Органы особой компетенции шпора

7.2. Государственные органы особой компетенции

Специализированные органы для осуществления определенных функций государства, не входящие ни в одну из ветвей власти, относят к органам особой компетенции. Такими органами на федеральном уровне являются Прокуратура, Счетная палата, Центральный банк, Федеральное казначейство, Центральная избирательная комиссия, Уполномоченный по правам человека. Они представляют собой основные направления деятельности, осуществляемые в соответствии с особо определенной компетенцией с использованием специфических форм и методов в рамках очерченных полномочий. Их наличие определяется реальными потребностями государственно-правовой жизни, необходимостью управленческого воздействия на нее с помощью таких институтов, которые не вписываются в рамки законодательной, исполнительной или судебной власти.

Прокуратура РФ в соответствии с Конституцией РФ составляет единую федеральную централизованную систему органов. Она состоит из Генеральной прокуратуры РФ, прокуратур субъектов РФ, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур (транспортных, природоохранных), прокуратур городов и районов, иных территориальных и межведомственных прокуратур, а также научных и образовательных учреждений. Органы прокуратуры имеют между собой строгую субординацию с вертикальным соподчинением нижестоящих вышестоящим во главе с Генеральным прокурором РФ.

Выполняя функцию общего надзора за точным и единообразным исполнением законов всеми гражданами, организациями и должностными лицами, органы прокуратуры осуществляют надзор за: исполнением законов в сфере государственного управления; экономической деятельностью и охраной прав и свобод граждан; исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, администрациями органов и учреждений мест содержания задержанных и предварительного заключения; соответствием закону судебных актов и актов других органов государственной власти; исполнением законов федеральными органами государственной власти, законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Прокуратура ведет уголовное преследование, координирует деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью, участвует в нормотворческой деятельности государства.

Функционирование органов прокуратуры обеспечивают аппараты разных уровней, которые возглавляют прокуроры. Прокуроры - должностные лица государства, осуществляющие функции прокурорского надзора и предварительного расследования по некоторым, преимущественно особо важным, категориям уголовных дел, представительства государственных интересов в судебном процессе, (поддерживая государственное обвинение).

Прокуратура, принимая меры к устранению нарушений закона, от кого бы они ни исходили, способствует взаимодействию разделенных властей, их согласованному функционированию как единой государственной власти.

Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ. Конституция РФ определяет общий статус и порядок ее формирования по правилу паритета между палатами Федерального Собрания: Госдума назначает на должность и освобождает от должности половину аудиторов и председателя (по представлению Президента РФ), а Совет Федерации - другую половину аудиторов. Срок полномочий аудиторов Счетной палаты - шесть лет. Они являются должностными лицами, возглавляющими определенные направления деятельности Счетной палаты.

Аппарат Счетной палаты состоит из инспекторов и иных штатных сотрудников. Аудиторы и инспекторы Счетной палаты должны быть опытными финансовыми экспертами. В процессе реализации ее задач, определенных законом, они осуществляют контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности.

Счетная палата имеет право давать администрациям проверяемых предприятий, учреждений и организаций обязательные для исполнения предписания, которые могут быть обжалованы в судебном порядке. Инспекторы Счетной палаты при выполнении своих служебных обязанностей имеют право беспрепятственно посещать государственные органы, предприятия, учреждения и организации, банки и иные кредитно-финансовые учреждения независимо от форм собственности, входить в любые производственные и канцелярские помещения, если иное не предусмотрено законодательством РФ; опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады и архивы, а также при обнаружении подделок, подлогов, хищений изымать необходимые документы.

Счетная палата представляет обеим палатам парламента ежегодный отчет о результатах своей деятельности и ежемесячно публикует информацию в бюллетене о своей работе.

Будучи в пределах полномочий, предоставленных Конституцией РФ и федеральными законами, независимым от исполнительно-распорядительных органов государственной власти, Центральный банк подотчетен Государственной Думе. Кандидатуру на пост председателя Центрального банка представляет Президент РФ Государственной Думе, к ведению которой отнесено право его назначения или смещения. Значимость самостоятельного положения данного должностного лица государства и возглавляемого им органа проявляется при проведении кредитно-денежной политики. Центральный банк должен исходить из общефедеральных интересов и быть в значительной степени независим как от политического влияния руководителей государства, так и от разрозненных региональных интересов. Уставный капитал и иное имущество Центрального банка являются федеральной собственностью.

Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает нормативные акты, обязательные для всех органов государственной власти и ее субъектов, органов местного самоуправления, всех физических и юридических лиц.

ЦИК РФ формируется в составе 15 членов, назначаемых Президентом РФ, Государственной Думой и Советом Федерации по пять человек. Председатель, заместитель и секретарь ЦИК РФ избираются из ее состава тайным голосованием ее членов. ЦИК работает на постоянной основе со сроком полномочий четыре года.

Основными задачами ЦИК РФ являются: обеспечение единообразного исполнения законодательства о выборах; руководство деятельностью нижестоящих избирательных комиссий; обеспечение избирательных прав граждан, общественных объединений; контроль за подготовкой и проведением выборов. Ее принципы - открытость, гласность, коллегиальность и др. ЦИК РФ совместно с избирательными комиссиями субъектов РФ осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан, организует общегосударственную систему регистрации избирателей и кандидатов на выборные должности, разрабатывает стандарты технологического оборудования, используемого в работе, и контролирует их соблюдение, принимает меры по организации единообразной системы подведения итогов голосования и установления результатов выборов, дает официальное объявление о них. ЦИК РФ распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансирование избирательного процесса, контролирует их расходование, оказывает методическую, организационно-техническую и другую помощь избирательным комиссиям. При проведении выборов избирательные комиссии в пределах своей компетенции не зависимы от государственных органов и органов местного самоуправления. ЦИК РФ вправе издавать инструкции по вопросам применения законов о выборах, обязательные для всех избирательных комиссий в РФ. Акты, принятые избирательными комиссиями в пределах их компетенции, обязательны для исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц, а также нижестоящих избирательных комиссий.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации - государственная должность, которая может рассматриваться и как обособленная государственная структура, предусмотренная в целях независимого контроля за государственным обеспечением реализации прав и свобод человека и гражданина. В мировой юридической практике функции такого должностного лица заключаются в оперативной защите личности от произвола и злоупотреблений государственных органов и должностных лиц. Институт государственного правозащитника дополняет существующие средства защиты прав человека и не влечет каких-либо ограничений компетенции иных правоохранительных органов (суда, прокуратуры). Этот институт считается фактором укрепления законности в деятельности государственных органов, а значит государственных служащих, прежде всего исполнительной власти. В государственно-правовом смысле эту должность занимает достойное доверия независимое лицо, уполномоченное парламентом на охрану прав отдельных людей и опосредованный парламентский контроль за должностными лицами.

Эти органы не относятся ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти. Наличие этих органов определяется в соответствии с реальными потребностями общества.

Структура и порядок формирования.Председатель и половина состава (шесть аудиторов) Счётной палаты назначаются Государственной Думой, Заместитель председателя и другая половина состава (шесть аудиторов) — Советом Федерации. Счётная палата РФ состоит из коллегии и аппарата. Коллегия рассматривает вопросы организации работы, а также отчёты и сообщения. Председатель (а в его отсутствие — его заместитель) осуществляет руководство Счётной палатой, организует её работу, аудиторы возглавляют определённые направления деятельности. Аппарат состоит из инспекторов (которые непосредственно организуют и проводят контроль) и других штатных работников.

Полномочия.Счётная палата осуществляет оперативный контроль за исполнением федерального бюджета, а также контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, за использованием кредитных ресурсов, за внебюджетными фондами, за поступлением в бюджет средств от управления и распоряжения федеральной собственностью, за банковской системой (включая Банк России), проводит ревизии и проверки, проводит экспертизу и даёт заключения, информирует палаты Федерального Собрания. При осуществлении своих функций Счётная палата обладает некоторыми государственно-властными полномочиями, она имеет право направлять представления и предписания.

