Пенсионное обеспечение в рб шпоры

Пенсионное обеспечение в Республике Беларусь выступает одной из важнейших составляющих системы социальной защиты населения.

Пенсионным обеспечением охвачен каждый нетрудоспособный, постоянно проживающий на её территории, независимо от гражданства, деятельности в прошлом и других обстоятельств. На начало 2016 года в республике пенсию получает почти треть населения (27,1 процента).

Законом предусматривается назначение и выплата трудовых пенсий:

  • по возрасту;
  • по инвалидности;
  • по случаю потери кормильца (в том числе сиротам);
  • за выслугу лет;
  • за особые заслуги перед республикой.

Трудовая пенсия по возрасту на общих основаниях предоставляется: мужчинам — по достижении 60 лет, и наличии стажа работы не менее 25 лет, женщинам – по достижении 55 лет и наличии не менее 20 лет стажа работы. Кроме того, обязательным условием для назначения трудовой пенсии по возрасту и за выслугу лет является уплата обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда соцзащиты населения Республики Беларусь (далее — страховые взносы) в течение 15 лет, а для назначения досрочных пенсий родителям детей-инвалидов, многодетным матерям (родившим и воспитавших 5 и более детей), инвалидам с детства, инвалидам войны, матерям военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы, лилипутам и карликам — не менее 5 лет.

Для реализации права на пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца установлены льготные требования по стажу инвалида или кормильца, а продолжительность уплаты страховых взносов значения не имеет (т.е. требуется только факт уплаты инвалидом или умершим кормильцем страховых взносов). Размеры трудовых пенсий определяются с учётом прошлого стажа (до 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин) и заработка до назначения пенсии, с которого уплачивались страховые взносы (ограничивается четырехкратной средней заработной платой в республике (ИКЗ=4), а с 2016 года – пятикратной средней заработной платой в республике (ИКЗ=5) для лиц со стажем 36 лет и более у мужчин и 31 год и более у женщин). Размер пенсии по инвалидности также зависит от группы инвалидности.

В стаж для исчисления размера пенсии включаются периоды работы (иной деятельности) с уплатой страховых взносов, а также иные социально значимые виды деятельности (служба в армии, уход за малолетними детьми в возрасте до 3-х лет (но не более 9 лет в общей сложности), уход за ребенком-инвалидом, инвалидом 1 группы и т.д.).

Трудовые пенсии в 2015 году при назначении исчисляются из заработка за 21 год подряд стажа работы. При этом в периодах работы, предпринимательской деятельности учитывается фактический заработок (доход), из которого произведена уплата страховых взносов, а за другие периоды деятельности, которые включены в стаж в качестве фактического заработка в расчет принимается 40 процентов средней заработной платы работников в республике за соответствующие месяцы.

Ежегодно (с 2016 г.) период для исчисления заработка увеличивается на 1 год.

Исчисленный размер пенсии не может быть менее установленного законодательством минимального размера пенсии.

Нетрудоспособным гражданам, не получающим трудовую пенсию, назначаются социальные пенсии. При этом с 1 января 2015 года социальная пенсия гражданам, не выработавшим минимальный (15-летний, а для отдельных категорий – 5-летний) страховой стаж, назначается мужчинам по достижении возраста 65 лет, женщинам – 60 лет. Данное условие не применяется в отношении детей-инвалидов, инвалидов, в том числе инвалидов с детства, детей, потерявших кормильца.

В целях поддержания уровня пенсионного обеспечения периодически производятся перерасчеты пенсий:

  • в связи с ростом средней заработной платы (перерасчитываются трудовые пенсии) в пределах имеющихся пенсионных средств;
  • в связи с изменением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (перерасчитываются минимальные трудовые пенсии, социальные пенсии).

