Общенаучные методы исследования теории государства и права шпоры

Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.

  • 1 ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 2 МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 3 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С ДРУГИМИ ГУМАНИТАРНЫМИ НАУКАМИ
  • 4 ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 5 СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И НОРМЫ ПЕРВОБЫТНО—ОБЩИННОГО СТРОЯ
  • 6 ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  • 7 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА
  • 8 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  • 9 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА. КЛАССОВОЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА
  • 10 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ КАК ОСОБАЯ РАЗНОВИДНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ВЛАСТИ
  • 11 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ
  • 12 ПОНЯТИЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
  • 13 КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
  • 14 ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
  • 15 ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА. ФОРМА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
  • 16 СООТНОШЕНИЕ ФОРМЫ И ТИПА ГОСУДАРСТВА
  • 17 ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
  • 18 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
  • 19 ГОСУДАРСТВЕННО—ПРАВОВОЙ (ПОЛИТИЧЕСКИЙ) РЕЖИМ
  • 20 МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
  • 21 ОРГАН ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ
  • 22 ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА
  • 23 ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И СУБЪЕКТЫ. МЕСТО ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права. Шпаргалка (Л. Н. Терехова) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

2 МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Метод теории государства и права – система принципов, способов, приемов научной деятельности, посредством которых осуществляется процесс получения объективных знаний о сущности и значении государственных и правовых явлений.

Виды методов теории государства и права:

1) всеобщие методы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления (диалектика, метафизика);

2) общенаучные методы, используемые в различных областях научного познания и независящие от отраслевой специфики науки:

а) общефилософские – методы, используемые в течение всего процесса познания (метафизика, диалектика);

б) исторический – метод, с помощью которого государственно—правовые явления объясняются историческими традициями, культутой, общественным развитием;

в) функциональный – метод выяснения развития государственно—правовых явлений, их взаимодействия, функций;

г) логический – метод, основанный на использовании:

– анализа – разделения объекта на части;

– синтеза – соединения в единое целое ранее разделенных частей;

– системности – исследования государственно—правовых явлений как систем;

3) частнонаучные (специальные) методы,

направленные на изучение особенностей предмета познания:

а) формально—юридический. Позволяет познать структуру государства и права, их развитие и функционирование на основании политических и правовых понятий;

б) конкретно—социологический. Оценивает государственное управление и правовое регулирование посредством анализа информации, полученной при анкетировании, опросе, обобщении юридической практики, исследовании документов и т. п.;

в) сравнительный. Способствует выявлению особенностей государственно—правовых явлений на основе сопоставления с аналогичными явлениями, но только в других отраслях, регионах или странах;

г) социально—правовой эксперимент. Позволяет экспериментально проверить использование на практике научных гипотез и предложений и включает в себя методы:

– статистический. Основан на количественных способах изучения и получения данных, которые объективно отражают состояние, динамику и тенденции развития государственно—правовых явлений;

– моделирования. Государственно—правовые явления изучаются на их моделях, т. е. путем мыслительного, идеального воспроизведения исследуемых объектов;

– синергетики. Является необходимым для установления закономерностей самоорганизации и саморегулирования социальных систем и т. д.

  • 1 ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 2 МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 3 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С ДРУГИМИ ГУМАНИТАРНЫМИ НАУКАМИ
  • 4 ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 5 СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И НОРМЫ ПЕРВОБЫТНО—ОБЩИННОГО СТРОЯ
  • 6 ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  • 7 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА
  • 8 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  • 9 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА. КЛАССОВОЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА
  • 10 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ КАК ОСОБАЯ РАЗНОВИДНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ВЛАСТИ
  • 11 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ
  • 12 ПОНЯТИЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
  • 13 КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
  • 14 ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
  • 15 ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА. ФОРМА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
  • 16 СООТНОШЕНИЕ ФОРМЫ И ТИПА ГОСУДАРСТВА
  • 17 ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
  • 18 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
  • 19 ГОСУДАРСТВЕННО—ПРАВОВОЙ (ПОЛИТИЧЕСКИЙ) РЕЖИМ
  • 20 МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
  • 21 ОРГАН ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ
  • 22 ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА
  • 23 ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И СУБЪЕКТЫ. МЕСТО ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права. Шпаргалка (Л. Н. Терехова) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Предмет и методология ТГП

Наука — это теоретическое отражение действительности, система обобщённых знаний.

