Предмет задачи и методы специальной психологии шпоры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 14:58, шпаргалка

основные понятия по специальной психологии

шпаргалка по спец психологии.doc

О. П. Астафьева, Е. Г. Имашева
Коррекционная психология. Шпаргалка

1 ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КОРРЕКЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ

2 ОТРАСЛЬ КОРРЕКЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

3 ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ КОРРЕКЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Методология специальной психологии, как и всей отечественной психологической науки, базируется на общих методологических положениях диалектического материализма. Важное значение для понимания психического развития имеет принцип детерминизма. Он означает, во-первых, что все психические явления, как и психика в целом, понимаются как проявления, причинно обусловленные объективной действительностью, как отражение этой действительности; во-вторых, что все психические явления рассматриваются как обусловленные деятельностью мозга; в-третьих, данный принцип предполагает при изучении психических явлений обязательное установление причин, которые вызвали эти явления. Детерминизм в его философском понимании означает, что внешняя причина не определяет непосредственно реакции человека, а действует через внутренние условия.
Принцип развития предполагает анализ процесса возникновения дефекта, объяснение того, продуктом какого изменения предшествующего развития является этот дефект. Этот принцип выражается в том, что все психические явления рассматриваются как постоянно количественно и качественно изменяющиеся и развивающиеся, а правильная характеристика любого психического явления возможна только в том случае, если одномоментно выясняются характерные его особенности в данный момент, причины возникновения изменений и возможные перспективы последующих изменений. Таким образом, принцип развития ориентирует не на статическое описание дефекта, а на выяснение динамики его развития. Философское учение о сущности развития, о его движущих силах и возникновении нового стало исходным при разработке вопросов изучения аномальных детей и многообразно реализуется на практике.
Принцип единства сознания и деятельности. Известно, что биологически унаследованные свойства составляют одно из условий формирования психических функций. Для человека необходимо овладение миром предметов и явлений, созданных человечеством. Именно деятельность является условием возникновения, фактором формирования и объектом приложения сознания человека.
Принцип единства сознания и деятельности означает, что сознание – это регулятор поведения и действий человека. Однако главное по словам А. Н. Леонтьева, состоит вовсе не в том, чтобы указать на активную управляющую роль сознания. Главная проблема заключается в том, чтобы понять сознание как субъективный продукт, как преобразованную форму проявления тех общественных по своей природе отношений, которые осуществляются деятельностью человека в предметном мире. При изучении аномальных детей реализация принципа единства сознания и деятельности находит свое выражение в том, что деятельность аномального ребенка является одним из важных параметров оценки уровня его развития.

4 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Русское направление специальной психологии как отдельного направления мировой коррекционной психологии появилось в 1920-х гг. До этого периода изучением психологического развития людей с отклонениями и различными аномалиями занималась медицина. Первая в мире экспериментальная психологическая лаборатория по вопросам изучения психики людей с аномальными отклонениями была создана в России в 1935 г. под руководством Л. В. Занкова, известного русского дефектолога. Основными направлениями научной и исследовательской деятельности данной лаборатории были изучение предпосылок к возникновению аномалий психического развития, проявления дефектов в младше-школьном возрасте, развитие этих детей.
На основании этих и других исследований разрабатывались методы коррекционного обучения, специальные программы для индивидуальной работы с аномальными людьми, дальнейшее их развитие. В целом, русская специальная психология строилась на сравнительных характеристиках развития нормально развивающихся детей и детей с отклонениями. Изучение обеих групп проводилось по всем направлениям: от внутриутробного развития и рождения до определенных возрастных групп и параметров развития, соответствующих этим группам.
Русские психиатры У. Е. Сухарева, М. С. Пев-знер и другие проводили исследования эмоционально-волевой сферы развития, познавательной деятельности ребенка, основываясь на клинических данных. Также они уделяли большое внимание изучению проблемы патогенеза аномального развития, этиологии, подробное описание состояний и возможные пути развития детей с дефектами.
Позже (в 1950-е гг.) стали проводиться исследования деятельности высшей нервной системы людей с нарушениями в психическом развитии.
Полученные данные использовались в дальнейшем для разработки педагогических методов обучения, воспитания детей с дефектами.
В процессе проводимых исследований были сделаны некоторые выводы о том, что у обеих групп детей (нормально развивающихся и аномальных) психика развивается по общим закономерностям.
Русскими дифектологами (X. С. Замской, Л. В. Занковым и др.) проводились исследования слабости мыслительного процесса, скорости реакции при недостаточности некоторых структурных компонентов мышления, нарушений словесно-логического мышления.
Именно русским дефектологам удалось доказать, что люди с аномальным развитием имеют не только умственные недостатки, но и обширные потенциальные возможности развития мышления, которые могут развиться при определенной системе индивидуального обучения. В работах Л. С. Выгодского эта теория освещена достаточно полно и подкреплена практическими исследованиями.

