Память классификация видов памяти шпора

Память представляет собой психический процесс, заключающийся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении информации. Благодаря данным операциям обеспечивается сохранение человеческого опыта.

История исследований

Первые изучения памяти начались еще в древности и связывались с процессом обучения. В Древней Греции, например, принято было считать, что информация проникает в голову человека в виде конкретных материальных частиц, оставляя отпечатки на мягком веществе головного мозга, подобно глине или воску.


В 80-е гг. 19-го века Г. Эббингауз предлагает собственный метод изучения законов так называемой чистой памяти. Прием заключался в запоминании бессмысленных слогов. Итогом стали кривые запоминания, а также определенные закономерности действия механизмов ассоциаций. Так, например, было установлено, что особенно прочно запоминаются те события, которые произвели на человека сильное впечатление. Подобная информация запоминается сразу и надолго. Напротив, менее значимые для человека данные (даже если они более сложны по своему содержанию) в памяти, как правило, надолго не сохраняются.


Начиная с конца 19-го века и далее процесс памяти пытаются интерпретировать по аналогии с функционированием таких механических приборов, как телефон, магнитофон, электронно-вычислительная машина и др. Если же проводить аналогии с современными технологиями, то здесь имеет место классификация памяти компьютера.


В современной научной школе при анализе механизмов запоминания используются биологические аналогии. Так, например, некоторым видам памяти приписывается молекулярная основа: процесс запечатления информации сопровождается увеличением содержания в нейронах головного мозга нуклеиновых кислот.

Классификация памяти

Психология опирается на следующие критерии в выделении видов памяти:

1. Характер преобладающей психической активности:

  • двигательная,
  • образная,
  • эмоциональная,
  • словесно-логическая.

2. Характер целей деятельности:

  • произвольная,
  • непроизвольная.

3. Продолжительность закрепления/сохранения материала:

  • кратковременная,
  • долговременная,
  • оперативная.

4. Использование мнемотехнических средств:

  • непосредственная,
  • опосредованная.

Характер преобладающей в деятельности психической активности

Несмотря на то что все виды памяти, соответствующие данному критерию, не существуют обособленно, а тесно взаимодействуют между собой, Блонский выявил определенную специфику каждого из видов:

  • Двигательная (моторная) память. Классификация памяти в данном случае направлена на преобладание тех или иных движений. Так, например, этот вид является основополагающим при формировании навыков практической и двигательной деятельности (ходьба, бег, письмо и др.). В противном случае при осуществлении того или иного двигательного акта нам приходилось бы каждый раз осваивать его заново. При этом существует как определенная устойчивая часть данных навыков (например, каждый из нас имеет свой почерк, манеру подавать руку для приветствия, манеру пользоваться столовыми приборами и т.д.), так и изменчивая (определенное отклонение движений в зависимости от ситуации).
  • Образная память. Классификация памяти направлена на запоминание с точки зрения ведущей модальности (зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая, осязательная). Информация, воспринятая человеком ранее, после формирования образной памяти воспроизводится уже в форме представлений. Специфическими свойствами представлений является их фрагментарность, а также нечеткость и неустойчивость. Соответственно, воспроизведенный в памяти образ может в значительной мере отличаться от своего оригинала.
  • Эмоциональная память. Проявляется в процессе запоминания и воспроизведения чувств. Имеет чрезвычайно важное значение в психической деятельности индивида, так как эмоции являются прежде всего сигналом состояния наших потребностей и интересов, отношения нас с окружающим миром. Чувства, пережитые нами в прошлом и закрепленные в памяти, выступают впоследствии для нас в качестве побудителей/антипобудителей к тем или иным действиям. При этом, как и в предыдущем виде, воспроизведенные в памяти чувства могут существенно отличаться от своего первоначального оригинала (в зависимости от смены характера, содержания и силы определенного переживания).
  • Словесно-логическая память. Направлена на запоминание мыслей индивидом (размышления по поводу прочитанной книги, содержание разговора с друзьями и др.). В то же время функционирование мысли невозможно без участия языковых форм – отсюда название: словесно-логическая память. Классификация памяти, таким образом, включает в себя два подвида: когда необходимо запомнить только смысл материала без точного воспроизведения сопутствующих словесных выражений; когда необходимо также буквальное словесное выражение определенных мыслей.


