Общественное сознание и его формы шпоры

  • Главная Страница
  • Поиск По Сайту
  • Контакты Обратная связь
  • Главная
  • Философия
  • Шпоры по философии
  • Общественное и индивидуальное сознание. Формы общественного сознания и их специфика - шпаргалка

Общественное и индивидуальное сознание. Формы общественного сознания и их специфика - шпаргалка

  • " onclick="window.open(this.href,'win2','status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no'); return false;" rel="nofollow"> Печать
  • Электронная почта

2.11. Общественное и индивидуальное сознание. Формы общественного сознания и их специфика.

Сознание - это высш., свойств. лишь ч. форма отражения объектив. действ-ти, способ его отнош. к миру и к самому себе, кот. предст. собой ед-во психич. процессов, активно участв. в осмыслении ч. объектив. мира и своего собств. бытия и опред. не непоср-но его телесной организацией (как у жив-х), а приобрет. только через общение с др. людьми навыками предметных действий. С. сост. из чувственных образов предметов, являющ. ощущением или представлением и поэт. обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатлен. в памяти, и обобщений, созд. в рез-те высшей психич. деят-ти, мышления и языка. Т. о., с. яв. особой формой взаимодействия ч. с дейст-тью и упр-я ею. В теч. многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности с. и возм-тей его познания. Богословы рассм. с. как крохотную искру величеств. пламени божеств. разума. Идеалисты отстаивают мысль о первич-ти с. по отнош. к материи. Вырывая с. из объективных связей реал. мира и рассм. его как самост. и созидающ. сущность бытия, объект. идеалисты трактуют с. как нечто изначальное: оно не только не объяснимо ничем, что сущ. вне его, но само из себя призвано объяснить все соверш. в природе, истории и повед. каждого отдел. ч. Единственно достовер. реальн-тью признают с. сторонники объектив. идеализма. материализм ищет общность, ед-во между явлениями с. и объект. миром, выводя духов. из материального. Материалист. ф. психология исходят в решении этой проблемы из 2 кардинал. принципов: из признания с. функцией мозга и отражением внеш. мира. Обществ. с. возникло одновр. и в ед-ве с возникновением обществ. бытия. Природе в целом безразлично сущ.-е чел. разума, а общ-во не могло бы без него не только возникнуть и развив., но и просущ. ни 1 дня и часа. В силу того, что общ-во есть объективно-субъект. реал-ть, общест. бытие и общест. с. как бы “нагружены” др. др.: без энергии с. общественное бытие статично и даже мертво. С. реализуется в 2 ипостасях: отражательной и активно-творч. способностях. Сущность с. в том и сост., что оно может отражать общест. бытие только при условии одновр. активно-творч. преобр-я его. Функция опереж. отражения с. наиб. четко реализуется в отношении общест. бытия, кот. существ. образом связано с устремл-тью в будущее. Сов-ть обобщ. представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций и т. п., т. е. того, что сост. содержание обществ. С. и образует духов. реал-ть, выст. составной частью общест. бытия, т. к. оно дано с. отдельного индивида. Итак, с. как отражение и как активно-творч. деят-ть представ. собой ед-во 2 неразд. сторон 1 и того же процесса: в своем влиянии на бытие оно может как оценивать его, вскрывая его потаен. смысл, прогноз-ть, так и через практич. деят-ть людей преобр-ть его. Один из гл. тезисов марксизма - бытие опр. с. И это в среднем правильно. С. отдельного ч. и общест. с. должны исходить из окр. реал-ти - из бытия, иначе действия ч. или общ-ва в целом будут аномальны, неадекв. реал-ти. Однако с созд. информац. общ-ва ситуация меняется. Ч. непрерывно находится в информ. поле. В кажд. доме есть телевизор, дост. радио и печать, и мозг ч. подвергается непрер. возд-ю СМИ, это может не иметь ник. отношения к реал-ти. В информ.