Понятие и виды коммуникаций шпора

Понятие и виды коммуникаций, типы коммуникационных сетей: "звезда", "шпора", "круг" и др. Условия возникновения информационных перегрузок. Способы формирования организационных коммуникаций. Способы общения на предприятии: собрание, совещание, беседа и др.

Рубрика Менеджмент и трудовые отношения
Предмет Теория организации
Вид курсовая работа
Язык русский
Прислал(а) В.В. Романов
Дата добавления 08.10.2017
Размер файла 118,6 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Понятие организационных коммуникаций: значение, функции, характеристика, виды. Каналы, средства и барьеры коммуникаций предприятий. Анализ организационных коммуникаций на примере деятельности российских фирм ОАО "Томскнефть" и ОАО "Лазер Сервис".

курсовая работа [338,0 K], добавлен 28.07.2015

Коммуникационные барьеры и способы их предотвращения. Современные средства коммуникаций в менеджменте. Характеристика организации "Евросеть". Анализ организационных коммуникаций в компании и их методы повышения качества в коммуникационном процессе.

курсовая работа [112,7 K], добавлен 05.06.2013

Роль коммуникаций в системе управления. Понятие и виды коммуникаций в организации. Формы делового общения и их отражение в локальных нормативных актах и направления совершенствования. Современные информационные технологии коммуникационных процессов.

курсовая работа [91,9 K], добавлен 29.04.2014

Понятие и сущность коммуникаций, их классификация и типы, особенности использования в управленческом процессе, средства и каналы. Формы общения. Структура компании ФМСМ регион "Север", совещание в системе ее коммуникаций, пути совершенствования.

курсовая работа [58,5 K], добавлен 11.11.2013

Обеспечение связи между организацией и средой, взаимодействия всех функций управления и согласованности принимаемых решений с помощью коммуникаций. Функции коммуникационного процесса. Основные типы коммуникаций. Формы организационных коммуникаций.

презентация [285,0 K], добавлен 24.10.2012

История развития и основные средства внутренних организационных коммуникаций и способов распространения информации. Средства передачи и получения управленческой информации. Обзор и анализ практики внутренних коммуникаций в США, Великобритании и Франции.

реферат [28,7 K], добавлен 21.11.2010

Понятие, цели, функции коммуникации, особенности видов. Специфика процесса коммуникаций и эффективность управления. Преграды в организационных коммуникациях. Анализ отношений между начальником и подчинённым. Совершенствование коммуникаций в организациях.

курсовая работа [256,7 K], добавлен 18.06.2012

Понятие и сущность коммуникаций. Классификация информации и ее характеристика. Построение моделей коммуникаций, описание их особенностей и характеристика. Структура процесса коммуникаций и их виды. Десять заповедей успешной коммуникации, их описание.

реферат [52,4 K], добавлен 05.02.2009

Сущность и виды коммуникаций в системе менеджмента, особенности их развития на современном этапе. Анализ коммуникаций на примере ОАО "Казаньоргсинтез". Основные способы устранения негативных явлений во внутреннем коммуникационном процессе организации.

курсовая работа [611,3 K], добавлен 21.12.2014

Понятие, формы и культура деловых коммуникаций. Особенности деловых коммуникаций менеджера по продаже. Межличностные и организационные коммуникации. Методы усовершенствования деловых коммуникаций менеджера по продажам на примере ИП "Татьянкина".

дипломная работа [86,9 K], добавлен 06.07.2010

Тема 13 СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

План

1. Коммуникация: понятие и виды

2. Результаты воздействия массовой коммуникации на индивидуальное и групповое сознание

3. Современные тенденции в развитии массовой коммуникации

4. Социологические аспекты Интернет

Коммуникация: понятие и виды

Среди социальных процессов одно из ведущих мест занимает коммуникация(лат. communicatio — способ сообщения, передачи) как необходимый элемент взаимодействия людей, групп, народов, государств, в ходе которого осуществляется передача и взаимопередача информации, чувств, оценок, значений, смыслов, ценностей и т. д. Без коммуникации невозможно конституирование социальных общностей, социальных систем, институтов, организаций и т. д., невозможно существование социальности, социума как такового. Коммуникация пронизывает все стороны жизни общества, социальных групп и отдельных индивидов. Всякое исследование социальной жизни затрагивает те или иные ее формы.

