Понятие и сущность правового регулирования общественных отношений шпора

Государство обеспечивает жизнедеятельность общества как системы путем использования власти, а право — путем норма­тивного регулирования. Оно изначально призвано быть стаби­лизирующим и умиротворяющим фактором благодаря заклю­ченным в нем принципам свободы и справедливости.

Правовое регулирование— это осуществляемое государством при помощи права, целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

Признаки правового регулирования:

1. Правовое регулирование — представляет собой определенного рода упорядоченное воздействие на поведение людей с целью достижения определенного социального порядка;

2. Правовое регулирование основывается на системе юридических норм, в которых закрепляется модель желаемого общественного порядка, т.е. с помощью правового регулирования отношения между субъектами облекаются в определенную правовую форму, име­ющую изначально государственно-властный характер, т.е. в юри­дических нормах государство указывает меру возможного и долж­ного поведения;

3. Правовое регулирование – предполагает достижение определенного результата, в качестве которого выступает складывающийся при реализации юридических норм фактический порядок социальных связей, т.е правовое регулирование обеспечивает перевод желаемого порядка общественных отношений в фактический;

4. Правовое регулирование имеет целенаправленный харак­тер — направлено на удовлетворение законных интересов субъек­тов права;

5. Правовое регулирование имеет определенный инструментарий, т.е совокупность приемов и средств, с помощью которых регулируется деятельность участников общественных отношений;

6. Правовое регулирование гарантирует доведение норм права до их исполнения.

Не следует смешивать два явления: правовое регулирование и правовое воздействие.

Правовое воздействие— это взятый в единстве и многообра­зии весь процесс влияния права на общественную жизнь, на сознание и поведение людей при помощи как правовых, так и неправовых средств.

Правовое воздействие на человека осуществляется по двум каналам:

1) информационному— при помощи правовых норм до участ­ников доводится позиция государства о дозволенном, требуемом или запрещенном поведении;

2) ценностно-ориентационному— при помощи права осуществ­ляется усвоение обществом его ценностей, наработанных человече­ством и преемственно переходящих из поколения в поколение.

Правовое воздействие во многом сводится к информатив­ной и воспитательной роли права, усилить которую может про­паганда правовых знаний, система широкого юридического об­разования.

Различия между правовым регулированием и правовым воздей­ствием:

по объему:

• предмет правового воздействия объемнее (шире) предмета правового регулирования — его составляют отношения, кото­рые не регулируются правом, но на которые распространяется действие права;

по содержанию:

• в правовом воздействии не всегда есть точная юридичес­кая мера (кроме норм права, оно включает в себя другие соци­альные средства и формы влияния на поведение людей), тогда как в правовом регулировании она обязательна (регулирование, происходит с помощью определенной правовой нормы).

по механизму реализации права:

• в правовом регулировании право реализуется через его механизм — систему правовых средств и форм (нормы права, правоотношения, акты реализации и применения норм права и др.), тогда как правовое воздействие осуществляется посредством системы неюридических средств — идеологических, психологи­ческих, информационных и иных механизмов.

Правовое регулирование– не аморфный бесструктурный процесс. В нем выделяются этапы (стадии), отражающие последовательность юридического регулирования.

Первый этап (стадия)– регламентация общественных отношений.

Регулятивное воздействие права наиболее зримо и эффективно начинается с издания законотворческими органами государства нормативных актов, когда создается его нормативная основа. На этой стадии, нормы регламентируют, направляют поведение участников общественной жизни путем установления их правового статуса. Для субъекта права (индивида или организации) отчерчивает круг возможных прав и обязанностей.

Правовой статус определяется Конституцией РФ, а так же другими нормативно- правовыми актами.

На первой стадии осуществляется общее, неперсонифицированное, не индивидуализированное воздействие права. Нормы права ориентируют участников правовой жизни на достижение поставленных ими целей, предупреждает о возможности наступления как позитивных, так и негативных последствий поведения людей в сфере правового регулирования. В нормах права как бы прогнозируются препятствия на пути удовлетворения правовых интересов членов общества и указываются возможные правовые средства их преодоления.

Кроме того, на первой стадии реализуются информативные возможности права, оказывается активное воздействие на сознание, волю, а значит, и на активное поведение людей в сфере правового регулирования.

