Правовая система понятие и виды шпора

Правовая система – комплекс взаимосвязанных и согласованных юридических средств, предназначенных для регулирования общественных отношений, а также юридических явлений, возникающих вследствие такого регулирования.

Определение правовой системы

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

В узком смысле правовую систему можно определить как право определенного государства.

В широком смысле термин правовая система можно рассмотреть с точки зрения сравнительного правоведения и определить как систему, которая включает правовые системы групп государств, похожих по своему историческому происхождению, структуре, источникам права.

Виды правовых систем

Традиционно в мире выделяют четыре правовых системы:

  • романо-германскую,
  • англо-саксонскую,
  • религиозную,
  • традиционную.

Две последние правовые системы объединяют.

Романо-германская правовая система или система континентального права возникла на основе римского права. В своем развитии данная правовая система прошла три ключевых этапа:

  • эпоха Римской империи (IX век до н.э. – XII век н.э.). Данный период связан с зарождением римского права и последующим его упадком в связи с гибелью Римской Империи. После гибели Римской Империи на территории Европы право практически отсутствовало, широкое распространение получили такие методы решения споров как поединки, испытания обвиняемого пыткой (ордалии), колдовство и иные нетрадиционные методы;
  • возрождение (ренессанс) римского права (XIII – XVII века н.э.). В течение этого периода римское право получило свое широкое распространение в Европе. Намечаются попытки разделения светского и канонического права, право стало выходить за рамки институтских стен и распространяться в обществе. Именно в данный период дал основу формирования современного романо-германского или писаного права;
  • эпоха Просвещения до наших дней (XVIII век н.э. – текущее время). Данный период характеризуется кодификацией права, утверждением Конституций, появлением отраслевых кодексов (Гражданский кодекс Франции 1804 г., Гражданское уложение Германии 1895 г.), четко обозначаются национальные правовые системы.

Признаки романо-германской правовой системы

  • источником права является писаный закон;
  • единая иерархическая система писаного права, первостепенная роль в котором отводится нормативным актам (законодательству);
  • законодатель формирует право, создает общие юридические правила поведения. Правоприменитель (судья, административные органы) должен точно следовать букве закона;
  • высшая юридическая сила отводится писаным Конституциям;
  • право подразделяется на публичное и частное;
  • право имеет отраслевое выражение;
  • большая роль отводится подзаконным нормативным актам, представленным в виде инструкций, регламентов, циркуляров и т.д.;
  • правовой обычай и правовой прецедент играют роль вспомогательных инструментов и дополнительных источников;
  • первостепенны права человека и гражданина, а не обязанности;
  • особое значение для построения данной правовой системы отводится доктринальным положениям, разрабатываемым в рамках высших учебных заведений.

Романо-германская правовая система получила широкое распространение в странах Европы (Германия, Франция, Италия, Португалия, Испания, Австрия и т.д.,), странах Центральной и Южной Америки (бывших колониях Испании, Португалии, Франции – Боливия, Бразилия), а также в ряде стран Востока (Япония, Южная Корея, Тайланд, Индонезия).

К достоинствам этой системы можно отнести четко организованную, непротиворечивую, иерархически структурированную систему законодательства.

К недостаткам относят наличие пробелов и некоторую оторванность от реальной жизни, поскольку законотворчество объективно не может предусмотреть все нюансы и изменения социальных отношений, не всегда поспевает за этими изменениями.

Англосаксонская правовая система объединяет правовые системы Великобритании и бывших британских владений (колоний), в том числе стран Содружества наций, и США.

В своем развитии англосаксонская правовая система прошла четыре этапа:

Признаки англосаксонской правовой системы

  • источником права является судебный прецедент;
  • суд является правотворческим органом;
  • приоритет отдается правам человека и гражданина, а не обязанностям;
  • главенствующее значение имеет в первую очередь процессуальное (процедурное, доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное;
  • отсутствует кодификация отраслей права;
  • приоритет отдается статутному праву, юридический обычай выступает в качестве дополнительного источника;
  • юридические доктрины носят сугубо прикладной характер.