Истоками изучения коммуникации послужили различные направления психологии, лингвистики, идеи социального конструктивизма, рассматривающие формирования социального знания как часть социальной деятельности людей.

Существует большое количество определений коммуникаций. Представим несколько из них, наиболее близких социологическому пониманию.

Коммуникация - передача информации, идей, эмоций, навыков и т.п. посредством символов — слов, картин, графиков и др. Коммуникация — это процесс, который связывает отдельные части мира друг с другом. Коммуникация — это процесс, который делает общеизвестным то, что, было монополией одного или нескольких. Коммуникация — это механизм, посредством которого реализуется власть.

Коммуникация- это передача информации, идей, оценок или эмоцией от одного человека (или группы) к другому (или другим) главным образом посредством символов. Под коммуникацией в широком смысле понимаются и система, в которой осуществляется взаимодействие, и процесс взаимодействия, и способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию. Коммуникация- социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств (вербальных, невербальных и других). Под коммуникацией мы будем понимать процессы перекодировки вербальной в невербальную и невербальной в вербальную сферы. Исторически коммуникацией было именно это: принуждение другого к выполнению того или иного действия. ТО есть для коммуникации существенен переход от говорения одного к действиям другого.

Последнее определение наиболее подходит для выражения сущности такого социального феномена, как коммуникация. В нём улавливается главное в коммуникации однолинейная направленность информационного воздействия. Коммуникация- это субъект - объектное отношение. Однако не всегда этот процесс можно квалифицировать как побуждение другого к выполнению действия. Например, паралингвистический уровень коммуникации (мимика, жесты и т.д.) даёт достаточно информации о субъекте коммуникативного акта, но далеко не всегда может расцениваться как побуждение к действию.

Понятие коммуникации существует на двух уровнях - на уровне обыденного и уровне научного представления об этом явлении. На обыденном уровне под коммуникацией понимается способность к установлению контактов любого рода. Например, выражение: "коммуникативный человек"- характеристика того, кто легко идет на контакт с людьми, находит с ними взаимопонимание, кто сам открыт для контактов и общения. Некоторые научные определения коммуникации, при которых она не отдаляется от общения, базируются именно на обыденном представлении. Исходя из этого, определяются как сам коммуникативный процесс, так и его участники:"коммуникационное действие- завершенная" операция смыслового взаимодействия, происходящая без смены участников коммуникации.

Субъектами вступавших в коммуникацию, могут преследоваться три цели:

1)реципиент желает получить от комуниканта некоторые привлекательные для него смыслы;

2)коммуникант желает сообщить реципиенту некоторые смыслы, влияющие на поведение последнего;

3)комуникант и реципиент заинтересованы во взаимодействии с целью обмена какими-то смыслами.

Исходя из этого определения коммуникации, выделим три формы коммуникативного действия:

1)подражание- уподобление чему-нибудь или кому-нибудь, присущее первичному уровню социализации ( передача традиций и обычаев);

2)диалог- форма взаимодействия равноправных субъектов коммуникации;

3)управление- форма воздействия субъекта на объект.

Данная модель показывает, что при рассмотрении коммуникации только как диалог, во-первых, происходит смешение понятий " коммуникация" и "общение", так как диалог- это характеристика общения, а управление- характеристика коммуникации в строгом смысле слова; во-вторых, при этом в самом понятии коммуникации происходит смешение двух уровней её определения - обыденного и научного, так как подражания не может быть отнесено к коммуникации как таковой и является свойством индивида, способствующим адаптации его в среде существования.

Смешение понятий "коммуникации" и "общение" являются довольно распространенными в научной литературе. Это происходит из-за того, что перевод английского слова communication включает несколько смыслов и может означать передачу, сообщений сведений, информацию, связь, средства связи, а также общение.

