Понятие и структура политической власти шпоры

Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.

  • 1 ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 2 МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 3 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С ДРУГИМИ ГУМАНИТАРНЫМИ НАУКАМИ
  • 4 ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 5 СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И НОРМЫ ПЕРВОБЫТНО—ОБЩИННОГО СТРОЯ
  • 6 ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  • 7 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА
  • 8 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  • 9 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА. КЛАССОВОЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА
  • 10 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ КАК ОСОБАЯ РАЗНОВИДНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ВЛАСТИ
  • 11 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ
  • 12 ПОНЯТИЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
  • 13 КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
  • 14 ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
  • 15 ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА. ФОРМА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
  • 16 СООТНОШЕНИЕ ФОРМЫ И ТИПА ГОСУДАРСТВА
  • 17 ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
  • 18 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
  • 19 ГОСУДАРСТВЕННО—ПРАВОВОЙ (ПОЛИТИЧЕСКИЙ) РЕЖИМ
  • 20 МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
  • 21 ОРГАН ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ
  • 22 ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА
  • 23 ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И СУБЪЕКТЫ. МЕСТО ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права. Шпаргалка (Л. Н. Терехова) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

10 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ КАК ОСОБАЯ РАЗНОВИДНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Власть – это отношения, которые возникают между властвующим и подвластным, в которых властвующий навязывает свою волю подвластному, направляя его поведение и деятельность.

Структура власти:

1) субъект (государство, население);

2) объект (на кого распространяется власть);

3) отношения по поводу власти;

4) регламентирующие нормы. Виды мотивов власти:

2) привычка к повиновению;

3) убежденность в повиновении;

Источники власти – сила, богатство, положение в обществе, наличие знаний.

Виды власти:

2) государственная власть;

3) политическая власть;

4) экономическая власть;

5) социальная власть;

6) родительская власть;

7) церковная власть.

Государственная власть – это особая разновидность социальной и политической власти.

Признаки государственной власти: 1) публичность – распространение на все население государства и осуществление специально созданным аппаратом управления;

2) универсальность – распространение на все сферы общественной жизни;

3) верховенство – подчинение других видов социальной власти, кроме власти своего народа;

4) легитимность – соответствие ожиданиям народа, населяющего государство, интересам большинства;

5) законодательная прерогатива – наличие монопольного права на создание юридических норм;

6) легальность – соответствие основного закона государства и действующего законодательства;

7) легальное применение силы – воздействие власти через специально созданный правоохранительный (карательный) аппарат (армию, суд, полицию и т. д.);

8) опора на государственное принуждение;

9) использование системы налогов;

10) деление населения по территориальному признаку.

Методы управленческого воздействия:

1) метод насилия (принуждения);

2) метод руководства (убеждения).

Государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную.

Социальная власть – это отношения господства и подчинения между субъектами власти, которые возникают в любой общности людей и опираются на принуждение. При социальной власти воля и действия одних лиц преобладают над волей и действиями других лиц.

Политическая власть – специфическая форма общественных отношений, в которых участвуют все субъекты политической системы.

  • 1 ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 2 МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 3 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С ДРУГИМИ ГУМАНИТАРНЫМИ НАУКАМИ
  • 4 ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 5 СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И НОРМЫ ПЕРВОБЫТНО—ОБЩИННОГО СТРОЯ
  • 6 ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  • 7 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА
  • 8 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  • 9 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА. КЛАССОВОЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА
  • 10 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ КАК ОСОБАЯ РАЗНОВИДНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ВЛАСТИ
  • 11 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ
  • 12 ПОНЯТИЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
  • 13 КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
  • 14 ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
  • 15 ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА. ФОРМА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
  • 16 СООТНОШЕНИЕ ФОРМЫ И ТИПА ГОСУДАРСТВА
  • 17 ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
  • 18 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
  • 19 ГОСУДАРСТВЕННО—ПРАВОВОЙ (ПОЛИТИЧЕСКИЙ) РЕЖИМ
  • 20 МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
  • 21 ОРГАН ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ
  • 22 ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА
  • 23 ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И СУБЪЕКТЫ. МЕСТО ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права. Шпаргалка (Л. Н. Терехова) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

политология шпоры.docx

  1. Сущность, структура, функции политической власти

Политическая власть — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.

