Особенности возникновения права шпора

Право, как социальный институт возникает практически вместе с государством, ибо во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Как невозможно существование государства без права (последнее организует политическую власть, выступает зачастую средством осуществления политики конкретного государства), так и права без государства (которое устанавливает, применяет и гарантирует юридические нормы). Именно органы государства становятся основными структурами, контролирующими выполнение правовых предписаний и реализующими в случае их нарушения соответствующие юридические санкции.

Если признать тот факт, что государство вызвано к жизни для экономического и политического управления всевозможными общественными делами, то для их реального осуществления оно должно было принимать общеобязательные правила поведения в виде юридических норм или придать общеобязательность правовым обычаям. Право — единственная форма, в которой государство может выражать свои веления в качепстве общеобязательных.

Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, правильные и справедливые. Наиболее ценные из них были санкционированы государством.

Право исторически возникло как классовое явление и выражало прежде всего волю и интересы экономически господствующих классов. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть древнейшие правовые акты рабовладельческой и феодальной эпох. Так, если раньше в случае кражи решающее значение придавалось тому, кем (сородичем или чужаком) она совершена (сородича обычно лишь принуждали вернуть похищенное), то теперь всякое посягательство на собственность влекло за собой жесткое наказание, а посягательство на имущество знати каралось особенно жестоко.

При нанесении побоев, увечье, убийстве, при оскорблении словом первостепенное значение приобрел вопрос не о родоплеменной, а о социальной принадлежности сторон. Например, во многих племенах кровь благородного оценивалапсь вдвове и втрое выше, чем кровь простолюдина, а часто вообще не имела цены, то есть не подлежала материальному возмещению.

Каждое сословие имело разное правовое положение, различные права и обязанности, привилегии и ограничения. Даже нарушения общих для всего государства запретов (запреты убивать, красть и др.) влекли разные (по порядку применения, по степени строгости) санкции по отношению к членам разных сословий и социальных групп (О.Э. Лейст).

Если обычаи содержались в сознании и поведении людей, то правовые нормы начали оформляться письменно для всеобщего сведения. Формальная определенность права — его важнейший признак, без которого права в принципе быть не может.

Право более сложный регулятор, чем обычаи, ибо кроме запретов в нём используются и такие способы правового воздействия, как дозволения и обязывания, создающие широкие возможности для разноуровнего упорядочения общественных отношений. Возникновение права — следствие усложнения социальных связей, обострения противоречий в обществе, с регулированием которых первобытные нормы справлялись всё меньше и меньше.

Правовые нормы складывались преимущественно тремя основными путями:

1) перерастание мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права и санкционирование их в этой связи силой государства;

2) правотворчество государства, которое выражается в издании специальных документов, содержащих юридические нормы — нормативных актов (законов, указов, постановлений и т.п.);

3) судебное право, состоящее из конкретных решений (принимаемых судебными органами и приобретающих характер образцов, эталонов для решения других аналогичных дел).

На процесс возникновения и развития права также оказывало влияние множество различных факторов, специфика географических, культурно–исторических и иных обстоятельств. В частности, на Востоке, где весьма велика роль традиций, обычаев, религии, право возникает под их сильным воздействием. Основными источниками права здесь выступают нравственно–религиозные воззрения и нормы (идеи Конфуция в Китае, Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.п.). В Европе же кроме обычаев все больше заявляли о себе правотворчество государственных органов (законодательные акты) и судебное право (прецеденты).

Контрольные вопросы:

1. Каковы основные признаки социальной власти, существовавшей в догосударственный период?

2. Какие виды социальных норм доминировали в догосударственном обществе?

3. Назовите причины и формы происхождения государства.

4. Какие факторы выступают главными в процессе происхождения государства с точки зрения материалистической теории?

Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.

  • 1 ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 2 МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 3 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С ДРУГИМИ ГУМАНИТАРНЫМИ НАУКАМИ
  • 4 ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 5 СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И НОРМЫ ПЕРВОБЫТНО—ОБЩИННОГО СТРОЯ
  • 6 ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  • 7 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА
  • 8 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  • 9 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА. КЛАССОВОЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА
  • 10 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ КАК ОСОБАЯ РАЗНОВИДНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ВЛАСТИ
  • 11 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ
  • 12 ПОНЯТИЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
  • 13 КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
  • 14 ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
  • 15 ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА. ФОРМА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
  • 16 СООТНОШЕНИЕ ФОРМЫ И ТИПА ГОСУДАРСТВА
  • 17 ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
  • 18 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
  • 19 ГОСУДАРСТВЕННО—ПРАВОВОЙ (ПОЛИТИЧЕСКИЙ) РЕЖИМ
  • 20 МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
  • 21 ОРГАН ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ
  • 22 ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА
  • 23 ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И СУБЪЕКТЫ. МЕСТО ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права. Шпаргалка (Л. Н. Терехова) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

7 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА

Возникновение права было вызвано необходимостью социального регулирования отношений между членами общества.

