Набор зондов для массажа мышц артикуляционного аппарата

Логопедический массаж как один из методов коррекционно-педагогического воздействия при тяжёлых речевых нарушениях используется в логопедической практике достаточно давно. К нему прибегают во всех случаях, когда имеются нарушения мышечного тонуса и переключаемости движений в органах речевого аппарата. Логопедический массаж проводят на всех этапах коррекционной работы, но особенно он необходим на первых этапах работы.

После диагностики состояния мышц логопед определяет тактику воздействия, подбирает нужную технику или массажный приём. В логопедической практике возможно применение разных видов массажа, в том числе с использованием специальных массажных зондов, шпателей и различных зондозаменителей.

Звукопроизношение - сложный процесс микропереключения мышц артикуляционного аппарата. Точность их положения, быстрота переключения играют существенную роль в речевом процессе в целом, следовательно одной из основных задач логопеда является снятие любого напряжения мышц артикуляционного аппарата чтобы сделать их гибкими, эластичными, послушными и быстро переключаемыми. Необходимо также способствовать развитию и укреплению гипопаретичных мышц.

Для правильной организации речевого акта необходим контроль: с помощью слуха и через кинестетические ощущения. Причем особо важная роль принадлежит кинестетическим ощущениям, идущим от речевых органов в кору головного мозга. Именно кинестетический контроль позволяет предупредить ошибку и внести коррективы еще до произнесения звука. Слуховой контроль действует лишь в момент его произнесения, человек замечает ошибку. Чтобы ее устранить нужно исправить и проконтролировать артикуляцию.

Литературы по вопросам коррекции звукопроизношения множество, но ни в одной из работ нет подробного описания терапии лечебным массажем. Между тем этот метод прост и позволяет быстро и целенаправленно воздействовать на пораженный участок того или иного органа артикуляционного аппарата, активизируя и восстанавливая его деятельность.

Технический результат - быстро и целенаправленно воздействовать на пораженный участок того или иного органа артикуляционного аппарата для активизации и восстановления его деятельности.

Массаж мышц артикуляционного аппарата может производиться пальцами, однако лучшие результаты в процессе разработки метода получены при использовании специально сконструированных зондов, набор которых также представлен к патентной защите.

Ни в патентной, ни в научно-технической литературе не обнаружено набора инструментов для массажа мышц артикуляционного аппарата, известные зонды предназначены, в основном, для коррекции звукопроизношения.

Прежде чем приступить к выполнению лечебного массажа, производят обследование артикуляционного аппарата, к основным органам которого относятся язык, губы, верхняя и нижняя челюсти, твердое и мягкое небо, щеки, альвеолы. Из них язык, губы, мягкое небо и нижняя челюсть являются подвижными, остальные - неподвижными. При артикуляции главную функцию выполняет язык. Язык - массивный мышечный орган. При сомкнутых челюстях он заполняет почти всю ротовую полость. Передняя часть языка подвижна, задняя фиксирована - это корень языка. В подвижной части языка различают кончик, передний край (лезвие), боковые края и спинку. Сложно переплетенная система мышц языка, разнообразие точек их прикрепления обеспечивают возможность в больших пределах изменять форму, положение и степень напряжения. Ведь именно язык участвует в образовании всех гласных и почти всех согласных звуков (кроме губных).

В процессе артикуляции нижняя челюсть, губы, зубы, твердое и мягкое небо образуют щели или смычки, возникающие при прикосновении или приближении языка к небу, альвеолам, зубам, а также при сжатии или прижатии губ к зубам. Громкость и отчетливость речевых звуков создаются благодаря резонаторам, расположенным во всей надставной трубе. Надставная труба, в свою очередь, - это то, что находится выше гортани: глотка, ротовая и носовая полости.

При нарушении функции жевательно-артикуляционных мышц дети, разговаривая, стараются не открывать рот совсем, произносят звуки сквозь зубы, как бы процеживая их. При маскообразном лице или при парезах лицевых мышц необходимо произвести исследование мимико-артикуляционных мышц, предлагая пациенту выполнить те или иные гримасы, а также работу этих мышц пальпаторно: напряжены они или вялы, пассивны.