5 ПОНЯТИЕ ПСИХИЧЕСКОГО ДИЗОНТОГЕНЕЗА

specped.doc

1. Специальная психология как наука (определение и основные понятия). . 5

2. Предмет и объект изучения специальной психологии. . . 5

3. Задачи специальной психологии. .5

4. Взаимосвязь специальной психологии со смежными науками. . 7

5. Предметные области специальной психологии . 7

6. Принципы психологического изучения аномальных детей. . 7

7. Методы психологического изучения аномальных детей. . 9

8. История развития специальной психологии как науки в России. . 9

9. Современное состояние специальной психологии. . . 9

10. Методологические основы специальной психологии. . . 11

12. Теории компенсации дефекта. Л. С. Выготский

о дефекте и компенсации. . 11

13. Современные критерии отклоняющегося развития. . . 13

14. Причины аномального развития психики . 13

15. Дети с умственной отсталостью. 13

16. Формы умственной отсталости. 15

17. Обучение и воспитание детей с глубокой умственной отсталостью в России. 15

18. Олигофрения (понятие, причины возникновения). . 15

19. Классификация олигофрении. . 17

20. Психолого-педагогическая характеристика детей с олигофренией. . 17

39. Детский церебральный паралич (ДЦП). Причины и формы ДЦП .". . 29

40. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями двигательной сферы . 31

41. Дети с нарушениями речи (понятие

и причины возникновения). . 31

42. Классификация речевых нарушений. 31

43. Психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями. 33

44. Дети с комплексными дефектами. 33

45. Проблема интеграции аномальных детей в общество. . . 33

46. Специальная педагогика (определение и основные понятия). . 35

47. Предмет и объект специальной педагогики. 35

48. Задачи специальной педагогики. 35

49. Взаимосвязь специальной педагогики с другими науками. . 37

50. Отрасли специальной педагогики. 37

51. История развития специальной педагогики

52. История развития специальной педагогики

53. Современное состояние специальной педагогики. . . 39

54. Технологии и методы специальной педагогики. . . 39

55. Дошкольное образование детей с проблемами в развитии. . 41

56. Школьная система специального образования. . ..41

57. Профессиональная ориентация и адаптация лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности. . 41

58. Общая характеристика основополагающих принципов специальной педагогики. 43

70. Практические методы. Их значение и особенности использования в учебном процессе специальной (коррекционной) школы. . . 51

71. Профессиональная деятельность педагога-дефектолога. . . 51

72. Характеристика форм организации учебного процесса в специальной (коррекционной) школе. . . 51

73. Урок - основная форма организации учебного процесса. Требования к современному уроку в специальной(коррекционной) школе. . . 53

74. Типы уроков в специальной (коррекционной) школе, специфика их реализации. 53

75. Своеобразие использования методов проверки и оценки знаний учащихся

в условиях специальной (коррекционной) школы. . . 53

76. Организация и содержание коррекционно развивающего обучения детей с ЗПР. 55

77. Основные направления коррекционно педагогической работы с умственно отсталыми школьниками. . 55

78. Система образования лиц с недостатками слуха в России. . 55

79. Своеобразие процесса обучения детей

с нарушениями слуха. . 57

80. Система образования лиц с нарушениями зрения в современной России. 57

81. Особенности обучения детей с нарушениями зрения. . . 57

82. Методы коррекции детского аутизма. 59

83. Система помощи детям, страдающим ДЦП . 59

84. Образование лиц со сложными нарушениям

и в развитии. . 59

85. Психолого-педагогическое сопровождения развития'ребенка со сложным де'ф'ехтом . 61

86. Проблема раннего выявления отклонений в развитии и пути ее решения в современной России. . . 61

87. Система профилактики, диагностики и оказания ранней комплексной помощи детям с нарушениями в развитии в России . 61

88. Политика в области социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности в России. 63

89. Проблема интеграции в системе специального образования и пути ее решения в России. 63