Относительно времени и порядка возникновения права существуют различные точки зрения:

1) возникновение права произошло по каким—либо одинаковым причинам и одновременно с возникновением государства;

2) право и государство – это различные явления общественной жизни, поэтому причины их возникновения не могут быть одинаковыми, и право в виде норм поведения возникает ранее, чем государство.

Возникновение права, как и возникновение государства, происходило в процессе длительного развития общества.

Основная норма поведения в период первобытно—общинного строя – обычай, который закреплял передаваемые из поколения в поколения варианты поведения в определенных ситуациях и отражал интересы всех членов общества в равной степени.

Признаки обычаев:

1) создание их обществом;

2) выражение в них воли и интересов общества, а не отдельных лиц, личные интересы которых не принимались во внимание;

3) передача их из поколения в поколение с закреплением в сознании людей;

4) закрепление в их наиболее рациональных вариантов поведения;

5) добровольное исполнение их в силу привычки, так как обычаи поддерживались не только мнением членов общества, авторитетом вождя и старейшин, но и угрозой наказания свыше;

6) обычай – форма выражения моральных, религиозных и иных требований;

7) отсутствие специального органа, охраняющего исполнение обычаев, так как они охранялись всем обществом и соблюдались добровольно;

8) отсутствие различия между правами и обязанностями.

Обычаями регламентировались все сферы деятельности в первобытном обществе, но со временем совместно с ними стали действовать и нормы общественной морали, религиозные догмы, которые были тесно связаны с обычаями и отражали представления о справедливости, добре и зле, честном и бесчестном. В процессе применения общинными и родовыми судами обычаев на практике появились прецедент и юридический договор.

В условиях расслоения общества и появления частной собственности перед обществом стал вопрос о необходимости нового социального регулятора общественных отношений, который мог бы обеспечить порядок в обществе. Для решения этого вопроса были созданы правовые обычаи (право), которые обеспечивались государством.

Признаки права:

1) создание и обеспечение государством, что выражало волю как общества, так и отдельной личности;

2) выражение в особых текстовых, письменных формах, которые создаются и реализуются в ходе осуществления специальных процедур;

3) предоставление прав и возложение обязанностей, чем регулируются отношения между членами общества;

4) охрана и поддержание мерами государственного воздействия.

  • 1 ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 2 МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 3 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С ДРУГИМИ ГУМАНИТАРНЫМИ НАУКАМИ
  • 4 ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 5 СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И НОРМЫ ПЕРВОБЫТНО—ОБЩИННОГО СТРОЯ
  • 6 ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  • 7 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА
  • 8 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  • 9 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА. КЛАССОВОЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА
  • 10 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ КАК ОСОБАЯ РАЗНОВИДНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ВЛАСТИ
  • 11 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ
  • 12 ПОНЯТИЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
  • 13 КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
  • 14 ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
  • 15 ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА. ФОРМА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
  • 16 СООТНОШЕНИЕ ФОРМЫ И ТИПА ГОСУДАРСТВА
  • 17 ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
  • 18 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
  • 19 ГОСУДАРСТВЕННО—ПРАВОВОЙ (ПОЛИТИЧЕСКИЙ) РЕЖИМ
  • 20 МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
  • 21 ОРГАН ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ
  • 22 ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА
  • 23 ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И СУБЪЕКТЫ. МЕСТО ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права. Шпаргалка (Л. Н. Терехова) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Наиболее ценные обычаи были санкционированы государством и стали важными источниками права (обычным правом). Цари (правители) ранних государств, продолжая общесоциальные традиции обычного права, в своих законах пытались поддерживать начала социальной справедливости: ограничивали богатство, ростовщичество, закрепляли справедливые цены и т.д. Это нашло отражение в древнейших правовых актах - законах Хаммурапи, XII таблиц, реформах Солона. Правда, несомненно, и то, что право с ранних этапов своего развития наряду с выполнением общесоциальных функций играло важную роль нормативно-классового регулятора, т. е. регламентировало общественные отношения в интересах экономически господствующего класса. В отличие от обычаев правовые нормы фиксируются в письменных источниках, содержат четко сформулированные дозволения, обязывания, ограничения и запреты. Изменяются процедура и порядок обеспечения реализации правовых норм, появляются новые способы контроля их выполнения: если раньше таким контролером были общество в целом, его общественные лидеры, то в условиях государства это полиция, армия. Споры разрешает суд.