-психолог. войне, войне нового типа, исп. канал непосред. возд-я на общест. С., на души людей. Задача сост. в том, чтобы заставить массы дейст-ть в нужном направлении даже против своих интересов, а в стане противника расколоть людей, застав. их встать др. против др. Стр-ра обществ. с. Общ-во - это сов-ть многих милл. людей. Вся эта масса подразд. на различ. классы, объединения, группы, занимающие опр. место в соц. стратификации. И хотя кажд. из таких подразд-й, как и отдел. людям, свойств. своя сис-ма взглядов, иногда достат. противоречивая, сущ. Феномен общест. С ., соед. людей в ед. целое. Естеств., что жизнь ч., не раздел. общественные верования, сущ-но отлич. от жизни ч., их принимающего. Общест. с. (как и индивидуал.) в принципе д. адекватно отражать реал. обстановку, приспосаб. к ее изм. Положение, что бытие опр. с., верно только отчасти. С., как таковое, отделено от реал-ти и предст. самост. объект, изм. по своим законам. В частности, общ. с. на каком-то этапе может носить иррационал. хар-р, подобно тому, как ч. может жить в иллюзорном мире. В общест. С. можно выделить 3 структ. ур-я: верхний, основной и глубинный. К Верхнему ур-ню Можно отнести общест. мнение, кот. носит изменч. хар-р, относит. неустойчиво и имеет срав-но малое вр. жизни. Основной Ур-нь явл. аналогом картины мира у отдел. ч. О нем гов. как о парадигме. Этот термин хар-ет установивш. сис-му понятий, взглядов, мировоз-я общ-ва в целом. Парадигма облад. большой устойч-тью. Эволюцию общест. С. можно предст. как последоват. процесс скачкообр. переходов от одной парадигмы к др. Процесс отхода от существ. парадигмы может длит. вр. протекать незаметно, скрыто (подобно изм-ю общест. С. в СССР в нач. 80х г). Глубинный ур-нь (или подоснову общест. С.) можно грубо сравнить со слоями индивид. С., формир. в ран. детстве и накладыв. свой отпечаток на всю жизнь. Тогда появл. символы и образы, лежащ. в основе конкр. мышления ч. Данный Ур-нь находит свое выражение в морали, идеалах, целях, цен-тях, понятиях добра и зла, а также в духов. традициях народов. Он очень устойчив и при изм. парадигмы меняется незнач-но. Стр-ра общест. С. очень сложна: прежде всего, в нём выдел. ур-ни - обыденно-практич. и научно-теоретич.. След. аспект рассмотрения общест. С. - по его носителю или субъекту. Т. о. выдел. виды общест. С. - индивидуальное, групповое и массовое с. Общест. с . – сов-ть разнообразных духов. явлений, отраж. все сферы жизни общ-ва и богатство индивид. жизни ч., поэт. выделяются его различ. формы – нравств., эстетич., религиозное, правовое, политич., философское, науч., экологич., экономич. и т. д. Конечно, подобное структур-ние условно, т. к. виды, формы, Ур-ни общест. С. наход. в пост. взаимод. и взаимовлиянии. В дейст-ти общест. и индивид. С. соотнос. не как общее и частное, а как однокорневое целое, адаптиров. Ч-ом через призму его избирател. способ-ти, специфику его личн. бытия. В функционир. С. общест. и индивид. неотрывны др. от др. и только гносеологически можно рассм. общест. или индивид. С. в кач-ве самост. объектов фил. а-за. Политич. с. по-разн. проявляет себя на обыден. Ур-не и Ур-не теоретическом. На обыден. ур-не политич. с. возник. стихийно, как естеств. отражение усл-й быта и труда людей. В нем своеобр. и неповтор. сочетаются эмпирическое и рационал., рассудочные формы и эмоции, сегод. представления и сложивш. традиции. Отражая непосред. нужды и заботы ч., полит. с. на обыден. ур-не выступает повседн. ср-м ориентации ч. в его жизнед-ти. Мораль как форма общест. С. несет на себе печаль своего вр., и той формы, кот. доминирует в стр-ре общест. с. Искусство как форма общест. С. возн. в ответ на общест. потр-ть. Иск-во как форма общест. с. яв-ся особым способом социально направл. формир-я индивид. с. Оно позвол. Ч. проявить свои спос-ти, реализ. свои возм-ти, развив. эмоц-но и интел-но, приобщаясь к общечел. опыту, к идеалам. Кажд. форма с. яв-ся ответом на общест. потр-ть. Не сост. искл-я и Религия . При оценке той или др. формы с. необх. исходить из принципа конкр-ти истины. Поэт. следует уяснить, при каких усл. религия играет негатив. или полож. роль, выявить ее соц., гносеологич. и психологич. основания. Соц. корни религии коренятся в страхе ч. перед природой, в бессилии его перед угнетением и отчуждением в общ-ве, в переключ. С. людей с установки изм. реальную зем. жизнь на иллюзии справед-ти в том, др. мире. Гносеол. основания религии закл. в спос-ти с. отрываться от дейст-ти. Познание мира обеспеч. в процессе форм-я образа мира, объектив. по содерж-ю и субъектив. по восприятию