90. Проблема дифференциации в системе специального образования и пути ее решения в России. . . 63

59. Принцип педагогического оптимизма

и его значение в организации работы с детьми с проблемами в развитии. 43

60. Принцип ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии и его значение. . . 43

61. Принцип коррекционно-компенсирующей направленности педагогического процесса спецобразовательных учреждений

62. Сущность принципа социально-адаптирующей направленности специального педагогического процесса. . 45

63. Характеристика принципа деятельностного подхода и его значение в специальной педагогике. . . 45

64. Принцип дифференцированного

и индивидуального подхода, его значение в педагогической работе с детьми, имеющими проблемы в развитии. 47

65. Общая характеристика методов обучения детей с нарушениями в развитии. 47

66. Метод рассказа и объяснения. Особенности его использования в учебном процессе специальной (коррекционной) школы. 47

67. Метод беседы. Своеобразие его использования в учебном процессе специальной (коррекционной) школы. . 49

68. Метод работы с книгой. Специфика его использования в учебном процессе специальной (коррекционной) школы. 49

69. Наглядные методы. Особенности их использования в учебном процессе специальной (коррекционной) школы. 49

21. Диагностика олигофрении. . 17

22. Дети с задержкой психического"развития .. 19

23. Основные варианты задержки психического развития. . . 19

24. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР. . 19

25. Искаженное психическое развитие (понятие синдрома раннего детского аутизма, причины его возникновения). . 21

26. Клинико-психологическая структура раннего детского аутизма

как особой формы недоразвития. . 21

27. Психолого-педагогическая характеристика аутичного ребенка. . 21

28. Дисгармоническое психическое развитие. Психопатия как форма дисгармонической личности. . . 23

29. Классификация психопатий. Характеристика типов психопатий. . 23

30. Психолого-педагогическая характеристика детей с психопатией. . 23

31. Дети с нарушением слуха (понятие

и причины возникновения). . 25

32. Психолого-педагогическая характеристика детей с недостатками слуха. ..25

33. Категории детей с недостатками слуха. 25

34. Дети с нарушениями зрения (понятие и причины возникновения). . 27

35. Классификация нарушений зрения. 27

36. Психолого-педагогическая характеристика слепых детей. . 27

37. Психолого-педагогическая характеристика слабовидящих детей. . 29

38. Дети с нарушением двигательной сферы. Общая характеристика. . 29

1. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА (ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ)

Главной задачей специальной психологии является формирование адекватной личности в результате применения специальных методов и приемов воспитания и обучения, на основе которых и происходит компенсация нарушенных функций. На основе данных специальной психологии строится система обучения, воспитания и социальной адаптации лиц, имеющих различные отклонения в развитии. Кроме того, посредством специальной психологии определяются наиболее эффективные методы обучения этой категории лиц, строится последующая система профессиональной консультации и профессиональной ориентации.

Центральным вопросом как специальной психологии, так и смежных наук является проблема компенсации функций. Под компенсацией какого-либо дефекта понимают возмещение нарушенных или недоразвитых функций за счет использования сохранных функций или перестройки частично нарушенных функций, т. е. в процессе компенсации утраченных или поврежденных функций вполне возможно вовлечение в работу новых структур, которые раньше выполняли другую функцию или участвовали в осуществлении других функций.

2. ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Объектом современной специальной психологии является изучение лиц с отклонениями в развитии. Изучение лиц с отклонениями в развитии является одной из важнейших практических задач специальной психологии. Оно дает неоценимые материалы, необходимые для дифференциальной диагностики аномального развития и разработки соответствующих психодиагностических методик. Изучение лиц с отклонением в развитии проводится с учетом целого ряда принципов: принципа комплексного подхода к изучению ребенка, принципа целостного его изучения, принципа динамического изучения ребенка, принципа единства качественного и количественного подходов при оценке психического развития и др.

Предметом исследований специальной психологии как отрасли научного познания являются дети с проблемами в развитии, или, как их еще называют аномальные дети. К категории аномальных относят детей, у которых в результате психического или физиологического отклонения произошло нарушение общего развития. В специальной психологии в соответствии с исторически сложившейся системой образовательных учреждений для детей с отклонением в развитии и с системой предметных областей специальной психологии в основу классификации по традиции положен характер нарушения. Выделяют основные категории аномальных детей: дети с нарушением слуха, с нарушением зрения, с тяжелыми нарушениями речевого развития;

Специальная психология как наука (предмет, задачи, актуальные проблемы). Норма и отклонение в физическом, психическом, интеллектуальном, моторном развитии. Аномальное развитие, его структура и закономерности (развитие, аномальное развитие, коррекционное развитие). Социальные проблемы развития аномальных детей. Диагностика отклонений в развитии (принципы, этапы, методики.

