Образовательная система в россии шпора

9. Российская система образования

Система образования, имеющая большое значение в процессе подготовки личности к жизни и самореализации в обществе, возлагает большую ответственность за свою организацию на государственный аппарат. В Российской федерации создано множество социальных институтов, призванных обеспечивать население возможностью получения разных видов образования. Деятельность каждого из них управляется и регулируется Министерством образования Российской Федерации. Реализация педагогического процесса, включающего систему образования, происходит поэтапно. Первым этапом является система дошкольного образования, далее идет общеобразовательная средняя школа, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, система повышения квалификации и переподготовки кадров. Для осуществления педагогической деятельности на каждом этапе созданы подходящие для этого социальные институты, организованные с учетом специфики возрастных особенностей учащихся и в соответствии с профилирующим направлением образования. В России допускаются различные организационно-правовые формы образовательных учреждений, то есть они могут быть муниципальными, частными, религиозными, иметь статус общественных организаций. В зависимости от этого образовательные учреждения могут использовать различные программы обучения и образования, характеризующиеся различными методами достижения цели. Однако все социальные институты, выполняющие образовательные функции подчиняются действиям законодательства Министерства образования Российской Федерации. Дошкольные образовательные учреждения созданы в дополнение к воспитательной деятельности семьи. Они призваны оказывать помощь в полноценном развитии физических и умственных способностей ребенка в возрасте до 6 лет. Особенно важны подобные учреждения для детей, имеющих различные отклонения в умственном или физическом развитии и нуждающиеся в коррекционном педагогическом воздействии.

Общеобразовательные учреждения включают в себя три уровня: начальная школа, неполная средняя школа, полная средняя школа.

На первом уровне у детей главным образом стараются развить мотивацию к обучению и дают общие основы знаний об окружающем мире, что происходит в комплексе с физическим и эстетическим развитием.

Неполная средняя школа дает представление об основах научного мировоззрения и подготавливает учеников к полноценной жизни в современном обществе.

Третий уровень не является обязательным, так как, окончив неполную среднюю школу, можно продолжить обучение в специализированных профессиональных учебных заведениях. Полная средняя школа предполагает некоторую дифференциацию образования, уделяя большое внимание профильному обучению.

Особое место в системе образования занимают специальные образовательные учреждения, созданные для детей, имеющих отклонения в развитии. Такие учреждения призваны, помимо обычного образования, заниматься социальной адаптацией своих воспитанников.

К профессиональным образовательным учреждениям относятся училища, техникумы, колледжи, выполняющие образовательные функции, направленные на подготовку специалистов среднего уровня. Образовательный процесс в таких учреждениях построен с учетом создания возможности для учащихся продолжать обучение в высших учебных заведениях.

К высшим учебным заведениям относятся институты, университеты, академии. Получая высшее образование, человек готовится стать специалистом определенного уровня соответствующей профессии. Возможность получения образования этого уровня дает наличие полного среднего или среднего профессионального образования.

Послевузовское образование дают аспирантуры, докторантуры, ординатуры, которые выпускают специалистов более высокой квалификации. Получение послевузовского образования включает главным образом исследовательскую и изобретательскую деятельность.

Кроме перечисленного в Российской образовательной системе имеют место учреждения дополнительного образования, такие как музыкальные, художественные, спортивные и другие школы. Дополнительное образование дают так же различные курсы повышения квалификации и переподготовки кадров.

Для детей, оставшихся без попечения родителей и не имеющих семьи, в России созданы учреждения для детей сирот.

В системе образования Российской Федерации содержание образования во многом регламентируется соответствующими, принятыми законодательством, документами.

К таким документам относится, например, учебный план – это утвержденный Министерством образования Российской Федерации документ, определяющий состав учебных предметов, последовательность их изучения и количество учебных часов отводимых на их изучение в определенных учебных группах.

Учебная программа – документ, утвержденный Министерством образования Российской Федерации, определяющий содержание образования по каждому отдельному предмету и включающий систему научных, идеологических, нравственно-эстетических и мировоззренческих идей, а так же информацию о навыках и умениях, которые необходимо привить обучающимся.

