Объекты и субъекты смежных прав шпора

Объекты и субъекты авторского права

Тема 2. Авторское право и смежные права

Цели и задачи управления интеллектуальной собственностью

Система управления объектами ИС включает три уровня управления: межгосударственный(международный), государственный, корпоративный.

На межгосударственном уровне систему управления объектами ИС возглавляет Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС). ВОИС – это специализированное учреждение ООН.

На государственном уровне в РБ система управления объектами ИС представляет собой государственные органы (Государственный комитет по науке и технологиям, Национальный центр интеллектуальной собственности, Республиканская научно-техническая библиотека, Белорусское авторское общество) и негосударственные (Белорусское общество изобретателей и рационализаторов, Ассоциация патентных поверенных).

На корпоративном уровне систему управления объектами ИС представляют собой создаваемые на предприятиях патентные службы.

На все трех уровнях системы управления объектами ИС основная деятельность направлена на стимулирование инноваций, с соблюдением при этом интересов общества.

Важнейшая цель управления ИС – извлечение максимальной выгоды от использования интеллектуальных продуктов. Также важными целями управления ИС являются:

- обеспечение охраны прав на объекты интеллектуальной собственности;

Для достижения этих целей необходимо решить ряд нелегких задач экономики. В современном цивилизованном мире самой сложной задачей каждого предприятия является способность дать потребителю товар более высокого качества или совершенно новый товар, обладающий какими-то новыми свойствами. Такую стратегическую задачу можно решить только повышая конкурентоспособность национальной экономики на основе инновационной деятельности.

Инновационная деятельность– это создание новых конкурентоспособных товаров и технологий, их производство и реализация на рынках. В основе всех инноваций лежат объекты ИС.

Авторское право(право копирования) – это система норм права, регулирующих личные неимущественные и имущественные отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. Авторские права возникают у автора в связи с созданием конкретного произведения литературы, науки и искусства.

В соответствии со статьёй 993 ГК объектами авторского права являются:

- литературные и музыкальные произведения;

- произведения скульптуры, живописи, графики, архитектуры;

- переводы, энциклопедии, карты, компьютерные программы;

- научные произведения (учебники, базы данных).

Не признаются объектами авторского права государственные символы и знаки (флаг, герб, гимн, ордена, деньги), законы, судебные решения, произведения народного творчества.

Субъекты авторского права делятся на две категории:

- первоначальные – это авторы (соавторы) творческих произведений;

- производные – это наследники авторов (соавторов) и иные правопреемники.

Автор произведения– это создатель произведения.

Субъектом первоначального авторского права всегда является гражданин(физическое лицо), а субъектом производного – может быть не только гражданин, но и лицо юридическое, которому переданы имущественные права автора по авторскому договору.

Объект авторского права может быть создан в порядке выполнения служебного задания одним работником или группой работников (соавторов). В такой ситуации объект авторского права будет являться служебным. Автор или соавторы служебного объекта авторского права будут обладать только личными неимущественными правами, а имущественные права в таком случае принадлежат нанимателю. Автор принимает на себя обязательство передать нанимателю право коммерческого использования произведения, а наниматель обязуется выплачивать автору возна­граждение сверх оплаты его труда по трудовому договору за право коммерческого использования этого произведения. Коммерческим использованием считается получение прибыли (дохода) от реализации произведения путем публикации, воспроизведения и распространения.

Возраст и состояние здоровья создателя произведения значения не имеет, т. е. реализовать свой творческий потенциал путем создания произведения можно в любом возрасте, независимо от состояния здоровья. Однако возможность самостоятельно осуществлять авторские права, передавать их другим лицам или оспаривать свое авторство в суде наступает только по достижении 14лет.

Смежные права– это права, предоставляемые для охраны интересов исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания в связи с публичным использованием произведений авторов, всевозможных выступлений артистов или доведения до всеобщего сведения событий, информации и каких-либо звуков или изображений.

К объектам смежных правотносятся: исполнения, фонограммы и передачи организаций вещания.

