Понятие виды и характеристика внутренних функций государства шпора

Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность, социальное на­значение, задачи и цели государства по управлению обществом в присущих ему формах и свойственными ему методами.

По направленности функции государства подразделяются на внутренниеивнешние. Внутренние функции направлены на ре­шение внутренних задач страны, показывают степень активно­сти воздействия государства на данное общество, а внешние - на установление и поддержание взаимовыгодных отношений с другими (зарубежными) государствами и мировым сообществом в целом. В современных условиях между внутренними и вне­шними функциями усиливается взаимосвязь, взаимозависи­мость и взаимопроникновение.

К внутренним функциям государства относятся: экономическая; социальная; обеспече­ние прав и свобод человека и гражданина, охрана правопоряд­ка; экологическая; стимулирование научно-технического про­гресса и ограничение его вредных последствий; информацион­ная.

Экономическая функция современного государства имеет антикризисную направленность и нацелена на создание соци­ально ориентированной рыночной экономики, учитывающей и согласовывающей интересы производителей и потребителей.

Экономику, в которой сочетаются рыночное саморегулиро­вание с государственно-правовым регулированием, принято называть смешанной. Сегодня государства со смешанной эко­номикой доминируют в мире и вряд ли сохранились страны, имеющие экономику в классическом (чистом) рыночном вари­анте.

Данная функция государства обеспечила экономике многих стран защиту от разрушительных экономических кризисов, за­тяжных депрессий, экономика приобрела большую устойчи­вость и динамизм. Неотъемлемой частью экономической функ­ции государства является охрана существующих форм собствен­ности.

Главное назначение социальной функции - устра­нить или смягчить возможную социальную напряженность в обществе, не допускать большого разрыва между богатством и бедностью, развивать здравоохранение, образование, культуру. Рассматриваемая функция свя­зана с понятием социального государства, деятельность кото­рого направлена на создание условий, обеспечивающих достой­ную жизнь и свободное развитие человека.

В современных условиях возрастает роль государства в деле поддержания и развития здравоохранения, образования и культуры (пример, национальные проекты в России). Оно разрабатывает и реализует програм­мы, стабилизирующие занятость населения и сокращающие безработицу. Для управления названными видами деятельности го­сударством создаются и финансируются соответствующие орга­ны и учреждения.

Правопорядок - необходимое условие нормальной жизнедеятельности любого организованного в государство об­щества, его объективная необходимость. Правопорядок есть итоговое состоя­ние урегулированности, упорядоченности отношений в обще­стве. Его единичным актом является правомерное поведение конкретного субъекта права. Равно как единичным актом его подрыва (деформации) служит противоправное поведение (пра­вонарушение). Господство правомерного поведения всех субъектов права приводит в итоге к идеальному правопорядку, к желанному для всех спокойствию и полной общественной безопасности.

Экологическая функция или функция охраны природы и рационального использования природных ресурсов. В конце XX - начале XXI в. на планете отмечается факт обострения экологических проблем. Загрязнение воздуха, водных источников, повышение радиации, кислотные дожди, сокращение лесов создают реальную угрозу растительному и животному миру, здоровью и жизни человека. В этих условиях экологическая функция при­обрела исключительное значение не только в отдельных стра­нах, но и в глобальном, международном масштабе, преврати­лась в проблему спасения планеты, сохранения человечества.

Научно-технические достижения XX в. предопределили появление у многих государств мира новой функции - стиму­лирование научно-технического прогресса и ограничение его вред­ных последствий.

Данная функция имеет двоякое проявление.

С одной стороны, деятельность государства проявляется в стимулировании научно-технического прогресса. Государство поддерживает и защищает интеллектуальную соб­ственность, создает условия для успешной научной деятельно­сти, обеспечивает справедливую оценку научного труда и дос­тойное вознаграждение за внедрение результатов научных раз­работок в наукоемкие технологии.

