Пределы действия нормативных правовых актов шпора

Для правильного применения правовых норм необходимо точно определять пределы действия нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц, на которых они распространяются.

Действие нормативного акта во времени начинается, по общему правилу, с момента вступления его в силу.1

  1. Акт вступает в силу с момента его принятия правотворческим органом.
  2. Акт начинает действовать по истечении определенного срока после его опубликования. Так, в России законодательные акты вступают в силу на всей территории через 10 дней с момента их опубликования в официальном издании законодательной власти.
  3. Нормативно-правовой акт вступает в силу со времени, указанного в самом акте или в специальном акте о введении его в действие.

Установление точного срока вступления в силу нормативных актов важно потому, что именно с этого момента их предписания подлежат исполнению. Новый нормативно-правовой акт распространяет свое действие только на те отношения, которые имеют место после его вступления в силу. Обратной силы он не имеет. Данный принцип означает, что предписания нормативного акта не распространяются на те отношения, которые возникли и существовали до его издания. Такое положение является надежной гарантией обеспечения прав и обязанностей граждан, поддержания прочного правопорядка. Исключения из указанного принципа допускаются только в двух случаях:

-если самим нормативно-правовым актом устанавливается его обратная сила;

-если уголовные законы или акты административного законодательства смягчают наказание или вообще устраняют наказуемость деяния.

Нормативно-правовые акты утрачивают свою силу (прекращают действие) на следующих основаниях:

-по истечении срока действия акта, когда такой срок был специально установлен;

-в связи с изданием нового нормативного акта, заменившего ранее действующий;

-на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного нормативного акта.

Действие в пространстве. Пределы действия нормативно-правового акта в пространстве определяются территорией, на которую распространяются его предписания. Под территорией понимается земная поверхность, недра, водное и воздушное пространства в пределах государственной границы, территория посольств за рубежом, военные корабли в открытом море и в иностранных территориальных водах, невоенные суда в открытом море, кабины летательных и космических аппаратов в атмосфере.

Действие нормативных актов распространяется, как правило, на территорию, которая подведомственна органу, их издавшему. Так, нормативные акты членов федеративного государства действуют лишь на их территории; акты местных органов государства - на территории района, префектуры, города, земли и т.п. При федеративном государственном устройстве в отдельных случаях допускается возможность действия некоторых правовых норм одного государства на территории другого государства (например, при разрешении имущественных споров, вопросов о наследстве).

Действие по кругу лиц. Существует правило, согласно которому действие нормативно-правовых актов распространяется на всех лиц, проживающих на данной территории. Законы и другие нормативные акты на территории государства действуют применительно ко всем гражданам, государственным и общественным организациям. Их действие распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства. Этим лицам гарантируются предусмотренные национальным законодательством права и свободы. Они могут обращаться в суд, в другие органы государства дня защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав. Иностранные граждане, лица без гражданства, находящиеся на территории определенного государства, должны уважать его конституцию и соблюдать законы.

Однако имеются исключения из общего правила, когда действия нормативно-правовых актов по кругу лиц не совпадают с их действием по территории. Так, иностранные граждане, пользующиеся правом дипломатического иммунитета на территории другого государства, не могут быть привлечены к уголовной ответственности, вызываться в суд для дачи показаний. Если такие лица совершают правонарушение, вопрос об их ответственности разрешается дипломатическим путем. Некоторые национальные нормативно-правовые акты вообще не распространяются на иностранных граждан и лиц без гражданства (например, акты о выборах в органы государства, о воинской службе).

Нормативные акты могут распространять действие не на всех граждан и должностных лиц данной территории, а только на определенные категории (военнослужащих, учителей, лиц сельской местности и других). В таких случаях в правовых актах точно определяется круг лиц, подпадающих под их действие.