Говоря об особенностях образования права, необходимо сказать, что процесс возникновения государства и права протекал во многом параллельно, при взаимном влиянии друг на друга. Условно выделяют особенности возникновения права на Востоке и Западе. Так, на Востоке, где очень велика роль традиций, право возникает и развивается под воздействием религии и нравственности, а основными его источниками становятся религиозные положения (поучения) - Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.д. В европейских странах наряду с обычным правом развиваются обширное, отличающееся более высокой, чем на Востоке, степенью формализации и определенности законодательство и прецедентное право. Это объясняется тем, что в результате перехода к производящей экономике, произошло общественное разделение труда, что, в свою очередь, способствовало повышению производительности индивидуального труда, дало возможность отдельным семьям существовать независимо от общины и изменило положение человека в обществе. Он стал свободным (относительно) благодаря способности личным трудом удовлетворять свои потребности. Возникла необходимость в защите интересов индивидуальных производителей от возможного произвола и обмана со стороны других лиц с помощью норм права. В результате возникает насущная потребность в праве как таком социальном регуляторе, который бы установил и закрепил господство имущих классов с помощью обязательных для всех правил. Право на Западе появляется, с одной стороны, как мера общественной и индивидуальной свободы производителя-собственника, а с другой - как фактор согласования различных, несовпадающих интересов людей. В западных странах право развивалось от обычая к правовому обычаю, т. е. государство санкционировало обычаи, которые способствовали защите и осуществлению государственных интересов. Далее развитие шло от правовых обычаев к законам, судебным и административным прецедентам, договорам.

Контрольные вопросы

1. Какова специфика социальных норм, существовавших в догосударственный период?

2. Назовите причины и формы происхождения государства.

3. К представителям какой теории происхождения государства относится А.Н. Радищев?

4. Основоположником какой теории возникновения государства является Аристотель?

5. Какие факторы выступают главными в процессе происхождения государства с точки зрения материалистической теории.

6. В чем специфика возникновения права?

Список литературы

1. Аврутин Ю.Е. Государство и право. Теория и практика. 2-е изд. М., 2009.

2. Дробязко С.Г., Козлов В.С. Общая теория права: Учебное пособие для вузов. Минск, 2005.

3. Кашанина Т.В. происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы. 2-е изд. М., 2004.

4. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. - 7-е изд. СПб.: Питер, 2007.– 512 с.

5. Ленин В.И. О государстве // Полн. собр. соч. Т. 39

6. Матузов Н.И., Малько А.В., теория государства и права. М., 2013.

7. Пиголкин А.С. Общая теория права. М., 1995.

8. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре или Принципы политического права. М., 1969

9. Хорошильцев А.И. Государственная власть в системе социальной власти: теоретико-правовое исследование. М., 2004.

10. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1985.

1 ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Любая наука представляет собой систему знаний о явлениях и процессах, которая характеризуется специфичным для нее объектом и предметом. Многообразие наук приводит к многообразию объектов и предметов человеческого познания.

1) естественные (изучающие природу во всех ее формах и проявлениях);

2) технические (изучающие закономерности развития и функционирования техники);

3) гуманитарные (изучающие человеческое общество), которые делятся на отдельные отрасли человеческого познания.

Все они отличаются друг от друга спецификой предмета и метода их изучения.

Теория государства и права относится к гуманитарным наукам.