Пенсионное обеспечение лиц, работавших на территориях государств, с которыми Республикой Беларусь заключены международные договоры (соглашения) в области социального (пенсионного) обеспечения, осуществляется с учетом положений указанных договоров (соглашений). К таким договорам (соглашениям) относятся:

  1. Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г.;
  2. Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 12 сентября 1995 г.;
  3. Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Украины о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 14 декабря 1995 г. ;
  4. Договор между Республикой Беларусь и Литовской Республикой о социальном обеспечении от 4 февраля 1999 г.;
  5. Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 г.;
  6. Договор между Республикой Беларусь и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 29 февраля 2008 г.;
  7. Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Азербайджанской Республики о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 21 ноября 2013 года (вступило в силу 15 июля 2014 г.). В настоящее время ведется работа над проектом административного соглашения о применении Соглашения.

Принимаемые в последние годы в республике меры в области пенсионного обеспечения направлены на стимулирование граждан к длительной легальной трудовой деятельности и зарабатыванию пенсии, мотивацию трудоспособных граждан к получению пенсии в более старших возрастах, а также на пресечение иждивенческих установок.

Гарантии в области обязательного пенсионного обеспечения и страхования могут дополняться программами добровольного дополнительного пенсионного страхования, которые предлагаются страховыми организациями.

2) трудовая пенсия по инвалидности;

3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из следующих частей:

1) базовой части;

2) страховой части;

3) накопительной части.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит из следующих частей:

1) базовой части;

2) страховой части.

Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия.

Гражданам, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов, устанавливается одна пенсия по их выбору.

Обращение за назначением трудовой пенсии (части трудовой пенсии) может осуществляться в любое время после возникновения права на трудовую пенсию (часть трудовой пенсии)без ограничения каким-либо сроком.

Удержания из трудовой пенсии производятся на основании:

1) исполнительных документов;

2) решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм трудовых пенсий, излишне выплаченных пенсионеру, в связи с нарушением п. 4 ст. 23 настоящего Федерального закона;

3) решений судов о взыскании сумм трудовых пенсий вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера, установленных в судебном порядке. Удержания производятся в размере, исчисляемом из размера установленной трудовой пенсии.

Удержано может быть не более 50 %, а в установленных законодательством РФ случаях не более 70 % трудовой пенсии. Удержания на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, производятся в размере, не превышающем 20 % трудовой пенсии.

В случае прекращения выплаты трудовой пенсии до полного погашения задолженности по излишне выплаченным суммам указанной пенсии, удерживаемым на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке.

В случае, если лицу установлены не все части трудовой пенсии, то удержания из трудовой пенсии производятся из установленных частей этой пенсии.

33. ТРУДОВАЯ ПЕНСИЯ ПО СТАРОСТИ

Трудовая пенсия – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на получение пенсии определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными законом.

К юридическим фактам, определяющим право на получение трудовой пенсии по старости, относятся:

1) достижение общеустановленного пенсионного возраста:

– для мужчин – возраста 60 лет;

– для женщин – возраста 55 лет;

2) наличие страхового стажа – не менее 5 лет.

3) волеизъявление застрахованного лица, выраженное в письменной форме.

Страховой стаж – учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В страховой стаж включаются периоды работы и (или)иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в ПФР.

В страховой стаж также засчитываются: – период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";

– период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

– период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;

– период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

– период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;

– период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.

Под волеизъявлением застрахованного лица, выраженным в письменной форме, понимается подача заявления с необходимыми документами. Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

Заявление о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии) рассматривается не позднее чем через 10 дней со дня приема этого заявления.

34. ДОСРОЧНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ ЛИЦАМ, РАБОТАВШИМ С ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА

При досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости лицам, работавшим с особыми условия труда, суммируются периоды следующих работ:

1) подземные работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах;

2) работы с тяжелыми условиями труда;

3) работа женщин в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве и других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин;

4) работа женщин в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью;

5) работа в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и в метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы;

6) работа в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геологоразведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах;

7) работа в качестве рабочих и мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования;

8) работа в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах;

9) работа в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения);

10) работа в качестве водителей автобусов, троллейбусов и трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах;

11) работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

12) работа граждан (в том числе временно направленных или командированных) в зоне отчуждения по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

13) работа в летном составе гражданской авиации;

14) работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации;

15) работа в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации.

В стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в ПФР.

Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке.

При этом в стаж включаются:

– периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

– периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

35. ДОСРОЧНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ ЛИЦАМ, ОСУЩЕСТВЛЯВШИМ ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В стаж работы засчитывается:

а) работа в должности директора (начальника, заведующего) учреждений (кроме детских домов, в том числе санаторных, специальных(коррекционных)для детей с отклонениями в развитии) за период до 1 сентября 2000 г. независимо от ведения преподавательской работы. Указанная работа за период начиная с 1 сентября 2000 г. засчитывается в стаж работы при условии ведения преподавательской работы в том же или в другом учреждении для детей в объеме не менее 6 ч в неделю (240 ч в год), а в учреждениях среднего профессионального образования – при условии ведения преподавательской работы в объеме не менее 360 ч в год;

Право социального обеспечения - это сложная система отношений, которые складываются вокруг предоставления нуждающихся определенных материальных благ.

Финансирование расходов на социальное обеспечение берут на себя государственные и общественные институты.

Понятие социального обеспечения широко распространилось в течение 20 века вместе с понятиями о правах человека, общества, отдельной личности. В этот период стали признавать правом то, что в более ранние времена считалось данным свыше, удачей или плодом милосердия. Существовали религиозные, нравственные призывы помогать бедным и неимущим, но не шло речи о том, что у нуждающихся есть право на эту помощь. На уровне государств существовали законы о материальной поддержке, но поначалу они обращали внимание на отдельные категории, обществу не ставилось в обязанность заботиться о каждом из его членов.

В 1948 году право на социальное обеспечение было закреплено во Всеобщей Декларации прав и свобод человека. 25 статья Декларации объявляла право каждого человека на общественную поддержку в трудной ситуации (старость, болезнь, инвалидность, вдовство, безработица, потеря дохода и др.).

Примерно в это же время (где-то раньше, где-то позже) такие нормы стали прописываться в конституциях и подобных законодательных актах разных государств.

Кроме системы распределения благ обязательной составной частью социального обеспечения становится механизм сбора и сохранения средств. Независимо от особенностей социальной модели эти средства собираются из отчислений трудоспособных граждан и других государственных доходов, вроде налоговых платежей, выручки от разработки природных ресурсов и др.

Можно многое сказать о различных программах социальной поддержки, но чтобы понять саму суть этого явления нужно уяснить два условия обязательных для любого социального обеспечения:

  • Реальным источником всех средств для социального обеспечения являются результаты деятельности членов общества, трудящихся в данный момент.

Обычно эти средства не передаются прямо от благополучных граждан получателям помощи, а проходят через какие-то государственные или общественные фонды.

  • Чтобы стать получателем социальной помощи нужно реально нуждаться в ней и доказать это, или иметь право на такую помощь на законных основаниях.

Процесс такого доказательства в значительной степени формализован. Принято рассматривать не индивидуальные проблемы нуждающегося, а его принадлежность к определенной категории. Типичный случай – назначая инвалиду пенсию, учитывают не степень его личной способности к труду, а принадлежность к группе инвалидности. Для получения пенсии по возрасту или выслуге лет оценка трудоспособности и уровня достатка тоже не требуется.

Источники права на социальное обеспечение в Республике Беларусь

Социальное обеспечение – явление не уникальное, оно в какой-то форме существует в большинстве государств. В некоторых, экономически развитых, с высоким уровнем жизни, социальные программы предлагают весьма благополучное существование. В других социальная поддержка помогает не умереть от голода в особенно трудных ситуациях.