Американский политолог Г. Лассуэл в 1948 г. предложил простую и наглядную модель коммуникативного процесса, включающую пять элементов:

1) кто? (передает сообщение) - коммутатор;

2) что? (передается) - сообщение;

3) как? (осуществляется передача) - канал;

4) кому? (направлено сообщение) - аудитория;

5) с каким эффектом? - эффективность.

Каждый из элементов указанной схемы стал объектом многочисленных исследований. Например, выделяются характеристики коммуникатора, способствующие повышению эффективности воздействия. Для того, чтобы выступление человека оказало нужный эффект, этот человек должен, по мнению слушателей, обладать такими качествами, как компетентность (наличие соответствующих знаний и навыков), надежность (способность вызывать доверие), динамизм (личностная открытость, активность, энтузиазм).

Всесторонне исследовались и особенности аудитории, располагающие к принятию сообщения. Так, обнаружено, что Я-включенность в содержание коммуникации (близость ее содержания наиболее значимым для аудитории проблемам) снижает эффективность убеждения: у людей в областях, наиболее близких им, существуют наиболее обоснованные и проверенные опытом мнения, изменить которые крайне сложно. Активное ролевое проигрывание изначально неприемлемой позиции способствует ее принятию в будущем.

Важным является степень идентификации человека с группой. Люди, наиболее сильно привязанные к группе, вероятно, менее подвержены влиянию сообщения, не соответствующего групповым нормам. Влияние группы проявляется и в том плане, что мнения, которые люди сообщают публично, труднее изменить, чем те, которые широко не афишировались. Замечено также, что поддержка даже одного человека ослабляет давление большинства на индивидуальное мнение.

Основные виды коммуникации.Общепринятой признана классификация видов коммуникации на основании уровня или контекста, в котором она осуществляется. Согласно этому критерию наиболее часто выделяют следующие виды коммуникации: межличностную, групповую и массовую.

2. Групповая коммуникация– это процесс общения людей в малых группах (от 3 до 30 человек). В групповой коммуникации продолжают действовать все закономерности, присущие межличностной коммуникации, однако появляются и специфические для данного типа коммуникации феномены, к которым относятся: лидерство и руководство в группе, т.е. процесс межличностного влияния, стимулирование группы, нацеливание ее на выполнение определенных задач; процесс принятия группового решения, т.е. обсуждение значимых для группы проблем, в процессе которого происходит выяснение позиции ее членов, оценка проблемы, поиск и выработка общего группового решения; структура коммуникации в группе, совокупность позиций членов группы относительно получения и хранения значимой для группы информации.

3. Массовая коммуникация— это процесс распространения информации и влияния в обществе посредством специальных средств: печати, телевидения, радио, кино и т. д., в результате чего сообщение поступает сразу к большим группам людей.

Основными функциями, которые выполняет массовая коммуникация в обществе, являются: информирование о происходящих событиях; помощь обществу в решении его проблем; передала знаний об обществе от одного поколения к другому (социализация и обучение); развлечение. Указанный спектр функций задает концептуальную основу, важнейшие подходы к исследованию массовой коммуникации. В рамках данного подхода находятся работы, отвечающие на вопрос: как конкретно функционируют в обществе средства массовой коммуникации?

Авторы многих из этих работ стремились объяснить, каким образом и насколько эффективно массовая коммуникация воздействует на общество и его членов. В начале нынешнего столетия господствовало убеждение во всесильности влияния массовой коммуникации на сознание человека.

Предполагалось, что воздействие сообщений средств массовой информации (СМИ) выражено непосредственно и осязаемо. Однако в дальнейшем такие взгляды изменились на совершенно противоположные: эффективность влияния массовой коммуникации была признана минимальной. Наибольшее распространение эти взгляды имели в 50-х гг., когда считалось, что межличностные контакты более значимы для распространения фактов и мнений в обществе, чем массовая коммуникация. Информация от СМИ вначале поступает к так называемым лидерам мнения в обществе, которые затем передают ее другим людям в процессе межличностной коммуникации.

В 60-х гг. считалось, что хотя массовая коммуникация и оказывает влияние на установки и мнения людей, однако это влияние опосредовано характеристиками аудитории. К наиболее важным из них относятся:

· позиция группы или позиция отдельных ее членов;

· селективность, т.е. склонность человека отбирать ту информацию, которая согласуется с его ценностями и мнениями.

