План занятий в школе здоровья для пациента с остеопорозом

Изучение заболевания, при котором кости теряют свою прочность – остеопороза. Особенности его течения у подростков, детей и пожилых людей. Виды остеопороза, его этиология, факторы риска, диагностика и лечение. Питание и физическая активность при болезни.

Рубрика Медицина
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 16.02.2017
Размер файла 35,9 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Глава 1. Теоретическая часть

1.1 Что такое Школа здоровья

Несколько раз в год проводится школа остеопороза для пациентов. В процессе обучения пациентам рассказывается о самом заболевании, методах лечения остеопороза, возможных осложнениях и их профилактики. Разрабатываются индивидуальные программы по занятию лечебной физкультурой, подбирается диета богатая продуктами содержащими кальций. В процессе обучения даются ответы на вопросы касающиеся образа жизни, режимов труда и отдыха, питания и медикаментозного лечения пациентов. остеопороз кость питание

Численность пациентов в группе не более 8-10 человек. Программа обучения состоит из 4 обязательных занятий. Занятия проводятся минимум 2 раза в неделю. Продолжительность занятия 90 минут (2 части по 45 минут с перерывом в 10-15 минут).

1.2 Актуальность темы

Актуальность проблемы обусловлены инвалидизацией, а также повышенным риском смертности таких пациентов. Современный человек сталкивается с множеством проблем, решить которые самостоятельно сложно, а порой практически невозможно. Объединяя людей с похожими проблемами, школа здоровья позволяет найти правильное и наиболее простое решение.

Цель работы

Рассмотреть принцип работы школы здоровья пациентов с остеопорозом.

Для того, что рассмотреть принцип работы, мы поставили перед собой задачи.

· получение достоверной информации о заболевании и его факторах риска;

· повышение ответственности за сохранение своего здоровья;

· формирование рационального и активного отношения к заболеванию;

· формирование мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению, выполнению рекомендаций врача;

· формирование мотивации на здоровый образ жизни с целью снижения влияния изменяемых (поведенческих) факторов риска;

· профилактика остеопороза среди слушателей относящихся к группе риска.

Очень важно рассказать пациенту о его заболевании ,о методах лечения ,питании ,занятиях физкультурой при остеопорозе .

1.3 Что такое остеопороз

Остеопороз - заболевание, при котором кости теряют свою прочность, становятся более хрупкими и могут легко ломаться. Потеря костной массы происходит исподволь и часто диагностируется только после уже случившегося осложнения -- перелома позвоночника или шейки бедра.

По данным Всемирной организации здравоохранения, среди неинфекционных заболеваний остеопороз занимает четвертое место после болезней сердечно-сосудистой системы, онкологической патологии и сахарного диабета. Именно остеопороз является основной причиной переломов шейки бедра, часто встречающихся у женщин старше 65 лет.

Переломы костей при остеопорозе возникают даже при небольшой травме, например, при падении. Переломы позвонков при остеопорозе могут случиться при подъеме тяжестей, тряске при езде. Наиболее серьезны переломы шейки бедра, которые обычно встречаются у ослабленных пациентов пожилого возраста. Остеопороз, причиняющий немалые страдания, приводящий к инвалидности, стал чрезвычайно важной социально-экономической проблемой.

Остеопороз является наиболее частым заболеванием костей в организме человека (впоследствии Международной Фонда остеопороза) опубликовал руководящие принципы для диагностики и лечения остеопороза. В этих рекомендациях рассматривалась роль кости в формировании процесса остеопороза, актуальность и необходимость измерений минеральной плотность для диагностики остеопороза, анализа и оценки риска переломов; фармакологическое лечение остеопороза; мониторинг лечения, оценка риска переломов, стратегии обследования больных. С тех пор были достигнуты значительные успехи в области лечения и профилактики остеопороза. Они включают развитие многих новых методов измерения плотности костной ткани, улучшение методов оценки риска переломов и новых методов лечения, которые привели к значительному прогрессу в лечении этого заболевания.

