Норма права понятие признаки структура виды шпора

Регулирование общественных отношений осуществляется посредством системы социальных норм: нормы морали, нормы нравственности, религиозные нормы, нормы права. Последним из них принадлежит особая роль, поскольку за ними стоит механизм государственного принуждения.

Норма права — общеобязательное, формально определенное правило поведения, устанавливаемое и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование общественных отношений.

Признаки нормы права:

1) общеобязательность – властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей;

2) формальная определенность – нормы выражаются в письменной форме в официальных документах;

3) связь с государством – норма устанавливается государственными органами и обеспечивается принуждением и убеждением;

4) предоствительно – обязывающий характер- норма не только предоставляет одним субъекта права, но и возлагает на других субъектов обязанности;

5) микросистемность – норма состоит из трех взаимосвязанных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции, которые образуют структуру правовой нормы.

Гипотеза представляет собой условие действия нормы, т.е. устанавливает, при каких условиях следует руководствоваться данным правилом поведения. Например, имея право на пенсионное обеспечение по возрасту, его реализация возможна только по достижении установленного законом возраста.

Диспозиция показывает, каким может быть и должно быть поведение социального субъекта при наличии условий, указанных гипотезой. Следовательно, диспозиция раскрывает само правило поведения, содержание юридических прав и обязанностей.

Санкция - последствия действия нормы. Различают позитивную и негативную разновидности санкции. Позитивная санкция связана с системой поощрений (например, выплата премии, награждение орденами и медалями), а негативная — с системой мер государственного взыскания, которые могут применяться к нарушителю правила, предусмотренного диспозицией.

Нормы права группируются в отдельные части - отрасли, институты.

Отрасль права — это совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений (конституционное, уголовное, гражданское право).

Институт права - совокупность норм, регулирующих узко однотипные отношения в рамках отрасли. В качестве примеров конституционных институтов можно назвать институт гражданства, институт народовластия; в рамках международного публичного права - институт правопреемства, институт признания, институт ответственности и др.

3. Понятие и виды источников (форм) права.Нормативно - правовой акт: понятие и виды.

Источники права различаются в трех смыслах: материальном (отражает первооснову права), идеологическом (правовое сознание общества, взгляды, идеи, юридические доктрины, под воздействием которых создается право) и формально-юридическом (внешняя форма выражения и существования правовых норм).

Выделяют 4 основные формы (источники) права:

1) нормативный акт - это принятый в установленном порядке уполномоченным на то органом письменный, официальный документ, содержащий предписания общего характера и постоянного действия, и рассчитанный на многократное применение.

2) правовой обычай – исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям;

3) юридический прецедент – это судебное или административное решение по конкретному делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел (распространено в странах англо – саксонской правовой системы – США, Великобритания);

4) нормативный договор – соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (Федеративный договор 1992 г.).

Особое место в этой системе занимает нормативно - правовой акт.

Нормативно-правовые акты обладают определенной юридической силой, которая характеризует место нормативно-правового акта в системе законодательства. С этих позиций все нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.

К законам относятся: Конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации;

К подзаконным актам относятся: указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы, инструкции, положения министерств и ведомств, государственных комитетов, решения местных органов власти и управления, локальные нормативные акты.

Нормативно-правовые акты имеют временные, пространственные и субъективные пределы действия.

Действие нормативно - правового акта во времени обусловлено вступлением его в юридическую силу и утратой юридической силы.

Нормативно-правовые акты прекращают свое действие во времени:

-по истечении срока, заранее установленного в самом нормативном акте (например, федеральный закон о федеральном бюджете действует только в течение одного финансового года);

- в случае их отмены;

- при замене данного акта другим, устанавливающим новые правила регулирования этих же общественных отношений.

Здесь важно учитывать принцип, согласно которому закон обратной силы не имеет, т.е. он не должен распространяться на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в юридическую силу.

Придание закону обратной силы возможно в 2-х случаях:

1) если в самом законе об этом сказано;

2) если закон смягчает или устраняет ответственность.

Действие нормативно-правого акта в пространстве связано с распространением его на всю территорию государства или только на ее часть.

Действие нормативно-правового акта по кругу лиц означает по общему правилу распространение его на всех субъектов, находящихся в рамках территориальной сферы действия того или иного акта (граждан РФ, иностранцев и лиц без гражданства).

