Особенности производства по отдельным категориям административных дел шпора

знать отдельные категории административных дел, особенности производства по отдельным категориям административных дел;

уметь применять полученные знания при производстве по отдельным категориям административных дел;

владеть навыками участия в производстве по отдельным категориям административных дел.

Ранее уже было отмечено, что законодатель устанавливает дифференцированное административное судопроизводство, включая особенности производства по отдельным категориям административным дел. Этому посвящен раздел 4 КАС РФ, который в свою очередь выделяет следующие 12 категорий административных дел:

- производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов;

- производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

- производство по административным делам, рассматриваемым дисциплинарной коллегией Верховного Суда РФ;

- производство по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ;

- производство по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости;

- производство по административным делам о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок;

- производство по административным делам о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации;

- производство по административным делам о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение;

- производство по административным делам об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;

- производство по административным делам о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке;

- производство по административным делам о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке;

- производство по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций.

Процессуальные особенности производства по перечисленным делам сводятся к следующему.

Во-первых, предметом судебной деятельности являются публично-правовые отношения: об административном, избирательном, налоговом либо ином праве. В качестве одного из участников производства всегда выступает соответствующий орган государственной власти либо местного самоуправления, контрольные органы (например, органы, наделенные в соответствии с Федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей - ч.1 ст. 286 КАС РФ), их должностные лица.

Во-вторых, законодателем регламентированы в каждом случае обстоятельства, подлежащие обязательному доказыванию по делу. Например, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

При рассмотрении и разрешении административных дел, по которым законодателем установлены особенности производства, суд не связан основаниями и доводами, заявленными в административном исковом заявлении. К обязательному участию в доказывании привлекаются органы государственной, муниципальной власти, контрольные органы.

В-третьих, учитывая особую природу правоотношений, законодатель устанавливает сокращенные сроки производства по административному исковому заявлению (например, в течении пяти дней по административным делам о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке - ч.2 ст. 283 КАС РФ). Исключение составляет производство по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций. Административное дело рассматривается в срок, не превышающий трех месяцев со дня подачи соответствующего административного искового заявления в суд - ч. 1 ст. 289 КАС РФ. Судебное решение, как правило, подлежит немедленному исполнению (например, немедленному исполнению подлежит решение суда о включении гражданина в список избирателей ч.6 ст. 244 КАС РФ).

В-четвертых, в силу специфики публично-правовых отношений в этих производствах не используются такие институты, как соглашение о примирении, возможность подачи встречного административного искового заявления. Не могут осуществляться такие процессуальные действия, как признание административного искового заявление либо отказ от административного искового заявления.

Упрощенное (письменное)производство по административным делам

Дела, рассматриваемые в порядке административного судопроизводства, характеризуются достаточным разнообразием. С учетом правовой и фактической сложности административного дела законодатель предусмотрел в качестве самостоятельной формы упрощенное (письменное) производство по делу, которое регламентировано в разд. 5 КАС РФ. Это есть вид ускоренного порядка рассмотрения административного дела.

Для применения данного вида производства необходимо соблюдение следующих условий (ст. 291 КАС РФ):

1) всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным;

2) ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела;

3) указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает 20 тыс. руб.;

4) в иных случаях, предусмотренных КАС РФ (например, ч.5 ст. 216 КАС РФ).

Производство в суде первой инстанции включает все стадии: возбуждение административного дела, подготовку административного дела к судебному разбирательству, судебное разбирательство. Однако производство в этих стадиях отличает ускоренный и упрощенный характер.

Судебное определение о возможности применения правил упрощенного (письменного) производства выносится на стадии подготовки к судебному разбирательству. При этом устанавливается десятидневный срок для представления в суд сторонами возражений относительно применения этого порядка. Если возражений не поступило, судья проводит судебное разбирательство в упрощенном порядке в срок, не превышающий десяти дней со дня определения о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

Особенность судебного разбирательства заключается в том, что производство осуществляется судьей единолично, без участия сторон по материалам административного дела, и, соответственно, без ведения протокола судебного заседания. Судебное исследование доказательств осуществляется в объеме, представленном участниками до судебного разбирательства. Доказательства представлены в письменной форме, включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если КАС РФ предусмотрено вступление прокурора в судебном процессе.

Упрощение процедуры судебного разбирательства достигается не только ограничением объема исследуемых доказательств, но и ограничением участников в распорядительных действиях. По смыслу закона административный истец не может изменить предмет или основания административного искового заявления, стороны не могут заключить соглашение о примирении.