С другой стороны, человечество не сразу осознало вредные последствия научно-технического прогресса, а государ­ство с опозданием и недостаточно энергично стало применять адекватные меры по ограничению этой опасности. В современных условиях создание экологически чистых произ­водств, безотходных технологий - одна из важнейших целей, достижение которой позволит человечеству выжить. Сегодня экологическая функция и по этой причине требует иной сте­пени обязательности, ответственности, применения предупре­дительных и карательных средств и мер против экологических правонарушений.

К появлению новой информационной функции государ­ства подталкивает развивающаяся информатизация об­щества, создание баз данных, информационных си­стем, формирование общемирового информационного пространства.

Информационная функция имеет свой объект воздействия, содержание, способы и структуры обеспечения. Специфика данной функции заключается в способах ее воздействия на об­щество: целенаправленное информирование населения (а под­час и манипулирование общественным сознанием). Различные спо­собы передачи информации создают необходимые условия для нормального функционирования всех ветвей власти и органов государства.

Дата добавления: 2015-04-07 ; просмотров: 1156 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.

  • 1 ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 2 МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 3 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С ДРУГИМИ ГУМАНИТАРНЫМИ НАУКАМИ
  • 4 ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 5 СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И НОРМЫ ПЕРВОБЫТНО—ОБЩИННОГО СТРОЯ
  • 6 ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  • 7 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА
  • 8 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  • 9 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА. КЛАССОВОЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА
  • 10 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ КАК ОСОБАЯ РАЗНОВИДНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ВЛАСТИ
  • 11 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ
  • 12 ПОНЯТИЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
  • 13 КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
  • 14 ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
  • 15 ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА. ФОРМА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
  • 16 СООТНОШЕНИЕ ФОРМЫ И ТИПА ГОСУДАРСТВА
  • 17 ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
  • 18 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
  • 19 ГОСУДАРСТВЕННО—ПРАВОВОЙ (ПОЛИТИЧЕСКИЙ) РЕЖИМ
  • 20 МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
  • 21 ОРГАН ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ
  • 22 ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА
  • 23 ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И СУБЪЕКТЫ. МЕСТО ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права. Шпаргалка (Л. Н. Терехова) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

13 КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

Классификация функций государства —

выделение основных направлений деятельности государства, которое осуществляется по следующим основаниям:

1) по сфере деятельности государства:

а) внутренние – функции, которые государство осуществляет на своей территории с целью решения внутриполитических задач:

– функция охраны прав и свобод человека и гражданина;

– функция обеспечения правопорядка;

– функция социальной защиты;

б) внешние – функции, которые государство осуществляет за пределами своей территории с целью решения внешнеполитических задач государства:

– функция обороны страны;

– функция поддержания мирового порядка;

– функция сотрудничества с другими государствами и т. п.;

2) по продолжительности осуществления:

а) постоянные – функции, которые государство осуществляет в течение всего развития;

б) временные – функции, которые носят краткосрочный характер и прекращают свое действие с решением определенной задачи;

3) по значимости и степени общности:

а) основные – функции, с помощью которых осуществляются наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по выполнению основных стратегических задач и целей, поставленных перед государством. Объект – общественные отношения, обладающие известным сходством; б) неосновные – функции, которые представляют собой составные части основных функций и направлены на выполнение государством конкретных задач. Объект – общественные отношения, которые возникают в строго определенной области;

4) по сферам общественной жизни, которые являются объектами государственного воздействия:

д) фискальные (финансовый контроль);

5) по функциональному назначению:

В классификации функций государства не следует выделять функции государственных органов, которые представляют собой реализацию компетенции, прав и обязанностей отдельных органов и их должностных лиц в соответствии с занимаемым ими местом в государственном механизме и политической системе общества.

Отличие функций государства от функций государственных органов – функции государства отражают всю деятельность государства, а не отдельных направлений, их осуществляют весь государственный механизм и входящие в него государственные органы.