Например, ст. 152 ГК РФ предоставляет гражданину право требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений. В данной норме закреплена возможность любого члена общества обратиться в суд за защитой своей чести, достоинства, репутации.

Правовое регулирование — это целенаправленное воздействие на общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

Человеческое общество характеризуется той или иной степенью организованности, упорядоченности. Это вызвано потребностью и необходимостью согласования потребностей, интересов отдельного человека и сообществ людей (больших или малых социальных групп). Достижение такого согласия осуществляется социальным, в том числе правовым, регулированием.

Сущность права - это главное, основное содержа¬ние, выраженное во внешнем его проявлении. Правопонимание - научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной деятельности человека, включающий в себя познание права, его вос¬приятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.

Вопрос о том, что есть право, в чем его сущность, традиционно рассматривается в теоретической юриспруденции в качестве основного. Но с течением времени со сменой эпох понятие права менялось.

Правопонимание всегда субъективно, потому что каж¬дый человек воспринимает право по-своему. Гражданин, столкнувшийся с проблемами права, понимает его по-своему, юрист-профессионал - по другому, ученый - иначе.

Люди понимают право так, как им позволяет их разум в определенных традициях соответствующей эпохи и общества. Образ права, сложившийся в умах, выражается в виде определенных концепций.

Наиболее распространенный взгляд на право состоит в том, что оно представляет собой норму свободы.

И.Кант определял право как совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произволом другого по общему для них правилу свободы.

Г.Гегель писал, что в общественной жизни свобода человека выступает как его право, т. е. нормированная, урегулированная правовыми средствами свобода.

С течением времени понятие содержания права и толкование его менялись:

для Аристотеля право — это политическая справедливость,

для средевековых ученых-богословов — это божественное установление,

для Ж.-Ж.Руссо — общая воля,

для Р.Иеринга — защищенный интерес,

для Л.Петражицкого — императивно-атрибутивные эмоции,

для юридического позитивизма — веление, приказ государства.

Существует несколько подходов к изучению сущности права: классовый, общесоциальный, религиозный, национальный, расовый и др.

При классовом подходе право определяется как система юридических норм, выражающих возведенную в закон волю экономически господствующего класса, при этом право используется в интересах господствующего класса.

При общесоциальном подходе право используется в более широких целях, как средство закрепления и реального обеспечения прав и свобод человека, демократии.

При религиозном подходе интересы религии доминируют в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и других нормативных документах.

В условиях современного цивилизованного общества сущность права состоит в регулировании общественных отношений, в достижении на нормативной основе такой стабильной организованности общества, при которой реализуется власть граждан, экономическая свобода, свобода личности.

Существует понятие публичного и частного права. Римские юристы считали, что публичное право имеет в виду интересы государства, а частное право - интересы индивида.

Современная наука уточняет, что публичное право предполагает то, что решения принимаются единым центром (государством), а в сфере частного права юридически значимые решения принимаются множеством частных лиц, действующих самостоятельно.

Итак, сущность права — это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей.

Правильное представление о том, что право регулирует немыслимо без уяснения природы общества, его основных видов отношений и реального соотношения объективного и субъективного факторов в общественных отношениях.

По общему признанию право является регулятором общественных отношений, и прежде всего – поведения людей. Люди же ведут себя, вступая в определенный вид реальных отношений, как их носители. Регламентируя поведение людей в русле определенного вида общественных отношений, право тем самым и упорядочивает эти отношения, но не индетерминированно, не субъективистски, а в соответствии с требованиями тех объективных законов, по которым развиваются регулируемые общественные отношения (экономические, социально-технические, социально-естественные, политические и иные). Кроме того, при правовой регламентации необходимо учитывать и объективные законы поведения людей, а также закономерности и принципы самого права. И чем глубже познаются в процессе правого регулирования объективные законы, тем больше предпосылок для усиления его эффективности.

Всякое урегулирование, в том числе и правовое, имеет свои пределы, осуществляется в определенных рамках. Правовое упорядочение ограничено объективными законами регулируемых им сфер общественных отношений, поведения людей как носителей этих отношений и самого права, которые связывают его в процессе регламентации соответствующих отношений.

