Педагогика как область гуманитарного знания шпора

Возникновение педагогики как науки. Для того чтобы человеческое общество развивалось, оно должно передавать социальный опыт все новым и новым поколениям.

Передача социального опыта может происходить по-разному. В первобытном обществе это осуществлялось в основном через имитацию, повторение, копирование поведения взрослых. В средние века такая передача осуществлялась чаще всего через зазубривание текстов.

Со временем человечество пришло к убеждению, что механическое повторение или заучивание - не самые лучшие способы передачи социального опыта. Наибольший эффект достигается при активном участии воспитуемого в этом процессе, при включении его в творческую деятельность, направленную на познание, освоение и преобразование окружающей действительности.

Тезис о том, что человек, преобразуя действительность, преобразует самого себя, имеет принципиальное значение. Но он не отрицает всей важности процесса передачи старшими поколениями и усвоения новыми поколениями социального опыта человечества. Преобразование действительности невозможно без знакомства со всем тем, что уже познано и создано человечеством, без освоения богатства накопленной культуры.

Необходимость передачи социального опыта подрастающим поколениям возникла одновременно с появлением общества и будет существовать на всех этапах его развития. Родители передают свой опыт детям, старшие - младшим, более опытные - менее опытным и т.д.

Более того, по мере развития человеческого общества опыт человечества становится все объемнее и многообразнее. А это означает, что человеку, живущему в этом обществе, необходимо будет знать и уметь еще больше. То есть школьнику за тот же период обучения придется осваивать более объемный материал. Увеличение объема знаний влечет за собой усложнение процесса их передачи, который должен стать более эффективным и продуктивным. Следовательно, важность и значимость процесса передачи накопленного человечеством опыта будут в дальнейшем возрастать.

Многие века процесс передачи социального опыта протекал как естественный для человеческого существования и не являлся предметом специального изучения. На определенном этапе развития человечества был накоплен такой объем опыта, который невозможно было освоить в ходе естественного существования. Взрослые стали специально обучать младших отдельным элементам своего опыта.

С этого момента процесс передачи социального опыта выделился и стал целенаправленным. Осуществлялся он в ходе взаимодействия старшего с младшим. Это взаимодействие получило название педагогический процесс. Сегодня это понятие признается ключевым в педагогике.

Педагогический процесс - это специально организованное взаимодействие (цепочка взаимодействий) старшего и младшего (обучающего и обучаемого). Целью этого взаимодействия является передача старшими и освоение младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.

Педагогический процесс, выделившись в отдельный вид взаимодействия людей, стал занимать умы философов, что нашло отражение в трудах таких известных мыслителей, как Сократ (470-399 до н.э.), Демокрит (460-370 до н.э.), Платон (427-347 до н.э.), Аристотель (384-322 до н.э.) и др.

Предметом педагогики является педагогический процесс как особый вид взаимодействия людей. Отсюда можно вывести и определение самой педагогики как науки. Педагогика - это наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

Педагогика - гуманитарная наука. Все изучаемые человеком науки делятся на две большие группы. Науки одной группы изучают природу и законы ее развития. К этой группе относятся физика. астрономия, математика, география, химия, биология и др. Они получили названиеестественных наук. Другую группу составляют науки, изучающие человека и общество, его культуру и историю (история, философия, культурология, педагогика и т.д.). Эти науки называютсягуманитарными. Иногда их еще называют социальными науками, т.е. науками о социуме (обществе).

В основе педагогики лежат социальные закономерности и механизмы передачи социального опыта новым поколениям. Поэтому ее относят к области гуманитарных наук.

Педагогика как область гуманитарного знания

Педагогика - гуманитарная наука. В основе педагогики лежат социальные закономерности и механизмы передачи социального опыта новым поколениям. Поэтому ее относят к области гуманитарных наук.

Понятийный аппарат педагогики

Обучение и воспитание. Обучение представляет собой целенаправленный процесс управляемого познания явлений окружающего мира, их закономерностей, истории развития и освоения способов деятельности, в результате взаимодействия ученика с учителем или другими обучающимися. Воспитание - процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает накопление ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования у него принимаемой обществом системы ценностей.

