Понятие и основания формирования мирового правопорядка шпора

План

1. Понятие и основания формирования мирового правопорядка.

2. Особенности современного мирового правопорядка.

Литература

1. Права человека. Основные международные документы. – М., 1989.

2. Василенко И.А. Политическая глобалистика: Учебное пособие для вузов. – М., 2001.

3. Гаджиев К.С. Введение в геополитику: Учебник для вузов. – М., 2001.

4. Гаджиев К.С. Политология: Учебник для вузов. – М., 2001.

5. Политология: Учебник. – СПб., 1998.

6. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – 2-е изд., - М., 1995.

7. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М., 1997.

1. Понятие и основания формирования мирового правопорядка

Мировой правопорядок - система общественных планетарных отношений, формирующихся на основе общегуманистических и ес­тественно-правовых начал и функционирующих в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного и внутригосударственного права (Теория государства и права: Учеб­ник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова.- М.,1997.- С. 533).

Создание мирового правопорядка является объективным и субъективным процессом. Его объективность проявляется в реали­зации разнообразных отношений, взаимодействий людей и государств нашей планеты независимо от воли и желания отдельных индивидов и государств. Субъективность же рассматриваемого процесса связана с тем, что он формируется прежде всего в резуль­тате сознательного и волевого участия различных стран и народов в решении глобальных проблем человечества

Необходимость установления мирового правопорядка вызвана усиливающимся разделением труда, специализацией и интерна­ционализацией хозяйственных связей, всеобщим характером НТР, возрастанием роли и значения новых информационных техноло­гий.

Важнейшим фактором, обусловливающим возможность фор­мирования мирового правопорядка, является само право, его обще­человеческие качества. Как считают ученые, у разных народов право - это одно и то же явление, но с разной степенью развитости и понимания.

Универсальность и абсолютность права связана, во-первых, с тем, что это самостоятельное социальное явление, и, во-вторых, с тем, что праву в любой правовой системе присущи такие принци­пы, как разумность, справедливость, равенство, свобода воли и поведения.

Принцип разумности не получил еще должной разработки в науке. В античное время и средневековье его связывали с космиче­ской и природной целесообразностью любого творения человека, выдержавшего проверку временем. Естественно, что это относится и кправу, в котором человек, как считал Гегель, должен найти свой разум.

Идеи справедливости и всеобщего равенства людей возник­ли еще в древности и постепенно воплощались в праве. Если в Ан­тичном мире они распространялись только на свободных людей, то в средние века круг людей, подпадавших под их действие уже, дифференцировался по сословиям, а в современных правовых системах развитых стран они превратились во всеобщие принципы.

Принцип свободы воли поведения является краеугольным камнем любой правовой системы. В условиях всеобщей свободы возникает необходимость ограничения индивидуальной свободы, установлениямеры свободы, волеизъявления и действий отдельно взятого индивида. Возникнув как атрибут естественного права, данный принцип получил свое выражение в современном позитив­ном праве и международно-правовых актах, таких, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г.. Международный пакт об эко­номических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.

Универсальный характер имеют и такие особенности права, какнормативность, формальная определённость, систем­ность, обеспеченность авторитетом и силой.

Историческая преемственность права проявляется и в функци­онировании различных правовых институтов, технологии юриди­ческих процессов. Например, во всех правовых системах имеется триада субъектов права: индивид, группа, государство. Типичными являются источники (обычай, прецедент, нормативный акт) и эта­пы формирования права.

Таким образом, право - это общечеловеческое явление, кото­рое едино в разных странах и в разные времена как мера свободы воли и поведения человека. Право является важнейшим фактором мирового интеграционного процесса, способствует взаимопонима­нию и сотрудничеству людей, принадлежащим к различным систе­мам.