№1782.28 КБ скачан 373 раза

№2269.05 КБ скачан 273 раза

Синдром ранней детской невропатии. Неврозы. Принципы диагностики. Общие принципы обследования больных. Психопатии. Синдром раннего детского аутизма. Синдром двигательной расторможенности. Синдром ухода и бродяжничества. Эмоции. Виды эмоциональных нарушений. Мышление и его расстройства. Психические расстройства при травмах черепа. Восприятие. Эпилепсия. Память.

№3491.71 КБ скачан 92 раза

№482.13 КБ скачан 302 раза

Содержание. Специальная педагогика как вид науки, её предмет, объект, цель, задачи. Специальная психология. Понятие вторичного дефекта. Методология специальной педагогики, её принципы и основные категории. Структура специальной педагогики. Виды проявления и последовательности гиперпротекции. Содержание спец образования. Принципы специального образования. Гипорпротекция и её.

№5151.84 КБ скачан 349 раз

Красноярск 2012 г. Ответы на зачет по специальной психологии. Файл содержит 27 вопросов. Предмет, цели, задачи специальной психологии. Внутрисистемные, межсистемные связи. Предметные области. Принципы, методы, актуальные проблемы специальной психологии. Личность психолога. Понятийный аппарат. Экзогенные и эндогенные причины дезонтогенеза. Клинико-педагогическая.

№6154.96 КБ скачан 21 раз

Шпаргалка по специальной психологии, РГПУ им. А.И. Герцена, Выборг, Иванова И.В., 2 страницы, 2012, Выборг. Норма. Аномальное развитие.

№718.50 КБ скачан 10 раз

Особенности эмоционально-волевой сферы детей с умственной отсталостью Задержка психического развития - этиология, минимальная мозговая дисфункция. Особенности мышления, внимания, памяти детей ЗПР. Особенности эмоционально-волевой сферы детей ЗПР. Сенсорные особенности детей ЗПР. Дифференциальная диагностика детей с ЗПР и олигофренией, методы исследования. Взаимовоздействие.

№8104.18 КБ скачан 410 раз

МГППУ, 3 курс, 2010 год Первые вопросы Эволюция задач специальной психологии и факторы ее обуславливающие. Эволюция предмета специальной психологии и факторы ее обуславливающие. Эволюция методов специальной психологии и факторы ее обуславливающие. Логика и этапы развития специальной психологии. Эволюция терминологического аппарата специальной психологии. Развитие.

№9382.50 КБ скачан 41 раз

№10342.50 КБ скачан 494 раза

ППИ при ПГУ, Пенза, 2013 г. Ответы на 22 вопроса. Предмет,задачи. Формы ДЦП. Мышление. Речь. Особенности личности. Конструктивная деятельность. Игровая деятельность. Коррекция эмоциональных нарушений. Коррекция познавательной деятельности. Структура двигательного дефекта. Специфика двигательного развития. Внимание, Память, Восприятие и т.д

№11323.74 КБ скачан 1 раз

ППИ при ПГУ,Пенза, 2013 г., 20 стр. ответы на 30 вопросов к экзамену "психология УО детей". Предмет,задачи. Понятие уо. Клинические формы уо. Степени умственного недоразвития. Этиология. Закономерности олигофренического дефекта. Особенности психического развития. Сходства и различия УО и ЗПР. Особенности восприятия УО. Память УО. Речь. Классификация по Певзнеру.

№12206.00 КБ скачан 3 раза

МГУ им. Ломоносова, факультет психологии. Лектор - Лебединский В. В. , 2006 г. Вопросы: Психопатологическая специфика детского возраста. Возрастные симптомы. Метод Векслера (детский вариант). Принцип построения. Границы применения. Первичные и вторичные психические нарушения. Их взаимоотношения в процессе аномального развития. Конкретные примеры. Виды недостаточности.

№13595.50 КБ скачан 392 раза

110 стр. Ответы к экзамену по специальной (коррекционной) психологии содержат следующие теоретические вопросы и ответы на них: Основные направления (разделы) специальной психологии Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии Факторы психического развития человека Виды отклоняющегося развития (дизонтогении) Общие закономерности отклоняющегося развития.