ТГП - это система обобщённых знаний о государстве и праве. ТГП - юридическая наука ТГП — изучает ГП в целом, в их наиболее общем виде; исследует общие специфические закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как единых и целостных систем;

ТГП — учебная дисциплина ТГП — содержит сведения о науке.

Объект ТГП — ГП, государственно-правовые явления.

Государство и право изучаются наукой ТГП в единстве и взаимодействии, поскольку как законодательство, так и нормы права не могут существовать вне государства, так и государство не может существовать без права.

Предмет ТГП находится в постоянном развитии, с течением времени он изменяется, что обусловлено развитием самого общества, его культуры, идеологии, уровня общественного сознания и так далее. Характерные черты предмета ТГП:

  • общие специфические закономерности (ТГП изучает ГП в целом (в наиболее общем виде));
  • основные коренные вопросы (сущность, тип, формы, функции, структура, механизм действия ГП, правовая система);
  • общая теория (разрабатывает и формулирует основные теоретические понятия и категории юриспруденции);
  • единство науки (ТГП — единая наука, предмет которой ГП, государственные и правовые явления в их взаимосвязи, взаимопроникновении и взаимодействии).

Предмет ТГП:

  • закономерности возникновения, функционирования и развития ГП;
  • сущность, типы, формы, функции, структура и механизм действия ГП, правовая система;
  • основные государственно-правовые понятия, общие для юридической науки.

Каждая наука имеет свою методологию, направленную на изучение предмета данной науки.

Методология — это совокупность методов, принципов, способов познания, направленных на получение истинных (объективно отражающих действительность) знаний.

Метод ТГП — совокупность приёмов и способов, с помощью которых изучается право и государство.

Методы разделяются на:

1. общефилософские (мировоззренческие) методы — охватывают всю область научного познания и используются всеми науками без исключения (тесно связаны с другими науками, определяют подход к изучению ГП в целом):

  • метафизический — исходит из неизменности начал всего существующего в мире;
  • диалектический материализм — противоположен метафизике — все государственно-правовые явления рассматриваются во взаимной связи между собой и общественной жизнью; изучаются не в статике (метафизика), а в динамике (диалектика);
  • агностицизм — отвергает саму возможность познания всего сущего;
  • идеализм — связывает существование ГП либо с объективным разумом (объективные идеалисты), либо с сознанием человека, его переживаниями, субъективными и осознанными усилиями (субъективные идеалисты). Не внешние факторы определяют развитие ГП, а внутреннее духовное начало. В итоге мир непознаваем. Подвиды идеализма (ХХ век):
  • Прагматизм — понятие научной истины неуловимо, истина всё то, что приносит успех.
  • Интуитивизм — исследователь может действовать лишь под влиянием внутреннего вдохновенья.

2. общенаучные (общие) методы — распространяются на множество наук и все разделы и стороны данной науки:

  • Исторический метод — требует, чтобы государственно-правовые явления изучались не просто в развитии, а с учетом специфических условий существования отдельных народов, стран, регионов, с учетом исторических традиций, особенностей культуры, обычаев;
  • Логический метод — позволяет выявить в историческом процессе наиболее существенное, закономерное и выразить в научных категориях; материал излагается абстрактно-теоретическими формами;
  • Анализ — мысленное или фактическое разложение целого на части, например, норма права состоит из гипотезы, диспозиции (в ней изложено содержание правила поведения, права и обязанности сторон регулируемого данной нормой общественного отношения) и санкции;
  • Синтез — предполагает процесс мысленного или фактического воссоединения из частей (элементов) целого. Например, из формы правления, государственного устройства и государственно-правового режима создается характеристика формы государства.
  • Системный метод — рассматривает государственно-правовые явления, как системы, то есть целостные явления, состоящие из множества других явлений;
  • Функциональный метод — выявляет в государственно-правовых явлениях механизм и функционирования, рассматривает их в динамике, в реальном действии (рассмотрение функций государства, права, правосознания и так далее).