Развитие и образование. Развитие человека - освоение им внутреннего, индивидуально-психологического и внешнего, общечеловеческого (культурного богатства) потенциала возможностей.

Под образованием понимается процесс (или результат) освоения определенных обществом уровней культурного наследия общества и связанный с ним уровень индивидуального развития. Педагогическое взаимодействие. Педагогические взаимодействия

это преднамеренные контакты педагога с ребенком (длительные или временные), целью которых являются изменения в поведении, деятельности и отношениях ребенка.

Связь педагогики с другими науками:Педагогика и философия.Педагогика и психология.

Педагогика и биологические науки.Педагогика и экономика.Педагогика и социология.

Формы взаимосвязи педагогики с другими науками. Выделяют четыре основные формы связи педагогики с другими науками. Наиболее важной из них является использование педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук. Вторая форма связи педагогики с другими науками - творческое заимствование методов исследований, применяемых в этих науках. Третьей формой связи педагогики с другими отраслями знания является использование конкретных результатов исследований психологии, физиологии высшей нервной деятельности, социологии и других наук. И наконец, четвертая форма связи педагогики с другими науками, приобретающая все большее,-­ ее участие в комплексных исследованиях человека. В организации таких исследований действуют все формы взаимосвязи разных наук.

Сущность содержания образования и его компоненты

Понятие содержания образования.

Традиционная педагогика ориентирована на реализацию преимущественно образовательных функций школы. Содержание образования определяется как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных cuл и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы. Это так называемый знания-во-ориентированный подход к определению сущности содержания образования.

В последнее десятилетие в свете идеи гуманизации образования все более утверждается личностно-ориентированный подход к вы явлению сущности содержания образования.

При личностно-ориентированном подходе к сущности содержа ния образования абсолютной ценностью являются не отчужденные от личности знания, а сам человек.

Основные компоненты содержания образования: когнитивный опыт личности, опыт практической деятельности, опыт творчества и опыт отношений личности.

Содержание образования включает в себя следующие виды знаний:

- основные понятия и термины, отражающие как повседневную действительность, так и научные знания;

- факты повседневной действительности и науки, необходимые для доказательства и отстаивания своих идей;

- основные законы науки, раскрывающие связи и отношения между разными объектами и явлениями действительности;

- теории, содержащие систему научных знаний об определенной совокупности объектов, о взаимосвязях между ними и о методах объяснения и предсказания явлений данной предметной области;

- знания о способах научной деятельности, методах познания и истории получения научного знания;

- оценочные знания, знания о нормах отношений к различным явлениям жизни, установленным в обществе.

Названные виды знаний отличаются друг от друга функциями в обучении, а также используемыми технологиями. Основные функции знаний могут быть сведены к следующим: средство создания общей картины мира, инструмент познавательной и практической деятельности, основа целостного научного мировоззрения.

Понятие о методе обучения

Методы обучения - это способы организации учебно-познавательной деятельности учащихся с заранее определёнными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для дидактических целей.

Метод обучения как бы раздваивается на две стороны: одна - непосредственно наблюдаемая, внешняя; другая - внутренняя, трудная для наблюдения и анализа. Первая - это последовательность действий учителя и адекватных действий учеников. Вторая сторона выражает внутреннее состояние ученика, степень его познавательной активности, его способ усвоения материала, который не совпадает полностью с методом работы учителя. Ученик мыслит по-своему, хотя, конечно, стремиться рассуждать, как учит учитель. Поэтому возникает вариативность форм усвоения материала в пределах одного и того же метода преподавания.

Методы обучения часто определяются как способы деятельности преподавателя, направленные на глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний учащимися и обеспечивающие управление познавательной деятельностью школьников.