Характер целей деятельности

  • Произвольная память. Сопровождается активным участием воли в процессе запоминания, закрепления и воспроизведения той или иной информации.
  • Непроизвольная память. Протекание основных механизмов памяти проходит без волевого усилия, автоматически. При этом по силе запоминания непроизвольная память может быть как слабее, так и, напротив, устойчивее произвольной.

Продолжительность закрепления/сохранения материала

Основные классификации памяти, как правило, всегда включают в себя временно́й критерий.

  • Кратковременная память. Сохраняет информацию после прекращения ее восприятия (действия на органы чувств соответствующих стимулов) в течение около 25-30 секунд.
  • Долговременная память. Является доминирующим видом запоминания для индивида, рассчитанным на хранение информации в течение длительного периода. При этом данная информация многократно используется человеком.
  • Оперативная память. Направлена на хранение конкретной информации в пределах решения соответствующей текущей задачи. Собственно, данная задача и определяет специфику оперативной памяти в той или иной ситуации. Классификация оперативной памяти также связана с временны́м критерием. В зависимости от условий решаемой задачи время хранения информации в оперативной памяти может варьироваться от нескольких секунд до нескольких дней.

Использование мнемотехнических средств

  • Непосредственная память. Классификация памяти в данном случае осуществляется с точки зрения наличия/отсутствия определенных вспомогательных приемов-средств. При непосредственном виде запоминания осуществляется процесс прямого воздействия воспринимаемого материала на органы чувств индивида.
  • Опосредованная память. Осуществляется при использовании индивидом специальных средств и приемов в процессе запоминания и воспроизведения материала.


Таким образом, между самой информацией и ее отпечатком в памяти используется дополнительное звено. В качестве подобных звеньев могут выступать специальные пометки, узелки, шпаргалки и т.д.

Память — это форма психического отражения действительности, заключающаяся в запечатлении, сохранении, узнавании и воспроизведении следов прошлого опыта. Память обеспечивает целостность личности человека и его связь с прошлым опытом.

Классификация видов памяти

По характеру психической активности


Образная - хранятся образы: зрительные представления, звуки, запахи


Эмоциональная - воспоминания о чувствах и эмоциях, которые когда-то переживал человек.


Двигательная - запоминания и воспроизведения движений.


Словесно-логическая - содержит информацию не в виде образов, а в виде словесных понятий (в том числе абстрактно-логических) или чисел. Это память на смысл изложения, его логику, на соотношение между элементами информации, получаемой в словесной форме.

По продолжительности сохранения материала


Мгновенная – этот процесс лежит в основе деятельности кино и телевидения


Кратковременная - от нескольких секунд до нескольких минут. Объем 7 единиц информации. Если человеку приходится запоминать массу информации, он может укрупнять единицы информации объединять в блоки, расширяя таким образом емкость своей памяти.


Долговременная - может хранить информацию как угодно долго - на протяжении всей жизни человека

По участию воли в процессе запоминания


Произвольная - случаи, когда перед человеком стоит задача запомнить ту или иную информацию и человек прилагает определенные волевые усилия для реализации данной задачи.

По способу заучивания


Механическая - запоминание информации путем многократного повторения в той форме, в которой она воспринимается, без ее преобразования и анализа.


Смысловая - запоминание не внешней формы, а смысла изучаемой информации.

Соответственно, у бухгалтера должна быть хорошо выражена словесно-логическая память, у владельца магазина — зрительная, у музыканта — слуховая, у таксиста — зрительная и двигательная и т. д. Характеристики памяти, с одной стороны, имеют исходные индивидуальные различия, а с другой — поддаются тренировке и улучшению.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

    РазмерСтиль
  • Режим чтения

В качестве наиболее общего основания для выделения раз­личных видов памяти выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизве­дению.

Классификация видов памяти

Отдельные виды памяти вычленяются в соот­ветствии с тремя основными критериями (рис. 1.4):

По характеру пси­хической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую.

По характеру целей деятельности — на непроиз­вольную и произвольную.