18.4. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (ЦИК России). Правовые основы деятельности: Федеральный конституционный закон “О референдуме Российской Федерации”, федеральные законы: “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, “О выборах Президента Российской Федерации”, “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”, "О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами", “О политических партиях”. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (ЦИК России) — государственный коллегиальный орган, формируемый в соответствии с избирательным законодательством, организующий проведение выборов в федеральные органы государственной власти, независимый от органов государственной власти в пределах своей компетенции. ЦИК России состоит из 15 членов, из которых 5 назначаются Президентом РФ, 5 — Советом Федерации , 5 — Государственной Думой. ЦИК России формируется на пятилетний срок полномочий. ЦИК России хоть и является государственным органом, не относится ни к одной из трех основных ветвей власти. При организации и проведении федеральных референдумов и федеральных выборов (выборы Президента РФ, выборы депутатов Государственной Думы) является вышестоящей комиссией по отношению ко всем избирательным комиссиям и, участвующим в организации выборов, руководит их деятельностью, регистрирует кандидатов (списки кандидатов), определяет результаты выборов, распределяет бюджетные средства, осуществляет иные полномочия.

Вопросы для самопроверки:

2. Перечислите основные полномочия прокуратуры.

3.В чем заключается полномочия Счетной палаты?

4.Раскройте цели Центрального Банка РФ.

5. Поясните особенность работы Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Литература:

1. Глазунова Н.И. Государственное и муниципальное (административное) управление : Учебник М.: Проспект, 2007. – 556с.

3. Кнорринг В.И. Основы государственного и муниципального управления: Учебник для вузов, изд. 3-е, доп.М.: Экзамен 2006 -480 с.

4. Ходырев В.В. Государственное и муниципальное управление: рабочая тетрадь; методические указания (часть 2; часть 3);/ -СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2011.- 246 с.

19. Органы государственной власти в субъектах Российской Федерации. Нормативная основа: Конституция РФ; Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"(с изменениями и дополнениями)

19.1. Система региональной государственной власти. Федеративное государство предполагает существование как минимума двух уровней власти: федеральный и уровень субъектов. Для Российской Федерации как федеративного государства характерно наличие нескольких уровней государственного управления: федерального уровня, регионального (субъектов Федерации) и местного (органов местного самоуправления). Система трехуровневой власти является одним из признаков демократичности государства, а разделение полномочий между этими уровнями власти – признаком ее децентрализации.

Система государственной власти в России имеет два уровня – федеральный и региональный. Конституция регламентирует как исключительные полномочия федеральных органов государственной власти и исключительные полномочия региональных органов государственной власти, так и совместные полномочия федеральных и региональных органов власти. Полномочия органов местной власти в Конституции определены отдельно, поскольку в России гарантируется самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий, и органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Правовым основанием образования и деятельности органов государственной власти субъектов РФ являются Конституция, федеральные законы, конституции (уставы) и законы субъектов Федерации.

Конституция определяет основные принципы деятельности органов государственной власти субъектов РФ: самостоятельность и независимость органов власти субъектов РФ, обладающих вне предметов федерального ведения и предметов совместного ведения всей полнотой государственной власти; государственная целостность и единство органов государственной власти; защита прав граждан на всей территории Российской Федерации; разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами государственной власти субъектов РФ. Установление общих принципов организации государственной власти субъектов РФ входит в совместное ведение Российской Федерации и субъектов РФ, а система органов государственной власти формируется субъектами РФ самостоятельно. Закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ четко установил систему органов государственной власти регионов, которую составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти; высший исполнительный орган государственной власти; иные органы государственной власти, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ. Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ по взаимному соглашению могут передавать друг другу осуществление части своих полномочий. Специфику организации государственной власти в субъектах РФ определяет распределение полномочий исследуемого уровня управления по горизонтали, механизм взаимного сдерживания и контроля, способ формирования и политическая ответственность исполнительных органов власти и высших должностных лиц субъекта РФ.

19.2. Законодательные органы власти субъектов РФ. Законодательный орган имеет статус постоянно действующего высшего и единственного органа законодательной власти субъекта РФ. Его функции составляют законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения, а также самостоятельное решение вопросов организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности. Законодательный орган обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать. Наименование законодательного органа государственной власти субъекта РФ, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ. Закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ определяет структуру и способы формирования законодательного органа государственной власти.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Это специализированные органы, которые не входят не в одно из трёх ветвей власти. Такими органами на федеральном уровне являются: Прокуратура РФ, Счетная палата, Центральный банк, Федеральное казначейство, Центральная избирательная комиссия, Уполномоченный по правам человека.