Методы обучения зависят от общих и конкретных целей обучения. Гармоническое, всестороннее развитие личности как цель гуманистического воспитания определяет поиск рациональных методов. Методы обучения зависят от содержания школьного образования. Взаимосвязь методов обучения обеспечивает взаимосвязь и единство всех сторон

Методы обучения зависят от анатомо-физиологических особенностей организма учащихся, учитывают их работоспособность, утомляемость, особенность нервной, сосудистой, костно-мышечной, половой систем организма.

В современных условиях образования предъявляются всё более глубокие требования к совершенствованию традиционных и поиску новых методов:

· Направленность метода обучения на выполнение задач гуманистического воспитания.

Чем более научно обоснован метод, тем более ясным и определённым он становится. Научность метода обеспечивает правильное понимание закономерностей окружающего мира, ведёт к правильному научному представлению мира и его сторон.

· Доступность метода, его соответствие психолого-педагогическим возможностям развития школьников.

· Результативность метода обучения, его направленность на прочное овладение учебным материалом.

· Необходимость систематически изучать, заимствовать, использовать в своей работе передовые методы.

В настоящее время в теории и практике обучения наиболее распространенными являются классификации:

· По преимущественному источнику получения знаний (словесные, наглядные и практические);

· По формам деятельности учителя (методы преподавания) и учащихся (методы учения);

· По характеру мыслительной деятельности и познавательной активности (репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, проблемно-поисковые, исследовательские);

· По видам умозаключений (индуктивные, дедуктивные).

Словесные -ученики получают основную учебную информацию в процессе словесных рассуждений и доказательств учителя или текстов учебных книг (объяснение, рассказ, беседа, описание, разъяснение и др.).

Наглядные методы -формы усвоения учебного материала, которые находятся в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий и технических средств.

Практические методы обучения - формы овладения учебным материалом на основе упражнений, самостоятельных заданий, практических и лабораторных работ.

Репродуктивные -форма овладения учениками учебного материала преимущественного основывается на воспроизводящей функцией памяти.

Объяснительно-иллюстративные - находят применение в различных формах изучения нового содержания (объяснение, рассказ, беседа, описание, доказательства и др.).

Частично-поисковые методы -форма овладения учебным материалом, которая включает постановку отдельных проблемных вопросов, высказывание учениками своих предположений, самостоятельность рассуждений, расчленение общей задачи на ряд частых, эвристическую беседу и др.

Исследовательские - учащиеся под руководством учителя выполняют отдельные исследовательские задания и работы: изучение свойств почвы, условий роста растений и др.

Технология парного обучения

Технология парного обучения — один из видов педагогических технологий, при котором один ученик учит другого (одного) ученика. При этом необходимо наличие по меньшей мере трёх участников, чтобы имелась возможность для смены партнёров в парах.

Технология парного обучения является главным, базовым, системообразующим компонентом коллективного способа обучения (КСО), который включает в себя также, -

  • фронтальное обучение
  • самообучение.

Если в учебной группе всего два ученика, то в этом случае парное обучение редуцируется до индивидуального обучения, при котором нет возможности смены партнёров в парах.

Педагогика как область гуманитарного знания

Педагогика - гуманитарная наука. В основе педагогики лежат социальные закономерности и механизмы передачи социального опыта новым поколениям. Поэтому ее относят к области гуманитарных наук.

- соц. педагог по работе с подростками, с инвалидами, с сиротами, с беженцами,- соц. педагог геронтолог.

Специализация в зависимости от места работы:

- школьный соц. педагог,

- соц. педагог дополнительного образования,

- соц. педагог в детском саду.

4. Педагогика как область гуманитарного, антропологического и философского знания. Категориальный аппарат педагогики.

Педагогика – это наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленная на развитие человека.(Краевский В. В.)

В современной науке все нагляднее прослеживается взаимодействие двух основных тенденций ее развития: интеграции и дифференциации научных отраслей и дисциплин.

Педагогика тесно связана не только с философией, педагогической антропологией, но и с другими гуманитарными науками, такими как социология, этика, эстетика, психология, анатомия и физиология человека, гигиена, этнография.

