 33
Список используемых источников.

Курсовая примирительные дораб.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Кафедра гражданского права

1. Правовая природа примирительной процедуры в хозяйственном судопроизводстве………………………. …… ….5

1.1. Сущность, значение и правовая характеристика примирительной процедуры в хозяйственном судопроизводстве……………………………….5

1.2. Место примирительной процедуры в системе хозяйственного судопроизводства…………………………………… ………………….……….11

2. Реализация примирительной процедуры в хозяйственном судопроизводстве……………………………..… 16

2.1 Принципы примирительной процедуры и их закрепление в хозяйственном процессуальном законодательстве……………………….….. 16

2.2 Содержание и порядок осуществления примирительной процедуры в хозяйственном судопроизводстве…………………………………… …………19

2.3 Результаты примирительной процедуры в хозяйственном судопроизводстве…………………………………… ……………. ……..24

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРИМИРИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕДУР В ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУДАХ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………….…………………………… ………………28

Список используемых источников. . 35

В международной практике разрешению споров мирным путем служит институт посредничества (медиации), который имеет свою специфику в зависимости от конкретной национальной модели. Традиционное отношение к указанному институту, в основном, состоит в понимании его как внесудебного или досудебного способа разрешения спора, не совмещаемого с государственным судопроизводством.

Посредничество в Республике Беларусь эффективно применяется хозяйственными судами и переживает активное совершенствование.

Существует множество публикаций по вопросам применения посредничества. Вместе с тем системного анализа феномена судебного посредничества не только белорусскими, но и российскими учеными не проводилось. Поэтому тема курсовой работы является актуальной. Актуальность темы курсовой работы обусловлена необходимостью ее комплексного научного осмысления и потребностью обеспечения эффективного развития посредничества (примирения) в хозяйственном судопроизводстве и законодательстве Республики Беларусь.

Объектом исследования является совокупность правовых отношений, складывающихся между субъектами предпринимательской деятельности, хозяйственным судом и примирителем хозяйственного суда в ходе организации и проведения примирительной процедуры.

Предметом курсовой работы являются общие закономерности формирования института примирения при разрешении хозяйственных (экономических) споров, правовая природа и сфера использования в этих целях примирительной процедуры (ее место, роль, задачи, принципы), а также тенденции дальнейшего развития примирительной процедуры, в том числе посредством внесудебной медиации.

Цель работы заключается в определении правовой природы, места, роли, значения и возможностей посредничества (примирения) в хозяйственном судопроизводстве, а также разрешении существующих проблем правового регулирования примирительной процедуры, разработке предложений по ее совершенствованию и повышению эффективности.

Достижение цели предполагает решение следующих задач:

- установление правовой природы примирительной процедуры в хозяйственном судопроизводстве Республики Беларусь;

- определение места примирительной процедуры в системе стадий хозяйственного процесса;

- выделение целей и задач примирительной процедуры в сравнении с общими целями и задачами хозяйственного судопроизводства;

- выявление факторов, способствующих расширению сферы применения примирительной процедуры с целью примирения сторон;

- выделение принципов примирительной процедуры, анализ их особенностей в системе принципов хозяйственного судопроизводства;

- внесение предложений по дальнейшему совершенствованию хозяйственного процессуального законодательства, регулирующего примирительную процедуру.

В процессе исследования автором использованы методы сравнительного правоведения, научного моделирования, структурного и системного анализа.

1. Правовая природа примирительной процедуры в хозяйственном судопроизводстве

1.1. Сущность, значение и правовая характеристика примирительной процедуры в хозяйственном судопроизводстве

В последние годы осуществляется поиск новых форм оптимизации судопроизводства по хозяйственным спорам посредством внедрения новых судебных технологий, применения примирительных процедур. Получают широкое применение примирительные процедуры. Среди примирительных процедур, которые могут эффективно использоваться при урегулировании экономических споров, следует, прежде всего, выделить посредничество и мировое соглашение.

Международная практика рассмотрения альтернативных форм разрешения правовых конфликтов включает досудебные и судебные примирительные процедуры. К ним относятся: урегулирование спора непосредственно сторонами путем переговоров (negotiation), урегулирование спора с помощью независимого посредника, который способствует достижению сторонами соглашения (mediation или conciliation), урегулирование спора с помощью посредника-арбитра, который в случае недостижения соглашения уполномочен разрешить спор в порядке арбитража (med-art), урегулирование спора с участием руководителей предприятий, их юристов и третьего независимого лица, возглавляющего слушание дела (mini-trial) [3, С. 45-47].

