Понятие о группе виды групп шпора

Группа – относительно обособленное объединение определенного количества людей (двое и более), взаимодействующих, взаимозависимых и взаимовлияющих друг на друга для достижения конкретных целей, выполняющих разные обязанности, зависящих друг от друга, координирующих совместную деятельность и рассматривающих себя как часть единого целого.

Группы классифицируются по различным признакам (табл. 5.1.1).

Таблица 5.1.1 Классификация групп


Рассмотрим более подробно основные виды групп.

Большие группы – социальные общности людей, существующие в масштабах всего общества (страны) и выделенные на основе различных типов социальных связей, не предполагающие обязательных личных контактов. К ним относят, например, классы, нации, религиозные конфессии, общественные организации, возрастные группы.

Малые группы – немногочисленные по составу группы людей, объединенных совместной деятельностью и находящихся в непосредственном личном общении и взаимодействии.

Формальные группы – группы, созданные по решению руководства в структуре организации для выполнения определенных задач, их деятельность способствует достижению целей организации. Они функционируют в соответствии с заранее установленными официально утвержденными положениями, инструкциями, уставами.

Неформальные группы – группы, создаваемые членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями и антипатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями, привычками для удовлетворения социальных потребностей и общения людей.

Управленческие группы – группы работников, выполняющие функции управления. Разновидностями этих групп могут быть командная группа руководителей, прежде всего команда менеджеров высшего звена, а также комитеты. Главное в таких группах – совместное, коллективное принятие решений. И командные группы, и комитеты должны эффективно работать как единый сложный механизм.

Производственные группы – группы работников, непосредственно занимающихся производственной деятельностью, совместно выполняющие конкретное производственное задание.

Целевые (проектные) группы – группы, созданные для достижения определенной цели. При достижении цели группа может быть расформирована или ей поручается работа над новым проектом.

Функциональные группы – группы, ориентированные на долговременное выполнение определенной функции.

Группы, созданные по интересам и на основе дружбы (дружеские),– объединяют интересных друг другу людей, имеющих общие увлечения и поддерживающих дружеские отношения. Возникая на работе, они часто выходят за рамки рабочей деятельности. Группы по интересам и дружеские группы являются разновидностями неформальных групп.

Постоянные группы – группы, члены которых решают определенные задачи как часть своих должностных обязанностей; придают организации устойчивость.

Временные группы – группы, которые формируются для выполнения краткосрочных разовых задач.

Степень развития группы определяется психологической общностью, сложившейся структурой, четким распределением обязанностей и ролей, степенью сплоченности членов группы.

Высокоразвитые группы – группы, давно созданные, их отличает единство целей и общих интересов, устойчивая система отношений между ее членами, высокая сплоченность и т. д.

Слаборазвитые группы – группы, характеризующиеся недостаточным развитием или отсутствием психологической общности, сложившейся структуры, четкого распределения обязанностей, низкой сплоченностью. Эти группы, находящиеся на начальном этапе своего существования, называют также диффузными.

Референтные группы – группы, к которым человек хотел бы принадлежать, с которыми он себя отождествляет, на которые ориентируется в своих интересах, симпатиях и антипатиях – их называют также эталонными. С их помощью человек сравнивает свое поведение с поведением других и оценивает его.

Нереферентные группы (группы принадлежности) – группы, в которых люди реально состоят, проходят обучение или трудятся.

Реальные группы – группы, фактически существующие в пространстве и времени и объединенные реальными отношениями.

Условные группы – группы людей, условно объединенных для целей конкретного исследования по определенному признаку, например, по полу, возрасту и т. п.

Причины создания групп

Люди объединяются в группы в силу ряда причин. Классические теории группообразования объясняют это следующим образом. Так, согласно теории близости [4; 8] люди объединяются в группы в силу пространственной или географической близости. Например, сотрудники, работающие в одном отделе, чьи рабочие места находятся в одном помещении (комнате), скорее создадут группу, чем если бы они располагались в разных комнатах.

