Познание его сущность и структура шпора

1. Познание— процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности - человек - исследует человека, то есть самого себя.

Результаты познания остаются не только в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколения, главным образом, с помощью материальных носителей информации — книг, рисунков, объектов материальной культуры. (Например, Коперник доказал вращение Земли вокруг Солнца, однако это стало достижением не только Коперника или его поколения, но и всего человечества.)

В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию:

• познает окружающий мир непосредственно (то есть открывает нечто новое либо для себя, либо для человечества);

• познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смотрит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры).

2. В философии существуют две основные точки зрения на процесс познания:

•гностицизм;

Сторонники гностицизма(как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.

Агностики(часто — идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма,согласно которой:

• сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями (благодаря ограниченным познавательным возможностям разума);

• сам окружающий мир непознаваем в принципе — человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений — "вещей в себе".

Агностицизм и гностицизм являются не главными различиями в подходе к познанию материалистов и идеалистов. Отличие их подходов в том, что:

•идеалисты считают познание самостоятельной деятельностью идеального разума;

• материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через свою отражательную способность — сознание — изучает сама себя.

3. Современная гносеологияв своем большинстве стоит на позициях гностицизма и базируется на следующих принципах:

•диалектики, что подразумевает необходимость диалектически (то есть с точки зрения развития) подходить к проблеме познания, использовать законы, категории, принципы диалектики;

• историзма — рассматривать все предметы и явления в контексте их исторического возникновения и становления;

• практики — признавать главным способом познания практику — деятельность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя;

• познаваемости - быть убежденным в самой возможности познания;

• объективности — признавать самостоятельное существование предметов и явлений независимо от воли и сознания;

• активности творческого отображения действительности;

• конкретности истины — искать именно индивидуальную и достоверную истину в конкретных условиях.

4. Познающим субъектомявляется человек — существо, наделенное разумом и освоившее арсенал познавательных средств накопленных человечеством.

Общество в целом, которое за свою историю накопило громадный объем материальной и духовной культуры — носителей результатов познания, также является познавательным субъектом.

Полноценная познавательная деятельность человека возможна лишь в рамках общества.

Объектом познанияявляется окружающий мир (бытие во всем его разнообразии), а именно та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта.

Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом называется истиной.

Неадекватное, недостоверное отражение познающим субъектом окружающей действительности, искаженный, не соответствующий действительности результат познания называется заблуждением.

Логическое осмысление субъектом (сознанием) окружающей действительности, опираясь на категории, законы, понятия, прежние ценности, является оценкой.

Основной формой познания и критерием истины при познании является практика.

Практика— конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека.

Главные виды практики:

Функции практики — то, что она является:

•критерием истины;

В процессе познания участвуют в совокупности чувственное, рациональное познание, логика, интуиция.

Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность, и логике.

Рациональное познание основано на разуме, его самостоятельной деятельности.

Близким к рациональному является интуитивное познание, при котором истина самостоятельно приходит к человеку на бессознательном уровне.

32. Чувственное познание и его элементы.

Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность, и логике.

Основные формы чувственного познания: ощущение , восприятие , представление.
Ощущение - это отражение отдельных свойств предмета или явления. В случае стола, например, - его формы, цвета, материала (деревянный, пластмассовый). По количеству органов чувств различают пять основных видов ("модальностей") ощущений: зрительные, звуковые, осязательные (тактильные), вкусовые и обонятельные. Наиболее важной для человека является зрительная модальность: через нее поступает более 80% чувственной информации.