Общественное сознание представляет собой отражение в духовной жизни людей общественного бытия, социальной реальности в целом. Особенностью общественного сознания является то, что оно не только отражает мир, но и творит его. Это говорит об относительной самостоятельности ОС по отношению к общественному бытию. В отдельных случаях ОС может опережать в своем развитии общественное бытие и определять направление его развития (*русская культура XIX в.: уровень развития которой значительно опережал уровень развития материально-производственной сферы; *Германия начала XIX в.).

Общественное сознание – это целостное развивающееся явление, обладающее определенной структурой, включающее разные уровни и формы.

Основные уровни общественного сознания.

1)Обыденное сознание отражает повседневную практическую деятельность людей, формируется как непосредственное отражение внешней стороны мира и не направлено на поиск истины. Обыденное сознание тесно связано с общественной психологией – совокупностью чувств, эмоций, настроений, переживаний, обычаев, традиций, характерных для данного общества. Общественная психология складывается под влиянием конкретных условий и событий социальной жизни.

2)Теоретическое сознание – это систематизированное отражение бытия в виде идей, концепций, теорий. Теоретическое сознание выражается в форме общественной идеологии – системы взглядов, отражающей степень познания мира обществом.

Общественная психология формируется стихийно, под воздействием жизненных обстоятельств, а общественная идеология – результат целенаправленной теоретической деятельности людей; психология – это эмоциональный, чувственный уровень общественного сознания, а идеология – рациональный.

Общественное сознание отражает бытие в различных формах. Это, во-первых, обусловлено сложностью окружающего мира как объекта познания, который не может быть достаточно полно отражен в одной форме, а во-вторых, свидетельствует о богатстве самого общественного сознания.

Основные формы общественного сознания.

1)Мораль – ФОС, представляющая собой совокупность норм, правил, принципов поведения и направленная на регуляцию общественных отношений. Специфика морали как способа регуляции жизнедеятельности общества заключается в том, что соблюдение моральных норм носит несанкционированный, добровольный характер, является внутренней потребностью человека и контролируется общественным мнением и совестью как формой самоконтроля.

2)Религия – представления о мире, основанные на вере в сверхъестественное и проявляющиеся в виде иллюзий. Религия как ФОС проявляется в религиозной психологии, основанной на эмоциях, и религиозной идеологии – учении о Боге и его отношении к миру. Объединяющим элементом этих уровней религиозного сознания служит вера.

3)Искусство как ФОС – это средство отражения мира в форме художественных образов. Искусство – не только ФОС, но и деятельность общества по производству художественных ценностей, и результаты этого производства – художественные образы. Специфическая функция искусства – эстетическая.

4)Наука – ФОС, отражающая действительность в рациональной форме, виде системы знаний о природе, обществе и человеческом мышлении.

5)Философия – ФОС, объединяющая в себе научно-теоретический и духовно-практический способы освоения человеком мира и направленная на постижение наиболее общих закономерностей бытия и на формирование целостного взгляда на мир и на место в нем человека.

6)Политическое сознание представляет собой идеи, отражающие интересы больших социальных групп, их отношения друг к другу и к политическим институтам общества.