Само правовое регулирование сопряжено с определенными ограничениями в поведении людей. Особенно проявляется это при уголовно-правовом урегулировании, в меньшей степени – в административно-правовом. Имеет место ограничение в поведении участников общественных отношений и при регуляции другими отраслями права. Возможно с этими обстоятельствами связана позиция тех правоведов, которые склонны видеть в правовом регулировании главным образом рамки поведения, твердые границы, т. е. ограничение свободы воли. Однако главное в этом процессе не сдерживание, не запреты.

Сущность правового регулирования заключается в установлении справедливого порядка. Это непосредственно предопределяется природой права, его сущностью. И не случайно некоторые правоведы отождествляют право с правопорядком. Порядок, как антипод хаосу, – самая большая социальная и вселенская ценность. И если в природе такой порядок обеспечивается механизмом действия ее законов, то в обществе из множества социальных регуляторов человечество отдало предпочтение праву как верховенствующему регулятору, как величайшей ценности, которую необходимо беречь и совершенствовать.

Главная задача правового регулирования – стимулировать социально полезную активность личности с конечной целью обеспечения социального прогресса.

Какие же общественные отношения регулируются правом? Из всех человеческих отношений правом, как верховенствующим регулятором, упорядочиваются лишь наиболее важные из них, к тому же, познанные и подконтрольные обществу и нуждающиеся в государственной защите. Например, отношения любви важны, но они не подконтрольны и не могут регулироваться правом; им также не регламентируются, какую одежду необходимо носить людям зимой, чтобы предотвратить простудные заболевания потому, что сама природа понуждает вести себя определенным образом, хотя отношения людей к климату и является важными как для каждого человека, так и для общества в целом.

Правовое регулирование – это объективно обусловленное и объективно необходимое, верховенствующее, охраняемое государством социально-справедливое, системное упорядочение поведения людей как носителей общественных отношений путем точного определения круга участников правовых отношений, их юридических прав, обязанностей и гарантий с целью обеспечения социального прогресса.

Правовое регулирование нельзя отождествлять с законодательным регулированием, которое в силу многих обстоятельств может быть волюнтаристским, не соответствующим объективным потребностям, а значит и уклоняющимся от правовой регламентации. Это – аномальное регулирование. Оно неизбежно уходит, ломается, отменяется жизнью и заменяется таким упорядочением, которое адекватно отражает объективные требования.

В правовом регулировании различают его предмет, объект и сферу. Предмет правового регулирования – это наиболее важные виды общественных отношений, нуждающиеся в защите их государством. Объект правового регулирования – понятие более широкое, включающее в себя не только регулируемые виды общественных отношений, но и их носителей, т. е. людей как существ, наделенных разумом и сознательной волей, а также те условия, в которых они находятся, будучи участниками соответствующих отношений. Необходимость системного, взаимосвязанного упорядочения соответствующих отношений практически приводит к одновременному правовому регулированию не какого-то одного, а нескольких видов общественных отношений в комплексе (экономическая сфера, экологическая, социальная и др.).

Предмет правового регулирования, образно выражаясь, порождает отрасли права (гражданское, уголовное и др.), сфера – отрасли законодательства (экономическое, экологическое, жилищное и др.), объект –настраивает законодателя на учет в лице субъекта права как существа биосоциального, как носителя однородных и комплексных отношений в определенной сфере, находящегося в конкретных условиях, всех объективных и субъективных факторов, предопределяющих надлежащее правовое упорядочение.

1. Понятие, стадии и виды правового регулирования.

2. Способы и типы правового регулирования.

3. Методы правового регулирования. Правовые режимы.

4. Эффективность правового регулирования.

Понятие, стадии и виды правового регулирования

Термин "регулирование" (от лат. Regula - планка, правило) означает упорядочивание, введение в определенные рамки путем воздействия на определенный объект.

Правовое регулирование общественных отношений - это упорядочение поведения участников общественных отношений с помощью юридических средств.

Объектам правового регулирования является поведение людей и их объединений в обществе, которая в силу своей социальной значимости регулируется нормами права (юридически значимое поведение). Кроме того, в юридической литературе используется более широкое, чем правовое регулирование, понятие "правовое воздействие", непосредственным объектом которого является не только поведение человека, а также и его сознание, психика.