В качестве конкретных примеров стран с англосаксонской правовой системой можем привести Великобританию, США, Канаду, Новую Зеландию, Австралию.

Достоинством англосаксонской правовой системы является ее гибкость, оперативность, связь с повседневной жизнью. Недостатком – отсутствие четкой структур системы права, его запутанность и недостаточная определенность.

Правовая система религиозного права включает правовые системы таких мусульманских стран как Иран, Ирак, Судан, а также индусское право общин Индии, Сингапура, Малайзии.

Признаки правовой системы религиозного права

  • источником права выступают религиозно-нравственные нормы и ценности, которые описаны в духовных религиозных трактатах;
  • правотворческая функция отводится Богу, в связи с чем юридические предписания строго обязательны для исполнения;
  • нормы светского и канонического права тесно переплетены между собой. На юридические нормы большое влияние также оказывают местные обычаи, традиции;
  • доктринальным учениям отводится особая роль, так как они не только толкуют первоисточники, но и конкретизируют нормы;
  • отсутствует деление на частное и публичное право;
  • нормативно-правовым актам отводится второстепенная роль;
  • приоритетны обязанности, а не права человека и гражданина.

Система традиционного права объединяет правовые системы Мадагаскара, ряда стран Африки и Дальнего Востока.

Признаки системы традиционного права

  • источником права являются неписаные обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение;
  • неписаные нормы права признаны законом и объединяют в себе юридические, моральные, мифические предписания;
  • приоритет отдается публичному праву, частное право второстепенно;
  • нормативные акты носят побочный характер, хотя в последнее время к ним обращаются все чаще;
  • судебная власть руководствуется примирительными принципами, тем самым восстанавливая равновесие в общине и ее сплоченность;
  • доктринальное учение не играет существенной роли в юридической практике;
  • многие обычаи и традиции данной правовой системы устарели для современных реалий.

Сравнительная характеристика правовых систем

Романо-германская правовая системаАнглосакская правовая системаРелигиозная правовая системаТрадиционная правовая система
Источник праваПисанный законСудебный прецедентРелигиозно-нравственные нормы и ценностиНеписаные обычаи и традиции
Правотворческий органЗаконодательСудБожественное творение законаРелигиозные органы
Деление права на публичное и частноеИмеетсяИмеетсяОтсутствуетИмеется, публичное право приоритетно
Кодификация праваИмеетсяОтсутствуетОтсутствуетОтсутствует
Роль правового прецедент и правового обычаяВторостепеннаяПервостепеннаяНезначительнаяНезначительная
Роль прав человека и гражданинаПервостепенные праваПервостепенные праваПервостепенные обязанностиПервостепенные обязанности
Доктринальная составляющаяЗначительнаяПрикладной характерЗначительнаяНезначительная

Вывод

Все правовые системы неоднородны, разнообразны. Каждая имеет свои отличительные черты, достоинства и недостатки. Но все правовые системы объединяет одно – они являются своего рода балансиром общественной жизни, выполняют охранительную, защитительную и принудительную роль.

Правовая система– это совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических явлений и средств, спомощью которых осуществляется необходимое регулятивное и стабилизирующее воздействие на общественные отношения.

Структура правовых систем:

2) правовая идеология;

3) правовая культура;

5) законодательство (религиозные трактаты!);

8) юридическая практика и т. д.

Признаки, характеризующие элементы

структуры правовой системы:

2) различие по назначению, удельному весу, степени самостоятельности, функциональной направленности;

3) удовлетворение современных регулятивных потребностей общества;

4) отражение состава юридических явлений;

5) выявление наиболее целесообразных связей, которые возникают между юридическими явлениями;

6) отражение динамики взаимодействия юридических явлений в процессе выполнения своего функционального назначения;

7) функциональная взаимосвязь;

8) вхождение в единую взаимосогласованную систему и т. д.