3. частнонаучные (частные, специальные) методы — используются для изучения отдельных наук или некоторые разделы и стороны данной науки:

  • Статистический метод — использование количественных показателей юридически значимых явлений (для характеристики массовых явлений, например, динамики преступности, правонарушений);
  • Метод моделирования — изучение государственно-правовых явлений, процессов и институтов на их моделях, то есть путем мыслительного, идеального воспроизведения исследуемых объектов на основе общих признаков;
  • Метод конкретно-социологических исследований — анализ, переработка и отбор необходимой информации о важнейших сторонах юридической практики (письменные опросы, изучение общественного мнения, анализ юридических документов и т.д.);
  • Метод социально-правового эксперимента — способ проверки научных гипотез или проекта какого-либо решения или законопроекта;
  • Сравнительный метод — сопоставление различных государственных и правовых систем и отдельных институтов и категорий в целях выявления черт сходства и различия между ними.

4. специальные юридические методы:

  • формально-логический (догматический) метод — изучение, систематизация и толкование норм действующего права;
  • сравнительный — сопоставление сходных объектов познания;
  • исторический — закономерности становления и развития ГП.

1 ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Любая наука представляет собой систему знаний о явлениях и процессах, которая характеризуется специфичным для нее объектом и предметом. Многообразие наук приводит к многообразию объектов и предметов человеческого познания.

1) естественные (изучающие природу во всех ее формах и проявлениях);

2) технические (изучающие закономерности развития и функционирования техники);

3) гуманитарные (изучающие человеческое общество), которые делятся на отдельные отрасли человеческого познания.

Все они отличаются друг от друга спецификой предмета и метода их изучения.

Теория государства и права относится к гуманитарным наукам.

Особенности теории государства и права:

1) наличие общих специфических закономерностей, так как теория государства и права изучает государство и право в целом и исследует не всякие, а наиболее общие закономерности возникновения, существования, дальнейшего развития и функционирования государства и права как единых и целостных систем в явлениях общественной жизни;

2) разработка и изучение таких основных вопросов юридических и общественных наук, как сущность, тип, форма, функции, структура и механизм действия государства и права, правовая система, развитие и соотношение современных государственных и правовых систем, основные проблемы в современном понимании государства и права, общая характеристика политико—правовых доктрин и др.;

3) выражение познаний закономерностей развития и функционирования государства и права в формулировании понятий (научных абстракций, отражающих систему взаимосвязанных признаков, которые позволяют отграничить явление от иных родственных явлений общественной жизни) и определений (кратких разъяснений сущности понятий путем перечисления их наиболее характерных свойств) государственно—правовых явлений, а также в выработке идей, выводов и научных рекомендаций, которые будут способствовать развитию государства и права;

4) исследование государственных и правовых явлений в органическом единстве и системном влиянии на другие явления и процессы;

5) отражение в предмете как состояния и структуры государства и права, так и их динамики, т. е. функционирования и совершенствования. С учетом вышеперечисленных особенностей

можно сказать, что предмет теории государства и права – это государственные и правовые явления по поводу:

1) возникновения, развития и функционирования государства и права;

2) развития правосознания и правовой культуры;

3) соблюдения принципов демократии, законности и правопорядка;

4) использования, применения, соблюдения и исполнения норм права, а также основных государственно—правовых понятий, общих для всех юридических наук в целом.

2 МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Метод теории государства и права – система принципов, способов, приемов научной деятельности, посредством которых осуществляется процесс получения объективных знаний о сущности и значении государственных и правовых явлений.

Виды методов теории государства и права:

1) всеобщие методы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления (диалектика, метафизика);

2) общенаучные методы, используемые в различных областях научного познания и независящие от отраслевой специфики науки:

а) общефилософские – методы, используемые в течение всего процесса познания (метафизика, диалектика);

б) исторический – метод, с помощью которого государственно—правовые явления объясняются историческими традициями, культутой, общественным развитием;

в) функциональный – метод выяснения развития государственно—правовых явлений, их взаимодействия, функций;

г) логический – метод, основанный на использовании:

– анализа – разделения объекта на части;

– синтеза – соединения в единое целое ранее разделенных частей;

– системности – исследования государственно—правовых явлений как систем;

3) частнонаучные (специальные) методы,

направленные на изучение особенностей предмета познания:

а) формально—юридический. Позволяет познать структуру государства и права, их развитие и функционирование на основании политических и правовых понятий;

б) конкретно—социологический. Оценивает государственное управление и правовое регулирование посредством анализа информации, полученной при анкетировании, опросе, обобщении юридической практики, исследовании документов и т. п.;

в) сравнительный. Способствует выявлению особенностей государственно—правовых явлений на основе сопоставления с аналогичными явлениями, но только в других отраслях, регионах или странах;

г) социально—правовой эксперимент. Позволяет экспериментально проверить использование на практике научных гипотез и предложений и включает в себя методы:

– статистический. Основан на количественных способах изучения и получения данных, которые объективно отражают состояние, динамику и тенденции развития государственно—правовых явлений;

– моделирования. Государственно—правовые явления изучаются на их моделях, т. е. путем мыслительного, идеального воспроизведения исследуемых объектов;

– синергетики. Является необходимым для установления закономерностей самоорганизации и саморегулирования социальных систем и т. д.

