Понятие системы права основания построения системы права шпора

Понятие системы права. Основания построения системы права.

Система права - это обусловленное состоянием общественных отношений целостное строение действующих правовых норм, которое выражается в их единстве, согласованности и дифференциации на отрасли и институты. Система права - это юридическая категория, означающая внутреннее строение правовых норм любой страны.

Основания построения системы права:

1. Система права необходима для правотворческих целей. Правовая норма действует не отдельно, а в системе других норм. Отсюда, чтобы получить беспробельную систему норм, контролировать эффективность правового регулирования, мы должны иметь целостную систему норм, соответствующую состоянию общественных отношений и отвечающую потребностям их развития.

2. Система права позволяет увидеть роль правового механизма в обществе, его соответствие требованиям государства. Акцент здесь делается на всю систему права, а не на отдельные ее части, и эта система должна работать в режиме правового государства. Если иметь не систему, а лишь массив или набор правовых норм, то оценка социального назначения права в обществе значительно затруднится.

3. Система права облегчает правоприменительную практику. Хорош не тот юрист, который знает много конкретных статей закона, а тот, который хорошо знает систему права, ориентируется в ней и быстрее других находит нужную норму. Вследствие сложности правового регулирования, обилия правовых норм, без системы права трудно, а порою и невозможно найти ту или иную норму.

Совершенная система права позволяет сосредоточить правовые нормы в определенном порядке, а также использовать технические средства для облегчения правоприменительной деятельности.

Форма правления - это организация государственной власти, порядок образования ее высших органов, их структура, компетенция, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением.

Платон, а за ним и Аристотель выделяли три возможные формы государственного правления: монархию - власть одного, аристократию -власть лучших; политию - власть народа (в малом государстве-полисе). Вообще все государства по форме правления подразделяются на деспотию, монархию и республику.

Деспотия представляет собой государство, в котором вся власть принадлежит одному лицу, господствует произвол, и отсутствуют или не действуют законы. Таких государств в современном мире, к счастью, нет или очень мало.

Монархия - государство, главой которого является наследственно приходящий к власти монарх. В историческом плане различаются: раннефеодальная монархия, сословно-представительная, абсолютная монархия с неограниченной единоличной властью монарха, ограниченная монархия, дуалистическая. Различаются также парламентская монархия (Великобритания), выборная монархия(Малайзия).

Республика - это представительная форма правления, при которой органы государственной власти формируются через избирательную систему. Различаются: аристократическая, парламентская, президентская, народно-демократическая республика и некоторые другие формы.Уясняя вопрос о форме правления в государстве, необходимо остановиться на таких понятиях, как парламент, президент, глава государства, глава правительства, спикер парламента.

Парламент - это орган законодательной государственной власти. В разных странах он называется по-разному: в США - конгрессом, в России - федеральным собранием, во Франции - национальным собранием и т.д. Парламенты, как правило, бывают двухпалатными (верхняя и нижняя палата).

Президент - выборный. Глава государства и высшее должностное лицо в нем, которое представляет государство в международных отношениях. В президентских республиках он является и главой исполнительной власти и верховным главнокомандующим вооруженных сил страны. Президент избирается на определенный конституционный срок.

Глава государства - это президент, король (королева), император, то есть высшее должностное лицо, которое непосредственно представляет государство в международных отношениях, назначает послов и т.д. Глава государства есть и в монархиях, и в республиках, но в первых он является наследственным, в республиках - выборным.

Глава правительства - первый руководитель исполнительной власти, назначаемый президентом (в президентских республиках) или избираемый парламентом (в парламентских республиках). Правительство в разных государствах называется по-разному (совет министров, кабинет министров и др.).

Спикер парламента - председатель (руководитель) палаты в парламе

Право выступает не как некое собрание разрозненных норм — правил поведения, а представляет собой системное образование. Любая система предполагает наличие элементов и связей между ними. Система права показывает, как право упорядочивает свое содержание.

Система права — это внутренняя структура права (строение, организация), которая складывается объективным образом как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений.

§ выражает существующую правовую действительность, не есть результат произвольных действий тех, кто создаст нормы права;

§ предопределена социальным строем общества и соответственно интересами и потребностями людей;

§ показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

Исторически система права в разных государствах формировалась исходя из потребностей в регулировании некоторых групп наиболее важных, часто встречающихся отношений, которые нуждаются в стабилизации. Именно поэтому формируются группы норм права, регулирующих определенные родовые и видовые группы отношений.