Согласно теории формирования групп Дж. Хоманса люди в процессе выполнения поставленных задач взаимодействуют друг с другом. Это взаимодействие способствует появлению чувств, эмоций – как положительных, так и отрицательных – по отношению друг к другу и круководству. Чем больше общих задач люди решают, тем больше их взаимодействие друг с другом, тем сильнее будут в процессе их выполнения чувства; чем больше взаимодействий, тем больше люди стремятся к сотрудничеству и больше чувств они разделяют; чем больше чувств испытывают люди друг к другу, тем более они стремятся к совместной деятельности и тем многочисленнее их взаимодействия.

Теория равновесия утверждает, что люди объединяются в группы вследствие общих установок и ценностей.

Теория обмена утверждает, что люди, находясь в пространственной близости и имея общие установки и ценности, стремятся к взаимодействию в том случае, если вознаграждение в результате этого сотрудничества превышает затраты.

В качестве причин, по которым люди объединяются в группы, называют также возможность достижения целей и удовлетворение потребностей в обеспечении безопасности, в общении, в принадлежности, в самоуважении, усилении власти и получении определенного статуса (рис. 5.1.1).


Рис 5.1.1.Причины образования групп

Стадии развития групп

Каждая группа в своем развитии проходит ряд стадий (рис. 5.1.2). Формирование – стадия, на которой происходит отбор членов группы в соответствии с их функциональным или техническим опытом для выполнения целей, стоящих перед группой. Члены группы знакомятся, обмениваются официальной информацией друг о друге, вносят предложения о работе группы (например, как будут распределены функциональные обязанности, роли).


Рис. 5.1.2.Стадии формирования и развития групп

Бурление – для этой стадии характерно возникновение конфликтов и появление конфронтации между членами группы.

Двигаясь к поставленной перед группой цели, ее члены выражают различные интересы, порой не соответствующие этой цели. Возникают различные мнения, складываются определенные взаимодействия между членами группы, проявляется их отношение к групповой работе, распределению ролей и обязанностей, тактике группы. Если различия слишком велики, то некоторые члены могут покинуть группу. Если же различия незначительны, то члены группы либо приспосабливаются, либо открыто обсуждают противоречия.

Важная роль на этой стадии принадлежит формальному лидеру, который должен решать внутригрупповые конфликты, устанавливать исходные условия взаимодействия.

Становление норм поведения (нормирование) в группе. Члены группы начинают конструктивно приспосабливаться к различиям во взглядах и сотрудничать друг с другом. Они разрабатывают групповые нормы поведения. Окончательно завершается и всеми признается распределение ролей в группе. Возникает чувство товарищества, групповая сплоченность. Сотрудники идентифицируют себя с группой.

Выполнение работы. Члены группы эффективно работают в соответствии с поставленной целью и распределением задач, согласованным на предыдущей стадии. Для разрешения возможных конфликтов используются групповые дискуссии.

Расформирование. Группа выполняет свою задачу и расформировывается. Эта стадия характерна для временных групп, созданных для выполнения конкретных проектов или заданий. Постоянные группы достигают этой стадии после реализации всех целей группы.

Проходя все стадии становления и развития, группа приобретает ряд существенных черт, характеристик, которые в конечном итоге влияют на эффективность ее деятельности.

Характеристики группы

Различают основные и ситуационные характеристики группы (рис. 5.2.1).


Рис. 5.2.1.Характеристики группы

Основные характеристики зависят от группы, определяются характером взаимоотношений и взаимодействий работающих в ней сотрудников. Они формируются в процессе развития группы.

Ситуационные характеристики зависят от условий функционирования групп, определяемых организацией. Они оказывают значительное влияние на работу групп и могут либо способствовать ее улучшению, развитию группового и межгруппового сотрудничества, либо тормозить эти процессы.

Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

Брестский Государственный университет им. А.С.Пушкина

ГРУППЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Человек в течение жизни непосредственно общается с другими людьми, реализуя свою социальную сущность. Это общение происходит в группах и коллективах. Эти общности неоднородны. Они могут быть классифицированы по нескольким основаниям: близости к глубине складывающихся отношений, принципу образования, отношению личности к нормам группы и др. Поэтому можно дать следующее определение понятию группа .