Существуют также добровольные и обязательные судебные примирительные процедуры, в ходе которых могут привлекаться представители сторон, арбитры, назначенные судом из заранее составленного списка, специалисты суда. Мировое соглашение имеет двойственную природу и выступает как форма прекращения производства по делу и как исключение повторного обращения в суд с тем же спором между теми же сторонами [1, С. 56].

В условиях активного развития предпринимательской и иной экономической деятельности суды перегружены, а количество обращений в суды увеличивается. Именно поэтому в настоящее время наряду с юрисдикционными формами защиты получает развитие право субъектов экономических правоотношений разрешать и регулировать юридические конфликты по своему усмотрению с помощью форм, функционирующих самостоятельно, одновременно с государственными органами. [16, С. 11]

Медиация представляет собой перспективную форму разрешения правовых конфликтов во внесудебном порядке и заключается в переговорах между спорящими сторонами при участии и под руководством нейтрального третьего лица - посредника, не имеющего при этом права выносить обязательное для сторон решение [8, С. 77-80].

- субъект, от собственного имени заключающий сделки в интересах и за счет клиентов, то есть лицо, совершающее юридические действия (здесь посредник действует в рамках договора комиссии, агентского договора и др.);

- субъект, руководящий примирительной процедурой между спорящими сторонами или участвующий в этой процедуре в качестве стороннего лица, помогающего сторонам урегулировать конфликт (соглашением сторон для осуществления функций посредника может быть избрано конкретное лицо, но исполнение им данных функций возможно только при его согласии, то есть из соглашения спорящих сторон обязательство посредника не возникает) [24, С. 79].

Посредничество (медиация) определяется как основанный на соглашении конфиденциальный процесс, в ходе которого стороны конфликта добровольно пытаются с помощью нейтрального третьего лица найти точки соприкосновения, которые позволят им выработать решение и урегулировать спор.

Посредник, или медиатор, не является ни судьей, ни арбитром и не принимает решений. Такой человек, заслуживший доверие обеих сторон, беседует с каждой из них и в итоге получает больше информации о деле, чем имеют стороны по отдельности. Это позволяет медиатору предложить пути решения проблемы, которых не видят спорящие. Обычно подобный путь отвечает целям обеих сторон, а иногда учитывает и личные интересы непосредственных участников переговорного процесса. Затем медиатор помогает сторонам прийти к соглашению и оформить его документально. Стороны могут вести переговоры с участием посредника самостоятельно или через своих представителей. В последнем случае представителю необходима доверенность. В этом документе обозначаются полномочия представителя на переговорах, которыми наделило его представляемое лицо [7, С. 22-25].

Медиатор организует процесс переговоров, создает условия для конструктивного диалога, дает возможность сторонам конфликта изложить свои позиции и выявить действительные интересы. Особое внимание он уделяет благоприятному психологическому климату переговоров. Ответственность за принятое решение и его выполнение лежит на самих сторонах. В этом и заключается основное отличие медиации от суда или арбитража, где решение принимается судьей или арбитром [1,С. 56].

Cледует отметить, что часто термин "судебная мировая сделка" и термин "мировое соглашение" рассматривают как синонимы на том основании, что мировая сделка, заключаемая как в период рассмотрения дела судом, так и на стадии исполнения судебных актов – на стадии, не относящейся к судопроизводству, – в любом случае должна выступать предметом исследования и оценки суда. Утверждение мировой сделки определением суда представляет собой требование закона, предъявляемое к форме такой сделки. Следовательно, мировое соглашение есть мировая сделка, нуждающаяся в судебной форме.

Однако отличия мирового соглашения от мировой сделки состоят, прежде всего, в том, что мировое соглашение:

  • заключается с момента возбуждения производства по делу (исполнительного производства) до момента его окончания (прекращения), то есть в период реального производства по делу (реального исполнительного производства);
  • подлежит утверждению судом путем вынесения предусмотренного процессуальным законодательством определения (требования судебной формы);
  • в специально предусмотренных законом случаях исполняется по правилам исполнения судебного акта.

То есть мировое соглашение можно определить как взаимную возмездную хозяйственно-правовую сделку (мировую сделку) сторон судебного процесса (либо процедуры исполнения), которая вступает в действие после ее утверждения судом и порождает для ее участников правовые последствия.

Закрепление института посредничества в белорусском процессуальном законодательстве произошло сравнительно недавно.

Хозяйственном процессуальном кодексе Республики Беларусь от 15 декабря 1998 года не содержал в себе статей регулирующих процедуру посредничества.