Большую роль при произнесении звуков играют щеки и губы. Они удерживают слюни и посылают их к глотке вместе с боками языка. Если же мышцы щек не работают, то и губы утрачивают свою активность, так как мышцы губ и щек взаимосвязаны. Следует проверить функцию мышц не только при работе, но и их эластичность, упругость, подвижность, сокращаемость или вялость, апатичность, дряблость или повышенное напряжение (что очень плохо). Иногда мышцы щек так сильно напряжены, что ребенок жалуется на боль даже при их легком пощипывании. Мышцы могут быть дряблыми, напоминать тряпочки, не в состоянии принимать активное участие как в звукопроизношении, так и в слюноотделительном процессе, когда нужно помогать другим группам мышц поддерживать и направлять слюну к глотке.

Результаты обследования дадут логопеду четкое представление о работе и строении мышц органов артикуляционного аппарата, связанных с действием вне ротовой полости.

Далее с помощью специальных, в целом известных, приемов производят обследование языка, его мышечного строения, подвижности и координации движений.

Сравнительно часто причиной механической дислалии является укороченная уздечка языка (подъязычная связка). При этом дефекте движения языка затруднены, так как слишком короткая уздечка не позволяет ему высоко подниматься при произнесении верхних звуков. Кроме того, дислалия может быть вызвана и размером языка. Язык или слишком большой, едва умещающийся во рту и от этого неповоротливый, или слишком маленький и узкий, что также затрудняет правильную артикуляцию.

В большинстве случаев у плохо говорящих детей мышцы языка очень сильно напряжены, порой так сильно, что язык лежит во рту выгнутым, как бугор. Такой ребенок произносит звуки только за счет работы кончика языка, поэтому звуки носят у него нечеткий, смазанный характер. Иногда на практике встречаются вялые, мало подвижные мышцы языка, ребенок не может их напрячь, придать им нужную для звукообразования форму и обеспечить четкую артикуляцию звуков в общем речевом потоке.

Поражение мышц языка бывает разным. Когда нарушена функция группы мышц правой или левой стороны, тогда язык как бы подтянут в одну сторону. Звуки, которые произносит ребенок с таким поражением, носят боковой призвук, поскольку струя воздуха идет через плохо работающие боковые мышцы языка. Встречаются также дети, у которых бока языка обвисают с двух сторон и при произнесении звуков работают только мышцы кончика языка и его серединной части. К логопеду приходят дети с нарушением верхнего подъема языка. Они не могут произносить правильно звуки: Р, Ш, Ж, и др.

Ребенок может изолированно говорить некоторые звуки, но в общем потоке речи их не употреблять, так как одно положение мышц языка не успевает быстро смениться другим. Причем эти микропереключения должны быть плавными, четкими и быстрыми. Мышцы языка, в сою очередь, должны обладать эластичностью, быть подвижными и точными в выполнении движений для каждого звука речи. Если мышцы такими свойствами не обладают, то речь ребенка невнятна, смазана.

При слабых мышцах языка образуется слюнотечение: чем больше говорит ребенок, тем больше текут слюни. Это объясняется тем, что длительная работа мышц языка во время речи утомляет их, ослабляет и они просто не в состоянии удерживать язык в заданном положении и направлять слюну к глотке для ее сглатывания. В зависимости от степени поражения мышц слюнотечение может быть только во время речи или постоянно.

Исследование языка включает оценку его возможности сужаться, расширяться, высовываться, убираться в ротовую полость, двигаться вправо-влево, опускаться, подниматься, формировать "желоб", "ковшик", "трубочку" и т.п. Большое значение имеет исследование направленности и объема движений, что свидетельствует о тонусе и развитии той или иной мышцы или группы мышц.

Чистота речи ребенка во многом зависит от работы мышц мягкого неба и языка. Если мышцы мягкого неба вялы, то речь носит носовой оттенок. Если мышцы паретичны или гипертрофированы, то речь ребенка гнусава (все звуки произносятся в нос) и нет правильного потока струи воздуха через рот при звукопроизношении, поскольку мышцы не поднимаются, чтобы закрыть проход воздуха через нос.

В практике логопедов встречаются дети, у которых мышцы мягкого неба и язычка недоразвиты, малоподвижны или свисают неподвижно. Глоточные же мышцы развиты слабо и не выполняют свою функцию, особенно это касается мышц задней стенки глотки и небных дужек. Эти нарушения ведут к тяжелой и трудноисправимой гнусавости. Из-за того, что функция всех мускулов, поднимающих мягкое небо и образующих раздел носовой и ротовой полости, ограничена, дети с трудом понимают задание логопеда по подъему небной занавески.