1. Действие во времени. Нормативно-правовые акты начинают действовать с момента вступления их в силу. Существуют различные правила вступления в силу нормативно-правовых актов: акт вступает в силу с момента его принятия правотвор-ческим органом; акт вступает в силу по истечении определенного срока после его опубликования. В России законодательные акты вступают в силу на всей территории через десять дней с момента их опубликования в официальном издании законодательной власти; акт вступает в силу со времени, указанного в самом акте или в специальном акте о введении его в действие.

1. 2. Действие в пространстве. Определяется пределами территории, на которую распространяются их предписания.
3. Действие по кругу лиц. Общепринято, что действие нормативных актов распространяется на всех лиц, проживающих на данной территории. Однако имеются исключения из общего правила, когда действия нормативно-правовых актов по кругу лиц не совпадают с их действием по территории. Например, иностранные граждане, пользующиеся правом дипломатического иммунитета на территории другого государства, не могут быть привлечены к уголовной ответственности, вызываться в суд для дачи показаний. Нормативные акты могут распространять действие только на определенные категории граждан и должностных лиц (военнослужащих, учителей, пенсионеров и др.). В таких актах точно определяется круг лиц, подпадающих под их действие.

Вопрос 44. Пробелы в праве: понятие, виды и способы преодоления.

Пробелом в праве считают полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве юридических норм, которые необходимы для решения дел по существу или урегулирования общественных правоотношений на основании законности и справедливости.

Важно соблюдать два условия при выявлении пробела в праве:

1) фактические обстоятельства должны находиться в области правового регулирования;

2) определенная норма права, которая призвана регулировать конкретные фактические обстоятельства, должна отсутствовать.

Различают объективные и субъективные причины пробелов в праве. Их необходимо своевременно устранять и преодолевать. Устранить пробел можно только с помощью правотворческого процесса через принятие новой нормы права. С помощью правоприменительного процесса можно преодолеть пробел. Хотя в этом случае новых норм права уже не создается, а правоприменителю необходимо каждый раз пополнять отсутствующее нормативное предписание через аналогии права, аналогии закона.

Проблема пробелов в праве разрешается посредством аналогий, что представляет собой процесс выведения умозаключения, чтобы, используя знание, полученное в процессе изучения конкретных объектов, перенести его и полученный опыт на вновь возникший объект правовых отношений, который требует разрешения.

Законодатели рассматривают как инструмент устранения пробелов две возможности, способные разрешить и урегулировать ситуацию в рамках закона:

1) аналогия закона – решение конкретного юридического дела на основании правовой нормы, которая рассчитана не на данный, а на похожий случай. Аналогия закона применяется в том случае, когда отсутствует норма права, регулирующая разбираемый конкретный жизненный случай, но в законодательстве есть иная норма, регулирующая похожие с ним отношения;

2) аналогия права – решение конкретного юридического дела на основании общих принципов и смысла права. Этот способ преодоления пробелов можно применить только в том случае, когда нет конкретной нормы, способной урегулировать похожий случай. Ее не должно быть ни в данной отрасли, ни в смежной. Аналогию права применяют тогда, когда в законодательстве отсутствует также норма права, которая регулирует похожий случай, и дело должно решиться на основании главных, общих принципов права, таких как: справедливость, гуманизм, равенство перед законом и т. д. Данные принципы закрепляются в Конституции и иных законах.

Пробелы в праве устраняются, кроме того, при систематизации и рассмотрении правоприменительной практики. Законодательный орган власти, который имеет необходимые полномочия, может принимать нормы права, регулирующие отношения, в которых прежде имел место правовой пробел. Но необходимо заметить, что законодатель не реагирует оперативно на наличие пробелов в праве, поэтому преимущественно и используется аналогия при устранении пробелов.

Таким образом, пробел в праве – это отсутствие в законодательстве юридических норм и институтов, необходимых для решения дела по существу или урегулирования общественного отношения на основании законности и справедливости.