По продолжительности закрепле­ния и сохранения материалов (в связи с его ролью и местом в деятельности) — на кратковременную, долговременную и опе­ративную. [20, с. 245].

Классификация видов памяти по характеру психической активности была впервые предложена П. П. Блонским. Хотя все четыре выделенные им вида памя­ти (двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая) не существу­ют независимо друг от друга, и более того, находятся в тесном взаимодействии, Блонскому удалось определить различия между отдельными видами памяти. Рассмотрим характеристики этих четырех видов памяти.

Рис. 1.4. Классификация видов памяти (по А. Г. Маклакову)

Двигательная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Встречаются люди с ярко выраженным преобладанием этого вида памяти над другими ее видами. Огромное значение это­го вида памяти состоит в том, что она служит основой для фор­мирования различных практических и трудовых навыков, рав­но как и навыков ходьбы, письма и т.д. Без памяти на движе­ния мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять со­ответствующие действия. Обычно признаком хорошей двига­тельной памяти является физическая ловкость человека, сно­ровка в труде.

Двигательная память у ребенка возникает очень рано. Ее первые проявления относятся к первому месяцу жизни. Первоначально она выражается только в дви­гательных условных рефлексах, вырабатывающихся у детей уже в это время. В дальнейшем запоминание и воспроизведение движений начинают принимать сознательный характер, тесно связываясь с процессами мышления, воли и др. Осо­бо следует отметить, что к концу первого года жизни двигательная память дости­гает у ребенка такого уровня развития, который необходим для усвоения речи.

Развитие памяти происходит и в более позднее время. Так, двигательная память у детей дошкольного возраста до­стигает уровня развития, позволяющего уже выполнять тонко координированные действия, связанные с овладением письменной речью. Поэтому на разных ступе­нях развития проявления двигательной памяти качественно неоднородны. [12, с. 257-258].

Эмоциональная память — память на чувства. Эмоции всег­да сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потреб­ности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Эмоциональная память имеет поэтому очень важное значение в жизни и деятельности каждого че­ловека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства высту­пают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрица­тельные переживания.

Первые проявления памяти у ребенка наблюдаются к концу первого полугода жизни. В это время ребенок может радоваться или плакать при одном лишь виде того, что раньше доставляло ему удовольствие или страдание. Однако начальные проявления эмоциональной памяти существенно отличаются от более поздних. Это отличие заключается в том, что если на ранних этапах развития ребенка эмо­циональная память носит условно-рефлекторный характер, то на более высоких ступенях развития эмоциональная память является сознательной.

Образная память — память на представления, картины при­роды и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными вида­ми. Как и соответствующие ощущения, эти виды памяти осо­бенно интенсивно развиваются в связи со специфическими ус­ловиями деятельности, достигая поразительно высокого уровня в условиях компенсации или замещения недостающих видов памяти, например, у слепых, глухих и т.д.

Образная память начинает проявляться у детей примерно в то же время, что и представления, т. е. в полтора-два года.

Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в про­цессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, раз­говора с друзьями.

Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях: а) за­поминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохра­нение подлинных выражений не требуется; б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей (заучивание мыслей). Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное за­учивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием.

Развитие обоих видов словесно-логической памяти также происходит не параллельно друг другу. Заучивание наизусть у детей протекает иногда с большей легкостью, чем у взрослых. В то же время в запоминании смысла взрослые, наоборот, имеют значительные преимущества перед детьми. Это объясняется тем, что при запоминании смысла прежде всего запоминается то, что является наиболее существенным, наиболее значимым. В этом случае очевидно, что выделение существенного в материале зависит от понимания материала, поэтому взрослые легче чем дети, запоминают смысл. И наоборот, дети легко могут запомнить детали, но гораздо хуже запоминают смысл.

Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. Поскольку мысли могут быть воплощены в различную языко­вую форму, то воспроизведение их можно ориентировать на передачу либо только основного смысла материала, либо его буквального словесного оформления. Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то бук­вальное заучивание его оказывается уже не логическим, а меха­ническим запоминанием.