Группа – ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, структуры, уровня развития и т.д.). Все, кто входит в нее, знают друг друга лично и общаются между собой в процессе решения стоящей перед группой задачи. Также каждый может общаться по мере желания и необходимости. Практически же члены группы отдают предпочтение один перед другим. Они общаются чаще, контакты носят близкий характер (на личной или деловой основе).

Теперь рассмотрим одну из наиболее распространенных классификаций групп (рис.1)

Рис. 1. Классификация групп

По размеру

Большая группа ( условная) количественно не ограничиваемая условная общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков (пол, возраст, национальность и т.п.)

Большая группа (реальная) значительная по размерам и сложно организованная общность людей, вовлеченных в ту или иную общественную деятельность (например, коллектив вуза, предприятия и т.д.)

Малая группа – (от двух до нескольких десятков человек) относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями и задачами.

По общественному статусу

Формальная (официальная ) – реальная или условно социальная общность, имеющая юридически фиксированный статус, члены которой в условиях общественного разделения труда объединены социально заданной деятельностью, организующий их труд.

Формальные группы всегда имеют определенную нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство, нормативно закрепленные права и обязанности ее членов. Например, студенческая группа, штат учителей и сотрудников школы и т.д. Между членами группы устанавливаются деловые контакты. Они предполагают соподчинение или равенство. Официальная группа может перестраиваться, но это совершается опять-таки на основе определенного решения. Взаимоотношения в официальных группах, даже при одной и той же инструкции, не могут быть идентичны, поскольку в контакты вступают люди с неповторимыми чертами характера, темперамента, способностей, стиля общения.

Неформальная (неофициальная) группа – реальная социальная общность, не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов, дружбы и симпатий.

Группы неформальные могут выступать как изолированные общности или складываться внутри формаль-IDD-ных групп. Например, складываются группы товарищей по совместным играм, компании рыболовов, охотников и т.д. Симпатии и привязанности цементируют группу. Если же они исчезают, то группа непременно исчезает.

По непосредственности взаимосвязей

Условная группа объединенная по определенному признаку (характеру деятельности, полу, возрасту и т.д.). Например, спортивные журналисты решают образовать команду из лучших футболистов мира. Они отбирают звезд первой величины и объединяют их в списке. Игроки никогда не соберутся вместе, и команда никогда не будет выступать на соревновании. Но она составлена и условно существует.

Реальная группа – это объединение, где люди связаны реальными контактами, т.е. взаимоотношения его членов, общие цели и задачи (например, группа однокурсников). Реальная группа может существовать кратковременно или длительно, быть численно большой или малой. Она существует и функционирует как общность.

По личностной значимости

Референтная группа – реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке.

Человек оформляет свои оценки, взгляды, находит образцы для подражания, которыми он дорожит и которым следует. Например, подросток стремится быть членом группы старших школьников или взрослых. Если же это ему не удается, то он подражает нормам поведения, бытующим у старших.

Нереферентная группа – это такая группа, психология и поведение которой чужды или безразличны для человека.

Антиреферентная группа – это такая группа, поведение и психологию членов которой человек не приемлет, осуждает и отвергает.

По уровню развития

Низкий уровень

Диффузная группа – это общность, в которой отсутствует сплоченность как ценностно-ориентационное единство, нет совместной деятельности, способной опосредовать отношение ее участников.

Ассоциация – группа, в которой отсутствует объединяющая ее совместная деятельность, организация и управление, а ценностные ориентации, опосредующие межличностные отношения, проявляются в условиях группового общения.

В зависимости от общественной направленности опосредующих направленности опосредующих факторов различают просоциальные ассоциации и асоциальные ассоциации.