Беларусь с момента получения независимости объявила себя социальным государством, что было закреплено в Конституции Республики:

  • В статье 21 декларировалось право каждого на достойный уровень жизни;
  • В статье 45 сообщалось о праве на бесплатное медицинское обслуживание;
  • В статье 47 было закреплено право на материальное обеспечение в случае нетрудоспособности или потери кормильца. Здесь же перечислены причины такого положения: болезнь, инвалидность, старость.
  • Статья 48 обещала нуждающимся доступное социальное жилье.

Социальная направленность белорусского государства не исчерпывается перечисленными статьями основного закона. В стране существует социальная политика, это и нормы законов, и практика их применения, и организации, которым вменено в обязанность претворять социальные программы в жизнь.

Для примера – в реальности нельзя получить ни пенсию, ни пособие, ни даже оплату больничного листа на основании только статей Конституции. Там названы общие направления, но порядок расчета и выдачи всех этих выплат конкретизируются в актах более низкого порядка. Перечислять здесь все такие документы и описывать механизм их действия очевидно не стоит. Полезнее будет знать, как и в какие органы обращаться за социальной поддержкой.

Большую часть всех мероприятий по социальной защите и поддержке организует, осуществляет и контролирует Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

  • Обязательные страховые взносы от доходов трудящихся;
  • Аналогичные взносы по системе профессионального пенсионного страхования;
  • Средства государственного бюджета;
  • Процентные доходы от размещения средств, находящихся в распоряжении Фонда;
  • Прочие доходы, в т.ч. штрафы, взыскания и т.п.

Доля каждого источника может меняться, но основная часть средств всегда поступает из отчислений от зарплаты трудящихся.

Аккумулированные в Фонде денежные средства расходуются на:

  • Выплату трудовых и профессиональных пенсий;
  • Оплату пособий на детей, т.е. по беременности и родам, в связи с рождением ребенка, по уходу за ребенком до 3-х лет, и некоторые другие;
  • Выплату компенсаций по суммам алиментов не полученным по не зависящим от должника причинам;
  • Оплату дополнительных выходных воспитывающим ребенка-инвалида;
  • Выплату средств по больничным листам;
  • Оплату лечения и оздоровления на курортах и в санаториях;
  • Выплату материальной помощи на погребение;
  • Другие выплаты согласно законодательству Республики и международным договорам;
  • Финансирование деятельности самого Фонда.

Перспективы развития системы социального обеспечения в Республике Беларусь

Социальное обеспечение в Беларуси это сочетание широкого охвата со сравнительно скромными возможностями государственного финансирования. Распределение помощи среди нуждающихся не равномерно – средний размер пенсий сравним с зарплатами наиболее низкооплачиваемых работников, но пособия по безработице не предлагают средств к существованию, пособия по уходу за ребенком до 3-х лет сравнимы с пенсиями, но после этого возраста помощь становится почти незаметной.

Будущее развитие системы социального обеспечения определяется в основном государственными программами. Роль общественных организаций и отдельных лиц в этом процессе не велика.

Делать долгосрочные прогнозы в этой области сложно. Но, исходя из наблюдений прошлых лет, можно строить некоторые предположения:

  • Основные усилия будут направлены на поддержание минимально необходимого уровня поддержки пенсионеров.

Это объективная необходимость, т.к. большинство в этой категории не имеет других доходов кроме пенсий.

  • Будет оказываться возможная материальная поддержка на содержание детей до 3-х лет.

Отсутствие такой поддержки может негативно сказаться на уровне рождаемости и добавить социального напряжения в обществе.

  • Поддержка трудоспособных, но не работающих граждан, как и сейчас, будет явно недостаточной для обеспечения даже минимального уровня жизни.

Это тоже выглядит обоснованным. Финансовое положение в стране не позволяет тратить средства работающих на поддержку безработных.

Особая роль в системе социальной защиты населения принадлежит пенсионному обеспечению, которое реализуется через систему государственного социального страхования.

Пенсионное обеспечение - это то направление материального обеспечения нетрудоспособных граждан, которое пользуется особым вниманием в нашем обществе, так как затрагивает интересы практически каждого человека.

