Предмет и задачи истории психологии шпоры

1. История психологии как наука - её предмет, метод, задачи и функции

2. Основные исторические этапы развития психологии. Развитие представлений о предмете и методах психологического исследования

3. История развития психологической мысли в эпоху античности и Средневековья

4. История развития психологической мысли в эпоху Возрождения и Новое время (XVII в.)

5. Развитие психологической мысли в эпоху Просвещения (XVIII в.) и первой половине XIX в. Естественнонаучные предпосылки становления психологии как науки

6. Развитие психологии как самостоятельной науки во второй половине XIX начале XX века. Развитие экспериментальной психологии и отраслей психологии

7. Структурализм и функционализм

8. Французская социологическая школа и описательная психология.

9. Развитие психологии в период открытого кризиса (10-30-е гг. XX в.). Основные психологические школы (общая характеристика)

10. Классический бихевиоризм Дж. Уотсона

12. Социальный бихевиоризм Дж. Мида, Д. Долларда, А. Бандуры и др.

13. Классический психоанализ 3. Фрейда

14. Аналитическая психология К. Юнга

15. Индивидуальная психология А. Адлера

16. Неофрейдизм (общая характеристика)

17. Теория базальной тревоги К. Хорни

19. Эгопсихология Э. Эриксона

20. Трансактный анализ Э. Берна

21. Гештальтпсихология, её развитие и поворот к гештальттерапии.

22. Динамическая теория личности и группы К. Левина

23. Современное состояние зарубежной психологии (основные тенденции развития). Межкультурные исследования в психологии

24. Гуманистическая психология. Теоретические и психотерапевтические концепции А. Маслоу и К. Роджерса

25. Логотерапия В. Франкла

26. Когнитивная психология. Концепция личностных конструктов Д. Келли

27. Трансперсональная психология

28. Развитие отечественной психологии (общая характеристика). Идеология и психология.

29. Поведенческое направление в отечественной психологии. Вклад Сеченова и Павлова.

30. Культурно-историческая школа Л.С. Выготского и её развитие.

31. Развитие деятельностного подхода в отечественной психологии.

32. Комплексный и системный подходы в отечественной психологии.

33. Психология установки.

34. Теория планомерного формирования умственных действий

Психология как наука изучает факты, механизмы и закономерности психической жизни. История психологии описывает и объясняет, как эти факты и законы открывались человеческому уму.

Задачи истории психологии:

Изучить закономерности развития знаний о психике

Раскрыть взаимосвязь психологии с другими науками, от которых зависят её достижения.

Выяснить зависимость зарождения и восприятия знаний от социокультурного контекста

Изучить роль личности, её индивидуального пути в становлении самой науки.

В своем развитии психология прошла несколько этапов. Донаучный период заканчивается примерно в VII-VI вв. до н.э., т.е. до начала объективных, научных исследований психики, ее содержания и функций. В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами). Второй, научный период начинается на рубеже VII-VI вв. до н.э. Психология в этот период развивалась в рамках философии, а потому он получил условное название философского периода. Также несколько условно устанавливается и его длительность - до появления первой психологической школы (ассоцианизма) и определения собственно психологической терминологии, отличающейся от принятой в философии или естествознании.

В связи с условностью периодизации развития психологии, естественной практически для любого исторического исследования, возникают некоторые разночтения при установлении временных границ отдельных этапов. Иногда появление самостоятельной психологической науки связывают со школой В. Вундта, т. е. с началом развития экспериментальной психологии. Однако психологическая наука определилась как самостоятельная значительно раньше, с осознания независимости своего предмета, уникальности своего положения в системе наук - как науки и гуманитарной и естественной одновременно, изучающей и внутренние и внешние (поведенческие) проявления психики. Такое самостоятельное положение психологии было зафиксировано и с появлением ее как предмета изучения в университетах уже в конце XVIII - начале XIX в. Таким образом, правильнее говорить о появлении психологии как самостоятельной науки именно с этого периода, относя к середине XIX в. становление экспериментальной психологии.

