Политика предприятия и ее основные элементы шпора

118. Понятие и состав учетной политики

В соответствии с ПБУ 1/98 под учетной политикой понимается принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной жизни. Формирование учетной политики возложено на главного бухгалтера предприятия. Утверждает учетную политику руководитель организации.

В составе учетной политики должны быть утверждены:

– рабочий план счетов организации;

– формы первичных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций;

– формы документов для внутренней отчетности;

– порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

– методы оценки активов и обязательств;

– правила документооборота и технология обработки учетной информации;

– порядок контроля за хозяйственными операциями;

– другие решения, необходимые для организации бухучета, в частности, порядок осуществления платежей в бюджет в соответствии с налоговым законодательством, т. е. принятие соответствующей налоговой политики.

Таким образом, учетная политика предприятия должна содержать три группы вопросов: организационно-технические; методические; налоговые.

При выборе способов ведения бухгалтерского учета на предприятии (при формировании учетной политики) необходимо руководствоваться следующими основными принципами:

1) имущественной обособленности предприятия;

2) непрерывности деятельности предприятия;

3) последовательности применения учетной политики;

4) временной определенности: факт хозяйственной деятельности относится к тому отчетному периоду (и отражается в том бухгалтерском учете), в котором он имел место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этим фактом.

К формированию учетной политики предъявляются следующие требования:

– полноты отражения всех фактов хозяйственной деятельности;

– осмотрительности и др.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Похожие главы из других книг:

1. Общее понятие учетной политики организации Учетная политика организации (УПО) представляет собой совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостные измерения, группировка итогов, обобщение фактов). В учетной политике организации

1.2. Изменение учетной политики Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:• изменения законодательства Российской Федерации или нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;• разработки организацией новых способов ведения

1.3. Раскрытие учетной политики Организация должна раскрывать выбранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.Существенными

8.3. Понятие учетной политики для целей управленческого учета и ее формирование Применительно к управленческому учету учетная политика организации – это принятая ею совокупность способов ведения учета, калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) и

1.4. ПОНЯТИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ Основным документом организации, определяющим порядок ведения бухгалтерского учета при отражении хозяйственных операций, является учетная политика. Главное назначение учетной политики – документально

5. Общее понятие учетной политики организации Учетная политика организации (УПО) представляет собой совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостные измерения, группировка итогов, обобщение фактов). В учетной политике организации

119. Изменение учетной политики Изменение учетной политики может производиться в случаях:• изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;• разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета.

17. Формирование учетной политики При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по

18. Раскрытие учетной политики Раскрытие учетной политики , согласно ПБУ, – это придание ее гласности. Т. е. организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений

19. Изменение учетной политики Изменение учетной политики может производиться в следующих случаях: –?при изменении законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;–?при разработке организацией новых способов ведения

II Формирование учетной политики 4. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе настоящего Положения и

IV Раскрытие учетной политики 17. Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской

32. Изменение учетной политики Изменение учетной политики может производиться в случаях:• изменения законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету;• разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа

ИЗМЕНЕНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ Согласно МСФО № 8 организация в определенных случаях может менять свою учетную политику:1) если это обусловлено изменениями в нормативных и законодательных актах;2) если изменения позволят получать более надежную и полную информацию о

Что такое учетная политика

Положение по бухгалтерскому учету объясняет: в учетной политике бухгалтер и директор фиксируют способы ведения бухучета в своей организации. Вопрос требует серьезного подхода, ведь от элементов учетной политики зависит порядок формирования объектов налогообложения, и все это влияет на финансы компании. Утвердите документ не позднее 90 дней после регистрации фирмы.

Для формирования учетной политики (УП) организация выбирает способы ведения бухгалтерского и налогового учета из нескольких стандартных вариантов или сама разрабатывает процедуры учета на основе требований законов и нормативных актов.

Если деятельность компании не меняется годами, можно не менять и учетную политику. Но при открытии новых видов деятельности, при смене налогового режима или при обновлениях в законах придется корректировать УП.

Принципы учетной политики


Для построения УП руководствуйтесь основными принципами бухучета. Часть из них содержится во втором разделе ПБУ 1/98, другие закреплены разными документами в сфере бухучета — они выводятся из теории и практики учета.