Предметом правового регулирования являются такие общественные отношения, упорядочения которых возможно и одновременно уместно именно с помощью юридических средств, ведь право является универсальным социальным регулятором, но далеко не единственным и не всеобъемлющим. Существуют определенные объективные возможности права, которые определяют пределы правового регулирования, вне которых оно становится неэффективным, бесполезным и даже вредным. Определение этих границ необходимо с целью предотвращения тотальной регламентации общественной жизни и вмешательству государства в личную жизнь членов общества. Право достигает своих целей и действительно регулирует общественные отношения лишь постольку, поскольку поведение людей, которой требуют его нормы, объективно возможной и соответствует социальным, в частности экономическим и политическим, условиям.

Следовательно, не все общественные отношения подлежат правовому регулированию, а только те, которые отвечают определенным признакам:

1) имеют социальную значимость;

2) затрагивают интересы других лиц или общества в целом;

3) предполагают возможность социального конфликта вследствие ценности и ограниченности ресурсов (общественных благ), по поводу которых они возникают;

4) являются постоянными, нередко повторяющимися;

5) предполагают возможность внешнего, именно правового контроля над ними.

Круг общественных отношений, подлежащих правовому регулированию, не является постоянным; оно может изменяться в зависимости от потребностей общества.

Специфической свойством правового регулирования, следует из сущности самого регулятора - права, является его обеспеченность государством. Она уполномочивает органы публичной власти на создание нормативно-правовых актов и других формальных источников права, осуществление их постоянного обновления и одинакового применения, установленные санкций за их невыполнение, обеспечение их охраны средствами принуждения и тому подобное. Сущность права определяет и такие свойства правового регулирования, как всеобщность (распространяется на все общество и всю территорию страны); формальная определенность (осуществляется только в заранее определенный способ и в заранее определенных формах) системность (осуществляется с помощью системы правовых норм).

Обязательными стадиями правового регулирования являются: формирование нормативно-правовой базы (объективного права), возникновение субъективного права и реализация права.

На стадии формирования объективного права осуществляется юридическая регламентация общественных отношений. На этой стадии уполномоченный субъект нормотворчества создает нормативную основу правового регулирования, закрепляет нормы и отражает принципы права в нормативно-правовых актах, выбирает из унифицированных способов, методов и типов правового регулирования те, что являются наиболее подходящими, целесообразными для эффективного регулирования соответствующих отношений.

На стадии возникновения субъективного права констатируется наличие у участников общественных отношений субъективных прав и юридических обязанностей. На этой стадии общественные связи приобретают правового характера, становятся правовыми отношениями - юридически регламентированы и защищенными публичным властным принуждением, а их участники получают юридического статуса субъектов правовых отношений.

На стадии реализации права происходит фактическое воплощение норм в правомерном поведении субъектов. Именно здесь правовое регулирование проходит проверку практикой на целесообразность, достаточность и эффективность.

Факультативной является стадия применения права. На этой стадии осуществляется дополнительное правовое обеспечение реализации участниками общественных отношений их субъективных прав и юридических обязанностей с привлечением уполномоченных органов публичной власти и их должностных лиц.

Сложность и неоднородность правового регулирования определяют разнообразие его видов , которые классифицируются по ряду критериев.

Так, в зависимости от специфики юридических средств, используемых при правовом регулировании, оно делится на нормативное и индивидуальное.

Нормативное правовое регулирование осуществляется на основе созданных уполномоченными субъектами нормативно-правовых актов и других формальных источников права. Оно имеет такие специфические признаки: распространяется на заранее не определенное количество тождественных случаев; адресуется кругу лиц, персонально не определяется; осуществляется, как правило, в течение длительного времени.

Индивидуальное (ненормативное) правовое регулирование осуществляется посредством издания уполномоченными субъектами индивидуальных правовых актов, прежде всего на стадии применения права. Оно направляется на благоустройство конкретного поведения, распространяется только на персонально определен круг лиц.

По характеру распределения компетенции правовое регулирование подразделяется на централизованное и децентрализованное.

Полномочия по централизованному правового регулирования имеют только центральные органы государственной власти. Полномочия по децентрализованного правового регулирования относятся местным органам государственной власти, органам местного самоуправления (правовое регулирование благоустройства, распоряжение имуществом, находящимся в коммунальной собственности и т.д.).

