Причины возникновения конфликтов шпора

1.Типология конфликтов.
2.Причины возникновения конфликтов.
3. Структура и стадии развития конфликта.
4. Источники возникновения конфликтных ситуаций в социальной сфере
5. роль менеджера в управлении конфликтами
6. сущность конфликта: понятие, структура, функции..
7. Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте
8. Модели поведения партнеров в переговорном процессе.(избегающий,уступающий, отрицающий, наступающий.
9.Предпосылки конфликтности процесса управления
10. Разнообразие конфликтных ситуаций.

конфликтология.docx

1.Типология конфликтов.

Конфликт – это отношения между субъектами социального взаимодействия которые характеризуются их противобо-м на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок).

В зависимости от характера этих сторон конфликты могут быть подразделены на четыре типа:

1) внутриличностный, при котором один аспект личности противостоит другому ее аспекту;

2) межличностный, при котором одна личность противостоит другой.

3) конфликт типа личность — группа.

4) и наконец, конфликт группа — группа, носителями которого могут быть как малые, так и большие социальные образования, например, нации, классы, государства.

Роли участников конфликта неодинаковы. Они различаются как с социологической, так и с психологической точек зрения.

С социологической точки зрения они могут существенно различаться по своей социальной значимости, силе, влиянию, что особенно ярко обнаруживается при столкновении отдельной личности с государством. Неодинакова роль отдельных участников конфликта и с психологической точки зрения; в этом отношении она может быть возвышенной, даже героической, а может быть и низменной, неприглядной. Каждый участник может руководствоваться в ходе развития противоборства своими мотивами, целями, интересами, ценностями и установками.

2.Причины возникновения конфликтов.

Конфликт – это отношения между субъектами социального взаимодействия которые характеризуются их противобо-м на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок).

Причины конфликтов раскрывают источники их возникновения и определяют динамику протекания.

Причины конфликта – это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и, при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его.

Среди огромного множества причин конфликтов прежде всего выделим так называемые 1.общие причины, которые проявляются так или иначе практически во всех возникающих конфликтах. К ним можно отнести следующие причины.

Социально-политические и экономические причины связаны с социально-политической и экономической ситуацией в стране.

Социально-демографические причины отражают различия в установках и мотивах людей, обусловленные их полом, возрастом, принадлежностью к этническим группам и др.

Социально-психологические причины отражают социально-психологические явления в социальных группах: взаимоотношения, лидерство, групповые мотивы, коллективные мнения, настроения и т. д.

Индивидуально-психологические причины отражают индивидуальные психологические особенности личности (способности, темперамент, характер, мотивы и т. п.).

Вторую группу причин в нашей классификации назовем 2.частными. Эти причины непосредственно связаны с конкретным видом конфликта. Здесь мы назовем лишь некоторые из них:

• неудовлетворенность условиями деятельности;

• нарушение служебной этики;

• нарушение трудового законодательства;

• различия в целях, ценностях, средствах достижения целей;

3. Структура и стадии развития конфликта.

Конфликт – это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) и/или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.).

Необходимыми и достаточными условиями возникновения (наступления) конфликта являются наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояние противоборства между ними.

Структура конфликта:

1.стороны конфликта (субъекты конфликта); 2.предмет конфликта;

3. образы предмета конфликта (конфликтной ситуации);

4. мотивы конфликта;

5. позиции конфликтующих сторон.

Стороны конфликта это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.

Предмет конфликта – это то, из-за чего возникает конфликт.

Образ конфликтной ситуации – это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия.

Мотивы конфликта – это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений).

Позиции конфликтующих сторон – это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.Любой конфликт имеет временные границы - начало и окончание конфликта.Начало конфликта характеризуется возникновением первых актов противодействия.

Основные стадии конфликта:

Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация создается одним или несколькими субъектами социального взаимодействия и является предпосылкой конфликта.

Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта. Следствиями и внешними проявлениями подобного осознания и связанных с ним эмоциональных переживаний могут быть: изменение настроения, критические и недоброжелательные высказывания в адрес своего потенциального противника, ограничение контактов с ним и т. д.

