Правовое регулирование конкуренции и монополистической деятельности шпора

1. Понятие монополистической деятельности и ее виды. Антимонопольное законодательство.

2. Государственное антимонопольное регулирование.

3 Понятие и формы недобросовестной конкуренции.

4. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.

1. ПОНЯТИЕ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ ВИДЫ.

Таким образом, монополистическая деятельность может осуществляться как хозяйствующими субъектами, так и государственными органами, выражаться как в действиях, так и бездействиях, направлена не на причинение вреда конкретному конкуренту, а на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, т.е. остязательности хозяйствующих субъектов, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

К хозяйствующим субъектам закон относит физических и юридических лиц, иных субъектов гражданского права, осуществляющих предпринимательскую деятельность или имеющих право ее осуществлять (абз. 3 ст. 1 антимонопольного Закона). Т.е. это могут быть и лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, но осуществляющие предпринимательскую деятельность.

В соответствии с абз. 16 ст. 1 антимонопольного Закона потребитель – любой субъект гражданского права, намеревающийся заказать или приобрести товар либо заказывающий, приобретающий или использующий товар (если в последнем случае товар, в том числе составная часть другого товара, является предметом совершенных и совершаемых гражданско-правовых сделок). Т.е. фактически это реальный или потенциальный контрагент по сделке.

Основные виды монополистической деятельности указаны в главе 2 антимонопольного Закона.

1. Деятельность (действия или бездействие) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, в том числе совместно с другими хозяйствующими субъектами, если эта деятельность имеет или может иметь своим результатом ограничение конкуренции либо причинение вреда правам, свободам и законным интересам других хозяйствующих субъектов или потребителей. Открытый перечень примеров таких действий содержится в п. 1 ст. 5 антимонопольного Закона: создание препятствий для доступа на товарный рынок (ухода с товарного рынка) другим хозяйствующим субъектам или ограничений свободы их конкуренции; установления (поддержания) цены для получения монопольно высокой прибыли или устранения конкурентов и др.

Доминирующее положение на товарном рынке – исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с Инструкцией по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 17.10.2002
№ 229, выделяются доминирование хозяйствующего субъекта на товарном рынке и объединенное доминирование.

Для определения первого типа доминирования используются количественная и качественная оценка, т.е. сначала рассчитывается доля хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке. Если она превышает предельные величины согласно приложению 2), то устанавливается факт доминирования. Если же не превышает, то факт доминирования определяется исходя из стабильности доли хоз. субъекта на товарном рынке относительно размера принадлежащих конкурентам долей на товарном рынке, возможности доступа на этот рынок конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Для определения второго типа доминирования используются два подхода:

хозяйствующие субъекты рассматриваются как единый хозяйствующий субъект;

определение доминирующего положения осуществляется на основе анализа поведения хозяйствующих субъектов – лидеров с учетом признаков, характеризующих доминирующее положение отдельного хозяйствующего субъекта.

Установление факта доминирующего положения осуществляется департаментом ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь и управлениями антимонопольной и ценовой политики областных (Минского городского) исполнительных комитетов.

Это влечет включение хозяйствующего субъекта в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках. Положение о данном реестре утв. постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций от 7 июля 2000 г. № 13.

Реестр является двухуровневым:

на республиканском уровне – перечень хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на республиканском товарном рынке;

на местном уровне – перечень хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на местных товарных рынках областей (г. Минска).

Основанием для исключения хозяйствующего субъекта из Реестра являются устойчивая утрата им доминирующего положения на товарном рынке, определенная в установленном законодательством порядке, утрата им статуса юридического лица или ликвидация хозяйствующего субъекта.

2. Вступление в объединения или их создание (существование), заключение и осуществление в любой форме соглашений (согласованных действий) между хозяйствующими субъектами, договоренность осуществлять или осуществление других видов координированной деятельности, если это имеет целью или результатом (может иметь своим результатом) последствия, указанные в п. 1 ст. 6 антимонопольного Закона, или иные последствия, которые устраняют или могут ограничивать конкуренцию, препятствуют ее установлению или развитию (могут повлечь устранение, ограничение конкуренции или воспрепятствовать ее установлению или развитию).

3. Соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение на товарном рынке, а другой является его контрагентом, если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатом устранение, ограничение конкуренции или воспрепятствование ее установлению или развитию.

Хозяйствующие субъекты, намеревающиеся заключить соглашения, в которых имеются признаки, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 6 антимонопольного Закона, вправе запросить заключение антимонопольного органа о соответствии положений этих соглашений антимонопольному законодательству.