Система права едина, поскольку в образующих ее нормах отражается общая воля общества, государства; кроме того, нормы регулируют единые цели и задачи, прежде всего упорядочение общественных отношений. В то же время нормы права различаются по содержанию, сфере действия, формам выражения, предмету, средствам и способам метода правового регулирования и проч.

Несмотря на единство, правовые нормы могут противоречить друг другу по содержанию, напри м ер из-за того, что законодатель не учел при разработке нормы уже существующих на тот момент норм, из-за большого их массива.

Объективная природа системы права означает, что правовые нормы и другие образования системы права строятся по объективным критериям.

Структурные элементы системы права — это норма права, отрасль права, подотрасль права, институт права, субинститут (рис. 1).

Норма права — первичный элемент системы права. Правовые нормы регулируют не все общественные отношения, а те из них, которые государство, общество рассматривают как наиболее значимые, важные.

Отрасль права - совокупность однородных правовых норм, обособившихся внутри системы права и регулирующих определенный род общественных отношений. Род — широкое понятие, которое может включать довольно большое видовое разнообразие отношений. Отграничение норм по отраслям происходит по таким признакам, как предмет и метод правового регулирования.


Рис. 1. Структура системы права

Элементы системы права

В наиболее общем виде система — это внутреннее строение некоего целостного явления, состоящего из определенных элементов (частей), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Право является целостным явлением и, естественно, имеет внутреннее строение. В таком случаесистема права — это его внутреннее строение (содержание), состоящее из правовых элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой.

Элементы системы права

Правовой институт — совокупность норм, регулирующих определенный участок (сторону) однородных общественных отношений. Примеры: институт Президента РФ в конституционном праве, институт смягчающих и отягчающих обстоятельств в уголовном праве, институт собственности в гражданском праве, институт опеки в семейном праве и др.

Правовые институты обособляются, как правило, в рамках одной отрасли права (как в случае с вышеприведенными примерами). В некоторых случаях правовой институт выделяется из нескольких отраслей права. Например, институт прав человека составляют нормы конституционного, гражданского, уголовного и других отраслей права.

Отрасль права — совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения присущим ей методом правового регулирования. Отрасль права представляет собой основной компонент системы права. Разделение права па отрасли есть объективное явление, поскольку отражает объективно существующие сферы общественных отношений.

В системе права выделяются, кроме того, подотрасли права и субинституты права.Подотрасль — совокупность норм, регулирующих несколько сторон (участков) однородных общественных отношений (например, в гражданском праве можно выделить как подотрасль предпринимательское право).

Субинститут права — какая-то часть норм правового института (например, в институте необходимой обороны уголовного права можно выделить субинститут средств необходимой обороны).

От системы права следует отличатьправовую систему. Это понятие более широкое. Система права входит в правовую систему. Об этом речь пойдет ниже.

Строение системы права

Под системой права понимается внутреннее строение, определенный порядок организации и расположения составляющих ее частей, обусловленный характером существующих общественных отношений. Система права выступает как внутренняя форма права, обладающая органическим единством и целостностью.

Структурными элементами системы права как сложного многоуровнего комплекса, функционирующими на разных уровнях, являются отрасли, институты и нормы.

Первичными структурными элементами системы права являютсянормы права. Они исходят от государства и являются общеобязательными правилами поведения, регулирующими не все, а лишь наиболее важные общественные отношения (другие отношения регулируются неправовыми нормами).

Отрасль права представляет собой совокупность относительно обособленных, автономных юридических норм, регулирующих определенную область общественных отношений. Следует отметить, что в рамках наиболее крупных отраслей выделяются подотрасли (жилищное право, наследственное право являются подотраслями гражданского права, избирательное право является подотраслью конституционного права и т. д.). Институты и отрасли права органически связаны между собой, взаимодействуют, дополняют друг друга и составляют единую систему права.

В основе деления системы права на отрасли лежат два критерия: предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования (главный критерий) — это совокупность качественно однородных общественных отношений, которые регулируются нормами, относящимися к той или иной отрасли права.