Активное применение посредничества было начато в августе 2008 года в судах Брестской, Гродненской и Витебской областей и в последующем - во всех остальных судах, включая Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь. Внесудебной медиации в Беларуси сегодня не проводится, хотя правовых препятствий для этого нет. Это в первую очередь было связано с незнанием общества обо всех особенностях данной процедуры. Но в результате информирования общественности о преимуществах процедуры урегулирования спора в порядке посредничества, ситуация кардинально изменилась.


Решить спорный вопрос можно в стенах суда, при этом не обязательно доводить его до принятия судебного решения. Законом разрешено прервать процесс на любом этапе, составив мировое соглашение сторон, в чем поможет судебный примиритель. Также вопрос можно решить на досудебном этапе посредством переговоров, медиации, прибегая к помощи профессионалов. Такой исход спора менее травматичный для его участников и дает возможность сохранить остатки хороших отношений.

Что такое примирительная процедура?

Примирительная процедура – это переговоры в процессе производства между сторонами без привлеченья третьих лиц для достижения единого компромиссного решения. Процедура проводится только посредством помощи представителей сторон, участвующих в процессе. Данный вариант схож с медиацией, при этом имеет некоторое отличие.

Примирительные процедуры бывают нескольких видов, их проведение возможно на любом этапе судебного процесса, даже в апелляции. Участие в переговорах посредством профессионального переговорщика дает участникам судебного спора множество преимуществ.


Примирительная процедура может проводиться на любом этапе спора

Преимущества примирительных процедур

При проведении процедуры медиации или переговоров в гражданском деле участники пользуются следующими плюсами:

  • обычно стороны при заключении мирового соглашения исполняют взятые на себя обязательства с большим рвением, чем решение суда;
  • примирительная процедура обеспечивает экономию на судебных расходах;
  • также переговоры дают возможность закрыть спорный вопрос быстрее чем суд примет решение;
  • стороны могут сохранить деловые, личностные отношения;
  • такое подписание соглашений выгодно для более слабой стороны, которая не имеет полноценной возможности к отстаиванию своих интересов;
  • стороны могут разработать индивидуальный план действий с использованием результатов, выгодных обеим сторонам;
  • любое свое решение и результаты переговоров участники сохраняют в тайне;
  • будет принято оптимальное решение по удовлетворению требований истца;
  • отсутствие судебных инструментов и церемониала располагает людей, вызывает доверие к процессу;
  • спорящие стороны могут самостоятельно выбрать переговорщика, которому доверяют, что недопустимо в отношении судьи.

Виды примирительных процедур

Наиболее распространенными в РФ являются примирительная процедура, переговоры, медиация. Допускается комбинация некоторых из них или их разновидность.

Переговоры проводятся без привлечения третьих лиц, только при поддержке правозащитников, привлеченных к процессу. Это наиболее распространенный и простой способ решения вопроса. Он не требует дополнительных трат, направлен на решение конкретных проблем и не нуждается в специальном разрешении.

Проводят переговоры письменно или устно, но их итогом будет решение относительно дальнейшего поведения сторон и возложения на каждого участника определенных обязательств.

Важно: переговоры можно проводить на любом этапе споров, до или после возбуждения судебного производства. Но чем раньше стороны к ним прибегнут, тем быстрее они достигнут выгодного результата.

В письменной форме переговоры проводятся в претензионной форме. Она может быть обязательной – на основании закона или нарушенных пунктов договора. Необязательной – по договоренности, без наличия в законе требований к исполнению обязательств.

Важно: если сторона, права которой нарушены, обратится в суд без попытки провести переговоры, орган обязан рассмотреть вопрос, невзирая на возможность его урегулирования мирно.


Что такое процесс медиации в суде

Процедура медиации в гражданском деле – это урегулирование судебного вопроса при помощи медиатора. Кто тогда такой медиатор в юриспруденции? Это физическое лицо, действующее на профессиональном или непрофессиональном уровне, для установления контакта между сторонами. Его основная цель – решение спорных моментов без финансовых и моральных потерь.

Данный процесс урегулирован законом, в ФЗ-193 от 2010 года четко прописано, что такое процесс медиации в суде и как ее проводить. Согласно нормам, юрист-медиатор может действовать в рамках гражданского права, для урегулирования предпринимательских, экономических, семейных или трудовых споров.

Важно: если споры иные, использование медиации должно проводиться на основании федеральных законов.

Используется медиация в судах по гражданским и арбитражным делам. Проводится процедура по правилам, установленным сторонами, переговорщик должен сохранять тайну полученной информации. Если стороны еще в начале сотрудничества заключили договор о применении медиации, но при возникновении проблемы обратились в суд – это не является нарушением нормы.

Решение по медиации имеет форму гражданско-правовой сделки, направленной на существенные изменения в отношениях или полное их прекращение.