2. Особенности современного мирового правопорядка

Мировой правопорядок является реальностью нашего време­ни Эта реальность обеспечивается наличием сети международных организаций планетарного и регионального масштаба. Прежде всего это ООН - международная организация, созданная 24 октября

1945 г. и объединяющая около 200 государств. В соответствии с Уставом ООН, её целями являются:

1) поддержка международного мира и безопасности, принятие с этой целью эффективных коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру, подавления актов агрессии или других нарушений мира, проведение мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права улаживания или разрешения международных споров или ситуации, которые могут привести к нарушению мира;

2) развитие дружеских отношении между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принятие других соответствующих мер для улучшения все­общего мира;

3) осуществление международного сотрудничества в разреше­ния международных проблем экономического, социального, куль­турного и гуманитарного характера и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

ООН стремится быть центром для согласованных действий наций в достижении их общих целей.

Важную роль в установлении мирового правопорядка играют примыкающие к ООН международные организации: Международ­ная организация труда, Всемирная организация здравоохранения. Всемирная организация интеллектуальной собственности и др.

Реальный характер международно-правовых отношений обес­печивается функционированием международных судов и междуна­родно-правовых процедур. Международный суд ООН (Гаага) при­нимает к рассмотрению все дела, передаваемые ему спорящими государствами и дела, возникающие по вопросам, предусмотренным Уставом ООН или действующими договорами и конвенциями.На региональном уровне действуют Суд Европейского Союза, Европейский Суд по правам человека, Экономический суд СНГ и др.

Мировой правопорядок - это результат согласования интере­сов государств и народов. Все государства - члены ООН являются самостоятельными суверенными образованиями и строят свои взаимоотношения с другими субъектами международных отноше­ний на принципах невмешательства во внутренние дела, террито­риальной целостности государств, равноправия и самоопределения народов. Вот почему основным источником международного права являются международные договоры.

Мировой правопорядок - это условие и гарантия успешного международного сотрудничества в различных сферах жизнедея­тельности людей.

Международным экономическим сотрудничеством занима­ется Организация Объединенных Наций по промышленному раз­витию, Всемирная торговая организация, Международный банк реконструкции и развития Международный валютный фонд. На региональном уровне эти вопросы решаются Европейским эконо­мическим Сообществом, Экономическим союзом СНГ и др. орга­низациями.

Важную роль в развитии международного сотрудничества в сферекультуры, науки и образования играет Организация Объе­диненных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), деятельность которой связана с планированием и осуществлением глобальных и региональных программ и проектов, разработкой необходимых нормативных актов и стандартов, оказа­нием помощи конкретным государствам и организациям.

В последние десятилетия важное значение приобрело сотруд­ничество государствв области охраны окружающей среды. В Стокгольм­ской декларации 1972 г. закреплено положение о том, что государ­ства несут ответственность за деятельность, причиняющую ущерб окружающей среде других государств. Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г., конвенция о загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г. и другие конвенции и до­говоренности подчеркивают необходимость охраны природной среды и космоса, устанавливают меры ответственности за соответ­ствующие нарушения, предусматривают процедуры решения этих проблем, решают вопросы возмещения ущерба, оказания помощи и т.д.

В XX веке глобальной проблемой сталапреступность, по­этому сотрудничество государств в борьбе с ней стало одной изактуальных проблем современности. Особую тревогу мирового сообщества вызывает рост тяжких преступлений международного характера: международный терроризм, угон самолетов, распространение наркотиков, интернационализация организованных преступных формирований, разрушение мирового правопорядка.

Основными направлениями, по которым осуществляется со­трудничество в области борьбы с преступностью, являются:

1) признание опасности для мирового сообщества определен­ных уголовных деяний и необходимости применения совместных мер их пресечения. К их числу относятся: пиратство, рабство и работорговля, торговля женщинами и детьми, подделка денежных знаков и ценных бумаг, незаконная торговля наркотиками, распро­странение порнографических изданий, пиратское радиовещание, разрыв или повреждение подводного кабеля, неоказание помощи на море при столкновении морских судов, захват воздушных судов;

2) оказание помощи в деле розыска скрывающихся на чужой территории правонарушителей и передача их заинтересованному государству. Эти действия возможны через дипломатические кана­лы и путем непосредственных связей между правоохранительными органами. В настоящее время розыск чаще всего ведется через Ин­терпол - Международную организацию уголовной полиции;

3) оказание помощи при получении необходимых материалов по уголовному делу;

4) изучение преступности и методов борьбы с ней, вопросов пенитен­циарной системы. С этой целью созываются международные кон­грессы, создаются международные организации, НИИ;

5) оказание практической помощи отдельным государствам в разрешении проблем преступности, изучение этих проблем путем направления экспертов;

6) обмен информацией по различным вопросам борь­бы с преступностью.