1.4 Остеопороз у подростков и детей

К сожалению, сегодня в педиатрической практике многие медико-социальные проблемы остеопении и остеопороза остаются неизученными. К тому же сложности состоят в том, что остеопороз у детей и подростков длительно протекает латентно, на субклиническом уровне и диагностируется, как правило, после переломов. При этом эпидемиологические исследования переломов свидетельствуют о том, что наибольшая частота переломов, обусловленная значительным увеличением длины тела на фоне недостаточного накопления костной массы, регистрируется у детей в возрасте 5-7 и 13-14 лет. Актуальность проблемы правильного развития костной системы у детей, а значит и последующего предупреждения остеопороза в зрелом возрасте, очень высока, поскольку динамика выпадает с поля зрения врача-педиатра. А факторов, которые негативно влияют на эти процессы в современном мире предостаточно: снижение двигательной активности детей и подростков, сокращение времени пребывания на свежем воздухе, снижение потребления молочных продуктов, замена потребления молока на соки.

Наряду с этим, регистрируется увеличение числа случаев остеопоротических изменений на фоне различных заболеваний. Это дает основания относить детей с хронической патологией к группе высокого риска развития остеопороза.

Существенным моментом, во многом определяющим объективную оценку истинной распространенности остеопороза среди детей и подростков России, следует считать отсутствие высокоинформативной аппаратуры для диагностики нарушенных процессов костеобразования и резорбции костной ткани.В педиатрической литературе встречаются единичные эпидемиологические исследования, касающиеся изучения частоты регистрации остеопенического синдрома у детей различных регионов России.

1.5 Остеопороз у пожилых людей

Потеря костной ткани с возрастом является универсальным феноменом, как у женщин, так и у мужчин; после 40 лет она снижается примерно на 1% в год. Чрезмерная потеря костной массы, характеризующая патогенез остеопороза, является, прежде всего, результатом аномалий в цик ле ремоделирования и моделирования костей. Биологический смысл ремоделирования состоит в заживлении микроповреждений, когда удаляемая старая костная ткань замещается точно таким же количеством новой. У женщин с наступлением менопаузы на фоне снижения уровня половых гормонов процессы резорбции, разрушения костной ткани преобладают над процессами ее формирования.

Разрушение костных балок сопровождается образованием больших резорбционных (остеопоротических) полостей в областях наибольшего содержания губчатого вещества (позвоночник, шейка бедренной кости, дистальный отдел предплечья) и высоким риском развития переломов при минимальной травме. У мужчин потеря костной ткани и развитие остеопороза происходит со скоростью, наполовину меньшей, чем у женщин. После 70 лет темпы этого процесса у лиц обоих полов могут возрасти.

Важную роль в развитии заболевания остеопорозом играет недостаточное усвоение кальция вследствие дефицита витамина D, поступающего с пищей, и уменьшения его активации в коже.

Для старческого остео пороза характерно увеличение порозности коркового вещества кости, наиболее типичен перелом шейки бедра.

Потеря костной массы и архитектурной целостности костей с развитием остеопороза - медленный процесс, который остается бессимптомным до появления типичного низкотравматического перелома.

1.6 Классификация остеопороза

Вторичный остеопороз - развивающийся вследствие целого ряда заболеваний, генетических нарушений, приема лекарственных препаратов

Комунальне некомерційне підприємство 'ПОЛІКЛІНІЧНЕ ОБ`ЄДНАННЯ' Міської ради міста Кропивницького'

ГоловнаАктуальноЗапитати
  • Основна діяльність
    • Державні закупівлі
    • Річний план Закупівель
    • Звітність про залишки лікарських засобів
    • Звіти по благонадійній допомозі
    • Статут
    • Зміни в статуті
    • Антикорупційна програма
    • Звіти
Перспективи розвитку
  • Структура та телефони закладів
    • Про управління
    • Місцезнаходження
    • Телефони лікувальних закладів
    • Телефони реєстратур та виклику лікаря
Корисні лінкиПошук*io.ua