Особенности теории государства и права:

1) наличие общих специфических закономерностей, так как теория государства и права изучает государство и право в целом и исследует не всякие, а наиболее общие закономерности возникновения, существования, дальнейшего развития и функционирования государства и права как единых и целостных систем в явлениях общественной жизни;

2) разработка и изучение таких основных вопросов юридических и общественных наук, как сущность, тип, форма, функции, структура и механизм действия государства и права, правовая система, развитие и соотношение современных государственных и правовых систем, основные проблемы в современном понимании государства и права, общая характеристика политико—правовых доктрин и др.;

3) выражение познаний закономерностей развития и функционирования государства и права в формулировании понятий (научных абстракций, отражающих систему взаимосвязанных признаков, которые позволяют отграничить явление от иных родственных явлений общественной жизни) и определений (кратких разъяснений сущности понятий путем перечисления их наиболее характерных свойств) государственно—правовых явлений, а также в выработке идей, выводов и научных рекомендаций, которые будут способствовать развитию государства и права;

4) исследование государственных и правовых явлений в органическом единстве и системном влиянии на другие явления и процессы;

5) отражение в предмете как состояния и структуры государства и права, так и их динамики, т. е. функционирования и совершенствования. С учетом вышеперечисленных особенностей

можно сказать, что предмет теории государства и права – это государственные и правовые явления по поводу:

1) возникновения, развития и функционирования государства и права;

2) развития правосознания и правовой культуры;

3) соблюдения принципов демократии, законности и правопорядка;

4) использования, применения, соблюдения и исполнения норм права, а также основных государственно—правовых понятий, общих для всех юридических наук в целом.

2 МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Метод теории государства и права – система принципов, способов, приемов научной деятельности, посредством которых осуществляется процесс получения объективных знаний о сущности и значении государственных и правовых явлений.

Виды методов теории государства и права:

1) всеобщие методы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления (диалектика, метафизика);

2) общенаучные методы, используемые в различных областях научного познания и независящие от отраслевой специфики науки:

а) общефилософские – методы, используемые в течение всего процесса познания (метафизика, диалектика);

б) исторический – метод, с помощью которого государственно—правовые явления объясняются историческими традициями, культутой, общественным развитием;

в) функциональный – метод выяснения развития государственно—правовых явлений, их взаимодействия, функций;

г) логический – метод, основанный на использовании:

– анализа – разделения объекта на части;

– синтеза – соединения в единое целое ранее разделенных частей;

– системности – исследования государственно—правовых явлений как систем;

3) частнонаучные (специальные) методы,

направленные на изучение особенностей предмета познания:

а) формально—юридический. Позволяет познать структуру государства и права, их развитие и функционирование на основании политических и правовых понятий;

б) конкретно—социологический. Оценивает государственное управление и правовое регулирование посредством анализа информации, полученной при анкетировании, опросе, обобщении юридической практики, исследовании документов и т. п.;

в) сравнительный. Способствует выявлению особенностей государственно—правовых явлений на основе сопоставления с аналогичными явлениями, но только в других отраслях, регионах или странах;

г) социально—правовой эксперимент. Позволяет экспериментально проверить использование на практике научных гипотез и предложений и включает в себя методы:

– статистический. Основан на количественных способах изучения и получения данных, которые объективно отражают состояние, динамику и тенденции развития государственно—правовых явлений;

– моделирования. Государственно—правовые явления изучаются на их моделях, т. е. путем мыслительного, идеального воспроизведения исследуемых объектов;

– синергетики. Является необходимым для установления закономерностей самоорганизации и саморегулирования социальных систем и т. д.

3 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С ДРУГИМИ ГУМАНИТАРНЫМИ НАУКАМИ

Государство и право – объект изучения многих юридических и гуманитарных наук, в том числе и теории государства и права. Теория государства и права занимает ведущее место в системе юридических наук, так как основным для нее является исследование государства и права.

Теория государства и права изучает закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, связанные с ними общественные отношения, формирует основные правовые понятия, которые являются теоретической базой для других юридических и гуманитарных наук.

Среди юридических наук теория государства и права имеет особое методологическое значение, так как в отличие от историко—правовых наук она не изучает государство и право в историческом развитии и хронологической последовательности, а определяет общие закономерности государственно—правового функционирования, анализирует и обобщает конкретные исторические данные, факты, события и процессы. В отличие от отраслевых юридических наук и независимо от времени и пространства теория государства и права обобщает отраслевые юридические знания, определяет их взаимосвязь, устанавливает юридические явления и процессы, которыми впоследствии все отраслевые юридические науки руководствуются.

Теория государства и права – обобщающая наука, поскольку для отраслевых юридических наук (гражданского, уголовного, трудового, административного права и т. д.) она имеет руководящее и координирующее значение.