Философские идеи выполняют важную методологическую роль в процессе разработки педагогических теорий. В ней наука о воспитании находит прежде всего опорные методологические положения. Философские категории необходимости и случайности; общего, единичного и особенного; законы взаимосвязи и взаимозависимости, законы развития и его движущей силы, субъективный и объективный детерминизм педагогических явлений. Также методологические функции выполняют социология, этика, эстетика.

В педагогической антропологии К.Д.Ушинского утверждался воспитывающий характер обучения и деятельностная природа человека. Ушинскому принадлежит разработка категорий содержания и методов обучения, что послужило основой практически всех отечественных педагогических концепций. Идеи психологии широко используются при разработке закономерностей организации познавательной деятельности учащихся, воздействия внешних проявлений, связанных с формированием умений и навыков. Педагогика заимствует у психологии и социологии методы исследования, математика обогащает педагогику статистическими методами.

Как особая наука педагогика выделилась в начале 17 века с помощью английского философа Френсиса Бэкона, который попытался классифицировать науки и выделил педагогику из системы наук. Педагогика как наука возникла не без помощи знаменитых философов, таких как Дж. Локк, Ж.-Ж.. Руссо, И.Г.Песталоцци, и других.

К основным педагогическим категориям относятся воспитание, обучение, образование, формирование.

Воспитание в широком педагогическом смысле – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

Воспитание в узком педагогическом смысле – это процесс и результата воспитательной работы, направленный на решение конкретных воспитательных задач.

Воспитание в широком социальном смысле – передача накопленных знаний, умений, способов мышления, нравственных, эстетических правовых норм, духовного наследия от старших поколений к младшим

Обучение – двусторонний процесс учения и преподавания, процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков, способов познавательной деятельности.

Образование – целенаправленный процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, познавательных умений и навыков, формирование на этой основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие её творческих сил и способностей.

Формирование - процесс развития, становление личности в конкретных условиях жизни общества.

Система образования – представляет собой систему образовательных учреждений (государственных и негосударственных) удовлетворяющих различные образовательные потребности человека.

Педагогический процесс - воспитание личности в единстве обучения и воспитания.

- педагогическая антропология рассматривается как самостоятельная отрасль науки об образовании, как целостное и системное знание о человеке воспитывающемся, воспитываемом и воспитывающим, человеке как субъекте и объекте образования, как интегративная наука, обобщающая различные знания о человеке в аспекте воспитания, что предполагает определение ее предмета, объекта, метолов, целей, задач, специфических закономерностей и содержания, места в системе наук;

- педагогическая антропология интерпретируется как основание педагогической теории и практики, как методология наук о воспитании, не как отдельная дисциплина, а своеобразное ядро обшей педагогики, которое вбирает в себя научные результаты знаний о человеке в процессе воспитания;

- педагогическая антропология представлена как самостоятельная наука в системе философско-педагогическо-антропологического знания, выступающая методологией антропоориентщюванной педагогики.

Пед. деятельность – это разновидность профессиональной деятельности, направленная на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания, на создание условий для личностного развития учащихся.

Пед. технология – совокупность методов и приемов практической деятельности, характеризующаяся целесообразной последовательностью действий и применением определенного инструментария.

5. Философские принципы воспитания и образования

Воспитание в шир.пед.смысле–это специально организованное, целенапр-ое и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь уч-восп.процесс.

Воспитание в уз.пед.смысле – это процесс и результата воспитат.работы, направленный на решение конкр.воспитат.задач.

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд - дитя, гогос - веду), которое буквально означает детоводство. В Древней Греции эта функция осуществлялась первоначально назывались непригодными для другой работы рабами, которые сопровождали детей своего господина в школу. Обучение в греческой школе осуществляли дидаскалы. В более позднюю эпоху и сегодня педагоги - это уже вольнонаемные люди, которые занимаются наставлением, воспитанием и обучением детей.

Педагогическая наука в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями. Научные знания необходимы, чтобы предвидеть и управлять педагогическим процессом развития личности.

В качестве своего объекта педагогика имеет систему педагогических явлений, связанных с развитием человека вообще.