4. Система российского права и отрасли права

Систематизация — это сознательно проводимое упорядочение действующих правовых норм в целях удобства пользования ими на практике. Система показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

Структурными элементами системы права являются: а) норма права; б) отрасль права; в) институт права.

Отрасль права обусловлена качественной однородностью той или иной сферы общественных отношений.

Общая характеристика отраслей российского права предпринята с целью показать, что каждая отрасль занимает особое положение в общей системе, отличается от других отраслей и тем самым доказывает и оправдывает свое право на самостоятельное существование.

Главным нормативным актом этой отрасли является Конституция Российской Федерации, выступающая отправной базой для всего текущего правотворчества.

Административное право регулирует сферу управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, общественных организаций и должностных лиц (правительства, министерств; ведомств, президентских структур, предприятий, учреждений, местных администраций). Для осуществления своих оперативных функций все субъекты указанной деятельности наделяются необходимыми полномочиями, компетенцией. Объектами управления выступают экономика, наука, культура, образование, здравоохранение, оборона, правопорядок, охрана прав граждан и т.д.

Гражданское право регулирует обширную область имущественных и личных неимущественных отношений (имя, честь, достоинство, авторство). Весь гражданский оборот, хозяйственная деятельность предприятий, организаций, учреждений и граждан осуществляются на основе норм гражданского права (владение, пользование и распоряжение собственностью, ее приобретение и отчуждение, купля, продажа, дарение, наследование, передача в аренду, на хранение, в залог; пересылка, транспортировка, взаимные поставки сырья и продукции производителями и потребителями). Однако не все имущественные отношения регулируются гражданским правом, а только такие, в которых стороны юридически равны (истец — ответчик; должник — кредитор; заказчик — подрядчик) и которые не строятся по принципу власти и подчинения, как это имеет место в административном, финансовом, земельном праве.

Основной нормативный акт — Гражданский кодекс Российской Федерации.

Финансовое право регулирует финансовые отношения, формирование и исполнение госбюджета, денежное обращение, банковские операции, кредиты, займы, налоги. Субъектами этих отношений выступают все юридические и физические лица. Нормы финансового права тесно связаны с конституционным правом и административным, так как сферы этих трех отраслей во многом переплетаются. Финансовая деятельность в значительной мере носит исполнительно-распорядительный характер. К числу основных нормативно-правовых актов относятся Налоговый кодекс РФ и Бюджетный кодекс РФ.

Земельное право призвано регулировать вопросы землепользования и землеустройства, сохранения и распределения земельного фонда, определения правового режима различных видов земли в соответствии с их административно-хозяйственным назначением. Основной нормативный акт — Земельный кодекс Российской Федерации.

Трудовое право регулирует сферу трудовых отношений (формы рациональной организации общественного труда, его оценка и оплата, определение тарифных ставок, разрядов, окладов, норм выработки; рабочее время, отпуска; прием на работу и увольнение; порядок заключения трудовых соглашений, коллективных договоров; вопросы социального страхования, охраны труда, техники безопасности). Субъектами трудовых отношений выступают рабочие и служащие, государственные, общественные и кооперативные организации, профсоюзы. Основной нормативный акт — Трудовой кодекс Российской Федерации.

Семейное право тесно связано с гражданским правом, однако это самостоятельная отрасль, регулирующая порядок заключения и расторжения брака, отношения между супругами, родителями и детьми, вопросы усыновления, опеки и попечительства, имущественного положения членов семьи, их взаимных прав и обязанностей. Основной нормативный акт — Семейный кодекс РФ.

Уголовное право - совокупность норм, определяющих, какие общественно опасные (вредные) действия и поступки следует считать уголовно наказуемыми, правомочия компетентных органов по отношению к лицам, совершившим преступления, основания и условия привлечения их к ответственности; принципы карательной политики государства, виды и систему санкций, составы конкретных деяний, формы и степень вины и т.д. Основной нормативный акт - Уголовный кодекс РФ.

Уголовно-процессуальное право - отрасль, регулирующая деятельность суда, прокуратуры, органов предварительного следствия и дознания по раскрытию и рассмотрению уголовных дел, определяет процессуальные формы этой деятельности, права и обязанности, участвующих в ней субъектов (подследственных, подсудимых, свидетелей, потерпевших, экспертов, представителей обвинения и защиты), их правовое положение. Основополагающий нормативный акт — Уголовно-процессуальный кодекс (УПК РФ).