7)Право – ФОС, совокупность взглядов, установок, убеждений, отражающих жизнь с точки зрения прав и обязанностей участников общественных отношений и представляющих собой одну из важнейших форм регуляции взаимоотношений людей в обществе.

8)Экологическое сознание – совокупность взглядов, теорий и эмоций, отражающая процесс соотношения общества и природы и направленная на сохранение и совершенствование природной среды как важнейшего фактора жизнедеятельности общества.

Формы общественного сознания представляют собой способы духовного освоения действительности и отличаются по ряду признаков:

1)по объекту познания. Например, политическое сознание отражает отношения между государствами, нациями, социальными слоями по поводу власти, философия отражает всеобщие закономерности бытия, а наука – отдельные области природной и социальной действительности;

2)по формам отражения. Наука отражает действительность в форме понятий, гипотез, законов, а искусство – в форме художественных образов;

3)по выполняемым функциям. Основной функцией науки является познавательная, искусства – эстетическая, мораль – воспитательную и регулятивную и т.д.

Общественное сознание –это совокупность идей, теорий, взглядов, идеалов и принципов, желаний и настроений людей, отражающих их общественное бытие. Хотя общественное сознание зависит от общественного бытия, оно обладает относительной самостоятельностью, развивается по законам, отличным от законов развития общественного бытия. Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется в том, что его развитие может опережать развитие общественного бытия или отставать от него. В первом случае общественное сознание способствует движению общества вперед, а во втором – тормозит его развитие.

Носителем общественного сознания может быть отдельный человек или какая-либо социальная группа (производственный коллектив, класс, нация, общество в целом). В первом случае говорят об индивидуальном сознании, т.е. сознании единичного человека. Индивидуальное сознание содержит в себе все черты, присущие данному человеку: способности, интересы, уровень и характер образования и т.п. Оно содержит также и то общее, что свойственно той социальной группе людей, к которой принадлежит этот человек (идеалы, ценности, оценки, общие правила поведения, принципы, установки и т.п.), – то, что усваивается человеком в процессе социализации. Это общее составляет ядро индивидуального сознания, определяя качество человека как социального существа. Другими словами, общественное сознание не имеет своего надличностного мозга, оно существует во множестве индивидуальных сознаний, хотя и не сводится к их простой сумме.

Содержание общественного сознания может существовать как в материальной (компьютерные программы, произведения литературы и искусства и т.п.), так и в идеальной (идеи, принципы, установки и др.) формах.

Общественное сознание различается по уровням и формам.

Структура общественного сознания (его уровни):

Первый уровень общественного сознания — обыденное (повседневное, стихийное) созна­ние; оно основано на обыденном жизненно-практическом опыте человека, охватывает главным образом внешнюю сторону объекта, явления. В обыденном сознании представлены одновременно и здравый смысл, и предрассудки, верные и порой точные наблюдения и вымысел.

Второй уровень — теоретическое сознание; это рационализи­рованная, обоснованная система знаний, отражающая внутренние свойства объекта, его сущность.

И обыденное, и теоретическое сознание могут быть истинными или ложными. Оба они характеризуют субъективный аспект практической деятельности человека.

С точки зрения регуляции человеческого поведения в общественном сознании выделяют общественную психологию и идеологию. Общественная психология тесно связана с обыденным сознанием и охватывает массовидные психические процессы, при­сущие отдельным общностям: психический склад (социальный характер), психические состояния (апатия, стресс и т.п.) и пси­хические явления (паника, слух, мода и др.). Общественная пси­хология формируется в основном стихийно, но не исключается и ее целенаправленное планомерное формирование.

Формы общественного сознания. Выделяют следующие формы общественного сознания:

Политическое сознание – совокупность взглядов, в которых отражаются политические отношения, т.е. отношения по поводу власти;

Правовое сознание – совокупность взглядов на систему общеобязательных правил поведения (норм), установленных государством;

Нравственное сознание – совокупность представлений о моральных отношениях и соответствующих нормах и идеалах, оценивающих и регулирующих поведение людей (добро, зло, справедливость, долг, честь, совесть);

Художественное сознание – форма отражения природной и социальной реальности в виде художественных образов, представляющих органический сплав мыслей, чувств, оценок;

Научное сознание – форма отражения реальности в виде системы объективных знаний, раскрывающих закономерности мира.