Если говорить о структуре политической власти в институциональном плане, то она может быть представлена так:

а) государственная власть,

б) собственно политическая власть (которая рассматривается как часть власти партий и иных общественно-политических организаций).

Элементами сущностной характеристики политической власти являются:

1) источник власти (чаще всего - собственность);

2) субъект власти (субъект собственности - класс собственников, власть которого реализуется как через государственный аппарат, так и через негосударственные организации и учреждения посредством права, идеологии);

3) функции власти (осуществление политических интересов субъекта собственности);

4) объекты власти (классы, социальные слои, индивиды), то есть управляемые;

5) средства осуществления власти (механизм осуществления власти).

Функции политической власти:

2)интегрирующая (интеграция общественных интересов)

5)контролирующая (обеспечение правопорядка)

Функции политической власти напрямую связаны с функциями государства во внутренней и внешней политике.

  1. Политические и национально-этнические отношения

Национально-этнические отношения представляют собой все многообразие связей, взаимодействий и обменов, возникающих между этническими группами по поводу насущных проблем их выживания и развития. Подобные отношения существуют на трех уровнях: 1) межличностном – отношения между представителями тех или иных этнических групп, совместно проживающих в одной и той же местности (город, село, улица, дом); 2) межгрупповом – отношения между этническими группами, объединенными в границах одного многонационального государства; 3) международном – отношения между нациями-государствами. Первый уровень отношений изучается в рамках социальной психологии, второй – объект изучения социологии, третий – политологии.

Политические отношения - связи, воспроизводящиеся между людьми в политике. В результате осуществления политических отношений происходит воспроизводство (регенерация) - простое или расширенное - политического процесса и системы, накопление и трансляция политических идей, знаний, опыта, ценностей, информации и т. п., а также форм и способов практической политической деятельности. Уровни существования политических отношений: локальный, региональный, национальный, международный, глобальный; внешнеполитический и внутриполитический. Политические отношения могут иметь вертикальную и горизонтальную упорядоченность (например, демократия и тоталитаризм). По механизму своего проявления они делятся на стихийные и сознательные.

4.Внешняя политика государства в системе международных отношений

Внешняя политика - это цель или серия целей, которые страна надеется достичь в отношении с другими странами и международными организациями.

Внешняя политика включает в себя инструменты или способы достижения международных целей.

У стран есть множество инструментов, с помощью которых они могут попытаться достичь своих целей внешней политики. Это милитаристический инструмент, проникновение и вмешательство, а так же дипломатия.

Милитаристический инструмент основывается на полной и безоговорочной угрозе использовать силу и действительном использовании силы.

Проникновение и вмешательство включают в себя попытку управления политической ситуацией и процессами других стран. Этот инструмент достигается посредствам таких методов, как пропаганда, военная поддержка диссидентов, отстранение политических лидеров, саботаж и терроризм.

Дипломатический инструмент подразумевает общение с другой страной. Методы включают прямые двусторонние правительственные переговоры и представительство на арене международных организаций.

3.Типология политического лидерства

Для изучения природы лидерства большое значение имеет типология политических лидеров. Разнообразие типов лидеров во многом объясняется различными видами их деятельности и широким кругом решаемых задач.

Способ утверждения лидерства в группах:

Формальным лидером называют руководителя, назначенного сверху и управляющего людьми согласно действующим положениям и инструкциям.

Неформальное лидерство – то, которое сложилось естественным путем в процессе личных взаимоотношений людей.

Способ легитимации власти:

Традиционное лидерство основывается на традициях, обычаях и привычке последователей к подчинению.

Рационально-легальное лидерство (бюрократическое) – лидерство, осуществляемое на основе и в рамках законов, принятых современным демократическим обществом.

Харизматическое лидерство основывается на вере в необыкновенные, выдающиеся качества вождя.