Метод правового регулирования (вспомогательный критерий) — это совокупность юридических приемов, способов, воздействия права на общественные отношения (императивный метод, диспозитивный метод, метод поощрения, метод рекомендаций, метод автономии и равенства сторон и т. д.).

Характеризуячастное и публичное право, следует обратить особое внимание на критерии, по которым система права разделяется на эти две большие группы: субъектный состав; предмет правового регулирования; метод правового регулирования.

Наряду с частным и публичным правом в системе права выделяютматериальные и процессуальные отрасли.

Материальные отрасли объединяют нормы конституционного, гражданского, административного, уголовного, финансового и других отраслей права, регулирующие конкретные ситуации (в различных сферах общественной жизни). Процессуальные отрасли объединяют нормы, правила поведения организационно-процессуального характера, регламентирующие порядок, формы и методы реализации норм материального права: нормы гражданско-процессуального права, уголовно-процессуального права.

Нормы, регулирующие другие виды процессов, образуют подотрасли названных отраслей права.

Система права складывается объективно в соответствии со сложившимися общественными отношениями, а система законодательства носит во многом субъективный характер, так как складывается по воле законодателя.

Первичным элементом системы права является норма, а первичным элементом системы законодательства является нормативный правовой акт. Система права выступает как первичное, исходное начало по отношению к системе законодательства и является важнейшим ориентиром для законодателя при принятии, изменении или отмене тех или иных законодательных актов.

Система законодательства по объему содержащегося материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые не могут быть отнесены к праву (различные программные положения, указания на цели и мотивы издания актов и т. д.).

Система права имеет только горизонтальное (отраслевое) строение, а система законодательства имеет не только отраслевые различия, но и иерархические — по юридической силе нормативных правовых актов, а также имеет федеративную систему законодательства.

В отличие от системы законодательства система права характеризуется высокой степенью однородности, так как в основе деления системы права на отрасли лежат предмет и метод правового регулирования. Отрасли законодательства, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету правового регулирования и не имеют единого метода.

Отрасли законодательства не всегда совпадают с отраслями права. Это объясняется тем, что при формировании отрасли законодательства нормы могут употребляться в разном сочетании.

Когда говорят о системе права, имеют в виду прежде всего разделение права на самые крупные общности – на отрасли. Что служит критерием, основанием этого разделения? Современная отечественная юридическая наука выделяет два таких основания:

  • 1) предмет правового регулирования (какие общественные отношения подвергаются правовому регулированию);
  • 2) метод правового регулирования (каким образом регулируются те или иные общественные отношения).

Предмет правового регулирования – это обусловленная спецификой человеческой деятельности определенная сфера общественных отношений.

Каждая отрасль права имеет свой предмет правового регулирования – соответствующую область общественных отношений. Когда возникают новые общественные отношения, которые необходимо урегулировать с помощью права, возникают основания и для выделения новой отрасли права. Однако только предмета правового регулирования недостаточно для разграничения отраслей права, поскольку общественные отношения чрезвычайно многообразны. Исключительно по предмету правового регулирования возможно выделить несколько десятков отраслей права. К тому же одни и те же общественные отношения нередко регулируются различными способами (например, отношения государственной собственности урегулированы нормами государственного, гражданского, уголовного, административного, трудового права).

Поэтому для разделения права на отрасли необходим второй критерий: метод правового регулирования – совокупность приемов, способов, средств воздействия права на определенную сферу общественных отношений. К основным характеристикам метода правового регулирования общественных отношений можно отнести следующие:

  • • юридическое положение участников правоотношений, характер и распределение их взаимных прав и обязанностей;
  • • порядок, основания возникновения взаимных субъективных прав и обязанностей участников правового общения (т.е. юридические факты, необходимые для возникновения правоотношения);
  • • характер юридических последствий, наступающих вследствие противоправного поведения, невыполнения субъективных обязанностей, нарушения субъективных прав (виды мер государственного принуждения за нарушение требований правовых норм и порядок их применения).

Наиболее яркое различие существует между методами правового регулирования, применяемыми в гражданском и административном праве. В связи с этим выделяют два основных вида методов правового регулирования общественных отношений: гражданско-правовой (другие его названия, встречающиеся в литературе, – автономный, диспозитивный, метод координации) и административно-правовой (именуемый также авторитарным, или императивным, или методом субординации).

