Правовой статус физических лиц шпора

ПРАВОВОЙ СТАТУС ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ПРАВОСПОСОБНОСТЬ, ДЕЕСПОСОБНОСТЬ И МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА.

Правоспособность - это потенциальная способность субъекта иметь права и нести обязанности. Она присуща любому человеку и не зависит от состояния его психического и физического здоровья.

У физического лица правоспособность возникает с момента его рождения и прекращается смертью или объявления его умершим на основании решения компетентного органа.

Содержание правоспособности образуют права и обязанности, которыми обладает физическое лицо по законодательству конкретного государства (гражданскому, семейному, трудовому, процессуальному).

Правоспособность физического лица определяется его личным законом.

Поскольку иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, то они пользуются в России правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом.

В России физические лица имеют право владеть имуществом на праве собственности, наследовать и завещать имущество, создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими физическими и юридическими лицами, совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах, иметь права авторов результатов интеллектуальной деятельности, иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

Дееспособность – способность субъекта своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя обязанности и исполнять их. В рамках дееспособности выделяют сделкоспособность и деликтоспособность. Сделкоспособность – способность физического лица самостоятельно совершать юридические акты (заключать гражданско-правовые и трудовые договоры, совершать процессуальные действия и т.п.). Деликтоспособность – способность самостоятельно нести юридическую ответственность за свои правонарушения.

Дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия и прекращается со смертью гражданина, объявлением его умершим либо недееспособным на основании решения компетентного органа. Законы разных государств не всегда одинаково определяют возраст гражданского совершеннолетия. Например, в Бельгии, Великобритании, Венгрии, Польше, России, Франции совершеннолетие наступает по достижении 18 лет, а в Швейцарии, Дании и Японии – 20 лет. Более того, в праве разных государств существуют расхождения при определении содержания дееспособности в зависимости от возраста физического лица.

Именно поэтому дееспособность физического лица определяется его личным законом. Из этого общего правила есть исключения.

Первые три исключения касаются гражданской дееспособности:

1. если физическое лицо не обладает гражданской дееспособностью по своему личному закону, но является дееспособным по праву места совершения сделки, оно не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона знала или заведомо должна была знать об отсутствии дееспособности (п. 2 ст. 1197 ГК РФ);

2. способность лица к составлению и отмене завещания определяются по праву страны, где завещатель имел место жительства в момент составления такого завещания или акта (п. 2 ст. 1224 ГК РФ);

3. способность лица нести ответственность за причиненный вред определяется по праву, подлежащему применению к обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда.

4.Лицо, не являющееся на основе личного закона процессуально дееспособным, может быть на территории РФ признано процессуально дееспособным, если оно в соответствии с российским правом обладает процессуальной дееспособностью.

Непосредственно с дееспособностью связаны такие правовые институты, как ограничение дееспособности и признание лица недееспособным.

Законодательство большинства государств предусматривает возможность признания физического лица ограниченно дееспособным или полностью недееспособным. Однако основания для этого, порядок и последствия такого признания различаются. Например, по российскому праву основанием для ограничения дееспособности является злоупотребление гражданином спиртными напитками или наркотическими средствами, повлекшее тяжелое материальное положение для его семьи (ст. 30 ГК РФ), а во Франции -расточительство, наличие физических недостатков.

Поскольку признание физического лица ограниченно дееспособным или полностью недееспособным непосредственно связано с процессуальными вопросами, то такое признание подчиняется закону суда.

Место жительства – место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

С этой категорией непосредственно связаны вопросы о признании физического лица безвестно отсутствующим либо объявлении его умершим. Однако не во всех государствах существуют такие институты, поэтому решение российского суда может быть исполнено только в тех странах, где имеют место данные институты и допускается исполнение решений иностранных судов, в т.ч. российских.

В связи с этим сама возможность признания физического лица безвестно отсутствующим либо объявления его умершим определяется его личным законом. Но их основания, порядок и правовые последствия, а также основания и последствия отмены такого решения в случае явки или обнаружения места пребывания лица определяются по закону страны суда.

