Право собственности на природные ресурсы шпоры

1. Понятие и особенности
права собственности на природные ресурсы 3

2. Право государственнойсобственности
на природные ресурсы 6

3. Право муниципальнойсобственности
на природные ресурсы 11

4. Право частной собственности
на природные ресурсы 14

Списокисточников и литературы: 16


1. Понятие и особенности
права собственности на природные ресурсы

Право собственности на природные ресурсы в юридическомаспекте можно рассматривать в двух качествах: как правовой институт и каксовокупность правомочий собственника.

До 1990 г. в Советском Союзе была единственная форма правасобственности на природные ресурсы – исключительная государственная. Сущностьисключительной государственной собственности на природные ресурсы состояла втом, что земля, недра, воды, и леса были неизменной принадлежностьюгосударства. Советское государство монополизировало владение и распоряжениеданными материальными благами.

В настоящее время формы собственности на природные ресурсыопределяются Конституцией РФ. Согласно ч. 2 ст. 9 земля и другие природныересурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формахсобственности.

Как правовой институт право собственности на природныересурсы представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношениясобственности на природные ресурсы. Совокупность правовых норм, регулирующихотношения собственности, образуют право собственности в объективном смысле.

Под право собственности на природные ресурсы в субъективномсмысле понимается совокупность правомочий собственника по владению, пользованиюи распоряжению землёй, водами, лесными ресурсами и другими объектамисобственности.

В ст. 209 ГК РФ воспроизведено положение ст. 36Конституции РФ относительно того, что владение, пользование и распоряжение землейи другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается закономосуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающейсреде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Согласно ч. 3 ст. 129 ГК РФ земля и другие природныересурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому инымиспособами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природныхресурсах.

Специфические отношения собственности на конкретныеприродные ресурсы регулируется природоохранительным законодательством.

Все эти особенностиобуславливают установление большего количества ограничений права собственностина природные ресурсы. Ограничения связаны с тем, что природные ресурсы представляют собой имущество особого рода. Преждевсего, они являются не только источниками материального потребления, но иестественной средой обитания человека, и как таковые подлежат охране. Крометого, они являются результатом эволюционного развития природы, а не продуктомчеловеческого труда, в связи с чем количество их ограничено. И, наконец,природные объекты не могут переноситься в пространстве (за исключениемживотных), т.е. являются недвижимым имуществом. Эти ограничения заключаются вследующем:

­ устанавливается обязанностьсобственника использовать принадлежащие ему природные ресурсы рационально иэффективно, в соответствии с установленным государственными органами целевымназначением; обеспечивать их воспроизведение и охрану окружающей среды;

­ вводятся особые условияиспользования имущества в связи с установлением особых правовых режимов охраны(например, при создании природных парков или заказников, установленииводоохранных зон вокруг водоемов и т.п.);

­ имущество может обременятьсяпубличными и частными сервитутами;

­ ограничивается оборотоспособностьприродных объектов.

2. ПРАВО ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ
НА ПРИРОДНЫЕ ресурсы

Государственная собственностьна природные ресурсы во многом сохраняет свое доминирующее положение и внастоящее время. В исключительной собственности государства находятся недра,леса, животный мир, природные лечебные ресурсы, подавляющая часть водныхобъектов. Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственностиграждан, юридических лиц или муниципальных образований.

Если раньше все природныересурсы находились в исключительной собственности союзного государства, тотаких собственников два. Это Российская Федерация и ее субъекты. В связи с этимвстал вопрос о разграничении государственной собственности на природные ресурсына федеральную и собственность субъектов РФ.

В соответствии с федеральнымприродоресурсовым законодательством к федеральной собственности относятся:

— земли лесного фонда, земли особо охраняемых природныхтерриторий федерального значения, земли водного фонда, занятых воднымиобъектами, находящимися в федеральной собственности, земли обороны ибезопасности; земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов;

— земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания,телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иногоназначения;

— земли природоохранного, рекреационного и историко — культурного назначения;

— земли водного фонда, если на этих земельных участкахрасполагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности;

— земельные участки, предоставленные органугосударственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, атакже государственному унитарному предприятию, государственному учреждению,другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственнойвласти Российской Федерации;

— находящиеся в государственной собственности земельныеучастки, на которых располагается приватизированное недвижимое имущество,находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации;

— земельные участки, под поверхностью которых находятсяучастки недр федерального значения;