В деле формирования и совершенствования мирового право­порядка особое значение имеет наличие хорошо отлаженного про­цессуального механизма его действия, который включает в себя:

1) международно-правовые процессуальные нормы, содержащиеся в уставах, положениях, конвенциях и договорах и опреде­ляющие вопросы деятельности международных организаций, поря­док рассмотрения межгосударственных споров, обращений по по­воду нарушения прав человека и т.п.;

2) международные организации и органы: международные су­ды, трибуналы, экономические, арбитражные суды и согласитель­ные комиссии;

3) юридические конструкции, обеспечивающие стабильность, оптимальность, универсальность процедур и процессуальных га­рантий мирового правопорядка

Существенное воздействие на формирование мирового право­порядка оказывают не только международно-правовые средства, но и сами государства. Они могут учреждать международные и ре­гиональные организации, принимать активное участие в работе ООН, ее органов и комиссий, неправительственных организаций и т.д.

Формирование мирового правопорядка - процесс сложный и противоречивый, требующий консолидации усилий всех стран и народов планеты (Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалов.- М., 1997.- С. 533-544).

Дата публикования: 2014-11-26 ; Прочитано: 1969 | Нарушение авторского права страницы

Мировой правопорядок - система общественных планетарных отношений, формирующихся на основе обще гуманистических и естественно-правовых начал и функционирующих в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с общепризнанными принципами и нормами международного и внутригосударственного права.

Мировой правопорядок следует рассматривать как определенную реальность, взаимодействия людей и государств на нашей планете. Необходимость и основания его формирования выбудут в рамках соотношений трех видов:

1) человек — непосредственная среда обитания — страна — планета — космос;

2) человек — коллектив — общество — мировое сообщество;

3) человек — его правовой статус — правовая система общества (государства) — международное право — мировой правопорядок.

Существенное воздействие на формирование мирового правопорядка оказывают не только международно-правовые средства, но и сами государства. Они могут учреждать международные и региональные организации, принимать активное участие в работе ее органов и комиссий.

Прежде всего это (ООН) – универсальная международная организация, созданная 24 октября 1945 г., действующая на основе Устава ООН и объединяющая около 200 государств.

Ее уставные цели:

1. поддержка международного мира и безопасности, устранения угрозы миру, подавления актов агрессии или других нарушений мира;

2. развитие дружеских отношении между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов;

3. осуществление международного сотрудничества в разрешения международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Важную роль в установлении мирового правопорядка играют примыкающие к ООН международные организации: Международная организация труда, Всемирная организация здравоохранения. Всемирная организация интеллектуальной собственности и др.

Международное экономическое сотрудничествозанимается ООН по промышленному развитию, Всемирная торговая организация, Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд. На региональном уровне эти вопросы решаются Европейским эконо­мическим Сообществом, Экономическим союзом СНГ и др. орга­низациями.

Важную роль в развитии международного сотрудничества в сфере культуры, науки и образования играет ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), деятельность которой связана с планированием и осуществлением глобальных и региональных программ и проектов, разработкой необходимых нормативных актов и стандартов, оказа­нием помощи конкретным государствам и организациям.

В XX веке глобальной проблемой стала преступность, поэтому сотрудничество государств в борьбе с ней стало одной из актуальных проблем современности. Особую тревогу мирового сообщества вызывает рост тяжких преступлений международного характера: международный терроризм, угон самолетов, распространение наркотиков, интернационализация организованных преступных формирований, разрушение мирового правопорядка.