Черты харизматического лидера:

способность заряжать энергией окружающих;

завораживающая внешность (образ, вызывающий симпатию);

риторические способности, артистизм, коммуникативные способности;

состояние психологического комфорта при повышенном внимании и восхищении со стороны общества;

достойная и уверенная манера держаться или имидж сильного человека, способного добиваться любых целей.

Стиль руководства:

авторитарное лидерство – директивное (приказное) управление людьми;

демократическое лидерство – ориентация на принцип коллегиальности; вовлечение людей в процесс совместной деятельности с целью достижения общего успеха.

Имидж и ролевое назначение, призвание:

Лидер-знаменосец – идейный вдохновитель, вождь народных масс. Например, М. Ганди, В. Ленин, А. Гитлер.

Лидер-служитель прежде всего стремится обеспечить интересы выдвинувшей его группы сторонников. Например, Л. Брежнев, К. Черненко.

Лидер-торговец окружает себя командой компетентных профессионалов-помощников, определяющих наиболее эффективные пути социально-экономического развития общества. Например, Р. Рейган.

Лидер-пожарный лучше всего проявляет себя в кризисных ситуациях.

В реальной жизни эти четыре типа обычно не встречаются в чистом виде, а сочетаются у политических руководителей в различных пропорциях.

Тактика достижения поставленных целей:

консерваторы стремятся сохранить статус- кво общества. Например, Николай I;

реформаторы стремятся к радикальному преобразованию общества через проведение широкомасштабного реформирования, прежде всего властных структур. Например, Петр I, Мартин Лютер Кинг;

революционеры ставят цель прихода к иной общественной системе. Например, К. Маркс.

    1. Типы избирательных систем. Характерные черты и особенности

В современном мире существуют два типа избирательных систем - мажоритарная и пропорциональная. Каждая из этих систем имеет свои разновидности.

Мажоритарная избирательная система ведет свое название от французского слова majorite (большинство), и уже само название этого типа системы в значительной степени проясняет ее сущность: победителем и, соответственно, обладателем соответствующего выборного поста становится тот из участников предвыборной борьбы, который получил большинство голосов избирателей.

Вторым типом избирательной системы является пропорциональная система. Уже само название в значительной степени способно прояснить ее суть: депутатские мандаты распределяются прямо пропорционально поданному за ту или иную политическую партию количеству голосов избирателей. Пропорциональная система имеет ряд существенных отличий от описанной выше мажоритарной системы. При пропорциональной системе подсчет голосов избирателей проводится не в рамках одномандатного округа, а по многомандатным округам.

    1. Политическая элита. Сущность, функции, типология.

Политическая элита – относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти, обеспечивающая интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных слоев общества и создающая механизм воплощения политических замыслов

Функции политической элиты:

      1. изучение и анализ интересов различных социальных групп;
      2. субординация этих интересов;
      3. отражение интересов в политических установках;
      4. выработка политической идеологии (программ, доктрин, конституции, законов);
      5. создание механизма воплощения политических замыслов:
      6. назначение кадрового аппарата органов управления;
      7. создание и коррекция институтов политической системы;
      8. выдвижение политических лидеров.

Политическая элита, хотя и образует целостную общность, представляет собой сложную структуру, в которой каждый элемент играет свою роль, имеет свои обязанности, что конкретно проявляется в типологии элит:

- по способам прихода к власти выделяют легитимные элиты, которые приходят к власти при открытой поддержке масс, и нелегальные, приходящие к власти нелегальным, насильственным путем и господствующих, опираясь на насилие.

- в зависимости от видов политической деятельности выделяют политическую элиту (административную, депутатскую), партийную, муниципальную, элиту общественных организаций.

- по идеологическим ценностям выделяют элиту авторитарную, тоталитарную, демократическую, либеральную.

    1. Глобальные проблемы современности и роль международных организаций в их решении

Глобальные проблемы современности – это совокупность наиболее острых мировых проблем, решение которых требует массового осмысления и объединения усилий всех народов и государств. Особенность их состоит в том, что каждая из этих проблем носит комплексный характер, что обусловлено растущей целостностью мира.