1. Принцип целостности: учетные данные должны формировать единую систему, которая помогает управлять деятельностью компании.

2. Принцип имущественной обособленности: средства организации, обязательства и активы должны учитываться отдельно от средств ее учредителей и средств других компаний, если они переданы в пользование вашей фирме.

3. Принцип непрерывности: бухучет должен вестись непрерывно — от регистрации компании до ее ликвидации или реорганизации. Компания должна в своих действиях исходить из намерений продолжать деятельность, а значит, планировать погашение обязательств перед физическими и юридическими лицами.

4. Принцип полноты, или сплошной реᴦᴎстрации: операции и итоги инвентаризации требуется регистрировать в бухгалтерии вовремя и без пропусков или изъятий.

5. Принцип документирования: факты хозяйствования должны подтверждаться первичными документами, только на основании первички операции принимаются в учет.

6. Принцип начисления: хозяйственные операции должны отражаться в бухгалтерии в том же самом налоговом периоде, когда они произошли, даже если операция была оплачена раньше или позже.

7. Принцип количественного измерения: все хозяйственные операции нужно измерять в деньгах, штуках и других единицах.

8. Принцип контроля информации: должна быть возможность проверки всех хозяйственных операций.

9. Принцип непротиворечивости: должны совпадать сведения в аналитическом учете и сведения по остаткам и оборотам в синтетическом учете на последний день каждого месяца.

10. Принцип разделения текущих и капитальных затрат: учитывайте раздельно текущие расходы на производство или услуги и капитальные вложения.

11. Принцип интерпретируемости: сведения в учете должны быть ясными, чтобы третьи лица также могли их толковать и анализировать.

12. Принцип осмотрительности: организация должна быть готова признать в бухучете обязательства и расходы, активы и доходы без формирования скрытых резервов.

13. Принцип приоритета содержания перед формой: организация должна признавать факты хоздеятельности, исходя прежде всего из их экономического содержания, а не правовой формы.

14. Принцип рациональности: бухучет следует вести рационально, сообразно масштабам и условиям хоздеятельности и размерам организации.

15. Принцип последовательности применения: если организация приняла учетную политику, ее нужно применять из года в год, изменяя только в установленных случаях (смена основного вида деятельности, изменения в составе учредителей и пр.).

Выбор учетной политики

Выбор учетной политики предприятия и обоснование ее положений зависят от многих условий:

  • налоговый режим и список применяющихся налогов, ставок;
  • организационно-правовая форма;
  • основной вид деятельности (услуги, торговля — оптовая и розничная, строительство, производство);
  • масштабы и структура организации, число сотрудников;
  • стратегия развития, направление инвестиций;
  • материальная база: помещения, основные средства, техника, программное обеспечение;
  • квалификация бухгалтера.

Разработать УП, которая отвечала бы всем принципам и не вызывала бы претензий у налоговиков, непросто. Учетная политика должна охватывать все важные вопросы и при этом быть лаконичной, иметь хорошую структуру.

В бухгалтерском веб-сервисе Контур.Бухгалтерия уже есть разработанные варианты учетной политики для разных налоговых режимов, которые полностью отвечают требованиям закона. Зарегистрируйтесь и просмотрите их. Работайте в нашем сервисе: ведите учет, начисляйте зарплату, легко сдавайте отчетность через интернет и пользуйтесь готовой версией УП. Первые две недели в сервисе бесплатны для всех новичков.

В действующей организации невозможно определить исходную и конечную точки денежного оборота. Объем денежных средств, которым располагает организация (центральная часть рисунка), изменяется во времени и зависит от характера производственного процесса, объема продаж, погашения дебиторской задолженности и др. Величина запасов сырья, незавершенного производства, готовой продукции на складе, дебиторской задолженности и подлежащий оплате коммерческий кредит также колеблются в зависимости от реализации, производственного процесса и финансовой политики организации в отношении кредиторской и дебиторской задолженности, формирования запасов.

Предмет финансовой политики — внутрифирменные и межхозяйственные финансовые процессы, отношения и операции, включая производственные процессы, образующие финансовые потоки и определяющие финансовое состояние и финансовые результаты, расчетные отношения, инвестиции, вопросы приобретения и выпуска ценных бумаг и т.п.