— земли запаса, если на них располагается недвижимоеимущество, находящееся в федеральной собственности, или приватизированноенедвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственностиРоссийской Федерации;

— земельные участки, приобретённые Российской Федерациейпо основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;

­ лесной фонд и расположенные наземлях обороны леса;

­ объекты животного мира:

— редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а такжезанесенные в Красную книгу Российской Федерации;

— обитающие на особо охраняемых природных территорияхфедерального значения;

— населяющие территориальное море, континентальный шельфи исключительную экономическую зону Российской Федерации; подпадающие поддействие международных договоров Российской Федерации;

— отнесенные к особо охраняемым, ценным в хозяйственномотношении;

— естественно мигрирующие по территориям двух и болеесубъектов Российской Федерации.

— поверхностные водные объекты, акватории и бассейныкоторых расположены на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

— подземные водные объекты, расположенные на территорияхдвух и более субъектов Российской Федерации;

— водные объекты, расположенные на территории одногосубъекта Российской Федерации, но необходимые для обеспечения нужд обороны,безопасности, федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иныхгосударственных нужд, реализация которых отнесена к полномочиям РоссийскойФедерации;

— водные объекты, являющиеся средой обитания анадромныхи катадромных видов рыб; трансграничные (пограничные) водные объекты;внутренние морские воды; территориальное море Российской Федерации;

— водные объекты, являющиеся особо охраняемымиприродными территориями федерального значения или представляющие собой частьэтих территорий;

— водные объекты, являющиеся частью территории курортовили лечебно-оздоровительных местностей федерального значения;

— иные особо охраняемые водные объекты федеральногозначения;

­ участки недр федеральногозначения, необходимые для гарантированного обеспечения государственныхпотребностей РФ стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, наличиекоторых влияет на национальную безопасность РФ, обеспечивает основы еесуверенитета, а также для выполнения обязательств по международным договорам РФ.

Ксобственности субъектов РФ относятся природные объекты и ресурсы, ненаходящиеся в федеральной собственности и не переданные в частную имуниципальную собственность, а также приобретенные субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданскимзаконодательством.


3. Право муниципальной собственности
на природные ресурсы

Субъектом права муниципальнойсобственности являются муниципальные образования. От их имени выступают органыместного самоуправления.

В настоящее время вмуниципальной собственности могут находиться лишь земельные участки, расположенныена них обособленные водные объекты и древесно-кустарниковая растительность, атакже объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке.

В муниципальной собственностинаходятся земельные участки:

­ которые признаны таковыми федеральнымизаконами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РоссийскойФедерации;

­ право муниципальной собственности накоторые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

­ которые приобретены по основаниям,установленным гражданским законодательством.

Основанием внесения земельныхучастков в перечень земельных участков, на которые у муниципальных образованийвозникает право собственности, является включение этих земельных участков всостав:

­ земель особо охраняемых природныхтерриторий местного значения, земель водного фонда, занятых обособленнымиводными объектами, находящимися в муниципальной собственности;

­ земель сельскохозяйственногоназначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта,связи, радиовещания, телевидения, информатики, энергетики и иного назначения;земель природоохранного, рекреационного и историко — культурного назначения;земель водного фонда, если на этих находящихся в государственной собственностиземельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся вмуниципальной или частной собственности, за исключением недвижимого имущества,находившегося до приватизации в государственной собственности; эти находящиесяв государственной собственности земельные участки предоставлены гражданину,коммерческой организации, органу местного самоуправления, а такжемуниципальному унитарному предприятию, муниципальному учреждению, другойнекоммерческой организации, которые созданы органами местного самоуправления,за исключением земельных участков, не подлежащих передаче в муниципальнуюсобственность; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недрместного значения;

­ земель запаса в границахмуниципальных образований, если на них не располагается недвижимое имущество,находящееся в государственной собственности, или приватизированное недвижимоеимущество, находившееся до его приватизации в государственной собственности.

Основание передачи земельныхучастков, находящихся в собственности городов федерального значения Москвы иСанкт — Петербурга в муниципальную собственность устанавливается законамиуказанных субъектов Российской Федерации.


4. Право частной собственности
на природные ресурсы

Субъектами права частнойсобственности являются граждане и юридические лица.