№14334.56 КБ скачан 105 раз

МГПУ, 3 курс, 2 семестр. Ответы на след. вопросы: Предмет и задачи специальной психологии. Этапы развития специальной психологии. Связь специальной психологии с другими науками. Понятие дизонтогенеза, нормы и патологии с точки зрения специальной психологии. Дефект и его структура (первичный, вторичный, дефект 3-его порядка). Теория компенсации, сверхкомпенсации. Виды.

№15380.50 КБ скачан 985 раз

Государственный экзамен по специальной психологии. Россия. г.Шадринск. Шадринский государственный педагогический институт, 2013г. 62 вопроса Специальная психология как отрасль психологической науки. Предмет, связь с другими науками. Задачи специальной психологии и основные направления ее развития. Методы и принципы изучения детей в специальной психологии. Учение Л.С.

№16627.10 КБ скачан 44 раза

Экзамен, г. Йошкар-Ола Предмет и задачи сурдопсихологии. Методы сурдопсихологии. Взгляды Л. С. Выготского на дефектокомпенсацию. Общие закономерности в психическом развитии плохослышащих и слышащих детей Зрительные ощущения и восприятие у детей с нарушенной слуховой функцией. Двигательные ощущения и восприятие у детей с нарушенной слуховой функцией. Осязательные и.

№17738.00 КБ скачан 73 раза

Экзамен, МарГУ Теоретические и методологические основы психокоррекции. Особенности составления психокоррекционных программ. Принципы составления программ. Оценка эффективности психокоррекционных мероприятий. Цели и задачи психологической коррекции. Преимущества групповой формы психокоррекции. Психологические особенности индивидуальной психокоррекции. Специфика.

№181.23 МБ скачан 276 раз

Шпаргалка. МГОУ, 2011, 25 ответов вразброс. Предмет и задачи, связь с дисциплинами, классификация интеллектуальных нарушений, особенности ощущения, воображения, восприятия, памяти у детей с у.о., характеристика эмоциональной, волевой сферы, мышления. особенности овладения учебными и трудовыми навыками, устной речью, методы диагностики у.о.

№19130.99 КБ скачан 49 раз

№20273.50 КБ скачан 233 раза

Ответы на вопросы к Госэкзаменам, Новосибирский Государственный педагогический университет, факультет специальной педагогики и психологии. Раскрыты основные вопросы общей специальной психологии, а также психологии детей с нарушением слуха, зрения, с интеллектуальной недостаточностью, ЗПР, аутизмом, отклонениями в поведении. Всего 35 ответов на 35 вопросов.

№21393.50 КБ скачан 99 раз

Шпаргалки. ВятГГУ, Россия, Матвеева Е.В., 2012 г., 27 стр. Понятие и сущность специальной психологии, ее цель и задачи. Понятие дизонтогенеза и его типология. Понятие социально-психологического норматива; варианты нормы психического развития. Понятие дефекта, его структура. Детерминанты психического развития. Экзогенные причины нарушения развития. Эндогенные причины.

№22478.45 КБ скачан 54 раза

БГПУ, Ответы к Экзаменационым вопросам по специальной психологии (2012г.) Исторические аспекты изучения отклонений в развитии у детей. Специальная психология в системе наук о человеке. Предмет, цели и задачи специальной психологии. Методы специальной психологии и их особенности. Принципы специальной психологии Роль основных объяснительных принципов построения теории.

№23500.85 КБ скачан 125 раз

МПСУ, г. Москва, Дисциплина "Специальная психология" 2013 г. Предмет, объект, задачи, методы специальной психологии. Основные направления специальной психологии. Сравнительная характеристика понятий норма и отклонение. Виды норм. Характеристика показателей отклонения от нормы. Патогенные факторы по времени воздействия. Характеристика биологических факторов риска.

№24988.91 КБ скачан 35 раз

Основные направления специальной психологии. Условия и факторы психического развития. Невропатия Понятие дизонтогении. Классификация психического дизонтогенеза. Общие закономерности отклоняющегося развития. Психологическая диагностика и коррекция при умственной отсталости и ЗПР Особенности деятельности детей с нарушенным слухом. Психологическая диагностика и коррекция при.