Развитие открытого конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути и предмета конфликта.

Разрешение конфликта.

В зависимости от содержания, разрешение конфликта может быть достигнуто двумя методами (средствами): педагогическими (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т. п.) и административными (перевод на другую работу, увольнение, решения комиссий, приказ руководителя, решение суда и т. п.).Любой конфликт имеет фазы протекания:

начальная фаза; фаза подъема; пик конфликта; фаза спада.

Важно помнить, что фазы конфликта могут повторяться циклически. Например, после фазы спада в 1-м цикле может начаться фаза подъема 2-го цикла с прохождением фаз пика и спада, затем может начаться 3-й цикл и т. д. При этом возможности разрешения конфликта в каждом последующем цикле сужаются.

4. Источники возникновения конфликтных ситуаций в социальной сфере.

Уяснение сути того, как именно возникают конфликты, имеет существенное значение для определения способов их разрешения.

Формулы конфликта

При этом важно иметь в виду, что КФГ2 > КФГ1,

КФГ3 > КФГ2 и т. д., то есть каждый ответный конфликтоген является более сильным, чем тот, на который он отвечает (Закон эскалации конфликтогенов).

Конфликты, возникающие по первой формуле, условно будем называть конфликтами типа А. По наблюдениям специалистов, 80 % конфликтов возникает помимо желания их участников и по вышеприведенной формуле. В связи с этим следует запомнить два правила бесконфликтного взаимодействия.

Правило 1. Не употребляйте конфликтогены.

Правило 2. Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген.

Вторая формула отражает зависимость конфликта (КФ) от конфликтной ситуации (КС) и инцидента (И) и выражается следующим образом:

КС + И = КФ.Данная формула указывает способ разрешения таких конфликтов, которые условно будем называть конфликтами типа Б: разрешить такой конфликт можно, устранив конфликтую ситуацию и исчерпав инцидент.

Третья формула отражает зависимость конфликта (КФ) от нескольких конфликтных ситуаций (КС):КС1 + КС2 +… + КСn = КФ, при этом n ≥ 2

Сумма двух или более конфликтных ситуаций неизбежно приводит к конфликту.Конфликты, возникающие по третьей формуле, условно будем называть конфликтами типа В. Разрешение таких конфликтов сводится к устранению всех конфликтных ситуаций.

5. роль менеджера в управлении конфликтами

Харктеризуючы посредническую и арбитражную роль руководителя в конфликтных условиях, важно принять во внимание следующее положение: управление персоналом, включая и решения конфликтов, не сводится к отдаче распоряжений, командование людьми;это скорее забота о рациональном использовании человеческого ресурса с точки зрения интересов как организации (предприятия), так и каждого работника в отдельности.Причем менеджер должен считаться с интересами учредителей (собственников) предприятия, наемных работников фирмы, потребителей произведенных товаров и услуг, постоянно видеть возможен в рамках рыночных отношений несовпадение интересов различных социальных групп и их представителей - расхождение,что часто становится источником тяжелых для решения проблем,причиной возникновения конфликтов.

В заповедях руководителя, который оказался в роли посредника или желаемого сторонами-конфликтерамы арбитра, уместны такие простые правила. Во-первых, воспринимать конфликт как естественное проявление человеческого общения, нормальный образ социального взаимодействия, отношений людей, занятых совместной деятельностью.Во-вторых, уметь анализировать конфликтные ситуации, определять истинные причины возникновения конфликтов, цели и особенности поведения сторон-конфликтерив.В-третьих, владеть механизмом управления конфликтами, набором соответствующих приемов и процедур, навыками конструктивного воздействия на персонал в конфликтных условиях; направлять конфликты, если возможно, в функционально-позитивное русло и сводить к минимуму их негативные последствия;всесторонне оценивать итоговый результат конфликта, произошедшего, его серьезность и влияние на отдельных лиц, на группы работников, на коллектив в целом

6. сущность конфликта: понятие, структура, функции..

Конфликт это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) и/или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.) .

