Муниципальный заказ это шпора

Понятие "государственный заказ" известно многим. Но что такое муниципальный заказ? Это нам предстоит выяснить в данной статье. Представим определение этого слова, разновидности подобного заказа. Определим для него законодательную базу, правила и принципы размещения.

Понятие

Муниципальный заказ - это совершение закупок структурой местного самоуправления с задействованием для данных целей общественных средств. В первую очередь - бюджетных денег.

Система подобных заказов является одним из основных регуляторов экономических процессов на местном уровне власти. В отдельных случаях муниципальный заказ трактуется неоправданно узко - разновидность конкурсной закупки разновидностей материальных ресурсов для нужд муниципалитета. Еще реже - способ оказания муниципальных услуг.

Более широкое понимание муниципального заказа: это идеология формирования и дальнейшего использования расходной доли местных бюджетов, один из элементов управления финансовыми ресурсами всей массы муниципальных образований.


Проблема современности

В идеале через муниципальные заказы должна проходить вся продукция, приобретаемая для нужд местной системы власти. А также вся масса бюджетных муниципальных услуг, оказываемых как самими муниципальными, так и иного рода исполнителями.

Но в настоящее время, к сожалению, размещение муниципальных заказов в РФ - более исключение, чем правило. Нет единой службы, которая была бы ответственна за организацию такого рода заказов. Поэтому каждый структурный отдел местного самоуправления самостоятельно ищет для себя исполнителей. Или работает только со знакомыми, известными ему поставщиками, закрыв для себя возможность знакомства с более выгодным и надежным новым сотрудничеством.

Муниципальный или государственный?

Есть ли отличия между муниципальным и государственным заказом? Да, но на самом деле разница невелика. Законодательство все же определяет как отдельное явление муниципальный заказ. Это нужно в первую очередь для того, чтобы обозначить заказчика - муниципальный или госорган власти. Но и тот и другой работают в одном направлении - это удовлетворение государственных нужд.

Управлением подобными заказами, созданием для них интернет-площадок занимаются специализированные агентства. Они отслеживают, насколько правомерно размещен заказ, соответствуют ли сопутствующие ему процедуры предписаниям законодательства.


Контракт или заказ?

Следует различать эти близкие, но при этом разные понятия. Рассмотрим, как их трактует российский Бюджетный кодекс.

Муниципальный контракт - это вид договора, заключенный структурой местного управления,различными бюджетными учреждениями, уполномоченными органами или организациями от имени определенного муниципального образования с физическими или юрлицами. Цель такого контракта - обеспечение муниципальных нужд, что предусмотрены границами местных бюджетов.

Муниципальным заказом называется совокупность уже подписанных муниципальных контрактов - на поставку продукции, оказание услуг за счет средств из местной госказны.

Что является предметом заказа?

По российскому законодательству, предметами муниципальных заказов выступают:

  • Деятельность по благоустройству территорий.
  • Строительство, капремонт, реконструкция дорожного полотна.
  • Ремонт объектов, относящихся к социальной инфраструктуре.
  • Поставка для муниципальных нужд различных горюче-смазочных материалов.
  • Переработка и дальнейшая утилизация отходов.
  • Обслуживание, содержание, капитальный и текущий ремонт как жилого, так и нежилого муниципального фонда и инженерной сети.
  • Поставки разнообразных видов товаров для муниципальных нужд.
  • Поставки продукции народного потребления - для детей и малоимущего населения.
  • Оказание иных услуг, которые могут обеспечить удовлетворение социальных, культурных и бытовых потребностей граждан.


Главные задачи

Размещение муниципальных заказов преследует сразу несколько важных задач:

  • Снижение расходов на отдельные разновидности товаров и услуг.
  • Адресное предоставление социальных услуг населению, которое объективно нуждается в подобной поддержке.
  • Приоритетное развитие конкретных разновидностей услуг, объемы которых по определенным причинам не могут регулироваться рыночными механизмами.
  • Сокращение периодов исполнения муниципальных услуг, обеспечение их высокого качества.