Данные заключения выдаются Департаментом ценовой политики Министерства экономики и управлениями антимонопольной и ценовой политики областных (Минского городского) исполнительных комитетов в соответствии с Инструкцией о порядке рассмотрения запросов (заявлений) об установлении соответствия положений соглашений, ограничивающих конкуренцию, антимонопольному законодательству, утвержденной постановлением Минэкономики от 10 апреля 2006 г. № 57. Макс. срок для рассмотрения – 2 мес.

Инструкция выделяет 2 вида заключения:

об удостоверении соответствия соглашений хозяйствующих субъектов антимонопольному законодательству;

об отказе признать их соответствующими антимонопольному законодательству.

Заключение об отказе признать соглашения (согласованные действия) соответствующими антимонопольному законодательству дается, если последствия соглашений (согласованных действий) приведут или могут привести к устранению или ограничению конкуренции, препятствуют или могут воспрепятствовать ее установлению или развитию.

4. Монополизация производства или реализация товаров, осуществление полномочий, которые имеют либо могут непосредственно иметь своим результатом незаконное ограничение конкуренции, в том числе создание (существование) холдинговых компаний, союзов, ассоциаций и других объединений хозяйствующих субъектов, имеющее целью или результатом монополизацию производства или реализации товаров либо иное ограничение конкуренции.

К видам монополистической деятельности также можно отнести:

5. Соглашения (согласованные действия) государственного органа с другим государственным органом либо с хозяйствующим субъектом, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) причинение вреда правам, свободам и законным интересам хозяйствующих субъектов или граждан;

6. Акты, соглашения, иные действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности для отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) причинение вреда правам, свободам и законным интересам хозяйствующих субъектов или граждан.

Открытые перечни примеров таких действий содержатся в п.1 и 2 ст. 15 антимонопольного Закона.

2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.

Согласно статье антимонопольного Закона к основным мерам государственного антимонопольного регулирования относятся:

1) осуществление государственного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке. в соответствии с Перечнем контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь 16.10.2009 № 510, контроль за соблюдением проверяемыми субъектами, осуществляющими реализацию товаров (работ, услуг), законодательства антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях возложен на Департамент ценовой политики Минэкономики, облисполкомы и Мингорисполком.

2) принятия в установленном порядке мер по реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке. См. Инструкцию по реорганизации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь утверждена пост. Мин. предпр. и инвест. Респ. Беларусь, 27 мар. 2000 г., № 5. В соответствии с данной Инструкцией разукрупнение доминирующих хозяйствующих субъектов может осуществляться в двух формах:

инициативное разукрупнение, осуществляемое по решению собственника имущества хозяйствующего субъекта или уполномоченного им органа;

принудительное разукрупнение, осуществляемое по решению Департамента ценовой политики или управлений антимонопольной и ценовой политики облисполкомов (Мингорисполкома). Это крайняя мера в отношении доминирующего хозяйствующего субъекта, допускающего антиконкурентные действия. Она применяется в случае отсутствия иных возможностей улучшения конкурентных отношений. При осуществлении принудительного разукрупнения в целях демонополизации на определенных товарных рынках необходимо исходить из уровня их концентрации, а также экономической целесообразности разделения с позиций потребителя (то есть как такое разделение скажется на уровне цен, качестве выпускаемых товаров, увеличении ассортимента, надежности поставок, улучшении технологий).

В случае, если доминирующее положение на товарном рынке возникло в результате организации выпуска товара, свойства которого превосходят уровень аналогичных товаров, решение антимонопольного органа о принудительной реорганизации может быть принято не ранее одного года с момента появления на товарном рынке данного товара, если иное не установлено законами или актами Президента Республики Беларусь.

3) осуществления государственного контроля за реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов. Согласно п.2 ст. 11 антимонопольного Закона создание, реорганизация холдинговых компаний, союзов, ассоциаций и других объединений хозяйствующих субъектов осуществляются после получения согласия антимонопольного органа, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь. См. подп. 2.3 – 2.5 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (утв. постановлением Совмина от 17 февраля 2012 г. № 156).

3) осуществления государственного контроля за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов. Согласно п.3 ст. 12 антимонопольного Закона до совершения сделок, указанных в пункте 2 данной статьи, юридические и физические лица обязаны обратиться в антимонопольный орган за получением согласия на их совершение. См. подп. 2.6 п. единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (утв. постановлением Совмина от 17 февраля 2012 г. № 156).