Теория государства и права также тесно взаимосвязана с такими гуманитарными науками, как:

1) история, которая изучает государство и право в хронологической последовательности, учитывая при этом конкретные государственно—правовые явления и исторические процессы. Взаимосвязь теории государства и права с историей проявляется в использовании конкретных явлений, процессов и данных истории как науки в целом;

2) философия, которая является методологической основой теории государства и права, так как возникновение, развитие и сущность права познаются на основе законов общественного развития. Философия определяет место и роль государственно—правовых явлений в общем историческом процессе;

3) экономическая теория, которая исследует экономические законы развития общественной жизни и влияние государственно—правовых явлений на экономику;

4) политология, изучающая влияние государства и права на политическую среду, политику и политические системы, тесно соприкасаясь с теорией государства и права, которая исследует место и роль государства и права в политической системе общества.

4 ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Функции теории государства и права – основные направления исследовательской деятельности, которые раскрывают и показывают роль теории государства и права как науки в общественной жизни и юридической практике.

Функции теории государства и права:

1) онтологическая – функция, которая изучает государственно—правовые явления, исследует их и анализирует;

2) гносеологическая – функция, с помощью которой познается государство и право, а также иные государственные и правовые явления, осуществляется получение необходимых знаний (при этом они объясняются с научных позиций);

3) прогностическая – функция, с помощью которой теория государства и права прогнозирует развитие государства и права в будущем, выявляя закономерности их развития и возникающие в связи с этим проблемы;

4) методологическая – функция, при осуществлении которой теория государства и права выступает в качестве методологической основы для всех юридических наук, так как, обобщая государственно—правовую практику, она исследует методологические вопросы всей юридической науки, вырабатывает основополагающие государственно—правовые понятия, положения и выводы, которые используются другими юридическими науками в качестве базовых при исследовании своих предметов;

5) прикладная – функция, состоящая в разработке практических рекомендаций для различных сфер государственно—правовой действительности;

6) политическая (политико—управленческая или организационно—управленческая) – функция, направленная на разработку средств и методов преобразования правовых и государственных институтов применения норм права, укрепления законности, образования органов государства, обеспечения научности государственного управления, а также формирования научных основ внутренней и внешней политики;

7) эвристическая – функция, посредством которой теория государства и права с помощью логических приемов, правил исследования открывает закономерности в развитии государства и права;

8) идеологическая – функция, которая характеризуется сбором идей, взглядов, представлений о государстве и праве для выработки научной основы объяснения государственно—правовых явлений;

9) практически—организаторская – функция, которая выражается в том, что теория государства и права вырабатывает рекомендации, направленные на совершенствование государственно—правового строительства, законодательства и юридической практики;

10) воспитательная – функция, посредством которой теория государства и права помогает в решении задач правового воспитания;

11) теоретико—познавательная – функция, заключающаяся в объяснении, научной интерпретации государственно—правовых явлений;

12) учебная – функция, обеспечивающая общетеоретическую подготовку.

5 СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И НОРМЫ ПЕРВОБЫТНО—ОБЩИННОГО СТРОЯ

Для защиты от внешней среды и совместного добывания пищи первобытные люди создавали объединения, которые были неустойчивыми и не могли обеспечить необходимые условия для выживания. Экономика в первобытно—общинных объединениях характеризовалась присваивающей формой, так как добытые продукты питания распределялись поровну и обеспечивали минимальные потребности его членов.

Первичное объединение организации людей – род, в котором взаимоотношения его членов обладали кровнородственным характером. С развитием жизни роды объединялись в племена, союзы племен.

Во главе родов находились вожди и старейшины, поведение которых являлось примером для других. В повседневной жизни вожди и старейшины рода признавались равными среди равных. Общее собрание всего взрослого населения признавалось высшей властью, которое также обладало и судебной функцией. Отношения между племенами регулировались советом старейшин.

Со временем объединения людей стали нуждаться в социальном регулировании, так как перед ними стала необходимость в согласовании деятельности, которая была бы направлена на определенную цель и обеспечивала бы их выживание. На ранних стадиях первобытно—общинного строя поведение человека регулировалось на уровне инстинктов и физических ощущений установлением многочисленных запретов

в виде заклятий, обетов, зароков и табу, так как первобытное общество не знало норм морали, религии и права.