Гражданско-процессуальное право — это совокупность норм, регулирующих деятельность органов правосудия и других участников процесса при разрешении споров о праве гражданском, а также по трудовым, семейным, личным, финансовым и иным делам. В гражданском процессе действуют в основном те же субъекты, что и в уголовном. Различия заключаются в предмете и методах регулирования. В состав данной отрасли входят также нормы, регламентирующие работу арбитражных и нотариальных органов. Главный нормативный акт — Гражданский процессуальный кодекс РФ.

Семинар 1

Понятие и сущность права

Право – это система общеобязательных, формально определенных, обеспеченных государством норм (правил дозволенного и не дозволенного поведения), которые выражают возведенные в закон волю политической элиты и всего общества, и выступающих в роли общественных отношений.

В современной юридической литературе, термин право принято употреблять в нескольких значениях:

Во-первых, под правом понимается социально-правовые притязания людей, обусловленные природой человека и самого общества (право на жизнь или на личную неприкосновенность). Это право принято рассматривать в естественном смысле, так как оно принадлежит человеку от рождения и неотъемлемо для него.

Во-вторых, правом называют систему юридических норм – это право в объективном смысле, так как нормы не зависят от воли и сознания людей, а устанавливаются законодателем и гарантируются силой государства.

В-третьих, право понимается, как официально признанные возможности физических лиц и организаций (право избирать, право собираться мирно и без оружия). Это право в субъективном смысле, так как оно принадлежит отдельному лицу, субъекту права.

1. Нормативность – означает, что право состоит из норм, а нормы это правила поведения общего характера, мера дозволенного и не дозволенного поведения, тем самым, право регулирует общественные отношения.

2. Системность – право представляет собой совокупность юридических норм, взаимосвязанных между собой и взаимообусловленных.

3. Формальная определенность и закрепленность – этот признак означает, что право имеет строго установленную форму (закон, указ, постановление), письменно закреплено в документе. Определенность, означает, что правовые предписания отличаются ясностью, понятностью и не подлежат двусмысленному толкованию.

4. Общеобязательность права состоит в том, что право обязательно для исполнения для всех на кого оно распространяется.

5. Обеспеченность права институтом государственным принуждением, т.е. если кто-то полностью или частично не исполняет требования правовых норм, то государство заставляет (принуждает) их исполнять.

6. Волевой характер права – воля это сознательно-обусловленное психологическое состояние человека, вороженное в целенаправленном поведении. Правовые нормы не создаются спонтанно, они всегда выражают чью-то волю, создаются людьми сознательно, для регулирования общественных отношений и в чьих-то интересах.

Сущность права заключается в том, чью волю оно выражает. В теории права принято выделять:

1. Классовый подход к сущности права

2. Общесоциальный подход к сущности права

3. Диалектический подход к сущности права\

Правовая норма – понятие, признаки, структура и виды

Норма права – это установленное или санкционированное, т. е. утвержденное и охраняемое государством правило поведения.

Признаки нормы права.

1. Норма права имеет общий характер, она не адресована конкретному лицу. Например, если в норме права речь идет о должностном лице, то она регулирует деятельность любого должностного лица независимо от того, кто персонально им является.

2. Норма права регулирует внешнее поведение человека. Она обращена к его воле, сознанию и действиям, а не к эмоциям, настроению, желаниям. Для нормы права главное – внешне проявляющиеся поведение и деятельность людей.

3. Норма права – обязательное правило поведения для юридических и физических лиц. Она признается государством, которое гарантирует ее выполнение принудительной властной силой.

4. Норма права регулирует общественные отношения официально, открыто и публично.

5. Норма права рассчитана на многократное использование. Она применяется все время, пока является действующей.

6. Нормы права содержатся в законах и других нормативных правовых актах.

7. Норма права предусматривает определенную юридическую ответственность, применяемую соответствующими государственными органами в случае ее невыполнения.

Норма права может выступать в виде предписания:

1) вести себя определенным образом, выполнить какие-то обязанности;

2) запрета совершать некоторые поступки;

3) разрешения действовать соответствующим образом.