Решение по административному делу, рассмотренному в порядке упрощенного (письменного) производства, принимается с учетом общих правил, установленных гл. 15 КАС РФ, и соответствующих существу упрощенного (письменного) производства. Копия решения направляется лицам, участвующим в деле, не позднее следующего рабочего дня после дня принятия решения. Решение судьи может быть обжаловано в апелляционном порядке в сокращенный срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Контрольные вопросы

1. Перечислите дела, относящиеся к отдельной категории в административном судопроизводстве.

2. Раскройте особенности упрощенного производства в административном судопроизводстве.

3. Перечислите особенности производства по отдельной категории административных дел.

Кроме рассмотренных выше принципов и общих правил конституцион­ного судопроизводства, обязательных для любой процедуры, раздел третий Закона о Конституционном Суде устанавливает особые правила производ­ства по рассмотрению дел: о соответствии Конституции Российской Феде­рации нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними; о соответствии Конституции Российской Федерации не всту­пивших в силу международных договоров Российской Федерации; по спо­рам о компетенции; по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан; по толкованию Конституции Российской Федерации; о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обви­нения Президента Российской Федерации.

1. Рассмотрение дел о соответствии Конституции РФ норма­тивных актов органов государственной власти и договоров между ними. Правом обращения в Конституционный Суд по данной категории дел обла­дают: Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государствен­ная Дума, одна пятая членов (депутатов) Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Феде­рации, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Рос­сийской Федерации.

Основаниями допустимости запроса по данной процедуре являются:

- если заявитель считает данные акты или договоры не подлежащими действию из-за неконституционности либо подлежащими действию вопре­ки официально принятому решению об отказе применять и исполнять их как не соответствующие Конституции Российской Федерации;

- если нормативный акт издан по вопросу, относящемуся к ведению органов государственной власти Российской Федерации или к совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов субъектов Российской Федерации (ст. 85).

Конституционный Суд устанавливает соответствие: по содержанию норм; по форме нормативного акта или договора; по порядку подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в действие; с учетом разделения властей и разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами госу­дарственной власти субъектов Федерации.

Проверка конституционности нормативных актов и договоров, приня­тых до вступления в силу Конституции Российской Федерации, произво­дится только по содержанию норм.

В итоговом решении по делу эти акты или договоры (либо отдельные их положения) признаются соответствующими или не соответствующими Конституции Российской Федерации. Признание не соответствующим явля-

ется основанием отмены в установленном порядке других нормативных актов, основанных на акте (или договоре), признанном неконституционным. Их положения не могут применяться судами, другими органами и должно­стными лицами.

2. Рассмотрение дел о соответствии Конституции Россий­ской Федерации не вступивших в силу международных догово­ров. Правом на обращение с запросом по этому вопросу обладают: Прези­дент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов (депутатов) Совета Федерации или депутатов Государст­венной Думы, Правительство, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Запрос является допустимым, если:

1. Упоминаемый договор подлежит, согласно Конституции Российской Федерации и федеральному закону, ратификации Государственной Думой или утверждению иным федеральным органом государственной власти.

2. Заявитель считает не вступивший в законную силу международный договор не подлежащим введению в действие и применению в Российской Федерации из-за его несоответствия Конституции Российской Федерации.

Пределы проверки по данной процедуре совпадают с пределами по пер­вой процедуре (ст. 86 Закона).

В итоговом решении договор может быть признан соответствующим или не соответствующим Конституции Российской Федерации. В послед­нем случае международный договор (либо отдельные его положения) не подлежит введению в действие и применению, т. е. не может быть ратифи­цирован, утвержден и не может вступить в силу.

3. Рассмотрение дел по спорам о ком пете нци и. Правом на об­ращение в Конституционный Суд с ходатайством о разрешении спора о компетенции обладает любой из субъектов участвующих в споре органов, перечисленных в п. 3 ст. 125 Конституции Российской Федерации (феде­ральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации, высшие государственные органы субъектов Россий­ской Федерации). В случае, предусмотренном ст. 85 Конституции Россий­ской Федерации (использование согласительных процедур), этим правом наделен Президент Российской Федерации.

Ходатайство органа государственной власти допустимо, если:

- оспариваемая компетенция определяется Конституцией Российской Федерации;

- спор не касается вопросов о подведомственности дел судам или под­судности;

- спор не был или не может быть разрешен иным способом;

- заявитель считает издание акта или совершение действия правового характера нарушением установленного Конституцией Российской Федера­ции разграничения компетенции;

Раздел II. Судебная система Российской Федерации

- заявитель ранее обращался к указанным (в ч. 3 ст. 125 Конституции) органам с письменным заявлением о нарушении компетенции заявителя;

- в течение месяца со дня получения этого заявления не были устране­ны указанные в нем нарушения;

- состоялось обращение государственного органа к Президенту Россий­ской Федерации с просьбой об использовании согласительных процедур, но Президент Российской Федерации в течение месяца их не использовал.