Философское сознание – форма общественного сознания, выражающая рационально-критическое осознание человеком мира и своего отношения к нему;

Религиозное сознание – форма общественного сознания, основанная на вере в существование сверхъестественной реальности (Бога) и предполагающая определенные отношения человека к этой реальности.

В каждую историческую эпоху доминирующее зна­чение в жизни людей приобретает то одна, то другая форма об­щественного сознания (в средние века, как известно, доминировала религия, в новое и новейшее время — политика и наука).

Важнейшие функцииобщественного сознания – познавательная, социально-пре­образующая, прогностическая, регулятивная, воспита­тельная. Все они взаимосвязаны друг с другом.

МЫШЛЕНИЕ И ЯЗЫК.

В силу этого язык можно определить как специфическую сложную развивающуюся знаковую систему, служащую для фиксации, хранения, обработки и пе­редачи информации, а также для обеспечения познания и коммуникации.

Таким образом, функции языка – экспрессивная (выражение мысли человека), сигнификативная (обозначение), коммуникативная (обеспечение общения между людьми), когнитивная (важнейшее средство познания), кумулятивная, или информационно-трансляционная (обеспечение сохранения, накопления и трансляции знаний).

Различают два вида языка: естественные и искусственные.

Естественный язык возникает спонтанно в процессе развития человека как необходимое средство общения и познания (национальные языки – русский, украинский, армянский и др.)

Искусственный языкспециально создается человеком для каких-либо целей (азбука Морзе, эсперанто, языки математики, логики, языки программирования, химии и других наук).

В естественном языке знаками являются слова и словосоче­тания, в искусственном — те или иные символы. Один из важ­нейших аспектов языка — его семантика, а наиболее важными семантическими характеристиками знака являются его пред­метное значение и смысл.

Предметное значение — это объект (отдельный предмет или некоторый класс предметов), представителем которого является знак.

Смысл знака — это такая совокупность признаков, которая позволяет выделить обозначаемый знаком объект из других объектов. Один и тот же знак может иметь несколько различных смыслов.

Мысль может быть выражена не только с помощью языко­вых знаков. Она может быть воплощена в том или ином художе­ственном образе, ей может соответствовать некоторый жест, ее можно выразить с помощью различных фигур танца и других неязыковых знаков.

Понятие общественного сознания выработано К. Марксом и Ф. Энгельсом в процессе материалистического объяснения истории и определяется в диалектической взаимосвязи с понятием общественного бытия. Общественное сознание - это сложная система чувств, взглядов, идей, теорий, в которых отражается общественное бытие. Подобно тому, как общество не есть простая сумма составляющих его людей, так и общественное сознание представляет собой не сумму индивидуальных сознаний членов общества, а целостное духовное явление. В понятии "общественное сознание" мы отвлекаемся от всего индивидуального, личностного и фиксируем только те чувства, взгляды, идеи, которые характерны для данного общества в целом или для определенной социальной группы.

Общественное сознание как духовная сторона исторического процесса выполняет две основные функции, генетически и актуально связанные друг с другом. Во-первых, это функция отражения общественного бытия, по отношению к которому оно является вторичным. Преодолев созерцательность старого материализма, понимание им вторичности сознания как синонима его пассивности, исторический материализм четко выделил и вторую основную функцию общественного сознания - его активное обратное воздействие на общественное бытие.

Общественное сознание выступает как необходимая сторона общественно-исторического процесса, как функция общества в целом. Вне сознания нельзя представить себе процесс общественной жизни, понять ход истории и объяснить ее события.