Основные формы норм, которыми регулировалось поведение людей в первобытнообщинном строе:

1) миф (эпос, сказание, предание) – художественно—образная или предметно—фантастическая форма передачи информации о запретном поведении или необходимом поведении. Информация, передаваемая через миф, приобретала характер святости и справедливости;

2) обычай – передача информации нормативного и поведенческого характера из поколения в поколение. В форме обычаев закреплялись варианты поведения людей в социально значимых ситуациях, выражая при этом интересы всех членов общества. По своему содержанию обычаи могли быть моральными, религиозными, правовыми, а также включать в себя одновременно моральное, религиозное и правовое содержание. Обычаи регламентировали все сферы деятельности в первобытном обществе. Их сила состояла не в принуждении, а в привычке людей руководствоваться и следовать за обычаем. Впоследствии в обществе обычаи стали использоваться совместно с нормами морали и религиозными догмами;

3) ритуал – совокупность действий, которые совершались последовательно и имели символический характер;

4) религиозный обряд – совокупность действий и религиозных знаков, направленных на символическое общение со сверхъестественными силами.

Цари (правители) ранних государств, продолжая общесоциальные традиции обычного права, в своих законах пытались поддерживать начала социальной справедливости: ограничивали богатство, ростовщичество, закрепляли справедливые цены и т.д. Это нашло отражение в древнейших правовых актах – законах Хаммурапи, XII таблиц,реформах Солона. Правда, несомненно и то, что право с ранних этапов своего развития наряду с выполнением общесоциальных функций играло важную роль нормативно-классового регулятора, т.е. регламентировало общественные отношения в интересах экономически господствующего класса.

Возникновение права – закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений.

В отличие от обычаев правовые нормы фиксируются в письменных источниках, содержат четко сформулированные дозволения, обязывания, ограничения и запреты. Изменяются процедура и порядок обеспечения реализации правовых норм, появляются новые способы контроля за их выполнением: если раньше таким контролером были общество в целом, его общественные лидеры, то в условиях государства это полиция, армия. Споры разрешает суд. Правовые нормы отличаются от обычаев и санкциями: значительно ужесточаются меры наказания за посягательства на собственность социальной верхушки, наказания за преступления против личности дифференцируются в зависимости от статуса потерпевшего – свободного, раба, мужчины, женщины.

Говоря об особенностях образования права, необходимо помнить, что процесс возникновения государства и права протекал во многом параллельно, при взаимном их влиянии друг на друга. Так, на Востоке, где очень велика роль традиций, право возникает и развивается под воздействием религии и нравственности, а основными его источниками становятся религиозные положения (поучения) – Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.д. В европейских странах наряду с обычным правом развиваются обширное, отличающееся более высокой, чем на Востоке, степенью формализации и определенности законодательство и прецедентное право.

2) Обычаи— это правила поведения, сложившиеся под воздей­ствием обст-в и выполняемые в силу привычки.Традиции— это исторически сложившиеся правила пове­д-я, выполняемые под воздействием обществ-го мнения.Нормы морали— правила повед-я, сложившиеся в об­щ-ве в соотв-вии с общепринятыми представлениями о до­бре и зле, выполняемые в силу внутреннего убеждения.Религиозные нормы— это правила повед-я, сложив­шиеся в соотв-и с духовными потребностями чел-ка, вы­полняемые в силу внутреннего убеждения.Корпоративные нормы— это правила повед-я, ус­т-е обществ-ми организациями для своих членов, охраняемые от нарушений уставными мерами.Нормы права— это правила повед-я, уст-е ли­бо санкционированные гос-вом и обеспеченные его силой.

Соц. нормы м. б. классифицированыпо различ­ным основаниям:

1. По источнику возникновения различают: обычаи (традиции), нормы морали, религиозные нормы, корпоративные и юридиче­ские.

2. По сфере урегулирования общественных отношений: выделяют политические, организационные эстетические и правовые нормы.

3. По способу выражения: письменные и устные соц. нормы.

Понятие и признаки права.

Право- совокупность общеобязат-х, формально-определенных норм, кот-е выражают гос. волю общества, ее общечеловеческий и классовый хар-р; издаются или санкционируются гос-вом и охраняются от нарушений возможностью гос. принуждения; являются властно-официальным регулятором общественных отношений.

Признаки права.

2)Формальная определенность. Предполагает закрепление правовых норм в каких-либо источниках. Нормы права официально закрепляются в законах, иных нормативных актах, которые подлежат единообразному толкованию. Впрецендентом правеформальная определенность достигается официальной публикацией судебных решений, признаваемых в качестве образцов, обязательных при рассмотрении аналогичных юридических дел. Вобычном правеона обеспечивается формулой закона, который санкционирует применение обычая, либо текстом судебного решения принятого на основании обычая.