В деле формирования и совершенствования мирового правопорядка особое значение имеет наличие хорошо отлаженного процессуального механизма его действия, который включает в себя:

1) международно-правовые процессуальные нормы, содержащиеся в уставах, положениях, конвенциях и договорах и определяющие вопросы деятельности международных организаций, порядок рассмотрения межгосударственных споров, обращений по поводу нарушения прав человека и т.п.;

2) международные организации и органы: международные суды, трибуналы, экономические, арбитражные суды и согласительные комиссии;

3) юридические конструкции, обеспечивающие стабильность, оптимальность, универсальность процедур и процессуальных га­рантий мирового правопорядка

К глобальным проблемам человечества относятся: предотвращение мировой ядерной катастрофе, обеспечение взаимовыгодного международного сотрудничества в экономической, политической, экологической, культурной и других областях; преодоление разрыва в уровне экономического роста между различными государствами; ликвидация энергетической, сырьевой, продовольственной, демографической кризиса, соблюдение требований экологии , создание условий выживания, нормального существования; использования достижений научно-техническому прогрессу на благо человечества; международное сотрудничество в борьбе с международной преступностью и терроризмом.

Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 612 ;

Мировой правопорядок суть система общественных планетарных отношений, формирующихся на основе общегуманистических и естественно-правовых начал и функционирующих в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного и внутригосударственного права.

Мировой правопорядок следует рассматривать как определенную реальность, результат реализации разнообразных отношений, взаимодействия людей и государств на нашей планете. Необходимость и основания его формирования выявляются в рамках соотношений трех видов: 1) человек—непосредственная среда обитания — страна — планета — космос; 2) человек — коллектив — общество — мировое сообщество; 3) человек — его правовой статус — правовая система общества (государства) — меиедународное право — мировой правопорядок.

Важнейшим фактором, обусловливающим необходимость создания мирового правопорядка и его дальнейшего упрочения, выступает решение проблем, которое осуществимо только при взаимном согласии и сотрудничестве разных народов и государств. Это проблемы экологической безопасности, поиска и использования энергетических ресурсов, сохранения человека как оригинальной индивидуальности, предотвращения ядерной войны. Следующий ряд проблем связан с коллективной реакцией на стихийные природные явления — наводнения, ураганы, извержения вулканов, землетрясения. Необходимость установления общемировых правовых правил вызвана все усиливающейся интернационализацией хозяйственных связей, всеобщим характером научно-технической революции, возрастанием роли и значения новых глобальных информационных технологий.

Одним из факторов, обусловливающих возможность становления и развития мирового правопорядка, выступает само право, его общечеловеческие сущностные качества. У разных народов во все времена право — это одно и то же явление, только с разной степенью развитости, оформления, понимания и освоения.

1. Универсальность и абсолютность права в нашем понимании доказывается наличием у него таких сущностных принципов и черт, которые, во-первых, характеризуют его как самостоятельное социальное явление, а, во-вторых, присутствуют (фактически или в тенденции) в любой правовой системе на каждом из исторически обозначенных отрезков пути ее развития. В качестве таковых можно назвать принцип разумности (разума), принцип справедливости, принцип равенства (равной свободы), принцип свободы воли и поведения.

Принцип разумности, уходя своими корнями в космическую и природную целесообразность, как бы очеловечивает право, определяет перспективы и границы его функционирования. Любое творение человека, прошедшее проверку историей, может считаться целесообразным. Да и сам человек, как полагал Гегель, должен найти в праве свой разум. Естественно, что все иррациональное, фатальное, разрушительное остается за пределами права. При всей своей сегодня внешней наивности и терминологическом злоупотреблении данный принцип не получил еще должной разработки применительно к современным правовым реалиям, и его научная интерпретация остается на уровне высказываний античных и средневековых мыслителей.

Идеи справедливости и всеобщего равенства людей, возникшие еще в древности, практическое воплощение в праве получали по исторической возрастающей. Если в рабовладельческом Риме названные принципы распространялись лишь на свободных людей, то в феодальном обществе круг людей, подпадающих под их действие, уже дифференцировался по сословиям, а современные правовые системы развитых стран закрепляют справедливость и равенство в качестве всеобщих принципов. Логику расширения объема круга лиц и гарантий реализации этих принципов, в частности в англосаксонской правовой системе, можно проследить на примере таких актов, как Великая хартия вольностей (1215г.), Петиция о праве (1628 г.), Хабеас корпус акт (1679 г.), Билль о правах (1689 г.).