Предмет педагогики - это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия.

Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом. Это теоретическая и технологическая функции, которые она осуществляет в органичном единстве.

Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:

Описательном, или объяснительном, - изучение передового и новаторского педагогического опыта;

Диагностическом - выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих;

Прогностическом - экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности. Прогностический уровень связан с раскрытием сущности педагогических явлений, нахождением глубинных явлений в педагогическом процессе, научным обоснованием предполагаемых изменений.

Технологическая функция педагогики предлагает также три уровня реализации:

проективный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих "нормативный, или регулятивный" план педагогической деятельности, ее содержание и характер;

Преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции;

Рефлексивный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.

Образование как социальный феномен

Любое общество существует лишь при условии, что его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, обусловленным конкретными природными и социально-историческими условиями. Человек становится личностью в процессе социализации, благодаря которой он обретает способность выполнять социальные функции.

Понятие "образование" происходит от слова "образ". Под образованием понимается единый процесс и результат освоения человеком системы знаний, умений и навыков, обуславливающих становление его личности, процесс вхождения в общество в соответствии со своими притязаниями и сознательной ориентацией на некоторые идеальные образы, социальные эталоны. В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни всех обществ и всех индивидов, социальное явление.

Ученые, занимающиеся изучением социализации детей на этапе первобытного общества, считают, что образование, передача культуры от поколения к поколению осуществлялись взрослыми непосредственно в ходе приобщения детей к выполнению трудовых и социальных обязанностей.

Дети вместе со взрослыми добывали пропитание, охраняли очаг, изготовляли орудия труда и при этом учились. Специальными исследованиями установлено, что у первобытных людей не могла не существовать развитая в достаточной мере система накопления информации и передачи ее от поколения к поколению.

Возникновение частной собственности, выделение семьи как экономической общности людей привели к обособлению обучающих и воспитательных функций и переходу от общественного образования к семейному, когда в роли педагога стала выступать не община, а родители. Главной целью образования стало формирование хорошего хозяина, наследника, способного сохранять и умножать накопленное родителями имущество как основу семейного благосостояния.

Усложнение общественной жизни и государственного механизма требовало все больше образованных людей. Появление машинной индустрии требовало смены стереотипов мышления и систем ценностей. Объективные требования производства уже в XIX в. привели к тому, что в наиболее развитых странах были приняты законы об обязательном начальном образовании. Позднее образовательный ценз поднялся до среднего образования.

Вторая половина XX в. характеризуется небывалым охватом детей, молодежи и взрослых различными формами образования. Это период так называемого "образовательного взрыва". Автоматические системы, заменив механические машины, изменили положение человека в производственном процессе. Основной его функцией становятся наблюдение за технологическим процессом с целью предотвращения отклонения от заданных параметров, регулирование и настройка (наладка) в случае необходимости автоматизированной системы. Решающее значение приобрели развитый интеллект, хорошая образовательная и техническая подготовка рабочего.

Образование стало необходимым условием воспроизводства рабочей силы. Человек, не имеющий образовательной подготовки, сегодня фактически лишен возможности получить современную профессию. Например, в Японии в 1980-е гг. свыше 90% вступающей в трудовую жизнь молодежи имели полное среднее образование в объеме двенадцатилетней школы, а каждый третий закончил высшее учебное заведение.

В современных условиях на первый план выходят требования гармонично развитой личности, которые вытекают из логики социального и технического прогресса. Сегодня мировое сообщество неотвратимо идет к реализации гуманистических идеалов в образовании путем повышения социальной, педагогической и экономической эффективности его функционирования. Социальная эффективность выражается в многообразных формах утверждения гуманизма как в обществе, так и в самом содержании и технологиях образования как педагогического процесса.

Образование как социальное явление - это и система, для которой характерно наличие инвариантных качеств, присущих как ей в целом, так и каждому компоненту. К числу таких качеств относятся: гибкость, динамичность, вариативность, адаптивность, стабильность, прогностичность, преемственность, целостность (Б. Г. Гершунский).