По степени причастности субъектов в процесс создания правил , регламентирующих их поведение, правовое регулирование разделяют на субординационные, координационное и автономное.

Субординационные правовое регулирование не предусматривает согласование юридических правил с субъектами, на которых распространяется их действие (например, регламентация общественных отношений на основании нормативных и индивидуальных правовых актов).

Координационное правовое регулирование предусматривает согласование и сотрудничество субъектов по созданию таких правил (например, заключение нормативно-правовых договоров).

Автономное правовое регулирование характеризуется совпадением субъекта создания и субъекта применения юридического правила в одном лице (например, утверждение приказом Министерства внутренних дел Украины Инструкции по организации деятельности органов предварительного расследования Министерства внутренних дел Украины).

Все элементы правового регулирования обусловливают друг друга, находятся в системном единстве, составляют целостный юридический механизм. Его полнота и действенность является необходимым и достаточным условием результативного правового регулирования.

Механизм правового регулирования - это логично согласована, динамическая система унифицированных юридических средств, необходимая и достаточная для обеспечения эффективного правового регулирования общественных отношений.

Эта категория позволяет собрать вместе и объединить в целостный, логически согласованный комплекс юридические средства (нормы права, нормативно-правовые акты, акты применения права, акты реализации прав и обязанностей и т.п.), исследовать и открыть их как динамическую и действенную систему.

Право считается социальным регулятором Социальное регулирование необходимо, поскольку обеспечивает нормальное функционирование общества. Суть социального регулирования – в воздействии на поведение людей и деятельность организаций. Но помимо социального назначения, право имеет также функциональное назначение. Функциональное назначение права наилучшим образом выражается в том, что право выступает как регулятор общественных отношений.

Правовое регулирование — это целенаправленное воздействие на общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

ОСОБЕННОСТИ

Правовым регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели. Например, в целях упорядочения использования земли, обеспечения ее сохранности, повышения эффективности землепользования издается закон о земле. Воздействие норм земельного права, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовым регулированием.

Не является правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Так, пропаганда даже правовых идеалов через средства массовой информации не может быть отнесена к правовому регулированию как специально-юридической организующей деятельности.

ПРЕДМЕТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

История правовой жизни общества показала, что в сферу правового регулирования входят три группы общественных отношений, отвечающих перечисленным выше признакам.

Первую группу составляют отношения людей по обмену ценностями, как материальными, так и нематериальными. Наиболее ярко проявляется возможность и необходимость правового регулирования имущественных отношений, ибо во взаимоприемлемом обмене имуществом заинтересовано и все общество, и каждый отдельный человек.

Вовторую группу входят отношения по властному управлению обществом. В управлении социальными процессами заинтересованы и человек, и общество.

Третью группу составляют отношения по обеспечению правопорядка. Эти отношения призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе. Данные отношения возникают из нарушения правил, регламентирующих поведение людей в двух указанных ранее сферах.

Общественные отношения, входящие в эти группы, составляют предмет правового регулирования.

МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Основное назначение права состоит в детальном регулировании наиболее значимых общественных отношений, для чего используется целый арсенал разнообразных средств правового воздействия. В своем скоординированном системообразующем взаимодействии по достижению поставленных целей они образуют единый, хорошо слаженный механизм.

Механизм правового регулирования - это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.

Этот механизм позволяет:

§ обеспечить комплексное воздействие различных средств на общественные отношения, поведение людей;

§ показать динамику права, механизм его реального функционирования;

§ выявить специфические функции и регулятивные возможности каждого из явлений правовой действительности, его связи с иными правовыми явлениями и процессами.

Цель механизма правового регулирования — обеспечить беспрепятственное движение интересов субъектов к ценностям (содержательный признак). Механизм правового регулирования — система различных по своей природе и функциям юридических средств, позволяющих достигать его цели (формальный признак).

ЭЛЕМЕНТЫ

Элементами механизма правового регулирования являются отправные, реально функционирующие фрагменты правовой системы, отражающие основные этапы воздействия права на общественные отношения.

Можно выделить следующие элементы механизма правового регулирования:

§ норма права (в ней устанавливается модель удовлетворения интересов);

§ юридический факт или фактический состав с таким решающим фактом, как организационно-исполнительный правоприменительный акт;

§ правоотношение (нормативные требования здесь конкретизируются для соответствующих субъектов);

§ акты реализации прав и обязанностей (действия субъектов в форме соблюдения, исполнения и использования);

§ охранительный правоприменительный акт (употребляется в случае правонарушения).