Остеопороз

Організація школи здоров`я для пацієнтів з остеопорозом

Организация Школ Здоровья
для пациентов с остеопорозом
Цель обучения пациентов в Школе.
Формирование рационального и активного отношения пациентов к заболеванию путём повышения приверженности к лечению и выполнению рекомендаций медицинских работников и мотивации к оздоровлению.
Задачи обучения.
1. Помощь больным в организации их здорового образа жизни, способствующего профилактике осложнений заболевания, путём повышения их гигиенической грамотности и медицинской активности.
2. Повышение информированности больных о своём заболевании, причинах развития осложнений, возможностях лечения.
3. Разъяснение в доступной форме о факторах риска развития осложнений.
4. Обучение больных методам снижения неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих факторов риска (вредные привычки, питание, двигательная активность, контроль стрессовых ситуаций).
5. Обучение методам самоконтроля за состоянием, приёмам оказания самопомощи при его ухудшении.
6. Формирование у больных ответственного отношения к здоровью, обучение методам профилактики осложнений.
Структура занятий.
Занятия в Школе имеют единую структуру:
• Вводная часть (знакомство с содержанием занятий)
• Информационный раздел (теоретическая часть занятия)
• Активные формы обучения (обучение практическим навыкам)
• Заключительная часть занятия (подведение итогов)
Формы представления материала.
Каждое занятие включает краткую инструкцию для медицинского работника по проведению занятия.
Информационный раздел.
Информационная часть представлена справочным материалом для ведущего занятия. Главная направленность материала – информирование пациентов о заболевании и повышение их осознанного участия в процессах лечения и профилактики.
Активная часть занятия направлена на развитие у пациентов умений и навыков, необходимых для наиболее эффективного контроля своего состояния и сохранения здоровья.
Содержание занятий.
Полный цикл состоит из 4 занятий по 45 минут, посвящённых наиболее важным проблемам, предусмотренным программой Школы.
Занятие 1. Что необходимо знать об остеопорозе
Занятие 2. Профилактика остеопороза
Занятие 3. Питание при остеопорозе
Занятие 4. Реабилитация и лечение
Инструкция.
Первому занятию уделяется особое внимание в связи с тем, что кроме раскрытия темы, предусмотренной общей программой Школы, именно при первой встрече закладывается главная цель - желание па¬циентов к сотрудничеству.
Тщательная подготовка к проведению занятия включает и техническое обеспе¬чение: рисунки, схемы, таблицы, муляжи. Необходимо обеспечить участников Школы бумагой, ручками, образцами (или схемами) дневников. Все перечисленное способствует повышению заинтересованности пациентов в занятии.
На первом занятии м/с сообщает о це¬ли обучения всего цикла, дает краткий обзор тематики Школы. Пациентам рекомендуется записать график работы Школы в дневник. Очень важно попросить пациентов высказать свое мнение и пожела¬ния по проведению занятий, свои ожидания от них. Наиболее общие замечания, пожелания, по возможности должны быть учтены при дальнейших занятиях. Важно уметь переориентироваться в ходе про¬ведения любого занятия, но соблюдая общую систему его построения. Приступая конкретно к теме первой встречи, м/с кратко описывает его структуру. При изложении информационного материа¬ла учитываются общие правила:
• необходимость следить за временем;
• избегать пространных рассуждений;
• использовать только понятную терминологию или обязатель¬но пояснить специальные названия
• говорить уверенно, но не излишне назидательно;
• владеть аудиторией.
Каждый активный раздел занятия предусматривает практическое освоение небольшой части новой информации и возможное по¬вторение предыдущего материала. Систематическое заполнение дневника, работа с индивидуальным планом действий способствуют закреплению полученных знаний и приобретению умений.
При подведении итогов каждого занятия м/с еще раз подчеркивает основные моменты темы, отмечает обязательные успе¬хи пациентов и дает задания по закреплению приобретенных прак¬тических умений.
Занятие 1
Что необходимо знать об остеопорозе
Что такое остеопороз.
Остеопороз – заболевание скелета, для которого характерны снижение прочности кости и повышение риска переломов.
Остеопороз в России, как и во всем мире, представляет собой одну из важнейших проблем здравоохранения, частота его в последние десятилетия постоянно увеличивается. Социальная значимость остеопороза определяется его последствиями – переломами позвонков и костей периферического скелета, обуславливающими значительный подъем заболеваемости, инвалидности и смертности среди лиц пожилого возраста. Среди городского населения России у 24% женщин и 13% мужчин в возрасте 50 и старше отмечается по крайней мере один клинически выраженный перелом.
Все факторы риска остеопороза и связанных с ним переломов можно разделить на модифицируемые (потенциально изменяемые) и не модифицируемые.
Факторы риска остеопороза и обусловленных им переломов.