В частной собственности могутнаходиться:

­ земельные участки, предоставленныегражданам и юридическим лицам в установленном законом порядке, а такжеприобретенные ими в результате совершения земельных сделок;

­ древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земельномучастке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица, еслииное не установлено федеральным законом;

­ древесно-кустарниковая растительность, которая появилась врезультате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участкепосле передачи его в собственность гражданину или юридическому лицу;

­ обособленные водные объекты (замкнутые водоемы) — небольшие поплощади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи сдругими поверхностными водными объектами;

­ объекты животного мира, изъятые изсреды обитания в установленном порядке.

В соответствии сост. 261 ГК РФ собственник земельного участка вправе использовать по своемуусмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное непредусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, инымизаконами и не нарушает прав других лиц.

Владение, пользование ираспоряжение древесно-кустарниковой растительностью, расположенной на земельномучастке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица,осуществляются собственником в соответствии с требованиями лесногозаконодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации орастительном мире.

Владение, пользование ираспоряжение древесно-кустарниковой растительностью, которая появилась врезультате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельномучастке после передачи его в собственность гражданину или юридическому лицу,осуществляется собственником по своему усмотрению.


Список источников и литературы:Источники:

1. Конституция РФ

2. Земельный кодекс РФ от 25 октября2001 г. N 136-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 29 октября 2001 г. N 44.Ст. 4147.

4. Лесной кодекс РФ от 29 января 1997г. N 22-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 03 февраля 1997 г. N 5. Ст. 610.

5. Водный кодекс РФ от 16ноября 1995 г. N 167-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 20 ноября 1995 г. N47. Ст. 4471.

9. Гражданский Кодекс РФ. Ч. 1. от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // Собрании законодательстваРоссийской Федерации от 5 декабря 1994 г. N 32. Ст. 3301.

1.Бринчук М. М.Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридическихучебных заведений. – М.: Юристъ, 1998.

2.Данилова Н. В.Экологическое право: Конспект лекций. – Томск: изд-во ТГУ, 2001.

Понятие и формы права собственности на природные ресурсы

Собственность на природные ресурсы имеет определяющее значение в системе обществен­ных отношений по природопользованию и охра­не окружающей природной среды.

Право собственности как юридическая кате­гория может пониматься в двух значениях - субъективном и объективном.

Право собственности в субъективном смыс­ле - это право конкретного субъекта владеть, пользоваться и распоряжаться природными ре­сурсами. В объективном смысле право собствен­ности является одним из важнейших институтов Общей части экологического права и представ­ляет собой совокупность правовых норм, кото­рые закрепляют принадлежность природных ре­сурсов, регулируют порядок и условия владения, пользования и распоряжения ими.

Осуществляемые в нашей стране реформы, направленные на формирование рыночной эко­номики, затрагивают в первую очередь отноше­ния собственности. Конституция РФ и действующее законодательство исходят из признания многообразия и равноправия различных форм собственности. В настоящее время в Российской Федера­ции юридически признаются и защищаются государственная, муниципаль­ная, частная и иные формы собственности на природные ресурсы.

Субъекты и объекты права собственности на природные ресурсы

Классификация основных форм собственности на природные ресурсы проводится по его субъектам, в качестве которых могут выступать государ­ство (Российская Федерация и ее субъекты), муниципальные образования (городские и сельские поселения), граждане и юридические лица.

Крупнейшим собственником природных богатств нашей страны является российское государство. В соответствии с законодательством ему принадле­жат большая часть земельного фонда (кроме земельных участков, находящих­ся в муниципальной и частной собственности), лесной фонд, водный фонд, недра, дикий животный мир, особо охраняемые природные территории (кро­ме лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения).

Понятие и состав фондов природных ресурсов как объектов права госу­дарственной собственности раскрываются в земельном, лесном, водном за­конодательстве, законодательстве о недрах и т. д. и рассматриваются в соот­ветствующих темах данного учебного пособия.