  • 1 ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 2 МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 3 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С ДРУГИМИ ГУМАНИТАРНЫМИ НАУКАМИ
  • 4 ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 5 СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И НОРМЫ ПЕРВОБЫТНО—ОБЩИННОГО СТРОЯ
  • 6 ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  • 7 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА
  • 8 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  • 9 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА. КЛАССОВОЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА
  • 10 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ КАК ОСОБАЯ РАЗНОВИДНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ВЛАСТИ
  • 11 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ
  • 12 ПОНЯТИЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
  • 13 КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
  • 14 ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
  • 15 ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА. ФОРМА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
  • 16 СООТНОШЕНИЕ ФОРМЫ И ТИПА ГОСУДАРСТВА
  • 17 ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
  • 18 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
  • 19 ГОСУДАРСТВЕННО—ПРАВОВОЙ (ПОЛИТИЧЕСКИЙ) РЕЖИМ
  • 20 МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
  • 21 ОРГАН ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ
  • 22 ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА
  • 23 ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И СУБЪЕКТЫ. МЕСТО ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права. Шпаргалка (Л. Н. Терехова) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Внутренние функции государства.

Политическая функция. Характеризуя эту функцию, уместно отметить, что все функции гос-ва носят политический характер, однако в сфере политических отношений действует целая система политических институтов, учреждений, гос-ных и иных органов, через кт осущ-тся непосредственное воздействие гос-ной власти, в том числе обеспечение народовластия. Содержание политической функции в демократическом обществе составляет обеспечение народовластия. Это предполагает:

1) реализацию волеизъявления народа в форме законотворчества и в иных гос-ных решениях;

2) обеспечение гос-ого суверенитета, определение правового положения конкретных территорий и управление ими;

3) создание условий для самоорганизации и самоуправления народа, для формирования демократического гражданского общества, где народу принадлежат основные прерогативы в управлении собственными делами;

4) официальное представительство общества, поскольку функция обеспечения народовластия означает наличие правовых отношений между гос-ом и обществом, зависимость гос-ва от общества и ответственность перед ним;

5) защиту конституционного строя, реализуемую специальными органами (например, Конституционным Судом).

Функция государства в политической сфере имеет своей стратегической направленностью создание жизнеспособного демократического общества. Однако одних демократических институтов недостаточно для осуществления подлинного народовластия, так как демократические институты могут быть использованы и в антидемократических целях. Деятельность гос-ва в политической сфере сложна, многогранна и по существу является ключевой, так как создает условия для эффективного выполнения других функций. Эта функция позволяет установить в обществе своеобразный климат, благоприятно развиваться другим направлениям деятельности гос-ва.

Экономическая функция гос-ва. Зависит от того, осуществляется ли она в условиях распределительной или рыночной экономики. В условиях распределительной экономики, господства гос-ной собственности государство монопольно регулирует экономические отношения. При рыночных отношениях, свободе предпринимательской деятельности, многообразии и равенстве всех форм собственности, добросовестной конкуренции экономика развивается преимущественно на основе самоуправления, дополненного целенаправленным регулированием со стороны гос-ва.

Вмешательство гос-ва в сферу экономики в известной мере сокращается и сводится, главным образом, к следующим мерам:

1) выработка экономической политики в масштабе общества;

2) управление предприятиями и организациями, составляющими гос-ную собственность.

3) установление правовых основ рынка и ценовой политики, в частности, стимулирование гос-ными средствами предпринимательства и свободного труда, обеспечение равноправия всех форм собственности, правовая защита собственника, принятие мер для пресечения недобросовестной конкуренции (монополизма), охрана прав потребителя от недобросовестного производителя;

4) регулирование внешнеэкономических отношений в целях защиты гос-вом своего экон-ого суверенитета, безопасности, стимулирование развития национальной экономики при реализации внешнеторговой и иной деятельности.

При характеристике экономических функций гос-ва следует иметь в виду, что рынок - динамичное явление, постоянно меняющееся во времени, поэтому масштабы и методы его регулирования также меняются, иначе такое регулирование теряет эффективность.