Образовательная система России – комплекс институтов образования, объединяющий институциональные структуры (школа, университет, дошкольные образовательные учреждения, колледжи, др.). В системе образования следует выделить две стороны:

  • а) управление сверху вниз (вертикальное);
  • б) систему учебных заведений и воспитательных учреждений для детей и молодежи.

Система образования также рассматривается как сеть образовательных учреждений, реализующих образовательные программы и государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности.

Образовательная программа – это документ, в котором фиксируется и аргументировано представляется цель учебного процесса, тематический и учебный планы, способы и методы их реализации, критерии оценки результатов в условиях конкретного образовательного учреждения.

Государственный образовательный стандарт (ГОС) – социальная норма образования и образованности, разрабатываемая и вводимая в соответствии с Конституцией РФ.

В нашей стране принят государственный образовательный стандарт общего образования третьего поколения. Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Основные функции стандартов в области общего образования – это функции, направленные на обеспечение права на полноценное образование посредством Стандарта гарантированных Конституцией РФ "равных возможностей" для каждого гражданина "получения качественного образования", т.е. уровня образования, представляющего необходимую основу для полноценного развития личности и возможности продолжения образования; на обеспечение единства образовательного пространства страны за счет перехода к многообразию образовательных систем и типов учреждений образования; на обеспечение преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования; критериально-оценочная функция. Федеральный государственный образовательный стандарт несет в себе требования к содержанию образования, объему учебной нагрузки, процедурам оценки образовательных результатов выпускников, образовательной деятельности педагогов и определяет структуру системы образования в России.

Государственные образовательные стандарты и составленные па их основе программы реализуются в системе образовательных учреждений.

Образовательное учреждение – это организация, осуществляющая образовательный процесс, реализующая одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающая содержание (питание и проживание) и воспитание.

По своим организационно-управленческим формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (общественными, частными, религиозными).

В связи с тем что образовательные учреждения России реализуют различные образовательные программы и работают с учащимися разного возраста, уровня подготовки и способностей, выделяют образовательные учреждения нескольких типов:

  • – дошкольные;
  • – общеобразовательные (начальные, общего основного среднего образования, общего полного среднего образования);
  • – профессиональные (начального, среднего, высшего, послевузовского профессионального образования);
  • – дополнительного образования (детей, взрослых);
  • – специальные (коррекционные) для учащихся с отклонениями в развитии;
  • – учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • – другие учебные заведения, осуществляющие учебный процесс.

Все образовательные учреждения осуществляют взаимодействие с семьей, виды и формы взаимодействия школы и семьи представлены в разделе "Теория воспитания".

Внутри каждого из указанных типов могут быть различные виды учебных заведений. Так, учебные заведения общего среднего образования подразделяются на обычные общеобразовательные школы, а также гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов

Гимназия – вид общеобразовательного учреждения, ориентирующегося на формирование широко образованной личности, готовой к творческой деятельности в различных областях, исследуемых фундаментальными науками. Она функционирует в составе V–XI классов. В гимназии основной акцент ставится на изучение гуманитарных дисциплин и иностранных языков.

Лицей открывается только на базе того или иного высшего учебного заведения, с которым он образует единый учебный комплекс. Обучаются в нем учащиеся старших классов, начиная с VIII класса. Лицей предназначен для осуществления усиленной подготовки по отдельным предметам по профилю вуза.

Общеобразовательная школа с углубленным изучением ряда предметов дает расширенное образование по одному или нескольким предметам, осуществляя раннюю профилизацию учащихся. С этой целью школа может привлекать профессорско-преподавательский состав вузов, сотрудников научно-исследовательских институтов, учреждений культуры. Такая школа включает в себя все три ступени общеобразовательной подготовки – с 1 по 11 класс.

Кроме того, в России действуют и другие виды учебных заведений: воскресные школы, учебные комплексы "детский сад – школа", вечерние и заочные школы для работающей молодежи и др.

Образовательные учреждения Российской Федерации могут реализовывать те или иные образовательные программы – одну или несколько, используя различные формы обучения, способы организации учебного процесса. В соответствии с Законом РФ "Об образовании" допускается освоение гражданами образовательных программ в следующих формах:

  • 1) очной, вечерней (очно-заочной), заочной;
  • 2) экстерната, самообразования, семейного образования.