Согласно Конституции РФ прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Возглавляет прокуратуру Российской Федерации Генеральный прокурор РФ (Юрий Чайка). Прокуратура от имени Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России. Цель деятельности прокуратуры - обеспечение верховенства Конституции и закона, единства и укрепления законности, защиты прав человека и гражданина, а также охрана законных интересов общества и государства.

Основные функции прокуратур:

Надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов со стороны федеральных органов исполнительной власти, законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и должностных лиц. Из-под надзора прокуратуры выведены высшие органы государственной власти: Федеральное Собрание, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации .

Надзор за соблюдением теми же органами, а также органами управления и различными организациями прав и свобод человека и гражданина.

Надзор за исполнением законов следственными и дознавательными органами.

Надзор за исполнением законов администрацией учреждений исполнения наказания.

Счетная палата РФ имеет видовой особенностью своей компетенции финансовый контроль за исполнением федерального бюджета. Она является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным собранием РФ и ему подотчетным.

Согласно закону она выполняет следующие задачи:

  • - организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных бюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
  • - определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
  • - оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных бюджетных фондов;
  • - финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных бюджетных фондов;
  • - анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
  • - контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных бюджетных фондов в Центральном банке РФ и иных финансово-кредитных учреждениях РФ;
  • - регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Центральный банк РФ -- главный государственный банк страны, наделенный властными полномочиями в сфере регулирования финансово-кредитных отношений.

К основным задачам Банка России относятся:

  • - регулирование денежного обращения,
  • - единая федеральная кредитно-денежная политика,
  • - организация расчетов и кассового обслуживания, защита интересов вкладчиков банков,
  • - надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных организаций,
  • - денежные операции по внешнеэкономической деятельности и др.

Основные инструменты и методы денежно-кредитной политики, как процентные ставки по операциям Банка России; операции на открытом рынке; рефинансирование банков; валютное регулирование;

Федеральное казначейство -- финансовый орган государства, ведающий кассовым исполнением федерального бюджета. Правовой основой его деятельности служат Бюджетный кодекс РФ и Постановление Правительства РФ “Об утверждении Положения о Федеральном казначействе России” № 109 от 28 января 1997г.

Центральная избирательная комиссия РФ -- главный избирательный орган государства, возглавляющий систему избирательных комиссий. В систему также входят: избирательные комиссии субъектов РФ, окружные, территориальные (районные, городские и другие) участковые избирательные комиссии. Они являются специальными коллегиальными органами, обеспечивающими практическую подготовку и проведение выборов.

Уполномоченный по правам человека в РФ -- государственная должность, которая может рассматриваться и как обособленная государственная структура, предусмотренная в целях независимого контроля за государственным обеспечением реализации прав и свобод человека и гражданина. Уполномоченный по правам человека представляет в Государственную Думу ежегодный доклад с информацией о положении дел по соблюдению и охране прав человека. В нем отмечаются недостатки в деятельности государственной администрации, высказываются рекомендации по совершенствованию законодательства, практики его применения и т.п.

Государственные органы особой компетенции — это специализированные органы, предназначенные для осуществления определенных функций государства и не входящие ни в одну из ветвей власти:

  • • Прокуратура РФ;
  • • Счетная палата РФ;
  • • Центральный банк РФ (далее — ЦБ РФ, Банк России);
  • • Федеральное казначейство РФ;
  • • Центральная избирательная комиссия (далее — ЦИК РФ);
  • • Уполномоченный по правам человека в РФ.

Прокуратура — система органов, осуществляющих от имени государства надзор за соблюдением законодательства, прав, свобод человека и гражданина, а также выполнение иных функций, определенных национальным законодательством.

Структура органов прокуратуры:

  • • Генеральная прокуратура РФ;
  • • прокуратуры республик, краев, областей и городов федерального значения, автономной области и автономных округов;
  • • приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры;
  • • прокуратуры городов, районов и иные территориальные прокуратуры.

Основной функцией является надзор за исполнением законов:

  • • органами власти на местах, их должностными лицами, юридическими лицами и общественными организациями;
  • • органами оперативного розыска, дознания и предварительного следствия;
  • • органами военного управления, воинскими частями и учреждениями;
  • • в местах содержания задержанных и осужденных.