Власть – это отношения между субъектами политики, проявляющееся в способности и возможности одних людей осуществлять свою волю по отношению к другим.

Элементами политической власти являются:

1. Субъект власти - субъект политики, добивающийся от других субъектов осуществления действий, соответствующих его воле.

2. Объект власти — субъект политики, характеризующийся готовностью к подчинению и способностью реализовать волю субъекта.

3. Процесс властвования, т.е. способы, механизмы взаимодействия властвующего субъекта и объекта.

4. Средства властного воздействия — совокупность ресурсов, используемых субъектом властвования для реализации своей воли посредством действий подвластного субъекта.

5. Социальные нормы, санкционирующие властные отношения, - механизмы регулирования общественной жизни, обеспечивающие соответствие между целями социальных субъектов и средствами их достижения.

Процесс властвования можно также разложить на две фазы:

1) волевая фаза состоит в постановке цели властвующего субъекта;

2) инструментальная фаза проявляется в практических действиях по реализации поставленной цели при помощи средств властного воздействия.

Функции власти можно разделить на два вида:

1. Интеграционно-регулятивные функции, связанные с организацией взаимоотношений субъектов политики, обладающих разнообразными политическими целями:

а) достижение общественного согласия;

б) поддержание общественного порядка и стабильности;

в) социальный арбитраж (координация, посредничество во взаимоотношениях между различными субъектами);

г) выявление и разрешение конфликтов и др.

2. Функции руководства и управления, обеспечивающие выработку и проведение в жизнь единой для всего общества политической воли:

а) подготовка, принятие и реализация решений;

б) организация их выполнения;

в) контроль за реализацией принятых решений;

г) оценка их эффективности и корректировка предпринятых действий и решений.

Ресурсы, правовые и нравственные нормы, способы и инструменты реализации власти.

Ресурсы власти – средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти субъектом власти в соответствии с целями:1. экономические (МЦ, деньги, ископаемые); 2. социальные (должность, образование); 3. силовые (ВВ, МВД) – эффективные; 4. нормативные (законы); 5. культурно-информационные (сми, наука); 6. человеческие (массы людей).

Реализация власти: 1. Принуждение (физическое, психическое) – достижение целей вопреки неповиновению; 2. Господство (экономическое, политическое) – характерно при устойчивых политических системах; 3. Убеждение – применение комплекса приемов побудительного действия для обеспечение должного поведения индивида/группы.

Политика и политическая власть как объекты политологического изучения.Функции политологии: описательная, объяснительная, прогностическая, инструментальная, воспитательная, познавательная. Структура политической науки. Методы политологии: эмпирический, диалектический, системный, сравнительный (компаративный), социологический, бихевиоральный (поведенческий), структурно-функциональный, психологический и др.

Понятия и категории политологии. Взаимосвязь политологии с другими общественными науками – философией, историей, экономическими науками, социологией, этикой правоведением. Возрастание роли политологии в современном мире.

Формирование политических взглядов и учений в различных регионах мира. Мифологические истоки политических воззрений древних народов, Древней Греции и Древнего Рима. Разработки христианско-теологической концепции политики мыслителя­ми средневековья. Формирование гражданской концепции политики и разработка идеологии централизованного государства мыслителями эпохи Возрождения. Представители мыслителей Нового времени о сущности государства, по­литики и права.

Институализация политической науки и выделение ее в самостоятельную сферу знаний. Особенности развития политической мысли в Беларуси, её периодизация. Тенденции развития современной политической мысли.

Человек, общество, политика. Политика как отражение общественных потребностей. Понятие политики. Научное и обыденное понимание политики. Ценности политики. Политика как искусство. Многообразие подходов к определению политики.

Структура, уровни и функции политики. Специфика политического и границы политики. Связь политики с другими сферами общественной жизни: экономикой, правом, моралью. Нравственные основы политических отношений. Гуманизм в политике.