Немодифицируемые факторы Модифицируемые факторы
• Низкая минеральная плотность кости (МПК)
• Женский пол
• Возраст старше 65 лет
• Белая (европеоидная раса)
• Семейный анамнез остеопороза или переломов при низком уровне травмы у родственников (мать, отец, сестры) в возрасте 50 лет и старше
• предшествующие переломы
• Гипогонадизм у мужчин и женщин
• Ранняя (в том числе хирургическая) менопауза у женщин
• Прием глукокортикоидов
• Длительная иммобилизация • Низкая физическая активность
• Курение
• Недостаточное потребление кальция
• Дефицит витамина D
• Склонность к падениям
• Злоупотребление алкоголем
• Низкий индекс массы тела или низкая масса тела


Гериатрическая служба Санкт-Петербурга объединяет гериатрические подразделения (кабинеты врачей-гериатров, гериатрические отделения и дневные стационары) лечебно-профилактических учреждений амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи


Центр является ведущим учреждением по оказанию медицинской помощи жителям Санкт-Петербурга в возрасте старше 60 лет.




  • Пациентам
  • Школы для пациентов
  • Школа для больных остеопорозом

Школа по остеопорозу проводится с целью:

  • информировать участников о наиболее важных аспектах их заболевания
  • улучшить знания пациентов о профилактике остеопороза и переломов и о методах лечения
  • убедить больных больше внимания уделять своему здоровью и побудить их изменить свой образ жизни
  • создать позитивный настрой и мотивацию на улучшение состояния здоровья.

В результате обучения по специально разработанной программе ее участники должны научиться определять основные признаки остеопороза, осознать необходимость соблюдения рекомендаций по профилактике переломов и лечению остеопороза, выполнения адекватного комплекса физических упражнений в домашних условиях и изменения его в зависимости от самочувствия; видоизменять свои ежедневные действия с целью уменьшения нагрузки на позвоночник и предупреждения падений и правильно подбирать диету с высоким содержанием кальция. Кроме того, они должны начать ориентироваться в широком спектре лекарственных препаратов, содержащих кальций, уметь правильно рассчитывать дозу этих препаратов в зависимости от содержания кальция в пище.
Представление обучающего материала распределяется по двум блокам.

Занятия школы остеопороза проводятся по понедельникам.

Запись производится в регистратуре: тел. 575-27-63, 575-27-64

В Гериатрическом центре осуществляется специализированный приём больных с остеопорозом, которые являются пациентами лечебно-консультативного отделения и стационара. Запись на приём производится в регистратуре.

Основные показания к направлению на консультацию:

  • уточнение диагноза и дифференциальный диагноз с другими остеопатиями
  • переломы позвонков
  • трудности в подборе антирезорбтивной терапии (например, при наличии сопутствующей патологии или плохой переносимости препаратов)
  • остеопороз у мужчин
  • остеопенический синдром у детей и подростков.

Для консультации требуются результаты денситометрии по трём точкам (см. памятку), анализ крови и суточный анализ мочи на кальций и фосфор. При болях в спине необходимо предоставить рентгенограммы позвоночника (грудной и поясничный отделы, бок).

Костный денситометр предназначен для определения минеральной плотности костной ткани.

Запись на исследование "денситометрия" производится по тел. 251-08-73 ежедневно с 9.30 до 12.30.

Специальной подготовки не требуется. После контрастных исследований должно пройти не менее 3 дней.

  • сменную обувь
  • простынь
  • ! желательно отсутствие металла в одежде !

Стандартное исследование по трём точкам по ОМС: поясничный отдел позвоночника, область тазобедренного сустава, предплечье.

190103, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 148

СПб, Рижский проспект, 21 (Поликлиника, сурдологический центр)

+7 (812) 251-22-78 - "горячая" линия

+7 (812) 575-27-63 - регистратура ЛКО

+7(812)251-60-11 регистратура Сурдологического центра











Описание презентации по отдельным слайдам:

План занятия: Определение остеопороза. Строение костной ткани. Изменения при остеопорозе. Факторы риска развития остеопороза Клинические проявления остеопороза. Инструментальная диагностика остеопороза. Риск падений и переломов. Бытовые приспособления для облегчения жизни и уменьшения риска переломов. Техника поднятия предметов. Особенности питании при остеопорозе. Медикаментозное лечение остеопороза и профилактика. Ортопедические приспособления (корсеты, протектор бедра) Физическая активность и остеопороз. Рекомендации по выполнению физических упражнений при остеопорозе. Демонстрация упражнений и выполнение упражнений больными в группе.