Сегодня в республике установлены два вида пенсий: трудовые и социальные.

По настоящему Закону назначаются:

  • 1) трудовые пенсии:
    • - по возрасту;
    • - по инвалидности;
    • - по случаю потери кормильца;
    • - за выслугу лет;
    • - за особые заслуги перед республикой;
  • 2) социальные пенсии.

Гражданам, которые по каким-либо причинам не имеют права на пенсию, связанную с трудовой или иной общественно полезной деятельностью, устанавливаются социальные пенсии.

Трудовые пенсии предоставляются по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой.

При начислении размера пенсии учитывается стаж работы до назначения пенсии и заработок, с которого уплачивались обязательные страховые взносы.

Минимальный размер трудовой пенсии по возрасту установлен в размере 25 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Правительством Республики Беларусь за два последних квартала. [15]

Выплата назначенных трудовых пенсий осуществляется из средств Фонда социальной защиты населения. Выплата социальных пенсий осуществляется за счет средств республиканского бюджета.

Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь является органом государственного управления средствами государственного социального страхования в структуре Министерства труда и социальной защиты. [15]

Основными задачами Фонда являются: реализация государственной политики по управлению средствами государственного социального страхования, разработка в пределах его компетенции предложений о совершенствовании законодательства о государственном социальном страховании, осуществление профессионального пенсионного страхования, международное сотрудничество в этих областях деятельности.

Фонд в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:

  • - осуществляет сбор и аккумулирование обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей на государственное социальное страхование;
  • - финансирует расходы на выплату трудовых и профессиональных пенсий, пособий в установленных законодательством случаях, мероприятиях по обеспечению занятости населения, а также иные расходы, предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании;
  • - финансирует расходы на санаторно-курортное лечение и оздоровление в соответствии с законодательством;
  • - назначает и выплачивает профессиональные пенсии;
  • - осуществляет контроль за правильностью начисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) взносов;
  • - контролирует правильность использования средств государственного социального страхования;
  • - осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством.

Необходимо отметить, что социальное страхование в целом носит как обязательный, так и добровольный характер.

Проект бюджета и сметы расходов Фонда формируется на основании прогнозных макроэкономических показателей развития республики на соответствующий год, анализа исполнения бюджета предыдущих лет, а также статистических данных.

Доходы бюджета Фонда формируются за счет:

  • 1. Взносов на государственное социальное страхование:
    • - обязательных страховых взносов в Фонд;
    • - взносов на профессиональное пенсионное страхование;
  • 2. Неналоговых доходов:
    • - процентов, уплачиваемых банками за пользование денежными средствами;
    • - доходов от капитализации временно свободных средств государственного социального страхования;
    • - доходов от размещения взносов на ППС;
    • - административных штрафов за нарушение законодательства государственном социальном страховании и др.;

Главной статьей расходов бюджета Фонда являются расходы на пенсионное обеспечение: выплата трудовых пенсий, пенсионных выплат государственным служащим, пенсий за особые заслуги перед Республикой Беларусь, пенсий военнослужащим срочной службы и членам их семей, социальных пенсий, отдельных видов доплат, а также оказание услуг по выплате пенсий и пособий.

Нетрудоспособным гражданам, не получающим трудовую пенсию, назначаются социальные пенсии. Эти пенсии исчисляются из наибольшей величины утвержденного Правительством Республики Беларусь бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения за два последних квартала в следующих размерах:

Одним из приоритетных направлений государственной социальной политики в области пенсионного обеспечения является последовательное повышение уровня пенсий [Рисунок Г.1, Приложение Г]. Перерасчет пенсий осуществляется:

  • - во-первых, в связи с ростом заработной платы;
  • - во-вторых, в связи с изменением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

Следует отметить, что на выплату пенсий расходуется значительная часть валового внутреннего продукта страны и при этом доля людей пенсионного возраста в республике растет.