ИЛИПробел в праве - отсутствие в праве нужной нормы, с помощью которой можно было бы разрешить возникший случай.
Виды пробелов в праве:
1.первоначальные (недосмотр законодателя)
2.последующие, обнаруживаются в процессе правового регулирования правоприменительной практики
3.реальные
4.мнимые, когда высказывается суждение о существующем якобы пробеле в праве, тогда как ситуация вообще не находится в правовом пространстве и не подлежит разрешению
5.полные, частичные, преодолимые, непреодолимые, простительные, непростительные, а также намеренные.
Способы устранения и восполнения пробелов в праве:
Устранение пробела возможно:
1. путем дополнительного правотворчества
2. путем издания новых нормативных актов или дополнения действующих.
В процессе правоприменения пробелы преодолеваются посредством аналогии закона и аналогии права. Аналогия закона и аналогия права не устраняют пробел, а являются лишь казуальными средствами его преодоления, т.е преодоления его в данном конкретном случае.
Аналогия закона - это решение дела на основе нормы, регулирующей отношения, сходные с рассматриваемыми.
Аналогия права - это разрешение дела на основе общих принципов законодательства.
В использовании аналогии закона и аналогии права имеются определенные ограничения, хотя применение аналогии и закреплено в законодательстве. В частности аналогия допускается не во всех отраслях права, может использоваться только при наличии пробела в праве. Вывод по аналогии не должен противоречить ни одному из положений действующего законодательства. Использование аналогии не освобождает правоприменительный орган от обязанности входить в рассмотрение дела по существую Использование аналогии должно быть мотивировано в правоприменительном акте. Вопрос 45. Правовое государство: понятие, исторические корни. Правовое государство — государство, вся деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам права. Подчинённость деятельности верховных органов власти стабильным законам или судебным решениям является отличительным признаком конституционных политических режимов.Множество признаков: максимальное обеспечение прав и свобод человека;ответственность государства перед гражданином и гражданина передгосударством; четкое разграничение функций общества и государства; разделение властей; наличие развитого гражданского общества; создание антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению власти в чьих бы то ни было руках; верховенство и прямое действие конституционного закона, его приоритет над любой властью; установление в законе и осуществление на деле суверенности государственной власти; формирование законодательных органов обществом на основе норм избирательного права; соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права; правовая защищенность всех субъектов общества от произвольных решений кого-либо.Древние философы задумывались над государством, которое осуществляет свою деятельность на основе закона и гармоничнным сочетанием права и государственной власти. По их менению справедливой государственностью была власть, которая признавала право и с другой стороны им же была ограничена. Древняя Греция и Рим оказали сильное влияние на развитие идеи правового государства. В период перехода отфеодализма к капитализму возникли новые подходы к проблеме – это правовая организация государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или группы лиц, обеспечивающей равенство всех перед законом посредством права. Макиавелли видел идеальное государство в форме республики с возможностью свободного пользования имуществом для всех и обеспечение безопасности для каждого. В период буржуазных революций в понятие правового государства внесли вклад такие деятели, как Гроций, Спиноза, Гоббс, Локк, Монтеське, Дидро и Джефферсон, один из авторов Декларации независимости США, в которой, кстати, провозлашается, что существуют неотчуждаемые права человека, для обеспечения которых создается государство. Кант Разработал философскую основу теории правового государства, центральное место в которой занимает человек и личность. Маркс рассматривал государство и право исходя из классовой сущности и по его теории государство исечзнет вместе с исчезновенем классов в результате диктатуры пролетариата. Его идея сводилась к тому, что свобода состоит в том, чтобы претворить государство из органа, стоящего надобществом, в орган, ему подчиняющийся. Большинство теорий сходится в одном – в правовом гос-ве законодатель так же подзаконен, как и гражданин. В русской политико-правовой мысли идеи правового государства были озвучены в трудах Шершеневича (господство права в управлении), Гессена и Котляревского. Вопрос 46. Правотворчество: понятие, виды и стадии.