Время существования психологии как самостоятельной науки значительно меньше, чем период ее развития в русле философии. Естественно, что этот период не однороден, и на протяжении более чем 20 веков психологическая наука претерпела существенные изменения. Изменялись и предмет психологии, и содержание психологических исследований, и взаимоотношение психологии с другими науками.

Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии. Отметим основные этапы ее развития.

I этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

III этап — психология как наука о поведении. Возникает в XX веке. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

IV этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Психология является одновременно и одной из самых древних, и одной из самых молодых наук. Уже в V веке до н. э. греческих мыслителей интересовали многие проблемы, над которыми и сегодня работает психология – память, обучение, мотивация, восприятие, сны, патологии поведения. Но, хотя предтечей психологии и была наука древности, считается, что современный подход начал формироваться с 1879 года.

До настоящего времени психология развивается как своеобразная система психологических школ. Психологическая школа – группа ученых, разделяющих теоретическую ориентацию и работающих над общими проблемами на базе определенной системы идей. Таким образом, психология находится еще в допарадигматической стадии развития: пока еще ни одна из точек зрения не смогла объединить все существующие платформы.

Каждая новая школа возникала первоначально как движение протеста против господствующей системы взглядов. Расцвет и господство большинства доктрин были временными, но все они сыграли важную роль в развитии психологии.

Позднее в философских учениях древности затрагивались психологические аспекты, которые решались в плане идеализма либо в плане материализма. Так, материалисты-философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, состоящее из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов.

Согласно древнегреческому философу-идеалисту Платону (427—347 гг. до н.э.), который был учеником и последователем Сократа, душа — это что-то божественное, отличающееся от тела, и душа у человека существует прежде, чем она вступает в соединение с телом. Она есть образ и истечение мировой души. Душа — это начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Однако иногда тело берет душу в свои оковы.

В эпоху средневековья утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте[1] .

Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные учением Декарта, предпринял голландский философ Спиноза (1632—1677). Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи).

Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии. Мышление является вечным свойством субстанции (материи, природы), поэтому в определенной степени мышление присуще и камню, и животным, и в значительной степени присуще человеку, проявляясь в форме интеллекта и воли на уровне человека.

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах XIX в. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений — психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого В. Вундта (1832—1920). В 1879 г. в Лейпциге Вундт открыл первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию.

Вскоре, в 1885 г. В. М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.

Но идея разложения психики на простейшие элементы оказалась ложной, невозможно было собрать из простых элементов сложные состояния сознания. Поэтому к 20-м годам XX в. эта психология сознания практически перестала существовать.

Основатель структурализма – Э.Титченер (1867-1928). Титченер считал, что содержанием психологии должно стать содержание сознания, упорядоченное в определенную структуру. Главные задачи психологии – предельно точное определение содержания психики, выделение исходных элементов и законов, по которым они объединяются в структуру.

Титченер отверг концепцию, согласно которой к выделенным Вундтом элементам сознания следует присоединить особые образования в виде умственных образов или значений, лишенных сенсорного характера. Это положение противоречило основаниям структурализма, так как сенсорные элементы (ощущения, образы) не могут создать несенсорные, чисто интеллектуальные структуры.

Главной для новой психологии он считал проблему сознания, необходимость определить, чем отличается сознание от всех других явлений бытия. Он утверждал, что позиция Вундта игнорирует активность сознания, его постоянную направленность на объект. Для обозначения этого непременного признака сознания Брентано предложил термин интенция. Она изначально присуща каждому психическому явлению и благодаря этому позволяет отграничить психические явления от физических.