Субъекты финансовой политики — учредители организации и руководство (работодатели), финансовые службы, которые разрабатывают и реализуют стратегию и тактику финансового менеджмента в целях повышения ликвидности и платежеспособности предприятия посредством получения и эффективного использования прибыли.

Финансовая политика заключается в постановке целей и задач финансового управления, а также в определении и использовании методов и средств их реализации, в постоянном контроле, анализе и оценке соответствия происходящих процессов намеченным целям.

Финансовая политика проявляется в системе форм и методов мобилизации и оптимального распределения финансовых ресурсов, определяет выбор и разработку финансовых механизмов, способы и критерии оценки эффективности и целесообразности формирования, направления и использования финансовых ресурсов в управлении.

4. Принципы организации и виды финансовой политики предприятия

Организация финансовой политики строится на определенных принципах.

Принцип самоокупаемости и самофинансирования. Самоокупаемость предполагает, что средства, обеспечивающие функционирование организации, должны окупиться, т.е. принести доход, который соответствует минимально возможному уровню рентабельности. Самофинансирование означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование средств в развитие производства за счет собственных денежных средств и, при необходимости, за счет банковских и коммерческих кредитов.

Принцип самоуправления или хозяйственной самостоятельности заключается в:

самостоятельном определении перспектив развития организации (в первую очередь на основе спроса на производимую продукцию, выполняемые работы или оказываемые услуги);

самостоятельном планировании своей деятельности;

обеспечении производственного и социального развития фирмы.

Принцип материальной ответственности означает наличие определенной системы ответственности организации за ведение и результаты хозяйственной деятельности. Финансовые методы реализации этого принципа различны для отдельных организаций, их руководителей и работников в зависимости от организационно-правовой формы.

Принцип заинтересованности в результатах деятельности. Объективная необходимость этого принципа определяется основной целью предпринимательской деятельности — систематическим получением прибыли.

Принцип осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия. Как известно, финансы предприятия выполняют контрольную функцию, поскольку данная функция объективна, то на ней основывается субъективная деятельность — финансовый контроль.

Различают несколько видов контроля в зависимости от субъектов, осуществляющих его:

1) общегосударственный (вневедомственный) контроль осуществляют органы государственной власти и управления;

2) ведомственный контроль осуществляют контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств;

3) независимый финансовый контроль осуществляют аудиторские фирмы.

Принцип формирования финансовых резервов связан с необходимостью обеспечения непрерывности предпринимательской деятельности, которая сопряжена с большим риском вследствие колебаний рыночной конъюнктуры.

5. Понятие и общие принципы формирования учетной политики организации

Составляемая главным бухгалтером и утверждаемая руководителем организации общая схема и особенности ведения бухгалтерского учета на предстоящий год; один из основных документов, устанавливающий правила ведения в организации бухгалтерского и налогового учета, представляется по требованию в налоговые органы для уточнения показателей отчетности; важнейший элемент налогового контроля.

Основные принципы учетной политики

Хотя бухгалтерский учет регламентируется общими нормативными документами для всех предприятий, у каждого из них могут быть различные цели и задачи. В связи с этим актуально рассмотрение различных подходов к разработке предприятием учетной политики.

На выбор и обоснование учетной политики организации влияют следующие факторы: Анищенко А.В. Учетная политика для целей бухгалтерского учета и налогообложения на 2009 год. М.: Статус-Кво 97, 2010. 340 с.

1. организационно-правовая форма предприятия (общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество, государственное предприятие);

2. отраслевая принадлежность или вид деятельности (промышленность, строительство, торговля, посредническая деятельность);

3. объемы деятельности, структура организации, численность;

4. порядок налогообложения организации (освобождение от различного вида налогов, ставки налогов);

5. степень свободы действия в условиях рыночной экономики, т.е. возможность самостоятельного принятия решений в вопросах ценообразования, выбора партнера);

6. цели и задачи экономического развития предприятия на долгосрочную перспективу, ожидаемые направления инвестиций, тактические подходы к решению перспективных задач;

7. материальной базы (обеспеченность компьютерной техникой и иными средствами оргтехники, программно- методическое обеспечение);

8. система информационного обеспечения предприятия (по всем необходимым для эффективной деятельности направлениям);

9. уровень квалификации бухгалтерских кадров, экономической смелости, инициативности и предприимчивости руководителей фирмы;

10. система материальной заинтересованности в эффективности работы предприятия и материальной ответственности за выполняемый круг обязанностей. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета. - "Налоги и финансовое право", 2008г. с.14

Только принятие во внимание всей совокупности указанных факторов поможет правильно подойти к обоснованию учетной политики.

