Номинализм и реализм в средневековой философии шпора

Номинализм и реализм (от лат. nomen - имя, realis - действительный) - противоборствующие направления средневековой схоластической философии. Номинализм настаивал на объективном существовании лишь единичных вещей. Реализм утверждал объективное существование общих понятий в Божественном уме. Для крайних номиналистов общие понятия суть звук, для умеренных общие понятия возникают в человеческом уме в процессе абстрагирования. Крайние реалисты (Эриугена) утверждали, что универсалии (общие идеи, понятия) существуют идеально, до вещей. Умеренные реалисты (Фома Аквинский) считали, что универсалии существуют в вещах. Дискуссия номиналистов и реалистов оттачивала логику, основное достижение средневековой схоластики, способствовала развитию научной строгости, заложила основы теории множеств и математической логики.

Характерные особенности представлений средневековой философии о познании проявились в происходившей в течение веков полемике номинализма и реализма.

Реализм (в средневековой философии)- учение, по которому подлинной реальностью обладают только общие понятия (универсалии), а вещи, существующие в эмпирическом мире изменчивы, единичны, временны. Понятия существуют до вещей, это идеи в божественном разуме. То есть познание возможно только с помощью разума.

Номинализм подчеркивает приоритет воли над разумом. И понятия не существуют в божественном разуме. Сначала Бог творит вещи своей волей, а понятия возникают в познающей душе. Яркий представитель номинализма Уйльям Оккам говорил, что понятия, не поддающиеся проверке в опыте, должны быть удалены как нерациональные (бритва Оккама).

Попытку преодолеть обе крайности попытался Фома Аквинский. Возражая номиналистам, Фома утверждал, что общие понятия в божественном разуме предшествуют вещам, как их прообразы. Одновременно, возражая реалистам. Фома доказывал, что общее внутреннее присуще вещам, и понятия, образующиеся в человеческом мозге вторичны по отношению к общему в вещах. Познание, с его точки зрения, происходит благодаря действию на человека двух сторон вещи – чувственной и умопостигаемой. Таким образом, познанный объект ведет как бы двойное существование: вне человека как вещь и внутри человека как “вид”. Посредством “чувственных видов” человек познает индивидуальное в вещах, посредством “сверхчувственных видов” - общее. Через философское познание вещей, как творений Бога, человек возвышается до познания самого Бога.

Номинализм и реализм в средневековой философии. Идеализм направление, утверждающее, в противоположность материализму, первичность духа и вторичность материи, идеальность мира и зависимость его существования от сознания людей. В средневековой философии приводится различие бытия и сущности. У всех средневековых философов познание каждой вещи сводится к ответу на 4 вопроса: 1. Есть ли вещь? 2. Что она такое? 3. Какова она? 4. Почему (для чего) она есть? Смысл мышления средних веков теоцентричен, т.е. в основе мироздания Бог. Философия базировалась на 2 основных идеях: - творения - откровения Чем древнее, тем истеннее, подлиннее, надежнее такова позиция средневековых мыслителей. Главный источник знаний и откровений Библия. Философская мысль религия единобожия (монотеизм иудаизм, христианство, мусульманство). Направления схоластики. Реализм (направление схоластики) учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия или универсалии, а не единые предметы, существующие в эмпирическом мире. Реальным бытием обладают вечные идеи, а не переходящие и изменчивые чувственные вещи. Универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме (позиция Платона). Познание возможно лишь с помощью разума, ибо лишь разум способен посчитать общее. Номинализм отдавал приоритет воле над разумом (nomen имя) отрицал возможность существования общих понятий. Универсалии существуют не до, а после вещей. (человек есть живое существо, наделенное разумом) Общие понятия только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием. Это был спор о взаимоотношении общего и сделочного. Реализм разновидность объективно-идеологического решения проблемы, а номинализм больше тяготеет к материализму. Реализм был ведущий в споре о природе универсалий, а номинализм в оппозиции. Аврелий Августин бог мыслится как творец мира личностного духовного существа.

Средневековые философы, писатели, ученые в большин­стве своем происходили из духовного сословия. В руках церкви была организация образования. Школы организовывались в основном при монастырях и соборных капиту­лах, существовали также придворные школы. Преподава­ние велось преимущественно монахами-проповедниками. В школах постепенно складывались основы педагогиче­ской и научной системы, которая получала название схо­ластики, т. е. школьной учености.

Одной из важных проблем схоластики стала проблема универсалий, соотношения общего и отдельного. Этот во­прос обсуждался еще в античной философии и через творчество Боэция перешел в схоластику.