4) оказания содействия осуществлению общественного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства;

5) принятия иных мер.

Министерство экономики на товарных рынках республики;

структурные подразделения областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющие функции антимонопольного регулирования и контроля на товарных рынках областей (г. Минска).

Они вправе выносить обязательные для исполнения юридическими лицами, государственными органами, их должностными лицами предписания (решения) о прекращении действий (бездействия), нарушающих антимонопольное законодательство, об отмене (изменении) принятых ими правовых актов, не соответствующих этому законодательству и (или) приводящих к ограничению конкуренции.

Согласно Инструкции о применении мер, направленных на устранение нарушений антимонопольного законодательства, утвержденной постановлением Минэкономики от 17 апреля 2006 г. № 60, основными мерами антимонопольного органа, направленными на устранение нарушений антимонопольного законодательства, являются:

вынесение предписаний о прекращении противоправной деятельности и об устранении вредных последствий, возникших в ее результате;

составление протоколов об административных правонарушениях в порядке, установленном Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях;

принятие в пределах своей компетенции иных мер (направление писем-предупреждений).

3. ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ.

Согласно абз. 8 ст. 1 антимонопольного Закона недобросовестная конкуренция – любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат настоящему Закону, требованиям добросовестности и разумности и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.

Таким образом в соответствии с данным определением в Республике Беларусь в качестве недобросовестной конкуренции могут быть признаны только действия.

Данные действия должны осуществляться хозяйствующими субъектами и одновременно:

быть направлены на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности;

противоречить ГК, либо антимонопольному Закону, либо иным актам законодательства о конкуренции, либо требованиям добросовестности и разумности;

подразумевать возможность причинения убытков или нанесения ущерба деловой репутации хозяйствующему субъекту-конкуренту либо фактически причиняют ему убытки или наносят ущерб его деловой репутации. Это означает, что:

во-первых, для получения защиты от недобросовестной конкуренции затрагиваемое лицо должно состоять в отношениях конкуренции с лицом, осуществляющим соответствующую деятельность. Cогласно абз. 7 ст. 1 антимонопольного Закона конкурентами являются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность на том же товарном рынке;

во-вторых, при определении того, является ли действие того или иного лица недобросовестной конкуренцией, учитывается только его влияние на его конкурентов.

Формы недобросовестной конкуренции – это конкретные ее проявления. Основными правовыми источниками, в которых в Республике Беларусь закреплены формы недобросовестной конкуренции, являются ч. 2 ст. 1029 ГК и ст. 14 2 антимонопольного Закона. В данных статьях содержатся открытые перечни форм недобросовестной конкуренции.

Среди них выделяются группы действий, которые условно можно назвать следующими терминами:

2. Введение в заблуждение.

4. Иные действия, противоречащие требованиям антимонопольного Закона и иных актов законодательства о конкуренции, при осуществлении предпринимательской деятельности.

В соответствии с Инструкцией о рассмотрении заявлений (обращений) о нарушении антимонопольного законодательства в части осуществления недобросовестной конкуренции, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 17 апреля 2006 г. № 61, заявление (обращение) о нарушении антимонопольного законодательства в части осуществления недобросовестной конкуренции подается в управление антимонопольной и ценовой политики облисполкома (Мингорисполкома) по месту нахождения (жительства) хозяйствующего субъекта, в отношении которого подается заявление (обращение) или в Департамент ценовой политики Минэкономики в отношении нескольких хозяйствующих субъектов, находящихся в различных областях либо области и г. Минске.

В качестве заявителя могут выступать государственные органы или хозяйствующие субъекты.

К заявлению должны быть приложены документы (в подлиннике или надлежаще заверенных копиях), свидетельствующие. о фактах нарушения антимонопольного законодательства.

Исходя из п. 10, даже если лицо совершает действие, прямо указанное в законодательстве в качестве формы недобросовестной конкуренции, оно все равно должно оцениваться с точки зрения наличия или отсутствия в нем признаков недобросовестной конкуренции.

По результатам рассмотрения вопроса о нарушении антимонопольного законодательства в части осуществления недобросовестной конкуренции принимается мотивированное решение, которое может быть обжаловано в суд.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.

За нарушение антимонопольного законодательства установлена административная и уголовная ответственность (см. ст. 1124 – 1126 КоАП; 244, 247 – 250, 252, 254 УК).

| следующая лекция ==>
Энергия переменного электромагнитного поля. Вектор Умова-Пойнтинга | Статья 11.26. Незаконное использование деловой репутации конкурента

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Антимонопольная политика - политика государства, направленная на ограничение, регулирование монополий, слияний, поглощений, картелей, ценового диктата, противоконкурентных действий.