Исполнение произведения - это представление произведения действием. Например, посредством игры, пения, танца, демонстрации с помощью проекционного аппарата или других технических устройств, таких как радио, телевидение, микрофоны. Фонограмма – это любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков. Передача организации эфирного или кабельного вещания– это передача, созданная самой организацией эфирного или кабельного вещания, а также по ее заказу и за счет ее средств – другой организацией. Передачи могут быть творческого характера (фильмы, тематические и проблемные передачи) и технического (новости, спортивные события).

К субъектам смежных правотносятся: исполнители, производители фонограмм, организации эфирного или кабельного вещания.

Исполнителем может быть актер, певец, танцор, музыкант. Производителем фонограмм может быть физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись какого-либо исполнения. Организациями эфирного и кабельного вещания являются организации радио и телевидения.

  • 1. Интеллектуальные права и право собственности
  • 2. Исключительное право. Срок действия исключительных прав и действие исключительных и иных интеллектуальных прав на территории РФ
  • 3. Государственная регистрация результатов интеллектуальной деятельности. Организации, осуществляющие управление авторскими и смежными правами
  • 4. Лицензионный договор: понятие и виды лицензионных договоров, их исполнение
  • 5. Споры, связанные с защитой интеллектуальных прав. Защита интеллектуальных, личных неимущественных и исключительных прав
  • 6. Авторские права: понятие, особенности, объекты. Соавторство
  • 7. Переводы, иные производные произведения. Составные произведения
  • 8. Право авторства, право автора на имя, обнародование произведения, отзыв, на неприкосновенность произведения и защита произведения от искажений
  • 9. Исключительное право на произведение. Знак охраны и информация об авторском праве
  • 10. Договор авторского заказа: понятие и срок исполнения. Служебное произведение
  • 11. Ответственность за нарушение исключительного права на произведение. Обеспечение иска по делам о нарушении авторских прав
  • 12. Смежные права: понятие, особенности, объекты
  • 13. Договор об отчуждении исключительного права на объект смежных прав
  • 14. Лицензионный договор о предоставлении права использования объекта смежных прав
  • 15. Информация о смежном праве и технические средства его защиты. Ответственность за нарушение исключительного права на объект смежных прав
  • 16 исполнитель. Права исполнителя. Исключительное право на исполнение
  • 17. Охрана авторства, имени и неприкосновенности исполнения после его смерти
  • 18. Срок действия исключительного права на исполнение, переход этого права по наследству и в общественное достояние

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гражданское право. Шпаргалка (А. А. Батяев, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

12. Смежные права: понятие, особенности, объекты

Глава 71 ГК РФ регулирует правовое положение прав, смежных с авторскими. Интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио– и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, являются смежными с авторскими правами (смежными правами) (ст. 1303 ГК РФ).

В определенных законом случаях к смежным правам относится также и личное неимущественное право. Смежные права производны от авторских прав и в то же время отличаются от авторских по объекту.

Объектами смежных прав являются:

1) исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров – постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;

2) фонограммы, те. любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;

3) сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;

4) базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;

5) произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей. Предоставление на территории РФ охраны объектам смежных прав в соответствии с международными договорами РФ осуществляется в отношении исполнений, фонограмм, сообщений передач организаций эфирного или кабельного вещания, не перешедших в общественное достояние в стране их происхождения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия исключительного права на эти объекты и не перешедших в общественное достояние в РФ вследствие истечения срока действия исключительного права.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гражданское право. Шпаргалка (А. А. Батяев, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Смежные права (статья 1303 ГК РФ) – совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по охране результатов исполнительской деятельности (исполнений), фонограмм, сообщений в эфир или по кабелю радиопередач и телепередач, содержание баз данных, а также произведений. Впервые обнародованных после их перехода в общественное достояние (объекты смежных прав).

Установление режима использования, наделение соответствующих субъектов интеллектуальными правами, защита этих прав. Смежные права производны и зависимы от авторских прав. Применительно к отдельным видам объектов смежных прав предусмотрены соответствующие права, в соответствии со ст. 1323 ГК РФ не допускается нарушение при использовании смежных прав авторских прав.