Ходатайство Президента Российской Федерации допустимо, если:

- Президент использовал согласительные процедуры для разрешения разногласий;

- разногласия между органами государственной власти являются под­ведомственным Конституционному Суду спором о компетенции.

Пределы проверки по данной процедуре определяются исключительно принципом разделения государственной власти на законодательную, ис­полнительную и судебную, а также разграничением предметов ведения и полномочий между органами Федерации и ее субъектов.

В итоговом решении подтверждается или отрицается полномочие из­дать акт, послуживший причиной спора о компетенции.

4. Рассмотрение дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан. Правом на обращение в Конституционный Суд с индивидуальной или кол­лективной жалобой обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в федераль­ном законе.

К жалобам прилагается копия официального документа, подтверждаю­щего применение закона либо возможность его применения в конкретном деле. Выдача заявителю такой копии производится по его требованию должностным лицом или органом, рассматривающим дело.

Жалоба допустима, если:

1) закон затрагивает конституционные права и свободы;

2) закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рас­смотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, приме­няющем закон.

Суд, рассматривающий дело, в котором применен или подлежит приме­нению обжалуемый закон, вправе приостановить производство до принятия решения Конституционным Судом. Пределы проверки по данной процеду­ре определяются так же, как и для проверки соответствия Конституции Российской Федерации нормативных актов органов государственной вла­сти. Итоговое решение по делу состоит в признании закона либо отдельных его положений соответствующими или не соответствующими Конституции Российской Федерации. Признание несоответствия Конституции Россий-

Глава 8 Конституционный Суд Российской Федерации

ской Федерации во всяком случае влечет пересмотр конкретного дела ком­петентным органом и возмещение гражданам судебных расходов.

5. Рассмотрение дел о конституционности законов по запросам судов.

Запросы по этой процедуре допустимы, если закон применен или под­лежит, по мнению суда, применению в рассматриваемом им конкретном деле С момента вынесения судом решения об обращении в Конституцион­ный Суд и до принятия последним решения производство по делу или ис­полнение вынесенного судом по делу решения приостанавливаются.

6. Рассмотрение дел о толковании Конституции Российской Феде­рации. Правом на обращение в Конституционный Суд по этому вопросу обладают:

Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, органы законодательной власти субъектов Российской Федерации.

Толкование Конституции Российской Федерации является официаль­ным и обязательным для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, долж­ностных лиц, граждан и их объединений.

7. Рассмотрение дела о даче заключения о соблюдении установ­ленного порядка выдвижения обвинения Президента Россий­ской Федерации. Запрос о даче такого заключения допустим, если обвине­ние в государственной измене или совершении иного тяжкого преступле­ния выдвинуто Государственной Думой и имеется заключение Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Россий­ской Федерации признаков соответствующего преступления.

Запрос направляется в Конституционный Суд не позднее месяца со дня принятия Государственной Думой решения о выдвижении обвинения. К запросу прилагается текст решения Государственной Думы, протокол или стенограмма обсуждения этого вопроса, текст заключения Верховного Суда Российской Федерации. Заключение Конституционного Суда должно быть дано не позднее десяти дней после регистрации запроса.

По итогам рассмотрения дела Конституционный Суд принимает заклю­чение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения или о его несоблюдении. В последнем случае рассмотрение обвинения прекраща­ется.

Глава 9. Суды субъектов Российской Федерации

1. Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами

С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

2. Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В случае если федеральным законом установлено обязательное соблюдение досудебного порядка разрешения административных споров, обращение в суд возможно только после соблюдения этого порядка.

3. Производство по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации

Избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.

Кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Члены избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдатели, вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие права этих лиц, связанные с осуществлением ими своих полномочий.

Прокурор в порядке, установленном настоящей главой, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в случаях, предусмотренных настоящей статьей, частью 1 статьи 39 настоящего Кодекса, в защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

4. Производство по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций.

5. Производство по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости

6. Производство по административным делам о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок

7. Производство по административным делам о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации


Особенности административного судопроизводства юристы обсуждали давно, что и предопределило введение в нашей стране отдельного нормативного правового акта – Кодекса административного судопроизводства РФ.

До 15 сентября 2015 г. дела административного судопроизводства отдельно не выделялись, административные споры рассматривались в соответствии со специальными нормами ГПК РФ. Все административные дела после 15.09.2015 г. рассматриваются исключительно в порядке КАС РФ.