Только полное глубокое обследование позволяет лучше понять и выявить дефекты в строении мышц артикуляционного аппарата, точно узнать, какие участки мышц поражены и в какой степени.

Коррекция речевых нарушений требует использования разных методов. Специалист работает над развитием артикуляции, дыхания, фонематического слуха. В качестве вспомогательной помощи используют физиотерапию, медикаменты, нейропсихологию.

  • Показания для проведения
  • Общие рекомендации по проведению
  • Комплект зондов
  • Преимущества и недостатки методики
  • Противопоказания
  • Обработка инструментов
  • Проведение в домашних условиях
  • Рекомендации для родителей

Логопедический массаж зондами используется для исправления тяжелых нарушений. Он позволяет нормализовать тонус мышц, улучшить мелкую моторику. Для его проведения нужны специальные навыки.

Показания для проведения

Тяжелые нарушения речи нередко сопровождаются проблемами с нервной системой. При дизартрии страдают отделы мозга, отвечающие за иннервацию мышц. При такой патологии дети не могут переключать артикуляционные позы, ощущать тонкие движения языка и губ.

Ведущий дефект — нарушение фонематической стороны. Ребенок говорит:

  • невнятно;
  • искажая звуки;
  • маловыразительно.

Лексика, грамматика не всегда страдают. При произношении звука язык отклоняется в сторону, либо ограничен в движениях. Кончик выступает между зубов, то есть появляется межзубное произношение.

При тяжелых нарушениях заметна асимметрия губ, напряженный, собранный в комок язык (либо он может быть вялым, расслабленным). Стертую форму дизартрии сложно определить, так как при ней страдает только произношение 1-2 групп звуков.

Без зондового массажа не получится провести коррекцию любой формы дизартрии. Без него постановка звуков потребует нескольких лет, в большинстве случаев результат будет нулевым.

Использование массажных зондов для коррекции дислалии спорно. При нарушении страдает только произносительная сторона речи. Массаж укрепляет мышцы артикуляционного аппарата, подготавливает их, ускоряет постановку звука. Некоторые логопеды придерживаются мнения, что это лишнее.

При дислалии может быть укорочена подъязычная связка. Она ограничивает подвижность языка, нарушается ряд звуков (соноры, шипящие). Желательно хирургически подрезать ее, но не все родители на это согласны. Поэтому зондом уздечку растягивают, при легкой степени дефекта можно значительно улучшить ее эластичность.

Логопедический зондовый массаж назначают при алалии. При данной проблеме страдают определенные участки коры мозга. У ребенка нормальный физический слух, но в 4 года он не говорит. При моторной форме малыш понимает обращенную речь, но сам пользуется жестами.

Массаж стимулирует поступление сигналов в головной мозг, что способствует развитию пораженных отделов. После курса лечения появляются звукоподражания.

Причина ринолалии — это дефекты в строении речевого аппарата (расщелины губы, десны, нёба). После операции остаются рубцы, которые мешают подвижности органов. Зондами разминают швы, стимулируют работу мышц.

Дьякова рекомендует зондовый массаж для коррекции заикания. В основе дефекта судороги разного происхождения. Из-за напряжения мышц человеку сложно сказать что-то. Для расслабления используют массаж.

Общие рекомендации по проведению

Длительность курса рассчитывается индивидуально. В среднем достаточно 10-ти процедур, проводимых через день. Между циклами делают перерыв в месяц. Некоторые логопеды предпочитают включать массаж перед каждым занятием.

Длительность процедуры зависит:

  • от возраста;
  • степени дефекта;
  • личностных особенностей.

Минимальное время – 5 минут, максимальное – 25. Воздействие не должно вызывать боли, допускается небольшой дискомфорт. Дети могут бояться зондов, так как они напоминают медицинские инструменты. Можно дать их потрогать, поиграть ими, провести сеанс на игрушках.

При негативизме, истериках, агрессии первые сеансы делают максимально короткими. Начинают с поглаживания губ, щек, кончика языка. При ярко выраженном рвотном рефлексе воздействие начинают с легкого, постепенно продвигаясь вглубь рта.