Восприятие дает целостный образ предмета, отражающей уже совокупность его свойств; в нашем примере - чувственно-конкретный образ стола. Исходным материалом восприятия, таким образом, являются ощущения. В восприятии они не просто суммируются, а органически синтезируются. То есть мы воспринимаем не отдельные "картинки"-ощущения в той или иной, (чаще калейдоскопической) их последовательности, а предмет как нечто целое и устойчивое. Восприятие в этом смысле инвариантно относительно входящих в него ощущений.
Представление выражает образ предмета, запечатленный в памяти. Оно является воспроизведением образов предметов, воздействовавших на наши органы чувств в прошлом. Представление не такое четкое, как восприятие. Кое-что в нем опускается. Но это и хорошо: опуская одни черты или признаки и удерживая другие, представление делает возможным абстрагирование, обобщение, выделение повторяющегося в явлениях, что очень важно на второй, рациональной, ступени познания. Чувственное познание являет собой непосредственное единство субъекта и объекта; они даны здесь как бы слитно, нераздельно. Непосредственное не значит ясное, очевидное и всегда правильное. Ощущения, восприятия, представления нередко искажают действительность, неточно и однобоко воспроизводят ее. К примеру, карандаш, опущенный в воду, воспринимается как изломанный.

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

Сознание, знание и познание тесно связаны между собой не только потому, что у этих слов один корень, но и потому, что они не существуют друг без друга. Когда в марксистской философии утверждается, что сознание не только отражает мир, но и творит его, речь идет не о первичности сознания, а о его активности. Человек, владея сознанием, способен познавать мир и использовать полученные знания для преобразования его. Как же происходит процесс познания? Какова его структура? В каких формах существует и функционирует полученное в результате познания знание, какова логика процесса познания? Каковы критерии процесса познания и его результатов? Эти проблемы относятся к такому разделу философии, как гносеология и будут рассмотрены в последующих лекциях.

1.Сущность и структура познания.

Познание – это всегда субъект-объектные отношения. Субъектом познания может выступать как индивид, так и различные социальные общности, вплоть до человечества. Объект – то, на что направлено наше познание. Даже когда человек занимается самопознанием, эти отношения не исчезают. Просто человек в этом случае выступает и субъектом и объектом познания.

Хотя большинство философов признавали познаваемость мира, это не означает, что они одинаково рассматривали этот процесс. При рассмотрении познания возникает целый ряд вопросов, ответы на которые помогают по-нять всю сложность стоящей перед философами задачи. К таким вопросам относится исторически оспариваемый философами разных школ и направле-ний вопрос о роли в процессе познания чувств и разума, об их приоритете. Древнеиндийские философы, принадлежавшие к школе чарваков, утверждали, что важнейшую роль в познании играют чувства, а разум – только мешает. Это – сенсуализм, имеющий многовековую историю. Демокрит, Платон, элеаты, Декарт и многие другие, утверждавшие, что главную роль в познании играет разум, принадлежат к отряду рационалистов. Но уже Аристотель счи-тал, что в процессе познания функционируют две ступени: чувственная и умственная (т.е. рациональная). При этом познание начинается с чувственно- го восприятия мира, а сущность постигается разумом.

Но здесь речь идет о тех философах, которые так или иначе признавали познаваемость мира человеком. Но ведь история знает немало таких филосо- фов, которые считали, что мы можем познать только свои ощущения, что мир – это только комбинация ощущений, что нельзя утверждать о существовании чего бы то ни было за пределами наших ощущений, что внешний мир непозна-ваем. Это – агностицизм (греч. а – не, gnosis – знание), присущий представи-телям субъективного идеализма.

Агностицизм вырос из скептицизма древнегреческого философа Кратила, сомневавшегося в возможностях познания постоянно изменяющего- ся мира. В Новое время в философии Д.Юма, а затем и И.Канта скептицизм был доведен до предела и перерос в полное отрицание познаваемости мира – в агностицизм. Он характерен для представителей субъективного идеализма. Об этих философах речь шла более подробно в лекциях по истории философии.

Конечно, определенная доля скептицизма в научном познании должна иметь место, чтобы избежать догматизма. Не случайно, в ХХ веке возникла фальсификационная модель развития науки, предлагающая не превращать в догму прежние знания в изменившихся условиях.

Познание, как и сознание, связано со способностями нашего мозга отра- жать в виде субъективных и идеальных образов все то, что мы воспринимаем от действительности с помощью наших чувств. Этих чувств (академик И.П.Павлов называл их анализаторами) у человека пять: слух, зрение, обоня-ние, осязание, вкус. Эти чувства и служат проводниками информации от пред-метов и процессов действительности к соответствующим участкам коры головного мозга, где и возникают образы объективной действительности. Отражение вообще это – фиксация свойств одних предметов в свойствах других предметов при их взаимодействии. Адекватное отражение субъектом объекта и составляет суть процесса познания. Но на процесс познания оказывают существенное влияние потребности и интересы субъекта, система его ценностей, жизненный опыт, имеющиеся знания. Поэтому познание выступает как обобщенное отражение, итог всей предшествующей жизни человека, да и истории всего человечества.