Считая, что при обычном самонаблюдении, так же как и при использовании тех видов эксперимента, которые предложил Вундт, можно изучить лишь результат, но не сам психический акт, Брентано решительно отвергал принятую в лабораториях экспериментальной психологии процедуру анализа, считая, что она извращает реальные психические процессы и феномены, которые следует изучать путем тщательного внутреннего наблюдения за их естественным течением. Скептически относился он и к возможности объективного наблюдения, лишь ограниченно допуская этот метод в психологию, и, безусловно, очевидными считал только психические феномены, данные во внутреннем опыте. Он подчеркивал, что знание о внешнем мире носит вероятный характер[2] .

Своя объяснительная конструкция психического развития была предложена исследователями, полагавшими главной детерминантой развития человека социум, общество, культуру. Основы конструкции были заложены французской социологической школой; существенный вклад в его развитие внесла американская школа культурной антропологии.

Родоначальником социологического направления в психологии принято считать Э.Дюркгейма. Его работы оказали серьезное влияние на развитие психологических исследований взаимоотношений индивида и общества. Решающую роль в развитии ребенка он отводил социальному фактору, основу которого составляют коллективные представления больших общностей людей. Коллективные представления — это целостная система идей, обычаев, религиозных верований, моральных установлений, общественных институтов, письменности и т.п. Они независимы от индивида, императивны по отношению к нему, тотальны (всеобщи)[3] .

Развитие ребенка происходит в процессе усвоения традиций, обычаев, верований, представлений и чувств других людей. Воспринятые ребенком извне мысли и эмоции определяют характер его душевной деятельности и особенности восприятия окружающего мира. Усвоение социального опыта происходит благодаря подражанию, которое в социальной жизни имеет такое же значение, как наследственность в биологии. Со способностью к подражанию ребенок рождается. Во французской социологической школе был выявлен механизм формирования внутреннего мира ребенка — интериоризация как переход внешнего во внутреннее.

Видным представителем французской социологической школы является П.Жане. Он полагал, что психика человека социально обусловлена и что развитие ее заключается в формировании системы многообразных связей с природой и обществом. Под связями П.Жане понимал действия как формы отношения человека к миру. Среди них наиболее значимы социальные действия, выражающиеся в отношениях сотрудничества. Социальные взаимоотношения между людьми являются основой развития каждого человека. Характерным для французской психологической школы является выделение уровней развития ребенка. П.Жане выделяет четыре таких уровня. Первый уровень характеризуется развитием моторных реакций (приближения и удаления), где значимыми являются не сами реакции, а их социальная обусловленность. Второй уровень — развитие перцептивных действий, на котором формируются образы восприятия и представления памяти. Эти психологические образования также ориентированы на взаимодействия с другими. Третий уровень — социально-личностный — характеризуется возможностью ребенка согласовывать свои действия с действиями другого человека. Четвертый уровень — интеллектуально-элементарное поведение. На этом уровне развивается речь ребенка как средство общения с другими и управления своими действиями. Овладение речью создает условия для интенсивного развития мышления ребенка.

В центре внимания психологов оставались преимущественно познавательные процессы, но разные школы отличались друг от друга пониманием места этих процессов в общей картине психической жизни, и главные разногласия были связаны с определением содержания сознания и границ его экспериментального изучения.

Предмет и задачи истории психологии

Предмет истории психологии - изучение становления представления о психический реальности на разных этапах развития научного знания. В процессе развития науки истории психологии выделялось три основных определения предмета: душа, сознание, поведение. Психология как наука о душе объяснила ее как причину всего, т. е. душа определялась как объяснительный принцип. Сознание имело двойную функцию: оно являлось и объектом изучений, и объяснительным принципом. На современном этапе развития науки возникает тесная связь между сознанием и поведением, или деятельностью (всесторонне развитие, познание психики).

Основные задачи предмета истории психологии

1. Анализ возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психике с точки зрении научного, и не житейского или религиозного подхода и изучении эволюции представлений о психике человека.

2. Анализ и понимание междисциплинарных связей между историей психологии и другими науками, раскрытие тех взаимосвязей, от которых зависят достижения психологии.

