Особенности философии просвещения шпора



Идеология Просвещения

Основная особенность учений всех философов-просветителей – вера в безграничные возможности разума, здравый смысл, равенство и свободу людей. Разуму подвластны все аспекты бытия. Человечество способно достигнуть царства всеобщего разума и свободы при соблюдении следующих условий:

  • познание природы человека;
  • разумное воспитание и образование;
  • рациональное переустройство общества.

Просветители считали, что только наука способна решить все экономические, политические и социальные проблемы.

Распространение Просвещения

Просвещение зародилось в Англии, которая в XVIII веке являлась самой динамично развивающейся страной. У истоков английского Просвещения стояли Т. Гоббс, Дж. Локк, А. Коллинз и др.

Постепенно центр Просвещения переместился во Францию, что связано с именами Ф. Вольтера, Ж. Ж. Руссо, Э. Кондильяка.


Рис. 1. Вольтер. Портрет. 1786 г.

Кратко самое главное о философии эпохи Просвещения содержится в таблице:

Таблица “Основные идеи и представители философии Просвещения”

Философская категория

Теория

Представители

Отношение к природе

В основе биологической жизни и мышления лежат физические процессы.

Т. Гоббс, Д. Дидро, Ж. Ламетри

В развитии живых организмов существуют определенные этапы видоизменений и совершенствования форм.

Ж. Ламетри, Ж. Б. Ламарк

Целостная механико-материалистическая концепция природы

Материя вечна, она лежит в основе природы и порождает все вещи, явления и процессы.

Соотношение случайности и необходимости

Все процессы в мире предопределяются их физическими (механистическими) причинами.

Д. Гартли, Ж. Ламетри

“Человек-машина” (книга Ж. Ламетри)

Человек – всего лишь сложный самозаводящийся механизм.

Сенсуализм в теории познания

Ощущения и восприятие – главная форма достоверного познания.

Ж. Локк, Э. Кондильяк

Гедонизм в этике

Наслаждение – высшее благо и критерий человеческого поведения.

Общество и история

Естественные права человека

Право на жизнь, свободу и собственность.

Теория общественного договора

Добровольное подчинение людей политической власти.

Д. Локк, Ж. Ж. Руссо

Теория разумного эгоизма

Сознательное ограничение своих естественных желаний.


Рис. 2. Портрет Руссо в Шотландской национальной галерее.

Ж. Ж. Руссо стал всемирно известен после выхода трактата “Эмиль” (1762 г.), посвященного воспитанию детей. При этом, пять детей философа находились в воспитательных домах.

Важнейшими достижениями философов Просвещения считаются следующие положения:

  • гражданские права человека;
  • общественный договор;
  • разделение властей;
  • разумный эгоизм;
  • естественное развитие истории и общества.


Рис. 3. Памятник Вольтеру в Фернее. 1890.

Что мы узнали?

Эпоха Просвещения стала огромных шагом в развитии человеческой мысли. Философы-просветители провозгласили торжество разума над догматами и авторитетными мнениями. Теории Просвещения лежат в основе современного общества.

Тест по теме

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 634.

Не понравилось? - Напиши в комментариях, чего не хватает.

Содержание

  1. Идеология Просвещения
  2. Распространение Просвещения
  3. Таблица “Основные идеи и представители философии Просвещения”
  4. Что мы узнали?
  • Тест по теме
  • Аболиционизм
  • Якобинцы
  • Бостонское чаепитие
  • Филипп 4 Красивый
  • Просвещенный абсолютизм Философия Эпохи Просвещения
  • Образование США
  • Век Просвещения


По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.