Элементы структуры! правовой системы могут обладать национальными, культурно–бытовыми, религиозными и иными особенностями того государства, на территории и в границах которого сложилась конкретная правовая система.

Классификация правовых систем:

1) национальная правовая система– это конкретная, историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства. Национальная правовая система призвана обслуживать потребности конкретного государства и его населения.

Содержание национальной правовой системы могут определять либо правовая идеология, либо юридическая практика, либо законодательство, либо религиозные трактаты;

2) правовая семья– это совокупность нескольких родственных национальных правовых систем, которая основана на общности источников права, его структуры и исторического пути формирования.

Виды правовых семей:

а) англосаксонская (система общего права);

б) романо–германская (система континентального права);

в) традиционная (система обычного права);

г) религиозная (религиозные системы мусульманского права и индусского права);

3) группа правовых систем– группа, находящаяся в рамках той или иной конкретной правовой семьи (романо–германская правовая семья – романское, каноническое и германское право; славянская – российское и западнославянское право и т. д.).

32 Правовые семьи

Англосаксонская правовая семья– система общего права, которая объединяет национально–правовые системы Англии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии.

Структура англосаксонской правовой семьи:

3) статутное право.

Основной источник системы общего права– правовой прецедент.

Вспомогательные и дополнительные источники права– статутное право и юридические обычаи.

Основатель права в англосаксонской правовой семье– суд.

Романо–германская правовая семья– система континентального права, которая объединяет правовые системы Германии, Италии, Франции, Испании, Австрии, Швейцарии и др.

Основной источник системы континентального права– писаное право, которое выражается в юридических нормах, сформулированных в законодательных актах государства. Появляются конституции, которые обладают высшей юридической силой и возглавляют правовые системы.

Большое значение приобретают кодифицированные нормативные акты и подзаконные нормативные акты.

Вспомогательные и дополнительные источники права– правовой обычай и юридический прецедент.

Традиционная правовая семья– система обычного права, которая объединяет национально–правовые системы некоторых стран Дальнего Востока (Японии, Китая) и Африки.

Основной источник системы обычного права– обычай, содержащий семейно–быто–вые, религиозные, моральные и юридические требования, которые признаются государством и отличаются спецификой конкретного региона.

Религиозная правовая семья– система права, которая объединяет религиозные системы мусульманского права (в Иране, Ираке и т. д.) и индусского права (в Индии, Малайзии и т. д.).

Системы мусульманского права и индусского права относительно самостоятельны и непосредственно связаны с религиозными вероучениями (ислам и индуизм).

Основные источники мусульманского права:

1) Коран– священная книга ислама, состоящая из высказываний пророка Магомета;

2) Сунна– мусульманское священное предание о высказываниях и жизни пророка;

3) Иджма– соглашение мусульманского сообщества о толковании норм ислама;

4) Кияс– современный комментарий к исламу, который восполняет пробелы в религиозных нормах.

Основные источники индусского права:

1) Дхармашастры– религиозные правила поведения и древние законы;

2) Веды– священные тексты брахманизма;

3) Законы Ману– собрание правил, которые регламентируют поведение в частной и общественной жизни.

Творец права в религиозной правовой семье– Божественная сила и обычай, которые требуют неукоснительного соблюдения провозглашенных правил поведения.

Правовая система– это совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических явлений и средств, спомощью которых осуществляется необходимое регулятивное и стабилизирующее воздействие на общественные отношения.

Структура правовых систем:

2) правовая идеология;

3) правовая культура;

5) законодательство (религиозные трактаты!);

8) юридическая практика и т. д.