Одним из краеугольных камней любой правовой системы является принцип свободы воли и поведения. При столкновении свободы одного человека со свободой другого возникает необходимость установить соответствие между ними, ограничив ту и другую. Ограничение пределов действий свободы человека и проверка его практикой общения означают установление меры свободы волеизъявления и действий каждого индивида, возникновение общей нормы поведения в соответствии с этой мерой.

Иными словами, данный принцип имеет всеобщий, сквозной характер. Возникший как атрибут естественного права, он свое наиболее полное в сравнительно-историческом плане выражение получил в современном позитивном праве и международно-правовых актах (Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международном пакте об экономических,, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г.).

2. Представляется бесспорным универсальное значение таких черт права, как нормативность, формальная определенность, системность, обеспеченность авторитетом и силой. В частности, нормативность проявляется уже на самых ранних стадиях развития человеческого общества и у всех народов, населяющих нашу планету. Археологи и этнографы обнаруживают элементы социального нормативного регулирования у австралийских аборигенов и в странах тропической Африки, на уровне групп охотников-собирателей и в более развитых социальных организациях. Мононормы и нормы — масштабы поведения находим в индусских Ведах, мусульманском Коране и христианской Библии, в законах Ману и Хам-мурапи, Салической и Русской правдах.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что право — явление общечеловеческое и оно едино по своей изначальной сущности как мера свободы воли и поведения человека. Это один из важнейших факторов мирового интеграционного процесса, который благодаря своим гуманистическим качествам способствует взаимопониманию и сотрудничеству людей, принадлежащих к различным социально-политическим, религиозным, идеологическим системам. Отмеченные качества права как такового позволяют взаимодействовать нормам внутригосударственного и международного права в деле формирования мирового правопорядка.

Понятие и основания формирования мирового правопорядка - раздел Философия, Теория государства и права Мировой Правопорядок Суть Система Общественных Планетарных От.

Мировой правопорядок суть система общественных планетарных отношений, формирующихся на основе общегуманистических и естественно-правовых начал и функционирующих в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного и внутригосударственного права.

Мировой правопорядок следует рассматривать как определенную реальность, результат реализации разнообразных отношений, взаимодействия людей и государств на нашей планете. Необходимость и основания его формирования выявляются в рамках соотношений трех видов:

1) человек – непосредственная среда обитания – страна – планета – космос;

2) человек – коллектив – общество – мировое сообщество;

3) человек – его правовой статус – правовая система общества (государства) – международное право – мировой правопорядок.

Важнейшим фактором, обусловливающим необходимость создания мирового правопорядка и его дальнейшего упрочения, выступает решение проблем, которое осуществимо только при взаимном согласии и сотрудничестве разных народов и государств. Это проблемы экологической безопасности, поиска и использования энергетических ресурсов, сохранения человека как оригинальной индивидуальности, предотвращения ядерной войны. Следующий ряд проблем связан с коллективной реакцией на стихийные природные явления – наводнения, ураганы, извержения вулканов, землетрясения. Необходимость установления общемировых правовых правил вызвана все усиливающейся интернационализацией хозяйственных связей, всеобщим характером научно-технической революции, возрастанием роли и значения новых глобальных информационных технологий.

Одним из факторов, обусловливающих возможность становления и развития мирового правопорядка, выступает само право, его общечеловеческие сущностные качества. У разных народов во все времена право – это одно и то же явление, только с разной степенью развитости, оформления, понимания и освоения.

1. Универсальность и абсолютность права в нашем понимании доказывается наличием у него таких сущностных принципов и черт, которые, во-первых, характеризуют его как самостоятельное социальное явление, а, во-вторых, присутствуют (фактически или в тенденции) в любой правовой системе на каждом из исторически обозначенных отрезков пути ее развития. В качестве таковых можно назвать принцип разумности (разума), принцип справедливости, принцип равенства (равной свободы), принцип свободы воли и поведения.