Просоциальные ассоциации – это группы, в которые позитивные нравственные ценности привнесены из широкой социальной среды, сформированы и упрочены в процессе трудовой деятельности. В случае включения этих ассоциаций в совместную деятельность, обусловленную общественно значимыми задачами и соответствующей им организацией и руководством, они проходят путь коллективообразования. Например, студенческая группа в начале учебного процесса.

Асоциальные ассоциации – это группы в ценностные ориентации имеют негативный, иногда антиобщественный характер. Например, группа агрессивно настроенных подростков. Эти группы, в условиях антиобщественно направленной организации и руководства, легко превращаются в асоциальные корпорации.

Корпорация просоциальная – это организованная группа, характеризующаяся замкнутостью и максимальной централизацией. Например, промышленные корпорации.

Корпорация асоциальная (антиобщественная) – это группа, противопоставляющая себя другим социальным общностям на основе своих узкоиндивидуалистических интересов. Межличностные отношения в корпорациях опосредующихся асоциальными, а зачастую антисоциальными ценностными ориентациями. Например, хорошо организованная группа рэкетиров или мафия.

Высокий уровень

Коллектив – группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе совместной деятельности высокого уровня развития. В коллективе формируется особый тип межличностных отношений, характеризующихся высокой сплоченностью как ценностно-ориентационным единством, коллективистической идентификацией и т.д. (рис.2)

Рис. 2. Основные особенности зрелого коллектива

Проблема группы как важнейшей формы социального объединения людей в процессе совместной деятельности и общения – одна из центральных в психологии. Группа, как самостоятельный субъект деятельности, может быть рассмотрена с точки зрения своих свойств, процессов и структур.

Основные параметры, с помощью которых возможен социально-психологический анализ группы – это характеристики собственно группы и характеристики, определяющие положения человека в группе. К характеристике группы относятся ее композиция, структура и групповые процессы. К характеристикам, определяющим человека в группе, относятся система групповых ожиданий, статусов и ролей членов группы.

Композиция группы, или ее состав – это совокупность характеристик членов группы, важных с точки зрения анализа группы как целого. Например, численность группы, ее возрастной или половой состав, национальность и т.д.

Структура группы рассматривается с точки зрения тех функций, которые выполняют ее отдельные члены, а также с точки зрения межличностных отношений в ней.

Понятие группа может рассматриваться с разных точек зрения.

Буржуазные теории групп

Буржуазные теории групп характеризуются неоднородностью исходных позиции, но их объединяет общее – стремление подменить социально-экономические, идеологические и классовые отношения буржуазного общества профессиональными, социально-психологическими, психологическими.

Многие представители этих теорий основными единицами общества считают социальную организацию и психологическую группу. Социальная организация отвечает критериям: формализованных отношений и существование иерархии власти.

Психологическая группа характеризуется такими показателями: а) взаимозаменяемость между членами группы, б) общность взглядов, убеждений, норм, в) общность цели.

Персоналисты исходят из других установок. Главный тезис персоналистов: структура группы (формальной и неформальной) не имеет никакого значения. Уровень эффективности человека зависит от его способностей, от того, как он их оценивает и в какой степени обладает ими.

Указанные концепции не выходят за рамки буржуазной идеологии. Они призваны найти способы укрепления капиталистической системы организации труда, поднять производительность, обеспечить сверхприбыль. И то и другое направление в своих теоретических и практических выводах проповедуют выгоду, прагматизм.

Методы изучения групп

Основным методом изучения групп является наблюдение. Оно позволяет выяснить содержательную сторону жизни общностей, их структкру, уровень развития и др. социальной психологии различают включенное и невключенное наблюдение. Первое предполагает вхождение наблюдателя, исследователя в состав общности на правах его члена. В этом случае он как бы изнутри изучает группу. Он не только исследует, но и сам участвует во всех делах. Невключенное наблюдение – изучение общности со стороны, без непосредственного участия в ее жизни. Учитель в силу специфики его труда и своеобразия положения по отношению к детской группе (классу, пионерскому отряду, комсомольской группе) оказывается в позиции как включенного, так и невключенного наблюдателя. В одних случаях он становится членом группы, в других – остается за пределами детской общности.