Наиболее важная часть природных объектов находится в федеральной собственности. Экологическое законодательство разграничивает объекты права собственности Российской Федерации и ее субъектов исходя из при­знака их общегосударственной значимости. К объектам права федеральной собственности, как правило, относятся природные объекты и комплексы, представляющие общенациональную ценность, связанные с осуществлени­ем функций федеральных органов государственной власти, либо располо­женные на территории двух и более субъектов РФ, а также относящихся к естественным богатствам континентального шельфа и исключительной эко­номической зоны РФ * . В частности, такими объектами являются:

- земельные участки и другие природные объекты, предоставленные для нужд обороны и безопасности, охраны государственных границ и осуществ­ления других функций федеральных органов государственной власти;

- земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транс­портными и космическими системами, объектами ядерной энергетики, связи, метеорологической службы, историко-культурного и природного наследия, а также другими объектами, находящимися в федеральной собственности;

- земельные участки и другие природные объекты государственных при­родных заповедников, национальных, природных парков, государственных природных заказников, лечебно-оздоровительных зон и курортов, других особо охраняемых территорий федерального значения;

- виды растений и животных, занесенные в Красную книгу Российской Федерации;

- виды животных, ценные в хозяйственном отношении и отнесенные к особо охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и более субъектов РФ, а также животные, отнесенные к видам, подпа­дающим под действие международных договоров;

- месторождения полезных ископаемых, имеющие общегосударствен­ное значение;

- лесной фонд РФ и леса на землях обороны;

- водные объекты, расположенные на территориях двух и более субъек­тов РФ, пограничные и трансграничные водные объекты, внутренние мор­ские воды, территориальное море РФ;

- естественные ресурсы морской экономической зоны и континенталь­ного шельфа РФ;

- иные природные ресурсы по взаимной договоренности Российской Федерации и ее субъектов.

В муниципальной собственности - собственности муниципальных обра­зований (городов, районов, поселков и т. д.) - могут находиться земельные участки, обособленные водные объекты, леса (на землях городов), лечебно-оздоровительные местности, курорты и другие природные объекты.

Гражданам и юридическим лицам может принадлежать право частной собственности на земельные участки. Оно распространяется также на все, что расположено на этих земельных участках: обособленные водные объек­ты (замкнутые водоемы), то есть искусственного происхождения непроточ­ные и небольшие по площади водоемы, а также древесно-кустарниковую растительность -деревья и кустарники, находящиеся на дачных, садовых, приусадебных участках, участках для жилищного строительства, предприни­мательской деятельности и др.

Данные виды природных объектов являются неотъемлемой принадлеж­ностью земельных участков, на которых они расположены, поэтому их оборотоспособность определяется в соответствии с нормами земельного и граж­данского законодательства.

Содержание права собственности на природные ресурсы

В содержание права собственности на природные ресурсы входят право­мочия владения, пользования и распоряжения.

Право владения означает закрепленную законом возможность фактичес­кого обладания природным объектом, хозяйственного господства над ним.

Право пользования - это юридическая возможность извлекать из при­родного объекта пользу, его полезные свойства, то есть возможность хозяй­ственной и иной эксплуатации, разработки природного объекта с целью удовлетворения определенных потребностей.

Право распоряжения предполагает возможность в установленных зако­ном пределах определять юридическое положение природного объекта, включая его отчуждение.

Согласно гражданскому законодательству собственник вправе по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, совершать в отношении него любые действия, не противореча­щие закону (ст. 209 Гражданского кодекса РФ).

Вместе с тем в сфере экологических отношений реализация указанных правомочий имеет существенные особенности, связанные как со специфи­кой объектов собственности (природные ресурсы), так и с видами ее субъек­тов (государство, организации, граждане).

Природные ресурсы - особые объекты права собственности, которые не обладают изначальной стоимостью в силу своего естественного происхожде­ния, они ограничены в пространственном отношении, а также имеют особое значение для обеспечения качества окружающей среды, являются основой устойчивого социально-экономического развития общества и благосостоя­ния человека. Конституция РФ устанавливает, что земля и другие природ­ные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как осно­ва жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9).

Поэтому состояние и использование природных ресурсов и окружающей среды в целом - сфера не только и не столько частных, сколько публичных интересов, что предполагает вмешательство государства в регулирование от­ношений собственности на природные ресурсы, установление законодатель­ных ограничений для осуществления составляющих ее правомочий. Как от­мечается в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, принятой на основе документов Конференции ООН по окружаю­щей среде и развитию 1992 г., в современных условиях повышается роль го­сударства-гаранта сохранности окружающей среды и экологической безо­пасности, действенность государственного управления и контроля в области охраны природы * .

Учитывая большую экологическую и социально-экономическую цен­ность природных ресурсов, законодательство предусматривает, что владе­ние, пользование и распоряжение ими в той мере, в какой их оборот допус­кается законом, осуществляется собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде (ст. 36 Конституции РФ, ст.209 Граж­данского кодекса РФ).