Принципы осуществления

Рассмотрим теперь важнейшие принципы осуществление муниципальных заказов:

  • Применение нормативно установленных процедур планирования и дальнейшего осуществления закупок.
  • Обеспечение всем открытого доступа к участию в проводимых конкурсах на выполнение муниципальных заказов. В это число входит и осуществление закупок продукции для муниципальных нужд на различных товарных биржах.
  • Жесткий контроль за размещением муниципальных контрактов.
  • Обеспечение экономии бюджетных средств.
  • Соблюдение принципов свободной конкуренции.


Законодательное регулирование

Рассмотрим, что сказано о муниципальном заказе в законе. Регулирующими актами здесь будет выступать следующие:

  • ФЗ "О размещении заказов на работы, товары и услуги для муниципальных и госнужд" №94 (2005).
  • Ст. 7.29 - 7.32 КоАП РФ.
  • Ст. 447-449 ГК РФ.
  • Ст. 70-73 российского Бюджетного кодекса.

Надо отметить, что в настоящее время во многих муниципалитетах приняты нормативные акты, регулирующие процессы размещения заказов структурой местного самоуправления.

Разновидности явления

Размещение муниципального заказа (как и государственного) осуществляется в строгих рамках тендера. Главная цель тендера на выполнение подобных заказов - поиск поставщиков, готовых предложить максимально надежное и выгодное сотрудничество.

Муниципальные заказы, как правило, размещаются на специальном официальном сайте. Вне зависимости от фигурирующей в них сумм.

Закон о государственном, муниципальном заказе вводит несколько утвержденных способов для его размещения:

  • Открытый или закрытый конкурс.
  • Открытый или закрытый аукцион.
  • Запрос котировок.
  • Проведение биржевых торгов.
  • Электронные аукционы.
  • Проведение закупок у единственного поставщика.


Правила размещения

Муниципальный заказ - это выбор наиболее подходящего варианта среди вышепредложенных. На него большое влияние оказывают объемы, сроки контракта, который государственные или муниципальные власти намереваются реализовать.

Формированием заказа тут также может заниматься и сам госзаказчик, и специальный организатор, им нанятый. На сегодняшний день можно встретить и массу специализированных организаций, занимающихся управлением муниципального заказа.

Размещение муниципального заказа (на муниципальные услуги, к примеру) - обязательно открытое. Цель: чтобы как можно больше исполнителей или поставщиков смогли принять участие в тендере. Главных целей проведения подобного мероприятия несколько:

  • Создание подходящих условий для здоровой конкуренции.
  • Обеспечение прозрачности сделок.
  • Экономия средств из государственного или муниципальных бюджетов.


Схема-алгоритм

В большинстве случаев заказчики придерживаются этой схемы. Однако в отношении определенных муниципальных образований она может изменяться:

  1. Разработка проекта местного бюджета на грядущий финансовый год. Сбор заявок о потребности бюджетных структур в разного рода товарах, услугах, работах - в пределах плановых величин бюджетных ассигнований.
  2. Разработка сводного плана муниципального заказа.
  3. Определение заказчиков по отдельным позициям. Иными словами, определяется, кто и в какой нише муниципальной деятельности будет наделен этой функцией заказчика - правомочием заключать с исполнителями и поставщиками муниципальные контракты.
  4. Размещение подготовленного муниципального заказа. Учет заключенных контрактов, контроль за их исполнением.

В ходе исполнения заказа параллельно проходит сбор заявок от структур муниципалитета на грядущий финансовый год. К его началу сводный план уже должен быть полностью готов к утверждению.

Организация и исполнение

Муниципальный заказ на муниципальные нужды размещается, как мы уже отметили, открыто. Чтобы сделать конкурс или аукцион закрытым, нужны только веские основания. Например, обеспечение государственной безопасности. Или сжатые сроки исполнения. Также требуется разрешение на то специальных госорганов, занятых управлением госзаказами.

Само же управление подобными муниципальными заказами - достаточно сложный процесс с юридической стороны. Поэтому большее количество заказчиков предпочитают перепоручать его специализированным фирмам-исполнителям. Профессионалы проводят тендеры от стартового этапа (создания подходящих условий для проведения) до заключения контракта с определенным исполнителем или поставщиком.