Становление и развитие педагогики как науки?

Педагогика – это наука о человеке и образовании.

До того как зародилась письменность, педагогические суждения имели устное бытование и до наших дней дошли в виде пословиц, поговорок, афоризмов и крылатых выражений. Истоки народной педагогики можно найти в сказках, былинах, песнях, частушках, детских песнях, загадках и т.д.

Однако наибольший интерес представляют разные институты воспитания, существовавшие в период средневековья в Древней Руси.

История развития русского педагогического самосознания, с точки зрения Каптерева, проходит 3 периода: церковный, государственный и общественный.

Истоки теоретической педагогической мысли содержаться в работах великих древних философов – Сократа, Платона и Аристотеля.

Мощный импульс развитию педагогики дала Эпоха Возрождения. В 1623 году англичанин Фрэнсис Бэкон вычленил педагогику из системы философских наук.

Огромный вклад в создание научных основ педагогики внес чешский педагог Ян Амос Коменский. Он обосновал необходимость обучения и воспитания сообразно природе ребенка, разработал систему принципов обучения, создал классно-урочную систему, заложил основы традиционного образования. Много прогрессивных идей было внесено Локком, Руссо, Дидро, Гербертом, Корчаком и Дьюи. Постепенно преодолевался религиозный характер образования. В 19 в. Возникают реальные и профессиональные школы, в том числе и по подготовке педагогов. Таким образом были созданы предпосылки для становления педагогики в качестве учебной дисциплины.

Заметной вехой в развитии отечественной педагогики стала теоретическая и практическая деятельность выходца из Беларуси Симеона Полоцкого. Он разработал проект Славяно-греко-латинской академии, которая была открыта после его смерти в 1687 году и расширила систему высшего образования в Российском государстве.

В период социалистического развития нашей страны школа стала бесплатной и общедоступной (независимо от национальности и социального положения), светской (освобожденной от влияния церкви), а общее среднее образование обязательным.

Педагогика как гуманитарная область знания. Объект, предмет, функции.

Педагогическая наука является одной из самых древних отраслей знаний и по существу не отделима от развития общества. Общественный прогресс человечества стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение людей овладевало культурно-историческими опытом предков и, обогащая его, уже в более развитом виде передавало своим потомкам. Чем больше развивалось и усложнялось производство, чем больше накапливалось научных знаний, тем более важное значение приобретала специальная подготовка подрастающих поколений к жизни, тем острее становилась необходимость в их специально организованном воспитании.

Образование и воспитание превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития. Т.о. процесс передачи культурно-исторического опыта стал необходимым и целенаправленным.

Педагогический процесс –специально организованное взаимодействие обучающего и обучаемого в целях передачи и освоения культурно исторического опыта, необходимого человеку для самостоятельной жизни.

Объектом педагогики выступает человек, развивающийся посредством специально организованного процесса воспитания.

Предметом педагогики является педагогический процесс, обеспечивающий развитие человека на протяжении всей его жизни. А также пути и средства передачи-получения человеком культурно-исторического опыта и приобщения к общекультурным ценностям с учетом его индивидуально-возрастных особенностей.

Т.о.педагогика– это наука, изучающая сущность, закономерности, принципы , методы, и формы организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

Предметом современной педагогической науки выступают педагогические явления, образующие в своей совокупности педагогическую действительность, или реальность ( В процессе функционирования государства и общества, в жизнедеятельности социума, семьи, человека объективно существует то, что оказывает на людей влияние и способствует их воспитанию, обучению, образованию, развитию).

Функции педагогики

Теоретическая функция педагогики реализуется на трёх уровнях:

Описательном или объяснительном – изучение передового и новаторского педагогического опыта;

Диагностическом – выявление состояния педагогических явлении, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся.

Прогностическом – экспериментальные исследования педагогической деятельности и построения на их основе моделей преобразования этой деятельности.

Технологическая функция педагогики предлагает три уровня реализации:

Проективный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов;

Преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции;

Рефлексивный и корректировочный, предполагающие оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.