Цели курса обучения в школе остеопороза: - сформировать активное, рациональное и ответственное отношение пациентов к собственному здоровью и установку на оздоровление; - повысить информированность пациентов о заболевании, причинах и факторах, влияющих на его развитие, а также об осложнениях; - повысить доверие пациентов к лечению; - сформировать у пациентов умение и навыки самоконтроля, умение корректировать основные поведенческие факторы риска остеопороза и переломов

Результат занятий для пациента: 1) умение определять симптомы остеопороза; 3) умение самостоятельно облегчить боль (реабилитация); 4) умение правильно выполнять адекватный комплекс упражнений в домашних условиях; 5) знание, как видоизменять свои ежедневные действия с целью уменьшения риска переломов; 6) умение построить индивидуальный план оздоровления; 7) представление о доказанных методах лечения остеопороза

Дизайн обучения I. Предварительный анкетный опрос II. Проведение клинико-инструментального обследования III. Обучение больных Оценка результатов обучения и лечения

Работа с пациентами

Методические материалы для ШКОЛ ЗДОРОВЬЯ

Выберите книгу со скидкой:


ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 242.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.


ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Повх Лариса АнатольевнаНаписать 2422 01.12.2015

Номер материала: ДВ-218203

  • Другое
  • Презентации

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    01.12.2015 559
    01.12.2015 837
    01.12.2015 402
    01.12.2015 325
    01.12.2015 535
    01.12.2015 505
    01.12.2015 322

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

1 Образовательнная программа школы для больных остеоартрозом.

4 План занятий: Занятие 1 Что такое остеоартроз? Краткие сведения о строении сустава Занятие 2 Причины возникновения остеоартроза. Факторы риска, способствующие развитию остеоартроза. Занятие 3 Что происходит с хрящевой тканью сустава при остеоартрозе Занятие 4 Признаки остеоартроза. Варианты и стадии остеоартроза. Осложнения остеоартроза. Занятие 5 Лечение остеоартроза Структурно-модифицирующие препараты (хондропротекторы). Занятие 6 Лечение остеоартроза. Продолжение. Занятие 7 Основы правильного питания при остеоартрозе. Определение массы тела. Разгрузочные дни. Диета. 4

5 Занятие 1 Тема: «Что такое остеоартроз? Строение сустава Прежде чем приступить к изучению информационных образовательных блоков об остеоартрозе, нам необходимо обсудить несколько психологических вопросов: 1. Есть ли у Вас сомнения о пользе образовательной программы об остеоартрозе? 2. Способны ли Вы оценить собственную роль в непрерывном лечении этого хронического заболевания? 3. Можете ли Вы быть надёжным партнёром ревматолога в выполнении постоянного, сложного лечения остеоартроза? 4. Можете ли Вы мобилизовать свои внутренние силы для исключения внешних факторов риска развития остеоартроза? Уверены, что на эти вопросы вы ответите: ДА! Теперь мы приглашаем Вас в нашу образовательную школу по остеоартрозу 5

6 Занятие 1 ПЛАН ЗАНЯТИЯ. 1. Информация о работе школы. 2. Беседа о необходимости учёбы в образовательной школе по остеоартрозу. 3. Представление больных. 4. Обсуждение темы. Методический материал для 1-го занятия Картина: здоровый сустав Рис унок: сустав, хрящ, суставная сумка. Визуальная аналоговая шкала. Гониметр. Рентгенограмма (нормальный сустав). ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА: -Знание проблемы остеоартроза путь к предупреждению прогрессирования болезни и повышению качества моей жизни. 1. ИНФОРМАЦИЯ О РАБОТЕ ШКОЛЫ. С вами будет проведено 7 занятий, давайте определим часы и темы: Занятие 1 Что такое остеоартроз? Краткие сведения о строении сустава Занятие 2 Причины возникновения остеоартроза. Факторы риска, способствующие развитию остеоартроза. Занятие 3 Что происходит с хрящевой тканью сустава при остеоартрозе Занятие 4 Признаки остеоартроза. 6

7 Варианты и стадии остеоартроза. Осложнения остеоартроза. Занятие 5 Лечение остеоартроза Структурно-модифицирующие препараты (хондропротекторы). Занятие 6 Лечение остеоартроза. Продолжение. Занятие 7 Основы правильного питания при остеоартрозе. Определение массы тела. Разгрузочные дни. Диета. 2. БЕСЕДА О НЕОБХОДИМОСТИ УЧЁБЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПО ОСТЕОАРТРОЗУ - Остеоартроз это болезнь, но с Вашим активным участием в лечении можно замедлить прогрессирование заболевания. - Для предупреждения прогрессирования заболевания и сохранения качества жизни необходимо иметь полную информацию об остеоартрозе. - В школе вы узнаете о признаках болезни. - Вы будете знать о необходимости ранних и постоянных методах лечения остеоартроза. - Занятие это беседа, во время которой Вы можете задавать любые возникающие вопросы о ваших проблемах с суставами. - Вы научитесь правильно организовывать свой образ жизни. 3. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ - Знакомство с каждым слушателем. - Выяснение проблем каждого, связанными с болезнью, социальными и бытовыми вопросами. - Выяснение вопросов о необходимости индивидуальных консультаций. 7