Для изучения некоторых сторон жизни группы используется естественный эксперимент. Он проводится в обычных для испытуемых условиях, содержание эксперимента соответствует деятельности данной общности. Например, в классном коллективе практикуется диспут как форма внеклассной воспитательной работы. Но диспут может быть экспериментальным, если он решает исследовательские задачи и проводится, исходя из этих задач. Поездка за город также может оказаться экспериментальной, если в ходе нее решаются некоторые исследовательские задачи.

Таким образом, группа представляет собой чрезвычайно сложный организм, активность которого разворачивается одновременно во многих направлениях и требует особых усилий, объединения индивидуальных активностей в единое целое.

1. Общая психология Под редакцией: В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, А.А Степанова

2. Общая психология Под редакцией академика АПН СССР А.В. Петровского

Общение людей происходит в разнообразных реальных группах.

Под группой понимается совокупность индивидов, имеющих нечто общее.

Существование любой группы имеет общие закономерности:

  • 1. Группа неизбежно структурируется.
  • 2. Группа развивается. Это может быть прогресс либо регресс, но динамические процессы в группе обязательно происходят.

Положение человека в группе может неоднократно меняться.

Выделяют несколько разновидностей групп: условные и реальные; постоянные и временные; большие и малые и т.д.

Условные группы людей выделяются по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т.п.). Реальные личности, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут ничего не знать друг о друге и даже никогда не встречаться.

Реальные группы людей существуют как общности в определенном пространстве и времени. Они характеризуются тем, что их члены связаны между собой объективными взаимоотношениями. Реальные группы различаются по величине, внешней и внутренней организации, назначению и общественной значимости.

Контактные группы объединяют людей, имеющих общие цели и интересы в той или иной области жизни и деятельности.

Малые группы - это достаточно устойчивые немногочисленные (от 3 до 15-20 человек) объединения людей, связанных взаимными контактами, общей социальной деятельностью, которая характеризуется возникновением эмоциональных отношений, выработкой групповых норм и развитием групповых процессов.

Большие группы - это по преимуществу большие, неорганизованные, стихийно возникшие группы (толпа), или же - организованные, длительно существующие группы, - классы, нации.

Группы также подразделяются на формальные и неформальные.

В формальной - члены группы должны взаимодействовать друг с другом определенным, предписанным им образом. Специфика деятельности людей в любой официальной организации зафиксирована служебными инструкциями, приказами и другими нормативными актами.

Неформальная структура является следствием личного стремления индивидов к тем или иным контактам и отличается большей гибкостью по сравнению с формальной. Люди вступают в неформальные отношения друг с другом для того, чтобы удовлетворить некоторые свои потребности - в общении, объединении, привязанности, дружбе, получении помощи, доминировании, уважении и т.д.

Отличительные признаки малой группы:

  • * пространственное и временное соприсутствие людей;
  • * наличие постоянной цели совместной деятельности;
  • * наличие в группе организующего начала;
  • * разделение и дифференциация персональных ролей;
  • * наличие эмоциональных отношений между членами;
  • * выработка специфической групповой культуры, включающей нормы, правила, стандарты жизни, поведения, определяющие ожидания членов группы по отношению друг к другу и обусловливающие групповую динамику.

Малая группа имеет следующие психологические характеристики:

  • * групповые интересы;
  • * групповые ценности;
  • * групповые потребности;
  • * групповые нормы;
  • * групповые мнения;
  • * групповые цели.

По психологическим характеристикам различают группы членства и референтные (эталонные) группы, нормы и правила которых служат для личности образцом.

Референтная группа может быть реальной или воображаемой, позитивной или негативной. Она выполняет функцию социального сравнения, поскольку является источником положительных и негативных образцов, а также нормативную функцию, будучи носителем норм, правил, к которым человек стремится приобщиться.