Несмотря на различие в подходах к пониманию правотворчеству это всегда деятельность управомоченных органов по разработке, переработке и изданию определенных нормативных актов. Правотворчество — одно из основных звеньев механизма правового регулирования общественных отношений. Их известная многоплановость предопределяет структурное содержание правотворческого процесса, которым складывается из двух частей. Первая — включает в себя организационные вопросы правотворчества, не связанные с юридически значимыми действиями (подготовка проекта нормативного акта, его обсуждение и соответствующей государственной или общественной организации, трудовом коллективе и т.д.); вторая — в своей основе опирается на правовые начала, а точкой отсчета ее функционирования служит реше­ние о подготовке проекта нормативного акта.

Обе эти части неразрывно связаны между собой и в общем контекс­те представляют целостную процедуру по подготовке, официальному обсуждению, принятию и опубликованию правового документа. Соот­ветственно этому в процессе правотворчества выделяют две основные стадии. Первая — предусматривает предварительное формирование го­сударственной воли при составлении проекта нормативного акта. Все действия на этой стадии носят подготовительный характер и не порож­дают правовых последствий. Официальное закрепление государствен­ной воли в нормах права — вторая стадия, которая превращает проект нормативного акта в правовой акт, имеющий общеобязательный ха­рактер.

Внутри этих стадий осуществляются различные процедурные опе­рации формирования нормативных актов в зависимости от их юридической значимости в правотворческой иерархии. Система органов государственной власти и управления, составляющих ее сердцевину, об­разует юридическую субординацию издаваемых актов. Правотворческий процесс основывается на определенных принци­пах, к числу которых можно отнести следующие: демократизм и глас­ность правотворчества; профессионализм; законность; научный харак­тер; связь с правоприменительной практикой.

1. Демократизм и гласность правотворчества.Суть принципа за­ключается в процедуре разработки и принятия нормативного акта правотворческим органом. Большая роль при этом отводится привлече­нию граждан, трудовых коллективов к правотворческой деятельности, гласности ее осуществления, что выступает своеобразной гарантией от келейности и бюрократизма в реализации такой важнейшей государственной функции. Распространена практика всенародного обсуждения законопроектов при помощи средств массовой информации: печати, радио, телевидения. Поступившие при обсуждении проекта замечания и предложения анализируются правотворческим органом, после чего в подготавливаемый акт вносятся соответствующие изменения. Но выс­шим проявлением демократизма правотворчества является рефе­рендум.

Во-первых, необходимо долгосрочное и краткосрочное плани­рование законоподготовительных работ; во-вторых, нужны единые правила разработки и оформления проектов законов и подзаконных актов в виде специального закона; в-третьих, требуется независи­мая научная экспертиза вносимых на рассмотрение парламента зако­нопроектов. Ее мог бы проводить научно-консультационный совет по законодательству при высшем органе законодательной власти; в-чет­вертых, необходимо провести юридический всеобуч парламентариев правилам законодательной работы.

4. Научный характер правотворчества и его связь с правоприме­нительной практикой.Главные требования этого принципа сводятся к тому, что законопроект готовится не просто сам по себе, произвольно, а при тщательном анализе социально-экономической ситуации в стра­не, политической обстановки, потребностей правового регулирования тех или иных сторон общественной жизни, целесообразности подобно­го регламентирования и т.д.

Для выявления этих параметров используются различные социаль­но-правовые эксперименты, социологические опросы, анкетирование и т.д. Только с учетом указанных факторов принятые правовые пред­писания будут обоснованными и эффективными.

Существенное влияние на научный характер правотворчества ока­зывает планирование законодательных работ.

Вместе с тем без связи с правоприменителем законодательный орган не будет знать результата своего труда, не сможет судить об эффективности принятых правовых решений, корректировать свою ра­боту. Правоприменительная практика, как лакмусовая бумага, выявля­ет все недостатки и просчеты законодателя, раскрывает правотворчес­кие потребности.

Виды правотворчества чаще всего определяются в зависимости от субъектов, осуществляющих эту деятельность. В этой связи вы­деляются следующие виды правотворчества.