Принятая учетная политика предприятия должна обеспечивать целостность системы бухгалтерского учета. Поэтому она должна охватывать все аспекты учетного процесса: методический, технический и организационный.

Методический аспект учета предусматривает способы оценки имущества и обязательств, начисления амортизации по различным видам имущества, методы исчисления прибыли, дохода и т.п. Методический аспект включает:

1. Критерий отнесения предметов к основным средствам

2. Порядок начисления износа (амортизации) основных фондов

3. Порядок начисления амортизации по нематериальным активам

4. Порядок финансирования ремонта основных средств

5. Метод оценки сырья, материалов (производственных запасов)

6. Формирование учетных групп материальных ценностей

7. Способ отражения на счетах операций заготовления и приобретения материальных ценностей

8. Способ учета выпуска продукции

9. Сроки погашения расходов будущих периодов

10. Перечень резервов предстоящих расходов и платежей

11. Метод определения выручки от реализации продукции

12. Порядок создания резервов по сомнительным долгам

Необходимость, порядок создания и использования фондов. Технический аспект - как реализуется эти способы в учетных регистрах, схемах отражения на счетах учета. Технический аспект включает:

План счетов бухгалтерского учета

Форма бухгалтерского учета

Технологии обработки учетной информации

Организация внутрипроизводственного контроля

Организация составления отчетности

Инвентаризация имущества и обязательств

Организационный аспект - как осуществляются эти способы с точки зрения построения бухгалтерской службы, ее место в системе управления, взаимосвязи и взаимодействие с другими элементами и звеньями этой системы, характерными для рыночной экономики. Организационный аспект включает:

1. Правила документооборота

2. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов

3. График документооборота

Предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета, определяя перечень учетных регистров, последовательность и технику записей в них, их взаимосвязь. В основе выбора лежат такие критерии, как объем и состав имущества, принадлежащего предприятию, структура и сложность производственного процесса, масштабы и разнообразие видов деятельности, организация управления, квалификация персонала.

При выборе формы ведения учета целесообразно ориентироваться на машинные технологии обработки учетной информации.

Машиноориентированные формы учета должны предусматривать: высокий уровень автоматизации учетных работ; регламентацию процессов получения учетной и отчетной информации, необходимой для выполнения функций бухгалтерского учета в управлении хозяйственной деятельностью предприятия; возможность формирования части отчетной информации не только за соответствующий отчетный период, но и на любую дату в этом периоде; фиксацию всей выходной информации на машинных носителях; вывод в удобный для использования форме по установленному регламенту информации для осуществления бухгалтерского контроля за хозяйственной деятельностью и подготовки управленческих решений, составления бухгалтерской отчетности и выполнения других управленческих работ; вывод в удобный для использования форме по запросам работникам бухгалтерской службы данных для справочных целей, контроля достоверности учетной информации, правильности ее обработки; оперативность и удобство использования учетной и отчетной информации.

происхождение терми­на: греческое – гос. де­ла, искусство управл-я

Термин распр-ся благодаря труду Аристотеля.

1. Поляризация обще­ства à возн-е соц. конфр., к-ю необходимо было разрешить

2. Возникновение гос-ва

Пол. цели- то, на что напрвл. пол-ка




Пол. средства- совокупность возможностей для осуществл. политики

3 контекста понятия пол-ка:

1к: пол-ка - пол. отн-я м/д соц. группами

Пол-ка- отн-я м/д соц. группами, нациями, классами возник-е по поводу захвата, осуществл., удер-я пол. власти в общ-е, а также отн-я м/д гос-ми.