3. Выяснение зависимости восприятия знаний от социальных, культурных и идеологических влияний на науку.

4. Изучение роли личности, ее индивидуального пути в становлении самой науки.

Движущие силы и причины исторического развития психологических идей:

1) связь науки с общей социально-культурной новой эпохи;

2) тесное взаимодействие науки с общими условиями и законами научного познания;

3) связь с теми объективными требованиями, которые предъявляются к научному познанию самой природой изучаемых явлений на данной стадии их исследования;

4) общая ситуация, исторические условия и временные особенности периода, в котором развивается наука;

5) особая ситуация в науке в целом в изучаемый период, изучение открытий в других науках, заимствование методологии.

Периодизация истории психологии

— по школам и персоналиям;

— по отраслям психологии.

4 предмета, которые изучала история психологии:

1) душа (более 2-х тыс. лет);

4) всестороннее развитие, познание психики.

2 больших периода истории психологии:

1-й период связывает историю психологии с донаучным периодом:

6 в. до н. э. — 5 в. н. э. Предметом психологии была душа.

5 в. н. э. — 13 в. Развитие учений о душе в рамках философских учений и на базе медицинских знаний.

14-16 вв. Развитие учения о душе в рамках анатомо-физиологического знания.

17-19 вв. Изучается внутренний опыт как явление сознания.

1879 г. Психология начинает развиваться как самостоятельная наука (в Германии).

2-й период. Развитие психологических школ на рубеже 19-20 вв.

1) Экспериментальная психология (Вильгельм Вундт)

2) Структурализм (Эдуард Титченер)

* Французская школа (Т. Рибо, Жане, Дюркгейм, Л. Леви-Брюль)

* Описательная психология (В. Дильтей, Э. Шпрангер)

* Классический бихевиоризм (Уотсон и Торндайк)

* Необихевиоризм (Халл, Толмен, Келли)

* Социальный необихевиоризм (Скиннер, Бандура)

* Гештальтпсихология (М. Вертгеймер, В. Келер, Курт Коффка, К. Левин)

4) Глубинная психология

* Классический психоанализ (З. Фрейд)

* Неофрейдизм (Эрик Эриксон, Мюррей, Анна Фрейд)

* Аналитическая психология Карла Юнга

* Индивидуальная психология Альфреда Адлера

* Гуманистический психоанализ Эриха Фромма

5) Гуманистическая экзистенциальная психология (Абрахам Маслоу)

* личностно центрированный подход Роджерса

* логотерапия Виктора Франко

6) Когнитивная психология (Пиаже, Брунер, Найссер, Вилфорд)

7) Советская психология (Павлов, Сеченов, Бехтерев)

* Физиологическая психология (Выготский, Леонтьев, Рубинштейн)

* Диалектическая психология (Ананьев, Ломов, Лурия, Божович).

Методы истории психологии

Основным методом истории психологии является теоретическая реконструкция, описание и критический анализ научных систем прошлого, конкретных программ получения, обоснования и систематизации психологического знания. Его результатом является ретроспективное воспроизведение научных концепций, проблем, исследовательских методов в их исторической последовательности с учетом логики предмета.

Специальных процедур требует изучение архивных материалов. Это поиск, комментирование, снабжение сносками, примечаниями.

В истории психологии применяется метод интервьюирования, который представляет собой беседу по заранее составленному перечню вопросов, направленных на получение материалов в соответствии с конкретной задачей исследования.

Биографический и автобиографический методы – воссоздают атмосферу реальной жизни, являются источником знаний о духовном развитии ученого, этапах его научного труда. Метод играет огромную роль в пропаганде науки, дает уникальный материал о жизни людей науки, научном творчестве.

Анализ научных ссылок, то есть установления частоты цитирования научных трудов, производится с целью получения сведений о связях между научными направлениями, о тенденциях развития науки. Названный прием может использоваться в исследовании только в совокупности с другими методами.