В ранней схоластике сформировались два противопо­ложных направления — реализм и номинализм.

* Сторонни­ки реализма утверждали, что универсалии (всеобщее) яв­ляются духовными сущностями и существуют реально.

Такая точка зрения в общем восходит к Платону. В край­нем варианте реализм исходил из того, что реально суще­ствует только общее, а индивидуальное реально не суще­ствует, оно лишь кажется существующим и есть не более чем обман чувственного восприятия.

* Приверженцы номинализма (от лат. nomen — имя) утверждали, что реально существуют только отдельные предметы. При этом в своей крайней форме номинализм утверждал, что общее — это только имена, слова и не име­ет никакого значения вне языка.

Философские споры между реалистами и номинали­стами могли поставить под сомнение догмат о едином Бо­ге и Его трех ипостасях и поэтому привлекли к себе настороженное внимание Церкви.

* Одним из главных реалистов в раннем Средневековье был Иоанн Скот Эриугена (ок. 810 — ок. 877). Он развил учение о том, что изначально есть не сотворенная, но творя­щая природа — Бог; затем — вторая природа, сотворенная и вместе с тем творящая — порожденная Богом совокуп­ность первообразов, идей всех вещей. Начинается процесс дробления первоединой духовной сущности. Затем — тре­тья природа — сотворенная и не творящая — мир чувст­венных предметов и явлений.

* Умеренный номинализм (концептуализм) был пред­ставлен Пьером Абеляром (1079-1142), который считал, что уни­версалии не пустые слова, они имеют определенное значе­ние, относятся к классам предметов. При этом говорилось, что универсалии не существуют до и независимо от еди­ничных предметов.

* Наиболее известным в эту эпоху представителем номи­нализма был Дунс Скот (ок. 1261-1308). Он утверждал, что реально существуют только индивиды. При этом он считал, что есть особый принцип индивидуализации, де­лающий одну вещь не похожей ни на какие другие.

В позднем Средневековье к реализму склонялся Фома Аквинский.

4. Философия Фомы Аквинского – вершина зрелой схоластики.

Философия Аквината развивается в русле аристотелизма и несет такие его черты, как жизнеутверждающий оптимизм, уверенность в возможности и значимости теоретического познания мира, представление всего существующего как единства в многообразии, утвержде­ние ценности единичного, индивидуального существования с его особым местом в общем строе.

Фома Аквинский возвели­чивает человека, утверждая, что ради него создан мир. Философ стремится представить гармонично отношения: Бог — чело­век — природа; существование — сущность; разум — воля; вера — знание; душа — тело; индивид — общество; мораль — право; церковь — государство. В системе Фомы нашли продолжение античный рационализм, юридизм, индивидуализм вместе с христианским теоцентризмом и персонализмом.

Фома принимает уже определившееся к XIII в. различие между теологией и философией, путь первой — от Бога к миру, от причины к следствиям, второй — от мира к Богу, от следст­вий к причинам. Сферы разума и веры отчасти совпадают.

Руководствуясь идеями аристотелевской метафизики, Фома выдвигает рациональные доводы в пользу бытия Бога. Это космологические и телеологические доказательства. Философ явным образом не прибегает к онтологическому аргументу, считая, что из понятия о Боге нельзя вывести его существова­ния: поскольку сущность Бога непознаваема, человеческий ум лишен понятия о нем.

Суть пяти доказательств Фомы Аквинского такова: в мире существует иерархия:

По проблеме универсалий Фома Аквинский, следуя Аристо­телю, занимает позиции реализма. Он считает, что общие по­нятия существуют трояко: 1) до вещей (как образцы в уме Бога); 2) в вещах (как их сущности); 3) после вещей (в уме че­ловека как понятия).

Оппозиция реализма и номинализма получила отклик и в последующей философии.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Основные этапы развития средневековой философии.История средневековой христианской мысли подразделяется на два этапа:

1. патристика

2. схоластика.

В патристике выделяют две разновидности:

1. греческая (восточная) патристика (Юстин, Татиан, Климент Александрийский, Ориген,Василий Великий, Григорий Назианзин, Григорий Нисский, Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин). Их сочинения написаны в основном на греческом языке.

2. латинская (западная) патристика (Тертуллиан, Иероним, Августин, Боэций). Трактаты этих мыслителей написаны на латинском языке.

На заре своего становления христианская теология существовала в форме апологетики, защиты христианства от нехристиан (язычников). В ее рамках произошел синтез христианства, неоплатонизма и — в некоторой степени — стоицизма.