Объекты смежных прав:

1. Исполнение артистов-исполнителей, дирижеров, постановки режиссеров-постановщиков спектаклей в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств.

2. Фонограммы (статья 1324 ГК РФ) – любые, но исключительно звуковые записи исполнения или иных звуков кроме звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение, т.к. данная звукозапись является составной частью всего аудиовизуального произведения.

4. Содержание баз данных касается в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов (§5 главы 71 ГК РФ). При этом законодатель охраняет не любую базу данных, а в соответствии с п. 1 ст. 1334 ГК РФ только такую, для создания которой требуются существенные затраты (имеются в виду только такие базы, которые содержат не менее 10 тысяч самостоятельных информационных элементов).

5. Произведения науки и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние либо находящееся в общественном достоянии в силу того, что они не охранялись авторским правом (§6 главы 71 ГК РФ).

К субъектам смежных прав в соответствии со статьей 1304 ГК РФ относятся:

2. Изготовитель фонограммы (статья 1322 ГК РФ) – лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения. При этом изготовителем может быть как ФЛ, так и ЮЛ. Изготовителем считается лицо, имя или наименование которого указано на экземпляре фонограммы или его упаковке.

3. Организация эфирного или кабельного вещания (статья 1324 ГК РФ) – только ЮЛ, которые осуществляют сообщение по кабелю или в эфир.

4. Изготовитель баз данных - лицо, организовавшее создание базы данных и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов. Также как и применительно к изготовителю фонограммы, изготовителем базы данных считается лицо, чье имя или наименования указано на упаковке или копии базы данных.

5. Публикатор – гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование ранее необнародованное произведение, перешедшее в общественное достояние. Данные права распространяются на любые произведения, которые не были обнародованы до этого момента и перешли в общественное достояние.

В соответствии со ст. 1304 ГК РФ для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация объекта или соблюдение каких-либо формальностей (п. 2 ст. 1304 ГК РФ).

Применительно к отдельным видам объектов смежных прав действуют специальные правила:

В соответствии со ст. 1321 ГК РФ исключительное право на исполнение действует на территории Российской Федерации в случаях, когда:

исполнитель является гражданином Российской Федерации;

исполнение впервые имело место на территории Российской Федерации;

исполнение зафиксировано в фонограмме, охраняемой в соответствии с положениями ст. 1328 ГК РФ;

исполнение, не зафиксированное в фонограмме, включено в сообщение в эфир или по кабелю, охраняемое в соответствии с положениями ст. 1332 ГК РФ;

в иных случаях, предусмотренных международными договорами РФ.

Знак правовой охраны смежных прав в соответствии со ст. 1305 ГК РФ. Изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов - латинской буквы "P" в окружности (℗), имени или наименования обладателя исключительного права, года первого опубликования фонограммы. При этом под экземпляром фонограммы понимается ее копия на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков либо их отображения, зафиксированные в этой фонограмме. Под отображением звуков понимается их представление в цифровой форме, для преобразования которой в форму, воспринимаемую слухом, требуется использование соответствующих технических средств.

Вопрос 15. Личные неимущественные права обладателей смежных прав. Исключительное право на объекты смежных прав. Понятие, сроки и сфера действия, ограничения смежных прав. Защита смежных прав.

Права исполнителей предусмотрены статьями 1315 – 1317 ГК РФ.

Исполнителю принадлежат:

1) исключительное право на исполнение;

2) право авторства - право признаваться автором исполнения;

3) право на имя - право на указание своего имени или псевдонима на экземплярах фонограммы и в иных случаях использования исполнения, а в случае, предусмотренном п. 1 ст. 1314 ГК РФ (права на совместное исполнение), право на указание наименования коллектива исполнителей, кроме случаев, когда характер использования произведения исключает возможность указания имени исполнителя или наименования коллектива исполнителей;

4) право на неприкосновенность исполнения - право на защиту исполнения от всякого искажения, то есть от внесения в запись, в сообщение в эфир или по кабелю изменений, приводящих к извращению смысла или к нарушению целостности восприятия исполнения.