Классификация методов историко-психологического исследования.

1. Методы планирования: структурно-аналитический, сравнительно-сопоставительный и генетический анализ.

2. Методы интерпретации: моделирование, парадигмальный и категориальный анализ.

3. Доказательные методы: источниковедческий, библиометрический, проблемологический, тематический анализ.

Материализм Демокрита

Учения о душе Аристотеля

Аристотель (384/383 - 322/321 до н. э.) впервые систематизировал все знания о природе человека от истории вопроса до анализа мнений предшественников и построения на этой основе своей теории. Главная функция души - это реализация биологического существования организма, в котором телесное и духоное образуют нераздельную целостность. Душа - это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. После смерти душа возвращается в эфир пространства, т. е. имеет божественное начало, приходящее в тело в момент рождения. Способности души рассматриваются через ее уровни.

1. Вегетативный уровень характерен для растений и содержит в себе способности к движению в смысле питания, роста и упадка.

2. Чувственный уровень преобладает в душах животных, и его главными способностями являются чувства и ощущения.

3. Разумный (высший) уровень присущ лишь человеку, основными являются способности к размышлению.

Выделяются следующие познавательные способности души.

1. Восприятие - первичный источник познания, познает отдельное, частное, на основе которого человек познает общее.

2. Осязание - главнейшее ощущение, необходимое для жизни.

3. Память, которая дает сохранение и воспроизведение ощущений и делится на три вида: низшая, сохраняющая ощущения в виде представлений; собственно память - образ в соединении с временной характеристикой; высшая память - процесс воспоминания путем установления каких-либо отношений настоящего с искомым прошлым, т. е. через ассоциации.

4. Воображение - образование представления, которое является энергией чувственного органа без соответствующего воздействия извне.

5. Мышление как составление суждений, протекает в понятиях и постигает общее. Есть мышление низшее, кото-рое не исследует и не утверждает, это мнение или предположение; и мышление высшее, которое познает основы вещей и может быть рассуждающим (логическим), интуитивным, через которое можно находить посылки, и мышлением-мудростью, которое является высшим видом мышления.

Неоплатонизм (Плотин)

У Порфирия учился Ямвлих – основатель Сирийской школы неоплатонизма. Двумя основными школами позднего неоплатонизма были Афинская и Александрийская.

Неоплатонизм оказал огромное влияние на развитие средневековой философии и теологии. Разработанный в школе понятийный аппарат, учение об устремленности к нетленному и вечному были переосмыслены и вошли в контекст христианского богословия, как на Востоке (каппадокийцы), так и на Западе (Августин).

Монизм Спинозы

В отличие от Р. Декарта Б. Спиноза разрабатывает монистическое учение. Есть только одна субстанция. Он определяет ее как то, что существует само в себе и представляется само через себя.

Субстанцию Б. Спиноза называл Богом или природой. Он выделяет бесконечное количество атрибутов (свойств) субстанции. Для человека познаваемы только два атрибута: протяжение и мышление. Душа и тело составляют один и тот же индивидуум (мыслящее тело), представляемый в одном случае под атрибутом мышления, в другом – протяжения. Так Б. Спиноза разрешил дуализм Р. Декарта.

Теория познания. Спиноза выводит три типа познания:

1) познания первого рода - это мнение и воображение, которые существуют в виде образов.

2) познания второго рода - это общие идеи о существенных свойствах вещей.

3) интуитивное познание, определяемое как знание сущности вещей, в котором конкретное и индивидуальное выступает в их подлинном единстве.

Теория аффектов. Выделяются три первичных аффекта; желание (влечение), удовольствие (радость), неудовольствие (печаль). Спиноза определяет страсти, эмоции, аффекты как основную причину несвободы человека, так как поглощенность ими не дает возможности понять их причины. Только отказ от эмоций обусловливает человеческую свободу и дает представление об истинной силе и возможностях, показывая человеку, что зависит от его воли, а что - от сложившихся обстоятельств. При этом свобода понимается не как возможность следовать своим аффектам, а как возможность познания необходимости и подчинение этой необходимости. Свобода - это освобождение человек от влияния на него инстинктов, или страстей.