Сеансы массажа проводят в хорошо проветриваемом помещении. Оно должно быть теплым, светлым, уютным.

Комплект зондов

Логопедические зонды для постановки звуков (под авторством Рау) не подходят для массажа. Специальный набор был разработан Новиковой Е. В. В него входит 8 основных зондов плюс 4 дополнительных. Патент на разработку был получен в 2000 году.

Зонды используют для работы с артикуляционными органами, предплечьем. Стимулирование мышц ведущей руки улучшает моторику, способствует развитию почерка.

Первый инструмент – вилочка, выглядит как две чуть разведенные в сторону тупые иглы. Легкое покалывание оказывает активизирующее действие.

Шестой инструмент – топорик, выглядит как две плотно прижатые петли. Используется для нажатия на поверхность органов, скольжения. Нормализует тонус, повышает подвижность мышц.

Седьмой – крестовина, петли закругленные, перекрещивающиеся. Применяется для стимуляции мышц языка, разработки его подъёма.

Восьмой инструмент – толкачик, петля небольшая, поднята под прямым углом к ручке зонда. Позволяет стимулировать подвижность, эластичность мышц. При нажатии на язык создает напряжение, после того как давление убирается, орган расслабляется.

Девятый инструмент (дополнительный) – щипчики, выглядит как две больших закругленных петли, расположенных параллельно друг другу. Зондом удобно брать язык, аккуратно двигать его.

Десятый инструмент – подтягивающий, выглядит как низкая широкая рамка. Используется для растяжения уздечки.

Одиннадцатый инструмент – лебедушка, петля небольшая, загнутая у основания, после чего идет небольшой вертикальный участок зонда, который сгибается под прямым углом к ручке зонда. Массирует нёбо, устраняет саливацию.

Двенадцатый – скользящий, выглядит как вытянутый треугольник с круглыми углами. Используется для скользящих движений.

Некоторые авторы вносили свои коррективы в комплект массажных зондов. Воробьева совместно с Крупенчук создали авторский набор. Он состоит из 9 инструментов. Новаторством можно считать создание зондов с разными катушками с небольшими гранями. Подобное покалывание позволяет эффективно стимулировать нервную систему.

Преимущества и недостатки методики

Зондовый массаж позволяет ускорить постановку звуков, облегчить усвоение артикуляционной гимнастики, наладить работу мышц. Без него коррекция дизартрии затянется на 5-10 лет.

Он не требует особых условий проведения, так как его может сделать любой логопед с соответствующей квалификацией. Во многих коррекционных учреждениях его проводят специалисты по мере необходимости.

Массаж способствует снятию тонуса, гиперсаливации, улучшению мелкой моторики.

У него есть и недостатки. Значимость, ценность массажа переоценена – это вспомогательный инструмент, а не панацея. Низкоквалифицированные логопеды предоставляют зондовый массаж как лекарство от всех проблем. На самом деле воздействие дает только почву для постановки звуков, что не отменяет остальных этапов работы.

При неправильном использовании инструменты вызывают негативизм ребенка, так как при незнании ими можно серьезно навредить. Некоторые специалисты действуют грубо, неправильно, что приводит к боли, отказу ребенка заниматься.

Противопоказания

Курсы массажа назначает невролог после полного обследования. Нельзя проводить его при эпилепсии разной формы, так как он может спровоцировать приступы.

Временный отвод дается при любых инфекционных, соматических болезнях. Нельзя проводить зондовый массаж при стоматите, кариесе, гингивите, кожных болезнях. Герпес, инфекции полости рта тоже служат медотводом для процедур.

Нельзя его делать при сильной пульсации артерий, повышенном давлении, плохом физическом самочувствии.

При тошноте, рвоте, усталости нельзя проводить сеанс, лучше перенести его на другое время. Логопед осматривает каждого ребенка перед проведением массажа.

Обработка инструментов

Каждый комплект инструментов используется один раз. После его замачивают в дезинфекционном растворе, не вынимая из него, обрабатывают ватными тампонами в течение 30 секунд.

В дистиллированной воде зонды моют 30 секунд. В конце сушат в сухожаровом шкафу.