Признаки, характеризующие элементы

структуры правовой системы:

2) различие по назначению, удельному весу, степени самостоятельности, функциональной направленности;

3) удовлетворение современных регулятивных потребностей общества;

4) отражение состава юридических явлений;

5) выявление наиболее целесообразных связей, которые возникают между юридическими явлениями;

6) отражение динамики взаимодействия юридических явлений в процессе выполнения своего функционального назначения;

7) функциональная взаимосвязь;

8) вхождение в единую взаимосогласованную систему и т. д.

Элементы структуры! правовой системы могут обладать национальными, культурно–бытовыми, религиозными и иными особенностями того государства, на территории и в границах которого сложилась конкретная правовая система.

Классификация правовых систем:

1) национальная правовая система– это конкретная, историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства. Национальная правовая система призвана обслуживать потребности конкретного государства и его населения.

Содержание национальной правовой системы могут определять либо правовая идеология, либо юридическая практика, либо законодательство, либо религиозные трактаты;

2) правовая семья– это совокупность нескольких родственных национальных правовых систем, которая основана на общности источников права, его структуры и исторического пути формирования.

Виды правовых семей:

а) англосаксонская (система общего права);

б) романо–германская (система континентального права);

в) традиционная (система обычного права);

г) религиозная (религиозные системы мусульманского права и индусского права);

3) группа правовых систем– группа, находящаяся в рамках той или иной конкретной правовой семьи (романо–германская правовая семья – романское, каноническое и германское право; славянская – российское и западнославянское право и т. д.).

32 Правовые семьи

Англосаксонская правовая семья– система общего права, которая объединяет национально–правовые системы Англии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии.

Структура англосаксонской правовой семьи:

3) статутное право.

Основной источник системы общего права– правовой прецедент.

Вспомогательные и дополнительные источники права– статутное право и юридические обычаи.

Основатель права в англосаксонской правовой семье– суд.

Романо–германская правовая семья– система континентального права, которая объединяет правовые системы Германии, Италии, Франции, Испании, Австрии, Швейцарии и др.

Основной источник системы континентального права– писаное право, которое выражается в юридических нормах, сформулированных в законодательных актах государства. Появляются конституции, которые обладают высшей юридической силой и возглавляют правовые системы.

Большое значение приобретают кодифицированные нормативные акты и подзаконные нормативные акты.

Вспомогательные и дополнительные источники права– правовой обычай и юридический прецедент.

Традиционная правовая семья– система обычного права, которая объединяет национально–правовые системы некоторых стран Дальнего Востока (Японии, Китая) и Африки.

Основной источник системы обычного права– обычай, содержащий семейно–быто–вые, религиозные, моральные и юридические требования, которые признаются государством и отличаются спецификой конкретного региона.

Религиозная правовая семья– система права, которая объединяет религиозные системы мусульманского права (в Иране, Ираке и т. д.) и индусского права (в Индии, Малайзии и т. д.).

Системы мусульманского права и индусского права относительно самостоятельны и непосредственно связаны с религиозными вероучениями (ислам и индуизм).

Основные источники мусульманского права:

1) Коран– священная книга ислама, состоящая из высказываний пророка Магомета;

2) Сунна– мусульманское священное предание о высказываниях и жизни пророка;

3) Иджма– соглашение мусульманского сообщества о толковании норм ислама;

4) Кияс– современный комментарий к исламу, который восполняет пробелы в религиозных нормах.

Основные источники индусского права:

1) Дхармашастры– религиозные правила поведения и древние законы;

2) Веды– священные тексты брахманизма;

3) Законы Ману– собрание правил, которые регламентируют поведение в частной и общественной жизни.

Творец права в религиозной правовой семье– Божественная сила и обычай, которые требуют неукоснительного соблюдения провозглашенных правил поведения.

43. Правовая система общества: понятие и структура.

Правовая система общества — это конкретно-историческая сово­купность права, юридической практики и господствующей правовой

идеологии отдельного государства.

В структуру правовой системы входят следующие главные элементы:

1) право (законодательство);

2) юридическая практика; 3)господствующая правовая идеология.