Первая форма отличается наличием постоянной и непосредственной связи в системе "преподаватель – обучаемый". Эта связь может осуществляться с разной степенью интенсивности, использования форм непосредственного общения. При очной форме это общение весьма значительно, составляет в среднем 6 часов в день. При вечерней форме обучения время такого общения вдвое, а при заочной форме обучения – втрое меньше по сравнению с очной формой. Поэтому в этих формах, в которых бо́льшая часть контингента обучается без отрыва от работы, значительную роль приобретает самообразование.

При второй форме освоения образовательных программ обучаемый только сдает экзамены по определенным частям образовательных программ. При этом преподаватель непосредственно не участвует в процессе его подготовки, ограничиваясь предложением пакетов методических указаний, контрольных тестов и т.п. В последнее время в этой форме обучения все бо́льшую роль приобретают электронные носители информации, широко используемые в таких разновидностях этой формы, как дистанционное обучение и интернет-образование. Ответственность за качество обучения при этой форме лежит прежде всего на самом обучаемом или, если это ребенок, на сто родителях.

Для обучающихся с отклонениями в развитии создаются специальные образовательные учреждения (классы, группы) коррекционного характера, обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Дети и подростки направляются в такие образовательные учреждения органами управления образованием только с согласия родителей (или лиц, их заменяющих) по заключению психолого-медико-педагогической консультации.

Для подростков с общественно опасным девиантным поведением, достигших 11-летнего возраста, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода, создаются специальные учреждения, обеспечивающие их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку. Направление учащихся в эти образовательные учреждения осуществляется только по решению суда.

Для граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреждениях, администрацией этих учреждений и государственными органами управления образованием создаются условия для получения основного общего и начального профессионального образования, профессиональной подготовки, а также самообразования.

Реабилитация здоровья детей проводится в оздоровительных и санаторно-лесных школах. В целях подготовки детей к школе, где обучение ведется не на родном языке, а также детей, которые не воспитывались в дошкольных учреждениях, в школах открываются подготовительные классы. При необходимости для учащихся создаются интернаты (общежития) с соответствующим штатом, группы продленного и полного дня, комплектуемые на добровольных началах.

Профессиональные образовательные учреждения создаются для реализации профессиональных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования. Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. По отдельным профессиям оно может основываться на среднем (полном) общем образовании. Начальное профессиональное образование может быть получено в профессионально-технических и иных училищах.

Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Оно может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях – техникумах, училищах, колледжах) или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Его можно получить в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях) – университетах, академиях, институтах, колледжах. Лица, имеющие начальное и среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенной, ускоренной программе.

Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной и педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. Для его получения созданы институты, аспирантуры, докторантуры, ординатуры, адъюнктуры при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях.

Дополнительные образовательные программы и услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства в специально создаваемых учреждениях дополнительного образования – учреждениях повышения квалификации, курсах, центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, станциях юных техников, станциях юных натуралистов и др.

Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вследствие их болезни, смерти, лишения родительских прав и других причин, созданы детские дома. Они решают задачи сохранения жизни и здоровья детей, их воспитания, обучения, подготовки к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Сеть детских домов в России включает дошкольные детские дома (для детей 3–7 лет); смешанные (для дошкольников и детей школьного возраста); детские дома для детей школьного возраста (от 7 до 18 лет). Дети из одной семьи помещаются в один детский дом, где создаются необходимые условия для поддержания между ними родственных отношений.

Основные функции системы образования направлены на обеспечение права на полноценное образование для каждого гражданина, т.е. уровня образования, представляющего необходимую основу для полноценного развития личности и возможности продолжения образования.

Система образования России – это совокупность государственных образовательных стандартов и образовательных программ различной направленности и уровня.

Система образования России представлена сетью образовательных учреждений, органов управления образовании и подведомственных им учреждений (организаций).

Требования современного общества к системе образования – это подготовка всесторонне образованной личности. Ответственность за данную подготовку возлагается на специально созданный социальный институт, имеющий организованную систему социальных норм и связей, соответствующих главным потребностям социума.