Муниципальный заказ во многом напоминает государственный. Только заказчиком тут выступает не федеральная власть, а система местного самоуправления. Пока что практика размещения таких заказов не распространена широко в России. Но в некоторых муниципалитетах уже действуют соответствующие нормативно-правовые акты, регулирующие размещение подобных заказов.

Согласно федеральному законодательству органы местного самоуправления вправе выступать заказчиком па выполнение работ по благоустройству территории муниципального образования, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств. Такого рода действия муниципальных образований называются муниципальным заказом. С точки зрения теории муниципального права под муниципальным заказом следует понимать систему взаимоотношений между заказчиком (муниципальным образованием, персонифицированным в виде конкретного органа местного самоуправления) и исполнителем (поставщиком, подрядчиком) муниципального заказа, возникающих при поставках товаров, выполнении работ и оказании услуг с целью обеспечения муниципальных нужд, предусмотренных в составе расходов местного бюджета. Помимо "узких" целей, т.е. собственно выполнения работ (оказания услуг) конкретного вида, муниципальный заказ способствует решению и более широкого круга задач: развитию конкуренции в муниципальном образовании, обеспечению эффективности и открытости процесса расходования средств местного бюджета, содействию занятости населения, развитию демократических начал в экономике.

Размещение муниципального заказа осуществляется путем проведения тендеров или иными способами, определяемыми действующим законодательством, например подбором исполнителя для выполнения муниципального контракта. Муниципальные нужды могут быть различными, в общем виде их можно определить как невосполненные потребности в продукции для нормального функционирования и развития объектов жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования, социальной сферы, инженерной и транспортной инфраструктуры, деятельности органов местного самоуправления. Поскольку в данной сфере органы местного самоуправления могут выступать и как субъект публичного права (определение муниципальных нужд), и как субъект частного права (гражданско-правовые отношения по поводу размещения и оплаты муниципального займа), особенно важно осуществление государственного контроля за их деятельностью – такое совпадение функций ведет к ряду возможных злоупотреблений: и на стадии определения нужд, и на стадии оценки затрат, и на стадии определения победителя конкурса и т.д. Органы, контролирующие соблюдение законности, должны выявлять подобные случаи и пресекать их.

Не менее важен и общественный контроль за деятельностью органов местного самоуправления в данной сфере. В ряде муниципальных образований деятельность по размещению муниципальных заказов контролируется специальным независимым органом, например наблюдательным советом. Такой совет, как правило, является постоянно действующим органом, он создается решением представительного органа муниципального образования для коллегиального рассмотрения, контроля и выработки решений по вопросам создания эффективной системы муниципального заказа и расходования средств бюджета муниципального образования. Совет вправе привлекать к своей работе независимых экспертов, получать в исполнительном органе местного самоуправления и его структурных подразделениях сведения и материалы, относящиеся к компетенции совета, вносить предложения по вопросам формирования муниципального заказа для рассмотрения на заседаниях представительного органа, участвовать в работе конкурсной комиссии (комиссии, принимающей решения об отборе исполнителей муниципального заказа). Сами конкурсные комиссии работают в соответствии с регламентами, утверждаемыми исполнительными органами местного самоуправления.

Муниципальный заказ финансируется в порядке, предусмотренном муниципальным правовым актом. Основной документ, которым оформляется муниципальный заказ и на основании которого производятся выплаты из местного бюджета, – это муниципальный контракт – договор, заключенный органом (должностным лицом) местного самоуправления, уполномоченным от имени муниципального образования совершать сделки с физическими или юридическими лицами в целях обеспечения муниципальных нужд. Сторонами в муниципальном контракте выступают заказчик муниципального заказа и его исполнитель. Заказчик – это, как правило, администрация муниципального образования либо ее структурные подразделения, если они наделены правом размещения муниципальных заказов, заключения договоров на поставку продукции для муниципальных нужд и вправе распоряжаться средствами местного бюджета для этих целей. Исполнитель (поставщик, подрядчик) муниципального заказа – это юридическое лицо или физическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, заключившее контракт на выполнение муниципального заказа. Объем финансирования муниципального заказа из местного бюджета должен предусматриваться отдельной строкой по каждой статье расходной части утвержденного бюджета муниципального образования.