Но сущность ее сохраняется: она – обязательное правило поведения для исполнения всеми, кого оно касается.

Структура правовой нормы

Под структурой правовой нормы понимается внутреннее строение нормы - ее основные части (структурные элементы), их взаиморасположение и взаимосвязь. Элементы правовой нормы составляют ее логическую структуру.

Нужно научиться выделять такие структурные элементы правовой нормы, как гипотеза, диспозиция, санкция в нормах различных отраслей права - административного, гражданского, уголовного, уголовно-процессуального и других.

Гипотеза указывает на факты, условия, обстоятельства, при наличии которых подлежат исполнению ее предписания, а также на субъектов, к которым данная норма адресована.

Виды: простая, сложная, альтернативная.

1. Простой гипотезой называют ту гипотезу, в которой указано одно

обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается действие юридических норм.

Например, ст. 444 ГК РФ: "Если в договоре не указано место его заключения, договор признается заключенным в месте жительства гражданина или месте нахождения юридического лица, направившего оферту".

2. В сложной гипотезе действие нормы ставится в зависимость от наличия или

отсутствия одновременно двух или более обстоятельств.

Например, ч. 4 ст. 101 УК РФ: "Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию представляет особую опасность для себя или других лиц и требует постоянного и интенсивного наблюдения".

3. Альтернативная гипотеза ставит действие норм в зависимость от одного из

нескольких перечисленных в законе обстоятельств.

Например, ст. 387 ГК РФ: "Права кредитора по обязательству переходят к другому лицу на основании закона и наступления указанных в нем обстоятельств. ", и дальше перечисляются все возможные обстоятельства.

Диспозиция содержит правило или модель поведения участников регулируемых отношений, установленное государством, если имеются обстоятельства, предусмотренные гипотезой.

Виды: простая, сложная или описательная, альтернативная.

1. Простая диспозиция указывает и называет вариант конкретного поведения, но

не раскрывает его.

Например, п. 1 ст. 269 ГК РФ: "Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, осуществляет владение и пользование этим участком. ".

2. Сложная, или описательная, диспозиция указывает и перечисляет все

существенные признаки поведения.

Например, ст. 249 ГК РФ: "Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению".

3. Альтернативная диспозиция указывает несколько вариантов поведения, и

участники правоотношений могут следовать одному из них.

Например, п. 2 ст. 246 ГК РФ: "Участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю либо распорядиться ею иным образом. ".

Санкция - это логически завершающий элемент (структурный элемент), содержащий указание на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции. Это понятие санкции дано с правовой точки зрения. С точки зрения философского и социологического подходов, под санкцией понимают не только отрицательные явления (показание, порицание), но и положительные последствия (поощрение, одобрение) за социально полезное поведение.

1. Простой, или абсолютно определенной, санкцией является та, где размер

неблагоприятных последствий точно указан.

Например, ст. 137 КоАП РСФСР: "Изготовление и использование радиопередающих устройств без разрешения влечет наложение штрафа в размере 50 руб. с полной конфискацией используемой радиоаппаратуры".

2. Сложной, или относительно-определенной, санкцией является та, где границы

неблагоприятных последствий указаны от минимального до максимального или только до максимального.

Например, ч. 1 ст. 161 УК РФ: "Грабеж, т.е. открытое хищение чужого имущества, - наказание исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет".

3. Альтернативная санкция - это санкция, где названы и перечислены несколько

видов неблагоприятных последствий, из которых правоприменитель выбирает только одно, наиболее целесообразное для решаемого случая.

Например, ст. 125 УК РФ: "Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу, либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние, - наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев".

По способу охраны правопорядка санкции подразделяются на два основных вида - правовосстановительные и штрафные (карательные). Правовосстановительные санкции направлены на принудительное исполнение обязанностей или восстановление нарушенных прав. Они применяются для восстановления справедливости в отношении лиц (физических и юридических), пострадавших от противоправных действий. Это может выражаться в виде отмены незаконного приказа; восстановления в прежней должности; изменения формулировки увольнения; принудительного исполнения договорных обязательств виновной стороной и т.д.