Таким образом, можно сказать, что субъектом познания, носителем активности, направленной на объект, выступает человеческое общество, которое через своих индивидов адекватно отражает действительность. Отсюда ясно, что процесс познания носит общественно-исторический характер.

Объектом же познания человечества является весь объективный, субъек-тивный и трансцендентный мир – природа, общество, человек, его психиче-ские сознательные и бессознательные процессы. Но так как мир в целом бес-конечен, то бесконечен и процесс познания.

Познавая мир, человек использует эти знания для практического преобразования действительности. Если сознание – отражение мира в виде субъективных и идеальных образов, то познание – это чувственная и логическая обработка человеком поступившей в мозг в виде образов инфор-мации с целью приспособления окружающей его действительности или изме-

нения ее в соответствии с его потребностями и интересами.

Структура процесса познания

его использования и т.п., чувствами невозможно. Дело в том, что сущность не совпадает с явлением, она скрыта от глаз исследователя и познается только в процессе логического мышления, т.е. умственно. Поэтому-то в отличие от обыденного, житейского уровня познания, познания на уровне явлений, необходимо теоретическое, систематизированное познание действительности.

Научное познание и идет от явления к сущности, от сущности первого порядка – к сущности второго порядка и т.д. до бесконечности.

В каких же формах функционирует знание на чувственном этапе познания?

Познание как форма активного отношения человека к миру представляет собой сложное, структурно организованное явление. Основные структурные элементы познания:

- объект познания (что познается?);

- субъект познания (кто познает?);

- механизм, средства познания (как происходит процесс познания?);

- цель познания (зачем познаем?).

Понимание взаимосвязи и взаимообусловленности этих составляющих необходимо для определения сущности познавательного процесса.

В основе познавательной деятельности – взаимодействие субъекта и объекта.

Субъект познания – это носитель познавательной деятельности, источник активности, направленной на объект. Объект познания – это та часть объективной реальности, на которую направлена познавательная деятельность субъекта. Субъект и объект познания – это парные категории, диалектически взаимосвязанные между собой. Познавательная деятельность и ее результат представляют собой единство объективного и субъективного: познание объективно по своему содержанию, т.к. отражает процессы и явления, существующие независимо от человеческого мышления, и субъективно по своей форме, т.к. его носителем является только человек, т.е. субъект.

В разных философских учениях субъект и объект познания понимаются по-разному. В объективном идеализме признается существование мышления вне человека и до человека; субъектом познания здесь признается высшее объективное духовное начало, творящее и познающее действительность, а познавательная деятельность человека подчинена этому подлинному субъекту. Например, в учении Гегеля абсолютная идея оказывается и субъектом, и объектом познания (…). В субъективном идеализме сознание человека рассматривается как единственная реальность, выступает субъектом и объектом мышления и познания, т.е. является субъектом самого себя. В механистическом материализме XVII – XVIII вв. (Дж. Локк, Т.Гоббс) объект рассматривался как нечто существующее независимо от субъекта, а субъект – как отдельный человек, обладающий способностью созерцания и мышления и пассивно воспринимающий объект.

В диалектическом материализме познание рассматривается как общественное явление. Знание не является результатом деятельности отдельного человека, изолированного от общества, оно невозможно без опоры на знания, накопленные в общественном опыте и вне общественной практики. Гносеологический субъект имеет социальную природу, это человек, усвоивший достижения материальной и духовной культуры общества. История науки приводит примеры гениальных ученых и их учений, но они в своих научных построениях опирались на опыт и знания многих предшествующих поколений. Поэтому в гносеологии субъект рассматривается в безличной форме – это человек не как отдельно взятый индивид, а как обобществленное человечество, как общество в целом. Гносеологию интересуют не личностные характеристики ученого, а содержание знания, его отношение к действительности, процесс его развития.