Первый предоставляет участникам правоотношений возможность самостоятельно определять свое поведение в отношениях друг с другом в рамках закона и характеризуется, как правило, равенством сторон. Взаимные права и обязанности участников правового общения возникают на добровольной договорной основе, они могут быть зафиксированы непосредственно в договоре. За противоправное поведение здесь наступает чаще всего имущественная ответственность. Санкции, предусматривающие ответственность, имеют в основном правовосстановительный (и лишь иногда карательный) характер. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений характерен прежде всего для гражданского, трудового, семейного права.

При административно-правовом методе правового регулирования общественных отношений взаимные права и обязанности у сторон возникают не по взаимному соглашению, а на основе правовых норм, издаваемых государством. Субъекты правового общения находятся, как правило, в отношениях власти и подчинения, имеют неодинаковый объем взаимных прав и обязанностей, который точно определен в нормативных актах. Санкции правоохранительных норм, содержащие меры ответственности за нарушение прав и неисполнение обязанностей, носят штрафной, карательный, а не правовосстановительный характер.

Таким образом, нормы права разграничиваются по отраслям права в соответствии с предметом (материальный критерий) и методом (юридический критерий) правового регулирования. В науке теории государства и права проблема оснований деления права на отрасли является дискуссионной. Рассмотренная выше позиция далеко не единственная, хотя именно она закрепилась в учебной литературе.

В ходе дискуссий, проходивших в отечественной юридической науке в середине – второй половине XX в., были высказаны различные предложения – от отказа от предмета и метода (или только метода) правового регулирования как оснований отраслевой дифференциации права и обращения внимания на иные критерии до предложения, наряду с предметом и методом правового регулирования, дополнительных признаков отрасли права. В 90-е гг. XX в. внимание к исследованию этих вопросов заметно ослабло. Более того, накопленные десятилетиями идеи и положения, составляющие основу теории системы права, в значительной степени обесценились. Сегодня назрела потребность в дальнейшей углубленной разработке системы права, пришло время для новых дискуссий по данным проблемам на позитивной основе, в течение десятилетий сформировавшейся в отечественной науке (см.: Байтин М. И., Петров Д. Е. Система права: к продолжению дискуссии // государство и право. 2003. № 1. С. 25-34).

В научном плане представляется перспективной следующая точка зрения: с целью уточнения критериев выделения в структуре права самостоятельных отраслей отдельные авторы наряду с предметом и методом правового регулирования предложили категорию "юридический режим регулирования". Они утверждают, что для каждой отрасли права характерен ряд специфических, только ей присущих юридических особенностей. В совокупности они образуют особый отраслевой юридический режим регулирования, который формируется прежде всего с учетом предмета и метода правового регулирования. Отраслевой режим правового регулирования общественных отношений можно охарактеризовать с помощью следующих основных признаков.

  • 1. Юридический режим отрасли материально обусловлен предметом регулирования (особенностями управленческих, имущественных, трудовых, семейных и других отношений).
  • 2. На основе одного из базовых методов (гражданско-правового или административно-правового) формируется отраслевой метод правового регулирования, т.е. характерный для данной отрасли права единый специфический способ юридического воздействия, который определяется прежде всего особыми юридическими средствами регулирования (так называемый "юридический инструментарий"). Это установленные формы, касающиеся способов возникновения прав и обязанностей, средств юридического воздействия, способов защиты прав, процедурно-процессуальных форм и т.д. У каждой отрасли есть свой набор подобных юридических средств. Все отраслевые средства регулирования находятся в единстве, во взаимодействии, образуют отраслевой механизм регулирования.
  • 3. Принципы (общие положения), т.е. специфические для данной отрасли идеи, общие моменты, которые характеризуют ее с точки зрения содержания. Принципы и общие положения придают отрасли особый облик. Вот, к примеру, отраслевые и межотраслевые принципы некоторых отраслей права: в гражданском праве – принцип взаимного учета интересов, эквивалентности; в семейном праве – равенство супругов; в уголовно-процессуальном праве – осуществление правосудия только судом, гласность судебного разбирательства, обеспечение подозреваемому, обвиняемому, подсудимому права на защиту и т.д.
  • 4. Особая отрасль законодательства, возглавляемая кодифицированным актом, например кодексом. Если есть такой основной кодифицированный нормативный правовой акт, имеющий прежде всего юридически содержательную общую часть (т.е. совокупность норм права, закрепляющих общие положения и отраслевые принципы), существуют основания для выделения особой отрасли права. Следовательно, в формировании юридической специфики режима немаловажную роль играет и законодатель.