Проект муниципального заказа в пределах средств бюджета муниципального образования, выделенных на эти цели, разрабатывается специальным структурным подразделением исполнительного органа местного самоуправления на основании собственной потребности и выявленной (обоснованной) потребности муниципальных предприятий. Проект муниципального заказа согласовывается с другими ключевыми структурными подразделениями местной администрации, например с подразделением, осуществляющим функции планирования, финансовым подразделением и т.п. Согласованный проект муниципального заказа включается в сводный проект муниципального заказа (если таковой предусмотрен в муниципальном образовании).

Далее согласованный проект (сводный проект) муниципального заказа выносится на обсуждение представительного органа одновременно с проектом бюджета муниципального образования на очередной финансовый год. В нормативных актах муниципальных образований нередко устанавливается, что решение об утверждении проекта муниципального заказа считается принятым, если за пего проголосовало квалифицированное (не менее двух третей) большинство от общего числа депутатов представительного органа местного самоуправления.

Особенности заключения договоров муниципального заказа определены в постановлении Правительства РФ от 29.12.2007 № 978 "Об утверждении Правил принятия решений о заключении долгосрочных государственных (муниципальных) контрактов на выполнение работ (оказание услуг) с длительным производственным циклом". Муниципальные заказчики заключают муниципальные контракты с победителем конкурса, аукциона или победителем в проведении запроса котировок в целях обеспечения муниципальных нужд в порядке, предусмотренном ГК РФ и иными федеральными законами с учетом положений Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

В определенных обстоятельствах даже в случае проведения торгов и определения победителя конкурса, аукциона заказчик – орган или должностное лицо местного самоуправления – не имеет права подписывать контракт (обязан отказаться от заключения). Например, такая ситуация возникает в случае установления фактов:

  • – проведения ликвидации участников размещения заказа – юридических лиц или проведения в отношении участников размещения заказа – юридических лиц, индивидуальных предпринимателей процедуры банкротства;
  • – приостановления деятельности указанных лиц в порядке, предусмотренном КоАП РФ;
  • – предоставления указанными лицами заведомо ложных сведений, содержащихся в документах;
  • – нахождения имущества указанных лиц под арестом, наложенным по решению суда, если на момент истечения срока заключения контракта балансовая стоимость арестованного имущества превышает 25% балансовой стоимости активов указанных лиц по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.

Заказ признается размещенным со дня заключения муниципального контракта. При заключении и исполнении муниципального контракта изменение условий контракта по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Расторжение муниципального контракта допускается по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В случае просрочки исполнения заказчиком или поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного муниципальным контрактом, другая сторона вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного муниципальным контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного муниципальным контрактом срока исполнения обязательства.

В муниципальный контракт включаются обязательные условия об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного муниципальным контрактом, и о порядке осуществления заказчиком приемки поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным в таком контракте. Лица, виновные в нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ о размещении заказов па поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, несут дисциплинарную, гражданско- правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

22Муниципальный заказ: понятие, условия размещения, правовое регулирование.
Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

Под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд

Размещение заказа может осуществляться:

1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

Под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер. Конкурс может быть открытым или закрытым. Заказчик, уполномоченный орган вправе размещать заказ путем проведения закрытого конкурса исключительно в случае размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в конкурсной документации либо в проекте государственного контракта.

Под аукционом на право заключить государственный или муниципальный контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта. В начале торгов назначается наивысшая цена с шагом в 5 % от исходной цены.

Аукцион может быть открытым или закрытым. Заказчик, уполномоченный орган вправе размещать заказ путем проведения открытого аукциона в порядке, установленном настоящей главой, или путем проведения открытого аукциона в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом. Заказчик, уполномоченный орган вправе размещать заказ путем проведения закрытого аукциона исключительно в случае размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации об аукционе или в проекте государственного контракта.