  1. 1.
    Мария Уразовская 348
  2. 2.
    Жанна Рыцеборцева 262
  3. 3.
    Lilnait Student 208
  4. 4.
    Морин Егор 149
  5. 5.
    Егор Семененко 103
  6. 6.
    Катя . 100
  7. 7.
    Катя Деева 83
  8. 8.
    Елена Васильева 78
  9. 9.
    Анастасия Ховрина 74
  10. 10.
    Марина Захаренко 73
  1. 1.
    Кристина Волосочева 19,120
  2. 2.
    Ekaterina 18,721
  3. 3.
    Юлия Бронникова 18,580
  4. 4.
    Darth Vader 17,856
  5. 5.
    Алина Сайбель 16,787
  6. 6.
    Мария Николаевна 15,775
  7. 7.
    Лариса Самодурова 15,735
  8. 8.
    Liza 15,165
  9. 9.
    TorkMen 14,876
  10. 10.
    Влад Лубенков 13,530

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн - подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov - подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова - подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина - подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З - подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников - подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Всемирная история берет свое начало из античных времен, после следует в Средневековье, продолжается годами эпохи Возрождения, плавно переходя в эпоху Просвещения. Перечисленные периоды концентрировались на накоплении исследовательских знаний, выяснении главенствующего звена (религия или наука), возрождении творческого познания из инквизиционных руин. Время Просвещения стало логическим продолжением прошлого, когда деятели взяли на себя роль реформаторов, сподвижников новейших преобразований, обратили величайшие верования на разум. Исходя из вышеизложенного исходит вывод, что философия эпохи Просвещения стала переломным моментом в истории человечества, точкой отсчета запуска реакционного механизма научно-технического прогресса.

Сущность философствования эпохи Просвещения


Эпохой Просвещения считаются XVII-XVIII века культурно-идеологического развития стран Западной Европы. Начался революционный процесс в Англии (представитель Локк). Максимальный расцвет получил во Франции (Дидро, Монтескье, Ламетри, Руссо, Вольтер). Постепенно стремительное развитие передовых идей перекочевало в Германию (Гердер, Лейбниц). Но, несмотря на западноевропейскую направленность, затронуло технологическое интегрирование Россию (Радищев, Новиков), Северную Америку (Франклин).

Просветительский процесс распространялся на многие государства, но отличительные черты совершенствования являлись неизменными: демократизм, рационализм, прогрессизм, антиклерикализм, исторический оптимизм.

Демократизм отвечал за приобщение к научному реформизму широких слоев населения, воспитание нового поколения культурного человека.

Рационализм характеризовался нескончаемой верой во внутренние возможности разума.

Прогрессизм сводился к не вызывающей сомнения необходимости, важности научно-технического прогресса.

Антиклерикализм призывал оторваться от религиозных догматов (иногда на уровне атеизма), устремиться к исследовательским приоритетам.

Исторический оптимизм заключался в идеализации науки, единстве целевых исторических ориентиров.

Философы просветительства закрепились в убеждении о том, что только свет науки способен продвинуть человечество к естественной свободе от обременительных навязанных ограничений, искреннему счастью, настоящему благополучию. Мыслители свято веровали в успешность поступков, основанных на научных достижениях. Такой взгляд на жизнь объединял многослойное общество, единым покрывалом просвещения, гарантируя дальнейшее совершенствование цивилизации.

Особенности просвещенского материализма Франции XVIII века

Английский деизм нашел продолжение во французском материализме XVIII века. Целостная последовательность французского направления выводит просвещение из стесненных рамок английского пострелигиозного деизма, направляется к физическим особенностям материального мира. Философы Франции поворачивают неминуемое развитие общества к широким народным массам. Полностью исключают божественное присутствие, опираются на материю, которая, как считали мылслители является сущностью самого существования. Мыслители представляли субстанцию не только собирательным образным понятием, но и мельчайшими частицами, из которых состоят все тела.

Французские просветители представляли наш мир бесконечным, вечным независимо от пространства и времени.


Материя для них представлялась двигающейся субстанцией, что отображало ее исключительную индивидуальность. Именно движение служило основой развития материального существования.