Таким образом, правовые нормы объединяют в отрасли права в соответствии с предметом и методом правового регулирования общественных отношений, причем эти критерии конкретизируются в понятии "отраслевой юридический режим регулирования общественных отношений". Следует, однако, иметь в виду, что особенности последнего не исчерпываются указанными выше признаками. Иногда говорят о том, что при выделении той или иной отрасли права учитывается политико-правовая целесообразность. Кроме того, степень своеобразия юридического режима может быть различной. В зависимости от отработанности общих положений в законодательстве юридический режим отдельных отраслей может и не включать некоторые элементы или не очень явно их выражать (подробнее см.: Проблемы теории государства и права: учебник / под ред. С. С. Алексеева. М., 1987. С. 207-210).

Правовая система – это совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических явлений и средств, с помощью которых осуществляется необходимое регулятивное и стабилизирующее воздействие на общественные отношения.

Структура правовых систем:

Признаки, характеризующие элементы структуры правовой системы:

Различие по назначению, удельному весу, степени самостоятельности, функциональной направленности;

Удовлетворение современных регулятивных потребностей общества;

Отражение состава юридических явлений;

Выявление наиболее целесообразных связей, которые возникают между юридическими явлениями;

Отражение динамики взаимодействия юридических явлений в процессе выполнения своего функционального назначения;

Вхождение в единую взаимосогласованную систему;

Элементы структуры правовой системы могут обладать национальными, культурно–бытовыми, религиозными и иными особенностями того государства, на территории и в границах которого сложилась конкретная правовая система.

Классификация правовых систем:

Национальная правовая система – это конкретная, историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства. Национальная правовая система призвана обслуживать потребности конкретного государства и его населения. Содержание национальной правовой системы могут определять либо правовая идеология, либо юридическая практика, либо законодательство, либо религиозные трактаты;

Правовая семья – это совокупность нескольких родственных национальных правовых систем, которая основана на общности источников права, его структуры и исторического пути формирования;

Виды правовых семей:

Англосаксонская (система общего права);

Романо–германская (система континентального права);

Традиционная (система обычного права);

Религиозная (религиозные системы мусульманского права и индусского права);

Группа правовых систем – группа, находящаяся в рамках той или иной конкретной правовой семьи (романо–германская правовая семья – романское, каноническое и германское право; славянская – российское и западнославянское право).

Вопрос 43.Основания построения системы права. Отрасли права рб

Когда говорят о системе права, имеют в виду прежде всего разделение права на самые крупные общности - на отрасли. Современная отечественная юридическая наука выделяет два таких основания:

- предмет правового регулирования (какие общественные отношения подвергаются правовому регулированию);

- метод правового регулирования (каким образом регулирую те или иные общественные отношения)

Предмет правового регулирования – качественно определенный вид общественных отношений, на который направлено воздействие данной отрасли права. Предмет отвечает на вопрос: Что регулируется?

Общественные отношения выступают в качестве главного объективного критерия деления права на отрасли и институты. Структура этих отношений, их тип, род, вид обусловливают в определенной степени и структурное подразделение права на отрасли. институты. Например, гражданское право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения, трудовое — отношения между работником и работодателем, финансовое — отношения, складывающие в процессе финансовой деятельности государства. Сами общественные отношения имеют сложную структуру, в которую включаются субъекты общественных отношений; предметы материального мира социальные взаимосвязи; общественные события, обстоятельства, выступающие причинами возникновения или прекращения общественных отношений.

Однако некоторые разновидности общественных отношений могут регулироваться двумя, а иногда и более отраслями права. Так, имущественные отношения регулируются гражданским и финансовым правом а некоторые их разновидности еще и административным. Уголовное право может вторгаться в сферу имущественных отношений, когда виновному лицу назначается наказание в виде штрафа, и он исполняется принудительно. Становится очевидно, что одного критерия для деления права на отрасли и институты явно недостаточно. Поэтому в науке существует и второй критерий — метод правового регулирования.