Данные права охраняются бессрочно, они не передаются и не отчуждаются, а после смерти исполнителя охрана осуществляется наследниками или специально указанным в завещании лицом.

Исполнителю также принадлежит исключительное право на исполнение – право использовать исполнение любым не запрещенным в законе способом. Также есть право распоряжения исключительным правом на исполнение.

Способы использования исполнения сформулированы в статье 1317 ГК РФ не исчерпывающим способом:

1) сообщение в эфир (в том числе путем ретрансляции), кроме кабельного телевидения.

2) сообщение по кабелю;

3) запись исполнения, то есть фиксация звуков и (или) изображения или их отображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение;

4) воспроизведение записи исполнения, то есть изготовление одного и более экземпляра фонограммы либо ее части при возможности ее распространения.

5) распространение записи исполнения путем продажи или иного отчуждения ее оригинала или экземпляров, представляющих собой копии такой записи на любом материальном носителе;

6) действие, осуществляемое в отношении записи исполнения и предусмотренное подпунктами 1 и 2 настоящего пункта;

7) доведение записи исполнения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к записи исполнения из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения) – интерактивное использование;

8) публичное исполнение записи исполнения;

9) прокат оригинала или экземпляров записи исполнения.

Если запись исполнения была произведена с согласия исполнителя, то ее воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю, либо публичное исполнение возможно без согласия исполнителя, но только в целях, для которых было получено согласие.

Если с исполнителем заключается договор о создании аудиовизуального произведения, то согласие исполнителя на использование исполнения в составе произведения предполагается.

Изготовителю фонограммы принадлежит ряд личных неимущественных прав (статья 1323 ГК РФ):

1) право на указание на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке своего имени или наименования;

2) право на защиту фонограммы от искажения при ее использовании;

3) право на обнародование фонограммы.

Изготовителю также принадлежит исключительное право на фонограмму (ст. 1323 ГК РФ) – добавляется два способа применительно к использованию фонограммы – переработка фонограммы; импорт оригинала или экземпляра фонограммы. Также допускается прокат оригинала или экземпляра фонограммы. Если лицо правомерно осуществит переработку фонограммы, оно приобретает смежное право на переработанную фонограмму.

Принцип исчерпания прав на фонограмму (ст. 1325 ГК РФ) – если оригинал или экземпляр правомерно опубликованной фонограммы введены в гражданский оборот на территории РФ путем их продажи или иного отчуждения, то их дальнейшее распространение допускается без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения. Публичное исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, а также при сообщении ее в эфир или по кабелю разрешение правообладателя не требуется, а также не требуется разрешение исполнителя, но им должно быть выплачено соответствующее вознаграждение. Сбор с пользователей (непонятно, кто является пользователем) вознаграждения и распределение этого вознаграждения осуществляется специальными организациями по управлению правами на коллективной основе (ОКУ), имеющими государственную аккредитацию на осуществление соответствующих видов деятельности. Создание таких организаций предусмотрено ст. 1244 ГК РФ. Вознаграждение распределяется в пропорции 50/50 – половина исполнителю, а другая половина – изготовителю фонограммы.

Права организации эфирного или кабельного вещания (статья 1330 ГК РФ):использовать правомерно осуществляемое или осуществленное ею сообщение в эфир или по кабелю передач в соответствии со статьей 1229 ГК РФ любым не противоречащим закону способом (исключительное право на сообщение радио- или телепередачи), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Организация эфирного или кабельного вещания может распоряжаться исключительным правом на сообщение радио- или телепередачи.

Права реализуются посредством ретрансляции или через спутник. Права таких организаций признаются и действуют вне зависимости от наличия авторских прав на передачу, прав на исполнение, прав изготовителя и т.д.