В результате степень влияния оценивалась как не очень высокая.

Начиная с 70-х гг. массовая коммуникация в большей степени воздействует на то, что говорит человек (тема), нежели на его конкурентную позицию по данной теме. Другими словами: чем больше говорят о некоторой теме по радио и на телевидении, тем чаще она обсуждается на уровне межличностных контактов.

Воздействует массовая коммуникация и на мнения людей по конкретным вопросам социальной жизни. Этот процесс движется по спирали, в результате чего некоторые темы или позиции попадают в центр внимания населения, а другие отбрасываются на периферию общественного интереса.

В настоящее время для объяснения механизмов влияния массовой коммуникации на индивидуальное и массовое сознание предложены в многочисленных теориях. Наиболее популярные из них:

· теория использования и удовлетворения, в которой подчеркивается, что человек выступает в качестве активного фильтра информации, а не ее пассивного получателя. Ее недостатки: она игнорировала негативные результаты влияния массовой коммуникации в обществе, а также постулировала чрезмерную рациональность человека, его способность сознательно выбирать то, что ему необходимо.

· теория зависимости, центральное положение которой таково: реципиент (получатель информации) зависит от массовой коммуникации в силу того, что ему необходимо удовлетворять свои коммуникации и достигать различных целей.Степень влияния СМИ на аудиторию варьируется и зависит от состояния самого общества(социальные изменения и конфликты влияют на переоценку ценностей и норм и порождают потребность в дополнительной информации) и самих СМИ (от их количества и близости к нормам и ценностям объекта воздействия).

Синтезируя рассмотренные подходы, можно описать процесс влияния массовой коммуникации на индивидуальное и массовое сознание. Социальные институты и СМИ формируют у людей разнообразные потребности, интересы и влечения. Сформировавшись, данная мотивационная система начинает в свою очередь влиять на то, где, в какой области человек станет искать источники удовлетворения потребностей. Выбрав те или иные источники, человек может в дальнейшем оказаться в определенной зависимости от них. Например, пожилые люди в силу снижения возможностей передвижения, мало общаются, что повышает их зависимость от такого вида СМИ, как телевидение. Подростки могут становиться зависимыми от видеоиндустрии, поскольку увлечения такого рода соответствуют нормам данной социальной группы.

Коммуникации - понятие, виды, их характеристика

Обеспечение эффективного обмена информацией между субъектами и объектами управления.

Совершенствование межличностных отношений в процессе обмена информацией.

Создание информационных каналов для обмена информацией между отдельными сотрудниками и группами и координации их задач и действий.

Регулирование и рационализация информационных потоков. Коммуникации подразделяются на следующие виды:

межличностные или организационные коммуникации на основе устного общения;

коммуникации на основе письменного обмена информацией.

Межличностные коммуникации в свою очередь делятся на:

формальные или официальные. Данные Коммуникации определяются политикой, правилами, должностными инструкциями определенной организации и осуществляются по формальным каналам;

неформальныекоммуникации, которые не следуют общим правилам определенной организации; они осуществляются согласно установившейся системе личных отношений между работниками организации.

Типичная информация, передаваемая по каналам неформальных коммуникаций: предстоящие сокращения производственных рабочих, новые меры по наказаниям за опоздание, изменение в структуре организации, грядущие перемещения и повышения, подробное изложение спора двух руководителей на последнем совещании по сбыту, кто кому назначает свидание после работы и т. д.

Среди формальных организационных коммуникаций выделяют:

вертикальные, когда информация перемещается с одного уровня иерархии на другой;

горизонтальны между различными подразделениями, предназначающиеся для координации деятельности различных подразделений.

Вертикальные коммуникации в свою очередь подразделяются на:

восходящие, когда информация передается снизу вверх (с низших уровней на высшие). Этот тип коммуникаций содержит информацию, необходимую для менеджеров для оценки той сферы деятельности, за которую они несут ответственность;

нисходящие, осуществляемые сверху вниз. Этот тип коммуникаций непосредственно связан с руководством и контролем за работниками.