Физическое лицо приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем. В силу различия в культурах разных народов, в их традициях и правовых системах вопросы о содержании имени, достаточном для идентификации физического лица, о порядке его использования, о возможности его изменения, а также о возможности использования вымышленного имени, решаются неодинаково в разных государствах. Именно поэтому ст. 1198 ГК РФ предписывает:

Права физического лица на имя, его использование и защиту определяются его личным законом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или другими законами.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Физическое лицо – это гражданин Российской Федерации, иностранного государства либо лицо без гражданства, наделённое правами и обязанностями в силу самого факта существования.

Иными словами, физическое лицо - это человек, который выступает в качестве субъекта правоотношений.

В силу рождения он обладает правоспособностью, в силу возраста и субъективных качеств – дееспособностью.

Физическое лицо как субъект гражданского права

Физическое лицо как участник гражданских правоотношений обладает рядом признаков и свойств, которые индивидуализируют его и влияют на его правовое положение. К таким признакам и свойствам относятся: имя, возраст, гражданство, семейное положение, пол.

Правовой статус

В целом физическое лицо может обладать различными правовыми статусами, иногда несколькими сразу, такими как лицо без гражданства, гражданин, иностранец, беженец.

Правоспособность физических лиц

Гражданская правоспособность — это способность иметь гражданские права и нести обязанности.

Правоспособность гражданина возникает в момент рождения и прекращается в момент наступления смерти.

Объем правоспособности у всех граждан одинаков.

Каждый из граждан может иметь те же самые права, что и любой другой (общая правоспособность).

Примерный перечень гражданских прав, которые могут принадлежать отдельным гражданам, содержится в Гражданском кодексе РФ.

Так, граждане могут:

иметь имущество на праве собственности;

наследовать и завещать имущество;

заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью;

создавать юридические лица;

совершать любые не противоречащие закону сделки;

избирать место жительства;

иметь права автора произведений науки, литературы и искусства;

иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

Дееспособность физических лиц

Чтобы быть полноправным участником гражданско-правовых отношений, гражданин должен обладать дееспособностью.

Дееспособность — это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.

Возможность совершения действий, в результате которых у гражданина возникают или прекращаются определенные права или обязанности, зависит как от возраста гражданина, так и от состояния его здоровья, в результате чего в отличие от правоспособности дееспособность отдельных граждан может оказаться неодинаковой.

По объему дееспособности граждане подразделяются на четыре группы:

Полностью дееспособные граждане — это граждане, достигшие 18 лет (совершеннолетние граждане).

Частично дееспособными принято называть граждан, не достигших 18 лет, т. е. несовершеннолетних.

Несовершеннолетние своими действиями, т. е. самостоятельно, могут приобретать не все, а только определенный круг гражданских прав.

Другие же права они вправе приобретать только с согласия родителей, усыновителей или попечителей или же только через сделки, совершаемые от их имени родителями, усыновителями или опекунами.

Ограничение дееспособности граждан не допускается, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. Одним из таких случаев является ограничение судом дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами.

В случае ограничения дееспособности гражданина над ним устанавливается попечительство, и он может совершать сделки по распоряжению имуществом, а также получать заработную плату, пенсию или иные виды доходов и распоряжаться ими лишь с согласия попечителя, в противном случае сделка может быть признана судом недействительной.

Однако такой гражданин самостоятельно несет имущественную ответственность по совершенным им сделкам и за причиненный им вред.

Недееспособными по решению суда признаются граждане, которые вследствие психического расстройства не могут понимать значения своих действий или руководить ими.

Оценку здоровья гражданина даёт не суд, а судебно-психиатрическая экспертиза.

Но признать гражданина недееспособным вправе только суд. над гражданином, признанным недееспособным, устанавливается опека.

Признание гражданина недееспособным означает, что он не вправе своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности.

От имени недееспособного сделки совершает его опекун.

Ответственность за вред, причиненный гражданином, признанным недееспособным несет его опекун или организация, обязанная осуществлять за ним надзор.

Ответственность физических лиц

Физическое лицо можно привлечь к административной, гражданско-правовой, дисциплинарной и уголовной ответственности.

Субъектами гражданских правоотношений являются физические лица, юридические лица и особые субъекты -

Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования. Правовой статус каждого из них устанавливается подразд. 2 разд. I ГК РФ, именуемым "Лица".