Одна из центральных дискуссий патристики — это соотношение христианства с античным наследием, утверждение христианства как господствующей религии и, как следствие, попытка систематизации христианского вероучения. Важной проблемой в период патристики стало решение проблемы взаимоотношения разума и христианского вероучения, т. е. в чисто теоретическом смысле — проблема веры и знания, религии и науки (под наукой в то время понималась философия). В целом преобладала определенная общая позиция: в процессе познания вера обладает преимуществом. Однако в рамках этого общего подхода существовало несколько, на первый взгляд, разных решений.

2. Свое название схоластика (от лат. schola — школа) получила благодаря тому, что в школах того времени учитель, читавший лекции по теологии, назывался схоластом (сsholasticus).

В истории схоластики традиционно выделяют четыре периода:

VIII—IX вв. — формирование схоластики. Известными философами этого периода были англосаксы Алкуин и Иоанн Скот Эриугена;

IX—XII вв. — период значительных дискуссий теологов о роли веры и разума. Главными фигурами этого времени были Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, Бернар Клервосский;

XVI в. — кризис схоластики, олицетворяемый Уильямом Оккамом.

Высшим авторитетом схоласты признают Аристотеля. В схоластике специфически решалась проблема веры и разума. Вера обладает приоритетом, но только в отношении основных христианских истин (таких, например, как природа Христа, Его рождение, Его смерть и воскресение). В основном же разум, как и вера, является автономным. Вера и разум обладают одинаковым статусом. В проблемном поле между верой и разумом (к которому, например, относится вопрос о существовании Бога) царит гармония.

Номинализм и реализм – это две наиболее отличные позиции в западной метафизике, касающиеся фундаментальной структуры бытия. Согласно утверждениям реалистов, все сущности делятся на две основные группы: конкретные вещи и универсалии. Номиналисты полагают, что общие понятия не обладают истинным бытием, поэтому реально существуют лишь единичные вещи.

Реализм предлагает свой ответ на вопрос о подобии вещей, утверждая бытие двух видов сущностей: единичных предметов и универсалий. О подобии конкретных вещей можно говорить постольку, поскольку они так или иначе причастны к одним и тем же универсалиям. А универсалии могут быть подобны, когда они разделяют другие, более общие универсалии: мудрость и великодушие имеют сходство, поскольку и то, и другое является добродетелью. Наиболее известные реалисты – Платон и Аристотель. Номинализм и реализм обладают как сильными, так и слабыми сторонами. Интуитивная правдоподобность реализма очевидна. Он позволяет нам серьезно отнестись к субъектно-предикатной структуре дискурса, при помощи которой мы представляем мир. Когда мы говорим, что Сократ мудр, это значит, что существует как единичный предмет (Сократ), так и общее понятие (мудрость). Конкретная вещь является образцом универсалии. Реализм также может объяснить обращение к абстракциям. Иногда качества и характеристики являются предметом наших рассуждений, например, когда кто-либо говорит, что мудрость – это добродетель, а красный – это цвет. Реалист может интерпретировать эти высказывания как утверждение о существовании универсалий (мудрость, красный), которые являются частными случаями других универсалий (цвет, добродетель).

Номинализм. В некотором смысле номинализм и реализм являются представителями двух противоположных взглядов на вопрос о подобии вещей. Номиналисты утверждают, что универсалии (общие понятия) не имеют реального существования. Основная идея – это мир, где существуют лишь единичные вещи. Качества и характеристики являются продуктами мышления и целиком обусловлены нашей собственной системой восприятия мира. В этом смысле номинализм тесно связан с эпистемологией – наукой о познании. Спор, в который вступают номинализм и реализм, в средневековой философии представлен именами таких номиналистов, как Уильям Оккам и Жан Буридан.

Реализм - направление в средневековой схоластике, утверждавшее, что общие понятия (универсалии) имеют реальное существование и предшествуют существованию единичных вещей. Реализм фактически продолжал линию Платона в решении вопроса о соотношении понятия и объективного мира, общего и единичного. Реализм служил философской базой католицизма. К этому же направлению примыкал и Фома Аквинский. Против реализма вели борьбу представители номинализма. Эта борьба была выражением борьбы двух тенденций в философии - материальной (номинализм) и идеалистической (реализм).