Принцип разумности, уходя своими корнями в космическую и природную целесообразность, как бы очеловечивает право, определяет перспективы и границы его функционирования. Любое творение человека, прошедшее проверку историей, может считаться целесообразным. Да и сам человек, как полагал Гегель, должен найти в праве свой разум. Естественно, что все иррациональное, фатальное, разрушительное остается за пределами права. При всей своей сегодня внешней наивности и терминологическом злоупотреблении данный принцип не получил еще должной разработки применительно к современным правовым реалиям, и его научная интерпретация остается на уровне высказываний античных и средневековых мыслителей.

Идеи справедливости и всеобщего равенства людей, возникшие еще в древности, практическое воплощение в праве получали по исторической возрастающей. Если в рабовладельческом Риме названные принципы распространялись лишь на свободных людей, то в феодальном обществе круг людей, подпадающих под их действие, уже дифференцировался по сословиям, а современные правовые системы развитых стран закрепляют справедливость и равенство в качестве всеобщих принципов. Логику расширения объема круга лиц и гарантий реализации этих принципов, в частности в англосаксонской правовой системе, можно проследить на примере таких актов, как Великая хартия вольностей (1215 г.), Петиция о праве (1628 г.), Хабеас корпус акт (1679 г.), Билль о правах (1689 г.).

Одним из краеугольных камней любой правовой системы является принцип свободы воли и поведения. При столкновении свободы одного человека со свободой другого возникает необходимость установить соответствие между ними, ограничив ту и другую. Ограничение пределов действий свободы человека и проверка его практикой общения означают установление меры свободы волеизъявления и действий каждого индивида, возникновение общей нормы поведения в соответствии с этой мерой.

Иными словами, данный принцип имеет всеобщий, сквозной характер. Возникший как атрибут естественного права, он свое наиболее полное в сравнительно-историческом плане выражение получил в современном позитивном праве и международно-правовых актах (Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г.).

2. Представляется бесспорным универсальное значение таких черт права, как нормативность, формальная определенность, системность, обеспеченность авторитетом и силой. В частности, нормативность проявляется уже на самых ранних стадиях развития человеческого общества и у всех народов, населяющих нашу планету. Археологи и этнографы обнаруживают элементы социального нормативного регулирования у австралийских аборигенов и в странах тропической Африки, на уровне групп охотников-собирателей и в более развитых социальных организациях. Мононормы и нормы – масштабы поведения находим в индусских Ведах, мусульманском Коране и христианской Библии, в законах Ману и Хаммурапи, Салической и Русской правдах.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что право – явление общечеловеческое и оно едино по своей изначальной сущности как мера свободы воли и поведения человека. Это один из важнейших факторов мирового интеграционного процесса, который благодаря своим гуманистическим качествам способствует взаимопониманию и сотрудничеству людей, принадлежащих к различным социально-политическим, религиозным, идеологическим системам. Отмеченные качества права как такового позволяют взаимодействовать нормам внутригосударственного и международного права в деле формирования мирового правопорядка.

Мировой правопорядок суть система общественных планетарных отношений, формирующихся на основе общегуманистических и естественно-правовых начал и функционирующих в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного и внутригосударственного права.

Мировой правопорядок следует рассматривать как определенную реальность, результат реализации разнообразных отношений, взаимодействия людей и государств на нашей планете. Необходимость и основания его формирования выявляются в рамках соотношений трех видов: 1) человек—непосредственная среда обитания — страна — планета — космос; 2) человек — коллектив — общество — мировое сообщество; 3) человек — его правовой статус — правовая система общества (государства) — меиедународное право — мировой правопорядок.

Важнейшим фактором, обусловливающим необходимость создания мирового правопорядка и его дальнейшего упрочения, выступает решение проблем, которое осуществимо только при взаимном согласии и сотрудничестве разных народов и государств. Это проблемы экологической безопасности, поиска и использования энергетических ресурсов, сохранения человека как оригинальной индивидуальности, предотвращения ядерной войны. Следующий ряд проблем связан с коллективной реакцией на стихийные природные явления — наводнения, ураганы, извержения вулканов, землетрясения. Необходимость установления общемировых правовых правил вызвана все усиливающейся интернационализацией хозяйственных связей, всеобщим характером научно-технической революции, возрастанием роли и значения новых глобальных информационных технологий.