.Структуру конфликта можно представить:

стороны конфликта (субъекты конфликта);

-образы предмета конфликта (конфликтной ситуации);

Настоящее пособие подготовлено в соответствии с образовательным стандартом предмета конфликтологии, включает ответы на экзаменационные вопросы. Каждый ответ полностью раскрывает проблематику вопроса, представлен в удобной для запоминания форме и содержит всю необходимую информацию для успешной сдачи экзамена по конфликтологии.

Вы сможете свободно и быстро освоить теоретические вопросы дисциплины "Конфликтология", изучить существующие теории конфликта и овладеть практическими навыками управления и разрешения конфликтных ситуаций.

Пособие незаменимо для студентов, изучающих данный предмет.

ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ КОНФЛИКТОЛОГИИ 1

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОЛОГИИ 1

КОНФЛИКТОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА 2

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ПАРАДИГМЫ КОНФЛИКТА 2

ПРИКЛАДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ КОНФЛИКТОЛОГИИ 2

ЗАРУБЕЖНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ 3

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ КОНФЛИКТОЛОГИИ 3

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ 3

СОСТАВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ КОНФЛИКТА И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ 3

СТРУКТУРА КОНФЛИКТА 4

ДИНАМИКА КОНФЛИКТА 4

ЛОГИКА И ДВИЖУЩАЯ СИЛА КОНФЛИКТА 4

СТАТУС И РОЛЬ УЧАСТНИКОВ КОНФЛИКТА 5

ПОНЯТИЕ ЭСКАЛАЦИИ КОНФЛИКТА 5

СТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ КОНФЛИКТА НА ЭТАПЕ ЭСКАЛАЦИИ 5

ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА 5

ТИПОЛОГИЯ КОНФЛИКТОВ 6

МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ 6

ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ 6

ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ 7

ГЕНДЕРНЫЙ КОНФЛИКТ 7

РЕЛИГИОЗНЫЙ, РАСОВЫЙ, ЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТЫ 7

МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ 8

ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ 8

КОНФЛИКТ ПОКОЛЕНИЙ 8

КОНФЛИКТЫ В ОРГАНИЗАЦИЯХ 8

КОНФЛИКТЫ В УПРАВЛЕНИИ 9

СЕМЕЙНЫЙ КОНФЛИКТ 9

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ КОНФЛИКТ 9

ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА 10

ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА Р. ДАРЕНДОРФА 10

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА Г. ЗИММЕЛЯ 10

ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА Л. КОЗЕРА 10

ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА К. БОУЛДИНГА 11

ТЕОРИЯ АГРЕССИИ К. ЛОРЕНЦА 11

ТЕОРИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО КОНФЛИКТА Т. ПАРСОНСА 11

ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА И СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Р. ПАРКА 12

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА К. МАРКСА 12

КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ 12

ПРОБЛЕМА КОНФЛИКТА В СОЦИОЛОГИИ 13

ПРОБЛЕМА КОНФЛИКТА В ПСИХОЛОГИИ 13

ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 13

ГРАНИЦЫ КОНФЛИКТА 13

СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ 14

ВИДЫ СТРЕССОВ ПРИ КОНФЛИКТЕ 14

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОНФЛИКТОВ 14

СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССОВЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ КОНФЛИКТА 15

ПОНЯТИЕ "УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОМ" 15

ФОРМЫ ЗАВЕРШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ 15

СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ 15

ПОЗИТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КОНФЛИКТА 16

ПЕРЕГОВОРНЫЕ МЕТОДИКИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ 16

СТРУКТУРА ПЕРЕГОВОРНОГО ПРОЦЕССА УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТА 16

УЧАСТИЕ МЕДИАТОРОВ В УРЕГУЛИРОВАНИИ КОНФЛИКТОВ 17

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КОНФЛИКТА 17

ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ 17

Татьяна Владимировна Кузьмина
Шпаргалка по конфликтологии

ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ КОНФЛИКТОЛОГИИ

Конфликт – многогранное социальное явление. От того, какие характеристики и параметры входят в определение понятия "конфликт", зависит предмет научной дисциплины, изучающей конфликты и связанные с ними явления.

