Милетская школа гераклит шпора

В пособии в краткой и доступной форме рассмотрены все основные вопросы курса философии. Книга окажет вам неоценимую помощь в подготовке и сдаче экзамена. Информация, содержащаяся в данной книге, получена из источников, рассматриваемых издательством как надежные. Тем не менее, имея в виду возможные человеческие или технические ошибки, издательство не может гарантировать абсолютную точность и полноту приводимых сведений и не несет ответственности за возможные ошибки, связанные с использованием книги.

  • 1. Основания возникновения философии
  • 2. Объект и предмет философии как специфического мировоззрения
  • 3. Основные разделы философского знания
  • 4. Основные философские направления
  • 5. Диалектика и метафизика
  • 6. Философская мысль Древнего Китая (учения Конфуция, Лао-Цзы)
  • 7. Основные философские учения Древней Индии
  • 8. Философские учения Древней Греции (Милетская школа, Гераклит, Элейская школа, Сократ, Платон, Демокрит, Аристотель)
  • 9. Философия средневековья
  • 10. Философия эпохи Возрождения
  • 11. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени
Из серии: Завтра экзамен!

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия: Шпаргалка (В. П. Огородников, 2011) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

8. Философские учения Древней Греции (Милетская школа, Гераклит, Элейская школа, Сократ, Платон, Демокрит, Аристотель)

Древнегреческая философия – совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом рабовладельческом обществе с конца VII в. до н. э. до VI в. н. э. Для древнегреческой философии характерно:

1. Единое, своеобразное, хотя отнюдь неизолированное явление в развитии философского сознания человечества.

2. Связь с учениями о природе, потом это будут самостоятельные науки: астрономия, физика, биология.

3. Нерасчлененность единства первоначальных философских понятий и понятий научных.

4. Представляет единство двух линий развития: материализм и идеализм.

5. Начало формирования двух методов познания: диалектики и метафизики.

Первые греческие философы – диалектики.

Милетская школа (VII–VI вв. до н. э.) – Фалес, Анаксимен, Анаксимандр.

1. Пытаются заменить мифологическое мировоззрение рациональным объяснением.

3. Природа – совокупность переходящих друг в друга свойств, качеств, состояний (холод и тепло, влажное и сухое и пр.).

Гераклит (VI–V вв. до н. э.) считал, что в мире нет ничего неподвижного, неизменного. В процессе изменений происходит переход явления в свою противоположность, идет борьба противоположностей. Первоосновой всего является огонь как некая подвижная субстанция. Гераклит является зачинателем диалектики в античной философии.

Школа эллиатов (V в. до н. э.) – Парменид, Зенон. Выступали против учения Гераклита. Парменид считал, что абсолютное бытие существует. Если бы его не было, не было бы самой природы. Мы можем выразить то, что существует; что не существует, мы словами выразить не можем. Считал, что небытия нет. Гераклит – это линия материализма, Парменид – идеализма.

Для Парменида вещь и мысли об этой вещи – одно и то же. Эту идею в последующем примет Гегель. Зенон прославился апориями – затруднительными положениями, в которые попадает разум при анализе явления. Например, движение противоречиво, ибо состоит из неподвижных моментов (летящая стрела – покоится).

Сократ изменяет отношение к системе ценностей. Истинные ценности не те, что связаны с внешними ценностями (богатство, слава) и телесными факторами (жизнь, физическое здоровье, красота), а сокровища души. Отсюда следует высокая оценка мудрости.

Платон (V–IV вв. до н. э.) – родоначальник объективного идеализма. Существует два мира: мир вещей и мир идей. Мир вещей – тот мир, с которым человек контактирует постоянно. Материальные предметы крайне несовершенны, они возникают и исчезают. Мир идей совершенен, любая вещь – слабая копия идеи. Идея абсолютна, неизменна, совершенна. Мир идей определяет мир вещей. Идея Платона – идеальное государство. Основа – труд рабов. В идеальной аристократической республике Платона правят философы, охраняют воины, материальные блага производят ремесленники. Единомыслие, общественное воспитание детей, жесткое разделение труда. Богатство и бедность презираются, так как ведут к порче людей и социальным возмущениям.

Атомистическая концепция оказала большое воздействие на последующую философию и естествознание.