В настоящее время в педагогическом процессе система образования занимает одно из ведущих мест. Это связано с тем, что данная система способствует не просто передаче знаний об окружающем мире, но и оказывает влияние на формирование и развитие личности каждого человека.

Основной целью системы образования России является регулирование и направление деятельности субъектов образовательного процесса.

  • Курсовая работа Образовательная система России 440 руб.
  • Реферат Образовательная система России 260 руб.
  • Контрольная работа Образовательная система России 240 руб.

Задачи образовательной системы:

  1. Формирование свойств и качеств личности, необходимых для полноценного существования в социуме.
  2. Передача знаний и опыта.
  3. Формирование практических навыков, необходимых для применения в повседневной жизни.

Таким образом, образовательная система в рамках современного педагогического процесса занимает ведущее место и оказывает влияние на методические принципы организации системы образования. Для полноценной реализации и функционирования педагогического процесса, образовательная система представляет собой ряд институтов, которые действуют обособленно друг от друга, но при этом соблюдается принцип преемственности между ними всеми. В систему институтов входят: дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, учреждения профессионально-технического, высшего и послевузовского образования, а также учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров.

Структура образовательной системы России

Структура образовательной системы России представлена следующими типами образовательных учреждений.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Детские дошкольные образовательные учреждения (ДОО) – детские ясли, детские сады, центры детского развития, детские клубы и т.д.

Основная цель: воспитание и обучение детей дошкольного возраста, подготовка к школе.

Данные образовательные учреждения изначально были созданы для оказания помощи матерям по присмотру за детьми. С течением времени их назначение менялось – воспитание детей, развитие личности и обучение, сохранение и укрепление здоровья детей и т.д. На данный момент, согласно ФГОС цель ДОО – это полноценная подготовка ребенка к школьному обучению.

Все дошкольные учреждения создаются в помощь семье по воспитанию ребенка, развитию его индивидуальных способностей и возможностей, коррекции недостатков, укреплению здоровья и общему развитию личности каждого ребенка.

Общеобразовательные учреждения – школы, лицеи, гимназии и т.д. В отличие от дошкольных учреждений имеют три взаимосвязанные ступени:

1 ступень – начальная школа.

Основная цель начальной школы – это комплексное развитие детей младшего школьного возраста, формирование у них целостной картины мира, мотивации на получение новых знаний, а также навыков к обучению.

Все учебные предметы в начальной школе направлены на создание фундамента последующего обучения, то есть они закладывают у ребенка его первоначальные представления о природе, человеке, обществе и т.д.

2 ступень – средние классы (неполная средняя школа).

Основная цель – заложить необходимые основы общеобразовательной подготовки, которая нужна для вхождения и последующего полноценного существования в социуме. Данная ступень образования является обязательной. По окончанию неполной средней школы выпускники имеют возможность продолжить обучение далее на следующей школьной ступени, либо пойти учиться в профессиональные учебные заведения.

3 ступень – старшие классы (полная средняя школа).

Цель – формирование у учащихся способности к самоорганизации и самообразованию.

Данная ступень завершает школьное обучение. В некоторых школах старшие классы дифференцируют в зависимости от профиля обучения (гуманитарное, экономическое, физико-математическое и т.п.).

В систему общеобразовательных учреждений входят специальные образовательные учреждения для детей имеющих различные отклонения в развитии. Данные учреждения представлены коррекционными школами, в которые дети поступают по решению медико-психолого-педагогической комиссии. В коррекционных учреждениях детям обеспечивают лечение, обучение, питание, коррекционные занятия и занятия, направленные на социальную адаптацию в обществе.

Профессиональные образовательные учреждения – колледжи, техникумы, ПТУ, ВУЗы и т.д.

Цель – реализация образовательных программ среднего и высшего профессионального образования.