Правотворчество государственных органов.Основная масса нормативных актов принимается в рамках именно этого вида пра­вотворческой деятельности (законы, акты президента, акты пра­вительства и т.д. вплоть до внутренних актов, принимаемых ад­министрацией государственных предприятий и учреждений).

Референдум (всенародное голосование).Врамках Российской Федерации таким образом была принята 12 декабря 1993 г. ныне действующая Конституция. Этот вид правотворчества встречается относительно редко и прежде всего в связи со сложностью органи­зации референдума, требующего значительных материальных и иных затрат.

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 25 ; Нарушение авторских прав

Все нормативные правовые акты имеют определенные временные, территориальные ограничения (пределы), а также распространяются на определенный круг лиц (субъектов права).

По общему правилу нормативные правовые акты применяются к отношениям, имевшим место в период от введения нормативного акта в действие до утраты им силы.

Говоря о пределах действия нормативного акта во времени, имеют в виду три существенных обстоятельства: 1) момент вступления его в законную силу; 2) прекращение его действия и 3) применение установленных нормативным актом юридических норм к отношениям, возникшим до его вступления в законную силу (так называемая обратная сила закона).

В Российской Федерации нормативные правовые акты вступают в силу одним из следующих способов:

  • - в результате указания в тексте нормативного акта на календарную дату, с которой юридический документ вступает в силу;
  • - указания на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление в законную силу документа (например: "с момента подписания", "с момента опубликования" и т.д.);
  • - применения общих правил, если юридический документ не содержит указания на срок вступления в силу.

По этим общим правилам законы, другие нормативные правовые акты высших представительных органов вступают в силу на всей территории РФ одновременно по истечении 10 дней со дня их официального опубликования. Нормативные правовые акты Президента РФ вступают в силу на всей территории России одновременно но истечении семи дней после их официального опубликования, а акты Правительства РФ - со дня их подписания.

Акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу с момента опубликования и, как и иные нормативные правовые акты, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ (в этом заключается предпосылка их законности).

Порядок вступления в силу нормативных правовых актов субъектов РФ, нормативных актов муниципальных органов определяется ими самостоятельно.

Прекращение действия нормативного акта происходит в результате:

  • - истечения срока, на который был принят юридический документ;
  • - объявления об утрате юридической силы нормативного акта (прямое указание на отмену, которое может содержаться в акте более высокой юридической силы или в акте того же уровня);
  • - принятия управомоченным органом нового юридического нормативного документа равной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг общественных отношений;
  • - устаревания юридического документа в связи с исчезновением обстоятельств, которые подлежали регулированию (например, утратили свою актуальность и потому прекратили свое действие нормативные акты, регламентирующие правовой статус советов народных депутатов в связи с исчезновением этих органов власти на территории России).

Вопрос о действии нормативных актов во времени имеет еще два аспекта.

Во-первых, нормативный правовой акт, устанавливающий или отягчающий ответственность, не имеет обратной силы. Нормативный документ действует только в отношении тех обстоятельств и случаев, которые возникли после введения его в действие. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый нормативный правовой акт.

Во-вторых, нормативный правовой акт может утратить силу, но отдельные его положения, нормы права могут применяться к фактам, имевшим место во время его действия (так называемое переживание закона). Это относится и к регулированию длящихся правоотношений.

Действие нормативных правовых актов в пространстве означает, что нормативный акт применяется на той территории, па которую распространяется суверенитет государства или компетенция соответствующих органов. Поэтому акты федеральных органов распространяются на всю территорию РФ, акты субъектов РФ - на территорию этих государственных образований, акты муниципальных органов - на территорию соответствующих административных единиц.

К территории, ограниченной границами государства, относятся: суша, в том числе недра и континентальный шельф, территориальные воды (12 морских миль), воздушное пространство.

К территории государства приравниваются морские, речные и воздушные суда, находящиеся под флагом государства. По правилам международного права военные суда приравниваются к территории государства без исключений, а гражданские морские и воздушные суда - в водах и воздушном пространстве своего государства и открытом море и воздушном пространстве.