Французские материалисты доказывали действенность природных законов, исключали эволюционную случайность. Подобный механистический детерминизм привел ученых к необъективному фатализму, где все неизбежно, заранее предопределено судьбой и попытки человека исправить данность безнадежны (Дидро не соглашался с такой концепцией). Позже потомки отметили идеалистически-однобокий недостаток направления, который являлся пережитком того времени.

Важную роль успешности философы отводили силе воли, сознания просвещенной личности. Примером для многих выступала императрица Екатерина II, которая своим новаторским, цивилизованным подходом внесла просвещение в массы, доказала значимость образования, сочетаемое с психологическим складом ума.

Французский материализм отличался механистическим характером. Можно было говорить только о механике развития, а не о самой основательной индустриальной эволюции, как таковой. Но именно философское просветительское направление Франции к ней привело.

Новые философские идеалистические школы Просвещения

Нарастание материалистически настроенных просветительских новаторских направлений XVIII века, вступивших в открытую борьбу с традиционными религиозными данностями, породило появление новых противоборствующих церковно-идеалистических школ.

Философствование новых идеалистических течений, противопоставляемых материалистическим школам, способствовало поиску истины, от которой зависело дальнейшее развитие процесса Просвещения.

Гердер общественную историю видел развитием истории природы, наивысшей целью которой являлась гуманность и сострадание. Такие добродетели способны реализоваться, как считал мыслитель, посредством научного прогресса. Просветительская мысль Гердера заключалась в обожествлении изобретателей, ученых и выявлении опасности деспотизма, вызывающего застой общества. Но особенную роль в понимании философа играла преемственность, как гарант достижения просветительством наивысшей гуманности. Идеальным образцом гуманности выступал добрый, трудолюбивый, бескорыстный, образованный, уважительный человек.

Философские сомнения в неисчерпаемых возможностях науки

Восторженные верования философов-просветителей в мощную силу разума, науки, технического прогресса не для всех были очевидными. Эпоха XVII-XVIII веков наряду с активистами научного движения породила также сомневающихся мыслителей. Философы опасались беспрекословного упования на индустриальное преобразование общества. Если говорить кратко, научные умы боялись масштабности надвигающегося социального переворота, который мог повлечь за собой не только благие последствия, но и негативные.

Юм был приверженцем теории сомнений. Опираясь на беспрерывные дискуссии просвещенных ученых о существовании материи, мыслитель пришел к единственному выводу – решение данного вопроса невозможно только с научной точки зрения.

Будучи сторонником материализма, Юм принимал существование не только научного знания, но и житейской мудрости. Невозможность теоретической доказуемости материализма, как излагал в своих трудах философ, свидетельствует о беспочвенности научных открытий. Юм полагал, что ощущения более очевидны, насущны, нежели материя, поэтому теория Беркли ближе к реальности, чем материализм. Но все же мыслитель просвещает читателя и в области мира ощущений: иллюзорность причинно-следственных явлений не позволяет составить представление об истинности их происхождения. Ученый углубился еще сильнее в религиозную тематику: нельзя судить о научных вопросах, уповая на божественное участие, поскольку религия дурно влияет на социальную жизнь.

Юм был ярким представителем агностицизма, направления, основывающегося на непознаваемости мира. Так же, как и Кант, философ полагал – познание реальности путем личного опыта невозможно, так как принципиально невозможно доскональное опровержение либо доказательство любых субъективных утверждений. Человек неспособен на основании только имеющегося опыта, постичь загадки мироздания, но это не говорит о том, что познание полностью бесполезно.


Кант углубился в теорию Юма. Немецкий мыслитель пришел к выводу, что человек с помощью научной деятельности способен познать не столько природу, сколько некоторые действительные природные процессы. Доюмовский познавательный оптимизм Канта сменился умеренным естественным реализмом.

Философские сомнения помогли развеять некоторые беспочвенные научные и религиозные мифы.

17. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ РЕНЕССАНСА: НЕОПЛАТОНИЗМ, НАТУРФИЛОСОФИЯ, ТЕОСОФИЯ, ПАНТЕИЗМ

Ренессанс - эпоха возрождения классической древности, возникновения нового ощущения, чувства жизни, рассматривающегося как родственное жизненному чувству Античности и как противоположное средневековому отношению к жизни с его отрешением от мира, который казался греховным.

Ренессанс в Европе занимает период с XIV по XVI в.

Неоплатонизм - одна из форм греческой философии, которая возникла в результате смешения учения Платона, Аристотеля, стоического, пифагорейского и др. с восточной и христианской мистикой и религией.

Основные идеи неоплатонизма:

- мистически-интуитивное познание высшего;

- существование ряда ступеней при переходе от высшего к материи;

- освобождение человека, материально обремененного, для чистой духовности с помощью экстаза или аскетизма.

Ренессанс использует неоплатонизм для развития философской мысли. От античного неоплатонизма он перенял эстетическое внимание ко всему телесному, природному, восхищение человеческим телом особенно. От средневекового неоплатонизма унаследовано понимание человека как духовной личности.

Натурфилософия - это совокупность философских попыток толковать и объяснять природу.

Цели натурфилософии:

- обобщение и объединение общего знания о природе;

- выяснение основных естественно-научных понятий;

- познание связей и закономерностей явлений природы.

Натурфилософия Ренессанса носила пантеистический характер, т. е., прямо не отрицая существования Бога, она отождествляла его с природой.

Натурфилософские взгляды философов Ренессанса соединяются с элементами стихийной диалектики, которая во многом исходит из античных источников. Отмечая постоянную изменчивость всех вещей и явлений, они утверждали, что в течение многих веков изменяется поверхность Земли, моря превращаются в континенты, а континенты - в моря. Человек, по их мнению, часть природы, а его безграничная любовь к познанию бесконечного, сила его разума возвышают его над миром.

Теософия - мудрость от Бога. Теософией называют высшее знание о Боге и божественном, которое достигается непосредственным созерцанием и переживанием, благодаря чему становится доступной тайна божественного творения.

Яркий приверженец теософии в эпоху Ренессанса - Николай Кузанский. Он, как и другие мыслители, считал, что познание дано человеку Богом. Если учесть, что познание от Бога, а Бог непознаваем, значит, Бог - предел познания. Бог - это предел, за которым нет знания, но есть вера, есть осознание Бога. Бог есть истина, а истина не познается, а осознается человеком.

Пантеизм - учение, которое обожествляет Вселенную, природу.

Пантеизм существует в четырех формах: 1)теомонистический пантеизм наделяет существованием только Бога, лишая при этом мир самостоятельного бытия;

2) физиомонистический пантеизм утверждает, что существует только мир, природа, которую сторонники этого направления называют Богом, лишая тем самым Бога самостоятельного существования;

3) мистический пантеизм;

4) имманентно-трансцендентный пантеизм, согласно которому Бог осуществляется в вещах. Сторонники пантеизма в эпоху Ренессанса возвеличивали личность через Бога.

18. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Начиная с XVII в. бурно развиваются естествознание, астрономия, математика, механика; развитие науки не могло не оказать влияния на философию.

В философии возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования.

Характерной для философии Нового времени является сильная материалистическая тенденция, вытекающая прежде всего из опытного естествознания.

Крупными философами в Европе XVII в. являются:

- Р. Декарт (Франция);

- Б. Спиноза (Голландия);

- Г. Лейбниц (Германия).

В философии Нового времени большое внимание уделяется проблемам бытия и субстанции - онтологии, особенно когда речь идет о движении, пространстве и времени.

Проблемы субстанции и ее свойств интересуют буквально всех философов Нового времени, ведь задача науки и философии (содействовать здоровью и красоте человека, а также увеличению его власти над природой) вела к пониманию необходимости исследования причин явлений, их сущностных сил.