Права изготовителя баз данныхв соответствии со ст. 1333 ГК РФ:

· исключительное право изготовителя базы данных;

· право на указание на экземплярах базы данных и (или) их упаковках своего имени или наименования.

Исключительное право изготовителя базы данных - право извлекать из базы данных материалы и осуществлять их последующее использование в любой форме и любым способом, а также право распоряжения этим исключительным правом.

Помимо правообладателя никто не вправе извлекать из баз данных материалов (извлечение понимается в широком смысле).

Права публикаторараспространяются на произведения, которые независимо от времени их создания могли быть признаны объектами авторского права в соответствии с правилами статьи 1259 ГК РФ.

Права публикатора в соответствии со статьей 1338 ГК РФ:

1) исключительное право публикатора на обнародованное им произведение (пункт 1 статьи 1339);

2) право на указание своего имени на экземплярах обнародованного им произведения и в иных случаях его использования, в том числе при переводе или другой переработке произведения.

Сроки действия смежных прав.

1. Исключительное право на исполнение действует в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлены исполнение, либо запись исполнения, либо сообщение исполнения в эфир или по кабелю.

2. Исключительное право на фонограмму действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись. В случае обнародования фонограммы исключительное право действует в течение пятидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором она была обнародована при условии, что фонограмма была обнародована в течение пятидесяти лет после осуществления записи.

3. Исключительное право на сообщение радио- или телепередачи действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором имело место сообщение радио- или телепередачи в эфир или по кабелю – статья 1331 ГК РФ.

4. Исключительное право изготовителя базы данных возникает в момент завершения ее создания и действует в течение 15 лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее создания, а если база была обнародована, то в течение 15 лет с момента обнародования (также с 1.01. следующего года. При каждом обновлении базы данных эти сроки возобновляются.

5. Исключительное право публикатора на произведение возникает в момент обнародования этого произведения и действует в течение двадцати пяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования – ст. 1340 ГК РФ.

Дата публикования: 2015-02-20 ; Прочитано: 6569 | Нарушение авторского права страницы

Смежные права исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного или кабельного вещания.

Возникновение смежных прав. Срок действия смежных прав.

Ограничения смежных прав исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного или кабельного вещания.

4. Передача смежных прав исполнителей, производителей фоно­грамм, организаций эфирного или кабельного вещания, но договору.

5. Переход имущественных авторских и смежных прав по на­следству.

Управление имущественными нравами авторов и обладателей, смежных прав на коллективной основе. Назначение и основные принципы коллективного управления.

ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ ЗАНЯТИЯ

1.Смежные права по своей природе не однородны. В объектив­ном смысле они представляют собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с созданием и использованием достаточно разных объектов: испол­нений, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания. В субъективном смысле смежные нрава - это совокупность имущественных, а в отношении исполнений и личных неимуще­ственных прав на указанные выше объекты.

Субъектами смежных прав являются исполнители, производите­ли фонограмм, организации эфирного или кабельного вешания, а также лица, которым имущественные права на исполнения, фоно­граммы, передачи организаций эфирного или кабельного вешания уступлены или перешли в порядке правопреемства.

Личные неимущественные права исполнителя охраняются бес­срочно. Имущественные права исполнителя действуют в течение 50 лет с момента первой записи исполнения.

Имущественные права производителя фонограммы действуют в течение 50 лет после первого опубликования фонограммы или в те­чение 50 лет после ее первой записи, если фонограмма не была опуб­ликована в течение этого срока.

Имущественные права организации эфирного или кабельного ве­щания действуют в течение 50 лет с момента осуществления переда­чи в эфир или по кабелю соответственно.

4.Имущественные права исполнителей, производителей фоно­грамм, организаций эфирного или кабельного вещания могут быть уступлены полностью или в части и могут быть переданы для ис­пользования по договору с применением по аналогии положений, ка­сающихся уступки (передачи) прав авторов произведений литерату­ры (науки, искусства).