Конфликт в конфликтологии – это острое столкновение оппозиционных интересов, целей, взглядов, приводящее к противодействиям субъектов конфликта и сопровождаемое негативными чувствами с их стороны.

Столкновение субъектов происходит в процессе их взаимодействия: в общении, действиях, направленных друг на друга, и поведении.

Объектом конфликтологии выступает совокупность всех конфликтов в целом или все те противоречия, проблемы, которые существуют в обществе. В объекте выделяют три основных вида конфликтов:

Центральное место в объекте конфликтологии занимают социальные конфликты, так как они напрямую связаны с другими конфликтами (внутриличностный, межличностный). Чтобы понять движущие индивидами мотивы вступления вконфликт, необходимо изучать внутреннюю составляющую конфликтного поведения человека – внутриличностные особенности и конфликты. Межличностные взаимодействия и их особенности раскрывают свойства поведения человека в социуме. Все типы конфликтов взаимосвязаны благодаря объединению их в область объекта конфликтологии. Важно понимать, что столь широко заявленный объект конфликтологии не может быть полностью исчерпан в рамках одной научной дисциплины.

Объект любой науки – это трудно изменяемая составляющая, зачастую отражающая консервативные взгляды ученых и не отражающая происходящие в научной дисциплине перемены. Именно поэтому более важным является определение предмета науки.

Предмет конфликтологии – совокупность закономерностей и свойств возникновения, развития и завершения конфликта. Предмет данной научной дисциплины – это идеальная модель конфликтного взаимодействия. Конфликтологию интересует теория, понятийный аппарат категории конфликта и конфликтного взаимодействия. Характеристики и закономерности конфликтов могут меняться, так как изменяется и развивается общество и социальные взаимодействия в нем. Предмет конфликтологии может меняться, отражая наиболее актуальные стороны исследования и теоретических интересов науки в конкретный момент времени развития самой научной дисциплины.

Современная конфликтология сосредоточена на развитии общей конфликтологической теории, поэтому ее интересует все многообразие существующих конфликтов: социальные конфликты между различными по масштабу группами, межличностные, внутриличностные и зооконфликты.

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОЛОГИИ

Конфликты – явления, нераздельно существующие с появлением общества. Однако наука "конфликтология" возникла только в XX в., так как именно в этом веке явление "конфликт" приобретает новые свойства и характеристики. Возникновение новой научной дисциплины обусловлено многими социальноисторическими обстоятельствами. Две мировые войны XX в . сделали конфликтные противоречия катастрофическими по своим масштабам и последствиям. Усовершенствованное оружие массового поражения и гибель большого числа людей поставили общество в условия ожидания катастроф и кризиса.

Экономические процессы, происходившие в прошлом веке (Марш бедных , Великая депрессия в Америке) , усугубляли степень катастрофичности жизни общества. Совершенствование и усложнение видов преступности, демографический кризис, разрушение или изменение социальных институтов – феномены, заставившие наделить новыми качествами явление "конфликт". Постоянная атмосфера кризиса, социальная напряженность приводили людей к наркомании, алкоголизму, психическим заболеваниям. Внутриличностные конфликты в XX в . достигли своего апогея и спровоцировали в обществе рост суицида.

Факторы , повлиявшие на возникновение конфликтологии:

– глобализация общества и мира в целом;

– усложнение жизни и отношений;

– возрастание динамичности жизни и высокая скорость происходящих изменений;

– напряженность и повышение уровня стресса.

Первые три фактора относятся к объективным угрозам равновесия и согласия в обществе, напряженность – это субъективные угрозы. В XX в .произошло количественное и качественное возрастание объективных и субъективных угроз человека и общества, поэтому возникла потребность в новых способах достижения компромисса, разрешения противоречий и предотвращения конфликтов.

Возникла потребность в технологии разрешения конфликтов. Образовательная практика, исследования, научные знания в сфере конфликта на этот момент могли обеспечить методологический и теоретический фундамент для новой науки, поэтому возникновение конфликтологии стало возможным.