Виды малых групп:

  • · Неорганизованная и случайно организованная группа (номинальная группа, конгломерат; зрители в кино, случайные члены экскурсионных групп и т.п.) - характеризуется добровольным временным объединением людей на основе сходства интересов или общности пространства.
  • · Ассоциация - группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей).
  • · Кооперация - группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой. Межличностные отношения в такой группе носят деловой характер и подчинены достижению требуемого результата в определенном виде деятельности.
  • · Корпорация - группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, и стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп. Иногда корпоративный дух в трудовых или учебных группах может приобретать черты группового эгоизма.
  • · Коллектив - устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений.

Вкачестве объекта воспитательного воздействия обычно вы­ступает не отдельный ребенок, а различные группы ребят, объединенных по разнообразным признакам. Чел-к как личность формир-ся в группе, является не­посредственным и опосредованным выразителем внутригрупповых отношений.

Группа – это ограниченная в размерах общность, выделяемая из соц-го целого на основе определенных признаков (хар-ра выполняемой деят-сти, соц-ной или классовой принадлежности, стр-ры, композиции, уровня развития и т.д.).

Классифик-я.

По размеру: большие, малые, микрогруппы.

По условиям функционирования: лабораторные, естественные.

По организованности: организованные, стихийные.

По степени открытости к влиянию среды: открытые, закрытые.

По уровню развития: низкого уровня: -диффузные, ассоциации; высокого: -корпорации, коллективы.

Большие группы по непосредственности взаимосвязей м.б. реальными (контактные), т.е. сложноорганиз-ные группы людей, вов­леченные в ту или иную деят-сть (коллектив школы, завода и т.д.); условными, вклю­чая в себя субъектов, которые не имеют прямых и косвен­ных взаимоотношений друг с другом, могут даже никогда не видеть друг друга, но в связи с тем призна­ком, на основе которого они были выделены в подобную группу, иметь общие соц-е и психологич-е хар-ки (национальные, возрастные, половые и т.д.) – например, большая условная группа — студенты пе­дагогических училищ, куда войдут молодые люди независи­мо от того, где они живут, на каком языке говорят. Их об­щие соц-е, возрастные, психологич-е, образоват-е хар-киявл-ся в основном идентичными. Изучение больших условных групп позволяет прогнозиро­вать развитие входящих в них членов и строить свою страте­гию отношений с ними.

Малые группы — это всегда не­посредственно контактирующие индивиды, объединенные об­щими целями или задачами и оказываю­щих влияние на поведение и личностные особенности друг друга. Отличительная черта – относительная простота ее внутреннего строения: есть авторитет­ный лидер (если группа неофициальная) или авторитетный руководитель (если группа официальная), вокруг которых объе­диняются остальные члены группы.

Официальная группа – специально кем-то организованная для выполнения опред-ой деят-сти. Неофициальная груп­па – возникшая стихийно.

Отдельно стоят группы, которые К.К.Платонов назвал неор­ганизованными, Л.И.Уманский — конгломератом, а А.В.Пет­ровский — диффузной группой. Эти группы характеризуются тем, что взаимоотношения в них опосредуются не содержанием групповой деят-сти, а только непосредственными отноше­ниями симпатии — антипатии. Такие объединения обычно доб­ровольные, временные, определяющиеся сходством интересов (экскурсия; группа лиц, участвующих в лабораторном исследо­вании; абитуриенты, сдающие экзамен).

В зависимости от задач, стоящих перед педагогом, исследо­вателем, малые группы можно делить:

по степени близости отно­шениймежду членами группы — на первичные (группа людей, отношения между кото­рыми складываются на эмоционально-личностной основе: семья, близкие друзья) и вторичные (группа, взаимодействие членов в кото­рой обусловлено не эмоциональными связями, а стремлением к дос­тижению определенных целей совместной деятельности: учебные, производственные контакты);

в зависимости от тех прав,которые предоставляются участникам группой, — на: паритетные (все члены группы имеют равные права) и непаритетные (существует определенная иерархия прав и обязанностей);

в зависимости от ценности группы для индивида— на: группы членства (группа, членом которой индивид счита­ется, но ее ценности, нормы может не принимать) и референт­ные группы(значимая для индивида группа, нормы и ценности которой он разделяет и принимает).