2к: пол-ка – деятельность пол. институтов

Пол-ка- деят-ть гос. органов, пол. партий, общ-х организаций в сфере отн-й м/д соц. группами, напр., на интеграцию усилий на упрочн. пол. власти.

3к: полит. пространство

Пол-ка- сфера деят-ти пол. групп, партий, личн. гос-ва связанная с реал. общезначимым интересом с помощью пол. власти.

Классификации власти (11):

1) критерий: уровень функционирования

2) критерий: сферы реализации

3) критерий: по формам гос. органов, к-е реал-ся

4) критерий: по степени оформления спец. учреждений

5) критерий: по субъекту власти

6 форм власти: 1авторитет; 2 гос­под­ство; 3 диктатура 4 гегемония; 5 руководство; 6 управление.

Определения в другом разделе

Пол. лидер; Пол. элита; Пол. партии

6) критерий: по количественному признаку

Полиархическая

7) критерий: по форме правления

4 метода власти: 1) принуждение (2,3,4); 2) убеждение (5,6); 3)мате­риал. стимулирование (3); 4) лич­ный (1,5,6)

Важн. хар-ка вл­асти- легетивно­сть (признание власти). 3 вида л.:

2)Хоризмат-я (личные, выдающ. качества)

(законы, разумные рассуждения)

8) критерий: по виду пол. режима

9) критерий: по соц. типу

Цель власти – реализация интересов и потребностей, самореализация

2 универсальных принципа власти:

1)командование; 2) управление

10) критерий: по функциям

1 кр.) критерий: субъект


Внешняя, внутренняя à внутр. полит. междунар. измер-я

2кр.) критерий: среды гос. активности

эконом., социал., культ., эколог.

3 кр.) критерий: по форме

идеальная предметная (практ.)

Классификация политич. институтов Виды полит. институтов

а 1) гос-во; 2)полит. партии; 3)общ.-полит. дв-я б 1)проф. организации; 2)религ. орг-и; 3)кооперативные организ-и в спортивные общества, клубы по интересам. Полит. инст. - гос. и общ-е органы, организ-и, объедин-я, к-е принимают участие в полит. жизни и в своей совокупности предст. институцион. эл-т ПСО


СТРУКТУРА ПСО


ПСО – совокупность взаимосвязанных полит. институтов, отн-й, идей, взглядов, чувств в рамках к-го проходит пол. жизнь

1)Организация пол. жизни; 2) обеспечение взаимод-я разл. пол. институтов; 4)согласова­ние раз­нообразн. интере­сов личностей и соц. групп; 4) создание, внед­рение и контроль за вы­полн. пол. норм; 5)обеспечение возм-й для реализации разл. пол. идей, взглядов и чувств

2 вида ПСО (критерий: тип пол. режима):

1)ПС демокр-го общества (ПСДО); 2)ПС анти­де­мократ. общества (ПСАДО)

(кр.: статус субъекта и объекта пол.)


Классификация полит. институтов

кр.: степень ориентации личност. на уч-е в пол. жизни


+

Реальные типы пол. культуры: 1)патриар.-гражд.; 2)падданич.-гражд.; 3)патр.-поддан.; 4)поддан.-патриарх.; 5)гражд.-подданич; 6)гражд.-патриарх.

3 уровня пол. культуры: 1)п.к. общ-ва; 2)п.к. личности + личн. опыт

Пол. культура – передаваемый из поколения в поколение опыт пол. деят-ти в к-м соединены знания, убеждения, модели поведения личностей и соц. групп

Пол. идеологии – совокупность идей и взглядов, отраж. интересы опред. соц. групп

1)17 век- традиционализм (сохр-е монархии и крест. церкви)

2)18 век- консерватизм; либерализм

3)19 век- утопический народн. соуиолизм; марксизм; анархизм; рев. демократия; народничество; социал-демократия

любовь к прошлому; ненависть к наст.; страх перед будущим

Признаки гос-ва (4):

3)наличие границ; 4)денежные поступления от населения (налоги, займы, сборы)

Классификации функций гос-ва:

1)кр.: объект воздейстивия ß(внутренние, внешние)

2)кр.: хар-р гос. взаимод-я на общ-е отн-я ß(охранительные(охрана общ-х отн-й), регулятивные(разв-е общ-х отн-й))

Учетная политика: нормативная база, виды, порядок и сроки утверждения

Исключением являются лишь организации осуществляющие предпринимательскую деятельность в кредитной сфере, а также иностранные предприятия, осуществляющие деятельность на территории РФ, они обязаны руководствоваться нормативными документами, определенными в их стране, однако установленные правила не должны противоречить МСФО.