В настоящее время пенсионными выплатами из средств Фонда социальной защиты населения обеспечивается четверть населения страны, в то время как на рынке труда занято около 45 % населения. Прогнозируемое увеличение числа получателей пенсий вызовет рост расходов на социальное обеспечение и обслуживание пожилых людей, а, следовательно, пенсионной нагрузки на экономику.


курсовая работа Пенсионное обеспечение в Республике Беларусь Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.06.13. Год: 2012. Страниц: 37. Уникальность по antiplagiat.ru:


Курсовая работа: 32 с., 14 источников, 4 прил.

ПЕНСИИ, СУЩНОСТЬ, ВИДЫ ПЕНСИЙ, ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ

Объект исследования - пенсионное обеспечение.
Предмет исследования – трудовые и социальные пенсии в Республике Беларусь.
Цель работы – исследование теоретического материала и изучение особенностей пенсионного обеспечения в Республики Беларусь.
Методы исследования: синтез, аналитические методы, а также анализ полученных результатов и их систематизация.
Элементы научной новизны: предложены пути совершенствования пенсионной системы в Республике Беларусь.
Исследования и разработки: рассмотрены теоретические основы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь; проведен анализ динамики пенсионеров и назначенных пенсий; рассмотрены пути совершенствования пенсионного обеспечения.
Область возможного практического применения: практическая деятельность Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, курсы повышения работников управлений социальной защиты.
Технико-экономическая, социальная и (или) экологическая значимость: совершенствование системы социальной защиты в области пенсионного обеспечения повысит уровень жизни населения и сократит расходы ФСЗН.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
___________________
(подпись)


1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


1.1 Система пенсионного обеспечения, понятие и структура

1.2.1 Трудовые пенсии

1.2.2 Социальные пенсии


1.3 Порядок назначения и выплаты пенсий


2.1 Анализ динамики, структуры пенсий

2.1.1 Анализ динамики численности пенсионеров


2.1.2 Анализ динамики общей суммы назначенных пенсий

Реальный размер назначенных пенсий, рассчитанных с учетом изменения индекса потребительских цен на товары и услуги, в октябре 2011 года по сравнению с октябрем 2010 года уменьшился на 24,8 процента.
По информации Министерства труда и социальной защиты, в октябре средний размер пенсий по возрасту составил 795,2 тысяч рублей, по инвалидности - 706,2 тысяч рублей, по случаю потери кормильца - 511,3 тысяч рублей, социальных пенсий - 411,6 тысяч рублей.
Средняя пенсия по возрасту по оценке в ноябре 2011 года составит 978 тысяч рублей, пенсия при стаже 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин и индивидуальном коэффициенте заработка пенсионера 4,0 - 1 миллион 504,4 тысяч рублей. В целом на выплату пенсий, начиная с ноября, ежемесячно будет расходоваться около 2,4 триллиона рублей.
В 2011 году произведены перерасчёты:

      с 1 июня - трудовых пенсий исходя из средней заработной платы работников за I квартал 2011 г. - 1463,7 тыс. рублей (Указ Президента Республики Беларусь от 26 мая 2011 г. № 215);
      с 1 августа – трудовых пенсий исходя из средней заработной платы работников за II квартал 2011 г. – 1664,5 тыс. руб. (Указ Президента Республики Беларусь от 26 июля 2011 г. № 327);
      с 1 ноября – трудовых пенсий исходя из средней заработной платы работников за III квартал 2011 г. – 2036,5 тыс. руб. (Указ Президента Республики Беларусь от 26 июля 2011 г. № 327).
      c 1 февраля, 1 мая, 1 августа, 1 ноября - минимальных трудовых пенсий, социальных пенсий, а также надбавок и повышений к пенсиям в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. При этом перерасчет социальных пенсий с 1 августа обусловлен также изменением их размеров относительно бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (Указ Президента Республики Беларусь от 26 июля 2011 г. № 327) [14].