Номинализм - направление в ср.фил-ии, считавшее общие понятия лишь именами единичных предметов. В противоположность реализму номиналисты утверждали, что реально сущ-ют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие понятия, создаваемые нашим мышлением об этих вещах, не только не сущ-ют независимо от вещей, но даже не отражают их свойств и качеств. Номинализм был связан с материал-ми тенденциями в признании первичности вещи и вторичности понятия. Однако, номиналисты не понимали, что общие понятия отражают реальные качества объективно сущ-их вещей и что единичные вещи не отделены от общего, а содержат его в себе. Виднейшими номиналистами в 11-14вв.были Росцелин, Дунс, Скотт, Оккам.

Общая характеристика средневековой фил.

Ср. в. ф. - ср. феодального об-ва, развивающаяся от 5в. (кризис Зп. Рим. Империи) до 14-15в. (возник. капитализма) Особенности:

1) связь с религией. Свф - теоцентризм (тео - бог). Творение мира богом. Крестьянский бог трансцендентен (чужд природе)

2) Библия - самая древняя и подлинная книга мудрости. Она явл. мерой оценки любой ф теории.

3) Экзегитичность (Искусство правильного толкования биб-лии). Ф занимается толкованием текстов библии. В это время характерно явление псевдоавторства, когда автор припи-сывает свое произведение пророкам или апостолам.

4) Появляется психологический жанр исповеди

5) Оптимистичность философии, которая обосновывает возможность личного освобождения

16. Критика схоластики в философии Ф. Бэкона и Рене Декарта.

В философии нового времени были образованы 2 направления гносеологии (учения о познании): 1) эмпиризм – философское направление, рассматривающее опыт как источник знания и критерий истинности. Основатель Ф. Бэкон, продолжил Гоббс. Разновидностью эмпиризма является сенсуализм (рассматриваются чувства как источник познания, осн. представитель Дж. Локк) 2) рационализм – направление философии, рассматривающее источником познания и критерием истинности разум. Основатель – Рене Декарт, Лейбниц и Спиноза. Философия Бэкона основана на критике средневековой схоластики. Он говорит, что на пути познания природы имеется множество препятствий и заблуждений, которые засоряют сознание. Он различает 4 вида заблуждений, 4 идола: 1) идолы рода – ведут к заблуждениям вследствие ограниченности ума и органов чувств. Свою природу люди примешивают к истинной сущности вещей, поэтому показания своих органов чувств люди должны постоянно сопоставлять с предметами природы. 2) идолы пещеры – заблуждения, свойственные каждому человеку. Человек имеет свой субъективный мир – пещеру, который зависит от образования, воспитания и т.д. 3) идолы рынка или площади – заблуждения, порожденные неправильным употреблением слов, в которые люди вкладывают неправильный смысл. 4) идолы театра – заблуждения, возникающие в результате слепой веры в авторитеты (религиозные, научные). Критика идолов это не что иное, как критика пережитков схоластики и создания условий для научного познания природы. Бэкон доказывает необходимость индуктивного способа познания, опираясь на опыт, эксперимент, на работу с отдельными конкретными объектами познания.труды: "Новый Органон или истинные указания для истолкования природы" (1620); "Новая Атлантида" (1627).

17. Критика схоластики в работах Г. Галилея.

18 Учение о государстве Томаса Гоббса

Появляется общественная власть. Гоббс сторонник частной собственности. Один раз заключив договор, люди уже не могут его расторгнуть. Появление верховной власти ведет к ее редупликации. Договор может быть расторгнут если власть не может больше защищать. Неважно какая власть будет, главное - принцип неделимости власти. Размывание власти ведет к гражданским войнам. По своей ориентации монархическая власть лучше.

Обязанности государства: 1. Защита от внешних врагов. 2. Сохранение внутреннего мира. 3. Свобода граждан и их обогащение. Справедливость заключается в выполнении законов. Не делай того, чего не хочешь, чтобы делали тебе. Не возжелай чужого добра. Если государство выполняет договор, то и гражданин не имеет права нарушать договор с государством. 1. Принцип неделимости власти (чтобы общество было стабильным и не расшатыывалось изнутри). 2. Монархическая форма - наиболее оптимальная форма правления. 3. Идея отчуждения. В ходе развития государства целью его развития может стать само государство. Отчуждение государства от народа. 4. Приоритет государственной власти над церковной. 5. Естественное состояние - все имеют равные права. Война всех против всех.