Штрафные, или карательные, санкции предусматривают возможность ограничения каких-либо прав правонарушителя, а также возможность возложения на него в установленном законом порядке специальных обязанностей либо его официальное порицание. Они применяются за совершение проступков (в отношении физических или юридических лиц) или преступлений (по российскому законодательству только в отношении физических лиц). Вид и размер таких санкций всегда относительно определен. Это условие необходимо для того, чтобы при назначении наказания правоприменитель имел возможность учесть смягчающие и отягчающие вину обстоятельства. В российском законодательстве действует следующее правило: при применении штрафных или карательных санкций менее строгое наказание поглощается более строгим.

Виды правовых норм. Многогранные общественные отношения, разнообразие повторяющихся жизненных ситуаций и способность человека разумно реагировать на происходящее обусловливают тот факт, что правовые нормы достаточно разнообразны. Основания классификации могут быть самыми различными.

По субъектам правотворчества различают нормы, исходящие от государства и непосредственно от гражданского общества. В первом случае это нормы органов представительной государственной власти, исполнительной государственной власти и судебной государственной власти (в тех странах, где имеет место прецедент). Во втором случае нормы принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский сход и т. д.) или населением всей страны (всенародный референдум). Так, 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция РФ.

По социальному назначению и роли в правовой системе нормы можно подразделить на учредительные (нормы-принципы), регулятивные (нормы — правила поведения), охранительные (нормы — стражи порядка), обеспечительные (нормы-гарантии), декларативные (нормы-объявления), дефинитивные (нормы-определения), коллизионные (нормы-арбитры), оперативные (нормы-инструменты).

Регулятивные нормы непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. В зависимости от характера субъективных прав и обязанностей различают три основных вида регулятивных норм: управомочивающие (предоставляющие своим адресатам право на совершение положительных действий); обязывающие (содержащие обязанность совершения определенных положительных действий); запрещающие (устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, которые определены законом как правонарушения). Особенность регулятивных норм состоит в том, что они носят ярко выраженный предоста- витсльно-обязывающий характер. В частности, нормы ст. 25.6- 25.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) закрепляют детальный перечень прав и обязанностей свидетеля, понятого, специалиста и эксперта.

Охранительные нормы фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 83 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) осужденный подлежит освобождению от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда.

Как регулятивные, так и охранительные нормы направлены на осуществление функций права: регулятивной (статической и динамической) и охранительной. В них находят выражение способы регулирования.

Дефинитивные нормы формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т. п.).

Оперативные нормы устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т. п.

Нормы права относятся к числу социальных норм. От­личие их от всех иных социальных норм характеризуют следующие признаки:

1) общеобязательность. Нормы права распространя­ются на всех людей, независимо от того, знакомы ли они с этими нормами или нет. Нормы права обязательны для исполнения, независимо от признания или непризнания их людьми;

3) связь с государством. Нормы права либо устанав­ливаются государством (например, путем принятия зако­на, издания подзаконного акта), либо санкционируются

(признаются) государством (например, путем ратифика­ции международного договора). Кроме того, исполнение норм права обеспечивается силой государственного при­нуждения. Например, нарушение ст.185 Уголовного ко­декса Украины (т.е. совершение кражи) влечет неблаго­приятные для нарушителя последствия в виде применяе­мого государством наказания;

4) системность. Норма права сама по себе представ­ляет микросистему, состоящую из гипотезы, диспозиции и санкции. Кроме того, каждая норма неразрывно связана с другими, образуя целостную систему национального или международного права.

Норма права— это общеобязательное, формально оп­ределенное, установленное или санкционированное госу­дарством и обеспеченное его принудительной силой пра­вило поведения.

1)в зависимости от предмета правового регулирова­ния различают конституционные, уголовно-правовые, граж­данско-правовые, административно-правовые нормы и дру­гие отраслевые нормы;

2) в зависимости от основных методов правового ре­гулирования различают императивные нормы (содержа­щие властные предписания, не допускающие никаких от­клонений) и диспозитивные нормы (их предписания мо­гут варьироваться по усмотрению участников отношения). Императивные нормы характерны для конституционного, административного, уголовного права. Такие нормы не­возможно изменить частным соглашением сторон. Дис­позитивные нормы характерны для гражданского, семей­ного, предпринимательского права. Их предписания ос­тавляют право выбора линии поведения;

3) в зависимости от характера правового предписа­ния, содержащегося в норме, различают дозволительные, обязывающие и запрещающие нормы. Дозволительная норма предоставляет адресату нормы право совершить