В силу рассмотренных причин законодательство предусматривает, что при осуществлении владения и пользования природными ресурсами субъек­ты должны выполнять обязанности по их рациональной эксплуатации и вос­производству, соблюдать экологические требования по их охране от загрязнения, истощения и уничтожения, по защите окружающей среды от вредно­го влияния своей деятельности.

Законом также установлены определенные ограничения в сфере распоря­жения природными ресурсами, которые выражаются в определении его осо­бого порядка и пределов, что обусловлено необходимостью сочетания эконо­мических и экологических интересов общества. Например, правила регистрации сделок с землей, установление максимальных размеров земель­ных участков и целевого характера их использования, ограничение оборота сельскохозяйственных земель и др. Большая часть природных ресурсов вооб­ще изъята из гражданского оборота, поскольку они являются государственной собственностью (лесной и водный фонды, недра, животный мир и др.).

Следует иметь в виду, что правовой режим некоторых видов природных ресурсов в связи с их естественными свойствами достаточно сложно или во­обще невозможно рассматривать в рамках отношений собственности. Так, законом не регулируется право собственности на атмосферный воздух, а по поводу права собственности на водные объекты в Водном кодексе РФ гово­рится, что понятие владения неприменимо во всей полноте к водным объек­там, так как сосредоточенная в них вода находится в состоянии непрерыв­ного движения и водообмена (ст. 31).

Своеобразие положения государства как субъекта права собственности на природные ресурсы состоит в том, что его правомочия владения и поль­зования находят свое реальное воплощение в хозяйственной и иной деятель­ности предприятий, организаций и граждан, которым государство передает природные ресурсы для использования. А правомочие распоряжения осуще­ствляется государством в основном через управленческие функции его ком­петентных органов по определению правового режима природных ресурсов, их предоставлению и изъятию, контролю за использованием и охраной ок­ружающей природной среды и др.

Особенности реализации юридическими лицами правомочий по владе­нию, пользованию и распоряжению природными ресурсами обусловлены характером деятельности этих организаций и зависят от их правоспособно­сти, определенной в уставах и других учредительных документах.

Навигация

Не останавливайтесь, читайте дальше:

Ольга Сергеевна Кулакова

Шпаргалка по экологическому праву

1. Понятие экологического права, его особенности

Экологическое право – самостоятельная комплексная отрасль права, регулирующая отношения в области взаимодействия общества и человека с окружающей средой.

Самостоятельность экологического права обусловлена наличием собственного предмета регулирования – экологически значимого поведения людей – и специфических задач, к которым относятся: сохранение окружающей среды, улучшение ее состояния и качества, восстановление средообразующих элементов, обеспечение экологической безопасности населения и территорий, экологического правопорядка и др. Эти задачи не могут быть решены другими отраслями права. Комплексность экологического права объясняется тем, что оно включает в себя собственно экологические нормы и привлекает для решения поставленных перед ним задач нормы других отраслей права, как фундаментальных, так и производных, вторичных.

Экологическое право характеризуется рядом сущностных проявлений, черт, особенностей, которые помогают раскрыть его содержание и предназначение, уяснить его роль в современной правовой системе России и в мировой правовой системе.

Одна из черт данной отрасли права – ее молодость. В отличие от фундаментальных отраслей экологическое право начало формироваться как отрасль во второй половине XX в. Это произошло в связи с обострившейся социально-экологической обстановкой в мире, в первую очередь в послевоенной Европе, усилением воздействия антропогенных факторов, особенно промышленного производства, сменой технологий, ростом потребления и т. п. Формирование экологического права и на международном, и на национальных уровнях было в основном завершено в 80-е гг. прошедшего века.

С этой чертой экологического права связана и такая его особенность, как чрезвычайная интенсивность развития.

К особенностям экологического права относится и специфичность терминологии, специализированность юридического языка в целом, узкопрофессиональная ориентированность текстов нормативных правовых актов.

Универсальность олицетворяет тенденцию сближения различных правовых систем.

Юстициарность характеризует включенность того или иного права в устоявшуюся систему юстиции.

С содержанием и предметом экологического права и его разнообразием связана и такая его особенность, как смешанность методов правового регулирования.

Глобальность и значимость экологического права в современном мире – важнейшие его характеристики. Эти черты определяют и такую особенность экологического права, как взаимозависимость (и взаимодополняемость) международного и национального регулирования.