Физические лица - это как российские граждане, так и иностранные граждане, а также лица без гражданства. Их правовое положение не равнозначно, например, п. 3 ст. 15 ЗК РФ ограничивает иностранных граждан и лиц без гражданства в правовых возможностях обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях.

Гражданско-правовой характеристикой статуса физических лиц является правоспособность и дееспособность.

Правоспособность возникает в момент его рождения и прекращается смертью. Закрепление правоспособности за каждым гражданином в равной степени является наиболее ярким выражением принципа равенства в гражданском праве. Согласно ст. 17 ГК РФ правоспособностью граждан признается способность иметь гражданские права и нести обязанности. Содержание правоспособности раскрывается через следующие правомочия граждан:

  • o способность иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество;
  • o заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью;
  • o создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами;
  • o совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства;
  • o иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности;
  • o иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

Законом установлен принцип недопустимости лишения и ограничения правоспособности гражданина (ст. 22 ГК РФ), согласно которому никто не может быть ограничен в правоспособности иначе, как в случаях и порядке, установленных законом. Полный или частичный отказ гражданина от собственной правоспособности или другие сделки, направленные на такой отказ, ничтожны, за исключением случаев, когда такие сделки допускаются законом.

Для того чтобы осуществлять свои права и обязанности, гражданам от рождения присваивается имя.

Вторым определяющим моментом правового статуса гражданина (после имени) является его место жительства. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (ст. 20 ГК РФ). Статья 2 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" называет местом жительства жилой дом, квартиру, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.

Дееспособность гражданина - это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.

В отличие от правоспособности, дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста. В зависимости от возраста и состояния здоровья, закон различает недееспособных, ограниченно дееспособных, частично дееспособных и полностью дееспособных граждан.

К недееспособным относятся несовершеннолетние граждане в возрасте от момента рождения и до шести лет (их интересы представляют родители или социальное учреждение), а также граждане, признанные судом недееспособными (над ними устанавливается опека). От имени гражданина, признанного недееспособным, сделки совершает его опекун. Если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным, отпали, суд признает его дееспособным. На основании решения суда отменяется установленная над ним опека.

Ограниченно дееспособными являются граждане, которые были ограничены судом в дееспособности из-за злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, ставящие свою семью в тяжелое материальное положение. Над ним устанавливается попечительство. Такие граждане вправе самостоятельно совершать лишь мелкие бытовые сделки. Совершать другие сделки, а также получать заработок, пенсию и иные доходы и распоряжаться ими ограниченно дееспособные могут лишь с согласия попечителя. Однако в отличие от недееспособных граждан такой гражданин самостоятельно несет имущественную ответственность по совершенным им сделкам и за причиненный им вред. Если основания, в силу которых гражданин был ограничен в дееспособности, отпали, суд отменяет ограничение его дееспособности. На основании решения суда отменяется установленное над гражданином попечительство.

Частично дееспособными признаются несовершеннолетние в возрасте от 6 до 18 лет. Однако в этой группе следует различать малолетних граждан (от 6 до 14 лет) и несовершеннолетних (от 14 до 18 лет).

За малолетних и от их имени сделки совершают только их родители, усыновители или опекуны. Однако малолетние могут самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки; сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации; сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения. Имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе по сделкам, совершенным им самостоятельно, несут его родители, усыновители или опекуны, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине. Эти лица в соответствии с законом также отвечают за вред, причиненный малолетними.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя. Сделка, совершенная таким несовершеннолетним, действительна также при ее последующем письменном одобрении его родителями, усыновителями или попечителем.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя: распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами; осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности; в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими; совершать сделки, которые могут совершать малолетние.

Полностью дееспособные граждане - совершеннолетние или эмансипированные граждане, достигшие 16 лет.

Согласно ст. 27 ГК РФ несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает но трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда.

В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения 18 лет, гражданин, не достигший такого возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения 18 лет. При признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом.