какое-либо действие. Обязывающая норма содержит обя­занность адресата нормы совершить какое-то действие. Запрещающая норма предписывает воздержаться от ука­занного в норме действия;

4) в зависимости от времени действия различают по­стоянные и временные правовые нормы. Например, пер­вые 14 разделов Конституции Украины содержат посто­янные действующие нормы, а XV раздел Конституции — нормы временного действия;

6) в зависимости от действияв пространствераз­личают общие и локальные правовые нормы. Например, Конституция Украины распространяется на всю террито­рию страны (носит общий характер), а Конституция Авто­номной Республики Крым — только на один регион на­шей страны (носит локальный характер) — территорию Крыма;

7) по функциональной направленности различают
регулятивные и охранительные нормы. Регулятивные нор­
мы устанавливают права и обязанности лиц, а охрани­
тельные устанавливают вид и меру ответственности за
нарушение прав и за неисполнение обязанностей.

Таким образом, классификация норм права дает пред­ставление об их многообразии и различных способах вли­яния на поведение людей.

СТРУКТУРА НОРМЫ ПРАВА

Одним из признаков нормы права является систем­ность. Будучи первичным элементом системы права, нор­ма права сама является системой в миниатюре, то есть имеет определенную внутреннюю организацию. В этой микросистеме каждый из элементов имеет свое назна­чение.

Норму права составляют следующие взаимосвязанные ст Руктурные части (элементы):

2) диспозиция — часть нормы права, которая содержит указание на линию поведения при наступлении указан­ных в гипотезе обстоятельств;

3) санкция — часть нормы права, которая предусмат­ривает негативные последствия в случае нарушения пред­писания, указанного в диспозиции.

2.18. ПРАВООТНОШЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ И ВИДЫ

Общественные отношения регулируются различными нормами: религиозными, моральными, корпоративными. Значительная часть общественных отношений строится на основе норм права — именно они называются право­выми отношениями.

Правовое отношение— это общественное отношение, урегулированное нормой права, участники которого обла­дают взаимными правами и обязанностями.

В правовом отношении реализуется норма права, во­площается в жизнь ее правовое предписание.

Охарактеризуем правовое отношение через систему его признаков:

1)правовое отношение является разновидностью об­щественного отношения, т.е. может возникнуть только в человеческом обществе, между конкретными субъекта­ми — обладателями определенных юридических качеств (правоспособности и дееспособности);

2) правовое отношение возникает исключительно на ос­нове нормы права. Нет соответствующей нормы права — нет и правового отношения;

3) между участниками правового отношения возника­ет специфическая юридическая связь в виде субъектив­ного права одного лица и соответствующей ему обязан­ности другого лица;

4) правовое отношение имеет волевой характер, т.е. для его возникновения необходима воля (желание) как минимум одного из участников. Люди вступают в право­вые отношения с определенной целью — например, полу­чить наследство, принять участие в выборах, приобрести товар;

5) правовое отношение возникает по поводу реально существующего блага;

6) правовое отношение охраняется и обеспечивается силой государственного принуждения.

Многообразие правовых отношений вызывает необхо­димость классифицировать их по определенным призна­кам на виды. Это дает возможность полнее определить сущность иназначение правовых отношений.

2) по функциям права различают регулятивные и ох­ранительные правоотношения. Первые из них возникают из правомерных, а вторые — из неправомерных действий субъектов. Например, правовое отношение между арендо­дателем и арендатором земельного участка возникло из правомерного действия — заключения договора аренды — ипотому является регулятивным. Правовое отношение между лицом, подозреваемым в совершении кражи, и сле­дователем, ведущим расследование, является охранитель­ным, так как толчком к его возникновению послужили неправомерные действия подозреваемого;

3) по характеру обязанностей различают активные ипассивные правоотношения. В активном обязанность субъекта заключается в необходимости совершить опреде­ленные действия (передать вещь, выполнить работу), в пассивном — обязанность состоит в том, чтобы не совер­шать никаких действий.