19 Философия Локка

Истина для Локка – соединение или разъединение идей сообразно действительности. Познание Локк делит на:

демонстративное (истины математики, бытия, бога)

сентетивное (наименее ясное)

Локк – автор концепции буржуазного либерализма. Локк придерживался концепции естественного права – люди рождены свободными, они являются хозяевами своей судьбы. Государство не должно узурпировать права. Локк разработал идею парламентской монархии с разделением властей на законодательную, исполнительную и федеративную. Выдвинул идею религиозной терпимости. Развивал идеи протестантства.

Но гольбаховское понимание природы не сводится ни к ньютоновскому, ни к спинозовскому: если для Спинозы природа — это Бог, то для Гольбаха природа — это только природа. Согласно Ньютону, не может быть и речи о самодвижении универсума, ибо он сотворен Богом. Да и позже, каждый раз, когда имеет место потеря энергии, Бог "вмешивается", добавляя недостающее ее количество. Гольбах же настаивает на самодвижении природы как единственной субстанции. Таким образом, на основе спинозизма и ньютонианства создается новое философское толкование природы. Оно было по преимуществу материалистическим, хотя и вобрало в себя представления о природе всех, а не только материалистически настроенных просветителей. "Но откуда, спросят нас, — продолжает Гольбах, — эта природа получила свое движение? Мы ответим, что от себя самой, ибо она есть великое целое, вне которого ничего не может существовать". Вообще надо отметить, что Гольбах дает много таких определений, которые возьмут затем на вооружение различные материалистические школы; они войдут, далее, в арсенал суждений здравого смысла. Так, "материя вообще есть все то, что воздействует каким-либо образом на наши чувства", а "движение — это способ существования (facon d'etre) материи". Гольбах убежден, что "материя движется благодаря собственной энергии, что она обязана своим движением внутренне присущей ей силе".

Гольбах подчеркивает определенную роль потребностей в жизни человека. Потребности выступают движущим фактором наших страстей, воли, телесных и умственных потребностей. Положение Гольбаха о потребностях как основном источнике активности человека имеет огромное значение. Гольбах в учении о потребностях утверждал, что одних внешних причин достаточно для объяснения активности человека и его сознания (познавательной, эмоциональной и волевой деятельности). Он полностью отвергал традиционное представление идеализма о спонтанной активности сознания.

Для познания психических явлений Гольбах призывал обращаться к природе и в ней самой искать истины, привлекая себе в руководители опыт.

Мысль о возможности объективного изучения душевных явлений открывала реальный путь к научному экспериментированию в области психических процессов.

21. Философия субъективного идеализма Дж. Беркли.

Английский философ Джордж Беркли(1685–1753) выступал с критикой понятий материи как вещественной основы (субстанции) тел, а также теории И. Ньютона о пространстве как вместилище всех природных тел и учения Дж. Локка о происхождении понятий материи и пространства.

Но рассуждение с атеистических позиций приводит к следующему выводу. Если Бога нет, тогда то, что мы считаем материальными объектами, должно иметь скачкообразное бытие: внезапно возникнув в момент восприятия, они тут же исчезали бы, как только выпадали бы из поля зрения воспринимающих субъектов. Но, утверждал Беркли, так уж сложилось: что благодаря постоянному бдению Бога, вызывающего в нас идеи, все на свете (деревья, скалы, кристаллы и т.д.) существует постоянно, как и полагает здравый смысл.

Беркли–привлекательный писатель, обладавший изящным стилем (причем свои многочисленные работы он написал до 28 лет!). Он был не только священником (епископ в Клойне, Ирландия) и философом, но и психологом. Беркли стремился дока­зать, что мы воспринимаем лишь свойства вещей, т.е. то, как эти вещи воздействуют на наши органы чувств, но мы не схватываем сути самой вещи, а ведь свойства весьма относительны к воспринимающему субъекту. Чувственные впечатления–это феномены психики. Если у вас одна рука холодная, а другая теплая, опустите руки в теплую воду, и вы почувствуете одной рукой холод, а другой–тепло. Беркли доказывает верную мысль–об относительности наших восприятий, их зависимости от состояния субъекта.

Все это верно, однако это не спасает Беркли от крайних выводов, ведущих к субъективному идеализму, апологетом которого мы привыкли его считать. Но он ведь священник, искренне веривший в Бога, и уже этим самым он скорее объективный идеалист! Поэтому его нельзя обвинять(как это обычно делают) в солипсизме'.