В философии этого периода появляются два подхода к понятию "субстанция":

- онтологическое понимание субстанции как предельного основания бытия, основоположник - Френсис Бэкон (1561–1626);

- гносеологическое осмысление понятия "субстанция", его необходимость для научного знания, основоположник - Джон Локк (1632–1704).

По мнению Локка, идеи и понятия имеют своим источником внешний мир, материальные вещи. Материальные тела имеют лишь количественные особенности, качественного многообразия материи не существует: материальные тела отличаются друг от друга лишь величиной, фигурой, движением и покоем (первичные качества). Запахи, звуки, цвета, вкус - это вторичные качества, они, считал Локк, возникают в субъекте под воздействием первичных качеств.

Английский философ Дэвид Юм (1711–1776) искал ответы бытия, выступая против материалистического понимания субстанции. Он, отвергая реальное существование материальной и духовной субстанции, считал, что есть "идея" субстанции, под которую подводится ассоциация восприятия человека, присущая обыденному, а не научному познанию.

Философия Нового времени сделала огромный шаг в развитии теории познания (гносеологии), главными стали:

- проблемы философского научного метода;

- методологии познания человеком внешнего мира;

- связи внешнего и внутреннего опыта;

- задача получения достоверного знания. Появились два основных гносеологических направления:

- эмпиризм (основоположник - Ф. Бэкон);

- рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц). Основные идеи философии Нового времени:

- принцип автономно мыслящего субъекта;

- принцип методического сомнения;

- интеллектуальная интуиция или рационально-дедуктивный метод;

- гипотетико-дедуктивное построение научной теории;

- разработка нового юридического мировоззрения, обоснование и защита прав гражданина и человека. Главной задачей философии Нового времени была попытка реализовать идею автономной философии, свободной от религиозных предпосылок; построить цельное мировоззрение на разумных и опытных основаниях, выявленных исследованиями познавательной способности человека.

19. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ И КУЛЬТ РАЗУМА

XVIII в. принято называть эпохой Просвещения. Просвещение началось в Англии, затем во Франции, Германии и России.

Родоначальники просветительских идей - Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Дж. Локк.

Исходные идеи эпохи Просвещения: культ науки; культ разума; прогресс человечества.

Все работы деятелей Просвещения проникнуты идеей апологии разума, его светоносной силы, пронизывающей мглу и хаос. Эпоху Просвещения характеризуют огромное количество: идейных исканий; научных творческих подвигов; сотрясающих общество политических событий.

Просветители боролись за то, чтобы в обществе не было пропасти между бедными и богатыми людьми, они заботились о распространении просвещения среди народных масс.

Выдающимися философами эпохи Просвещения были: Вольтер (Франция); Ж.Ж. Руссо (Франция); Д. Дидро (Франция); К.А. Гельвеций (Франция); П. Гольбах (Франция); Шарль Луи Монтескье (Франция); Лессинг (Германия); Вольф (Германия); Кант (Германия); Новиков (Россия); Радищев (Россия); Белинский (Россия); Чернышевский (Россия).

Философия эпохи Просвещения неоднородна, в ней присутствуют:

- материалистическая мировоззренческая ориентация;

- идеалистическая мировоззренческая ориентация;

В статьях словарей и энциклопедий, памфлетах и полемических изданиях широко распространены научные и философские идеи, которые представлены в живой, доходчивой, остроумной форме, привлекая людей не только логической доказательностью, но и эмоциональной воодушевленностью.

Философия Просвещения XVIII в. представлена двумя направлениями:

- деистским материализмом Вольтера, Монтескье, Руссо, Вольфа и др.;

- теоретическими основами деизма на базе материалистического естествознания Ньютона, Галилея, Декарта, представленными критикой в работах Дидро, Гольбаха, Гельвеция, Ламетри и др. Ярким представителем французского Просвещения является Франсуа Мари Вольтер (1694–1778), который вошел в историю философии как:

- блестящий публицист и пропагандист физики и механики Ньютона, английских конституционных порядков и учреждений;

- защитник свободы личности от посягательств церкви, иезуитов, инквизиции.