Судебное примирение – новый вариант мировых переговоров

В ФЗ-197 в числе видов примирительных процедур имеется и судебное примирение. Его вправе проводить только судья в отставке (судья-медиатор). Перечень судебных примирителей будет утверждать Пленум Верховного Суда РФ, учитывая предложения арбитражных судов по своим бывшим судьям, вышедшим в отставку.

  • вести переговоры с участниками процесса и заинтересованными в нем лицами;
  • изучать документы сторон;
  • знакомиться с материалами судебного дела;
  • совершать прочие действия, направленные на эффективное решение вопроса и достижения выгодных позиций.

Важно: судебный примиритель не вправе выполнять действия, которые бы изменили обязательства, права участников или прекратили бы их действие.

Функции и роль судебного медиатора

Медиатор призван для решения конфликта до принятия судом решения и на позитивной ноте. Переговорщик высокого уровня профессионализма способен сделать чудеса – он поможет рьяным врагам начать общаться, выработать эффективный план решения спора и в итоге пожать друг другу руки.

Изучая вопрос о процедуре медиации в гражданском процессе и решая, что это, субъект должен понять, что чудес не бывает. Достижение такого блистательного итога не что иное, как использование специальных техник, основанных на психологии человека. Поэтому данному мастерству специально обучают.

Специальные компании и центры, имеющие в штате медиаторов, при поступлении заказа на услуги определяют категорию спора и подбирают специалиста, обладающего предельным опытом в его решении.


Роль юриста-медиатора – помочь оппонентам понять друг друга, найти компромисс

Требования к судебному медиатору

Определяя, что такое процесс медиации в гражданском процессе и какая роль медиатора, пользователь должен знать, каким требованиям специалист отвечает.

Совершая деятельность на непрофессиональном уровне, специалист должен быть:

  • совершеннолетним;
  • дееспособным;
  • без судимости.

Если медиатор специально обученный профессионал, тогда:

  • он должен быть в возрасте от 25 лет;
  • иметь высшее образование;
  • дополнительное узконаправленное образование.

Важно: имея такую профессию, специалист получает свободный график, достойную оплату труда и полезные знакомства.


Требования к медиатору

Порядок и правила медиации

После получения определения, что такое и кто участники процедуры медиации в гражданском процессе, субъекты по обоюдному решению приступают к поиску медиатора. Они могут найти его самостоятельно или же обратиться за рекомендациями в федеральный орган медиаторов.

Важно: медиатор должен начать действовать только после составления сторонами письменного соглашения об использовании медиации. В теле соглашения кроме существенных пунктов они должны указать порядок процедуры или же дать письменное добро на определение этапов медиатором.

Весь процесс походит по следующей схеме:

  1. Медиатор рассказывает сторонам о своей функции, миссии, знакомится с ними. Указывает на роль каждой стороны в переговорах. Уточняет, имеют ли стороны достаточно свободного времени. Указывает, что в период медиации могут потребоваться к проведению кокусы – переговоры с каждой стороной отдельно.

Важно: переговоры в среднем длятся 2,5 – 3 часа.

  1. На этапе презентации специалист выслушивает позицию каждого участника, детально углубляется в вопрос.
  2. Этап дискуссии – стороны доводят до ведома оппонента свое мнение и свое понимание ситуации, они могут вести себя эмоционально, специалист даст им возможность выплеснуть гнев. В случае ожесточенной перепалки и отсутствия диалога он проводит кокусы.
  3. Далее стороны письменно составляют основные важные вопросы, которые нужно решить, предлагают свое решение проблемы.
  4. Медиатор предлагает увидеть позитив в предложении оппонента, услышать его. Он предлагает протестировать, как будет развиваться ситуация при том или ином решении.
  5. На завершающем этапе подводятся итоги и стороны принимают решение, оценивают работу медиатора и собственную удовлетворенность от достигнутого.


Как проходит медиация

Результаты примирения в арбитражном процессе

Судебная медиация – это разработанный нормативами процесс, он должен проводиться в определенные сроки и достигать заданной цели.

В результате участия в медиации стороны получают желаемое, они начинают думать логически, понимать друг друга и совместно выходят из сложной ситуации. Они остаются при этом в хороших отношениях, продолжают партнерство и с пониманием подходят к проблемам контрагента в будущем.


Результат процедуры медиации в гражданском процессе – мирное разрешение спора

Выводы

Как видно, процесс медиации в любом ее виде важен и нужен обществу, он помогает избежать суда, растрат, нервных переживаний. Он дает сброс эмоций и позволяет достигнуть продуктивного компромисса. Но главное проблема останется конфиденциальной, она будет тайной двух сторон.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.