22. Скептицизм Давида Юма

Но он отклоняет, как неоправданную, всякую попытку вывести из этих предпосылок метафизические следствия. Поэтому понятие Бога для Юма является настолько же недоказанным допущением, как и понятие объективной материи, существующей независимо от нас. Нам даны исключительно только ощущения и их разнообразные сочетания. Поэтому для Юма единственная задача философии — найти условия, при которых мы выводим эти сочетания, и потом определить фактическое содержание понятий, свойственное таким сочетаниям наших идей, как субстанции, причинности или в моральной области — симпатии, благосклонности, справедливости.

Таким образом, субстанция для него комплекс впечатлений, непрерывно связанный в общее единство, причинность же — последовательность впечатлений, причем мы постоянно предшествовавшее называем причиной, последующее — действием.

Подобно этим основным понятиям теоретического познания, основой морали является чувство, моральные мотивы, по мнению Юма, опираются также на прочность привычных ассоциаций. Юм считал, что в основе морали лежит особое чувство удовольствия и боли. Моральное удовольствие (или боль) своеобразно. Оно развивается действительно совершенно отличным от других типов удовольствия образом. Существеннейший моральный мотив — симпатия к нашим ближним; она возникает тогда, когда мы проникаем путем ассоциации в душу ближнего.

Относясь скептически ко всякой метафизике, Юм, таким образом, предначертывает философии в существенных чертах критическую задачу как в области теории познания, так и в области морали, задачу, которая в каждой из этих областей покоится на психологических законах ассоциации. Через это Юм занимает положение скептика-критика, который, проводя последовательно чисто эмпирическое направление, главным образом, работает над уничтожением догматической метафизики; однако, вместе с тем, своей попыткой обосновать происхождение фундаментальных понятий теории познания и морали он подготовляет критическую философию.

Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; Нарушение авторского права страницы

2.3 Номинализм и реализм: споры в средневековой схоластике

Для средневековой философии очень характерны два течения: реалисты и номиналисты . В то время слово "реализм" не имел ничего общего с современным значением этого слова. Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы. Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщее понятие.

Противоположное направление было связано с подчеркиванием приоритета воли над разумом и носило название номинализма. Термин "номинализм" происходит от латинского "nomen" - "имя". Согласно номиналистам, общие понятия - только имена ; они не обладают никаким самостоятельным существованием и образуются нашим умом путем абстрагирования некоторых признаков, общих для целого ряда вещей. Например, понятие "человек" получается откидыванием всех признаков, характерных для каждого человека в отдельности, и концентрации того, что является общим для всех: человек - это живое существо, наделенное разумом больше, чем кто либо из животных (по крайней мере мы, люди так считаем). Данное определение можно, в принципе, уточнить: у человека одна голова, две руки, две ноги и т.д., но это уже излишне, так как первое определение уже однозначно определяет сущность человека.

Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до вещей, а после вещей. Некоторые номиналисты даже доказывали, что общие понятия есть не более, чем звуки человеческого голоса. К таким номиналистам принадлежал, например Росцелин (XI-XII века).

Споры и публичные дискуссии между реалистами и номиналистами сплошь и рядом выводили оппонентов за рамки теологии и выводило их на общефилософские проблемы, что вызвало неудовольствие церковной верхушки. Особенно много доставалось одному из наиболее одаренных представителей схоластики Пьеру Абеляру (1079-1142). Он еще юношей вмешался в споры реалистов и номиналистов и затмил всех своими знаниями, своей логикой доказательств. Абеляр пытался стать над реализмом и номинализмом, широко использовал произведения Платона, отцов церкви. Философско-богословский рационализм вызывал зависть и ненависть со стороны побитых им оппонентов.

Не смотря на схоластическую постановку и схоластическое решение проблемы универсалий, результаты дискуссий реалистов и номиналистов плодотворно использовали в своем творчестве такие крупные философы, как Томас Гоббс и Джон Локк, Декарт и Спиноза, Беркли и Юм, Лейбниц и Вольф, Фихте и Гегель, современные феноменологи Гуссерль и Шеллер, экзистенциалисты Хейдеггер и Сартр. Следует отметить значительные философские достижения в деятельности отдельных философов Средневековья .