Особенности административного судопроизводства, как процесса рассмотрения спора

Когда спор между сторонами становится административным? Он имеет место, если связан с деятельностью организаций (в т.ч. органов власти) и физических лиц, наделенных властными полномочиями, когда предполагается нарушение субъективных прав граждан или о создание помех в их осуществлении. Отсюда и основная особенность административного судопроизводства: необходимость обращения в суд обусловлена намерением устранить существующие или потенциальные преграды в осуществлении прав и законных интересов административного истца.

Суд при осуществлении правосудия в административном судопроизводстве определяет, чья позиция основана на законе и соответствует ему, это способ проверки судом деятельности административного органа.

В рубрике, посвященной Кодексу административного судопроизводства, уже освещены особенности:

Общие правила административного судопроизводства применяются тогда, когда иные правила не установлены специальными нормами, посвященным делу административного судопроизводства (гл. 21-32 КАС РФ). Поскольку для граждан основными административными исками будут обращения за оспариванием решения органа власти и о признании нормативных правовых актов недействующими, их особенности будут рассмотрены отдельно.

Особенности административного судопроизводства при рассмотрении дела о признании нормативного правового акта недействующим

Такой иск может быть подан любым лицом, на которое он распространяется и чьи права затрагиваются, в отношении которого он был применен и в результате чего нарушены права. Срок давности по делу не установлен: иск может быть подан в течение всего времени действия такого документа (акта). Важно, что проверка на соответствие Конституции РФ проводится в специальном порядке, значит, указанный вопрос в рамках КАС РФ рассматриваться не будет.

Встречный иск по таким делам не допускается. Участие в деле представителя обязательно, если только административный истец не имеет высшего юридического образования. Поэтому указание на его наличие и подтверждение обязательно еще при обращении в суд с административным иском. К иску обязательно прикладывается копия нормативного-правового акта, реквизиты того документа, которому противоречит указанный акт, какие права уже нарушены или в чем угроза их нарушения в будущем, доказательства того, что административный истец является субъектом правоотношений, которые регулирует оспариваемый нормативный правовой акт и др. (ст. 209 КАС РФ).

Административный истец может заявить ходатайство о применении только одной меры предварительной защиты: запретить применение нормативного правового акта или отдельных его положений в отношении административного иска.

Срок рассмотрения дела составляет 2 месяца, а если дело подсудно ВС РФ – 3 месяца со дня подачи административного иска. В деле обязательно участвует прокурор, значит, который будет являться и субъектом обжалования решения суда.

При рассмотрении административного иска суд может признать обязательной явку представителя органа власти, что сделает невозможным применение упрощенного порядка административного судопроизводства, не связан доводами административного истца и обязан проверить законность нормативного правового акта или отдельных его положений, которые оспариваются, по собственному убеждению.

Обязанность доказать наличие полномочий на принятие нормативного акта, соблюдение его формы и вида, процедуры принятия, опубликования, регистрации и соответствия актам, имеющим большую юридическую силу возложена на административного ответчика.

В административном судопроизводстве по оспариванию нормативных правовых актов не допускается заключение соглашения, а также прекращение дела в связи с отказом от административного иска, признания его административным ответчиком, утрата его силы или отмена в период рассмотрения дела.

Особенности производства об оспаривании решений органа власти, действий должностного лица

Административный иск должен быть подан тем лицом, чьи права непосредственно затрагиваются. При этом до обращения в суд такое лицо вправе обратиться к вышестоящему должностному лицу для урегулирования административного спора. Иск может быть подан в течение 3 месяцев со дня, когда стало известно о нарушении прав административного истца, а на действия судебного пристава-исполнителя – 10 дней. Причины пропуска обращения в суд будут устанавливаться в судебном заседании, при этом если в досудебном порядке жалоба заявителя была рассмотрена несвоевременно, это станет уважительной причиной. Если же суд признает причину пропуска срока неуважительной, суд откажет в удовлетворении требований административного истца.

В качестве меры предварительной защиты может быть применены приостановление действия решения в той части, в которой она относится к административному истцу, воздержание от совершения оспариваемого действия.

Доказывать незаконность решения, в т.ч. наличие на это полномочий, соблюдение процедуры вынесения и др., возложена на административного ответчика. Рассмотрено дело должно быть в течение 1 месяца со дня подачи иска, на судебного пристава-исполнителя – в течение 10 дней.

При рассмотрении дела суд не связан доводами и требованиями административного иска и проверяет законность оспариваемого решения или действия в полном объеме.

Уточняющие вопросы по теме

В какой суд обращаться по иску к Департаменту жилищного имущества Москвы об отказе в принятии на учет по улучшению жилищных условий?

Вам нужно оформить заявление в районный суд по месту нахождения ответчика.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.