3 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С ДРУГИМИ ГУМАНИТАРНЫМИ НАУКАМИ

Государство и право – объект изучения многих юридических и гуманитарных наук, в том числе и теории государства и права. Теория государства и права занимает ведущее место в системе юридических наук, так как основным для нее является исследование государства и права.

Теория государства и права изучает закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, связанные с ними общественные отношения, формирует основные правовые понятия, которые являются теоретической базой для других юридических и гуманитарных наук.

Среди юридических наук теория государства и права имеет особое методологическое значение, так как в отличие от историко—правовых наук она не изучает государство и право в историческом развитии и хронологической последовательности, а определяет общие закономерности государственно—правового функционирования, анализирует и обобщает конкретные исторические данные, факты, события и процессы. В отличие от отраслевых юридических наук и независимо от времени и пространства теория государства и права обобщает отраслевые юридические знания, определяет их взаимосвязь, устанавливает юридические явления и процессы, которыми впоследствии все отраслевые юридические науки руководствуются.

Теория государства и права – обобщающая наука, поскольку для отраслевых юридических наук (гражданского, уголовного, трудового, административного права и т. д.) она имеет руководящее и координирующее значение.

Теория государства и права также тесно взаимосвязана с такими гуманитарными науками, как:

1) история, которая изучает государство и право в хронологической последовательности, учитывая при этом конкретные государственно—правовые явления и исторические процессы. Взаимосвязь теории государства и права с историей проявляется в использовании конкретных явлений, процессов и данных истории как науки в целом;

2) философия, которая является методологической основой теории государства и права, так как возникновение, развитие и сущность права познаются на основе законов общественного развития. Философия определяет место и роль государственно—правовых явлений в общем историческом процессе;

3) экономическая теория, которая исследует экономические законы развития общественной жизни и влияние государственно—правовых явлений на экономику;

4) политология, изучающая влияние государства и права на политическую среду, политику и политические системы, тесно соприкасаясь с теорией государства и права, которая исследует место и роль государства и права в политической системе общества.

4 ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Функции теории государства и права – основные направления исследовательской деятельности, которые раскрывают и показывают роль теории государства и права как науки в общественной жизни и юридической практике.

Функции теории государства и права:

1) онтологическая – функция, которая изучает государственно—правовые явления, исследует их и анализирует;

2) гносеологическая – функция, с помощью которой познается государство и право, а также иные государственные и правовые явления, осуществляется получение необходимых знаний (при этом они объясняются с научных позиций);

3) прогностическая – функция, с помощью которой теория государства и права прогнозирует развитие государства и права в будущем, выявляя закономерности их развития и возникающие в связи с этим проблемы;

4) методологическая – функция, при осуществлении которой теория государства и права выступает в качестве методологической основы для всех юридических наук, так как, обобщая государственно—правовую практику, она исследует методологические вопросы всей юридической науки, вырабатывает основополагающие государственно—правовые понятия, положения и выводы, которые используются другими юридическими науками в качестве базовых при исследовании своих предметов;

5) прикладная – функция, состоящая в разработке практических рекомендаций для различных сфер государственно—правовой действительности;

6) политическая (политико—управленческая или организационно—управленческая) – функция, направленная на разработку средств и методов преобразования правовых и государственных институтов применения норм права, укрепления законности, образования органов государства, обеспечения научности государственного управления, а также формирования научных основ внутренней и внешней политики;

7) эвристическая – функция, посредством которой теория государства и права с помощью логических приемов, правил исследования открывает закономерности в развитии государства и права;

8) идеологическая – функция, которая характеризуется сбором идей, взглядов, представлений о государстве и праве для выработки научной основы объяснения государственно—правовых явлений;

9) практически—организаторская – функция, которая выражается в том, что теория государства и права вырабатывает рекомендации, направленные на совершенствование государственно—правового строительства, законодательства и юридической практики;

10) воспитательная – функция, посредством которой теория государства и права помогает в решении задач правового воспитания;

11) теоретико—познавательная – функция, заключающаяся в объяснении, научной интерпретации государственно—правовых явлений;

12) учебная – функция, обеспечивающая общетеоретическую подготовку.