Вторичность не означает и отсутствия самостоятельности общественного сознания. Конечно, эта самостоятельность не абсолютна - речь идет о самостоятельности в рамках определяющего воздействия общественного бытия на общественное сознание. Самостоятельность же проявляется в том, что, получая импульсы к изменению от общественного бытия, общественное сознание развивается по своим собственным внутренним законам:

1. закон отсутствия "жесткой связи" между общественным бытием и общественным сознанием. В одних исторических ситуациях эта закономерность проявляется в тенденции отставания общественного сознания от общественного бытия. Закон отсутствия "жесткой связи" обнаруживается и в способности общественного сознания опережать общественное бытие. Такой способностью в особенности обладает теоретическое (научное) сознание.

2. закон преемственности его развития (опирается на наследие предшественников).

3. закон взаимодействия различных форм общественного сознания. Политическое, правовое, философское, религиозное, нравственное, художественное сознание оказывают влияние друг на друга. При этом одна из форм может даже выступать в качестве определяющей. Так, в тоталитарных обществах под каблуком господствующего политического сознания (и политической практики, разумеется) находятся, по сути дела, все остальные формы.

4. закон активного обратного воздействия общественного сознания на общественное бытие. Во-первых, сознание влияет на развитие общества не само по себе, а через деятельность людей, исходящих из определенных обыденных или теоретических взглядов. И во-вторых, активное воздействие на общественное бытие оказывают как прогрессивные, так и консервативные и даже реакционные идеи. А это означает, что сознание может ускорять развитие общества, может его консервировать и может даже способствовать его повороту вспять.

Общественное бытие отражается общественным сознанием в различных формах. При этом формы общественного сознания возникают неодновременно, а по мере, во-первых, усложнения общественного бытия и, во-вторых, развития и обогащения познавательных способностей человека. Возникновение форм общественного сознания нельзя представлять как процесс законченный.

По своим социальным функциям все формы общественного сознания можно разделить на две группы: а) формы, в которых происходит духовно-практическое освоение социальной действительности (моральное, политическое и правовое сознание); б) формы духовного освоения всего окружающего мира (искусство, философия, религия).

Формы духовно-практического освоения социальной действительности:

1. Моральное сознание - форма общественного сознания, в которой находят свое отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом.

2. Политическое сознание - совокупность чувств, устойчивых настроений, традиций, идей и цельных теоретических систем, отражающих коренные интересы больших социальных групп, их отношение друг к другу и к политическим институтам общества.

3. Правовое сознание - совокупность чувств, навыков, привычек и представлений, позволяющих человеку ориентироваться в правовых нормах и на правовой основе регулировать свои отношения с другими физическими и юридическими лицами, государством и обществом в целом.

Формы духовного освоения всего окружающего мира:

1. Эстетическое, или художественное сознание - деятельность общества по производству художественных ценностей и их восприятие.

2. Религиозное сознание – представления о сверхъестественном, религиозные чувства и религиозные действия, культы, обряды.

3. Философское сознание – наиболее общие абстрактные представления о мире, природе и человеке.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Критерий разграничения форм сознания носит комплексный характер. Поскольку не существует какого-то одного признака, по которому можно было бы отделить все формы сознания друг от друга, предстоит выявить несколько таких признаков, которые в совокупности, в комплексе могли бы послужить искомым критерием разграничения форм общественного сознания. Таких при­знаков можно насчитать четыре.

Во-первых, формы общественного сознания отличаются друг от друга по предмету отражения. Так, политическое сознание отражает отношения между классами, нациями, государствами, отношение к проблеме власти. В религиозном сознании реальная зависимость человека от земных сил принимает форму зависимости от сил неземных, сверхъестественных, божественных.

Во-вторых, формы общественного сознания различаются по формам отражения. Так, наука отражает действительность в форме понятий, гипотез, теорий, моделей и т. д., искусство в форме художественных образов, в религии исходными являются церковные догматы, в морали — нравственные чувства и нравственные нормы, ценности, идеалы. Очевидно, что различия по формам отражения, и весьма существенные, имеются, но далеко не всегда можно провести здесь четкое различие. Например, в политическом сознании, как и в научном, существуют понятия и теории, хотя политическое сознание не всегда научно. По формам отражения также трудно отличить философию и науку, моральное и правовое сознание.