  1. Учетная политика для целей бухгалтерского учета;
  2. Учетная политика для целей налогового учета;
  3. Учетная политика для целей составления отчетности согласно МСФО.


Всего данный ПБУ имеет 24 статьи (25 ст. утратила силу согласно приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н).

  • внесение изменений путем переутверждения в новой редакции;
  • внесение изменений и дополнений к действующей политике соответствующим приказом.

В приказе находят свое отражение все основные элементы учетной политики. Элементы, требующие наиболее детального рассмотрения и являющиеся слишком объемными для отражения в приказе, помещаются в приложение.

Примерами таких приложений являются:

  1. Формы первичных документов не имеющих унифицированной формы, разработанные самой организацией;
  2. Организационная структура центра финансовой ответственности осуществляющего ведение бухгалтерского учета на предприятии, его состав и функциональное закрепление;
  3. Система документооборота предприятия и др.


Основные этапы учетной политики, цели и факторы, влияющие на её формирование

Учетная политика является внутренним документом предприятия и процесс ее составления подразумевает в себе две стадии:

  1. Формирование (составление, выбор и обоснование);
  2. Раскрытие (опубликование).

Вторая стадия применима только для организаций, которые в соответствии с законодательством (либо согласно уставным документам) обязаны публиковать бухгалтерскую отчетность.

Рассмотрим более детально стадию формирования. Данная стадия включает в себя несколько этапов:


  1. определение предмета, выбор объектов бухгалтерского учета для данного предприятия (состав объектов определяет условия, влияющие на формирование на втором этапе);
  2. оценка факторов, их анализ и формирование перечня способов ведения бухгалтерского учета;
  3. определение базисных положений составления учетной политики;
  4. идентификация способов ведения бухгалтерского учета с выбранными объектами;
  5. утверждение перечня способов ведения БУ для данного предприятия;
  6. документальное оформление.

Цели, которые преследует предприятие при составлении учетной политики на предприятии сводятся к следующему:

  1. документальное закрепление способа ведения БУ;
  2. организация документооборота;
  3. организация работы бухгалтерской службы, обеспечение вертикальных и горизонтальных связей;
  4. определение кол-ва элементов БУ и др.

В учетной политике закреплены способы ведения бухгалтерского учета, выбранные из перечня, определенного стандартами БУ, либо способы, разработанные самой организацией, в случае отсутствия для каких-либо объектов. В любом случает выбор способа должен основываться на единых началах, что означает:

  1. использование выбранных способов всеми структурными подразделениями предприятия, с целью сопоставимости информации и возможности составления сводной отчетности (в части филиалов и представительств);
  2. использование одного способа при решении одного конкретного вопроса. Например, выручка от реализации продукции для всех видов деятельности должна определяться либо по отгрузке, либо по оплате.


Факторы, оказывающие влияние на формирование учетной политики:

  1. организационно-правовой статус предприятия, форма собственности, масштаб деятельности;
  2. цели создания предприятия (укрепление позиции на рынке, привлечение инвестиций и др.);
  3. вид деятельности предприятия, ее особенности. Производственная деятельность – используемые ресурсы, технологии), коммерческая деятельность (формы расчетов, организация сбыта и снабжения), финансовая деятельность (взаимоотношения с внебюджетными фондами, налоговой службой), управленческая деятельность (функциональная структура, система отчетности и др.).
  4. кадровый состав – квалификация персонала;
  5. внешние факторы: инфраструктура рынка, финансовая политика, законодательство и т.д.

Структура учетной политики и ее основные элементы

Формирование учетной политики предполагает раскрытие следующих аспектов:

  1. Методический аспект
  2. Технический аспект
  3. Организационный аспект

Методические аспекты определяются в следующем:

  1. Порядок начисления амортизации по объектам ОС и НМА

Выбор способа начисления амортизации осуществляется раздельно по ОС и НМА и зависит от целей предприятия.