Идеология

1.Идеология как социальный феномен, её сущность. Содержание идеологии. Социально-исторической системой представлений о мире стала идеология как система рационально- логического обоснования поведения людей, их ценностей, норм взаимоотношений, целей и т.д. Идеология как явление во многом сходна с религией и с наукой. От науки она восприняла доказательность и логичность своих постулатов, но, в отличие от науки, идеология призвана давать оценку явлениям действительности (что хорошо, что.

Политология. Универсальная шпаргалка

Политология развивается в тесном взаимодействии с другими гуманитарными науками. Их всех объединяет общий объект исследования — жизнь общества во всем многообразии ее конкретных проявлений.

Сегодня невозможно изучать сложные политические процессы, не учитывая взаимодействие общественных (гуманитарных) наук.

1) Политология тесно связана с экономикой. Экономика дает соответствующее обоснование реализации экономических.


В эту шпаргалку по философии входят лекции, отвечающие на следующие вопросы:

1. Предмет философии. Специфика философского знания.
2. Мировоззренческое содержание философии. Философия, мировоззрение, медицина.
3. Научное содержание философии. Философия, наука, медицина.
4. Проблемы философии, их роль в медицине,
5. Функции философии в культуре общества, медицине, личности врача.
6. Становление философии в цивилизациях Древней Индии и Древнего Китая: специфика, достижения, современное значение.
7. Классические философские системы античности (Платон, Аристотель): достижения, современное значение.
8. Натурфилософия и антропологические учения античной философии: достижения, современное значение.
9. Средневековая философия: специфика, основные учения, достижения, значение в культуре и медицине.
10. Философия эпохи Возрождения: специфика, учения, значение в культуре и медицине.
11. Эмпирическая западноевропейская философия 17 - нач. 18 в.: учения, достижения, значение в культуре и медицине.
12. Рационалистическая западноевропейская философия 17 - нач. 18 в.: учения, достижения, значение в культуре и медицине.
13. Немецкая классическая философия: специфика, достижения, значение в культуре и медицине.
14. Неклассическая философия 19 вв. специфика, учения, значение в культуре и медицине.
15. Зарубежной философии 20 в.: основные направления, достижения, значение в культуре и медицине.
16. Русская философия: специфика, основные учения, значение в культуре и медицине.
17. Проблема бытия и его атрибутов в философии: содержание, место в структуре философского знания.
18. Философская, научная, религиозная модели бытия: содержание, значение для медицины.
19. Современная философия и наука о составе, типах, строении бытия.
20. Содержание проблемы сознания и парадигмы её решения. Проблема сознания в медицине.
21. Генезис сознания как проблема философии.
22. Содержание проблемы жизни и парадигмы её решения. Проблема жизни и медицина.
23. Аксиологические проблемы понимания жизни и медицина.
24. Диалектика; её исторические формы, принципы и функции, значение для медицины.
25. Развитие как атрибут бытия, основные законы развития. Методологическая роль законов диалектики в медицине.
26. Категории детерминизма: причина и следствие необходимость и случайность, возможность и действительность - их методологическое значение в медицине.
27. Категории состава: сущность и явление, содержание и форма, система и структура - их методологическое значение в медицине.
28. Общество как система бытия. Теоретические модели философского познания общества.
29. Природа и общество: основы взаимодействия. Традиционная и техногенная цивилизации, их влияние на природу.
30. Содержание проблемы человека и парадигмы её исследования. Человек в системе медицинского знания.
31. Сущность и качества человека в контексте современной науки, философии, медицины.
32. Антропогенез как проблема философии и науки.
33. Человек и здоровье: гуманитарный и медицинский аспекты.
34. Культура: проблема сущности и типологии. Человек как творец и творение культуры.
35. Мораль и нравственность в системе культуры общества и личности.
36. Религия и свободомыслие в системе культуры общества и личности.
37. Личность и её ценностные ориентации.
38. Содержание глобальных проблем современной цивилизации. Роль медицины в их решении.
39. Наука в системе культуры общества и личности. Наука и медицина.
40. Познания как система. Творчество в познании и практика.
41. Истина, вера, интуиция в системе познавательной деятельности и в медицине.
42. Чувственное познание: основные формы, функции, роль в медицине.
43. Рациональное познание: основные формы, функции, роль в медицине.
44. Структура научного познания, методы и формы.
45. Биоэтика и философско-этические проблемы в медицине.
46. Философско-методологические основания медицины.
47. Человек как биосистема и проблема здоровья в техногенной цивилизации.