Формальная группа — группа, в которой позиции, статусы, роли ее членов предписаны официально и выражены в соответств-х нормах и предписаниях.

Неформальная группа — группа, в которой позиция каждо­го члена определяется его личностными качествами, а хар-р межличностных отношений определяется их эмоциональными пред­почтениями и симпатиями.

Композиция группы — один из параметров оценки группы, указывающий на характеристики ее членов (состав группы).

Групповые нормы и ценности—принятые в группе нормы отнош-й и повед-я, регламентирующие действия каждого индивида в той или иной ситуации.

Групповые санкции — способы оказания воздействия на конкретного индивида при нарушении им групповых норм и правил.

Формы проявл-я завис-стичел-ка от мнения других:

1 – конформность (зависимость чел-ка от мнения группы);

2 – нонкоформность (чел-к говорит обратное мнению всей группы)

Подражание (сознательное или неосознанное копирование образца)

Коллектив – группа, где межличностные отношения опосредствуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместнойдеят-сти.

Вопрос № 6. Категория личности в психологии.

Личность - социальное качество индивида, которое появляется и развивается благодаря освоению общественных отношений, в рез-те чего индивид становится субъектом своего общения и своей деят-сти, благодаря иерархии мотивов и самосознания. Критерии: 1) Иерархия мотивов: почему, зачем, для чего, ради чего чел-к это делает (иерархия – соподчинение); 2) Самосознание – способность чел-ка осознавать самого себя. Индивидуальность - личностное своеобразие.

Человек - представитель вида Homosapiens как биосоциального существа, обладающего сознанием, мышлением, речью. Индивид – единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый чел-к. Личность – человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности: все кач-ва и св-вачел-ка, которые он приобретает в течение всей жизни в процессе взаимоотношений с др. людьми (сознание, речь, отношения к себе и окружающему миру, социальные функции и роли и др.).

Теории развития личности.1)_Биологизаторскаяконцепция: чел-к сугубо природное существо; духовные св-ва личности имеют биологическую основу; развитие и поведение ч-ка определяется врожденными потребностями, влечениями, инстинктами, а также и внешними требованиями, к которым чел-к должен приспосабливаться; главный фактор развития - фактор наследственности;воспит-е способно лишь ускорить или затормозить процесс естественного развития. 2)Социологизаторскаяконцепция: человек рождается как существо биологическое, но в процессе своей жизнедеятельности социализируется под влиянием среды, прежде всего тех социальных групп, которые составляют его ближайшее окруж-е. Среда явл-ся определяющим фактором формир-я личности, ее влияние необратимо; воспит-е только корректирует хар-р влияния среды. 3)Биосоциологизаторскаяконцепция: чел-к – существо биологич-ое и соц-ое. Психические процессы (ощущ-е, восприятие, мышление и др.) имеют биологич-ую природу, а способности личности формируются в рез-те воздействий окруж. среды. Вместе с тем, при данном подходе недостаточное значение придается роли деятельности и самовоспитания в формир-и личности.

Новые категории для объяснения процесса развития: 1.биологич-е предпосылки - это задатки для развития, анатомо-физиологические особ-сти, особ-сти строения и функционир-я головного мозга, органов чувств, голосового аппарата; 2.необходимое условие - общественное воздействие в виде воспит-я и обуч-я; 3.активность самой личности (это нужно учителю, это нужно мне).

Структура по Фрейду:1.Оно - сфера бессознательного (сфера неосознаваемых влечений). 2.Сверх Я - запреты общества (сознание и бессознание). Цензура общ-ва, общ-во смотрит за каждым. 3.Я - принцип реальности, присутствует сознание.

Структура по Леонтьеву: 1.Потребностно-мотивационная сфера– те структуры, которые определяют повед-е (потребности, мотивы, ценности). У чел-ка эта сфера осознанна, иерархизирована. Ф-ции этой сферы: побуждает и направляет деят-сть и общение.