Межличностные коммуникации делят также на:

вербальные (словесные);

невербальные, призванные осуществить обмен информацией без применения слов, например с помощью жестов, интонаций голоса, мимики и т.д.

Вербальные и не вербальные формы коммуникаций не всегда и не обязательно исключают друг друга. Как правило, интерпретация получателем послания строится не только на словах, но и на таких элементах, как жесть! и выражения лица. которые сопровождают слова передающей стороны.

Коммуникационный процесс, понятие, основные элементы, этапы, их характеристика

Коммуникационный процесс - это процесс обмена информацией между двумя или более людьми. Его цель - обеспечить передачу и понимание информации, являющейся предметом обмена. Если взаимное понимание не достигается, то коммуникация не состоялась, из чего следует, что обе стороны играют в ней активную роль.

Коммуникационный процесс — это взаимодействие совокупности элементов. Существует четыре базовых элемента коммуникационного процесса:

Отправитель — лицо, генерирующее идею или собирающее информацию и передающее ее;

Канал - средство передачи информации (устная передача, совещания, телефонные переговоры, письменная передача, служебные записки, отчеты, электронная почта, компьютерные сети);

Получатель (адресат) - лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует её.

Коммуникационный процесс обмена информацией включает взаимосвязанные этапы:

Зарождение идеи или отбор информации;

Выбор канала передачи информации;

Например, генеральный директор торговой фирмы решил обсудить с менеджерами магазинов вопрос о состоянии и улучшении качества торгового обслуживания населения на совещании. В данном случае генеральный директор - отправитель, у которого зародилась идея; информация о состоянии и улучшении качества торговли - сообщения; совещание — это канал информации; получатели — менеджеры магазинов, которые интерпретируют сообщение и при помощи этого же совещания дают обратную связь генеральному директору.

При организации коммуникационных сетей на предприятии необходимо учитывать специфику различных типов и каналов коммуникаций на каждом из этапов коммуникационного процесса.

Формирование коммуникационных процессов, а также выбор средств и каналов коммуникаций осуществляются на предприятии после проектирования его организационной структуры в соответствии с выбранной сферой деятельности, принятой производственной программой и структурой менеджмента. Коммуникационные решения, содержащие регламент коммуникационных процедур, должны устанавливаться для каждого иерархического уровня менеджмента и доводиться до конкретного должностного лица.

Информации в коммуникационном процессе

Информация - предмет труда в процессе управления; является средством коммуникации между людьми.

Информация, используемая для коммуникационного управления, подразделяется на:

базовую, формируемую независимо от данной управленческой задачи;

текущую, регулярную или разовую, специально собираемую для данной управленческой задачи.

Текущая информация, в свою очередь, подразделяется на:

документированную, фиксируемую в документах (счетах, учетных, бухгалтерских и других документах);

недокументированную (телефонные разговоры, совещания, межличностные контакты, сплетни и т. д.)

По аспектам коммуникационного управления информация классифицируется на экономическую, организационную, социальную, техническую. Развитие информационных потребностей организаций существенно видоизменило требования к информационному обеспечению коммуникационных процессов.

КОММУНИКАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Коммуникации (от лат. соттипiко - делаю общим, связываю, общаюсь) в широком смысле слова означают процесс обмена смысловым значением информации между двумя или более людьми.

Коммуникации в менеджменте представляют собой процесс обмена информацией между субъектом и объектом управления, цель которого состоит в мотивировании определенного поведения или воздействия па него.

В теории менеджмента коммуникации являются связующим процессом четырех основных функций управления: планирования, организации, мотивации и контроля, поскольку для их реализации необходимы передача и обмен информацией.

Главная цель коммуникации - обеспечить, чтобы тот, кому адресована информация, однозначно понял, что имеет в виду тот кто ее посылает. К коммуникациям могут быть отнесены факты, намерения, взгляды и прочее.