Эффективность механизма правового регулирования напрямую зависит от того, насколько грамотно определены цели регулирования и насколько оптимально подобраны средства для их достижения.

СРЕДСТВА

Правовые средства — это своеобразные юридические инструменты, с помощью которых осуществляется упорядочение общественных отношений и удовлетворяются интересы субъектов права. В качестве правовых средств выступают нормы права, субъективные права и юридические обязанности, юридическая ответственность, правовые ограничения, правовые стимулы, правовые поощрения и т. д.

ЭТО ПРАВОВЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ И СТИМУЛЫ

СПОСОБЫ

Способ правового регулирования — это те приемы, которыми осуществляется правовое регулирование. Их содержание зависит от особенностей правовых норм, которыми осуществляется такое регулирование.

Основными способами правового регулирования являются дозволение, запрещение, обязывание.

МЕТОДЫ

Метод правового регулирования показывает характер взаимоотношений участников правоотношения. Обычно выделяют два основных метода правового регулирования:

§ императивный метод предполагает властное веление одних участников правоотношений другим. Например, в случае совершения преступления государство применяет достаточно жесткие меры принуждения к преступнику. Этот метод в литературе называется также методом подчинения, авторитарным методом, методом субординации;

§ диспозитивный (автономный) метод предполагает равноправие субъектов правоотношений, например в гражданско-правовых отношениях — заключение договоров купли-продажи, аренды, хранения.

Человеческое общество характеризуется той или иной степенью организованности, упорядоченности. Это вызвано необходимостью согласования потребностей, интересов отдельного человека и сообщества людей (больших или малых социальных групп).

В целях достижения такого согласования осуществляется социальное регулирование, т.е. целенаправленное воздействие на поведение людей. Регулирование может быть как внешним по отношению к человеку (кто-то каким-либо образом воздействует на него), так и внутренним (саморегулирование). На всем протяжении своего развития общество выработало многообразную систему средств и способов регламентации поведения людей. Средства отвечают на вопрос, чем регулируется поведение людей, а способы - как осуществляется это целенаправленное воздействие.

В системе социального регулирования важнейшая роль принадлежит правовому регулированию, под которым в узком смысле понимается воздействие норм права (системы правовых норм), других специально-юридических средств на поведение людей и на общественные отношения в целях их упорядочения и прогрессивного развития.

Юрист должен понимать правовое регулирование как разностороннее воздействие на общественные отношения всех правовых явлений, в том числе правовых идей, принципов правовой жизни общества, не воплощенных в юридические формы (законы, нормативно-правовые акты, решения судебных органов и др.). Но для решения своих профессиональных задач юристу необходимо прежде всего понимать роль, значение правового регулирования как совокупности средств и способов реализации позитивного права. юридический право регулирование

Изучение правовых явлений, подчиненное практическим задачам, ставит целью подготовить будущих юристов к пониманию регулятивной роли законов и других нормативных актов, индивидуальных решений, других правовых средств в их взаимосвязи и взаимодействии.

Исходя из этих задач, можно сформулировать следующее определение. Правовое регулирование - это целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств. [ 1, стр. 257]

Из определения вытекает, что регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели. Например, в целях упорядочения использования земли, обеспечения ее сохранности, повышения эффективности землепользования издается закон о земле. И воздействие норм земельного права, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовым регулированием.

Если же под воздействием законодательного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные законодательством, а в некоторых ситуациях и противоречащие целям законодателя, то такое воздействие не может считаться правовым регулированием. Так, под воздействием земельного законодательства возросла цена на земельные участки, увеличилось число сделок по поводу земли спекулятивного характера, совершаемых ради наживы, непроизводительного использования земли. Негативное влияние закона о земле на общественные отношения нельзя назвать правовым регулированием, ибо это не входило в цели законодателя и не соответствует целям права - упорядочить жизнь общества, обеспечить справедливый, разумный характер пользования такой ценностью, которой является земля.

Нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Так, воздействие на сознание и поведение людей через средства массовой информации, путем пропаганды, агитации, нравственного и правового просвещения и обучения не может быть отнесено к правовому регулированию как специально-юридической организующей деятельности.