Какие бы проблемы ни обсуждались в средневековой схоластике, они так или иначе были связаны с вопросом о месте и роли универсалий в структуре бытия и в процессе познания. "История средневековой философии не может быть сведена к истории спора о природе универсалий. Однако же многое говорит в пользу такого понимания", — отмечает выдающийся исследователь средневековой философии Э.Жильсон . Спор о природе универсалий (общих понятий) велся на протяжении всего средневековья. Отправным пунктом для дискуссии послужили вопросы, поставленные Порфирием в его "Введении" к "Категориям" Аристотеля: (1) Существуют ли роды и виды самостоятельно или же только в мышлении? (2) Если они существуют самостоятельно, то тела ли это или бестелесные вещи? (3) Обладают ли они в последнем случае отдельным бытием или же существуют в телесных вещах? Согласно формулировке Фомы Аквинского, универсалии могут иметь троякое существование: ante rem (до вещи, т.е. в Божественном интеллекте), in re (в вещи) и post rem (после вещи, в человеческом уме). В ходе обсуждения природы универсалий сформировались три основных подхода к решению проблемы: реализм, концептуализм и номинализм. Реализм признает самостоятельное существование универсалий; концептуализм утверждает, что общие понятия имеют место в человеческом уме, но им соответствует нечто в самих вещах; номинализм считает, что общие понятия возникают в процессе познания и вне человеческого ума, т.е. реально не существуют. Концепцию реализма разделяли Ансельм Кентерберийский, Гильберт Порретанский, Фома Аквинский, Бонавентура и др., точка зрения концептуализма сформулирована в трудах Абеляра и Дунса Скота; обоснование номиналистической позиции представлено в доктрине Оккама.

Хотя главным пунктом разногласий между реализмом, концептуализмом и номинализмом был вопрос об онтологическом статусе универсалий: обладают они реальным существованием или нет, — фактически предметом обсуждения были все основные проблемы философии. Иначе не могло и быть; ведь нельзя ответить на вопрос о статусе универсалий, не уяснив, что собой представляет реальность. И наоборот: поскольку бытие для средневековых схоластов — это бытие, увиденное сквозь призму логических структур, то и взаимоотношение сущностей, соответствующих значениям единичных и общих понятий, является центральной проблемой онтологии. Поэтому, анализируя представления средневековых философов об онтологической структуре вещи, об акте творения, сообщающем бытие сотворенным вещам, об отличии бесконечного божественного бытия от конечного бытия вещей, о соотношении формы и материи, сущности и существования, единичного и всеобщего, мы одновременно знакомились с их взглядами на природу универсалий. Но преимущественное внимание до сих пор уделялось онтологическому аспекту проблемы универсалий, а именно, их месту в структуре бытия. Остановимся теперь кратко на другом, теоретико-познавательном аспекте этой проблематики.

Реализм исходит из следующей очевидной предпосылки. Всякое знание формулируется в общих терминах, относящихся ко многим вещам. Суждения типа "Сократ — человек" или "лошадь — животное", сформулированные с помощью общих понятий человек и животное, будут соответствовать реальности только в том случае, если в Сократе есть свойство человечности, а в лошади — животности. Если же в реальности нет ничего кроме единичных вещей, то все суждения оказываются ложными, вводящими в заблуждение, поскольку в них утверждается наличие в вещах общих свойств или отношений. Поэтому необходимо предположить, что общее (универсалии) существует наряду с единичным, более того, предшествует существованию единичных вещей, определяя наличие в них тождественных свойств.

Но обоснование позиции реализма требует преодоления ряда трудностей. Некоторые из них уже отмечались. Например, если универсалии постулируются в качестве исходных элементов онтологии, то почему мир состоит из единичных вещей? И каким образом универсалии могут быть причинами существования индивидуальных субстанций (проблема индивидуализации)? Или, как род или вид превращаются в признаки единичной вещи? Появляется и затруднение теоретико-познавательного характера. Если каждому значимому слову в суждении соответствует в реальности особая сущность, то любое сущее, в котором можно выделить характеристики, обозначаемые разными словами, оказывается не единым, а составным. Отсутствие внутреннего единства в материальных субстанциях констатирует уже Боэций; всякая вещь "есть вот это и то, то есть соединение своих частей", объединенных чисто внешним образом материей. Точно так же трактовалась вещь и в последующей схоластике: положение об отсутствии единства в телесных субстанциях разделялось всеми средневековыми философами.

Проблема возникла при обсуждении атрибутов бестелесных субстанций, таких, как человеческая душа. Всеми признавалось различие между двумя способностями души — интеллектом и волей. Но как понимать это различие? Реальным различием в схоластике называлось различие вещей в отличие от чисто мысленного различия, производимого умом. Утверждение о реальном различии интеллекта и воли означало бы признание, что душа не есть единая бестелесная субстанция, но состоит из двух отдельных субстанций: интеллекта и воли. Это противоречило бы одной из главных теологических посылок — положению о единстве человеческой души. Если же отрицать реальное различие интеллекта и воли, то за этими понятиями не будет ничего стоять в реальности: душа тогда должна рассматриваться как субстанция, в которой нельзя выделить различных способностей. Этот вывод противоречил бы представлению о душе, сложившемуся в философии со времен Платона и Аристотеля. Чтобы найти выход из создавшегося положения, необходимо было отказаться от одной из предпосылок реализма, гласящей, что каждому реально значимому понятию ума соответствует отдельная вещь — обособленная субстанция, существующая вне ума, сохранив в неприкосновенности другую: наличие соответствия между терминами суждения и структурой вещи.