Данная ступень представлена следующими учебными заведениями:

  1. Средние учебные заведения (ЗУС) – техникумы, колледжи, училища. Осуществляют подготовку специалистов среднего звена. Принимают учащихся с неполным и полным средним образованием.
  2. Высшие учебные заведения (ВУЗ) – университеты, академии, институты и т.д. Основная цель данного образования – это подготовка и переподготовка специалистов, удовлетворение потребностей общества в специалистах высшего звена. Поступить в ВУЗы можно только на базе полного среднего образования или среднего профессионального образования.
  3. Послевузовское профессиональное образование – магистратура, аспирантура, докторантура и т.д. Цель - повышение полученного высшего образования, а также приобретение навыков исследовательской деятельности.
  4. Учреждения дополнительного образования – музыкальные и художественные школы, дома творчества, курсы повышения квалификации и т.д. Основная задача – это удовлетворение потребностей людей и организаций по получению всестороннего образования и расширения кругозора.
  5. Учреждения для детей сирот – детские дома. Основная цель – это воспитание и обучение детей оставшихся без попечения родителей в силу различных обстоятельств (лишение родительских прав, смерть родителей и т.д.)

Реализация функций системы образования в реальной жизни происходит в процессе приобретения знаний и социального опыта, накопленного в обществе, подрастающим поколением. Этот процесс и его результат являются частью системы образования России и обеспечены методическими принципами и приемами педагогической системы.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

2.4. Система образования РФ. Управление системой образования.

Система образования – это совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сеть реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно – правовых форм типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Развитие системы образования отражает социально-экономические задачи развития общества, характеризуется рядом национальных черт, политическим строем, и носит всегда конкретно-исторический характер.

Новая ситуация в России приводит к новым требованиям к личности будущего члена общества, его общеобразовательной и профессиональной подготовке. В этом проявляется роль и место системы образования в жизни конкретного человека, семьи, общества. И потому эта система не может развиваться, не обновляя свою деятельность в новых социокультурных условиях.

· Дошкольное образовательное учреждение: ясли, детский сад;

· Общеобразовательное учреждение ( начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования): школы, лицеи, гимназии;.

· Учреждения начального профессионального (училища), среднего профессионального (техникумы, колледжи), высшего профессионального (институты, академии, университеты) и послевузовского профессионального

· (аспирантура, докторантура) образования;

· Специальные (коррекционные) учреждения для обучения детей с отклонениями в развитии: школы для слабовидящих, глухих и др.;

· Учреждения дополнительного образования детей: музыкальные, художественные школы, центры, клубы, курсы;

· Учреждения дополнительного образования для взрослых;

· Учреждения для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей: интернаты, детские дома;

· Другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс: курсы, институты повышения квалификации, переподготовки и т.д.

Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями, утверждаемыми Правительством РФ, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

Граждане могут использовать различные формы получения образования: очную, очно-заочную (вечерню), заочную, в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования.

Школа – это учебно-воспитательное учреждение, предназначенное для организованного обучения, воспитания и развития подрастающих поколений. В школе учащиеся получают общее образование – образование, которое дает знание основ наук о природе, обществе, человеке, формирует мировоззрение, развивает познавательные способности, позволяет понять основные закономерности процессов в окружающем человека мире, приобрести необходимые каждому человеку учебные и трудовые умения, разнообразные практические навыки. Реализует общеобразовательную программу начального общего образования (1-4 классы); основного общего (5-9 классы); среднего (полного) общего образования (10-11классы). В рамках этой структуры обязательным является девятилетнее образование, а старшие классы являются профильными.

Лицей реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего общего (полного) образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку учащихся по предметам технического и научно-естественного профиля. Может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования.

Гимназия реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку учащихся по предметам гуманитарного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования.

Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровня, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К профессиональным относятся программы: 1) начального профессионального образования; 2) среднего профессионального образования; 3) высшего профессионального образования; 4) послевузовского профессионального образования.

Начальное профессиональное образование (НПО), осуществляющееся профессиональными училищами и лицеями, имеет целью подготовку работников квалифицированного труда на базе основного общего образования. По отдельным профессиям НПО может базироваться на среднем (полном) общем образовании.

Среднее профессиональное образование (СПО ) в России имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. СПО обеспечивает доступ к заведениям высшего образования. В настоящее время принимаются меры по обеспечению опережающего развития НПО и СПО, поскольку возрастает потребность экономики в работниках начального и среднего звена.