№25162.00 КБ скачан 97 раз

- Пермь, Государственный Университет ПГУ, 2010, - 15 с. Вопросы к экзамену по курсу Специальная психология. Предмет, цели, задачи, методы специальной психологии и связь с другими науками. История развития специальной психологии. Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии. Причины отклонений психического развития, и факторы, их определяющие. Общие и.

№2664.66 КБ скачан 242 раза

ЯГПУ,Росси,2011,8 стр. Определение,предмет,объект сурдопсихологии. Задачи сурдопсихологии. Значение слуха. Причины нарушения. Возможности компенсации. Специфические закономерности развития. Психолого-педагогическая характеристика - младенческий возраст. Психолого-педагогическая характеристика - ранний возраст. Психолого-педагогическая характеристика - дошкольный возраст.

№2736.86 КБ скачан 58 раз

ИВ 4-ПЗ-7 , 83 стр. Предмет, задачи специальной психологии. исторические этапы становления спец.псих. Взаимосвязь с другими науками. Методы специальной психологии. Причин нарушений развития. Тифлопсихология. История тифлопсихологии. Сурдопсихология. Задержка психического развития. Принциры сец.псих. Классификация отклонений в психич.развит. Структура нарушенного.

№28228.53 КБ скачан 69 раз

МУГУ, МФЮА 3 курс 030301 Психология Предмет и задачи специальной психологии. Место специальной психологии среди психологических наук. Л. С. Выготский о первичном и вторичном дефекте развития. Общие закономерности развития детей с отклонениями в развитии. Специфические закономерности развития детей с нарушениями развития. Соотношения обучения и развития в развитии аномальных.

№29338.50 КБ скачан 427 раз

20 вопросов помогут подготовиться к зачету, тесту, и другой проверочной работе. Специальная психология, понятие, предмет, объект, задачи. Понятие и виды нормы, показатели отклонения от нормы. Аномальные дети и их классификации. Понятие о дефекте, виды и их взаимосвязь. Типы нарушения психического развития. Биологические причины дефектов и их роль в развитии аномальных.

№30126.00 КБ скачан 252 раза

Экзамен,Украина,ДНУ,2012 г. Спеціальна психологія, її предмет, задачі і зв'язок з іншими науками. Методи спеціальної психології. Історія розвитку спеціальної психології. Причини відхилень у розвитку. Класифікація відхилень у розвитку. Суть феномена порушеного розвитку, його структура і властивості. Механізми формування системних відхилень в дизонтогенезі. Проблема норми і.

№31339.00 КБ скачан 60 раз

Ответ на каждый вопрос расположен в отдельном файле (блокнот). Московский Педагогический Государственный Университет, дефектологический факультет. Всего 46 ответов. Предмет и задачм сурдопсихологии. Методы сурдопсихологии. Причины нарушений слуха. Закономерности психического развития детей с нарушениями слуха. Основные направления в трактовке проблемы компенсации нарушенного.

№3268.38 КБ скачан 184 раза

Современное определение предмета специальной психологии Задачи специальной психологии Психолого-медико-педагогическая консультация Специфика методов наблюдения и эксперимента в специальной психологии Межпредметные связи специальной психологии История становления и развития специальной психологии Нарушение слуха и его влияние на психическое развитие Особенности психического.

№33172.50 КБ скачан 187 раз

С. п. як наука Влияние макросоциальных (социально-демографических) и микросоциальных (социально-семейных) факторов на возникновение атипий развития. мета та завдання сп. псих. визначення поняття атипії розвитку. місце с. п. в системі наукового знання. Проаналізуйтерізні підходи до класифікації порушень розвитку: Категориально-понятийный аппарат специальной психологии. Класификация.

№34139.50 КБ скачан 43 раза

Психомоторика. микроцефалия, ВНД при олигофрении, атипичые и осложненные формы у. о, синдром лобной доли, олигофрения с недоразвитием речи, поведение у. о, ФАС, гидроцефалия, гемолитическая болезнь новорожденных, инфантилизм, определение у. о, синдром Дауна, физическое воспитание у. о, у. о при врожденном сифилисе, слабоумие, Синдром Шерешевского-Тернера и трисомия X.

№35159.50 КБ скачан 84 раза

Типы дозонтогенеза по Ковалеву. Варианты аномального развития по Лебединскому. Закономерности аномального развития: (Выготский). Закономерности аномального развития: (Лебединский). Аутизм. Нарушения речи. Нарушения письма и чтения. Нарушение зрения. Психопатии. Умственная отсталость. Деменция. Детский церебральный паралич.