Регулирование антимонопольное регулирование - деятельность государства, направленная на предотвращение монополизации отдельными производителями тех или иных видов производств, нацеленная на защиту прав потребителей.

Правовое регулирование обеспечения конкуренции и ограничения монополистической деятельности на товарных рынках РФ осуществляется системой нормативно-правовых актов.

Важным условием и необходимой предпосылкой становления и прогрессивного развития эффективной системы рыночной экономики является всемерное развитие конкуренции при одновременной решительной борьбе с различными проявлениями рыночного монополизма и недобросовестной конкуренции.

Принципы антимонопольного регулирования определены Конституцией РФ. Статья 8 Конституции закрепляет основополагающий принцип рыночной экономики - свободу конкуренции, п. 2 ст. 34 содержит запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Согласно ст. 74 на территории РФ провозглашается существование единого экономического пространства в государстве - необходимое условие поддержки конкуренции.

Антимонопольное законодательство РФ основывается на положениях:

- Конституции РФ. Отправными в данном случае являются положения ст.8 Конституции РФ, в соответствии с которыми в РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности;

- Гражданского кодекса РФ, который основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Под равенством участников гражданских правоотношений следует понимать их юридическое (но не экономическое) равенство по отношению друг к другу, предполагающее присутствие горизонтальных отношений между участниками, не находящимися в служебном и ином соподчинении.

Неприкосновенность собственности означает обеспечение возможности собственнику осуществлять все принадлежащие ему правомочия по владению, пользованию и распоряжению в отношении принадлежащего ему имущества с одновременным отстранением всех иных лиц от неправомерного доступа к имуществу и какого-либо вмешательства в его правомочия на объекты собственности.

Антимонопольное законодательство РФ состоит из Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ"О защите конкуренции", иных федеральных законов, регулирующих отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. Среди других федеральных законов можно назвать Гражданский кодекс РФ, ФЗ "О естественных монополиях", ФЗ "О рекламе", ФЗ "Об электроэнергетике", ФЗ "О теплоснабжении", ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Кроме того, необходимо упомянуть о таких актах, как:

- Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса - устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса;

- Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" - регулирует отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, при обращении иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;

- Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", ст. 35 которого определяется, что предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности фондов и управляющих компаний и их недобросовестной конкуренции обеспечиваются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

- Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", определяющий необходимость соблюдения иностранными инвесторами антимонопольного законодательства Российской Федерации и недопущения недобросовестной конкуренции и ограничительной деловой практики, в том числе путем создания на территории Российской Федерации коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного юридического лица для производства какого-либо пользующегося повышенным спросом товара, а затем самоликвидации в целях продвижения на рынок аналогичного товара иностранного происхождения, а также посредством злонамеренного соглашения о ценах или о распределении рынков сбыта товара либо об участии в торгах (аукционах, конкурсах);

- Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности", регулирующий деятельность банковской системы Российской Федерации, процедуру создания и деятельности банковских организаций, порядок совершения банковских операций, деятельность кредитной организации на рынке ценных бумаг и другие вопросы в сфере деятельности банков;

- Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", который определяет статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России);

- Закон РФ от 20 февраля 1992 г. N 2383-I "О товарных биржах и биржевой торговле", положениями которого предусмотрен запрет создания биржевых союзов, ассоциаций и других объединений, если их образование противоречит требованиям антимонопольного законодательства Российской Федерации и данному закону, а также условия о недействительности соглашений и действия бирж, имеющих целью или влекущих за собой устранение либо ограничение конкуренции в биржевой торговле.

Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ"О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Для более продуктивного развития предпринимательской деятельности во всех сферах рыночных отношений и обеспечения условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков необходимо наличие состязательности среди хозяйствующих субъектов. В целях соблюдения добросовестности конкуренции законодатель в соответствующих нормативных актах определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Среди нормативных актов, регулирующих данные отношения, следует назвать ст. 8 Конституции, закрепляющую свободу конкуренции, ст. 34 Конституции, определяющую право граждан на свободное предпринимательство и запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, а также Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", распространяющиеся на отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках в Российской Федерации. Нормы данных Законов определяют в основном правила, которых должны придерживаться хозяйствующие лица (несколько лиц), занимающие доминирующее (исключительное) положение на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее данному лицу (лицам) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.