3. Эмоционально-волевая сфера – эмоции, воля. Ф-ции: целенаправленное управление своейдеят-стью.

В психологии развития различают несколько понятий:

Возраст человека:1.хронологический возраст (кол-во прожитых лет) 2.биологический возраст (уровень созревания, функционирования анат.-физиол. систем организма чел.). 3.социальный (место в системе общественных отношений, каждое такое место опредмечено кругом права и обяз-ей). 4.психологический (уровень развития психики и личности человека).

Атрибуты зрелости личности: независимость, самостоятельность, открытость в проявл. чувств и понимании чувств др. людей, развитая индивид-тью.

Вопрос № 7. Понятие о темпераменте и характере, их психологическая характеристика.

Темперамент - индивидуальная особенность человека, определяющая динамическое проявление его деятельности.

Компоненты темперамента:

1. Общая психическая активность индивида (интеллект, хар-р, комплекс отношений и мотивов).

2. Двигательный (моторный) компонент – актуализация внутренней динамики психических состояний (быстрота, сила, резкость, амплитуда).

3. Эмоциональность – особенности возникновения и протекания чувств, аффектов, настроений (впечатлительность, импульсивность, эмоц-ая лабильность). Впечатлительность – способность найти почву для эмоц-ой реакции там, где ее нет для других. Импульсивность – быстрота, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий. Эмоц-ая лабильность – скорость прекращения данного эмоц-го состояния, смена его другим.

Сангвиник: энергичный, коммуникабельный, открытый, инициативный, уравновешенный. Сдерживает чувства, острота ума, легко сходится с новыми людьми, гибкость ума, легко переключается с одной работы на другую. Холерик: активный, несдержанный, нетерпеливый, вспыльчивый, поддается настроению, импульсивный, подвижный, возбудимый. Флегматик: спокойный, слабо эмоциональный, бедная мимика, терпеливый, выдержанный, старательный, вдумчивый, миролюбивый.Меланхолик: некоммуникабельный, тревожный, сдержанный, пессимист, обидчивый.

Характер—совокупность устойчивых и существенных индивидуальных св-в личности, отражающих все многообразие отношений к себе, людям, труду. Основныесв-ва: целостность, активность, устойчивость, пластичность. Бернпредложил описывать хар-р по 3-ем параметрам: Я(отношение к себе), ВЫ(отношение к близким), Они(отношение к людям вообще). Хар-р формируется и развивается под воздействием окруж. среды, жизненного опыта и воспитания. В одних и тех же условиях может развиваться много общего у представителей разных типов темперамента. Хар-р представляет собой неразрывное целое. Но выучить и понять хар-р нельзя, не выделяя в нем отдельные черты. Под чертами хар-рапонимают инд-ные формы поведения чел-ка, в которых отражается его отношение к действительности. Их делят на 2 группы:I.группа—те черты хар-ра, в кот.отраж. направленность личности: 1)к обществу коллективу, людям: коллективизм, отзывчивость, совестность, товарищество. 2)к труду: трудолюбие, инициативность, бережливость. 3)К самому себе: скромность, самокритичность.II.группа—волевые черты характера выраженные в умении осознанно регулировать своим поведением, преодолевать трудности и препятствия: самост-ть, целенаправленность, настойчивость, решительность, мужество, смелость.

Характер – конечный результат воспитательного процесса.

Гипертимический тип(Г). Отличается почти всегда хорошим, даже слегка приподнятым, настроением, высоким жизненным тонусом, брызжущей энергией, неудержимой активностью. Постоянное стремление к лидерству, притом неформальному. Хорошее чувство нового сочетается с неустойчивостью интересов, а большая общительность - с неразборчивостью в выборе знакомств. Легко осваивается в незнакомой обстановке. Плохо переносит одиночество, размеренный режим, однообразную обстановку, монотонный и требующий мелочной аккуратности труд, вынужденное безделье. Переоценка возможностей, оптимизм. Короткие вспышки раздражения являются следствием стремления подавить активность и лидерство окружающих. Самооценка обычно неплохая.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.