На формирование революционной идеологии Европы большое влияние оказал Жан Жак Руссо (1712–1778), автор знаменитого произведения "Общественный договор", которое стало теоретическим обоснованием гражданского общества, основанного на свободе и безусловном равенстве юридических прав, и вдохновляло якобинцев в эпоху Великой французской революции.

Шарль Луи Монтескье (1689–1755):

Основные черты античной философии.

1) Синкретичность – нерасчлененность, нерезделенность важнейших философских проблем.

2) Космоцентричность – в центре мироздания весь космос и мир человека.

3) Пантеистичность – космос это чувственное и умопостижимое абсолютное божество.

Античная философия охватывает период с VI в до н.э. др. греки, затем др. римляне и заканчивается VI в н.э.

53. Философия общества. Общество – система взаимоотношений, условий жизни и деятельности людей. Общество объединяет людей в систему определенных взаимоотношений. Основные устойчивые общие объединения людей: 1.народ (это все население, вовлеченное в совместную жизнь в системе какого-либо общества); 2.нация (общность людей, объединенная единым языком, совместной территорией, общей системой духовных ценностей); 3.государство (политическая система, которая распространяет на определенной территории свой способ организации жизни). Общество как единая система включает в себя следующие основные элементы: политическая, социальная, экономическая, производственная, духовная, культурная, природная, правовая. Главный смысловой элемент любого общества: человек. В результате чего общество в отличие от природных систем взаимодействия обладает высокой степенью непредсказуемости своего развития. Общество представляет собой общественные представления людей, объективную реальность, социальную материю, эволюцию биосферы, оно существует благодаря деятельности людей. Элементы общества: 1.человек – главный элемент общества, представляет собой целый и целостный микрокосмос. Этот микрокосмос является элементом сознательной деятельности и неделимым образованием, в основе кот 3 составляющие (тело, душа и дух). 2.объект социальной деятельности делится на 2 класс: 1)вещи – орудия, с помощью которых люди оказывают воздействие на окружающий мир. 2)символы и знаки – данные предметы (произведение искусства) служат непосредственному изменению реальности. Они воздействуют на человеческое сознании, стремления и цели и через них воздействую на реальность.

Основные черты и особенности философии Средневековья.

Начало V – XV вв. Феодализм, главная идеология – это христианство. Проблемы философии определяются следующими принципами: откровение, единобожие, монотеизм, теоцентризм.

Основные проблемы философии средневековья:

1) Мир сотворен Богом и существует вечно.

2) Постижимы ли для человека божья воля и сотворенный им (всевышним) мир.

3) Место человека в окружающем мире через призму спасения человеческой души.

4) Роль человека в истории через призму спасения человеческой души.

5) Каким образом в человеке сочетаются свобода и божественная необходимость.

6) Что есть общее, единоличное и отдельное в учении о триединстве.

7) Соотношение откровений библии и истин человеческого разума.

8) Если Бог – это истина, добро и красота, от куда в обществе берется зло, и почему Бог это зло терпит.

Особенности философии средневековья:

1) Библейский традиционализм – Библия книга самая древняя, самая истинная, это слово божье.

2) Экзегетика – это искусство объяснения, толкование ветхого завета.

3) Дидактизм – это назидательство, учительство. Общая установка на воспитание, на образование и на продвижение по жизни человека к спасению, к Богу, к всевышнему.

Этапы философии средневековья:

3) Аквинский обосновал 5 доказательств бытия всевышнего.

4) Бог – это первопричина мироздания и конечная реальность мироздания.

5) Естественное бытие человека, его разум относительно самостоятельны.

6) Природа завершается для человека в благодати, в добре для человека. Высшее предназначение человеческого разума – это вера. Философские познания и теология, их предназначение в сверхъестественном откровении.

Основные черты и особенности философии Эпохи Возрождения.