Важно понимать, что данные отношения содержат только следующие элементы:

  • o субъектный состав - российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, ЦБ РФ, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели;
  • o объект действий данных субъектов - товар, т.е. продукт деятельности (включая результаты работы, услуги), предназначенный для продажи или обмена, финансовая услуга, соглашение и экономическая концентрация (сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции);
  • o сфера деятельности данных субъектов по поводу данного объекта - товарный рынок, а также ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, ЦБ РФ.

Для решения поставленных задач указанный закон запрещает совершать действия, которые в самом общем плане разделены на две большие группы: 1) создающие монополистическую деятельность; 2) создающие недобросовестную конкуренцию.

Монополистическая деятельность определена как злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью. Исходя из определения, указанные действия могут быть следующих видов:

  • а) индивидуальная(собственная) деятельность хозяйствующего субъекта,занимающего доминирующее положение с целью ограничить конкуренцию и (или) ущемить интересы других хозяйствующих субъектов;
  • б) совместная деятельность хозяйствующих субъектов,занимающих доминирующее положение, если каждый из них отвечает следующим условиям в совокупности:
    • - совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 50%, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 70%;
    • - указанные доли не менялись или практически не менялись в течение не менее одного года, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;
    • - реализуемый или приобретаемый данными субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц;

    Термин "недобросовестная конкуренция" перешел в наше законодательство из Парижской конвенции по охране промышленной собственности, принятой 20 марта 1883 г. (СССР присоединился к данной конвенции в 1965 г.). Статья 10-1ш указанной Конвенции устанавливает, что недобросовестной конкуренцией считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах, и в качестве примера определяет следующие действия, подлежащие запрету: а) все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов, а также промышленной или торговой деятельности конкурента; б) ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты, а также промышленную или торговую деятельность конкурента; в) указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров. Российское законодательство вводит данные положения в обязательные требования, направленные на защиту от недобросовестной конкуренции.

    В соответствии с п. 9 ст. 4 Федерального закона "О защите конкуренции" недобросовестной конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

    В целях недопущения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции антимонопольное законодательство предусматривает различные правовые средства для данного контроля. Рассмотрим некоторые из них.

    • 1. Государственный контроль за созданием, реорганизацией, ликвидацией коммерческих организаций и их объединений. Цель данного средства - необходимость предотвращения возможного злоупотребления доминирующим положением коммерческими организациями или ограничения конкуренции. Реализация данного средства осуществляется посредством установления правила о предоставлении в федеральный антимонопольный орган ходатайства о даче согласия на создание, реорганизацию или ликвидацию субъектов. Указанное ходатайство должно предъявляться, в частности, при следующих условиях: а) при слиянии коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по бухгалтерским балансам по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления ходатайства, превышает 3 млрд руб. или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния, превышает 6 млрд руб.; б) при присоединении одной или нескольких коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций) к иной коммерческой организации (за исключением финансовой организации), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по последним балансам превышает 3 млрд руб. или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году присоединения, превышает 6 млрд руб.; в) в иных случаях, определенных в Федеральном законе "О защите конкуренции".
    • 2. Государственный контроль за совершением сделок в случаях и на основании, предусмотренных законом. Так, необходимо получить предварительное согласие антимонопольного органа на совершение сделок, определенных в законе, направленных на приобретение/отчуждение акций (долей), правили имущества, для сторон такой сделок, у которых суммарная стоимость активов по последним балансам превышает 7 млрд руб. или если их суммарная выручка от реализации товаров за последний календарный год превышает 10 млрд руб. и при этом суммарная стоимость активов по последнему балансу лица, акции (доли) и (или) имущество которого и (или) права в отношении которого приобретаются, и его группы лиц превышает 250 млн руб.
    • 3. В качестве форм контроля за соблюдением антимонопольного законодательства следует указать также следующие (но не все) правомочия антимонопольного органа:
      • - право возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства;
      • - право выдавать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, например о прекращении конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, и иные предписания, определенные законом;
      • - право выдавать федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам, за исключением случаев, установленных п. 4 ч. I ст. 23 Федерального закона "О защите конкуренции", обязательные для исполнения предписания, например направленные на отмену или изменение актов, нарушающих антимонопольное законодательство, или о прекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство;
      • - право привлекать к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностных лиц государственных внебюджетных фондов, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в случаях и в порядке, которые установлены законодательством РФ;
      • - право обращаться в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства.
    • 4. Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.