Действие нормативных правовых актов по кругу лиц обусловлено следующим обстоятельством: все граждане, лица без гражданства, иностранцы и юридические лица, пребывающие на территории государства, находятся в сфере действия законодательства данного государства. Юридическая наука и практика знают принцип экстерриториальности. Это юридическая фикция. Согласно этому принципу определенные части территории государства - здания иностранных посольств, миссий или их средства транспорта, а также дипломатические представители иностранных государств - признаются находящимися не на территории государства, где они реально пребывают, а на территории того государства, чье посольство помещается в данном здании или чьими представителями они являются. На началах взаимности территория посольств в иностранных государствах считается территорией соответствующего государства. Какие бы то ни было посягательства на здания посольств приравниваются к посягательствам на территорию государства и рассматриваются как факт нарушения международного права.

План лекции

1.Пределы действия нормативных правовых актов

2.Действие нормативных правовых актов по предмету

3. Действие нормативных правовых актов во времени

4. Действие нормативных правовых актов в пространстве

5. Действие нормативных правовых актов по кругу лиц

1.Пределы действия нормативных правовых актов

Нормативные правовые акты издаются правотворческими органами для того, чтобы породить определенные юридические последствия. Их целью является урегулировать общественные отношения, придать им устойчивость, организованность. Выполнение этого предназначения возможно в тех случаях, если нормативный правовой акт обладает определенными юридическими качествами, обеспечивающими его юридическую силу и правовую обязательность. Порождение правовых последствий, на которые был рассчитан нормативный правовой акт связано с установлением определенных границ его действия. Установление таких пределов позволяет определить: на какие общественные отношения акт распространяет свою силу, с какого времени он начинает свое действие, на какую территорию распространяется и каких категорий субъектов касается.

Пределы действия нормативных правовых актов – это определенные временные, предметные, территориальные ограничения их существования и действия, а также их применимость к определенным категориям субъектов права.

Призванные регулировать общественные отношения правовые нормы содержатся в нормативных правовых актах, т.е. в официальных документах. Именно нормативные правовые акты, являясь внешней формой права, определяют: какие общественные отношения регулируют конкретные нормы права, когда они начинают действовать и на какую территорию распространяются, а также какую категорию лиц их действие затрагивает. Установление пределов действия правовых норм имеет важное значение для правильной их реализации в процессе правоприменительной практики. Пределы действия нормативного правового акта устанавливаются по четырем критериям: предмету, времени, пространству и кругу лиц и, как правило, специально урегулированы с помощью особых норм (оперативных, коллизионных, правотворческих, иерархических).

Установить пределы действия нормативного правового акта – это значит определить:

– на какие общественные отношения распространяются положения акта (действие по предмету);

– с какого времени акт вступает в силу и на какой период это действие сохраняется (действие во времени);

– на какую территорию он распространяется (действие в пространстве);

– каких категорий субъектов он касается (действие по кругу лиц).

Установление пределов действия нормативных правовых актов имеет важное практическое значение и является необходимым условием обеспечения эффективности механизма правового регулирования. Осуществление прав, свобод и обязанностей субъектов права, удовлетворение их жизненных потребностей и интересов во всех сферах общественной жизни напрямую связаны с установлением в законодательстве и практической реализацией пределов действия нормативных правовых актов.

2.Действие нормативных правовых актов по предмету

Действие нормативных правовых актов по предметусвязано с определением той сферы жизни человека, где требуется установление правового регулирования. Как известно, правом регулируются наиболее важные общественные отношения, затрагивающие существенные интересы общества и государства, поддающиеся юридической регламентации. Однако общественные отношения между людьми весьма многообразны и не все они могут эффективно регулироваться с помощью права. Имеются такие сферы жизни, где регулирование с помощью права просто нецелесообразно. Определение предмета правового регулирования не простой вопрос, связанный с установлением меры допустимого вмешательства норм права в социальную жизнь людей.