5.Исключительное авторское право, а также право разрешать ис­пользование исполнения, фонограммы, передачи организации эфир­ного или кабельного вещания и право на получение вознаграждения в случае смерти правообладателей - физических лиц - в пределах ос­тавшейся части сроков охраны переходят по наследству.

Не переходят по наследству право авторства, право на имя, право на защиту репутации автора (исполнителя). Наследники автора (исполнителя) и исполнители завещания вправе осуществлять защиту указанных прав. Эти правомочия наследников и исполнителей заве­щания сроком не ограничиваются. При отсутствии наследников ав­тора защиту указанных прав осуществляет специально уполномо­ченный на то государственный орган Республики Беларусь.

6. В случае, когда имущественные права авторов и иных правооб­ладателей трудно реализовать в индивидуальном порядке, они могут осуществляться на коллективной основе специально созданной для этого организацией. К принципам коллективного управления иму­щественными правами авторов и иных правообладателей относятся:

o некоммерческий характер деятельности по коллективному уп­равлению;

o доминирование интересов авторов и иных правообладателей, а также пользователей при осуществлении такой деятельности орга­низацией по коллективному управлению имущественными правами авторов и иных правообладателей;

o контроль над деятельностью организации по коллективному управлению со стороны авторов и иных правообладателей, а также пользователей и государства в лице его уполномоченных органов;

o гарантирование справедливого вознаграждения авторам и иным правообладателям за использование принадлежащих им объектов авторского права и смежных прав.

Интеллектуальная собственность в России и за рубежом

Смежные права или права, смежные с авторскими, относятся к разряду тех, с которыми почти каждый соприкасается ежедневно. Музыка, звучащая в плеере или по радио, телевизионные передачи, спектакли – охрана всех этих объектов регулируется смежными правами. Из самого названия этого института интеллектуальной собственности следует, что смежные права связаны с авторскими правами. Однако между ними существуют и принципиальные отличия, о которых Вы узнаете ниже. Также в главе "Смежные права: основные положения" Библиотеки интеллектуальной собственности Sum IP рассказывается о субъектах, видах, сроке действия смежных прав и других вопросах.

Если какие-то вопросы остались нераскрытыми, Вы можете обратиться к нам за юридической консультацией по авторским и смежным правам.

В Гражданском кодексе нет легального определения понятия "смежные права". С учетом существующих в науке точек зрения предлагаю Вам следующее определение.

Смежные права или права, смежные с авторскими, – это права исполнителей, изготовителей фонограмм, вещательных организаций, публикаторов, изготовителей баз данных на созданные ими результаты интеллектуальной деятельности.

Вместе с тем смежные права могут возникнуть при исполнении объектов, не относящихся к авторским правам. Например, авторское право не охраняет произведения фольклора, но на исполнения таких произведений смежные права возникают.

2. Возникновение смежных прав

Возникновение смежных прав подчиняется похожим правилам, что и возникновение авторских прав. Следует руководствоваться следующими правилами возникновения прав, смежных с авторскими:

  • Смежные права возникают в момент создания объекта интеллектуальной собственности в объективной форме (принцип автоматической охраны). Объективная форма – это форма, доступная для восприятия иным, помимо правообладателя, лицам. Смежные права не подлежат регистрации, обязательному депонированию и не требуют соблюдения иных формальностей.

Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей.

  • Возникновение смежных прав зависит от соблюдения авторских прав. Так, для исполнения музыкального произведения, охраняемого авторским правом, необходимо получить разрешение правообладателя путем заключения лицензионного договора на произведение. Если разрешение не получено, у исполнителя не возникают смежные права на исполнение. Более того, исполнитель становится нарушителем авторских прав.

Интеллектуальная собственность – понятие, которое включает охраняемые в соответствии с Гражданским кодексом результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. То есть интеллектуальная собственность в России – это определенные объекты, на которые распространяются интеллектуальные права. Более подробно об этом Вы можете прочитать в главе Интеллектуальная собственность и интеллектуальные права. Часть объектов интеллектуальной собственности охраняется правами, смежными с авторскими. Таким образом, смежные права – это вид интеллектуальных прав, а объекты смежных прав – это некоторые из объектов интеллектуальной собственности.