В словесно-логической памяти главная роль принадлежит второй сигнальной системе. Словесно-логическая память — специфически человеческая память в отличие от двигатель­ной, эмоциональной и образной, которые в простейших фор­мах свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится веду­щей по отношению к ним, и от ее развития зависит развитие всех других видов памяти. Словесно-логической памяти при­надлежит основная роль в усвоении знаний детьми в про­цессе обучения.

Существует, однако, и такое деление памяти на виды, кото­рое прямо связано с особенностями самой актуально выполня­емой деятельности. Так, в зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной па­мятью, в случаях, когда это целенаправленный процесс, гово­рят о произвольной памяти.

Непроизвольная и произвольная память вместе с тем пред­ставляют собой две последовательные ступени развития памя­ти. Каждый из опыта знает, какое огромное место в нашей жизни занимает непроизвольная память, на основе которой без специальных мнемических намерений и усилий форми­руется основная и по объему, и по жизненному значению часть нашего опыта.

Однако в деятельности человека неред­ко возникает необходимость руководить своей памятью. В этих условиях важную роль играет произвольная память дающая возможность преднамеренно заучить или припомнить то, что необходимо.

Для того, чтобы тот или иной материал закрепился в памяти, он должен быть соответствующим образом переработан субъектом. Такая переработка требует определенного времени, которое называют временем консолидации следов Субъективно этот процесс переживается как отзвук только что происшедшего события: на какое-то мгновение мы как бы продолжаем видеть, слышать и т.д., что уже непосредст­венно не воспринимаем (стоит перед глазами, звучит в ушах и т.д.). Эти процессы неустойчивы и обратимы, но они на­столько специфичны и их роль в функционировании меха­низмов накопления опыта столь значительна, что их рассмат­ривают в качестве особого вида запоминания, сохранения и воспроизведения информации, который получил название кратковременной памяти. В отличие от долговременной па­мяти, для которой характерно длительное сохранение мате­риала после многократного его повторения и воспроизведе­ния, кратковременная память характеризуется очень крат­ким сохранением.

Критерии, принятые нами за основание деления памяти на виды, связанные с различными сторонами человеческой дея­тельности, выступают в ней не порознь, а в органическом единстве (рис. 1.5).

Рис. 1.3. Сущность памяти (по М. В. Гамезо, И. А. Домашенко)

Индивидуальные различия в па­мяти людей могут быть двух видов: с одной стороны, память разных людей отли­чается преобладанием той или иной модальности — зрительной, слуховой, двигательной; с другой стороны, па­мять различных людей может отли­чаться и по уровню своей организа­ции.

Человек с наглядно-образным ти­пом памяти особенно хорошо запо­минает наглядные образы, цвет пред­метов, звуки, лица и т. п. Так, В. А. Моцарт, запоминал сложнейшие музыкальные произведения после одного прослушивания.

При словесно-логическом типе па­мяти лучше запоминается словесный, нередко абстрактный материал: поня­тия, формулы и т. п. Например, А. С. Пушкин мог прочесть наизусть длинное стихотворение, написан­ное другим автором, после двукратного его прочтения.

При эмоциональном типе памя­ти прежде всего сохраняются и вос­производятся пережитые человеком чувства.

Память – психический познавательный процесс, заключающийся в запечатлении, сохранении и последующем воспроизведении информации (того, что человек отражал, делал, переживал), что делает возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. К памяти относится и процесс забывания.

Таким образом, память – это важнейшее условие психической жизни личности. Она обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

1. Ассоциативное направление. Представители данного направления считают, что в основе памяти лежат ассоциации (ассоциация – связь между двумя психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого). Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Мы можем, встретившись с одним из этих предметов, по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним. Запомнить что-то, по мнению представителей этого направления, – значит связать то, что требуется запомнить, с чем-то уже известным – образовать ассоциацию.

3. Психоаналитическое направление. Психоаналитики большое внимание уделяют роли бессознательного уровня психики в запоминании, сохранении, забывании информации. В частности, ими показана значительная роль ранних эмоциональных переживаний, следы которых могут влиять на всю последующую жизнь человека. Также особое внимание уделяется ими тому, как негативная информация (воспринимаемая как несущая угрозу для Я) вытесняется из сознания и проявляет себя через сновидения, юмор, оговорки и другие проявления бессознательного.