№3614.22 КБ скачан 429 раз

№3753.54 КБ скачан 83 раза

31 вопрос. классификации ЗПР разных авторов(В. В. Лебединский, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева и др. ), понятие ММД (симптомы, факторы риска), СДВГ (причины, клинические проявления), характеристика уровня развития различных познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, речи) детей с ЗПР, готовность детей с ЗПР к школьному обучению, концепция коррекционно-развивающего.

№38579.00 КБ скачан 177 раз

Ответы на 51 вопрос, содержится информация об истории развития науки, о ее предмете, задачах, психолого-педагогических характеристиках детей с умственной отсталостью, их игровой деятельности, готовности к школе, особенностях мышления, речи, самооценки, чувств, потребностей

№39348.50 КБ скачан 112 раз

КГПУ, 2008. Дебильность. Гармоническое ЗПР(инфантилизм). Органический инфантилизм (легкий вариант ЗПР церебрально-органического генеза). ЗПР церебрально-органического генеза. ЗПР соматогенного генеза. ЗПР психогенного генеза. Дети с явлениями педагогической запущенности.

№4043.50 КБ скачан 385 раз

№41420.28 КБ скачан 40 раз

Международные и национальные правовые акты, обеспечивающие приоритеты гуманистических ценностей в образовании. Понятие общения и его роль в развитии ребенка. Смена форм общения ребенка со взрослым от рождения до 7 лет в Норме и при отклонениях в развитии. Значение периодизации психического развития для организации диагностической и коррекционной работы специального психолога.

№423.60 МБ скачан 596 раз

В шпаргалке в краткой и удобной форме приведены ответы на все основные вопросы, предусмотренные государственным образовательным стандартом и учебной программой по дисциплине "Специальная психология".

Книга позволит быстро получить основные знания по предмету, повторить пройденный материал, а также качественно подготовиться и успешно сдать зачет и экзамен.

Рекомендуется всем изучающим и сдающим дисциплину "Специальная психология"

1. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ОТРАСЛЬ НАУКИ И ПРАКТИКИ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ 1

2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НОРМАЛЬНОМ И ОТКЛОНЯЮЩЕМСЯ РАЗВИТИИ 1

3. МЕХАНИЗМЫ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ВЛИЯНИЙ 2

4. СОМАТИЧЕСКИЙ ФАКТОР 2

5. СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕДОСТАТКОВ В ПСИХОФИЗИЧЕСКОМ И ЛИЧНОСТНО-СОЦИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ 2

6. ВИДЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ (ДИЗОНТОГЕНИИ) 2

7. ВОЗРАСТНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ДИЗОНТОГЕНИИ 3

8. ПОНЯТИЕ О ПЕРВИЧНОМ И ВТОРИЧНОМ ДЕФЕКТАХ РАЗВИТИЯ 3

9. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПСИХИЧЕСКОГО ДИЗОНТОГЕНЕЗА 3

10. НАРУШЕНИЯ РЕЧЕВОГО ОПОСРЕДОВАНИЯ, ПРИЕМА, ПЕРЕРАБОТКИ, СОХРАНЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ. 4

11. КЛАССИФИКАЦИЯ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ ПО СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ 4

12. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ УМСТВЕННО ОТСТАЛОГО РЕБЕНКА 4

13. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ УМСТВЕННО ОТСТАЛОГО РЕБЕНКА 4

14. ПРИЧИНЫ И МЕХАНИЗМЫ СЛАБОВЫРАЖЕННЫХ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА 5

15. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗПР ПО СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ И ЭТИОПАТОГЕНЕТИЧЕСКОМУ ПРИНЦИПУ 5

16. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ЗПР 5

17. ТЕМПЕРАМЕНТ КАК ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ЛИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ С ЗПР 5

18. ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗПР 6

19. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ПРИ ДИЗОНТОГЕНИЯХ 6

20. СУРДОПСИХОЛОГИЯ. НАРУШЕНИЯ СЛУХА 6

21. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ 7

22. ПРИЧИНЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ 7

23. ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ И ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 7

24. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ 7

25. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ 8

26. КЛИНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ 8

27. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ 8

28. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ПРИ НАРУШЕНИЯХ РЕЧИ 9

29. СЕНСОРНАЯ АЛАЛИЯ И НАРУШЕНИЯ СЛУХА 9

30. СПЕЦИФИКА ДВИГАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ПРИ ДЕТСКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ (ДЦП) 9