Открытость экологического права – важнейшее его свойство.

Исключительные обновляемость и новизна экологического права как его свойства проявляются за счет обособления в нем новых предметов правового регулирования. Эти свойства отражают современную концептуальность и высокий уровень адаптированности экологического права к реальным проблемам.

Российское экологическое право характеризуется значительной ориентированностью на реализуемую государственную экологическую политику.

Можно указать на такую черту экологического права, как конфликтность, которая проявляется в первую очередь между экологическими и экономическими интересами, необходимостью сбережения природных ресурсов и ростом потребления и т. п.

2. Экологическая система как объект правового регулирования

Экологическая система – понятие многоаспектное. Оно применяется как к естественным экосистемам (лес, река), так и к искусственным (закрытый бассейн), где процедуры обмена веществ и энергии под воздействием антропогенной деятельности человека происходят во много раз быстрее, чем в естественных экосистемах.

Анализ экосистемы как понятия многоаспектного и многостороннего, взаимосвязанного со всеми сферами деятельности человека, в большей или меньшей степени позволяет определить ее существенные свойства, имеющие важное значение в плане правового регулирования.

Следует отметить, что отдельного правового акта, регламентирующего общие принципы охраны и использования экосистем, не существует, что обусловлено их разнообразием, различной территориальной сферой существования и природными особенностями каждой из них.

При правовом анализе каждой экосистемы следует помнить о наличии существенных свойств экосистем, их экоциклах.

1. Замкнутость, самостоятельное функционирование экологической системы. Любое, даже косвенное, вмешательство в экосистему оказывает на нее влияние. Наличие экологических проблем, связанных с естественной деятельностью человека, требует разобраться в механизмах, которые поддерживают целостность и функциональную устойчивость экосистем. Разобраться и взять контроль на себя. Здесь неизбежно встает вопрос, который экологи считают важнейшим: искусственно формировать устойчивые, нужные человеку, продуктивные экосистемы. Замкнутость экологических систем обязывает всех граждан и организации учитывать экологические последствия своих действий.

2. Взаимосвязь экологических систем, которая приводит к созданию природных комплексов.

При использовании природных объектов необходим комплексный подход, который в практике экологопользования получил название ландшафтного. Ландшафтный подход в использовании природных объектов предполагает постоянный уход за ландшафтом, включающий систему регулярных мероприятий, направленных на поддержание свойств ландшафта в состоянии, при котором успешно выполняются возложенные на него функции.

3. Биопродуктивность. Способствует самовоспроизводству экосистемы, выполнению той или иной ее функции, что определяет и различный правовой статус земель. Дифференциация земель в зависимости от цели их использования является естественно обусловленной их биопродуктивной функцией, экономическими и экологическими аспектами.

Самовоспроизводство экосистемы – это способность ее к саморегуляции, самовозрождению. В начальный период развития промышленности в России, когда происходили незначительный выброс загрязняющих веществ в атмосферу, сброс сточных вод в водоемы и т. п., процесс саморегуляции осуществлялся до тех пор, пока эти загрязнения и сбросы в огромных количествах не привели к необратимым изменениям в экосистемах.

Данные признаки, характеризующие экосистему, позволяют определить понятие экосистемы, выступающей в качестве объекта правового регулирования. Экологическая система – это естественная сфера окружающей среды, обладающая замкнутой системой взаимосвязей ее составных компонентов, придающей ей устойчивость, взаимосвязанная с другими устойчивыми экологическими экосистемами и имеющая определенную биологическую продуктивность.

3. Механизм действия экологического права

В правовой науке сложилась определенная система взглядов, которую можно именовать теорией механизма действия права. Она включает в себя концепции, гипотезы и объяснения, эмпирические данные и практические рекомендации о совершенствовании отдельных звеньев и механизма действия права в целом. Основные блоки указанной теории сформировались в 70-е гг. и получили свое развитие в различных отраслях права, в том числе экологического, в 80-е гг.

Теория механизма действия права концентрирует в себе:

– указание на характер юридических средств, используемых современным обществом и государством для охраны окружающей среды;

– описание их взаимосвязей;

– динамику взаимодействия юридических средств в направлении реализации стоящих перед экологическим правом задач, т. е. этапы проявления, функционирования механизма;

– обусловленность действия права средой его функционирования и условиями эффективности как механизма в целом, так и отдельных его элементов. Существует несколько моделей механизма действия права.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.