3)Системность. Право – это прежде всего совокупность, а точнее – система норм или правил поведения. Это не случайный набор случайных норм, а строго выверенная, упорядоченная совокупность вполне определенных правил поведения, это - система.

4) Связь с гос-вом.В мире сущ. множество систем различных соц. норм, но только система правовых норм исходит от государства. Создавая нормы права, гос-во действует непосредственно через свои уполномоченные органы.

5)Интеллектуально - волевой характер. Право проявление воли и сознания людей.Интеллектуальная сторонаправа состоит в том, что оно есть форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений – предмета правового регулирования. В праве отражаются и выражаются потребности, цели и интересы общества, отдельных лиц и организаций.

Волевое началоправа нужно рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, в основе содержания права лежат социально-правовые притязания отдельных лиц, их организаций и социальных групп, и в этих притязаниях выражается их воля. Во-вторых, регулирующее действие права, возможно, лишь при

6)Обеспеченность возможностью государственного принуждения. Государственное принуждение - специфический признак права, отличающий его от иных форм социального регулирования: нравственности, обычаев, корпоративных норм. Государственное принуждение подразделяется на: физическое и психическое.

Под физическим принуждениемпонимаются всякие предусматриваемые правом меры, состоящие в применении физической силы для поддержания правопорядка, в том числе репрессивные меры, например, заключение в тюрьму, смертная казнь и т. п.

При психологическом принуждениина первом плане стоит страх подвергнуться тем мерам, которые предусмотрены правом на случай неповиновения. Именно страх психически принуждает граждан сообразовывать своё поведение с требованиями права.

7) Общеобязательный характер.Общеобязательность означает непременность выполнения всеми членами общества требований, содержащихся в нормах права. Она возникает вместе с нормой права, вместе с нею развивается и одновременно с отменой акта, содержащего нормы права, прекращается.

3) Решение референдума

ешение, принятое народным голосованием по вопросам, вынесенным на референдум. Вследствие того, что референдум является формой высшего непосредственного выражения власти народа, принимаемые на референдуме решения обладают особой юридической силой: они являются общеобязательными, не требуют дополнительного утверждения и могут быть отменены либо изменены посредством принятия решения на новом референдуме. Решение, принятое на референдуме Российской Федерации, действует на всей территории Российского государства. Решения референдумов субъектов Российской Федерации действуют на территории соответствующих субъектов Федерации. Решения, принимаемые местными референдумами, действуют на территориях соответствующих муниципальных образований. Отмеченные особенности юридической силы принимаемых на референдумах решений не дают оснований для их исключения из системы правовых актов, для признания этих решений особой наивысшей формой права, стоящей над нормативно-правовой системой. Юридическая сила решений, принимаемых на референдумах, их иерархическое положение в системе правовых актов связано не с природой референдума, а зависит прежде всего от правовой формы, которую приобретает народное решение. См. Нормативный правовой акт. Решение, принятое на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, регистрируется в органах государственной власти или органах местного самоуправления. Если для реализации решения, принятого на референдуме, требуется издание дополнительного нормативного правового акта, орган государственной власти, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязаны в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки данного нормативного правового акта. Решение референдума может быть отменено или изменено путем принятия иного решения на референдуме, но не ранее двух лет после его принятия либо признано недействительным в судебном порядке. Основаниями для отмены судом решения, принятого на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, являются: а) нарушение установленного Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования порядка проведения референдума, повлекшее невозможность с достоверностью определить результаты волеизъявления участников референдума; б) несоответствие закона, на основании которого проводился референдум субъекта Российской Федерации, несоответствие устава муниципального образования, на основании которого проводился местный референдум, Конституции Российской Федерации, а также федеральному конституционному закону, федеральному закону, а при проведении местного референдума - также конституции (уставу) и закону субъекта Российской Федерации, действовавшим на момент проведения данного референдума, повлекшие невозможность с достоверностью определить результаты волеизъявления участников референдума; в) противоречие решения, принятого на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, а для местного референдума - также и закону субъекта Российской Федерации. В случае, если после проведения референдума субъекта Российской Федерации по вопросу, находящемуся в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, издан федеральный закон по данному вопросу, решение, принятое на референдуме и не соответствующее данному федеральному закону, не применяется.