В психологическом отношении деловая коммуникация всегда носит межличностный характер, независимо от формы ее осуществления. Форма, которую принимают коммуникации, может значительно повлиять на взгляды работника, степень понимания и поддержки им политики, проводимой организацией. Неспособность относиться к другим людям как к личностям с их положительными и отрицательными качествами может негативно сказаться на результатах коммуникации. Установленные доверительные межличностные отношения положительно влияют на процесс делового обмена информацией, повышают уровень взаимопонимания, сглаживают возможные противоречия, не дают развиться конфликту. Многие трудовые конфликты происходят из-за плохих коммуникаций, следствием чего являются непонимание работниками намерений руководства, неверное истолкование политики организации.

Коммуникации, построенные должным образом, способствуют обеспечению организационной эффективности. Это означает, что менеджмент организации всегда располагает объективной информацией, необходимой для принятия решений, в нужное время.

Коммуникабельность, являясь одной их характеристик эффективного менеджера, означает способность к общению в совместной работе, общительность.

Коммуникации относительно организации подразделяются на внешние и внутренние.

Внешние коммуникации - это коммуникации с внешней средой, цель которых - удовлетворение информационных потребностей организации. Они позволяют правильно строить стратегию и тактику действий, получать информацию о состоянии рынка и действиях конкурентов, а также различную нормативную и справочную информацию. С помощью внешних коммуникаций организация устанавливает отношения с государственными органами, общественностью, поставщиками и клиентами. Внешние коммуникации являются средством формирования и поддержания имиджа компании на местном, общенациональном или международном уровнях. С потребителями организация общается с помощью рекламы, различных программ продвижения товаров на рынок, предоставления информации, оговоренной в законе о защите прав потребителей. Необходимо учитывать, что независимо от интенсивности внешних коммуникаций, организация может оказывать на внешнюю среду лишь незначительное воздействие.

Внутренние (внутриорганизационные) коммуникации способствуют осуществлению производственно-хозяйственной деятельности организации и устанавливают связь между подразделениями, внутри них. между отдельными членами организации и уровнями власти

В рамках организации коммуникации обычно устанавливаются в трех направлениях: сверху вниз, снизу вверх и в горизонтальной плоскости, при этом коммуникации призваны удовлетворять разные уровни принятия решений.

Коммуникации в пределах организации подразделяют на два типа:

формальные (официально установленные или одобренные руководством) и неформальные (неофициальные и незапланированные).

Формальные коммуникации являются самым действенным способом доведения информации до персонала организации и могут быть вертикальными и горизонтальными в зависимости от характера выполняемых задач и структур власти. В формальных коммуникациях преобладает написанное или сказанное слово, неформальные коммуникации могут включать также мимику, жесты, слухи. Большинство формальных коммуникаций являются нисходящими, тогда как неформальные коммуникации в основном восходящие или горизонтальные. Отсутствие восходящих и горизонтальных формальных коммуникаций во многих организациях затрудняет руководство и координацию деятельности и лишает менеджмент компании возможности узнать мнение персонала.

Формальные коммуникации. Формальные коммуникации подразделяются на: нисходящие, восходящие и горизонтальные.

Основной проблемой нисходящих формальных коммуникаций является рассеивание, а иногда полное искажение или исчезновение исходного смысла сообщений.

Восходящие коммуникации - поток формальных коммуникаций, содержащий сообщения, передаваемые с низшего уровня на высшие уровни иерархии. Восходящие коммуникации обычно охватывают следующие вопросы: проблемы, возникающие у персонала, предложения работников, связанные с улучшением деятельности организации, отчеты о результатах деятельности, жалобы и споры, финансовую и бухгалтерскую информацию. С помощью восходящих коммуникаций осуществляется обратная связь. Методами реализации этого вида коммуникаций являются отчеты, справки, докладные записки

Главная проблема восходящих формальных коммуникаций заключается в том, что, с одной стороны, менеджеры не всегда готовы вникнув в различные проблемы, связанные с персоналом, с другой стороны, работники, как правило, не горяч желанием добровольно делиться информацией с руководством. Поскольку успех любой компании в значительной мере зависит от персонала на низших уровнях и именно восходящие информационные потоки должны формировать у руководителей объективную картину состояния дел в организации, то отделы по управлению человеческими ресурсами разрабатывают специальные коммуникационные программы, направленные на получение необходимой и оперативной информации и предоставление ее менеджменту организации.