Все объекты интеллектуальной собственности можно разделить так, как показано на схеме.

Если следовать представленной классификации, то смежные права следует отнести к результатам интеллектуальной деятельности. Однако смежные права могут распространяться как на творческие, так и нетворческие результаты. Единственным объектом, к которому предъявляется требование творческого характера, являются исполнения. Однако уровень творчества исполнений и постановок, как правило, ниже, чем уровень творчества объектов авторского права. Поэтому не следует применять к объектам смежных прав признаки творчества, характерные для авторских прав .

4. Объекты прав, смежных с авторскими правами.

В общем виде объектами прав, смежными с авторскими являются:

  • исполнения и постановки;
  • фонограммы;
  • сообщения передач эфирного или кабельного вещания;
  • содержание баз данных;
  • публикации, обнародованные после перехода произведений науки, литературы и искусства в общественное достояние.

5. Субъекты смежных прав

  • исполнители и режиссеры-постановщики
  • вещательные организации
  • изготовители фонограмм
  • публикаторы
  • изготовители баз данных .

Смежные права, как и другие интеллектуальные права, можно разделить на несколько видов. При этом виды смежных прав обладают определенной спецификой, хотя по названиям сходны с видами авторских прав. Для наглядности предлагаю Вашему внимаю схему "Виды смежных прав"

1) Исключительное право – право использовать объект смежных прав любыми способами и в любой форме и запрещать такое использование третьим лицам. Исключительное право является имущественным и возникает на все объекты смежных прав. Лицо, обладающее исключительным правом, называют правообладателем.

2) Личные неимущественные права принадлежат только физическим лицам, которые являются исполнителями или режиссерами-постановщиками произведений. Другие субъекты смежных прав не обладают личными неимущественными правами. Личные неимущественные права исполнителей включают три права:

  • право авторства
  • право на имя
  • право на неприкосновенность исполнения

3) Иные смежные права исчерпываются правами публикаторов, изготовителей фонограмм, вещательных организаций и изготовителей баз данных указывать имя или фирменное наименование на экземплярах соответствующих объектов прав, смежных с авторскими. Это право является неотчуждаемым, но в полной мере не может быть отнесено к категории неимущественных и личных, поскольку в большинстве случаев оно принадлежит юридическим лицам. Кроме того, при нарушении иных смежных прав нельзя требовать компенсации морального вреда, что допустимо в случае с личными неимущественными правами .

В отличие от авторских прав срок действия смежных прав не является единым. Срок действия смежных прав (исключительного права) определяется в зависимости от конкретного объекта. Такие различия не имеют строго объективных причин, а объясняются необходимостью найти баланс между интересами правообладателей, заинтересованных в сохранении исключительного права, и общества, заинтересованного в использовании интеллектуальной собственности.

Далее речь идет именно о сроке действия исключительного права на объекты прав, смежных с авторскими. Личные неимущественные права исполнителей охраняются бессрочно.

1) Срок действия смежных прав на исполнения и постановки равен жизни автора, но не менее 50 лет с года, следующего за годом осуществления, записи исполнения или сообщения его в эфир или по кабелю.

2) Смежные права на фонограммы действуют 50 лет с момента записи. Если фонограмма была обнародована в течение 50 лет с момента записи, то срок действия исключительного права равен 50 годам с момента обнародования. Таким образом, теоретически срок действия смежных прав на фонограммы может достигать 99 лет.

3) Срок действия смежных прав на сообщения радио- и телепередач составляет 50 лет с момента сообщения передачи в эфир.

4) Смежные права на базы данных действуют 15 лет с года, следующего за годом создания базы данных. Если база данных была обнародована до истечения 15 лет с даты создания, срок действия исключительного права в 15 лет отсчитывается с года, следующего за годом обнародования.

5) Срок действия смежных прав публикатора составляет 25 лет, начиная с года, следующего за годом обнародования произведения.

3. Статья В.Штенникова о правах, смежных с патентными

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.