Это стандартный метод стерилизации медицинских инструментов. Пренебрегать им нельзя, так как это нарушение закона. Дети могут иметь разные болезни, в случае массового заражения будут серьезные проверки, расследование.

Проведение в домашних условиях

Массаж − серьезное воздействие на организм. Человек, который его делает, обязан иметь соответствующее медицинское образование, постоянно повышать квалификацию. Логопеды могут делать только логопедический массаж, как зондовый, так и ручной.

Не стоит пытаться проводить его самостоятельно. Перед началом курса специалист проводит обследование ребенка, осматривает органы артикуляции, определяет тонус, составляет подборку упражнений. Не всегда нужен полный комплект зондов, часто достаточно 4-5.

Детям проще переносить процедуру в другом помещении. Психологически им спокойнее потерпеть дискомфорт какое-то время.

Степень воздействия инструментов выбирает специалист. Основные техники:

  • давление;
  • скольжение;
  • сжатие;
  • растирание.

Выбор техники делает логопед. Родителю без специальных знаний сложно будет подобрать ее. Зондовым массажем можно навредить — порвать уздечку, вызвать гипертонус, усилить рвотный рефлекс и т. п.

Рекомендации для родителей

Не стоит отказываться от всех средств коррекции. Для лечения тяжелых нарушений речи требуется комплексный подход. В него входит:

  • медикаментозная терапия;
  • физиотерапия;
  • общий массаж и логопедический.

Занятия с психологом позволяют вырабатывать мотивацию, развивать высшие психические функции. Логопедический массаж часто вызывает у ребенка неприятные ощущения, поэтому в качестве поощрения покупают что-то вкусное или игрушку.

Эффект от сеансов будет только в случае их регулярности. Потребуется 3-4 курса для появления улучшений.

В домашних условиях можно использовать навыки самомассажа. Крупенчук разработала технику с использованием столовых ложек. Ее она подробно изложила в одноименной книге.

Перед процедурой ребенка правильно настраивают, объясняют ему необходимости ее проведения, обещают наградить. В некоторых случаях мама может присутствовать в кабинете.

Не стоит воспринимать зондовый массаж как легкое решение проблемы. Тяжёлые нарушения речи требует 3-4 лет для исправления всех дефектов. Поэтому необходимо набраться терпения.

Зонд № 1 вилочка




Применяется при массаже мышц языка, скул, щёк, губ, мягкого нёба. Зонд предназначен для обкола мышц. В результате такого воздействия мышцы активно сокращаются. При обколах используются короткие, частые, лёгкие движения.

Для более интенсивного воздействия применяется обкол с прокачиванием: поставив зонд на определенное место, покачивают его вправо, влево, назад в течении 4–6 секунд. Другой вариант указанного приема: погрузив зонд в мышцы, производят вращательное движение по часовой стрелке (или против часовой стрелки). Время давления – 5 секунд,

Зонд № 2 восьмёрка


Зонды № 3, 4, 5. Саночки большие, средние, малые.

Эти зонды скользят по мышцам языка, скул, щёк, губ, мягкого нёба в разном направлении.

Изгибы зондов выполнены так, чтобы можно было работать любой стороной для нажима и скольжения.






Верхняя часть зондов используется при нажатии и поглаживании мышц. Зонды выполняют одинаковые массажные приёмы, но захват массируемого участка и интенсивность нажима у них разная.

Зонд № 6 топорик




Этот логопедический массажный зонд активно используется при массаже языка, щек, губ, мягкого нёба.

Предназначен для интенсивного воздействия на мышцы.

Зонд предназначен для выполнения двух приемов: плотного нажатия и скольжения по мышцам.

Под влиянием нажатия нормализуется тонус мышц, повышается их сократительная способность, увеличивается подвижность. Степень нажима зависит от состояния мышц: чем ниже тонус, тем интенсивнее нажатие. Надавливающие движения частые, интервалы между ними – короткие, время давления – 5 секунд.

Скольжение улучшает эластичность и упругость мышц, снимает напряжение, (рис. 4)

Зонд № 7 крестовина




Применяется при массаже мышц скул, щёк, губ, языка.

Нажимая на язык и отодвигая его назад заставляют сокращаться, включаться в работу мышцы языка.