4. Деятельностный подход. Основная идея, которая отстаивается учеными в рамках данной теории, сводится к следующему: процессы и механизмы памяти обусловлены содержанием и организацией осуществляемой человеком деятельности. Большое значение в изучении памяти имеет исследование конкретных механизмов интериоризации (интериоризация – формирование внутренних структур психики в результате усвоения структур внешней деятельности). Во многом на положениях именно этой теории строится учебная деятельность в школе: уделив должное внимание созданию оптимальных условий для учебной деятельности, мы способствуем развитию памяти детей.

Виды памяти.

Существует несколько подходов к классификации видов памяти. Наибольшее распространение в психологии получили классификации по следующим основаниям: 1) по характеру психической активности; 2) по длительности сохранения; 3) по характеру целей деятельности, 4) в зависимости от способа запоминания.

1) По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на 1) двигательную, 2) эмоциональную, 3) образную и 4) словесно-логическую.

Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений, и их последовательности. Данный вид памяти лежит в основе освоения таких конкретных видов деятельности, как ходьба, письмо, вождение автомобиля, спорт, вязание и др.

Эмоциональная память – это запоминание переживаний в связи с восприятием каких-либо значимых объектов, событий, ситуаций.

Образная память – это память, при которой информация запоминается в виде представлений (образы предметов, природы, искусства, запахов и т.д.). Условно можно сказать, что при образной памяти речь идет о запоминании образов восприятия (информации, полученной при помощи органов чувств). Когда человек способен сохранять и воспроизводить ранее воспринятые образы предметов и событий в самых подробных деталях, говорят о проявлении эйдетизма (или эйдетической памяти).

Словесно-логическая память связана с формами и операциями мышления и позволяет усваивать посредством слов продукты человеческой культуры.

2) По длительности сохранения воспринятой информации память бывает долговременной, кратковременной и оперативной (иногда выделяют также мгновенную и генетическую).

Кратковременная память – это быстрое запоминание информации на короткий срок. В течение каждого дня мы воспринимаем и запоминаем самую различную информацию, которая практически сразу забывается нами. Например, если вы переходите улицу и уступаете проезжающей машине, то чаще всего информация о ней вами будет забыта. Если же вас спросить об этом сразу, вы вероятнее всего сможете вспомнить цвет, форму и некоторые другие особенности машины.

Долговременная память – сохранение информации в психике в течение длительного времени. Считается, что долговременная память – самая сложная и важная система памяти, так как именно благодаря ней человек накапливает и трансформирует свой жизненный опыт. Информация запоминается нами на длительное время по разным причинам. Так, мы надолго запоминаем информацию, если: многократно воспринимаем те или иные объекты, ситуации, людей; при запоминании у нас возникают сильные эмоциональные переживания; если воспринимаемая информация очень значима для нас и др.

Оперативная память обеспечивает запоминание и сохранение информации, необходимой для обеспечения текущей деятельности. После прекращения деятельности эта информация чаще всего забывается, либо попадает в долговременную память.

3) По характеру целей деятельности память может быть произвольной и непроизвольной.

Непроизвольная память – это запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить и, соответственно, не затрачивается никаких волевых усилий.

В тех случаях, когда мы целенаправленно запоминаем нужную нам информацию, говорят о произвольной памяти. Произвольная память важна в любой деятельности, осуществляемой человеком:

4) Кроме того, в зависимости от способа запоминания память может быть механической и смысловой. Механическая память предполагает запоминание информации посредством многократного повторения, без установления смысловых связей между разными объектами. Смысловая память связана с установлением смысловых связей между запоминаемой и имеющейся в психике информацией. Помимо смысловой связи человек может использовать и ассоциативные связи. Некоторые ученые считают, что продуктивность смыслового запоминания информации примерно в 25 раз выше механического.

Память – это единый психический процесс запечатления, хранения и воспроизведения информации.

Память – это запечатление, сохранение и последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний и сведений.

По происхождению различают 3 вида памяти :

1) Генетическую – хранится в молекулах ДНК, устойчива к повреждениям.