48. Научные революции и смена типов рациональности.
49. Социальная философия об экономической системе общества: содержание, функции.
50. Социальная философия о социальной системе общества: содержание, функции.
51. Социальная философия о политической системе общества: содержание, функции.
52. Социальная философия об идеационной системе общества: содержание, функции.
53. Общественная динамика: общественный прогресс и его движущие силы.
54. Любовь и творчество в жизнедеятельности человека.

Процесс познания анализирует раздел философии, называемый гносеология (от греч. - познание). Это философская теория, которая изучает общие принципы, формы и методы человеческого познания.

Иногда теория познания так и называется: теория отражения. Эта традиция идет от французского философа Р. Декарта.

Отражение – это свойство материи (объектов) воспроизводить признаки отражаемых предметов. В неживой природе возникли следующие основные формы отражения: 1) механическое отражение (след на песке, на пластилине); 2) химическое отражение (изменение цвета лакмусовой бумаги); 3) отражение света (электромагнитных волн) – фотография.

Затем возникает допсихическая форма отражения. Она получила название – раздражимость. Примером является одинаковая реакция растения росянки на прикосновение насекомых или песчинку. В последующем в процессе эволюции появляется психическая форма отражения (сначала у животных, потом у людей): ощущение, восприятие, представление. На определенном этапе развития человека у него возникает логическое отражение в таких формах как понятия, суждения, умозаключения.

В философии существуют и другие точки зрения о сущности процесса познания:

- Платон разрабатывал теорию познания как теорию припоминания – анамнезис.

- Сенсуализм – признавал чувственную форму познания (ощущения, восприятия) главным источником правильного знания. См. философию Д. Локка.

- Рационализм – признавал разум основой (главным источником) правильного знания и поведения людей. Чувственное познание, с этой точки зрения, ведет к недостоверному знанию. См. философию Р. Декарта.

- Иррационализм – ограничивает или отрицает возможности разума в достижении истинного знания. С позиций иррационализма есть явления, которые не могут быть познаны при помощи мышления. Но их суть может быть раскрыта с помощью других способов – интуиция, медитация, транс, мистическое озарение, божественное откровение.

- Процесс познания представляет собой единство чувственного и рационального познания.

Рассмотрим содержание последней позиции по вопросу процесса познания: познание - есть единство двух форм познания: чувственного и рационального (логического).

Чувственное познание – это ступень, позволяющая отражать мир в наглядных образах. Здесь познание реализуется в трех основных формах: ощущения, восприятия, представления.

Ощущение – отражение психикой отдельных свойств предметов. Например, сладкое, горькое, твердое, мягкое. С помощью ощущений люди получают информацию о различных свойствах окружающих их предметов. Человек обладает пятью основными органами чувств: зрение, осязание, вкус, слух, обоняние.

1. Органы чувств ограничены в отражении действительности. Имеется в виду, что человек воспринимает не все, что есть вокруг него. Для органов чувств существуют определенные границы. Например, с помощью зрения люди воспринимают окружающий мир в узком диапазоне электромагнитных колебаний от 360 до 760 миллимикрон. Человек не воспринимает ультрафиолетовые и инфракрасные лучи.

2. Ощущения не всегда совпадают с физико-химическими свойствами вещей, явлений, которые человек воспринимает. Например, субъективно человек слышит музыку, а объективно существует звуковая волна определенного тона и ритма.

4. Субъективность ощущений – мы знаем только свои ощущения. Например, практически невозможно рассказать человеку, что такое боль, так, чтобы у него возникло ощущение боли, если он никогда сам подобной боли не испытывал.