К категории физических лиц относятся также индивидуальные предприниматели, они обладают особыми правами и обязанностями. В частности, такие особенности распространяются на случаи несостоятельности (банкротства) индивидуального предпринимателя. Согласно ст. 25 ГК РФ, индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению суда. С момента вынесения такого решения утрачивает силу его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя. Основанием для признания индивидуального предпринимателя банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 214 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").

Юридическим лицом признается зарегистрированная организация, отличающаяся имущественной обособленностью. Организация может быть признана юридическим лицом, только если она на законном праве владеет, пользуется и распоряжается имуществом. Такое имущество может быть у юридического лица как на праве собственности, так и на ином праве, например в хозяйственном ведении или оперативном управлении.

Для этого юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Такое право может быть закреплено как непосредственно за юридическим лицом, так и за его учредителями или участниками.

К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения.

К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Важным признаком юридического лица помимо имущественной обособленности является наименование. Наименование и место нахождения юридического лица являются средствами его индивидуализации и потом>' указываются в учредительных документах. Согласно ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание па характер деятельности юридического лица.

Коммерческие организации должны иметь фирменное наименование. Место нахождения юридического лица имеет немаловажное значение. Оно определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из реестра (п. 3 ст. 49 ГК РФ). Следовательно, приобретать права и нести обязанности юридическое лицо может только после регистрации, а точнее, юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц (и. 2 ст. 51 ГК РФ). В противном случае (отсутствие записи о создании организации в реестре) сделки, совершенные организацией, не прошедшей регистрации, не могут порождать права и обязанности, они ничтожны, а документы, составленные несуществующими организациями, не могут носить достоверный и законный характер.

Неотъемлемым признаком юридических лиц является самостоятельная юридическая ответственность. Это значит, что юридические лица самостоятельно отвечают имуществом, принадлежащим им на законных правах, по своим обязательствам.

Следующим признаком назовем организационное единство, которое должно быть присуще юридическому лицу. Согласно п. 1 ст. 53 ГК РФ юридическое .лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. В зависимости от состава различают единоличные и коллегиальные органы юридического лица. Данный признак подразумевает наличие иерархичности в организации, определенного порядка управления, структурных подразделений, отделов, подчиняющихся органам управления и высшим органам власти в организации. Юридические лица могут самостоятельно выступать в суде в качестве истца и ответчика.

Некоторые юридические лица осуществляют деятельность исключительно после получения разрешений (лицензий). Правовое регулирование таких видов деятельности осуществляется на основе Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".

Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками). В них обязательно должно быть отражено наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

По смыслу действующего российского гражданского законодательства все юридические лица в зависимости от цели деятельности разделяются на коммерческие и некоммерческие организации.

К коммерческим относятся организации, имеющие в качестве основной цели своей деятельности получение прибыли (п. 1 ст. 50 ГК РФ), а именно: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Полученную прибыль они в дальнейшем тем или иным способом распределяют между своими участниками (учредителями). Ни в каких иных организационно-правовых формах, кроме названных, коммерческие организации создаваться не могут (п. 2 ст. 50 ГК РФ).

Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. К таким организациям относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), учреждения, фонды и другие прямо предусмотренные законом виды юридических лиц (например, торгово-промышленные палаты и некоммерческие партнерства). ГК РФ не содержит исчерпывающего перечня некоммерческих организаций, но предусматривает возможность их появления только в формах, установленных законом.

1. Административно-правовой статус граждан. Основные права и обязанности граждан в государственном управлении.

2. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.

3. Особенности административно-правового статуса беженцев.

Граждане – это наибольшая группа субъектов административно-правовых отношений. Конституция предоставляет преимущество интересам, правам и свободам граждан перед интересами, правами и свободами других участников правовых отношений, исходя из приоритета общечеловеческих ценностей. Человек, его жизнь, здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются наивысшей социальной ценностью. Граждане являются равными перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии и других признаков. Равноправие граждан обеспечивается во всех отраслях экономической, политической, социальной и культурной жизни.

Правовой статус гражданина включает в себя:

1) основные права (или права и свободы человека и гражданина);

2) комплекс прав и обязанностей, закрепленных в Конституции, нормами разных отраслей права, в том числе административно-правовыми нормами;

3) гарантии реализации этих прав и обязанностей, а также механизм их охраны государством.