Пересечение двух векторов послужило основанием для появления новой науки:

  • 1. Конфликтология, ее предмет и задачи
  • 2. Понятие конфликтологии и конфликта
  • 3. История развития конфликтологии
  • 4. Становление конфликтологии
  • 5. Отечественная школа конфликтологии
  • 6. Мировая конфликтология
  • 7. Методы конфликтологии
  • 8. Природа и условия социального конфликта
  • 9. Источники социального конфликта
  • 10. Конфликт как тип трудной ситуации
  • 11. Позитивные стороны конфликта
  • 12. Деструктивные стороны конфликта
  • 13. Границы конфликта
  • 14. Предмет, объект, участники конфликт
  • 15. Психология участников конфликта
  • 16. Действия конфликтующих сторон
  • 17. Определение компонентов конфликта
  • 18. Процесс и динамика конфликта
  • 19. Стадии и фазы развития конфликта
  • 20. Информационные модели конфликтной ситуации
  • 21. Формы искажения конфликтной ситуации
  • 22. Классификация конфликтов
  • 23. Причины возникновения социальных конфликтов

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Конфликтология. Шпаргалка (Н. Н. Шаш, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

22. Классификация конфликтов

Для классификации конфликтов используются различные критерии. Исходя из этого, по характеру возникновения различают четыре типа конфликтных ситуаций, которые соответствуют четырем типам инцидентов:

На основе вычлененных типов ситуаций и инцидентов выделяют различные критерии классификации конфликтов: по сфере проявления; по степени проявления; по степени напряженности и длительности конфликта; по субъектам конфликтного взаимодействия; по социальным последствиям; по характеру распространения; по предмету конфликта.

По сфере проявления разграничивают следующие виды конфликтов:

1) экономические (основанные на экономических противоречиях);

2) идеологические (основанные на противоречиях в ценностях и убеждениях);

3) социально-бытовые (основанные на социальных противоречиях);

4) семейно-бытовые (основанные на противоречиях в семейной жизни).

По степени напряженности и длительности конфликты бывают:

1) скоротекущие, интенсивные конфликты (основанные на социально-психологических различиях, характеризуются повышенной степенью вражды и агрессивности в действиях сторон);

2) острые протяженные конфликты (основанные на серьезных, значимых для участников противоречиях);

3) вялопроявляемые слаботекущие конфликты (вызванные неантагонистическими противоречиями или пассивным поведением сторон);

4) слабопроявляемые скоротечные конфликты (имеют неглубокие причины, носят поверхностный характер).

В зависимости от субъекта конфликтного взаимодействия конфликты делятся на четыре группы:

1) внутриличностные конфликты (обусловлены внутренними противоречиями индивида);

2) межличностные конфликты (участниками конфликта являются два и более индивида);

3) конфликты между личностью и группой (субъектами конфликта выступают группа и индивид);

4) межгрупповые конфликты (в качестве противоборствующих сторон в конфликте участвуют группы, имеющие противоположные интересы).

По степени проявления принято различать следующие виды конфликтов: скрытые и открытые, случайные и хронические. Скрытый конфликт представляет собой ситуацию, когда конфликтующие стороны до определенного времени не осуществляют конфликтных действий, пытаются скрыть существование конфликта. При этом одна из сторон может даже не подозревать о претензиях другой стороны. Такой конфликт может мгновенно видоизмениться в открытый.

В отличие от хронических конфликтов, сознательно провоцируемых одной или обеими сторонами, случайные могут проявиться спонтанно. Хронические конфликты оказывают негативное воздействие на весь круг лиц, так или иначе вовлеченных в них, в связи с чем при анализе причин такого конфликта необходимо найти его непосредственного инициатора и выявить его истинные интересы и мотивы.

В зависимости от социальных последствий все конфликты подразделяются на конструктивные (основанные на объективных противоречиях, разрешение которых приводит к развитию) и деструктивные (основанные на субъективных противоречиях, стимулирующие напряженность и разрушающие сложившуюся систему).

По предмету конфликта различают предметные, т. е. имеющие четко определенный предмет конфликта (реалистичные конфликты); беспредметные (нереалистичные) конфликты.