Под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществлять размещение заказа путем запроса котировок цен товаров, работ, услуг, соответственно производство, выполнение, оказание которых осуществляются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа и для которых есть функционирующий рынок, с учетом положений части 3 настоящей статьи в случаях, если цена государственного или муниципального контракта не превышает пятьсот тысяч рублей, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и главой 5 настоящего Федерального закона. Заказчик, уполномоченный орган не вправе осуществлять путем запроса котировок размещение заказа на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг на сумму более чем пятьсот тысяч рублей в течение квартала.

Размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если:

1) поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях";

2) осуществляется оказание услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), подключение (присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам);

2.1) заключается договор энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии;

3) осуществляются поставки культурных ценностей, в том числе музейных предметов и музейных коллекций, а также редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов, включая копии, имеющие историческое, художественное или иное культурное значение, предназначенных для пополнения государственных музейного, библиотечного, архивного фондов, кино-, фотофонда и иных аналогичных фондов;

4) выполняются работы по мобилизационной подготовке в Российской Федерации;

5) возникла потребность в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, соответствующие полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. При этом заказчик в срок не позднее одного рабочего дня со дня заключения контракта обязан уведомить уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти (при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации или для нужд муниципального образования). К уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящим пунктом контракта;

6) возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в количестве, объеме, необходимых для ликвидации последствий непреодолимой силы или оказания срочной медицинской помощи. При этом заказчик в срок не позднее трех рабочих дней со дня заключения контракта обязан уведомить уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти (при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления (при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд муниципального образования). К указанному уведомлению должна прилагаться копия акта обследования аварии или копия документа, составленного государственным или муниципальным заказчиком и подтверждающего обстоятельство, на основании которого заключен контракт в соответствии с настоящим пунктом, а также копия заключенного контракта;

7) производство товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы в случаях, предусмотренных Правительством Российской Федерации;

Глава 1. Теоретические основы формирования системы закупок для муниципальных нужд

1.1 Понятие и сущность закупок для муниципальных нужд

Мировая практика показывает, что муниципальные заказы яв­ляются мощным фактором, влияющим на уровень развития экономики лю­бой страны, независимо от степени участия государства в рыночных отноше­ниях. В развитых странах муниципальные заказы широко используются как один из основных инструментов регулирования продовольственного рынка, элементов системы поддержки экономической и социальной стабильности, обеспечения поступательного роста экономики.

Закупками товаров, работ, услуг довольно часто именуют размещение государственных и муниципальных заказов. Ис­пользование такой терминоло­гии предполагает покупку или приобретение товаров, работ, услуг за счет местных бюджетных и вне­бюджетных источников финан­сирования независимо от того, кто их осуществляет: главные распорядители или получатели местных бюджетных средств.

Как видно из данного определения, законодатель связывает процесс закупки с:

— задачей обеспечения государственных или муниципальных нужд;

— исполнением обязательств сторонами контракта.

Муниципальные нужды понимаются в Законе о размещении заказов как обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, а также функций и полномочий муниципальных заказчиков.

В теории российского права муниципальный заказ рассматривается как выдаваемый муниципальными органами и оплачиваемый из средств муниципального бюджета и внебюджетных фондов заказ на изготовление продукции, выпуск товаров, проведение работ, в которых заинтересовано государство. В узком смысле муниципальным заказом называют конкретный перечень товаров, работ и услуг, которые закупаются конкретным органом муниципального образования [5]. Муниципальный заказ могут выполнять не только муниципальные, но и другие предприятия. Заказ обычно выдается на конкурсной основе.

Муниципальный заказ, с точки зрения М.Н. Козина, рассматривается не только как обеспечение муниципальных нужд, но и как важный инструмент в плане поддержки депрессивных отраслей экономики, развивающий конкуренцию. Более того, муниципальный заказ обеспечит высокую стабильность, гарантирует сбыт продукции, может являться важным элементом антикризисной политики государства [6].

В связи с этим многие исследователи полагают, что муниципальные закупки являются частью произведенных в стране или за рубежом товаров и услуг, закупае­мых органом местного самоуправления за счет средств муниципального бюджета для нужд собственного потребле­ния и в целях обеспечения потребностей населения. Однако данная точка зрения утратила актуаль­ность, поскольку на практике размещение заказа происходит за счет использования не только средств бюджета, но и внебюд­жетных источников финансирования, а муниципальными заказчиками, помимо перечисленных, стали все муниципальные учреждения и иные получатели средств бюджета и внебюджетных источ­ников финансирования.