Безусловно, в реальной жизни духовное, идеологическое, психологическое воздействие права взаимосвязано, сочетается со специально-юридическим правовым регулированием. Воздействие на общественные отношения, на поведение людей специально-юридическими средствами и способами в свою очередь оказывает влияние на духовно-нравственную, идеологическую стороны жизни человека.

Выделение правового регулирования как целенаправленной, результативной, нормативно-организационной деятельности с помощью специфических юридических средств и способов имеет смысл в плане подготовки профессионалов-правоведов. Оно позволит будущим юристам детально ознакомиться с инструментарием их профессиональной деятельности [1, стр.258]

Итак, взаимодействие норм права и правосознания осуществляется в рамках правового регулирования общественных отношений.

Правовое регулирование понимается, прежде всего, как деятельность государства и общества по подготовке и принятию нормативно-правовых актов. В этом процессе ведущая роль принадлежит государству, его законодательным и исполнительным органам. Именно они принимают наибольшую часть действующих в обществе норм права. Активную правотворческую деятельность осуществляет так же общество, его организации и объединения. В частности, население в ходе референдума может принимать и принимает законы. Нормативно-правовые акты в пределах своей компетенции издают органы местного самоуправления. Каждая организация, учредителями которой выступают граждане, общественные организации, иные не государственные органы и учреждения, разрабатывает и принимает свой устав.

Правовое регулирование осуществляется с определенными и вполне конкретными юридическими и социальными целями. Общие юридические цели правового регулирования сводятся к созданию в обществе стабильного правового порядка, а также органов, институтов и учреждений, способных обеспечить защиту и охрану от нарушений тех прав, свобод и законных интересов, граждан и иных лиц, которые закреплены действующими нормами права. Общие социальные цели правового регулирования преследуют достижение социально полезных результатов и, в первую очередь, создание необходимых условий для прогрессивного развития и процветания общества.[1, стр. 274]

Согласно конституции Российской Федерации общие юридические и социальные цели правового регулирования в Российской Федерации выражаются, прежде всего, в утверждении прав и свобод человека, гражданского мира и согласия, сохранении исторически сложившегося государственного единства, возрождении суверенной государственности России, утверждении незыблемости её демократической основы. Конечным итогом деятельности по достижению этих целей видится обеспечение благополучия и процветания России, что согласуется с пониманием ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями.[2, стр. 4]

Каждый нормативно-правовой акт принимается с определенной целью, для решения конкретных задач в области права, экономики, политики и иных социальных сферах. При этом в тексте актов нередко называются цели их принятия. Так, Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации" был принят в целях определения правовых и экономических основ создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов и их союзов. Федеральный закон "О животном мире" регулирует общественные отношения в целях сохранения биологического разнообразия видов, устойчивого использования всех компонентов животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и иной защиты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды.

На стадии правотворчества (правообразования, происхождение) приоритет принадлежит, безусловно, правосознанию которое выполняет три задачи:

  • 1. Критически оценивает действующую систему норм права;
  • 2. Выявляет малоэффективные, несовершенные, устаревшие и иные дефектные нормы права;
  • 3. Обосновывает пути и способы дальнейшего совершенствования действующих норм права и проектирует новые, более совершенные правовые нормы.

Как индивидуальное, так и общественное правосознание находятся в постоянном развитии, совершенствовании, обладают способностью быстро выявлять, отражать новые, перспективные явления и тенденции в развитии общества, требующие дальнейшего совершенствования системы действующих норм права. Кроме того, не все такие нормы соответствуют интересам и потребностям граждан, иных лиц. Поэтому критический подход правосознания к действующему праву составляет одно из важнейших и постоянных направлений его деятельности. В результате негативного отношения граждан к действующему праву определяется совокупность норм, которые нуждаются в дальнейшем совершенствовании.

Критический подход правосознания не сводится только к негативным оценкам. Он также несет в себе конструктивное, позитивное начало - граждане предпринимают попытки улучшить, усовершенствовать действующие нормы, ведут активный поиск путей дальнейшего развития права, как на уровне его общих принципов, требований, так и конкретных норм. В средствах массовой информации особенно в прессе, письмах граждан в компетентные государственные органы, научно-популярных и научных работах ученых-юристов содержится масса предложений, что конкретно, и каким образом нужно изменить в системе действующих норм права.