4) Нормы, изданные государством, или законодательные.Эти нормы разрабатываются и принимаются различными федеральными государственными органами (Госдумой, Президентом, Правительством, министерствами и ведомствами); Нормативные акты, в которых они содержатся, имеют соответствующие наименования (законы, указы, постановления, инструкции).
Субъекты Федерации также могут создавать нормы права, которые вместе с общефедеральными образуют единую иерархическую систему. Программа, содержание всех этих юридических норм задаются центром. Эта заданность осуществляется на основе принципа непротиворечивости норм, принятых нижестоящим органом, нормам, изданным органом вышестоящим и по этому имеющим высшую юридическую силу.

В нашем государстве законодательные нормы весьма многочисленны, что в определенной мере есть наследие авторитарной системы, стремящейся урегулировать все и вся и не предоставляющей человеку свободы в выборе своего поведения. В либеральных государствах их доля значительно меньше, поскольку государство стремится урегулировать лишь наиболее важные аспекты общественной жизни, предоставляя гражданам и организациям возможность решать многие интересующие их вопросы самостоятельно.

5)Виды права – то же, что и отрасли права – это элементы, составляющие комплекс всех правовых норм, каждый из которых регулирует какую-то конкретную группу отношений в обществе. Виды права, в свою очередь, делятся на институты права. Например, конституция как норма права и конституционный суд являются институтами конституционного права.

В системе права все отрасли делятся на материальное право (непосредственное воздействие на общественные отношения и прямое их регулирование) и процессуальное право (порядок и процедура осуществления прав и обязанностей объектов права). То есть, материальное право, грубо говоря, - конкретное и практическое, а процессуальное – общее и теоретическое.

Виды материального права:

  1. Конституционное право – регулирование отношений личности и государства, организация государства и его конституционные характеристики.
  2. Административное право – регулирование отношений государственных органов, должностных лиц, а также публичные функции государства.
  3. Гражданское право – имущественные и личные неимущественные отношения, права собственности и т.д.
  4. Предпринимательское право – правовые нормы организации и ведения предпринимательской деятельности.
  5. Трудовое право– отношения в сфере наемного труда и рынка труда.
  6. Финансовое право – отношения в сфере налогообложения, государственных денежных средств и ценных бумаг.
  7. Уголовное право – общественные отношения, связанные с правонарушениями преступного характера, и наказание (уголовная ответственность).
  8. Экологическое право – взаимодействие общества и природы, охрана окружающей среды и экологическая безопасность.
  9. Семейное право – регулирует семейные отношения и, связанные с ними, имущественные отношения.
  10. Право социального обеспечения – распределение части ВВП населению путем денежных выплат, социального страхования, социальных услуг, льгот, а также реализация соответствующих правовых норм.

Виды процессуального права:

  1. Гражданское процессуальное право.
  2. Уголовно-процессуальное право.
  3. Арбитражный процесс (характерно только для России).

Таковы основные отрасли права. Кроме них эксперты выделяют еще несколько, более конкретных, так называемых, комплексных отраслей:

  • коммерческое право;
  • банковское право;
  • транспортное право;
  • аграрное право;
  • жилищное право;
  • авторское право;
  • наследственное право;
  • земельное право;
  • таможенное право;
  • муниципальное право;
  • налоговое право;
  • уголовно-исполнительное право.

Есть еще одна отрасль права, стоящая особняком – международное право. Это совсем другая правовая система, так как все предыдущие виды относятся к внутренней политике, а эта – к внешней.

Международное право – это система правовых норм, регулирующих отношения между государствами, отношения с участием иностранных субъектов и объектов права, учитывающая иностранные нормативно-правовые акты и правовые особенности.Виды международного права:

  • международное публичное право;
  • международное частное право;
  • наднациональное право (собственно межгосударственные отношения).

Функции права.

Под функциями права правоведы понимают направления воздействия права на общественные отношения. Все отрасли права выполняют два типа функций, каждый из которых делится на несколько видов функций права:

  1. Общесоциальные функции права:
    • экономическая функция (гражданско-правовые договоры и перемещение материальных благ);
    • политическая функция (деятельность субъектов политической системы);
    • коммуникативная функция (связь между объектами управления);
    • экологическая функция (экологическое право).
  1. Специально-юридические функции права:
    • регулятивная (правила поведения в обществе, обеспечение общественного порядка);
    • охранительная (охрана значимых общественных отношений);
    • оценочная (определение правомерности или неправомерности поступков и действий);
    • воспитательная (воздействие на поведение людей и привитие социальных норм).

Все перечисленные функции права обеспечивают нормативность общественной жизни и отражают сложнейший процесс правового регулирования и правового воздействия.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.