Таким образом, следует отметить, что пределы действия нормативного правового акта по предмету определяются тем, на какой круг общественных отношений распространяются правовые нормы, содержащиеся в данном акте.

3.Действие нормативных правовых актов во времени

Действие нормативных правовых актов во времени имеет большое практическое значение, так как от него зависит, какой закон – старый или новый – будет применяться к конкретным правоотношениям.

Законодательством Республики Беларусь определены следующие принципы действия нормативных правовых актов во времени:

– противоправность и наказуемость деяния определяются законом, действовавшим во время совершения этого деяния;

– закон, устраняющий наказуемость деяния, смягчающий наказание или иным способом улучшающий положение лица, совершившего правонарушение, имеет обратную силу;

– закон, устанавливающий наказуемость деяния, усиливающий наказание или иным способом ухудшающий положение лица, совершившего правонарушение, обратной силы не имеет.

Для определения календарного срока действия закона необходимо учитывать следующие три обстоятельства:

– дату вступления закона в силу;

– дату прекращения действия закона;

– время, на которое действие нормы приостанавливается.

Определение времени начала действия нормативных правовых актов связано с их официальным опубликованием.

В Республике Беларусь возможны следующие варианты вступления в силу нормативных правовых актов: по истечении 10 дней со дня их официального опубликования; с момента принятия; с конкретной даты; со дня опубликования; со дня включения в Национальный реестр правовых актов; со дня государственной регистрации; с момента подписания; со дня ратификации; со дня фактического получения акта исполнителями; с возникновением определенных обстоятельств (стихийное бедствие, военные действия и т.д.). Наиболее целесообразным вариантом определения времени вступления нормативного акта в силу является тот, при котором устанавливается время, отведенное на ознакомление людей с содержанием данного акта. Согласно законодательству Республики Беларусь, нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования.

Так, согласно ст. 104 Конституции Республики Беларусь, законы и декреты Президента подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через десять дней после их опубликования, если в самом законе не установлен иной срок.

Указы Президента и постановления Совета Министров Республики Беларусь вступают в силу с момента включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если в самом акте не указан иной срок.

Некоторые нормативные правовые акты (например, постановления палат Парламента) могут действовать с момента их принятия или подписания.

Нормативный правовой акт действует бессрочно, если в его тексте не оговорено иное.

Нормативные правовые акты утрачивают силу при следующих обстоятельствах:

– истечение срока, если нормативный правовой акт издан на определенный срок;

– прямая отмена данного акта другим актом, изданным позднее компетентным органом;

– фактическая отмена (замена), когда компетентным органом издан новый нормативный правовой акт, установивший по данному вопросу новые правила; в этом случае ранее действовавшие акты утрачивают силу со дня введения в действие нового акта (это не лучший вариант – может быть путаница);

– изменение обстоятельств, на которые был рассчитан акт;

– признание акта неконституционным;

– отмена акта в случае его несоответствия действующему законодательству (ст. 122 Конституции Республики Беларусь).

С действием нормативных правовых актов во времени связаны такие понятия, как обратная сила закона и его переживание.

Обратная сила (ретроактивность) закона – это распространение действия нормативного правового акта на те отношения, которые возникли до его вступления в силу. Действие положений нового акта при этом обращено в прошлое. При обратном действии новый закон распространяется на уже осуществленные при старом законе права и обязанности. Под обратной силой закона надо понимать такое его действие на правоотношения, при котором новый закон предполагается существовавшим в момент возникновения правоотношений. Отсюда вытекает, что последствия, которые были законно произведены при старом законе, признаются неправильными и подлежат изменению в соответствии с нормами нового закона.

Обратная сила нового нормативного правового акта по юридическим особенностям зависит от степени завершенности правовых последствий, наступивших в соответствии с прежним актом. По этому признаку обратная сила закона подразделяется на простую и ревизионную.

При простой обратной силе действие нового акта распространяется на отношения, возникшие до его вступления в силу, но не породившие окончательных юридических последствий в части их реализации (например, до судебного решения).