Созданием системы совершенных, эффективно действующих норм права правовое регулирование не завершается, а вступает в новую стадию - стадию реализации этих норм в конкретных правоотношениях. Социальные и юридические цели, поставленные правотворческим органом при принятии соответствующего нормативно-правового акта, не могут быть реализованы иначе, как воплотившись в конкретных правоотношениях. А это означает, что граждане и иные лица, наделенные правами, активно их используют для удовлетворения своих интересов и потребностей. Обязанные участники правоотношений добросовестно исполняют возложенные на них обязанности. Одновременно никто не совершает действий, запрещенных правом. [3, стр. 197] В результате в обществе складываются порядки, которые представляются государству и его правотворческим органам желательными и необходимыми.

На стадии реализации права во взаимоотношении "право - правосознание" ведущую роль играет право. Можно сказать, что здесь право формирует правосознание участников правоотношений.

После того как нормы права приняты правотворческим органом, они приобретают всеобщее значение и становятся знаемыми. Все заинтересованные лица должны ознакомиться с этими нормами и неукоснительно руководствоваться ими в своей деятельности. Процесс ознакомления с вновь принятыми нормативно-правовыми актами, их содержанием равно, как и другими действующими правовыми актами, расширяет совокупность правовых знаний познающего субъекта. Одновременно происходит изменение и в системе ценностных правовых ориентаций.

Приобретение нового знания о праве сопровождается формированием у субъекта положительных, либо отрицательных оценок и эмоций, правовых чувств. Процесс усвоения познающим субъектом норм права завершается формированием волевых актов, т.е. принятием решений как следует поступать в условиях наличного права: правомерно или противоправно. Избирая правомерный вариант поведения, участники конкретных правоотношений реализуют нормы права в реальной жизни и тем самым завершают процесс нормативно-правового регулирования. Желательный для государства вариант поведения, закрепленный нормой права, оказался воплощенным в конкретных действиях и поступках.

В учебной и научной литературе стадия реализации норм права нередко подразделяется на две:

  • 1. На стадию возникновения прав и обязанностей в конкретном правоотношении. На основе действующих норм права и при наличии соответствующих жизненных обстоятельств у коренных субъектов возникают права и обязанности, которые индивидуализируются в конкретных отношениях. Правоотношения представляют собой главное средство перевода норм права в плоскость прав и обязанностей, принадлежащих конкретным лицам.
  • 2. Вторая стадия реализации прав и обязанностей участников конкретных правоотношений в реальной жизни. Эту стадию составляют юридически значимые действия и поступки, осуществляемые в соответствии с правами и обязанностями, индивидуализированными в конкретных правоотношениях. Воплощением общих норм в фактическом, реальном поведении граждан и иных лиц завершается процесс правового регулирования.

С противоправными поступками государство мириться не может и вынуждено применять к правонарушителям действенные меры - санкции, предусмотренные нарушенной нормой права, - а также принуждать виновных лиц к реальному исполнению возложенных на них обязанностей.[4, стр.121]

Процесс применения юридической ответственности к правонарушителям составляет отдельную, самостоятельную стадию правового регулирования. Борьбу с правонарушениями, прежде всего, ведут такие органы государства, как органы внутренних дел, прокуратура и суд. Активное участие в выявлении правонарушений и применении юридической ответственности принимают граждане и их общественные объединения.

Правовое регулирование как инструмент социального управления призвано упорядочивать общественные отношения, обеспечивая реализацию позитивных интересов граждан. В рамках этого процесса встречаются разнообразные и многочисленные препятствия, которые без своевременного их устранения снижают эффект правового регулирования.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что правовое регулирование - это юридическая функция, реализуемая государством в процессе воздействия на общественные отношения, посредством которой поведение участников этих отношений приводится в соответствие с требованиями и дозволениями, содержащимися в нормах права, легитимность и обязательность исполнения которых поддерживается обществом и обеспечивается возможностями применения властной силы государства.

Собственно само правовое регулирование можно рассматривать как часть государственного управления, поскольку эта функция принадлежит исключительно государству, которое выступает гарантом права, обладая при этом монополией на правоприменительную и правоохранительную деятельность.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.