Подготовку специалистов по программам СПО ведут средние специальные учебные заведения - техникумы и колледжи. Техникум (училище) реализует основные программы СПО базового уровня. Колледж реализует основные программы базового и повышенного уровня.

Высшее профессиональное образование (ВПО) может быть получено в высших учебных заведениях: университетах, академиях, институтах, которые в совокупности составляют систему высшего образования.

Университет обеспечивает студентам специализацию в достаточно широком спектре наук и направлений подготовки. Университет реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру специальностей с обязательным преподаванием гуманитарных и естественно-научных дисциплин; осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации научных и научно-педагогических работников; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования; является научным и методическим центром.

Академия – высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по отдельным специальностям и направлениям, осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности, выполняет научные исследования преимущественно в одной из областей науки.

Институт может не являться ведущим научным и методическим центром. Институты могут быть не только самостоятельными учреждениями, но и входить в состав других вузов. Институт реализует, главным образом, программы высшего профессионального образования.

Однако для лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование различных ступеней, возможны и более короткие сроки освоения программ ВПО. Сокращение сроков осуществляется на основе имеющихся знаний, навыков, умений студента, полученных на предшествующем этапе обучения. Возможно также получение высшего образования в форме экстерната, но не по всем специальностям. Порядок организации обучения в форме экстерната регулируется специальным положением Министерства образования и науки РФ.

Послевузовское профессиональное образование в Росси может быть получено в ординатуре, аспирантуре, адъюнктуре, докторантуре, функционирующих в образовательных учреждениях ВПО и научных учреждениях, Повышение квалификации возможно и в рамках учреждений различных видов высшего дополнительного образования.

Система образования включает в себя следующее: министерство образования и науки РФ, краевые и областные управления образованием (министерства, комитеты, департаменты), городские органы управления, районные отделы образования, образовательные учреждения различных типов и видов.

Министерство образования и науки РФ определяет политику в области образования, стратегию достижения целей политики, создает нормативную и законодательную базу, обеспечивающую реализацию этой политики в области образования.

В структуре данного министерства выделено два федеральных агентства: по науке и инновациям, по образованию, а также две федеральные службы: по надзору в сфере образования и науки, по интеллектуальной собственности по патентам и товарным знакам.

Федеральное агентство по образованию наделено Правительством РФ функциями финансировать подведомственные образовательные учреждения, управлять федеральной собственностью, на которой осуществляется предоставление государственных образовательных услуг подведомственными образовательными учреждениями. Департаменты министерства образования являются главными исполнителями стратегических планов в сфере образования.

Органы управления образованием на местах проводят государственную политику в области образования.

Образовательные учреждения непосредственно осуществляют образовательный процесс и могут быть государственными, муниципальными и негосударственными. Действие законодательства РФ распространяется на все образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством РФ, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии. Лицензия – это документ, устанавливающий полномочия физических и юридических лиц в соответствии с законодательством РФ для осуществления определенной деятельности по оказанию услуг.

Права образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования, на пользование печатью с изображением Государственного герба РФ, а также право на включение образовательного учреждения в схему государственного финансирования возникает с момента его государственной аккредитации. Аккредитация образовательных учреждений в РФ – процедура признания государственного статуса (типа и вида) образовательного учреждения.

Аттестация образовательных учреждений в РФ – основная форма государственно-общественного контроля за образовательной деятельностью. Аттестация устанавливает соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников всех образовательных учреждений, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности. Для аттестации создается комиссия, заключение которой является основанием для получения государственной аккредитации или ее лишения.

Местные (муниципальные) органы образования не вправе самостоятельно принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции государственных органов управления образования. В их компетенции находятся: осуществление федеральной политики в области образования, контроль за реализацией права граждан на получение обязательного основного общего образования, разработка и реализация региональных образовательных программ, финансирование местных органов управления образованием и образовательных учреждений и др.

Образовательное учреждение является самостоятельным в осуществлении образовательного процесса в подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством РФ, типовым положением и уставом образовательного учреждения. Непосредственное управление государственным или муниципальным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель, соответствующего образовательного учреждения.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.