Зондом можно сжимать мышцы языка, удерживая их в таком положении до 30 секунд, выполнять:

– надавливающие движения (нажатия)

Зонд № 8 толкающий




Применяется при массаже мышц скул, щёк, губ, мягкого нёба. Воздействует на продольные, поперечные, веерные мышцы языка, восстанавливая их подвижность.

При нажиме на язык происходит активное сокращение мышц, при снятии зонда снимается напряжение, наступает фаза расслабления. Время давления – 5 секунд.

Для более интенсивного воздействия используют приём нажатие с прокачиванием: зонд устанавливается в определенное место и прокручивается с нажимом по часовой стрелке в течение 5 секунд. Степень нажима зависит от состояния мышц (рис. 6).

Предваряет зондовый массаж ручной массаж языка (15–30 сеансов), который способствует расслаблению мышц и служит подготовкой к последующей, более интенсивной форме воздействия зондами.

Каждый сеанс массажа (по Новиковой) включает:

– упражнение из комплекса массажа языка руками;

– упражнение из комплекса массажа скул;

– упражнение из комплекса массажа щёк;

– упражнение из комплекса массажа круговой мышцы рта:

– упражнение из комплекса массажа зондами:

– упражнение из комплекса массажа мышц мягкого нёба.

Рекомендуется продолжительность массажного сеанса – 30 минут, а каждое упражнение выполняется по 30 раз. Ребенок располагается на кушетке. Ему предлагают широко открыть рот и высунуть язык. Удерживая кончик языка марлевой салфеткой, проводят массаж языка.























Описание презентации по отдельным слайдам:

Стаж педагогической работы 35 лет, стаж в занимаемой должности 20 лет. Образование: высшее 1. Ташкентский Государственный педагогический институт. Исторический факультет; 2. Московский государственный открытый университет. Дефектологический факультет. Специальность олигофренопедагог и логопед специальных коррекционно-образовательных учреждений для детей с нарушениями интеллекта. АХМЕТГАРАЕВА ГУЛЬФИРА КАШФУЛХАКОВНА УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ

Зондовый массаж язычной мускулатуры Мастер- класс, проведенный на городском семинаре учителей-логопедов г.Салавата 30.10.2014г.

Зондовый массаж язычной мускулатуры. Массаж артикуляционного аппарата и артикуляционные упражнения не только улучшают двигательную функцию отстающих систем мозга, но и вовлекают в работу близлежащие мозговые системы. М.Е. Хватцев

Противопоказания к применению зондового массажа Противопоказанием для проведения массажа языка является повышенный рвотный синдром. Порой при проведении массажа возникает мышечный спазм, который вызывает боль. Для снятия болевого синдрома следует заварить настой черного чая с крапивой в пропорции 1:2, 1ч.л. смеси на стакан кипятка. Теплый настой держать во рту до снятия спазмов, затем выплюнуть. Зондовый массаж языка проводится курсом 10-20 дней, который при необходимости следует повторить через 1,5-2 месяца

Техника выполнения зондового массажа языка Массаж языка проводится в положении лежа, при максимальном расслаблении. Массажист при помощи салфетки одной рукой удерживает язык в вытянутом положении. Массирующие упражнения выполняются в следующей последовательности — от кончика языка к корню, вначале боковые части, затем середина, и, как можно ближе, к корню, насколько позволяет рвотный рефлекс

В основе метода зондового массажа Е.В. Новиковой лежит особый массаж языка, губ, щек, скул, мягкого неба, мышц руки специальными зондами. С помощью этого метода нормализация звукопроизношения достигается быстрее за счет целенаправленного воздействия на артикуляционные органы.

Литература Метод логопедического зондового массажа изложен в 4-х книгах Новиковой Е.В. (Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4

Уникальная методика массажа мыщц руки и артикуляционного аппарата, предложенная Е.В. Новиковой, получила официальное признание (в 1999 году - патент на "Способ лечения речевых расстройств и набор зондов для массажа мышц артикуляционного аппарата", в 2002 г. - патент на изобретение "Набор зондов для массажа мышц артикуляционного аппарата").

При проведении массажа язык расслаблен и лежит в районе нижней губы. Массаж языка не должен превышать 5 минут. Каждый прием массажа чередуется с поглаживанием. Проводится 2 раза в день до еды. Не следует заставлять пациента слишком долго высовывать язык. К этому нужно подходить осторожно, соблюдая индивидуальный подход и дифференцированные требования. Рот также не должен быть раскрыт очень широко, в противном случае ребёнок будет очень напряжен и быстро утомится.