СТРУКТУРА ПРАВООТНОШЕНИЯ

Правоотношение является конструкцией, в которую входят следующие структурные элементы:

1) субъекты — как минимум, два. Один из них явля­ется — управомоченным лицом (носителем права), дру­гой — обязанным лицом (носителем обязанности);

2) объект — реальное (материальное или нематери­альное) благо, по поводу которого субъекты вступают в правоотношение;

3) содержание — субъективные права и юридические обязанности участников правового отношения. Субъек­тивное право — предусмотренная правом линия возмож­ного поведения лица. Юридическая обязанность — пред­писанная правом линия должного поведения лица. В каж­дом правоотношении субъективному праву одного участника соответствует юридическая обязанность друго­го участника.

Рассмотрим эти структурные элементы на примере пра­воотношения, возникшего на основе договора займа. Субъектами правоотношения являются два лица: заимо-

давец (предоставивший определенную сумму денег) и за­емщик (получивший от заимодавца определенную сумму денег). Объектом правоотношения является реальное бла­го — взятая взаймы сумма денег. Субъективным пра­вом заимодавца является требование о возврате заемной суммы. Юридической обязанностью заемщика является возврат денег. Право и соответствующая ему обязанность составляют содержание данного правоотношения.

2.20. СУБЪЕКТЫ ПРАВА: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

Участниками правоотношения могут быть не все люди, а только те из них, кто обладает правоспособностью идееспособностью (правосубъектностью). И наоборот, пра­восубъектность может быть признана качеством не толь­ко человека, но и организации, предприятия, учреждения (иначе говоря, юридического лица).

Субъекты права— это люди и их объединения, высту­пающие в качестве носителей прав и обязанностей.

Виды субъектов права:

1) физические лица — граждане или подданные дан­ного государства, иностранные граждане или подданные, лица без гражданства;

2) юридические лица — организации, в том числе объе­динения граждан, предприятия, учреждения;

3) государство, государственные органы и органы местного самоуправления.

Правосубъектность включает две юридические харак­теристики лица:

1) правоспособность — способность лица обладать субъективными правами и юридическими обязанностями;

2) дееспособность — способность лица своими дей­ствиями приобретать и реализовывать права и обязан­ности.

Правоспособность идееспособность является абстрак­тными, т.е. лицо может и не воспользоваться своими пра­вами, не приобретать обязанностей. Например, право всту­пить в договорные отношения еще не означает, что лицо обязательно заключит договор.

Возникновение и объем правоспособности и дееспособ­ности несколько различны у физических и юридических лиц.

Дееспособность зависит от возраста и психического со­стояния лица. По общему правилу, полная дееспособность наступает с достижением совершеннолетия. Лицо, страда­ющее душевной болезнью или слабоумием, решением суда может быть признано недееспособным. Такие лица могут быть носителями прав и обязанностей, но их реализацию осуществляют иные лица.

Правоспособность и дееспособность физического лица носит универсальный характер, т.е. физическое лицо вправе приобретать и реализовывать любые юридические права и обязанности (приобретать имущество, выполнять работы по заказу, трудиться на предприятии, участвовать в выбо­рах, избираться на должности, платить налоги и т.д.).

Правоспособность и дееспособность юридического лица возникают одновременно, с момента государственной реги­страции лица и прекращаются с его ликвидацией. Объем правоспособности и дееспособности юридического лица более узок (носит специальный характер). Оно вправе осу­ществлять только те действия, которые зафиксированы в его учредительных документах. Например, фабрика может производить только определенные виды продукции ине вправе осуществлять функции банка, учреждения образо­вания или здравоохранения.

2.21. ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ: ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ

Рассмотрим условия (предпосылки), необходимые для возникновения правоотношения.

Очевидно, что правоотношение невозможно без субъек­тов права — их должно быть не менее двух. Необходима также правовая норма, без которой общественное отноше­ние не приобретет правового характера. Но этих двух ус­ловий также мало. Предположим, что существуют некие продавец и покупатель — субъекты возможного правоот­ношения. Существует и норма гражданского права, регу-

Юридические факты— это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают воз­никновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридические факты отражены в гипотезах правовых норм.

Юридические факты разнообразны, ведь они в извест­ной мере отражают удивительное многообразие человече­ской жизни.

По волевому признаку юридические факты делят на:

1) события (не зависящие от воли человека). К ним относятся действия сил природы, рождение и естествен­ная смерть человека, истечение сроков;

2) действия (зависящие от воли человека). Действия, в свою очередь, подразделяются на правомерные и непра­вомерные.

Таблица 4 Виды юридических фактов

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.