В Эпоху Возрождения рассматривается следующий круг вопросов, связанных с общественной жизнью:

1) Развитие общественного бытия.

2) Развитие народной культуры.

3) Развитие искусства.

4) Развитие философской мысли.

Эпоха Ренессанса охватывает период с XIV в до начала XVII в. Данный период называют осенью средневековья. Представили эпохи Возрождения характеризовали весь период средневековья как период темноты и невежества. В эпоху Возрождения в первую очередь меняется система ценностей. Главной ценностью объявляется человек, соответственно в этот период развивается индивидуализм в сфере мировоззрения. Во всех сферах общественной жизни начинает проявляться индивидуальность. В период эпохи Возрождения окончательно закрепляется философское направление гуманизм. Гуманизм – это образ мышления человека, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития. Гуманизм с периода Эпохи Возрождения отстаивает ценность человека как личности.

Причины становления философской мысли в период эпохи Возрождения:

1) Античное культурное наследие.

2) Главное направление антисхоластическое, против религиозного присутствия в культуре, философии и в общественной жизни.

3) Создается новая картина мира, связанная с богом и с природой (человек – главная составляющая часть природы).

4) Если философия средневековья в целом теоцентризм, то философия эпохи Возрождения в целом – антропоцентризм (в центре человек). Человек является важнейшим объектом философского рассмотрения, центральным звеном космического бытия.

Эпоха Возрождения зародилась в Италии и в последствии становиться общеевропейским явлением. Мыслители: Франческа Петрарка, Леон Батист Альберта, Лоренса Вала, Джаванди Пико Мирандола.

Основные черты и особенности философии Эпохи Просвещения.

Главная черта Эпохи Просвещения – это рационализм. В данный период завершаются идеи Эпохи Возрождения. Эпоху Просвещения называют эпоху веры в человеческий прогресс. Особенности философии Эпохи Просвещения:

1) Как идейно-мировоззренческое движение достигает своего высшего рассвета во Франции. В последствии данные идеи распространяются по всем странам Европы.

2) Развивается научное знание. Этому способствуют буржуазные отношения, мануфактурные производства, новая экономическая формация развития человеческих отношений.

Во Франции Просвещение развивается в двух направлениях: материализм и атеизм. Именно материализм и атеизм подготовили почву для формирования социализма и его идей. Задачи идеологов эпохи Просвещения:

1) Просвещение народа.

2) Решение социо-культурных проблем.

3) Критическое отношение к религиозным вопросам и к вере.

4) Разработка новых научных теорий и философских проблем.

Французские мыслители: Вольтер, Монтескье, Жан Жак Руссо, Дибро, Гольбах, Ламерти, Гельвеций. Английские мыслители: Тойланд, Смит, Рид, Мандевиль. Немецкие мыслители: Вольф, Лессинг.

1) Главнейшая роль мыслителей уделяется роли знаний в обществе, науке и технике.

2) Уделяют большое внимание защите естественных прав человека и гражданина.

3) Критикуют религию и суеверие.

Роль человеческого разума в работах мыслителей:

1) человеческий разум не дает вечных и общеобязательных истин

2) человеческий разум – основа человеческой деятельности, он помогает устанавливать связи между различными событиями и фактами

3) основными свойствами человеческого разума являются: готовность искать истину и способность искать истину

4) ставили человеческий разум в зависимость от человеческого опыта. Человеческий опыт контролирует человеческий разум (по Гольбаху)

5) основой мироздания мыслители видели природу. Природа есть причина всего.

6) Материя – причина самой себя, которая состоит из частиц.

7) Согласно их мнения: Все что человек делает, думает, чувствует, во что он верит может и должно быть осмыслено разумом. Человек существо разумное и в нем не должно быть ничего неосмысленного.

8) Социальный прогресс мыслители видели в распространении знаний, науки и образования.

9) Особое внимание уделяли просвещению правителей.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.