Таким образом, муниципальный заказ — это реализуемый в целях обеспечения муниципальных нужд сложный и непре­рывный процесс, состоящий из ряда последовательных этапов, в т.ч. прогнози­рования, планирования, формирования, размещения, исполнения и контроля [7].

Как элемент экономической деятельности государства, муниципальный заказ выполняет ряд важнейших функций:

— функция ценового регулирования;

Воспроизводственная функция заключается в удовлетворении муниципальных нужд в товарах, работах и услугах, необходимых для обеспечения стабильных воспроизводственных экономических связей с участием государ­ства и для реализации присущих государству функций.

Посредством муниципальных заказов оказывается косвенное влияние на динамику цен по определенным видам товаров, работ и услуг, в чем заключается функция ценового регулирования.

Расширение муниципальных закупок служит фактором роста совокупного спроса для поддержки и стимулирования национальных производи­телей, регулирования отраслевой и региональной структуры экономики (сти­мулирующая функция). Используя муниципальный заказ как инструмент регулирования и программирования экономики, науки и техники, государст­во привлекает и потенциал частного предпринимательства к обеспечению ус­тойчивости экономического развития, решению актуальных социально-экономических задач. В этом случае в процессе воздействия системы муниципальных заказов на экономику наряду со стимулирующим возникает и синергетический эффект [9].

Социальная функция муниципального заказа состоит в том, что он способствует реали­зации социально-экономической политики государства, в том числе вовлече­нию социально уязвимых групп населения в трудовой процесс.

Муниципальный заказ формирует экономические предпосылки для создания принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг), в чем заключается его инновационная функция.

Основным документом, регулирующим экономические, правовые и организационно-технические отношения товаропроизводителя (поставщика) и потребителя (покупателя), является муниципальный контракт.

Муниципальный заказ реализуется через муниципальные закупки. Муниципальные закупки — это процесс непосредственного осуществления муниципального заказа органами муниципального образования на конкурентном рынке.

Таким образом, муниципальные закупки — это конечный этап процесса реализации муниципального заказа, т.е. приобретения товаров, работ и услуг для муниципальных нужд.

Таким образом, имеются две обязательные составляющие муниципального заказа — это социально-экономический характер обеспечения нужд и бюджетный источник финансирования.

[1] О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд: федер. закон от 02.12.1994 г. № 53-ФЗ (ред. от 19.07.2011) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3303.

[2]О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федер. закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2013. № 14. Ст. 1652.

[4] О ратификации Соглашения о государственных (муниципальных) закупках: федер. закон от 11.07.2011 г. № 176-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2011. № 29. Ст. 4267.

[5] Мельников В.В. Совершенствование механизма государственных закупок на основе повышения эффективности конкурсных торгов в Российской Федерации: Дисс. . канд. экон. наук. — Новосибирск, 2005. С. 32.

[6] Козин М.Н. Государственный оборонный заказ: теория и практика управления рисками. — Вольск: ВВВУТ(ВИ), 2012. С. 15

[7] Каранатова Л. Государственный заказ как инструмент инновационной политики в Российской Федерации: функции, особенности, механизм // Власть. 2011. № 6. С. 55

[8] Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. — М.: Книжный мир, 2012. С. 48.

[9] Юнусова П.С. Государственный заказ в экономической деятельности региона // Региональные проблемы преобразования экономик. 2010. №3. С. 47.

[10] Арбитраж // Аукционный вестник. 2012. № 120. С. 3

[11] Беляева О.А. Правовые проблемы аукционов и конкурсов. — М.: Юриспруденция, 2011. С. 84

[12] Гатаулина Л.Ф. Правовое регулирование организации и проведения торгов. — Саратов: Саратовская государственная академия права, 2012. С. 22

[14] Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. — М.: Проспект, 2012. С. 39

[15] Сухадольский Г.А. Тендеры. Вопросы и ответы. — М.: Вершина, 2011. С. 36

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.