К основным правам (кроме неотъемлемых: на жизнь, здоровье, честь, достоинство и т.д.) можно отнести: свободу слова, миграции, собственности, пользования средствами транспорта, политические права и др. Комплекс прав и обязанностей в разных отраслях исполнительной деятельности составляют права на предпринимательство и создание предприятий, на землю, на образование, на пользование достижениями культуры и т.д.Гарантии реализации этих прав и обязанностей, а также механизм обеспечения их государством находит свое отображение в Конституции и законодательных актах.

Административно-правовой статус граждан обуславливается объемом и характером его административнойправосубъектности, которую составляют административная правоспособность и административная дееспособность. Основой административно-правового статуса гражданинаявляется его административная правоспособность, т.е. способность иметь права и исполнять обязанности административно-правового характера. Она возникает с момента рождения и прекращается с его смерть. Объем устанавливается и изменяется с помощью административно-правовых норм. Административная правоспособность не может быть отчуждена. Только на основании приговора или постановления суда правоспособность может быть ограничена при совершении преступления или административного правонарушения.

Административная дееспособность – это признанная законом возможность граждан своими действиями приобретать и реализовывать права и исполнять обязанности административно-правового характера (полная – 18, неполная – 16, административная дееспособность может возникать и до достижения 16 лет – право на труд).

По своему содержанию права граждан в сфере государственного управления можно разделить на три группы:

1) на участие в государственном управлении и социально-политическую активность: право на государственную службу, внесение предложений, получение необходимой информации и документов в установленной форме, проведение митингов, демонстраций, создание общественных объединений или вхождение в них и т.д.;

2) на получение помощи от соответствующих компетентных организаций: право на медицинскую, санитарно-эпидемиологическую помощь, бесплатное пользование благами (библиотеками, парками и т.д.), пользование транспортом, получение услуг и т.д.;

3) на права, которые защищаются: в административном порядке (административная жалоба, административное производство), судебномпорядке (жалоба, иск, заявление), непосредственногражданином (необходимая оборона).

Взаимодействуя с органами исполнительной власти, граждане реализуют прежде всего права: на участие в управлении, на объединение, на проведение митингов, на индивидуальные и коллективные обращения к государственным органам, на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов (должностных лиц) и т.д.

Также, права граждан можно классифицировать на три вида: личные, политические и социально-экономические.

Личные права и свободы гражданина — это возможности удовлетворения их личных потребностей. К личным правам относятся: право на уважение достоинства, право на свободу и личную неприкосновенность, свободу передвижения, право свободного выбора местожительства, право свободно покидать территорию ы; право на тайну переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой корреспонденции; право на опровержение недостоверной информации о себе и членах своей семьи и тому подобное.

Политические права и свободы граждан выражаются в их возможностях реализовать свои волеизъявления по объединению в политические партии, проведению сборов, митингов и демонстраций, о чем заблаговременно извещаются органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, и другие права и свободы.

Социально-экономические права граждан также становятся возможными в связи с использованием норм административного права. Это обеспечение возможности занятия предпринимательской деятельностью, реализации права на труд, отдых, социальную защиту, достаточный жизненный уровень, образование и здоровье.

В административно-правовой статус также входят обязанности граждан.Обязанности граждан в сфере государственного управления можно разделить на две группы:

1) абсолютныеобязанности, которые не зависят от конкретных обстоятельств и вытекают из норм Основного закона и законодательных актов государства. К ним относятся обязанности: соблюдать Конституцию, законы, государственную дисциплину; охранять интересы государства, содействовать укреплению его могущества и авторитета; защищать Родину; охранять природные богатства; платить налоги и т.д.

2) относительныеобязанности, которые возникают из правомерных, а иногда и из неправомерных действий, направленных на приобретение прав или их сохранение. Такие обязанности не являются постоянными – права абитуриента, читателя библиотеки и др. К обязанностям граждан относятся и такие, которые возникают в связи с правонарушениями (например, оплатить штраф, возместить убытки).

Конкретный объем обязанностей регулируется многочисленными нормативными актами административно-правового характера, в том числе уставами, положениями, служебными характеристиками.