По отношению к характеру распространения конфликты бывают: организационные; политические; международные; межкультурные, или этноконфликты.

Приведенная классификация конфликтов по различным основаниям носит достаточно условный характер, некоторые виды конфликтов часто не имеют четких границ и в ходе своего развития легко перерастают один в другой.

  • 1. Конфликтология, ее предмет и задачи
  • 2. Понятие конфликтологии и конфликта
  • 3. История развития конфликтологии
  • 4. Становление конфликтологии
  • 5. Отечественная школа конфликтологии
  • 6. Мировая конфликтология
  • 7. Методы конфликтологии
  • 8. Природа и условия социального конфликта
  • 9. Источники социального конфликта
  • 10. Конфликт как тип трудной ситуации
  • 11. Позитивные стороны конфликта
  • 12. Деструктивные стороны конфликта
  • 13. Границы конфликта
  • 14. Предмет, объект, участники конфликт
  • 15. Психология участников конфликта
  • 16. Действия конфликтующих сторон
  • 17. Определение компонентов конфликта
  • 18. Процесс и динамика конфликта
  • 19. Стадии и фазы развития конфликта
  • 20. Информационные модели конфликтной ситуации
  • 21. Формы искажения конфликтной ситуации
  • 22. Классификация конфликтов
  • 23. Причины возникновения социальных конфликтов

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Конфликтология. Шпаргалка (Н. Н. Шаш, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.


Приветствую Вас, друзья!

Наверное, не существует таких отношений, в которых возможно было бы полностью избежать конфликтных ситуаций. Люди вступают в конфликты везде: на дороге, в магазине, на работе, дома. Даже самые близкие люди хотя бы изредка конфликтуют между собой, эмоционально выясняя отношения и стремясь доказать собственную правоту. Избежать этого невозможно. Но если хорошо понимать природу конфликтов, то можно значительно уменьшить их количество и минимизировать негативные последствия. Сегодня мы подробно разберём, что такое конфликт, почему они возникают, какими бывают, как их грамотно предотвращать и прекращать. Начнем.

Что такое конфликт?

Конфликты существуют на разных уровнях, но мы сегодня рассматриваем их исключительно как бытовое явление – выяснение отношений между двумя людьми. Склонность вступать в эмоциональный спор, постепенно переходя на грубость, заложена в нас природой. Вы можете убедиться в этом, наблюдая за детьми, которые конфликтуют часто и весьма эмоционально, несмотря на то, что никто их этому не учил. Жизнь без конфликтных ситуаций просто невозможна. Но каждому под силу научиться избегать конфликтов, а если они всё же возникают – быстро завершать их, сохраняя достоинство.

Почему возникают конфликты?

Несмотря на бесконечное разнообразие конфликтных ситуаций, в качестве основной причины чаще всего выступает одно (или несколько) из следующих обстоятельств:

1. Неадекватная самооценка. Возникновение конфликта может спровоцировать как завышенная, так и заниженная самооценка. В первом случае человек всегда уверен в собственной правоте, во втором – склонен злиться и накапливать обиды (читайте также: как повысить самооценку?).

2. Неправильное понимание ситуации. Заблуждение – одна из главных причин споров, перерастающих в конфликты. Обладая непроверенной информацией, человек уверен, что собеседник заблуждается, поэтому изо всех сил старается переубедить его.

4. Дискриминация. Людям свойственно дискриминировать тех, кого они воспринимают чужими. При этом они сильно возмущаются, если дискриминируемый человек посмеет отстаивать свои права (более подробно о дискриминации читайте в этой статье).

5. Конкуренция. В нашей природе заложена борьба за ресурсы, социальное положение и возможность произвести потомство. И эта конкуренция может провоцировать конфликты не только между чужими людьми, но даже между близкими друзьями.

Любой из перечисленных факторов может стать причиной конфликта, если кто-то посчитает, что его интересы серьезно задеты. Довольно часто кажется, что конфликт возник неожиданно и на ровном месте, однако он всегда нарастает постепенно. И если уметь вовремя замечать нежелательные предпосылки, конфликта практически всегда можно избежать.