5 СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И НОРМЫ ПЕРВОБЫТНО—ОБЩИННОГО СТРОЯ

Для защиты от внешней среды и совместного добывания пищи первобытные люди создавали объединения, которые были неустойчивыми и не могли обеспечить необходимые условия для выживания. Экономика в первобытно—общинных объединениях характеризовалась присваивающей формой, так как добытые продукты питания распределялись поровну и обеспечивали минимальные потребности его членов.

Первичное объединение организации людей – род, в котором взаимоотношения его членов обладали кровнородственным характером. С развитием жизни роды объединялись в племена, союзы племен.

Во главе родов находились вожди и старейшины, поведение которых являлось примером для других. В повседневной жизни вожди и старейшины рода признавались равными среди равных. Общее собрание всего взрослого населения признавалось высшей властью, которое также обладало и судебной функцией. Отношения между племенами регулировались советом старейшин.

Со временем объединения людей стали нуждаться в социальном регулировании, так как перед ними стала необходимость в согласовании деятельности, которая была бы направлена на определенную цель и обеспечивала бы их выживание. На ранних стадиях первобытно—общинного строя поведение человека регулировалось на уровне инстинктов и физических ощущений установлением многочисленных запретов

в виде заклятий, обетов, зароков и табу, так как первобытное общество не знало норм морали, религии и права.

Основные формы норм, которыми регулировалось поведение людей в первобытнообщинном строе:

1) миф (эпос, сказание, предание) – художественно—образная или предметно—фантастическая форма передачи информации о запретном поведении или необходимом поведении. Информация, передаваемая через миф, приобретала характер святости и справедливости;

2) обычай – передача информации нормативного и поведенческого характера из поколения в поколение. В форме обычаев закреплялись варианты поведения людей в социально значимых ситуациях, выражая при этом интересы всех членов общества. По своему содержанию обычаи могли быть моральными, религиозными, правовыми, а также включать в себя одновременно моральное, религиозное и правовое содержание. Обычаи регламентировали все сферы деятельности в первобытном обществе. Их сила состояла не в принуждении, а в привычке людей руководствоваться и следовать за обычаем. Впоследствии в обществе обычаи стали использоваться совместно с нормами морали и религиозными догмами;

3) ритуал – совокупность действий, которые совершались последовательно и имели символический характер;

4) религиозный обряд – совокупность действий и религиозных знаков, направленных на символическое общение со сверхъестественными силами.

Оглавление

1. Предмет и метод теории государства и права. 2

2. Происхождение государства и права. 3

3. Государство: понятие, признаки, сущность, типология. 5

4. Функции государства. 6

5. Форма государства. 8

6. Механизм государства. 15

7. Государство в политической системе общества. 16

8. Правовое государство и гражданское общество. 17

9. Понятие и признаки права. Сущность права. Подходы к определению права. 18

10. Взаимосвязь государства и права. 20

11. Взаимодействие экономики, политики и права. 20

12. Принципы права: понятие, классификация, значение. 21

13. Функции права: понятие, признаки и виды. 22

14. Право в системе социальных норм.. 22

15. Понятие формы (источников) права и характеристика ее видов. 24

16. Правовое сознание и правовая культура. Правовое воспитание. 28

17. Правотворчество в российском обществе: понятие, принципы и основные виды. 31

18. Закон:понятия и виды. Соотношение права и закона. 32

19. Стадии законотворческой деятельности. 33

Правотворческий процесс складывается из ряда стадий или этапов: 33

20. Законодательная техника: понятие и приемы.. 34

21. Нормы права. 35

22. Система права. 39

23. Систематизация нормативных правовых актов: понятие, значение, виды.. 40

24. Правовые отношения. 42

25. Реализация права: понятие, формы. 46

26. Пробелы в праве и пути их преодоления. 48

27. Толкование норм права. 50

28. Понятие, признаки и виды правонарушений.Состав правонарушений. 51

29. Причина и условия правонарушений. 54

30.Понятия и функции юридической ответственности в российском обществе. Виды юрид.ответ-ти. 55

31. Освобождение от юридической ответственности и ее исключение по действующему российскому законодательству. 57