Власть – основная категория политической науки. Природа власти, ее социально-психологические основы и источники. Сущность политической власти и других форм власти. Соотношение экономической, политической, военной, харизматической, информационной и других властей. Субъекты и объекты политической власти. Ее социальное назначение и основные функции. Механизмы функционирования и реализации политической власти. Ее ресур­сы, правовые и нравственные нормы, способы и инструменты реализации власти. Государственная власть, её разновидности. Легитимность и легальность власти. Типы легитимности власти: традиционная, харизматическая, легальная (рационально-правовая). Средства легитимизации власти: политические, идеологические, правовые психологические. Функционирование политической власти в Республике Беларусь.

Понятие легитимности власти.

Политическая легитимность – это признание обществом данной власти и ее права на управление. Власть легитимна, когда общество добровольно принимает конкретные формы правления того или иного класса. Легитимность власти может иметь закрепление в различных источниках:

1 в древних традициях, обычаях; 2 действующем законодательстве; 3 революционной харизме.

Изменение авторитета ведет к уменьшению или увеличению легитимности.

Легитимность является понятием относительным, так как имеет свои степени, границы и не выражает единодушия граждан в одобрении той или иной власти. В любой стране мира всегда есть политическая оппозиция, протестующие против режима субкультуры, аполитичные слои и граждане, убежденные в легитимности власти.

Вебер выделил три основных типа легитимности.

Традиционная легитимность, основанная на вере, обычаях и традициях. 2. Рационально-легальная легитимность, опирающаяся на признаваемые народом законы, в рамках которых избираются и действуют представители власти 3. Харизматическая легитимность, основанная на признании авторитета и популярности политического деятеля.

Выделяют три уровня легитимности власти:

легитимность народная – признание обществом права власти правящих кругов;

легитимность внешняя – признание власти со стороны других государств, международных организаций и влиятельных кругов, формирующих общественное мнение;

легитимность индивидуальная – представления правящих кругов о своих властных полномочиях и действия по их удержанию.

Делегитимность – утрата доверия к власти, лишение ее поддержки общества. Возможна в результате ее неэффективности, коррумпированности, неспособности оградить от криминальных проявлений, бюрократизации и т. д.

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 915 ;

Учебные и воспитательные цели: рассмотреть понятие, структуру и функции политической системы общества, охарактеризовать роль государства и права в политической системе общества, выделить субъекты политической системы. Политическая система имеет немало функций, с помощью которых она выполняет своё предназначение, обеспечивает нормальные политические отношения и связывает все субъекты политики в единое целое.

Политическая система общества — это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государст­венных органов, политических партий, движений, общественных ор­ганизаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь об­щества и осуществляется политическая власть.

Политическая система в конечном счете регулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе ис­пользования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее.

Структуру политической системы составляют следующие компоненты:

1) субъекты политической организации общества, к которым относятся - госу­дарство, политические партии, общественные организа­ции и объединения, трудовые коллективы, профессиональные союзы, религиозные объединения и т.п.;

2) политическое сознание , характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической систе­мы;

3) социально-политические и правовые нормы , регулирующие по­литическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;

4) политические отношения , складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;

5) политическая практика , состоящая из политической деятель­ности и совокупного политического опыта.

Сущность политической системы общества наиболее ярко прояв­ляется в ее функциях. Поэтому характеристика политической систе­мы будет неполной без их рассмотрения.

Выделяют следующие функции политической системы:

1) обеспечение политической власти для определенной социаль­ной группы или для большинства членов данного общества (полити­ческой системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования — демократические и антидемократи­ческие, насильственные и ненасильственные и т.п.);

2) управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает поста­новку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ в деятельности политических институтов);

3) мобилизация средств и ресурсов , необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и зада­чи обречены на заведомое недостижение);

4) выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, четкого определения и выра­жения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна);

5) удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы раз­нообразных общностей людей);

6) интеграция общества , создание необходимых условий для взаи­модействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, сни­мать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии);

7) политическая социализация (т.е. формирование политического сознания индивида и "включение" его в работу конкрет­ных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроиз­водство политической системы путем обучения все новых членов об­щества и приобщения их к политическому участию и деятельности);

8) легитимация политической власти (т.е. достижение определен­ной степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам. Легитимность, другими словами законность).