Признаки конфликта

Чтобы однозначно понимать, что такое конфликт и как его идентифицировать, необходимо запомнить три основных признака, которые обязательно должны у него присутствовать:

1. Биполярность (оппозиция). Данное явление возникает, когда два человека отстаивают противоположные точки зрения в споре, который интересен обоим. Наличие противоположности позиций ещё не подразумевает конфликта, но является предпосылкой для него.

3. Наличие субъектов. Конфликт это не просто ситуация, а форма взаимодействия двух субъектов между собой. Обычно вероятность перерастания спора в конфликт зависит от конфликтности (то есть, наличия конфликтного мышления) субъектов.

Виды конфликтов

Существует большое количество разновидностей конфликтов на разных уровнях. Их классификацией занимается конфликтология – научная дисциплина, изучающая закономерности возникновения, протекания и затухания конфликтных ситуаций. Конфликты психологической природы чаще всего классифицируют по таким признакам как:

  • количество сторон (внутренний, межличностный);
  • продолжительность (краткосрочный, затяжной, разовый, повторяющийся);
  • сферы жизни (семейный, бытовой, рабочий);
  • источник (объективный, субъективный, ложный);
  • наличие насилия (насильственный, ненасильственный);
  • характер возникновения (спонтанный, намеренный).

Важной особенностью конфликтов является то, что они редко удерживаются в рамках одного вида. Поскольку в конфликтных ситуациях люди поступают иррационально, конфликт быстро перетекает во все сферы, в которых люди взаимодействуют. И это одна из важнейших причин популярной рекомендации о том, что нежелательно работать с близкими родственниками.

У некоторых из перечисленных типов конфликтных ситуаций присутствует также внутреннее деление на виды. Например, рабочий конфликт может быть вертикальным (между начальником и подчинённым) и горизонтальным (между коллегами одного ранга). Семейный конфликт может быть супружеским, детско-родительским, сиблинговым (между родными братьями и сёстрами). Рассмотрим наиболее распространенные виды конфликтов подробнее.

Может показаться, что понятие внутреннего конфликта противоречит утверждению, что конфликтная ситуация невозможна без участия двух сторон. Однако в данном случае обе стороны присутствуют в сознании одного человека, который не может определиться с собственными желаниями, целями и приоритетами. Идея внутреннего конфликта личности положена в основу многих литературных произведений, её любили описывать Гоголь, Достоевский, Толстой, Чехов и другие русские писатели.

Во многих современных компаниях запрещено разглашать размер собственной зарплаты – согласно контракту, за это положен крупный штраф и прочие санкции. И одна из важнейших причин для этого – стремление руководства избежать горизонтальных рабочих конфликтов в штате.

Горизонтальные конфликты часто возникают на пустом месте. Начинается всё обычно с мелочи – один сотрудник не так глянул на другого, не поздоровался или случайно толкнул в буфете. После этого неприязнь постепенно нарастает, сотрудники могут начать распускать сплетни друг о друге. Часто подобные ситуации ведут к конфронтации не только между двумя людьми, но и между небольшими группами, сплотившимися вокруг них. Поскольку это негативно сказывается на качестве работы, решать подобные ситуации должно начальство.

Это одна из наиболее обширных групп. К бытовым относятся конфликты, возникающие на дорогах, в очередях, в общественном транспорте и в любом другом месте, где люди сталкиваются между собой, конкурируют за ресурсы или банально мешают друг другу. Для деревень характерна ситуация, когда семьи дружат с теми, кто живёт через несколько домов, но враждуют с соседями. Это типичный бытовой конфликт, который часто начинается с какой-то мелочи вроде дерева, кидающего тень на грядку, и перерастает в затяжную вражду на десятилетия.

Способы завершения конфликтов

Конфликт можно завершить разными способами: разрешить, урегулировать, погасить, устранить причину или найти устраивающий обе стороны компромисс. Иногда конфликт завершается, поскольку вместо него возникает новый. Рассмотрим основные варианты завершения конфликтов.