9 коллагеновых волокон, переплетающихся между собой и обеспечивающих его прочность. Хонроциты составляют лишь 1-2% от объёма хряща. Если образно представить строение хряща, то можно сравнить его с железобетоном. Где в роли бетона выступает межклеточное вещество, в роли металлического каркаса коллагеновые волокна, а мелкие замурованные камни хондроциты (клетки). Но в отличии от бетона, при нагрузке хрящ способен деформироваться, когда же нагрузка прекращается принимать первоначальную форму, точно также как сиденье мягкого стула прогибается под тяжестью тела, а после того как мы встаём вновь становится выпуклой. Таким образом, одной из основных функций хряща является смягчение нагрузки на кости при движении. 9

10 Занятие 1 Второй, не менее, а может быть и более важной функцией хряща является обеспечение минимального трения между двумя костями при движении. Трение в норме близко к трению мокрого льда о мокрый лёд. Выполнение хрящом вышеупомянутых нами функций возможно лишь при наличии полноценных процессов обмена в самом хряще и окружающих тканях, которые включают: связки, мышцы, сухожилия. Сухожилия - это плотные тяжи, которые соединяют мышцы с костью. Связки укрепляют сустав, предохраняют его от чрезмерной подвижности. Теперь, когда мы в общих чертах познакомились со строением сустава, давайте обсудим что же такое остеоартроз. Остеоартроз- хроническое заболевание, в основе которого лежит стирание, изнашивание суставного хряща. Изменения происходят и в других тканях сустава (кости, на которой лежит хрящ, оболочки сустава, связках). На далеко зашедших стадиях форма сустава изменяется в основном за счёт разрастаний кости, которые называются остеофитами. Остеофиты могут приводить к нарушению функции сустава, но об этом мы поговорим на 3 занятии. При остеоартрозе могут присутствовать и воспалительные изменения, поэтому нередко суставы припухают, становятся горячими, усиливается боль. Что же способствует повреждению компонентов сустава? Это мы обсудим на следующем занятии. А сейчас поговорим о том, как вести дневник самоконтроля. ЗАДАНИЕ НА ДОМ Запомнить строение сустава. Провести обследование больных суставов. 10

14 Занятие 2 БЕРЕГИТЕ СВОИ КОЛЕНИ! Чаще всего поражаются коленные суставы, так как они несут основную нагрузку при повседневной деятельности, при ходьбе по лестницам, на работе, при занятиях спортом и т.д. Безусловно, одним из основных факторов риска развития остеоартроза в настоящее время является избыточный вес. Представьте себе двух женщин одинакового роста, одна из которых весит 60 кг, а вторая 100 кг. Нагрузка на суставы у второй будет равносильна ситуации если женщина с весом 60 кг постоянно будет ходить с почти полным мешком картошки. Запомните: снижение веса на каждые 5 кг. снижает риск развития остеоартроза в 1,5 раза. В отличии от большинства вышеуказанных факторов риска, мы в состоянии реально изменить свой вес, который приводит не только к развитию артроза, но и к гипертонической болезни, ишемической болезни сердца. Многим кажется, что похудеть невозможно. В большинстве случаев - это заблуждение! Сбросить вес со 100 кг до 60 кг за полгода, год, наверное, практически нереально, но похудеть со 100 до 95, потом с 95 до 90 это не выходит за пределы человеческих возможностей. О способах снижения веса мы поговорим на отдельном занятии. ОЦЕНКА ФАКТОРОВ РИСКА РАЗВИТИЯ ОСТЕОАРТРОЗА. 1. Возраст старше 50 лет Женский пол Менопауза Есть кровные родственники, болеющие остеоартрозом Гипермобильность суставов Травмы суставов Повреждение менисков коленных суставов 14