В работах Аристотеля (IV в. до н. э.) философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты. Его учение, энциклопедически вобравшее в себя достижения античной науки, являет собой грандиозную систему конкретно-научного и собственно философского знания в удивительной глубине, тонкости и масштабности. Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего, не может также увеличиться или уменьшиться в своем количестве. Однако сама по себе материя, по Аристотелю, инертна, пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи соответствующую форму. Под формой Аристотель разумел активный творческий фактор, благодаря которому вещь становится действительной. Форма – это стимул и цель, причина становления многообразных вещей из однообразной материи: материя – своего рода глина. Для того чтобы из нее возникли разнообразные вещи, необходим гончар – бог (или ум – перводвигатель). Форма и материя неразрывно связаны между собой, так что каждая вещь в возможности уже содержится в материи и путем естественного развития получает свою форму. Весь мир представляет собой ряд форм, находящихся в связи друг с другом и расположенных в порядке все большего совершенства.

Исходя из своего учения о четырех причинах (материальной, формальной, действующей и конечной, то есть целевой), Аристотель приходит к идее первой причины. Бог есть первая причина движения, начало всех начал.

Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Основание опыта – в ощущениях, в памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Разум же усматривает общее в единичном. Нельзя приобрести научное знание лишь с помощью ощущений и восприятий в силу преходящего и изменчивого характера всех вещей. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи. Детально и глубоко разработав теорию познания, Аристотель создал труд по логике, который сохраняет свое непреходящее значение и поныне. Он разработал теорию мышления и его форм: понятия, суждения, умозаключения и т. д. Аристотель является основоположником логики.

  • 1. Основания возникновения философии
  • 2. Объект и предмет философии как специфического мировоззрения
  • 3. Основные разделы философского знания
  • 4. Основные философские направления
  • 5. Диалектика и метафизика
  • 6. Философская мысль Древнего Китая (учения Конфуция, Лао-Цзы)
  • 7. Основные философские учения Древней Индии
  • 8. Философские учения Древней Греции (Милетская школа, Гераклит, Элейская школа, Сократ, Платон, Демокрит, Аристотель)
  • 9. Философия средневековья
  • 10. Философия эпохи Возрождения
  • 11. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени
Из серии: Завтра экзамен!

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия: Шпаргалка (В. П. Огородников, 2011) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Возникновение диалектики. Гераклит Эфесский (ок. 540- ок. 480 до н. э.).

Гераклит - представитель древнегреческий философии из полиса Эфес. Его основное сочинение - "О природе" - до наших времен не сохранилось, имеются лишь некоторые отрывки и комментарии, а также "Музы".

Основные философские идеи в учении Гераклита

  • концепция о всеобщей изменчивости мира;
  • огонь есть первооснова мира;
  • учение о единстве и борьбе противоположностей.
  • Рационализм в познании мира

Онтология. Изначально Гераклит был натурофилософом. Гераклит ставит задачу объяснить суть природных явлений. Так, Гераклит считал, что гром возникает из-за столкновения ветров. В основе мира в учении Гераклита был огонь. Огонь был и архе - первоосновой мироздания, а также стойхероном - т.е. основным перво-элементом в философии Гераклита. Все в мире есть разновидность огня. Огонь - символ динамики и развития, постепенности и постоянности изменений. Мир возникает из огня и сгорает вновь в течение всего века, как писал Гераклит. Таким образом, Гераклит сделал большой шаг вперед в понимании развития, как единства и борьбы противоположностей. Гераклит стал основателем диалектики как философского учения о движении и развитии. Гегель так писал о Гераклите - "Для Гераклита Абсолют - это диалектический процесс. Абсолют - единство и борьба противоположностей".

Гераклит считал, что противоположности, которые существуют в мире - это основа развития. Противоположное соглашается, а из согласия получается гармония. Основные черты диалектики в учении Гераклита заключаются в следующем:

  • универсальность развития, которое заключается в принципе единства и борьбы противоположностей
  • принцип "все течет, все изменяется". Постоянный ход развития Гераклит сравнивал с течением реки, в которую нельзя зайти дважды, ведь это уже будет другая река и другая вода. Ученик Гераклита Кратил потом переформулировал это высказывание и сказал, что даже в одну воду нельзя войти дважды. Потому что когда человек не хотел войти в воду - это был один человек, когда человек захотел войти в воду - это уже другой человек.
  • неуничтожимость и бесконечность материи. Материя была всегда. Гераклит учил о несотворимости и неуничтожимости материи. Мир в философии Гераклита был неуничтожим.

Мироздание произошло от огня (разгорелось), и также угаснет, как огонь. Здесь мы видим эсхатологический принцип, такой же, как в философии Анаксимандра.

"Одна материя живет смертью другой" - так писал Гераклит. Гераклит так описывал процесс мироздания: из огня, как первоэлемента рождается земля (следующий элемент), земля умирает и рождается вновь огонь, из огня рождается воздух, а из воздуха вода. Следовательно, не один элемент не уничтожим, одни элементы переходя в другие, все рождается из огня и уходит в огонь. Это и есть единство всего и борьба противоположностей. Гераклит говорил, что у любой вещи или явления есть своя противоположность. Но эти противоположности находятся во взаимодействии. Гераклит выделял два вида такого взаимодействия противоположностей:

  • вещи или явления стремятся к своей противоположности и
  • существует борьба противоположностей.