Данный исход обычно становится результатом взаимного стремления сторон спора к мирному урегулированию ситуации. Он включает следующие этапы:

  1. Определение сторон конфликта.
  2. Определение мотивов каждой стороны.
  3. Определение истинной причины спора.
  4. Совместное выяснение того, как стороны видят конфликт.
  5. Сбор мнений со стороны.
  6. Поиск и реализация наилучшей стратегии разрешения конфликта.

Данный вариант подразумевает привлечение незаинтересованного лица, которому доверяют оба участника спорной ситуации. Регулятор должен взвесить все аргументы и найти решение, которое будет справедливо для обеих сторон конфликта. Обычно данный процесс включает следующие этапы:

  1. Определение истинных причин конфликта.
  2. Определение полномочий привлеченного регулятора.
  3. Поиск реальных мотивов конфликта (чтобы понимать не только причины, но и цели участников).

Часто конфликт просто надоедает участникам и затухает, однако это не означает, что он прекратился. Обычно он просто переходит в скрытую форму, и между сторонами сохраняется напряжение. Обычно затухание происходит по следующим причинам:

  1. снижение значимости объекта спора;
  2. отвлечение сторон на другие проблемы;
  3. истощение сторон.

Здесь всё очевидно. В некоторых ситуациях обсуждение позволяет понять проблему и просто устранить её так, чтобы это устроило все стороны конфликта. Иногда решение может быть достаточно радикальным. Например, если два сотрудника конфликтуют, одного из них могут перевести в другой отдел.

Иногда в процессе конфликта возникает новая конфликтная ситуация. Участники переключаются на неё, частично или полностью забыв о старом объекте спора.

Как предотвращать конфликты

Если вы хорошо понимаете, что такое конфликт и как он возникает, вы сможете не допускать его во многих ситуациях. Существует большое количество техник, позволяющих смягчать обстановку. Мы рассмотрим несколько наиболее простых и в то же время эффективных:

1. Общее дело. Лучше всего данный способ работает с детскими конфликтами. Если дети в семье или группе начинают конфликтовать, их можно объединить, заняв интересным и увлекательным делом.

2. Развитие эмпатии. Важно уметь сопереживать другим людям. Это позволит лучше понимать мотивацию оппонента. Совершая поступок, который вам не понравился, другой человек наверняка тоже о чем-то думал, чего-то хотел. И нельзя считать это действие предосудительным только потому, что оно вошло в конфликт с вашими интересами.

3. Развитие уважения к другим личностям. Этот пункт перекликается с предыдущим. Нужно считаться с окружающими и понимать, что они наделены такими же правами.

4. Внимание на достоинства оппонента. Если больше думать о положительных чертах человека, с которым возникли противоречия, найти примирение будет гораздо проще.

  • Управлять своими эмоциями и контролировать импульсы
  • Преодолевать сложные эмоциональные ситуации
  • Понимать чувства и мысли собеседника на более глубоком уровне
  • Общаться с вашим окружением более эффективно
  • Управлять конфликтами
  • Выстраивать гармоничные отношения

Автор курса — Олег Калиничев. Эксперт по невербальному поведению, эмоциональному интеллекту и распознаванию лжи. Аккредитованный тренер Paul Ekman International. Управляющий директор Paul Ekman International в России (PEI Russia).

  1. Предпринимателям, руководителям, топ-менеджерам;
  2. Тем, кто работает с клиентами, менеджерам среднего звена, фрилансерам;
  3. Всем, кто занимается воспитанием детей;
  4. Любому, кто хочет усовершенствовать свое общение с окружающими.

Обучение состоит из 4 блоков:

  1. Эмоции. Основы;
  2. Эмоциональная устойчивость и эмоциональная гибкость;
  3. Социальная эффективность;
  4. Построение гармоничных отношений.

Как проходит обучение:

  1. Смотрите видеолекции;
  2. Выполняете самостоятельные задания для закрепления материала;
  3. Участвуете в вебинарах и обсуждаете сложные моменты;
  4. Проходите тестирование по изученному материалу;
  5. Завершаете интенсив и получаете сертификат.

Более подробно о данном курсе Вы можете узнать по ссылке.

Заключение

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.