Социальная функция государства многообразна по содержанию и по объему деят-ти. Главное назначение этой функции - обеспечение общественного благополучия, т.е. достойной жизни и развития каждого человека, создание равных возможностей для всех граждан в достижении такого благополучия. Важную часть социальной функции составляет социальная защита тех, кто нуждается в гос-ной материальной поддержке: безработные, инвалиды, пожилые, многодетные семьи, сироты, дети в неполных семьях, а в условиях межнациональных конфликтов к этой категории добавились беженцы и вынужденные переселенцы. Общепризнанным эталоном социальной защищенности личности служит гарантированный со стороны гос-тва прожиточный минимум. С переходом к рынку, ростом инфляции социальная поддержка гос-ом малообеспеченных граждан приобретает особую значимость. Гос-во обязано принимать необходимые меры социальной защиты людей от негативных последствий инфляции. Другим важным компонентом социальной функции являются обеспечение права каждого на свободу труда, занятости населения, миграции рабочей силы, контроля за безопасностью условий труда и соответствием требованиям гигиены, социального страхования и обеспечения. В реализации социальной функции большое место принадлежит гос-ной политике в области образования, культуры, здоровья граждан, в жилищной сфере. В указанных областях социальная функция осуществляется в форме гос-ной поддержки (финансовой, материальной, программной и др.) образовательных, воспитательных, научных учреждений, учреждений культуры. Надлежащее выполнение гос-ом социальной функции во многом зависит от материальных возможностей общества, от наличия определенной материальной базы.

Экологическая функция обусловлена социальной обязанностью гос-ва обеспечить экологическое благополучие граждан и экологическую безопасность страны. В условиях ухудшения экологической обстановки во всем мире, ряда экологических катастроф это направление социальной политики гос-ва приобретает самостоятельное значение. Интенсивная эксплуатация природной среды, нарушение экологических требований, вредные последствия различного рода катастроф требуют постоянного вмешательства гос-ва. Оно устанавливает правовой режим природопользования, определяет экологические требования, условия и порядок использования природных ресурсов, сохранения, восстановления и улучшения качества природной среды, принимает меры при экстремальных экологических ситуациях. Гос-ные гарантии прав человека на благоприятную окружающую среду состоят в том, что гос-во обязано осуществлять: планирование и гос-ное нормирование качества окружающей среды; принимать меры по предотвращению экологически вредной деят-сти, предупреждению и ликвидации аварий, стихийных бедствий, катастроф.

Важной функцией гос-ва является налогообложение и финансовый контроль. Рыночная экономика использует налоги в качестве инструмента экономической и социальной политики. Налоги предназначены для:

а) покрытия расходов на содержание гос-ного аппарата;

б) перераспределения доходов среди различных групп и слоев населения;

в) обеспечения перспективного экономического, культурного и иного развития страны.

Рыночные отношения способны эффективно развиваться только на базе устойчивой налоговой системы, поэтому рассматриваемая функция есть реализация соответствующих властных полномочий гос-ва. В то же время рыночная экономика диктует необходимость рассматривать данную функцию как специфические обязательственные отношения между гос-вом и плательщиком налогов.

Другой частью данной функции является финансовый контроль. Он выступает одним из видов гос-ного контроля за образованием, распределением и использованием всех ресурсов финансовой системы страны. В эту систему включаются не только гос-ные финансы, но и рынок ценных бумаг, валютные ценности и др. Финансовый контроль имеет своими задачами: проверку финансовых обязательств перед гос-вом; проверку соблюдения правил финансовых операций; контроль за правильностью использования юрид-ими лицами находящихся в их распоряжении гос-ных финансовых ресурсов; предупреждение и устранение нарушений финансовой дисциплины и др.

Значение функции налогообложения и финансового контроля зависит от той роли, которую стремится играть гос-во в экономике, а также от того, принимает ли оно на себя в полном объеме социальную функцию. Гос-во, провозглашающее себя как правовое и социальное, должно вести строгий финансовый контроль во всех сферах с целью максимальной защиты интересов общества, гос-ва, личности.

Функции государства - это главные (основные) направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач, обусловленных его сущностью и социальным назначением.

Функции государства имеют постоянный характер и общесоциальную направленность, хотя в различные исторические эпохи они могли быть направлены и на узкокорпоративные цели. Если в Древнем мире или Средневековье государство активно осуществляло такие классовые функции, как подавление сопротивления рабов и крепостных крестьян, обеспечение условий для их эксплуатации, то функции современных развитых демократических государств направлены на осуществление общесоциальных проблем, связанных с защитой прав и свобод личности, поддержанием общественного порядка, обеспечением мира и безопасности и т.д.