Восприятие – целостный образ предмета, воздействующего на органы чувств, образ предмета в целом. Восприятие может возникнуть только тогда, когда: 1) раздражаются одновременно несколько рецепторов. Например, зрительные, вместе со слуховыми и осязательными; 2) изменения в воздействие на рецепторы происходят синхронно. Таким образом, для возникновения ощущений достаточно воздействия на один рецептор, например, зрение. Для появления восприятия нужны, как минимум два рецептора, например, зрительный и осязательный.

Представление – образ предмета, явления, который человек воспринимал ранее, а в данный момент не взаимодействует. Это часть информации, извлекаемой из хранилищ памяти. В представлении возникают образы предметов, которые существуют в реальности. На основе восприятий и представлений могут возникать различные новые образы. Эта особенность называется воображением. Оно позволяет создавать образы предметов, явлений, не существующих в реальности: гоблины, лернейская гидра, феи.

Итак, чувства через ощущения, восприятия и представления играют важную роль в познании окружающего мира.

Однако их возможности в познании ограничены. Например, чувства фиксируют только внешние свойства предметов и не могут проникать в глубь, сущность явлений.

Эту функцию выполняет вторая ступень познания – логическая, рациональная, или собственно мышление.

Мышление – форма отражения действительности; способ познания человеком существенных свойств, связей предметов и явлений, средство создания новых идей.

Мышление осуществляется в трех формах: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие – отражение в обобщенной, логической форме существенных свойств явлений и предметов. Примеры понятий: число, государство, животное, человек, Космос, категорический императив, атом. Понятие отличается от восприятия. Например, восприятие отражает внешний облик какого-то конкретного человека. Понятие же характеризует существенные признаки человека, такие как: биосоциальность, разумность, способность к творчеству, свобода.

Третьей формой логического познания является умозаключение. Умозаключение – форма мышления, позволяющая в ходе рассуждения получать новое знание не основе уже имеющегося. В процессе умозаключений происходит переход от известного к неизвестному посредством установления связи суждений и выведения одних суждений из других. Суждения, на основе которых делаются выводы, называются посылками. Выведенное из них новое суждение называется следствием или заключением.

Существуют следующие основные типы умозаключений:

Индуктивное – форма мышления, при которой из частных посылок делается общий вывод. Например, установлено, что и медь, и железо, и свинец, и золото, и платина проводят электричество. На этом основании можно сделать вывод: все металлы проводят электричество.

Дедуктивное – форма мышления, при которой из общих положений делается частный вывод об отдельных предметах. Например, первая посылка: Все металлы проводят электричество. Вторая посылка: Медь – металл. Вывод: следовательно, медь – проводит электричество.

Итак, человеческое познание осуществляется в единстве двух ступеней: чувственной (ощущения, восприятия, представления) и логической (понятия, суждения, умозаключения).

Сознательное и бессознательное

Сознательное, осознаваемое связано с природой и структурой сознания.

Представители различных философских школ по-разному отвечают на вопрос о природе сознания и особенностях его формирования.

Естественно-научный подход:Сознание — проявление функций головного мозга, вторичное по сравнению с телесной организацией человека

Сознание — способность человека целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах.

Структура сознания

• Восприятие органами чувств окружающего мира и самого себя — получение первичных знаний.

• Логико-понятийные способности и знания, получаемые на их основе — возможность выйти за пределы непосредственно чувственно данного, достичь сущностного понимания объектов;

• Эмоциональные компоненты — это сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий и т. п.

• Ценностно-смысловые компоненты — это сфера высших мотивов деятельности, ее духовных идеалов, способности к их формированию и пониманию (воображение, интуиция).

Исследователи человеческого сознания обращают внимание на то, что оно не только сложное, но еще и системное, органически целостное, упорядоченное образование.

Одно из важнейших свойств сознания человека — его активность.

Проявления активности сознания: отражает мир целенаправленно и избирательно; разрабатывает прогнозы развития природных и социальных явлений и процессов; конструирует теоретические модели, объясняющие закономерности окружающего мира; служит основой преобразовательной деятельности человека.