Монадология Г.-В.Лейбница

Г. Лейбниц (1646–1716) – современник всех основных гениев 17 в. и их идейный противник. Лейбница не устраивало сохранившееся противопоставление духа и материи, психического и физического, и с целью восстановить их единство он выдвигает учение, позволяющее объяснить бесконечное многообразие мира, исходя из единой по природе и происхождению, но разнокачественной по своим состояниям субстанциональной основы.

Стержнем, образующим систему Лейбница, является ряд исходных методологических принципов, или законов.

1. Принципом всеобщих различий Лейбниц пытался утвердить всеобщую изменчивость в мире физических явлений и сознания.

2. Принцип тождества неразличимых вещей заключается в том, что не следует различать вещи, если на самом деле они являются одной и той же вещью, и наоборот.

3. Закон непрерывности, указывающий на то, что повсюду в мире имеются незаметные переходы в восхождении вещей по степеням совершенства.

Лейбниц полагал, что в исторической перспективе развитие монад проходит несколько стадий, каждой из которых соответствует определенная форма монады. Самой первичной формой являются чистые монады. Для них характерно наличие активности, но отсутствие каких-либо представлений. Чистые монады проявляются в качестве неживой, но активной и вечно-движущейся материи. За чистыми монадами идут монады-души, обладающие смутными представлениями в результате низкой степени стремлений к ясности. Эта форма монад выступает на уровне растений и животных. Человеку свойственны более совершенные монады, называемые монады-духи. Их совершенство выражается в наибольшей ясности и отчетливости представлений. Завершают иерархию монады ангела и Бога, полностью свободные от материальной оболочки и обладающие абсолютной полнотой знаний и предельно ясным самосознанием.

Теория поля К. Левина

Левин - единственный из гештальтпсихологов, который обратился к психологии личности. Но положения гештальтпсихологии нашли свое отражение в его теории личности. Это принцип целостности в качестве основы при исследовании сложных психических явлений. Ключевое понятие для Левина - понятие "динамического поля", где каждый пункт взаимодействует с другими, а изменение напряжения в одном из пунктов немедленно порождает тенденцию к устранению этого напряжения и восстановлению динамического равновесия.

Левин выдвинул тезис о том, что объяснить поведение можно только из тех отношений, которые складываются у личности с ее непосредственной конкретной средой в данное время. Прошлый опыт может влиять на субъекта, лишь в том случае, если сохраняется его актуальность "здесь и теперь".

Левин в своем учении исходил из того, что движущей силой человеческой деятельности в любых ее формах (поступок, мышление, память и т.д.) является намерение - потребность. Под потребностью Левин понимал "динамическое состояние (активность), которое возникает у человека при осуществлении какого-нибудь намерения, действия". Отсюда название теории К. Левина - "Динамическая теория личности".

Заслуга К. Левина состоит в том, что он стремился подойти к изучению личности как к некоторому целому. Он доказал, что ассоциации как таковые не обладают собственной активностью и не могут служить побудителями человеческого поведения. Плодотворными оказались новые аспекты изучения человека: потребности и мотивы человеческого поведения, его цели и желания, его аффективная и волевая сферы.

Исследования проблемы целеобразования и целенаправленного поведения ввели в психологию комплекс важнейших понятий: целевая структура и целевые уровни индивида, в том числе реальные и идеальные цели, уровень притязаний и самооценка, поиск успеха и стремление избежать неудачи и др.