- носят объективный, систематический и постоянный характер

- возникают и развиваются в соответствии с целями и задачами, стоящими перед государством;

- выражают сущность и социальное назначение государства;

- реализуют саму деятельность государства;

- осуществляются государством в целом, а также гос. органами, в соответствии с их местом и назначением в механизме государства и в политической системе общества;

- имеют определенные формы и методы

1. По сфере деятельности государства.

- внутренние: осуществляются на территории государства (сбор налогов)(функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка; экономическая функция; функция налогообложения.; функция социальной защиты; экологическая функция; культурная функция);

- внешние: осуществляются по отношению к другим государствам (сотрудничество с другими государствами в социально-экономической, политической, военной и культурной сферах; оборона страны и обеспечение государственной безопасности; поддержание мира и мирового правопорядка; предотвращение войн, разоружение, ликвидация ядерного и другого оружия массового уничтожения; борьба с международным терроризмом; оказание помощи пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (землетрясение, наводнение, ураган, извержение вулкана и т.д.); сотрудничество в решении глобальных проблем современности.)

2. По времени действия:

*​ постоянные: осуществляются на всех этапах развития государства, (экономическая,законотворчество);

*​ временные: могут быть достаточно важными, но возникают редко, имеют чрезвычайный характер (отражение агрессии).

3.По причинам возникновения:

*​ вытекающие из классовых противоречий в классовом государстве (подавление восстаний);

*​ вытекающие из потребностей общества в целом (охрана правопорядка).

4.По значению для сущности государства:

- основные: типичны для данного типа государства (социальное обеспечение в бесклассовом общесоциальном государстве, функция охраны общественного порядка);

- дополнительные: нетипичны и необязательны (поддержка спорта, благотворительность,функция рассмотрения споров).

- регулятивные: установление прав и обязанностей участников наиболее важных общественных отношений, установление статусов и процедур (регулирование экономики);

- охранительные: установление запретов, выявление правонарушений и наказание виновных, предупреждение правонарушений (экологическая функция, охрана прав и свобод граждан, охрана всех форм собственности, охрана правопорядка и конституционного строя).

6. По сферам общественной жизни:

- политические: деятельность государства по формированию органов государственной власти, обеспечению правопорядка и народовластия;

- экономические: выработка и осуществление государственной экономической политики (формирование бюджета, установление перечня и размера налогов);

*​ социальные: создание условий для достойной жизни граждан, поддержка социально незащищенных представителей общества;

- духовные (идеологическая, воспитательная): поддержка образования, культуры, определение статуса языка, охрана памятников истории и культуры.

Формы осуществления функций государства - это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции;

1. Правовые формы:

*​ правотворческая форма: формирование законодательства;

*​ правоисполнительная форма: реализация норм права и создание условий для реализации норм права всем субъектам права;

- правоохранительная форма: борьба с преступностью, выявление и профилактика правонарушений, определение наказания и легализованное принуждение.

2. Организационные формы:

- организационно-регламентационная форма: организация решения оперативных задач, поиск и систематизация ресурсов;

- организационно-хозяйственная форма: материальное обеспечение выполнения государственных функций;

- организационно идеологическая форма: воспитательная работа по обеспечению выполнения различных государственных функций, пропаганда государственной идеологии.

Методы осуществления функций государства:

это способы и приемы, с помощью которых органы государства реализуют его функции.

1) убеждение - поощрение субъектов к определенной деятельности, соответствующей их воле, без силового давления, обеспечивая свободу выбора; Сознательное добровольное выполнение требований государства, убежденность граждан в справедливости его требований становится основным методом осуществления государством своей деятельности.

2) принуждение - склонение людей к определенной деятельности посредством силового давления (вопреки воле управляемых), ограничивая свободу их выбора; имеет место в тех случаях, когда есть нарушения предписаний норм права и необходимо привлечь виновных к юридической ответственности.