  • • выступления прокурора в качестве государственного обвинителя в суде;
  • • осуществление расследования преступлений;
  • • освобождение лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию;
  • • опротестование противоречащих закону актов;
  • • возбуждение уголовных дел по административным правонарушениям;
  • • внесение представлений об устранении нарушения законов. Прокурор при осуществлении возложенных на него функций

вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Срок полномочий Генерального прокурора Российской Федерации — пять лет.

Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ [1] .

Счетная палата Российской Федерации — парламентский орган финансового контроля в Российской Федерации, осуществляет финансовый контроль за исполнением федерального бюджета. Образуется Федеральным собранием РФ и подотчетно ему.

Председатель и половина аудиторов Счетной палаты назначаются Государственной Думой РФ, заместитель председателя и вторая половина аудиторов — Советом Федерации РФ. Срок полномочий аудиторов — шесть лет.

  • • организация и осуществление контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • • аудит реализуемости и результативности достижения стратегических целей социально-экономического развития Российской Федерации;
  • • определение эффективности и соответствия нормативным правовым актам Российской Федерации порядка формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами, в том числе для целей стратегического планирования социально- экономического развития Российской Федерации;
  • • анализ выявленных недостатков и нарушений в процессе формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами, выработка предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного процесса в целом в пределах компетенции;
  • • развитие возможностей и методов аудита (контроля) эффективности и соответствия нормативным правовым актам Российской Федерации порядка формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами, включая выбор и оценку ключевых национальных показателей и индикаторов социально-экономического развития Российской Федерации;
  • • оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств федерального бюджета;
  • • определение достоверности бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и годового отчета об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
  • • контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов в ЦБ РФ, уполномоченных банках и иных кредитных организациях РФ;
  • • обеспечение в пределах своей компетенции мер по противодействию коррупции 1 .

Исключительно прерогатива ЦБ РФ — эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территории РФ, а также защита и обеспечение устойчивости и покупательной способности рубля независимо от других органов государственной власти.

Банк России выполняет следующие функции:

  • • во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
  • • монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
  • • является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
  • • устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
  • • устанавливает правила проведения банковских операций;
  • • осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
  • • осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
  • • принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
  • • осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
  • • регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
  • • осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
  • • организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • • определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
  • • устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;
  • • устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
  • • принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует составление платежного баланса РФ;
  • • проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
  • • осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Банк России подотчетен Государственной Думе. Так, Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации 1 .

Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации (Минфина России).

Федеральное казначейство осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

  • • доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования;
  • • ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;
  • • составляет и представляет в Минфин России оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета, отчетность об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;
  • • осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • • осуществляет прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета и др. 1

Срок полномочий ЦИК РФ составляет пять лет.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации состоит из 15 членов: пять членов ЦИК РФ назначаются Государственной Думой РФ из числа кандидатур, предложенных фракциями, депутатскими объединениями, а также депутатами Государственной Думы; пять членов ЦИК РФ назначаются Советом Федерации Федерального собрания Российской Федерации из числа кандидатур, предложенных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов ФР и высшими должностными лицами субъектов РФ (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации); пять членов ЦИК РФ назначаются Президентом РФ.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, выполняет следующие функции:

  • • выборы Президента РФ;
  • • выборы депутатов Государственной Думы РФ;
  • • выборы в органы государственной власти субъектов РФ;
  • • проведение федеральных референдумов.

Возглавляет избирательную систему РФ, которая включает в себя:

  • • избирательные комиссии республик;
  • • окружные комиссии;

• территориальные (районные, городские) участковые избирательные комиссии [2] .

Уполномоченный по правам человека в РФ — государственная должность, которая может рассматриваться как обособленная структура. Основная функция — независимый контроль за государственным обеспечением защиты и реализации прав и свобод человека и гражданина.

Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой Федерального собрания Российской Федерации. Срок полномочий — пять лет.

Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

Приступив к рассмотрению жалобы, Уполномоченный вправе обратиться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению.

Для обеспечения деятельности Уполномоченного создается рабочий аппарат, который осуществляет юридическое, организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение деятельности Уполномоченного [3] .

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.