Возникновение сознания является результатом эволюции природы. С усложнением жизни на Земле появляется живая природа, характеризующаяся наличием элементарных форм отражения: раздражимости, возбудимости, чувствительности. Дальнейшие эволюционные процессы приводят к формированию мозга, центральной нервной системы, психики животного, а затем и психики человека. Качественно новый этап развития психики — возникновение сознания человека — был обусловлен такими социальными факторами, как изобретение орудий труда, создание предметов культуры и возникновение на определенном уровне развития человека знаковых систем.

Человек не только осознает мир, его сознание обращено на самого себя — он осознает себя как личность. Это явление принято называть самосознанием.

Самосознание — осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Кроме сознательного, у человека есть и сфера бессознательного.

Бессознательное — это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им.

Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, состояниях и свойствах человека. У человека есть бессознательная память, бессознательное мышление, бессознательная мотивация, бессознательные ощущения и др.

К бессознательному в личности человека относят такие качества, потребности, интересы и т. п., которые человек не осознает, но которые находят свое проявление в различных его непроизвольных действиях и психических явлениях. Бессознательное в личности проявляется в виде ошибок (оговорки, описки и т. п.); забываний (имен, обещаний, намерений, фактов, событий и т. п.); фантазии, мечты, грез или сновидений.

По мнению 3. Фрейда (1856—1939) — австрийского психолога и невропатолога, основателя психоанализа, — ошибки не являются случайными нарушениями письменной или устной речи. Ошибки возникают в результате столкновения бессознательных намерений человека с четко осознаваемой им целью действия. Ошибка есть результат преобладания бессознательного над сознательным.

Сновидениями грезы, по Фрейду, свидетельствуют о бессознательных желаниях, чувствах, намерениях человека, его неудовлетворенных или не вполне удовлетворенных жизненных потребностях. Для расшифровки сновидений необходим специальный метод, который называется психоанализом.

Бессознательные явления вместе с сознанием управляют поведением человека. Однако роль их в этом управлении различна. Сознание управляет самыми сложными формами поведения:

— когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуальные, сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;

— когда человеку требуется преодолеть некоторое сопротивление (физическое или психологическое);

— когда человеку нужно осознать, что он находится в сложной конфликтной ситуации, и найти из нее оптимальный выход;

— когда человек попадает в ситуацию, которая содержит для него угрозу в случае непринятия немедленных действий.

Познание, его сущность и основные формы.

Позна́ние— совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом гносеологии (теории познания). Устанавливая сущность познания, его формы и принципы, теория познания стремится ответить на вопрос, как возникает знание и как оно соотносится с действительностью. Познание изучается не только философией. Существует ряд других специальных наук и научных дисциплин, исследующих тот же предмет: когнитивная психология, научная методология, история науки, науковедение, социология знания и т. д. Однако большинство этих наук изучают познание, рассматривая только его отдельные аспекты. В целом познание остаётся особым предметом изучения именно философии.

Формы познания[править | править вики-текст]

Говоря о формах познания, выделяют прежде всего научное и ненаучное познание, причём к последнему относятся обыденное и художественное познание, а также познание мифологическое и религиозное.

Научное

Основная статья: Научный метод

Научное познание, в отличие от других многообразных форм познания — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений наблюдаемой действительности.

Художественное

Отражение существующей реальности через знаки, символы, художественные образы.

Философское

Философское познание представляет собой особый тип целостного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём. Философское познание основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология и онтология. В процессе философского познания субъект стремится не только понять бытие и место человека в нём, но и показать, какими они должны быть (аксиология), то есть стремится создать идеал, содержание которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами.

Мифологическое

Мифологическое познание характерно для первобытной культуры. Такое познание выступает как целостное дотеоретическое объяснение действительности при помощи чувственно-наглядных образов сверхъестественных существ, легендарных героев, которые для носителя мифологического познания предстают реальными участниками его повседневной жизни. Мифологическое познание характеризуется персонификацией, олицетворением сложных понятий в образах богов и антропоморфизмом.

Проблема истины.

Истина – это цель, к которой направлено познания.