2) Прижизненную – хранилище информации, кот. Человек получает от рождения до смерти.

3) Промежуточную – между наследственной и прижизненной (импринтинг-запечатление)

По характеру психической активности:

1) Образная – память на представления картин природы и жизни, звуки, запахи, вкусы

2) Вербальная – специфический человеческий вид памяти в отличие от двиг, эмоц, и обр..

3) Моторная – запоминание, сохранение, воспроизв. Различных движений и их систем.

4) Эмоциональная – память на чувства

По характеру целей деятельности и степени волевой регуляции:

1) Непроизвольная – предполагает ненамеренное запоминание, хранение и воспроизв. информ., при отсутствии специально поставленной цели что-либо запомнить.

2) Произвольная – целенаправленный процесс запоминая.

По длительности сохранения информации:

1) Мгновенная – связана с энерционностью органов чувств.

2) Кратковременная – кратковременно сохраняется информация, к которой привлечено внимание

Промежуточная память – промежуточная стадия между №2 и №3

3) долговременная память – не ограничена по объему и времени сохран. информации.

4) Оперативная – процессы, обсуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия и операции.

Процессы памяти. Способы управления памятью.

Память – это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом:

5) Запечатление – начинается на стадии мгновенной памяти, углубляется во время предачи информации в кратковременную память и укрепляется в долговременной памяти.

6) Запоминание (произвольное и непроизв.) – отличается от запечатления наличием установки на запоминание.Заключается в закреплении новой инф. В памяти путем связывания ее со старой.

7) Сохранение – накопление материала в памяти. Процесс памяти, выполняющий функцию удерживания и организации инф. в сознании.

8) Воспроизведение – процесс памяти, кот. заключается в актуализации опыта путем извлечения его из долговременной памяти и переводе в оперативную.

Реминисценция – это более полное и точное воспроизведение материала по сравнению с первоначально запечатленным.

Забывание – это процесс, выполняющий функцию выделения главной и оттеснения второстепенной информации.

Подавление – это активное забывание, торможение следов памяти на уровне сознания и вытеснение их в область бессознательного.

Память – это отражение прошлого опята. Запоминание, сохранение и воспроизведение человеком какой-либо информации. Необходимое условие всех психических процессов.

  • непроизвольная – запоминание при отсутствии мнемической установки (н/р, факты собственной жизни)
  • произвольная – при наличии мнемической установки. Основа обучения.

2. по механизму запоминания:

  • механическая – запоминание непонятного или трудного материала (повторение и воспроизведение близкое к оригиналу)
  • логическая – в основе осмысление материала.

3. содержание запоминаемого материала:

4. по длительности хранения информации:

  • иконическая
  • кратковременная
  • долговременная
  • оперативная

Индивидуальные характеристики процессов памяти. В процессе запоминания важны:

  • объём запоминаемой информации (в норме 7 +/- 2),
  • скорость запоминания (количество повторений и время для запоминания)
  • прочность хранения информации в памяти.

Скорость и прочность связаны – связь определяется типом темперамента:

холерики – скорость высокая, прочность низкая. сангвиники – скорость высокая, прочность высокая. флегматики – скорость низкая, прочность низкая. меланхолики – скорость низкая, прочность низкая.

Индивидуальные характеристики, относящиеся к видам памяти. Тип памяти связан с преимущественным развитием 1 из видов памяти.

  • наглядно-образный тип памяти (образная П): слуховой тип (воспринимает громкость, тембр, а не информацию) и зрительный тип
  • словесно-абстрактный тип (словесно-логический вид памяти)
  • смешанный тип – преобладание 1 типа над другим – активность правого полушария (образная) над левым (абстрактная)

Индивидуальные проявления нарушений памяти.

1. Амнезии – потери памяти, выпадение информации.

  • антероградная – неспособность запоминать новую информацию
  • ретроградная – выпадение информации о прошлом. Зависит от тяжести травмы.