При ревизионной обратной силе новый акт распространяется на факты, по которым окончательные юридические последствия наступили (например, приговор суда по уголовному делу состоялся и приведен в исполнение).

При прямом действии новый закон регулирует отношения существующие (т.е. те отношения, которые произойдут в день вступления закона в силу) и будущие, а все, что было осуществлено по старому закону, до этого момента не изменяется.

4.Действие нормативных правовых актов в пространстве

Действие нормативных правовых актов в пространстве – означает определение территории государства, на которой его нормы подлежат обязательному исполнению.

Пространственное действие нормативных правовых актов связано с понятием территории государства в соответствии с международным правом. В состав территории входят следующие объекты:

– сухопутное пространство в пределах государственных границ;

– недра земли в пределах государственных границ;

– воздушное пространство в пределах государственных границ;

– внутренние и территориальные воды;

– военные суда под флагом соответствующего государства;

– гражданские суда под флагом государства в открытом море и международном воздушном пространстве;

– территория посольств, миссий, консульств, находящихся за рубежом;

– космические корабли и станции со знаком государства, зарегистрировавшего объект.

Нормативные правовые акты высших и центральных органов государства, как правило, распространяют свое действие на всю государственную территорию (законы, декреты и указы Президента, постановления Правительства, акты министерств и других республиканских органов государственного управления). Однако данными органами могут применяться и нормативные правовые акты, действующие на определенной части государства.

Нормативные правовые акты местных органов власти действуют в пределах той территории, на которую распространяются властные полномочия их органов, т.е. в пределах административно-территориальных единиц (область, район, город).

Некоторые нормативные правовые акты действуют на части территории государства, ограниченной пространственными рамками. Например, отдельные акты действуют только на территории, находящейся под радиационным контролем в связи с последствиями аварии на Чернобыльской АЭС.

Из общего правила действия нормативных правовых актов в пространстве существуют исключения – случаи экстерриториального действия закона, которые проявляются главным образом в отношениях с иностранными гражданами и организациями. Суть экстерриториальности состоит в возможности применения законодательства одной страны к действиям, совершенным на территории другой страны.

5. Действие нормативных правовых актов по кругу лиц

Действие нормативных правовых актов по кругу лиц – означает их применимость к определенным категориям субъектов права, т.е. речь идет об определении того круга лиц, на который распространяется юридическая сила нормативных правовых актов.

По общему правилу нормативные правовые акты, действующие в государстве, обязательны для всех субъектов (физических лиц, государственных органов, учреждений и организаций, предприятий, хозяйственных обществ, общественных организаций и др.), находящихся на территории государства. Однако из данного правила имеются исключения. Например, под действие норм избирательного права не попадают определенные категории лиц: несовершеннолетние граждане, иностранные граждане и лица без гражданства, недееспособные, отбывающие наказание в виде лишения свободы и некоторые другие категории физических лиц.

Помимо актов общего действия существуют нормативные правовые акты специального действия, распространяющиеся только на определенные категории физических лиц, органов, организаций (например, сотрудников определенных ведомств, военнослужащих, пенсионеров, инвалидов и т.д.).

Другие особенности действия нормативных правовых актов проявляются в отношениях с иностранными гражданами. Так, например, некоторые категории иностранных граждан (дипломатические работники) пользуются полным или частичным дипломатическим иммунитетом от юрисдикции страны пребывания. Они обладают личной неприкосновенностью, не подлежат аресту или задержанию, к ним не могут быть применены иные формы государственного принуждения. В случае совершения такими лицами уголовного или административного правонарушения вопрос об их ответственности разрешается дипломатическим путем.

Контрольные вопросы к лекции (тема № 13)

1.Понятие предела действия нормативного правового акта

2. Действие нормативного правового акта во времени

3.Действие нормативного правового акта по предмету

4.Прямое и обратное действие закона

6. Действие нормативного правового акта по кругу лиц

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.