  1. Порядок контирования транспортно-заготовительных затрат при приобретении материальных ценностей (с использованием счета 10ТЗР либо счетов 15,16).

  1. Методы оценки активов и обязательств

При проведении оценки активов и обязательств руководствуются следующими принципами:

  • оценка осуществляется в денежном измерителе;
  • оценка имущества, приобретенного со стороны за определенную плату складывается из стоимости покупки и затрат на приобретение;
  • имущество полученное безвозмездно оценивается по рыночной стоимости на дату оприходования;
  • имущество, изготовленное в самой организации, оценивается исходя из затрат на его производство;
  1. Порядок оценки статей бухгалтерской отчетности

Раскрытию в учетной политике подлежат следующие моменты, отраженные в ПБУ 19/02:


Обязательному отражению в учетной политике также подлежит выбор метода оценки МПЗ в момент списания их в производство:

  1. По себестоимости каждой единицы;
  2. По средней себестоимости;
  3. По себестоимости первых по времени приобретения материально- производственных запасов (способ ФИФО);

Учетная политика предусматривает выбор оценки незавершенного производства, которое отражается в БУ:

  1. По фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости;
  2. По прямым статьям затрат;
  3. По стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

Кроме того, должен быть определен состав расходов будущих периодов, порядок их распределения и сроки.

Основные средства и нематериальные активы отражаются на балансе по остаточной стоимости, с корректировкой в момент переоценки.

В соответствии с отдельными положениями ПБУ 17/02 в учетной политике организации необходимо раскрыть следующие элементы:


  1. Варианты отражения в учете затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции
  2. Выбор метода распределения ОПР и ОХР
  • метод прямого распределения;
  • метод пошагового распределения;
  • метод взаимного распределения.
  1. Определение системы учета затрат на ремонт основных средств
  2. Варианты отражения в учете выпуска продукции
  3. Раскрытие порядка создания резерва по сомнительным долгам
  4. Сроки списания доходов будущих периодов
  5. Варианты распределения и использования чистой прибыли
  6. Варианты определения выручки от реализации продукции, работ и услуг
  • метод начисления;
  • кассовый метод.
  1. Порядок начисления и выплаты дивидендов
  2. Порядок оценки кредиторской задолженности
  3. Формирование перечня резервов предстоящих расходов
  4. Порядок формирования резервного капитала

Отражает последовательность шагов при создании резервного фонда, для акционерных обществ — его размер и объем годовых отчислений.

  1. Метод распределения расходов на продажу

Кроме вышеперечисленного в учетной политике подлежат раскрытию образующиеся в процессе деятельности предприятия — временные и постоянные разницы (ПНО, ПНА, ОНО, ОНА). Данные группы должны быть детализированы и раскрыты в учетной политике, а также по каждой из них должен быть организован раздельный учет.

Раскрытие технических аспектов предполагает отражение способов ведения бухгалтерского учета в соответствующих регистрах и с пользованием конкретных счетов. Данный элемент учетной политики включает в себя следующие составляющие:

  1. Рабочий план счетов бухгалтерского учета.

Данный документ предопределяет отражение в себе всех счетов и субсчетов бухгалтерского учета, которые использует в своей деятельности предприятие, а не только тех что отсутствуют в Плане счетов утвержденного приказом Минфина от 31 октября 2000 г. N 94н. Разработка рабочего плана счетов — это процесс при котором необходимо учитывать последние изменения законодательства в сфере бухгалтерского учета и отчетности.

  1. Формы первичных документов БУ

Первичные документы на предприятии необходимы для отражения фактов хозяйственной деятельности. Существуют унифицированные формы первичных документов, однако предприятие вправе разрабатывать свои в зависимости от вида хозяйственной деятельности. Создание собственных форм первичных документов очень актуально в период развития бухгалтерского учета, пока унифицированные формы не охватывают все хозяйственные операции и процессы.