3) рекомендация - ориентация на конкретный вариант действий, желательных с точки зрения общества и государства;

4) поощрение - с помощью системы вознаграждений побуждение следовать действиям, в которых заинтересовано общество и государство, стимулировать социально полезную деятельность.

5) нормативно-правовое регулирование - государство закрепляет конкретные права и обязанности участников общественных отношений, тем самым, с одной стороны, поощряя общественно полезную деятельность субъектов правоотношений, а с другой стороны, в случае нарушения общеобязательных предписаний, принимая меры государственного принуждения.

6) метод надзора и контроля - Осуществляя функции защиты прав и свобод личности, обеспечения социальной безопасности, законности и правопорядка, государство активно использует метод надзора и контроля. Например, органы прокуратуры осуществляют высший надзор за исполнением действующего законодательства; финансово-контрольные органы государственной власти (Счетная палата, налоговая инспекция) - финансовый контроль.

Государство — это властно-политическая организация, обладающая суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, и устанавливающая правовой порядок на определённой территории.

Основная функция государства — обеспечение комфортного проживания своих граждан.

С этой целью государство выполняет ряд задач:

· решение экономических и социальных проблем;

· обеспечение целостности государства;

· управление хозяйством и обществом;

· оборона собственной территории.

Внутренние функции государства:

1. Правоохранительная – охрана прав и свобод личности.

2. Экономическая – все виды вмешательства государства в экономическую сферу (планирование бюджета).

4. Социальная защита (пенсии, пособия, льготы, дотации, стипендии).

5. Культурная – сохранение культурного наследия.

6. Экологическая – разработка природоохранительного законодательства, с помощью которого государство устанавливает правовой режим природопользования.

Внешние функции государства:

1. Охрана границ

2. Содействие по обеспечению международного мира

3. Сотрудничество с другими государствами

Формы осуществления функций:

Форма правления: понятие, виды.

Формы правления:

1) Абсолютная – нет разделения властей, нет выборов, власть наследственная и принадлежит монарху пожизненно.

А) Дуалистическая – переходная форма между абсолютной и парламентской.

Б) Парламентская – полномочия монарха ограничены парламентом; принцип разделения властей, выборы.

II. Республика

1) Парламентская – глава парламент, выборы.

2) Президентская – глава президент

Форма государственного устройства: понятие, виды.

1. Унитарное государство – единое законодательство для всех субъектов, единая система налогообложения, субъекты не обладают признаками суверенитета.

2. Федерация – отдельные субъекты наделены признаками суверенитета.

3. Конфедерация – союз государств, который создается временно для реализации каких-то целей. Все государства сохраняют суверенитет, валюту, законодательство.

Правовое государство: понятие, характеристика, основные признаки.

Правово́е госуда́рство — государство, вся деятельность которого подчинена нормам ифундаментальным принципам права.

Правовое государство требует наличия следующих институтов:

· Назначение наказаний за правонарушения исключительно согласно опубликованным и чётко определённым процедурам и нормам.

· Равенство перед законом, так, что все граждане получают одинаковую защиту в рамках закона, а нарушители правопорядка подлежат соразмерному наказанию, независимо от их политического, социального или экономического положения.

· Существование независимых, эффективных, беспристрастных и доступных для граждан судов, полиции и других правоохранительных органов.

· Выполнение функции нормативного регулирования действий государства отделённым от исполнительной власти законодательным органом

.Принципы:

1. Правление по закону – закон обладает высшей юридической силой, и все другие правовые акты и акты правоприменения должны ему соответствовать.

2. Равенство перед законом.

4. Независимость судебной власти.

6. Защита прав человека и др.

Форма политического режима: понятие, виды, характеристика.

Полити́ческий режи́м — политическое управление, то есть совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе (государстве), или способ функционирования его политической системы.

Виды:

1. Демократический - политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа.

2. Авторитарный – особый тип режима, основанный на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских и духовных свобод для граждан.

3. Тоталитарный (фашизм) – государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества.

4. Анархия – отсутствие политического режима, безвластие.

Дата добавления: 2018-02-18 ; просмотров: 1445 ;

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.