ИГОЛЬЧАТЫЙ Применяется при массаже мышц языка, скул, щёк, губ, мягкого нёба. Зонд предназначен для обкола мышц. В результате такого воздействия мышцы активно сокращаются. При обколах используются короткие, Частые, легкие движения. Для более интенсивного воздействия применяется обкол с прокачиванием: поставив зонд на определенное место, покачивают его вправо, влево, назад в течении 4—6 секунд. Другой вариант указанного приема: погрузив зонд в мышцы, производят вращательное движение по часовой стрелке (или против часовой стрелки). Время давления — 5 секунд

№3,4,5САНОЧКИ Эти зонды скользят по мышцам языка, скул,, губ, мягкого нёба в разном направлении. Изгибы зондов выполнены так, чтобы можно было работать любой стороной для нажима и скольжения. Верхняя часть зондов используется при нажатии на мышцы. Зонды выполняют одинаковые массажные приёмы, но захват массируемого участка и интенсивность нажима у них разна

№6 ТОПОРИК Активно используется при массаже языка, щек, губ, мягкого нёба. Предназначен для интенсивного воздействия на мышцы. Зонд предназначен для выполнения двух приемов: плотного нажатия и скольжения по мышцам. Под влиянием нажатия нормализуется тонус мышц, повышается их сократительная способность, увеличивается подвижность. Степень нажима зависит от состояния мышц: чем ниже тонус, тем интенсивнее нажатие. Надавливающие движения частые, интервалы между ними — короткие, время давления — 5 секунд. Скольжение улучшает эластичность и упругость.

№7 КРЕСТОВИНА Применяется при массаже мышц скул, щёк, губ, языка. Нажимая на язык и отодвигая его назад заставляют сокращаться, включаться в работу мышцы языка. Зондом можно сжимать мышцы языка, удерживая их в таком положении до 30 секунд, выполнять надавливающие движения

№8 Толкачок Применяется при массаже мышц скул, щёк, губ, мягкого нёба. Воздействует на продольные, поперечные, веерные мышцы языка, восстанавливая их подвижность. При нажиме на язык происходит активное сокращение мышц, при снятии зонда снимается напряжение, наступает фаза расслабления. Время давления — 5 секунд. Для более интенсивного воздействия используют приём нажатие с прокачиванием: зонд устанавливается в определенное место и прокручивается с нажимом по часовой стрелке в течение 5 секунд. Степень нажима зависит от состояния мышц

ВЫВОД: Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире. Таким образом, использование логопедического зондового массажа в совокупности с другими технологиями положительно влияет на речевое развитие ребенка , и на его физическое развитие в целом.

Выберите книгу со скидкой:


Йога на каждый день

350 руб. 239.00 руб.


РАЗУМНЫЕ КАРТОЧКИ. ТРАНСПОРТ

350 руб. 142.00 руб.


РАЗУМНЫЕ КАРТОЧКИ. СПОРТ

350 руб. 142.00 руб.


350 руб. 33.00 руб.


Виды спорта (обучающие карточки)

350 руб. 107.00 руб.


Ментальные ловушки: Глупости, которые делают разумные люди, чтобы испортить себе жизнь (Обложка с клапанами)

350 руб. 520.00 руб.


Йога Дипика: Прояснение йоги

350 руб. 1160.00 руб.


Мой первый английский. Things that go. Транспорт 7502 РВм19

350 руб. 247.00 руб.


Похудеть и/или выжить: Как получить результат и не испортить здоровье

350 руб. 590.00 руб.


Анатомия истории: 22 шага к созданию успешного сценария

350 руб. 910.00 руб.


350 руб. 233.00 руб.


Делай ставки, которые делают деньги: Стратегии ставок на спорт

350 руб. 640.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Ахметгараева Гульфира КашфулхаковнаНаписать 1376 15.04.2016

Номер материала: ДБ-033385

  • Логопедия, Дефектология
  • Другие методич. материалы

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    15.04.2016 292
    15.04.2016 936
    15.04.2016 499
    15.04.2016 1373
    14.04.2016 354
    14.04.2016 403
    14.04.2016 922

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.