Но теория К. Левина имеет свои недостатки. Графические символы "динамического поля" не могут во всей полноте объяснить своеобразие и развитие человеческой личности. Левин не придает значения содержанию потребностей. Выполнение намерения, по Левину, обусловливает лишь его динамическая сторона. Проблема содержания не включается и в понятие "временной перспективы", и в понятие цели. Говоря о причинах развития личности, Левин отдает предпочтение аффектам, не учитывает роли сознания. Он не видит общественно-исторической обусловленности развития личности.

Этапы создания психоанализа

Научная деятельность З. Фрейда охватывает несколько десятилетий. В его учении можно различать, хотя и несколько условно, три основных периода: медицинский, общепсихологический и философский.

Рефлексология Бехтерева

Бехтерев, Владимир Михайлович(1857-1927), русский невролог, психиатр, морфолог и физиолог нервной системы. Важной сферой исследований Бехтерева были невропатология и психиатрия. В качестве основной причины психических нарушений он выделяет в первую очередь изменения в деятельности нервной системы и мозга, которые, по его мнению, могут либо иметь травматический характер, т.е. быть прижизненно возникшими, либо являются наследственно обусловленными. Но в то же время, он не сводил причины душевных болезней исключительно к анатомо-физиологическим нарушениям, а считал необходимым рассматривать мозговые процессы в единстве с деятельностью всего организма.

Бехтерев – основатель рефлексологической теории – естественнонаучного направления в психологии и психологии личности, получившего развитие в России в первой половине XX в. Бехтерев, изложил план ее построения в статье "Объективная психология и ее предмет" (1904). Она определяется сначала как "объективная психология", позднее - как "психорефлексология", потом - как "рефлексология" - особая "биосоциальная наука".

Предметом изучения рефлексологии являются все рефлексы, протекающие с участием головного мозга. Рефлексологическая теория считала необходимым отказаться от изучения сознания и ограничиться изучением внешних проявлений личности, сводимых к условным или "сочетальным" рефлексам, образующимся в результате влияния внешней среды на нервную систему человека.

Рефлексологическая теория выдвинула принцип личностного подхода к исследованиям, суть которого сводилась к тому, что все, что может дать объективное комплексное наблюдение над человеком, начиная с мимики и кончая особенностями поведения больного, должно быть принято во внимание.

В рефлексологической теории были определены принципы патопсихологического исследования:

· использование комплекса методик,

· качественный анализ расстройств психики,

· соотнесение результатов исследования с данными нормы для соответствующего возраста, пола, образования.

Предмет и задачи истории психологии

Предмет истории психологии - изучение становления представления о психический реальности на разных этапах развития научного знания. В процессе развития науки истории психологии выделялось три основных определения предмета: душа, сознание, поведение. Психология как наука о душе объяснила ее как причину всего, т. е. душа определялась как объяснительный принцип. Сознание имело двойную функцию: оно являлось и объектом изучений, и объяснительным принципом. На современном этапе развития науки возникает тесная связь между сознанием и поведением, или деятельностью (всесторонне развитие, познание психики).

Основные задачи предмета истории психологии

1. Анализ возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психике с точки зрении научного, и не житейского или религиозного подхода и изучении эволюции представлений о психике человека.

2. Анализ и понимание междисциплинарных связей между историей психологии и другими науками, раскрытие тех взаимосвязей, от которых зависят достижения психологии.

3. Выяснение зависимости восприятия знаний от социальных, культурных и идеологических влияний на науку.

4. Изучение роли личности, ее индивидуального пути в становлении самой науки.

Движущие силы и причины исторического развития психологических идей:

1) связь науки с общей социально-культурной новой эпохи;

2) тесное взаимодействие науки с общими условиями и законами научного познания;

3) связь с теми объективными требованиями, которые предъявляются к научному познанию самой природой изучаемых явлений на данной стадии их исследования;

4) общая ситуация, исторические условия и временные особенности периода, в котором развивается наука;

5) особая ситуация в науке в целом в изучаемый период, изучение открытий в других науках, заимствование методологии.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.