На протяжении всего развития философии предлагается целый ряд вариантов ответа на этот важнейший вопрос теории познания. Еще Аристотель предложил его определения, в основе которого лежит принцип корреспонденции: истина – это соответствие знания объекту, действительности.

Р. Декарт предложил свое определение: важнейший признак истинного знания – ясность. Для Платона и Гегеля истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является с их точки зрения раскрытием духовной, разумной первоосновы мира.

Д.Беркли, а позже Мах и Авенариус рассматривали истину как результат совпадения восприятий большинства.

Наконец, позиция прагматизма сводится к тому, что истина состоит в полезности знания, его эффективности. Разнообразие мнений достаточно велик, однако наибольшим авторитетом и самым широким распространением пользовалась и пользуется классическая концепция истины, берущая свое начало от Аристотеля и сводится к корреспонденции, соответствия знания объекта.

Четыре аспекта истины: объективность, абсолютность, относительность, конкретность.

Объективность исторических .: с т классической концепции истины не существует субъективных истин, истина -всегда объективная; с т гносеологического анализа истины субъективных истин не существует, поскольку понятие субъективности противоречит определению понятия истины. Источником информации, которую мы определяем истиной, является сам объект. Истина – информ. об объекте, поэтому она всегда объективна.

Абсолютность и относительность истины. Любая истина как знание является только относительной. Не существует абсолютной истины, то есть истина меняется.

Понимание Гегеля абсолют, истины: знания обо всем, что было, есть и будет; абсолютное знание обо всем.

Существуют вечные истины – истины которые являются конечными с какого вопроса, но они являются банальными, не являются интереса для науки; выступают как элементы абсолютно достоверного знания в знании относительном. Любое относительное знание содержит такое знание, которое уже не будет пересматриваться в процессе дальнейшего развития науки. Объем такого знания в относительном знании постоянно растет, но никогда не вытеснит относительного. Абсолютная истина – идея, идеал науки.

Конкретность истины – зависимость истины от условий времени и места. Любая истор. эпоха накладывает определенные границы на наши знания. Мы не в состоянии перейти в другую эпоху знания. Любое знание исторически ограничено; направлено на объект (то есть знание – знание о некий объект, поэтому, если мы отрываем знания от объекта, ситуации, в которой оно создавалось, перенесем это знание на др. объект, то оно может стать ошибкой.

Итак, истина одна – она объективна, поскольку содержит знание, не зависит ни от человека, ни от человечества, но она в то же время и относительна, так как не дает исчерпывающего знания об объекте. Более того, будучи истиной объективной, она содержит в себе и частицы, зерна истины абсолютного. И в то же время истина конкретна, поскольку сохраняет свое значение лишь для определенных конкретных условий времени и места, а с их изменением может превратиться в свою противоположность.

Путь к истине лежит через крайности и заблуждения. Заблуждение – это такое содержание сознания, не соответствует реальности, но принимается за истинное. Ложь – намеренное искажение действительного положения дел с целью обмануть кого-нибудь. Вместе с тем сам факт возможности для познания впадать в заблуждение в процессе поиска истины требует определения, что является критерием истины.

Понятие мышления.

Мышле́ние (гр. ноэзис) — это познавательная деятельность человека. Оно является опосредованным и обобщённым способом отражения действительности.

Особенностью мышления является свойство получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты. Это свойство мышления осуществляется посредством таких умозаключений как аналогия и дедукция.

Мышление связано с функционированием мозга, однако сама способность мозга к оперированию абстракциями возникает в ходе усвоения человеком форм практической жизни, норм языка, логики, культуры. Мышление осуществляется в многообразных формах духовной и практической деятельности, в которых обобщается и сохраняется познавательный опыт людей. Мышление осуществляется в образно-знаковой форме, основные результаты его активности выражаются здесь в продуктах художественного и религиозного творчества, своеобразно обобщающих познавательный опыт человечества. Мышление осуществляется также в собственной адекватной

ему форме теоретического познания, которое с опорой на предшествующие формы приобретает неограниченные возможности умозрительного и модельного видения мира.

Мышление изучается почти всеми существующими научными дисциплинами, являясь в то же время объектом исследования ряда философских дисциплин — логики, гносеологии, диалектики.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.