32. Законность:понятие и принципы.. 57

33. Типология основных правовых систем современности. Особенности российской правовой системы.. 58

Понятие, признаки и виды государственных органов. 59

Предмет теории государства и права: понятие и структура. Соотношение теории государства и права с неюридическими и юридическими гуманитарными науками. 60

Общая характеристика органов законодательной, исполнительной и судебной власти. 61

Предмет и метод теории государства и права (предмет, методы ТГП- общенаучные, специальные частные, функции ТГП)

Предмет теории государства и права образуют наиболее общие закономерности существования и развития государственно-правовых явлений (общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права). Теория государства и права, опираясь и на другие отрасли научного знания, формулирует научные законы, понятия, определения государственных и правовых явлений, что позволяет познать сущность последних, совершенствовать их в целях наиболее эффективного управления обществом.

Метод теории государства и права – это совокупность приемов и способов, с помощью которых изучаются государство и право.

Общенаучные методы – это те, которые используются всеми (без исключения) науками. Это самые общие подходы к исследованию, всеобщие принципы познания.– диалектика– метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении;– анализ– расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы;– синтез – соединение (мысленное или реальное) элементов в единое целое);– индукция– умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению);– дедукция– умозаключение от общего к частному (фактам);– аналогия – сходство, подобие предметов или отношений, а также познание путем их сравнения;– абстрагирование – отвлечение от частных признаков отдельных предметов и явлений в целях обобщения этих признаков и получения цельного знания о предметах и явлениях;– моделирование – построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений;– восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному и др.

Специальные методы – это те, которые используются в нескольких науках.– системный– в его основе лежит рассмотрение объектов как систем; он ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину;– сравнительный – метод исследования, позволяющий выявлять с помощью сравнения общее и особенное в явлениях, ступени и тенденции их развития;– функциональный – метод исследования, позволяющий проникнуть в сущность явления посредством изучения его функции;– статистический – состоит в получении, обработке, анализе и публикации информации, характеризующей количественные закономерности жизни общества;– математический – состоит в систематизации и использовании статистических данных для научных и практических выводов;– конкретно-социологический – состоит в исследовании государства и права на основе фактических данныхи др.

Функции теории государства и права:

познавательная (гносеологическая) – состоит в познании и констатации государственно-правовых явлений;

интерпретационная (объяснительная) – заключается в объяснении всех элементов предмета теории государства и права;

эвристическая – состоит в открытии новых закономерностей, возникающих в процессе развития предмета политико-правовой науки;

методологическая – проявляется в разработке коренных теоретических положений, которые направляют решение специальных вопросов в отраслевых юридических науках;

организационно-управленческая – сводится к разработке конкретных средств и методов преобразования правовых и государственных институтов применения норм права и укрепления законности, образования и строения органов государства;

идеологическая – состоит в разработке обобщенных взглядов на право и государство, на отношение к ним людей, а также в формировании общечеловеческих ценностей в их сознании;

прогностическая – сводится к предвидению того, каким качественным или количественным изменениям подвергнутся соответствующие политико-юридические явления;

воспитательная– заключается в формировании ее средствами законопослушного гражданина (теория государства и права призывает, убеждает каждого человека в том, что государство и право – это благо, средство защиты интересов личности, ее жизни и здоровья; она раскрывает природу и негативные последствия правонарушений, их вред для человека и общества);

прикладная– связана с выработкой практических рекомендаций по совершенствованию государственной и правовой деятельности.

2. Происхождение государства и права (Государственность; неолитическая революция; виды соц-х норм первобыт.общ-ва: обычай, религ.нормы, мораль, мифология, табу, агрокалендари; отличие норм соц.права от норм перв.общ-ва; теории происх-я гос-ва: патрарх-ая, теоло-ая,насилия, договорная, материалист-ая псих-ая, органич-ая, инцеста, гидравлическся)

Государственность (это понятие охватывает и государство, и право) возникает на определенном этапе развития общества под влиянием определенных причин, имеющих объективный характер.