31. СТРУКТУРА ДВИГАТЕЛЬНОГО ДЕФЕКТА ПРИ ДЦП 9

32. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ДЦП 10

33. ФОРМЫ ДЦП 10

34. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ С ДЦП ПРИ НАРУШЕНИЯХ ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И ИХ КОРРЕКЦИЯ 10

35. РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ (РДА). ПРИЧИНЫ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ 10

36. КЛАССИФИКАЦИЯ СОСТОЯНИЙ ПО СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ РДА 11

37. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОВОЛЕВАЯ СФЕРА ДЕТЕЙ С РДА 11

38. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ПРИ РДА 11

39. ТИПОЛОГИЯ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРОВ ПОДРОСТКОВ 12

40. ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ДИСГАРМОНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 12

41. ПРИЧИНЫ СЛОЖНЫХ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ 12

42. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ 13

43. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ПРИ СЛОЖНЫХ НАРУШЕНИЯХ РАЗВИТИЯ 13

44. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ПРИ ПЕРВИЧНОМ ВЫЯВЛЕНИИ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ 13

45. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ 13

Коллектив авторов
Специальная психология: Шпаргалка

1. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ОТРАСЛЬ НАУКИ И ПРАКТИКИ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Специальная психология – область психологического знания об особых состояниях, возникающих преимущественно в детском и подростковом возрастах под влиянием различных факторов (органической или функциональной природы), проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребенка, затрудняющих его социально-психологическую адаптацию, включение в процесс образования и дальнейшее профессиональное самоопределение.

Объектами изучения и практики специальной психологии являются дети и подростки с различными отклонениями в психическом, соматическом, сенсорном, интеллектуальном, личностно-социальном развитии, а также люди старшего возраста, с особыми потребностями в образовании, обусловленными нарушением здоровья.

Основные цели специального психологического сопровождения в системе образовании – выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения и развития ребенка, имеющего психофизические недостатки, и его возможностями. Специальная психология содержит знания, которые могут служить методической базой для создания условий оптимальной социально-психологической адаптации и дальнейшего профессионального самоопределения выпускников специальных образовательных учреждений.

Специальная психология как направление психологической науки и практики интенсивно развивается.

Она находится на стыке гуманитарных, естественных наук и педагогики. Вместе с термином "специальная психология" в научный обиход вошло понятие "коррекционная (специальная) педагогика".

Раньше других появились такие направления специальной психологии, как психология умственно отсталых (олигофренопсихология), психология глухих (сурдопсихология), психология слепых (тифлопсихология).

В настоящее время наблюдаются тенденции к пересмотру клинико-психологических терминов и их замене психолого-педагогическими терминами. Например, вместо "психология умственно отсталых" и "олигофренопсихология" употребляются термины "психология детей с выраженными отклонениями в интеллектуальном развитии", "психология детей с недоразвитием познавательной сферы" и др. Современная специальная психология включает психологию детей с задержкой психического развития, расстройствами эмоциональноволевой сферы и поведения, нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и речи, со сложными недостатками развития.

Неуклонный рост числа сочетанных отклонений в развитии, увеличение количества детей с психогенными нарушениями, проявляющимися в аутизации, агрессивности, нарушениях поведения и деятельности и т.п., – все это приводит к тому, что в специальной психологической помощи нуждаются и значительное количество детей, находящихся в дошкольных образовательных учреждениях общеразвивающего типа, а также учащиеся общеобразовательных школ.

2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НОРМАЛЬНОМ И ОТКЛОНЯЮЩЕМСЯ РАЗВИТИИ

Определение "степени нормальности" человека – сложная и ответственная междисциплинарная проблема. "Норма" по отношению к уровню психосоциального развития человека все больше "размывается" и рассматривается в различных значениях.

Статистическая норма это такой уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т.д. Ориентация на статистическую норму развития тех или иных психических качеств особенно важна на этапе первичной диагностики психического состояния ребенка при определении характера основного нарушения, его выраженности. Как правило, статистическая норма представляет собой определенный диапазон значений развития какого-либо качества (роста, веса, уровня развития интеллекта, отдельных его составляющих и т.п.), расположенных около среднего арифметического, как правило, в пределах стандартного квадратичного отклонения.

Ориентация на статистическую норму важна прежде всего на этапе выявления недостатков в развитии и определения меры их патологичности, требующей специальной психолого-педагогической, а в некоторых случаях и медицинской помощи.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.