2.1.3 Анализ структуры количества назначенных пенсий

Средний размер пенсии по возрасту в Беларуси в мае 2006 года составил 260 тыс. белорусских рублей ($121), для участников ВОВ — 381,9 тыс. ($178), для инвалидов ВОВ 382 тыс. — 488 тыс. ($178–$227) в зависимости от группы инвалидности. Средний размер пенсии по возрасту в декабре 2007 года составил 345,3 тыс. ($160). Из-за девальвации 23-24 мая 2011 года размер пенсий в долларовом эквиваленте значительно сократился. 26 мая было объявлено о повышении пенсий на 80 500 рублей (около $16 по курсу на 27 мая). К сентябрю-октябрю 2011 года размер пенсии составил 795 тысяч рублей — около $88 по рыночному курсу [2, с. 54].
Реальная пенсия в Беларуси в 2010 году относительно 2005 года возросла в 1,6 раза. Пенсионеры в Беларуси практически выведены из категории малообеспеченных: среднемесячная минимальная пенсия по возрасту в 2010 году превысила бюджет прожиточного минимума пенсионера на 19,2 %. Анализ тенденций в отношении населения в возрасте 60 лет и старше показывает, что в республике возрастает число пожилых людей и что старение населения проходит более интенсивно. Быстрыми темпами увеличивается и количество одиноких или проживающих отдельно от детей и родственников людей старше трудоспособного возраста. В настоящее время (2010) в республике проживают около 2,1 млн пожилых (21,4 % всего населения страны). По прогнозу, к 2015 году их количество возрастет до 24 %. [117]Средний размер назначенной пенсии в Беларуси на конец 2010 года составил $195 в эквиваленте, в России - $249, в Украине - $145. В декабре 2010 года в Беларуси средний размер назначенной пенсии составил Br584,7 тыс. и в реальном выражении увеличился по сравнению с декабрем 2009 года на 23,9%.
В целях повышения уровня пенсионного обеспечения в течение 2010 года три раза (в январе, августе и ноябре) был произведен перерасчет трудовых пенсий, основанный на росте средней заработной платы. Минимальные трудовые и социальные пенсии, а также надбавки и повышения к пенсиям в связи с изменением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения повышались четыре раза (в феврале, мае, августе и ноябре).Изменение среднего размера назначенных пенсий 2010-2011 гг. приведено в Приложении Г. В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 июля 2011 г. № 1015 бюджет прожиточного минимума для пенсионеров в ценах июня 2011 г. в расчете на один месяц на период с 1 августа по 31 октября 2011 г. составляет 366,8 тыс. рублей [14].


2.2 Пути совершенствования системы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь


Существующая в Беларуси распределительная пенсионная система балансирует между потребностями нетрудоспособного населения и интересами работающих. В условиях увеличения демографической нагрузки соблюдать этот балансстановится все труднее. Белорусская пенсионная система, как и любая система распределительного типа, минимизирует ответственность работника за свою будущую пенсию – она зависит от трудового стажа, статуса и дохода. Основная роль отводится государству, которое устанавливает законодательные и институциональные рамки функционирования системы. Однако эффективное функционирование пенсионной системы возможно при условии когерентности нормативных условий и социальных установок работников. Особенно значимы позиции, оценки и поведение работников в условиях реформирования системы, когда повышается ответственность работника и снижается роль государства.
Однако даже в условиях, когда работник не может напрямую влиять на размер своей будущей пенсии, а выбор стратегии пенсионных накоплений полностью зависит от государства, социальное поведение работников не однородно.
Социальные агенты, не имея возможности влиять на стратегию, тем не менее, проводят свою тактику в поисках выхода вне институционального поля и формирования социальных механизмов вне нормативных форм пенсионной системы. Это может быть уход в теневой сектор экономики (и,соответственно, невыплата пенсионных взносов), накопление средств в рамках или вне финансовых институтов
и т.д.

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.