17 пления трудоспособно возраста. Преимущество живой ткани в том, что она может обновлять свои компоненты в течение жизни, что позволяет хрящу длительное время противостоять перегрузкам. Основная роль ложится на клетки хряща хондроциты. Как вы помните они занимают лишь 1-2% объёма хряща. Ничто не вечно, и со временем клетки хряща начинают производить вместо нормальных компонентов - неполноценные. Хрящ становится менее устойчивым к нагрузкам, однако внешне он ещё мало изменён. Но перегрузки сустава продолжаются (например, сохраняется избыточный вес) Когда у хондроцитов не хватает материала для производства даже неполноценных компонентов, развивается так называемая дегенерация (медленное постепенное разрушение хряща). Хрящ начинает изнашиваться как подошва у сапог при ежедневном ношении. Он становится мутным, сухим, теряет упругость и эластичность. Процесс дегенерации течёт медленно и длительное время человека ничего не беспокоит. Если и дальше продолжается перегрузка хряща, то он истончается, растрескивается, разволокняется, могут отделяться фрагменты хрящевой ткани в полость сустава, которые могут вызвать воспаление и боль. Кость, на которой располагается хрящ, начинает разрастаться в стороны (можно провести аналогию с машиной, едущей со спущенными шинами (хрящ), у которой непременно деформируются обода (кость, располагающаяся под хрящом). Такие разрастания называются остеофитами, которые, сами по себе, могут быть причиной упорных болей. В ответ на повреждение хряща, кости развивается воспаление оболочки синовиальной сустава. Чаще воспалительные изменения развиваются в коленных суставах, и в этот период они становятся отёчными, горячими, иногда наблюдается покраснение кожи над ними, усиливается боль, которая полностью не проходит даже без движений. Такое воспаление синовиальной оболочки называется синовитом. Так как сустав болит, человек старается его беречь поменьше ходить и т.д. В результате недостаточной нагрузки ослабевают мышцы, которые осуществляют движения в данном суставе. А ведь сохранённая сила мышц важный фактор разгрузки сустава. О способах укрепления мышц мы поговорим на последующих занятиях. 17

18 Занятие 3 Итак, при развитии остеоартроза повреждаются: Хондроциты (клетки хряща); Протеогликаны (важнейшие компоненты межклеточного вещества); Суставная капсула; Кость, располагающаяся под хрящом; Связки и сухожилия; Уменьшается сила мышц. Сегодня вы познакомились с теми сложными процессами, которые протекают в суставах при остеоартрозе. Без знаний этих процессов Вам трудно будет понять смысл профилактики и лечение этого заболевания. Прежде чем начинать лечиться, нужно понять ЗАЧЕМ и КАК правильно это нужно делать. ЗАДАНИЕ НА ДОМ Ведущий фактор повреждения хряща; Какие компоненты хрящевой ткани повреждаются при остеоартрозе; Возможно ли развитие воспаления сустава при артрозе; За счёт каких образований развивается деформация сустава. 18

22 Занятие 4 заболевании развивается крайне редко. Чаще поражаются коленные суставы, так как они несут основную нагрузку. Однако нередко и поражение тазобедренных суставов. Но они находятся под глубоким слоем мышц, поэтому не видно деформаций суставов, сложно выявить синовит. Остеоартроз суставов кистей встречается преимущественно у женщин. Большую роль в его развитии играет наследственный фактор (наличие артроза данных суставов у родственниц по материнской линии). Суставы, соединяющие фаланги пальцев (межфаланговые суставы) значительно деформируются за счёт костных разрастаний (остеофитов). Поэтому эту форму остеоартроза называют ещё узелковой. Мы поговорили о наиболее часто поражаемых суставах, но остеоартроз может развиться в любом суставе. Выделяют 4 стадии остеоартроза, которые определяются специалистами по рентгенограммам. Запоминать их не нужно. С ознакомительной целью перечислим их: 1 стадия сомнительный остеоартроз (сомнительные признаки остеоартроза в виде не резко выраженных костных разрастаний; основного рентгенологического признака- сужения суставной щели, свидетельствующего об изнашивании хряща, ещё не видно); 2 стадия начальные изменения (видно незначительное сужение суставной щели); 3 стадия - умеренно выраженный остеоартроз (явной сужение суставной щели, множественные остеофиты, утолщение пластинки кости под хрящом); 4 стадия резко выраженный остеоартроз (значительное сужение суставной щели, резко выраженные костные разрастания, выраженные изменения кости под хрящом). 22

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.