  • афазия – страдает вербальная П (человек забывает название предметов)
  • агнозия – страдает зрительная П (узнаёт людей по голосу, а не виду)
  • апраксия – страдает двигательная П (человек не знает как пользоваться предметами)

В зависимости от длительности амнезии: временная и прогрессирующая

2. Гипермнезии – обострённая способность к воспроизведению информации (при высокой температуре, жаре человек может вспомнить то, что он думает забыл)

3. Гипамнезии – забывчивость. Связано с патологическими заболеваниями (атеросклеротические заболевания; возрастное)

4. Парамнезии – обманы памяти или ложные воспоминания.

5. Корсаковский синдром (из-за алкогольной интоксикации; исследовали хронических алкоголиков). Нарушение памяти на текущие события, дезориентация в пространстве и времени, ложные воспоминания. Причины: алкогольные интоксикации, психические и тяжёлые соматические заболевания, заболевания щитовидной железы, нарушения в деятельности НС, недостаток витамина В, отравления угарным газом, ртутью.

Условия эффективности мнемических процессов.

Условия успешности произвольного (волевого) запоминания:

  • интерес
  • установка на запоминание
  • сосредоточенность внимания
  • усилие воли, старание
  • уяснение смысла
  • использование разных приёмов запоминания
  • связь с тем, что уже известно

Условия успешности непроизвольного запоминания:

  • интерес
  • связь запоминаемой инфы с деятельностью (какое значение имеет данная инфа для выполнения деят-ти. Незавершённые операции запоминаются лучше)
  • частота встречаемости
  • степень самостоятельности умственной активности (трудная инфа запоминается лучше)

Виды и условия эффективности воспроизведения:

Воспроизведение – актуализация информации, которая заключается в переводе информации из долговременной П в оперативную П.

  • узнавание – воспроизведение в условиях повторного восприятия инф. Узнавание связано с восприятием, соотносим воспринимаемый объект с тем, что было в прошлом (тестирование, например)
  • собственно воспроизведение – без повторного восприятия. Наиболее связан с мышлением. Активный, а не механический процесс. Условия эффективности: 1. главное – хорошее запоминание. Структурировать процесс запоминания, разложить по полочкам, систематизировать материал в схему. 2. воспроизводить информацию в условиях запоминания (обстановка, место, психическое состояние).
  • воспоминание – воспроизведение не только информации, а и места, времени восприятия.
  • непроизвольное
  • произвольное

Причины забывания информации.

1. время, прошедшее после заучивания информации. Эксперименты:

  • Эббингауз – способ бессмысленных слогов. Резкое выпадение информации сразу после заучивания, затем медленнее. Чем осмысленнее материал, тем больше кривая отклоняется от кривой Эббингауза.


  • Пьерон – первые несколько дней полное воспроизведение, затем резкий спад и стабилизация.


  • Беллард – может вспомнить больше, чем воспроизвёл сразу после запоминания.

Открыл явление Реминесценции: проявляется в более эффективном отсроченном воспроизведении информации по сравнению с непосредственным воспроизв-ем.


Условия возникновения реминесценции:

1. при свободном воспроизведении материала проявляется сильнее. 2. при логическом запоминании материала. 3. степень освоения исходного материала. 4. отношение человека, степень интереса.

Причины возникновения рем-ции:

1. утомление после заучивания. 2. эмоциональное напряжение. 3. механизм непосредственного воспроизведения отличается от отсроченного.

2. Интерференция – отрицательное влияние предшествующей или последующей деятельности на сохранение информации в памяти.

  • ретроактивное торможение – отрицательное влияние последующей деятельности (1913г. Миллер, Пельцерер) Условия возникновения: 1. трудность последующей деятельности. 2. интервал времени между исходной и последующей деятельностью. 3. степень заучивания исх. и послед. материала. Чем выше степень заучивания исходной информации, тем меньше ретроактивное торможение и наоборот. 4. объём запоминаемой информации.
  • проактивное торможение – отрицательно влияние предшествующей деятельности (1927г. Уитли). Условия возникновения те же.

Тренировка памяти. Мнемоника – приёмы и системы, которые облегчают извлечение информации из памяти.

  • метод размещения – набор элементов надо ассоциировать со списком подсказок
  • метод ассоциаций по смежности
  • метод ассоциаций по контрасту
  • метод ассоциаций по категориям

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.