Основная литература:

Конституция РФ. М, 1993.

Закон РСФСР "О милиции" от 18.04.1991.

Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник. - М.: Омега-Л, 2005.

Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций. - М.: Юристъ, 2004.

Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юристъ, 2005.

Теория государства и права: учеб. пособие / Р.В. Енгибарян, Ю.К. Краснов.- М.: Норма, 2007.

Теория государства и права: Учебник / В.Л. Кулапов, А.В. Малько.- М.: Норма, 2008.

Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. М.Н. Марченко. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005.

Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. В.Д. Перевалов.- М.: Норма, 2008.

Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.С. Пиголкина. - М.: Юрайт, 2005.

Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Учебник - М.: ПБОЮЛ, 2001.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристъ, 2004.

Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. - М.: Юристъ, 2005.

Теория государства и права: Учебник / Под ред. Р.А. Ромашова. - СПб., Юридический центр пресс, 2005.

Теория государства и права / (для образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России) Под ред. А.С. Мордовца В.Н. Синюкова - М.: ЦОКР МВД России, 2005.

Дополнительная литература:

Алексеев С.С. Государство и право. –М.,1998.

Вебер М. Избранные произведения. - М.1990.

Дмитриев Ю.А. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества. //Государство и право.1994. №7.

Шабров О.В. Политическая система: демократия и управление обществом

Типология политических систем

Политические системы можно классифицировать, применяя определенную типологию.

1. В зависимости от политического режима различают такие политические системы:

2. За характером взаимодействия с внешней средой выделяют:

Закрытые политические системы имеют ограниченные связи с внешней средой, они не восприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны, то есть находят ресурсы развития внутри самой системы. Примером могут служить социалистические страны.

Открытые системы активно обмениваются с внешним миром, успешно усваивают ценности других систем, они подвижны и динамичны.

Наибольшей популярностью в современных условиях пользуется концепция Р. Даля: политические системы чаще всего характеризуются как демократические, авторитарные и тоталитарные.

ичные политические культуры.

1. Англо-американская система характеризуется гомогенной политической культурой. Она гомогенная в том смысле, что политические цели и средства их достижения разделяют практически все. Для данной политической культуры свойственна специализация политических отношений (партий, групп интересов и др.) на выполнении особых функций. Власть и влияние внутри политической системы разделены, структура ролей в этой группе политических систем глубоко дифференцирована, четко выражена, организована и бюрократизирована.

2. Континенталъно-европейские системы отличаются фрагментарностью политической культуры, имеющей в целом общие корни и общее наследие. Для них характерно сосуществование старых и новых культур. Политические системы такого типа существуют прежде всего во Франции, Германии, Италии. Страны Скандинавии и Бенилюкса занимают промежуточные позиции между континентально-европейской и англо-американской системами.

3. Доиндустриальные и частично индустриальные политические системы имеют смешанную политическую культуру. Трудности коммуникации и координации, резко расходящиеся политические ориентации, слабая степень диверсификации ролей всех звеньев системы порождают необходимость в применении насилия.

4. Политические системы тоталитарного типа. Тоталитарная политическая культура создает принудительный тип политической активности. В ней отсутствуют добровольные объединения, а политическая коммуникация контролируется монолитной партией.

Ж.Блондель делит политические системы мира на пять категорий:

1) либеральные демократии с опорой на либерализм в принятии решений;

2) коммунистические системы с приоритетом равенства социальных благ и пренебрежением к либеральным средствам его достижения;

3) традиционное государство, обычно управляемое олигархией и консервативное по своему характеру, поскольку распределение социальных и экономических благ, как правило, весьма неравномерно;

4) популистские системы, сложившиеся в развивающихся странах в послевоенные годы и стремящиеся к большему равенству в области экономических и социальных благ. Они в известной степени авторитарны, так как для достижения большего равенства порой требуются авторитарные средства;

5) авторитарно-консервативная система, характерной чертой которой является проведение активной политики по сохранению сложившегося неравенства, противостоящая углублению равенства и политического участия.