Право — ядро и нормативная основа правовой системы, ее

связующее и цементирующее звено. По характеру права в обществе можно судить и о сущности всей правовой системы данного общества.

Помимо права, юридической практики и господствующей право­вой идеологии (как главных элементов правовой системы) в нее входят и другие слагаемые: правотворчество, правоотношения, правовые учре­ждения, законность.

44. Романо-германская правовая семья.

К романо-германской правовой семье относятся правовые системы Италии, Франции, Испании, Португалии, Германии, Австрии, Швей­царии и др. В качестве самостоятельной группы правовых систем в рамках романо-германской правовой семьи можно выделить славян­ские правовые системы (Югославии, Болгарии). Современная правовая система России, при всех ее особенностях, более родственна именно романо-германской правовой семье.

Среди признаков романо-германской правовой семьи можно выде­лить следующие:

— единая иерархически построенная система источников писано­го права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство);

— главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения; правоприменитель же (судья, административные органы) призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правопримени­тельных актах;

— имеются писаные конституции, обладающие высшей юридичес­кой силой;

— высокий уровень нормативных обобщений достигается при по­мощи кодифицированных нормативных актов;

— важное значение имеют подзаконные нормативные акты (рег­ламенты, инструкции, циркуляры);

— право делится на публичное и частное, а также на отрасли;

— правовой обычай и юридический прецедент выступают в каче­стве вспомогательных, дополнительных источников;

— особое значение имеет юридическая доктрина, разработавшая и разрабатывающая в университетах основные принципы (теорию) по­строения данной правовой семьи.

45. Англосаксонская правовая семья.

К англосаксонской правовой семье относят национально-правовые системы Англии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др.

Среди признаков данной семьи можно выделить следующие:

— основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела);

— юридические прецеденты носят индивидуальный характер;

— ведущую роль в формировании права (в правотворчестве) отво­дят судам, которые в этой связи занимают особое положение в систе­ме государственных органов;

— на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые прежде всего судом;

— главенствующее значение имеет процессуальное (процедурное, доказательственное) право, которое во многом определяет право мате­риальное;

— отсутствуют кодифицированные отрасли права;

— отсутствует классическое деление права на частное и пуб­личное;

— статутное право (законодательство) и юридические обычаи вы­ступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;

— юридическая доктрина, как правило, носит сугубо прагматичес­кий, прикладной характер.

46. Семья религиозного права.

К семье религиозного права относятся правовые системы таких му­сульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др.

Среди признаков данной правовой семьи можно выделить сле­дующие:

— главный творец права Бог, а не общество, госуд-во, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и строго соблюдать;

— источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и действующие в отношении индусов;

— весьма тесное переплетение юридических положений с религиоз­ными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует единые правила поведения;

— особое место в системе источников права занимают труды уче­ных-юристов конкретизирующие и толкующие первоис­точники и лежащие в основе конкретных решений;

— отсутствует деление права на частное и публичное;

— нормативные правовые акты (законодательство) имеют вторич­ное значение;

— судебная практика в собственном смысле слова не является ис­точником права;

— во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека (как это имеет место в романо-германской и англосаксонской право­вых семьях).

47. Семья традиционного права.

К семье традиционного права относятся правовые системы Мада­гаскара, ряда стран Африки и Дальнего Востока.

Среди признаков данной правовой семьи можно выделить сле­дующие:

— доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение;

— обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний, сложившихся естественным путем и признанных государствами;

— обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов;

— нормативные акты (писаные законы) имеют вторичное значе­ние, хотя в последнее время их принимается все больше и больше;

— судебная практика (юридический прецедент) не выступает в качестве основного источника права;

— судебная власть руководствуется идеей примирения, восстанав­ливая согласие в общине и обеспечивая ее сплоченность;

— юридическая доктрина не играет существенной роли в юриди­ческой жизни данных обществ;

— архаичность многих ее обычаев и традиций.