В-третьих, формы общественного сознания различаются по особенностям своего развития, что можно наглядно проследить на сопоставлении развития науки и искусства. В науке осуществляется прогресс познания, и в этом состоит ее движение вперед. Но, скажем, применительно к искусству прогресс познания вряд ли может рассматриваться в качестве основного показателя развития.

В сфере искусства, конечно, тоже может иметь место прогресс познания, но искусство заключает в себе особый тип знания, отличный от научного. Однако самое главное — для понимания развития искусства важны эстетические критерии, которые в науке такой существенной роли не играют. Следовательно, для понимания развития той или иной формы общественного сознания необходимо выявить ее особенности и выработать на основе этого специфический для этой формы сознания критерий развития.

В-четвертых, формы общественного сознания различаются так­же по выполняемым ими социальным функциям. Здесь на первый план выступают практические различия между ними. Именно различия функций прежде всего выявляют своеобразие каждой формы общественного сознания. Например, наука имеет функции познавательную и практическую как источник средств изменения природы, общества и самого человека; искусство выполняет познавательную, идеологическую (воспитательную) и эстетическую функции. Моральное сознание является основой формирования нравственной личности, фактором внутренней регуляции человеческого поведения, отношения человека к другим людям и т. д.

Социальные функции, таким образом, характеризуют место и роль каждой формы общественного сознания в жизни общества. По этому признаку, являющемуся как бы итоговым, все формы общественного сознания можно разделить на две большие группы. К первой относятся политическое сознание, право и мораль, которые связаны с регулированием человеческих отношений и поэтому выступают как формы духовно-практического освоения социальной действительности. Ко второй группе относятся наука, искусство и философия, которые в большей степени представляют собой именно формы духовного и духовно-практического освоения всей окружающей человека действительности, конечно, посредством общественных отношений и практической деятельности людей. Промежуточное место занимает религия, которая предстает и как форма мировоззрения и одновременно как регулятор человеческих отношений, особенно в тех обществах, где она представляет влиятельную силу, занимает доминирующее положение.

Таковы основные признаки, которые в совокупности позволяют отграничить одну форму общественного сознания от другой. Причем каждый последующий признак как бы в снятом виде включает в себя предыдущие, а не является просто рядоположенным с ними. Поэтому из них и формируется целостный критерий выделения отдельных форм общественного сознания.

То, что общественное сознание выступает в различных формах, придает ему многообразие, многокрасочность, многомерность, свидетельствует о его богатстве. К этому следует добавить, что уровни и формы сознания взаимно пересекаются. Например, идеологический аспект присутствует практически во всех формах сознания, а в политическом сознании он является определяющим. То же можно сказать и об общественной психологии, которая так или иначе присутствует в различных формах общественного сознания, придавая им соответствующую эмоциональную окраску.

Наконец, формы общественного сознания взаимодействуют друг с другом, взаимно проникают друг в друга и влияют друг на друга. При этом как к самим формам, так и к их взаимодействию надо подходить исторически, поскольку для каждого исторического типа общественного сознания характерен и особый тип взаимодействия его форм. Например, в средние века, в эпоху феодализма, доминирующей формой общественного сознания в обществе была религия. Наука была развита очень слабо, а все другие формы сознания практически либо подчинялись религии, либо сами выступали в религиозном облачении (мораль, искусство). В капиталистическом обществе происходит изменение типа взаимодействия форм сознания: на первый план выступают такие его формы, как политическое, юридическое сознание, наука. Но продолжает играть важную роль и религия.

Взаимодействие форм общественного сознания в истории социализма претерпело сложную эволюцию и его нельзя определить однозначно. Устойчивой тенденцией является выдвижение на первый план политики, политизация всех форм общественного сознания, что не всегда имело лишь позитивное значение (например, в период культа личности это негативно сказывалось на развитии науки, искусства, философии). В условиях перестройки начинают формироваться более гармоничные отношения между различными формами сознания, позволяющие каждой из них полнее выявить свою специфику. Но это сложный и противоречивый процесс.

Анализ форм общественного сознания и разработка критерия их разграничения имеют методологическое значение для исследования общественного сознания конкретных обществ, ибо в реальной жизни все эти формы и уровни переплетаются друг с другом.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.