Соотношение легитимности и легальности власти

На основании учения М. Вебера о легитимных типах господства можно дать следующее определение легитимности власти.

Положение, при котором люди считают себя должными подчиняться, а власть считают имеющей право приказывать, называется легитимностью власти.

Другими словами, легитимность власти – это

а) признание власти населением;

б) принятие власти как правомерной и справедливой;

в) наличие у власти авторитета в глазах населения.

Легальность власти означает, что

а) власть имеет законное происхождение;

б) власть осуществляется посредством закона (а не путем произвола, насилия и т.п.);

в) власть сама подчиняется закону.

Отсюда видно, что легитимность и легальность власти – это близкие, но не тождественные понятия.

Легитимность – это этическая, оценочная характеристика власти (существующая власть является хорошей или плохой, справедливой или несправедливой, честной или нечестной и т.п.).

Легальность же – это юридическая и потому этически нейтральная характеристика власти.

Различие двух указанных характеристик власти выражается также в том, что легальная власть может на определенном этапе стать нелегитимной в глазах населения. В этой связи в западной политологии разработан такой показатель, как порог легитимности власти.

Политическая власть: понятие, структура, функции

В самом широком смысле слова власть – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства – авторитета, права, насилия. В таком аспекте власть бывает экономическая, политическая, государственная, семейная и прочая. Такой подход также требует разграничения классовой, групповой и личной власти, которые переплетаются между собой, но не сводятся друг к другу.

Наиболее важным видом власти является политическая власть. Политическая власть – это реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах. Политическая власть характеризуется или социальным господством, или ведущей ролью, или руководством тех или иных групп, а чаще всего различными сочетаниями этих качеств.

Структура власти - это те компоненты, без которых она не состоится. Таковыми являются её субъект, объект, подчинение объекта, источники и ресурсы власти.

Власть может осуществиться только посредством взаимодействия субъекта власти и ее объекта. Субъект выражает свою волю по отношению к объекту через приказ (распоряжение, команду), сопровождающийся угрозой санкции в случае его невыполнения.

Источником власти субъекта (властное первоначало) может выступать его сила, красота, богатство, авторитет. Наконец, власть может порождаться традицией (власть родителей над детьми, власть старейшин) и законом, который предоставляет субъекту власти право требовать и использовать различные ресурсы. Специфическим источником власти выступают знания, обладание какой-либо информацией.

Субъекты политической власти имеют многоуровневый характер: ее первичный уровень представлен индивидами, вторичный - политическими организациями, субъекты более высокого уровня - политические элиты и лидеры. Субъекты власти выделяются и по другим критериям.

В процессе господства политическая власть наиболее полно реализует свои функции, т.е. те присущие ей свойства и особенности, благодаря которым она может действовать в обществе и непосредственно способствовать его изменению. Политологи обычно выделяют четыре важнейшие функции:

1. Организаторская функция. Она предназначена для формирования политической системы общества, организации его политической жизни, политических отношений между государством и общественными группами, классами, ассоциациями, партиями и просто гражданами. Можно сказать, что эта функция играет главную роль в деле создания структурной системы в обществе, обеспечивающей господство и руководство.

2. Управления, посредством которого повсеместно и на практике реализуется стратегическая линия субъекта власти. В этой линии отражены социально-экономические и политические интересы стоящих у власти сил. Управление предполагает принятие современных конкретных управленческих решений, внесение корректировки в процессе реализации власти.

3. Функция контроля ведает обеспечением соблюдения в обществе норм и правил правления власти, особенно по линии господства. Для выполнения этой функции создаются специальные контрольные органы: контрольная палата, прокуратура, ревизионные структуры и др.

4. Воспитательная функция нацелена на создание авторитета власти, на воспитание у граждан сознательного законопослушания. Она призвана формировать у субъектов власти умение и энергичное осуществление волевого воздействия, а у объектов – постоянную готовность и способность подчиняться.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.