48.Правовой статус личности: понятие, структура, виды.

Правовой статус — это юридически закрепленное положение субъекта в обществе, которое выражается в определенном комплексе его прав и обязанностей.

Правовой статус фиксирует по сути дела фактический (социаль­ный) статус лица, его реальное положение в обществе. Правовой статус — есть признанная Конституцией и законодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий госуд-ных органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальные роли. Именно права и обязанности составляют ядро право­вого статуса.

В структуре правового статуса выделяют такие элементы, как:

1) права и обязанности;

2) законные интересы;

5) юридическая ответственность;

6) правовые принципы.

Общий — это статус лица как гражданина государства, закреп­ленный в Конституции. Он является одинаковым для всех граждан РФ.

Специальный статус фиксирует особенности положения опреде­ленных категорий граждан (студентов, участников войны, бизнесменов, адвокатов и др.), обеспечивает возможность выполнения их специаль­ных функций.

Индивидуальный статус выражает конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, стаж) и представ­ляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности.

49. Права и свободы человека и гражданина: понятие и виды.

Права человека — это охраняемая законом мера возможного по­ведения, направленная на удовлетворение интересов человека.

Права человека — универсальная категория, представляющая со­бой вытекающие из самой природы человека возможности пользоваться элементарными, наиболее важными благами и условиями безопасного, свободного существования личности в обществе. В современный период права человека понимаются как общесоциальное понятие, отражающее общечеловеческие требования и стандарты в области свободы личности.

Права гражданина — это охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов не

всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой право­вой связи с конкретным государством.

Свобода личности — это тоже право гражданина, но выражающее собой лишь отсутствие каких-либо препятствий, стеснений в чем-то.

Виды основных прав и свобод личности:

Они могут классифицироваться в зависимости от следую­щих критериев:

I) исходя из этапов провозглашения основных прав и свобод на три поколения

второе поколение связано с социальными, экономическими и культурными правами, которые утвердились под влиянием борьбы народов за улучшение своего социаль­но-экономического положения, за повышение культурного статуса, под воздействием социалистических идей и стран. Данные права иногда на­зывают «позитивными.

третье поколение — права коллективные или солидарные, вы­званные глобальными проблемами человечества и принадлежащие не столько каждому индивиду, сколько целым нациям.

2) в зависимости от содержания на:

- гражданские или личные (право на жизнь, на охрану достоинст­ва, тайна переписки, телефонных переговоров);

- политические (право избирать и быть избранным во властные структуры, на равный доступ к государственной службе, на объедине­ние, мирные собрания, митинги, демонстрации);

- экономические (право частной собственности, на предпринима­тельскую деятельность, на труд, на отдых);

— социальные (право на охрану семьи, охрану материнства и дет­ства, охрану здоровья, на социальное обеспечение, благоприятную ок­ружающую среду);

- культурные (право на образование, на участие в культурной жизни, на пользование результатами научного и культурного прогресса; свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества).

3) в зависимости от соподчиненности на: основные (участвовать в управлении обществом и государством) и дополнительные (избира­тельное право);

4) в зависимости от принадлежности лица к конкретному госу­дарству на: права российских граждан, иностранных граждан, лиц с двойным гражданством и лиц без гражданства;

5) в зависимости от степени распространения на: общие (прису­щие всем гражданам) и специальные (зависящие от социального, слу­жебного положения, пола, возраста лица);

6) в зависимости от характера субъектов на: индивидуальные (право на жизнь, труд) и коллективные (право на забастовку, ми­тинги);

7) в зависимости от роли государства в их осуществлении на: не­гативные (государство должно воздерживаться от конкретных действий по отношению к индивиду) и позитивные (госуд-во должно предос­тавить лицу определенные блага, содействовать в реализации им своих прав);

8) в зависимости от особенностей личности, проявляющихся в различных сферах и отдельных ситуациях ее жизнедеятельности на:

- права в сфере личной безопасности и частной жизни;

- права в области государственной и общественно—политической жизни;

- права в области экономической, социальной и культурной дея­тельности.