Процесс возникновения государственности связывается с так называемой неолитической революцией. Этим понятием обозначается переход от присваивающей к производящей экономике, то есть от собирательства, охоты к земледелию, скотоводству, к широкому развитию производства металлических, керамических изделий (10-12 лет назад). Усложнение социальной жизни объективно потребовало реорганизации управления обществом. Появились специальные должностные лица, органы, которые осуществляли только управленческие функции – руководство определенной сферой общественной жизни (сбор налогов, строительство общественных сооружений и др.), карательную и военную политику. Постепенно сформировался государственный аппарат, и стало возможным говорить об особой публичной власти,

Основные теории происхождения государства и права:

– патриархальная(Аристотель, Михайловский, Фильмер и др.) – государство и право являются результатом исторического развития семьи, разрастающейся из поколения в поколение; власть короля берет свое начало непосредственно от Адама, монарх – отец своих подданных;

– теологическая– (Аквинский, Лебюфф, Эйве, Кост-Флорэ) - государство и право созданы богом;

– насилия(Гумплович, Дюринг, Каутский) – государство и право всегда возникают в результате акта насилия; одно племя завоевывает другое и для того, чтобы держать в повиновении последнее, образуется государство и, соответственно, право;

– договорная(Гоббс, Локк, Руссо, Гораций, Дидро) – государство и право покоятся на общественном договоре, на добровольном соглашении свободных людей;

материалистическая или марксистско-ленинская (Маркс, Энгельс, Ленин) – в результате общественного разделения труда выросла производительность труда, человек стал производить больше, чем потреблять; появился избыточный продукт, который накапливался у определенной группы людей; возникают класс имущих и класс неимущих, между ними появляются антагонистические противоречия; отсюда потребность в государстве и праве для подавления класса неимущих;

психологическая (Цицерон, Коркунов, Петражицкий, Фромм) – происхождение государства и права обусловлено особыми свойствами человеческой психики (люди в основной массе нуждаются в том, чтобы ими управляли; в то же время отдельные личности психологически настроены на руководство);

органическая (Спенсер, Блюнчли, Вормс) – государство и право являются произведением сил природы; люди объединяются под воздействием сил природы в единый организм – государство;

– инцеста (Леви-Строс) – запрет инцеста (кровосмешения) является исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы, структурализации общества и возникновении государства и права;

– гидравлическая или ирригационная (Витфогель) – государство и право возникают из необходимости организовать большие массы людей для строительства ирригационных сооружений (берега рек).

3. Государство: понятие, признаки, сущность, типология.(Гос-во; признаки гос-ва: организация полит. Власти, сувернитет, территория, налоги, легилизованное принуждение(насилие), факультативные признаки; сущность гос-ва; 2 подхода к определению сущности; типы гос-в: формационный и цивилизац-й подход(современ-е и традиц-е гос-ва)

Государство– это суверенная, универсальная организация политической власти, призванная обеспечить нормальную жизнедеятельность людей, имеющая свою территорию, аппарат управления и принуждения и взимающая налоги, необходимые для осуществления своих внутренних и внешних функций.

Основные признаки государства:

– организация политической власти – состоит в том, что эта власть не сливается с обществом, а представляет собой особую систему органов (в том числе правоохранительные и армия), осуществляющих социальное управление; эта власть внешне и официально представляет все общество; цель этой власти – обеспечить поддержание цивилизованного правопорядка и нормальной жизнедеятельности людей;

суверенитет – выражает единство и верховенство государственной власти по отношению ко всем иным организациям и лицам в стране (внутренний суверенитет) и независимость ее в сфере взаимоотношений данного государства с другими государствами (внешний суверенитет);

территория – определенная часть земной поверхности, находящаяся под суверенитетом данного государства; отделяется от территорий других государств государственной границей;

налоги – это взимаемые государством с населения материальные средства, необходимые для содержания государственного аппарата;

легализованное принуждение (насилие) – состоит в том, что только государство (его органы) вправе применять принуждение (насилие) ко всем гражданам, иностранцам и лицам без гражданства на территории государства.

К факультативным признакам государства относятся: армия, государственный язык, гимн, герб, флаг, памятные даты, правила обращения граждан (подданных) друг к другу и др.

Сущность государства – это организация политической власти (социальное назначение государства, а именно – регулирование общественных отношений, управление обществом).

2. Общесоциальный подход основывается на теории правового государства, в котором высшей ценностью признается человек, его права и свободы. Назначение и обязанность государства – эти права и свободы соблюдать и охранять.