Неисполнение обязанностей может привести к применению к виновным лицам мер юридической ответственности.

2. Иностранцамипризнаются иностранные граждане, т.е. лица, которые принадлежат к гражданству иностранных государств и не являются гражданами.Лицами без гражданства являются лица, которые не принадлежат к гражданству любой страны.

3. В соответствии с законодательствомбеженцем является лицо, которое не является гражданином и вследствие полностью обоснованной боязни стать жертвой преследований по признакам расы, вероисповедания, национальности, гражданства (подданства), принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, пребывает за пределами страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие такой боязни, или, не имея гражданства (подданства) и пребывая за пределами страны своего предыдущего постоянного проживания, не может или не желает вернуться в нее вследствие перечисленной боязни. Вопросы, связанные с административно-правовым статусом беженцев, регулируются Конституцией, вышеназванным законом, другими нормативно-правовыми актами, а также международными договорами. Лица, которые с намерением приобрести статус беженца пытались незаконно пересечь или незаконно пересекли государственную границу , должны незамедлительно обратиться в соответствующий орган миграционной службы через уполномоченного этого органа или должностное лицо Государственной пограничной службы или органа внутренних дел с заявлениями о предоставлении им статуса беженца, а также предоставить должностным лицам Государственной пограничной службы объяснения о причине попытки незаконно пересечь или незаконного пересечения государственной границы . Если у таких лиц отсутствуют документы, удостоверяющие личность, или такие документы являются подделанными или фальшивыми, они должны уведомить об этом в заявлении о предоставлении статуса беженца, а также изложить причины данной ситуации. Данные лица должны быть направлены должностными лицами Государственной пограничной службы в орган миграционной службы.

Статус беженца не предоставляется лицу, которое:совершило преступления против мира, военные преступления или преступления против человечества;совершило тяжкое преступление неполитического характера за пределами до прибытия в государство с целью приобретения статуса беженца;виновно в совершении деяний, которые противоречат цели и принципам ООН;которое до прибытия в государство было признано беженцем или получило убежище в другой стране, др.

Оформление документов для решения вопроса о предоставлении статуса беженца проводится на основании личного заявления иностранца (его представителя), которое подается в орган миграционной службы по месту временного пребывания заявителя. Орган миграционной службы в проводит собеседование с заявителем, оценивает предоставленные в анкете сведения, другие документы и принимает решение о предоставлении статуса беженца или об отказе в оформлении документов для решения данного вопроса. Рассмотрение заявления о предоставлении статуса беженца осуществляется органами миграционной службы. Решение по заявлению о предоставлении статуса беженца принимается специально уполномоченным центральным органов исполнительной власти по делам миграции в течение месяца со дня получения личного дела заявителя и письменного заключения органа миграционной службы, который рассматривал заявление. На основе всестороннего изучения и оценки всех документов и материалов специально уполномоченный центральный орган принимает решение о предоставлении статуса беженца или об отказе в предоставлении статуса беженца. Свидетельство беженца выдается сроком на один год.Лица, которым предоставлен статус беженца, являются иностранцами, которые пребывают в государстве на законных основаниях. Такие лица пользуются такими же правами и свободами, а также несут такие же обязанности, как и граждане, - за исключением случаев, установленных Конституцией и законами , а также международными договорами. Лицо, которому предоставлено статус беженца, имеет равные с гражданами права на: передвижение, свободный выбор места проживания, свободу оставления территории ; труд; предпринимательскую деятельность; охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование; отдых; образование; свободу мировоззрения и вероисповедания и т.п. Обязанностибеженцев: уведомлять в течение 10 рабочих дней орган миграционной службы по месту проживания об изменении фамилии, состава семьи, семейного положения, места проживания, приобретения гражданства или другой страны, предоставления убежища или разрешения на постоянное проживание в другом государстве; в случае переезда в другую административно-территориальную единицу сняться с учета и стать на учет в соответствующем органе миграционной службы; проходить ежегодную перерегистрацию в сроки, установленные органом миграционной службы по месту проживания. Данный перечень прав и обязанностей не является исчерпывающим.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.