Номинализм отвергает сам тезис. Он отрицает, что мир состоит из "атомов смысла" (аналогов общих понятий), выдвигая альтернативное утверждение: в реальности нет ничего, кроме индивидов. Многие философы, в том числе Дунс Скот, признавали, что реально существуют только индивиды; но они признавали также, что в конкретных вещах есть аспекты, оправдывающие применение общих понятий: то, что называется видом вещи, ее формой или природой, неотделимо от вещи, является предпосылкой существования индивидуальных вещей. Номинализм считает невозможным "построить" индивидуальную субстанцию из "смысловых атомов".

Оккам, самый выдающийся представитель номинализма XIV в., отрицает существование универсалий или природ в Боге; их нет и в вещах. Так называемые идеи суть не что иное, как сами вещи, производимые Богом. Нет идей видов, есть только идеи индивидов, поскольку индивиды — единственная реальность, существующая вне ума, как Божественного, так и человеческого. Исходным пунктом познания мира является знание об индивидах. В итоге реальное, но чисто нумерическое единство индивидов оказывается противопоставленным миру сущностей, имеющих смысл, но не имеющих существования нигде, кроме человеческого разума. Начав с постулата о том, что истинным бытием обладают "смысловые атомы", схоластическая философия порождает в XIV в. доктрину, центральное место в которой занимает индивид — иррациональная, ускользающая от любых определений разума единица бытия.

В номинализме Оккама отрицается основная предпосылка схоластической философии — убеждение в рациональности мира, наличие некоего рода изначальной гармонии слова и бытия. Бытийные и концептуальные структуры отныне противопоставляются друг другу: бытием обладает только единичное, рационально невыразимое "это", смысловые же определенности, фиксируемые общими понятиями, не имеют места вне ума. Поскольку бытие больше не связано со смысловым значением слов, схоластическое исследование бытия, основанное на анализе слов и их значений, становится беспредметным. Появление доктрины Оккама знаменовало конец средневековой схоластической философии.

Проанализировав основные положения философии средних веков, можно сказать, что средневековая философия в целом теоцентрична : все основные понятия средневекового мышления соотнесены с Богом и определяются через него.

В этот период, благодаря философам, сформировалась христианская религия - её догматы, были приведены в определенную систему вероучения и мировоззрения церкви, появились такие христианские концепции религиозного вероучения как креационизм, иммортализм, экклесиология, христология и прочие. Так же были истолкованы и теоретически оправданы все элементы церковного христианского мировоззрения. В период патристики (II-VI вв.) закладываются основы христианской философии; ведется полемика с языческой философией и всевозможными ересями, в период схоластики (VII-XIV вв.) церковь укрепила свои позиции и христианство заняло исключительное место в жизни феодального общества. Формирование догматов было, в основном, закончено, и усилия схоластов были направлены на прояснение и систематизацию неизменных положений веры. Развитие схоластики шло, в основном, в рамках формально-логического упорядочивания положений веры в схемах аристотелевой логики.

Таким образом, исключая любое новаторство, придерживаясь традиций, полагаясь на авторитеты, философия была обращена к прошлому, к мнению, "чем древнее, тем подлиннее, чем подлиннее, тем истиннее", и все же, благодаря реалистам и номеналистам, из спорам, которые выводили оппонентов за рамки теологии, обсуждались и общефилософские проблемы, что вызвало неудовольствие церковной верхушки, развивалось логическое мышление и, конечно-же, философия.

1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003.

2. История философии в кратком изложении Пер. с чеш. И. И. Богута. - М.: Мысль, 1995.

3. Балашов Л. Е. Философия: Учебник. 2-я редакция, с изм. и доп. – М.: Дашков и К, 2004.

4. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Пер. с англ. В.И. Кузнецова; Под ред. С.Б. Крымского. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

5. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.- М.: Политиздат, 1981. - 445 с.

6. Курс лекций по средневековой философии. Проф. Дулуман Е.К. – доктор философских наук, кандидат богословия.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.