Тип государства – это совокупность общих признаков, свойственных определенной, как правило, исторически обособленной группе государств

Типология гос-в:

Формационный подход был разработан в рамках марксистско-ленинской теории государства и права. Согласно этому подходу тип государства определяется экономическим строем классового общества, соответствующей ему классовой структурой, его классовой сущностью. процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства.

исторический тип государства – это совокупность наиболее существенных признаков, свойственных государствам одной общественно-экономической формации Их 5: (первобытнообщинная (безгосударственная), рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая) и четыре типа государства соответственно: рабовладельческое (политическая власть находится в руках рабовладельцев); феодальное (политическая власть находится в руках феодалов); капиталистическое (политическая власть – у буржуазии); социалистическое (политическая власть выражает волю всего народа). Каждому типу государства соответствует тип права.

Формационный подход применим только к развитию европейских государств до начала 20 века.

Традиционные государства – прежде всего, рабовладельческие и феодальные монархии, в которых народ не является источником государственной власти, государство обладает практически неограниченными полномочиями в отношении большинства населения, отрицается равноправие людей, наличие у них естественных прав.

Современные (конституционные) государства – буржуазные республики и конституционные монархии, в которых народ является источником государственной власти, им формируются законодательные органы, государство подчинено обществу, сфера его деятельности ограничена конституцией, признаны и гарантированы права человека.

4. Функции государства. (Функции гос-ва, классификация фун-й: внешние(эк, полит.,соц.,налог, эколог., охрана прав гражд.) и внутренние(оборона, поддерж.мирового порядка,миров.эк-ка, сотрудничество с др.гос-ми); формы реализации функций (правовая, организац-ая)

Функции государства – это основные направления его деятельности по решению стоящих перед государством задач.

Функции – это то, чем занимается государство в различных сферах общественной жизни. В функциях конкретизируются сущность государства, его социальное назначение, то есть показано, в каких направлениях государство осуществляет управление обществом.

Содержание каждой функции составляет управленческая деятельность государства в определенной сфере общественной жизни. Специфика же этой деятельности определяется теми конкретными задачами, которые встают перед обществом на каждом историческом этапе

Функции государства, то есть характер и направления государственной деятельности, оказывают решающее влияние на структуру государственного аппарата. Функции государства при этом следует отличать от функций разнообразных государственных органов, специально созданных для определенного вида деятельности. Функции государства охватывают его деятельность в целом.

1. По длительность осуществления той или иной государственной деятельности: постоянные и временные функции государства;

2. по значению для сущности данного государства : основных и вспомогательных функциях и др.

3. по сфере государственной деятельности. : внутренние и внешние функции государства.

Внутренние функции государства (помогают решать задачи внутреннего развития общества):

– экономическая– направление деятельности государства в сфере экономики – выработка экономической политики; планирование; управление государственными предприятиями; установление правовых основ рынка и ценовой политики; пресечение монополизма и недобросовестной конкуренции; защита прав потребителей;

политическая – направление деятельности государства в политической сфере, имеющее своей стратегической направленностью создание жизнеспособного демократического общества и обеспечение народовластия в различных формах;

социальная – состоит в создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека посредством гарантирования определенного объема благ за счет государства (в том числе поддержка отдельных социальных групп);

налогообложения и финансового контроля – состоит в формировании и пополнении казны за счет всех видов налогов, а также предусмотренных законом финансовых сборов, пошлин и платежей;

экологическая – состоит в обеспечении экологического благополучия граждан, их экологической безопасности;

охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности и правопорядка – состоит в признании, законодательном закреплении и государственной гарантированности данных ценностей.

Внешние функции государства (основные направления деятельности государства в его отношениях с другими государствами):

– обороны – состоит в поддержании достаточного уровня обороноспособности страны с целью предупреждения и отражения вооруженной агрессии и организации борьбы против подрывной деятельности иностранных государств;

– поддержания мирового правопорядка – состоит в сохранении мира, предотвращения войны, разоружении, ликвидации ядерного оружия, а также сотрудничестве с другими государствами в борьбе с организованной преступностью, терроризмом и в регулировании международных конфликтов;

интеграции в мировую экономику – состоит в реализации интересов России в области экономики, торговли, бизнеса, научно-технического сотрудничества посредством ее интеграции в мировую экономику;

– сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем – состоит в поиске и нахождении взаимоприемлемых решений проблем, которые затрагивают интересы народа и человечества в целом и требуют международного реагирования на сбои в демографической, сырьевой, космической и иных подобных сферах.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.