51. Соотношение и взаимосвязь государства и права.

Прежде чем характеризовать единство, различия и взаимосвязь государства и права, необходимо сначала определить данные понятия.

Государство — это организация политической власти, содейст­вующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории.

Право — это система общеобязательных, формально определен­ных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества),устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование об­щественных отношений.

Единство состоит в том, что госуд-во и право:

1) возникают и развиваются совместно;

2) имеют одинаковые подходы к сущности и типологии;

3) выступают средствами управления, инструментами власти;

4) призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общественные интересы;

5) основаны на едином базисе, определяются социально-экономическими и духовными факторами,

Различия между государством и правом:

1) если государство есть особая организация политической вла­сти, то право есть социальный регулятор;

2) если государство выражает силу, то право — волю;

3) если первичным элементом госуд-ва явл. госуд-ный орган, то первичным элементом права — норма;

4) они также не совпадают по формам, функциям.

Взаимодействие госуд-ва и права:

— с одной стороны, воздействие госуд-ва на право состоит в том, что первое формирует, изменяет, отменяет второе (правотворчест­во), а также реализует и охраняет его (правоприменение);

— с другой стороны, право воздействует на госуд-во, упорядочивая деятел-ть госуд-ного аппарата, устанавливая компе­тенцию его органов.

Выделяют два основных типа взаимоотношения между госуд-вом и правом:

1) когда госуд-во стоит над правом, выступая определяющим фактором (характерно для антидемократических государств);

2) когда право стоит над госуд-вом, выступая его ограничите­лем (характерно для правовых государств).
52. Правовое государство: понятие и принципы.

Правовое государство — это такая организация политич. власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и

свобод человека и граж-на, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права госуд-ной власти в целях недопу­щения злоупотреблений.

Можно выделить два основных принципа правового государства:

1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и граж­данина, создание для личности режима правового стимулирования (со­циальная, содержательная сторона);

2) наиболее последовательное связывание с помощью права гос-ной власти, формирование для госуд-ных структур пра­вового режима ограничения (формально-юридическая сторона).

Второй основной принцип воплощается в жизнь с использовани­ем следующих способов, выступающих в качестве самостоятельных принципов:

— разделения власти на законодательную, исполнительную и су­дебную ветви с целью исключения злоупотреблений ею;

— федерализма, который дополняет горизонтальное разделение власти еще и разделением ее по вертикали;

— верховенства закона (закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнитель­ной власти);

— взаимной ответственности госуд-ва и личности. Кроме них можно выделить и другие принципы: высокий уровень правосознания и правовой культуры в общ-ве; наличие гражданского общ-ва и осуществления контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами пра­ва.

Идея правового госуд-ва есть идея взаимоуправления граж­данского общ-ва и госуд-ва, предполагающая разрушение монопо­лии госуд-ва на власть с одновременным изменением соотношения свободы госуд-ва и общ-ва в пользу последнего и отдельной лич­ности.

При всем многообразии принципов правового госуд-ва два из них все равно остаются главными, определяющими, которые необходи­мо рассматривать во взаимосвязи. Если анализировать первое (социаль­ный, показывающий привлекательность, ценность идеи правовой госу­дарственности, ее самоцель) без второго (формально-юридического, олицетворяющего собой средства достижения названных привлекатель­ных идеалов), то не ясно, как добиться наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражд-на. Если же, напротив, брать за осно­ву только формально-юридический аспект, тогда становится не совсем понятно, во имя чего и ради кого необходимо ограничивать госуд-ную власть посредством права. Ведь такое ограничение — не само­цель. Можно его так ограничить, что госуд-во вообще не выполнит ни одной из своих функций. И тогда то же гражданское общ-во от этого ничего не выиграет, а, наоборот, только проиграет.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.