Метод правового регулирования - совокупность приемов, способов, средств воздействия права на определенную сферу общественных отношений. К основным характеристикам метода правового регулирования общественных отношений можно отнести следующие:

юридическое положение участников правоотношений, характер и распределение их взаимных прав и обязанностей;

порядок, основания возникновения взаимных субъективных прав и обязанностей участников правового общения (т. е. юридические факты, необходимые для возникновения правоотношения);

характер юридических последствий, наступающих за противоправное поведение, за невыполнение субъективных обязанностей, за нарушение субъективных прав (виды мер государственного принуждения за нарушение требований правовых норм и порядок их применения)

На основе указанных характеристик различные авторы выделяют различные методы правового регулирования. Так Лазарев В.В. и Липель С.В. выделяют два основных методов правового регулирования общественных отношений:

гражданско-правовой - предоставляет участникам правоотношений возможность самостоятельно определять свое поведение в отношениях друг с другом в рамках закона и характеризуется, как правило, равенством сторон. Взаимные права и обязанности участников правового общения возникают на добровольной договорной основе, они могут быть зафиксированы непосредственно в договоре. За противоправное поведение здесь наступает чаще всего имущественная ответственность. Санкции, предусматривающие ответственность, имеют в основном правовосстановительный (и лишь иногда карательный) характер.

административно-правовой - взаимные права и обязанности у сторон возникают не по взаимному соглашению, а на основе правовых норм, издаваемых государством. Субъекты правового общения находятся, как правило, в отношениях власти и подчинения, имеют неодинаковый объем взаимных прав и обязанностей, который точно определен в нормативных актах. Санкции правоохранительных норм, содержащие меры ответственности за нарушение прав и неисполнение обязанностей, носят штрафной, карательный, а не правовосстановительный характер.

Кроме этих основных методов Мальков А.В. выделяет также поощрительный и рекомендательный методы.

Поощрительный метод - предоставлении субъектам дополнительных благ (поощрений) и действует при помощи особой разновидности правовых норм — поощрительных, в структуре которых содержится санкция-поощрение, а диспозиции этих норм в мягкой форме предписывают желаемый для общества вариант поведения. Его можно охарактеризовать как метод вознаграждения за определенное заслуженное поведение. В уголовно-исполнительном праве поощрительный метод сочетается с императивным методом. Например, правомерное поведение осужденных влечет смягчение режима и условий отбывания наказания, а несоблюдение норм уголовно-исполнительного права приводит к ужесточению порядка и условий отбывания наказания. Поощрительный метод широко представлен в трудовом праве и практически любые отрасли права в своей структуре содержат отдельные поощрительные нормы.

Рекомендательный метод — метод совета поступать так, как это желательно для общества и государства, который схож с диапозитивным методом, так как предлагает субъекту самостоятельно определить желательный вариант поведения с учетом различных условий и возможностей.

Таким образом, нормы права разграничиваются по отраслям в соответствии с предметом (материальный критерий) и методом (юридический критерий) правового регулирования.

Отраслевой режим правового регулирования общественных отношений можно охарактеризовать с помощью следующих основных признаков.

Юридический режим отрасли материально обусловлен предметом регулирования (особенностями управленческих, имущественных, трудовых, семейных и других отношений).

На основе одного из базовых методов (гражданско-правового административно-правового) формируется отраслевой метод правового регулирования, т. е. характерный для данной отрасли права единый специфический способ юридического воздействия, который определяется прежде всего особыми юридическими средствами регулирования (так называемый "юридический инструментарий").

Принципы (общие положения), т. е. специфические для данной отрасли идеи, общие моменты, которые характеризуют ее с точки зрения содержания. Принципы и общие положения придают отрасли особый облик. Вот, к примеру, отраслевые и межотраслевые принципы некоторых отраслей права: в гражданском праве принцип взаимного учета интересов, эквивалентности; в семейном праве - равенство супругов и т. д.

Особая отрасль законодательства, возглавляемая кодифицированным актом, например кодексом. Если есть такой основной кодифицированный нормативно-правовой акт, имеющий прежде всего юридически содержательную общую часть (т. е. совокупность норм права, закрепляющих общие положения и отраслевые принципы), существуют основания для выделения особой отрасли права. Следовательно, в формировании юридической специфики режима немаловажную роль играет и законодатель.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.