Одним из факторов, обусловливающих возможность становления и развития мирового правопорядка, выступает само право, его общечеловеческие сущностные качества. У разных народов во все времена право — это одно и то же явление, только с разной степенью развитости, оформления, понимания и освоения.

1. Универсальность и абсолютность права в нашем понимании доказывается наличием у него таких сущ-ностных принципов и черт, которые, во-первых, характеризуют его как самостоятельное социальное явление, а, во-вторых, присутствуют (фактически или в тенденции) в любой правовой системе на каждом из исторически обозначенных отрезков пути ее развития. В качестве таковых можно назвать принцип разумности (разума), принцип справедливости, принцип равенства (равной свободы), принцип свободы воли и поведения.

Принцип разумности, уходя своими корнями в космическую и природную целесообразность, как бы очеловечивает право, определяет перспективы и границы его функционирования. Любое творение человека, прошедшее проверку историей, может считаться целесообразным. Да и сам человек, как полагал Гегель, должен найти в праве свой разум. Естественно, что все иррациональное, фатальное, разрушительное остается за пределами права. При всей своей сегодня внешней наивности и терминологическом злоупотреблении данный принцип не получил еще должной разработки применительно к современным правовым реалиям, и его научная интерпретация остается на уровне высказываний античных и средневековых мыслителей.

Идеи справедливости и всеобщего равенства людей, возникшие еще в древности, практическое воплощение в праве получали по исторической возрастающей. Если в рабовладельческом Риме названные принципы распространялись лишь на свободных людей, то в феодальном обществе круг людей, подпадающих под их действие, уже дифференцировался по сословиям, а современные правовые системы развитых стран закрепляют справедливость и равенство в качестве всеобщих принципов. Логику расширения объема круга лиц и гарантий реализации этих принципов, в частности в англосаксонской правовой системе, можно проследить на примере таких актов, как Великая хартия вольностей (1215г.), Петиция о праве (1628 г.), Хабеас корпус акт (1679 г.), Билль о правах (1689 г.).

Одним из краеугольных камней любой правовой системы является принцип свободы воли и поведения. При столкновении свободы одного человека со свободой другого возникает необходимость установить соответствие между ними, ограничив ту и другую. Ограничение пределов действий свободы человека и проверка его практикой общения означают установление меры свободы волеизъявления и действий каждого индивида, возникновение общей нормы поведения в соответствии с этой мерой.

Иными словами, данный принцип имеет всеобщий, сквозной характер. Возникший как атрибут естественного права, он свое наиболее полное в сравнительно-историческом плане выражение получил в современном позитивном праве и международно-правовых актах (Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международном пакте об экономических,, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г.).

2. Представляется бесспорным универсальное значение таких черт права, как нормативность, формальная определенность, системность, обеспеченность авторитетом и силой. В частности, нормативность проявляется уже на самых ранних стадиях развития человеческого общества и у всех народов, населяющих нашу планету. Археологи и этнографы обнаруживают элементы социального нормативного регулирования у австралийских аборигенов и в странах тропической Африки, на уровне групп охотников-собирателей и в более развитых социальных организациях. Мононормы и нормы — масштабы поведения находим в индусских Ведах, мусульманском Коране и христианской Библии, в законах Ману и Хам-мурапи, Салической и Русской правдах.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что право — явление общечеловеческое и оно едино по своей изначальной сущности как мера свободы воли и поведения человека. Это один из важнейших факторов мирового интеграционного процесса, который благодаря своим гуманистическим качествам способствует взаимопониманию и сотрудничеству людей, принадлежащих к различным социально-политическим, религиозным, идеологическим системам. Отмеченные качества права как такового позволяют взаимодействовать нормам внутригосударственного и международного права в деле формирования мирового правопорядка.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.