Существует перечень обязательных реквизитов, установленных законодательством, которые должны быть указаны на первичных документах, разработанных предприятием:

  • название документа;
  • дату от которой составлен документ;
  • название организации;
  • отражение хозяйственной операции на которую составлен документ;
  • измеритель, используемый в данном документе;
  • наименование ответственных лиц и их подписи.

Разработанные самостоятельно формы первичных документов должны быть утверждены учетной политикой.

  1. Форма бухгалтерского учета.

Выбор формы учетного процесса является важным аспектом учетной политики.Каждая организация вправе сама решать какую форму бухгалтерского учета применять, если иное не определено законодательством. В рамках одной организации может использоваться одна форма бухгалтерского учета, которая должна быть закреплена в учетной политике предприятия.

  1. Технология обработки учетной информации и правила организации документооборота

Данный пункт предполагает раскрытие правил ведения документооборота, утверждения перечня лиц с правом подписи первичных документов. В учетной политике право подписи закрепляется за штатной единицей, а не физическим лицом с целью избежания путаницы при его смене. Кроме того, необходимо отразить сроки и порядок обработки первичных документов, направление их движения, данные условия соблюдаются путем создания графика документооборота.

  1. Организация внутрипроизводственного контроля

Осуществление контроля на предприятии регулируется отраслевыми инструкциями соответствующих ведомств, нормативными актами и сложившимся практическим опытом.

Размер предприятия определяет степень развития внутрипроизводственного контроля. В случае если предприятие достаточно крупное и имеет большое количество подразделений в качестве приложения разрабатываются положение о внутрипроизводственном контроле, утверждается план работ и иные документы определяющие контрольные процедуры.

  1. Организация составления отчетности
  2. Инвентаризация имущества и обязательств

Главной целью проведения инвентаризации является подтверждение достоверности бухгалтерского учета фактическим данным. Данная процедура направлена на проверку и документальное подтверждение наличия имущества и обязательств предприятия.

Проведение инвентаризации является обязательным условием перед составление годовой отчетности. Инвентаризация должна быть проведена не ранее чем за три месяца до окончания отчетного периода.Более подробно о сроках и порядке проведения инвентаризации можно ознакомиться здесь.

Организационный аспект присущ не только сфере бухгалтерского учета так как предполагает отражение взаимодействия структурного подразделения, отвечающего за учетный процесс с другими центрами ответственности предприятия. Данный аспекты раскрываются в следующем:

  1. Организацию работы в бухгалтерии

Формирование бухгалтерской службы является важным вопросом, который зависит от масштабов предприятия и структуры управления в организации. Читать далее

  1. Объем, сроки, и адреса представления отчетности
  2. Систему взаимоотношений с аудиторскими службами

Таким образом при разработке учетной политике предприятия следует учитывать, что она утверждается приказом руководителя предприятия и приобретает юридическую силу.

Влияние учетной политики на формирование показателей финансового результата

Российским законодательством предусмотрено несколько различных способов ведения бухгалтерского учета, отражения активов и обязательств, доходов и расходов. Право выбора того или иного способа предоставлено организации в зависимости от поставленных целей.


Учетная политика, действующая на предприятии в отчетному году, подлежит раскрытию в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности. Данное условие является необходимым, т.к. без данных отраженных в учетной политике невозможно всесторонне оценивать показатели годовой отчетности.

Определение для предприятия способа начисления амортизации ОС и НМА напрямую влияет на уровень остаточной стоимости, отраженной в бухгалтерском балансе, а также на себестоимость готовой продукции, работ, услуг за счет различного стоимостного уровня месячной амортизации. Следовательно, различные способы расчета будут оказывать влияние на такие показатели как финансовый результат отчетного периода — нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) и соответствующие аналитические расчеты.

Пример 1: На баланс предприятия принимается транспортное средство первоначальной стоимостью 500 тыс. руб. Срок полезного использования – 5 лет, для расчёта способом списания пропорционально объему продукции – нормативный пробег ТС – 120 тыс. км. Необходимо рассчитать годовую и месячную сумму амортизации ТС за каждый год и его остаточную стоимость различными способами.

  1. Линейный способ начисления амортизации (наиболее распространённый)

В первую очередь рассчитаем годовую норму амортизации в %:

Далее определим ежегодную сумму амортизации, руб.:

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.