Горизонтальные коммуникации представляют собой обмен сообщениями между подразделениями, между коллегами как внутри отделов, так и между подразделениями. Горизонтальные коммуникации между структурными подразделениями способствуют их объединению в единое целое и согласованному координированию работы. Основные цели формальных горизонтальных коммуникаций - просьба о поддержке или координации действий, информирование о чем-либо. Горизонтальные коммуникации связаны с разрешением проблем внутри отделов, координацией деятельности и консультациями специалистов с линейными менеджерами.

Большое значение горизонтальные коммуникации приобретают в организациях, использующих новые информационные технологии.

С целью улучшения координации с помощью горизонтальных коммуникаций во многих организациях создаются рабочие группы, различные комитеты, матричные структуры.

Организационные коммуникации также можно разделить на односторонние, когда отправитель не рассчитывает на реакцию адресата, и двусторонние коммуникации, организованные таким образом, чтобы был обеспечен и стимулирован отклик получателя. Односторонние коммуникации быстрые и являются прерогативой руководства, двусторонние коммуникации медленные и показывают участие работников в принятии решений.

В лучших компаниях руководство прикладывает огромные усилия и затрачивает большие материальные средства для создания эффективных систем коммуникаций, которые основываются на современных технологиях информационного обмена и культивировании неформального общения.

Межличностные коммуникации относятся к наиболее распространенному типу внутренних коммуникаций. Неформальные межличностные коммуникации могут охватывать набор любых связей — от бытовых до производственных. Основой этих связей является информация, циркулирующая по неформальным каналам общения.

Общественные или массовые коммуникации представляют собой процесс передачи информации с помощью технических средств или средств массовой коммуникации: печать, радио, телевидение. Информация передается численно большим группам людей, при этом возможности обратной связи ограничены.

Методы, с помощью которых осуществляется общение между людьми, подразделяются на вербальные и невербальные.

Вербальные коммуникации осуществляются с помощью устных (диалог, совещание, собрание, переговоры, брифинг) и письменных(письма, приказы, инструкции) средств сообщений.

Невербальные коммуникации реализуются посредством языка, телодвижений и параметров речи и характеризуют отдельные действия или поведение людей. К ним относятся осанка, позы, жесты, мимика лица, а также интонации, громкость, тембр и стиль речи, свидетельствующие об эмоциональном состоянии партнера по коммуникации. Основными проявлениями эмоционального состояния являются страх, горе, удивление, радость, гнев и отвращение.

Эффективность общения значительно снижается, если не учитывать эмоции человека в момент диалога с ним. Именно эмоции во многом определяют поведение и принимаемые человеком решения. Эмоциональное состояние способно повлиять на отношение к собеседнику, а также на оценку информации, которая выносится на обсуждение. Один из исследователей невербальных коммуникаций П. Экман в ходе многочисленных экспериментов убедительно доказал, что неконтролируемые внешние проявления эмоций не зависят от возраста, пола, национальности и расы. Каждый руководитель заинтересован в улучшении личной техники коммуникаций. Своевременная диагностика эмоционального состояния партнера по коммуникации может существенно повысить ее эффективность, предопределив весь ход дальнейшего общения.

Одним из методов, позволяющих улучшить качество коммуникации и лучше сориентироваться в личных особенностях партнера, является метод нейролингвистического программирования, основанный на знании невербальных коммуникаций, который разработали американские исследователи эффективной коммуникации Р. Бендлер и Дж. Гриндер.

К новым видам коммуникаций относят открытые коммуникации и диалог.

Диалог представляет собой групповой коммуникативный процесс, основывающийся на принципах доверия, гибкости, приверженности общим целям совместной работы. Он предусматривает широкое обсуждение организационных проблем всеми членами коллектива, что способствует более полному осознанию волнующих вопросов и синтезу новых идей. Диалог - это коллективный взгляд на обсуждаемые проблемы.

Основными способами обеспечения коммуникаций являются слушание, речь, чтение и письмо. Слушание занимает первое место по значимости, поскольку на него приходится 45% всего времени при межличностных коммуникациях, на речевые коммуникации - около 30%, на чтение - 15% времени.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.