Эту борьбу противоположностей Гераклит считал основным процессом и главным двигателем развития.

Гносеология. Вершиной познания является познание мирового Логоса для понимания развития мира. Гераклит выделял два способа познания:

  • Чувственное
  • Рациональное

Но основной способ познания - это рациональное мышление . Только с помощью разума можно постигнуть Логос, так как Логос не может быть чувственно познан. Человеческое сознание тоже подчинено Логосу. Однако для того, чтобы постичь Логос нужно именно достигнуть вершины понимания мира, т.е. вершины своего развития и рационального мышления. Основные препятствия, которые может человек встретить на пути познания Логоса - это:

  • сложность и неоднозначность мирового закона, так как закономерности Логоса не лежат на поверхности
  • человеческая лень и моральная опущенность, так как многие люди даже не ставят себе цель достичь вершины познания, но стремятся к скотскому сытому существованию
  • ограничены и познавательные способности, особенно отдельных людей
  • вера в авторитеты и отсутствие самостоятельного мышления

Таким образом, философия Гераклита - вершина диалектического понимания мира в эпоху античности. Конечно, позднее, исследователи и философы скажут, что это не целостная диалектическая система, что диалектика Гераклита скорее интуитивная, чем обоснованная и рациональная, что это наивная и стихийная диалектика . Однако, все это не умаляет того вклада, который Гераклит внес в историю развития философского осмысления мира.

Метафизическая школа - школа элеатов (6в - 5в до н.э.)

Эта школа возникает на Южных границах Италии, на берегу Средиземного моря. И следовательно, большое влияние на эту школу оказывали ионические философы.

Метафизический стиль мышления противоположен диалектическому. Метафизика исходит из принципов, обратных диалектике . Если в диалектике основным принципом является развитие и движение, то метафизическая школа исходит из того, что движения нет. Рассмотрим подробнее такую философскую точку зрения.

Представители метафизической школы - это Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс

Ксенофан.(ок. 570-после 478 до н. э.).

Как и большинство других мыслителей, Ксенофан был широко образованным и много знающим мыслителем, разбирался во многих отраслях знания. Он много путешествовал по своей стране, а также посещая Египет и Рим, набирался знаний у местных мыслителей. Под конец жизни он поселился в Элее. Он был весьма своеволен и свободомыслен. Он отрицал не только авторитетов, но даже существование персонифицированных Богов. Бог, по мнению Ксенофана, - это сам мир во всей его целостности. Он отвергает антропоморфных Богов. Бог символизирует бесконечность материального мира. Сущность Бога, по мнению мыслителя - шарообразна, так Ксенофан хотел показать вместимость мира Богом.

Онтология. Движение и развитие понимается как возникновение и гибель мира, понимая как внутреннюю целостность . Развитие не приносит ничего нового в существование мира. Универсальное подлинное бытие - это вечное неизменное бытие.

Гносеология. Ксенофан отрицал чувственное познание. Он считал, что чувства не могут познать объективного мира, не могут дать истинного познания. Чувства ведут к видимости. Здесь проявляется скептицизм к чувственному познанию. Следовательно, основным Ксенофан считал рациональное освоение мира.

Парменид из Элеи (540-470 до н.э.)

Парменид считается основным философом метафизики.

Онтология. Из действительности Парменид полностью исключил движение. По мнению Парменида сущее должно быть неподвижным. Сущее является накоплением неподвижного (неподвижной материи), такое сущее есть всюду и везде. Т.е. другими словами, в основе мира лежит неподвижная неуничтожимая материя. Такое сущее представляет собой непреходящее единое целое. Оно устойчиво и неизменно. При этом важной идеей Парменида является вопрос о неуничтожимости материи. У подлинного сущего бытия, которое соткано из материи, нет движения. Сущее есть всюду, в любой точке пространства, поэтому оно не может двигаться, потому что если бы это единое материальное сущее двигалось, то в каком-то месте его не было, но такого бытия не может, потому что оно есть везде.

Таким образом, можно выразить следующим образом основной тезис Парменида: сущее есть везде - оно недвижимо и неизменно, а не-сущее, т.е. не-бытие не существует. Поскольку сущее состоит из материи, а материя везде - значит, везде и бытие, не-бытие - это пустота, значит не-бытия нет.

Мир представляется Пармениду как единое недвижимое шарообразное бытие.

Гносеология. Истина -это продукт рационального освоения действительности. Мнение - есть продукт чувственного познания человека. При этом мнение человека на основе чувственного опыта может быть неверным. Следовательно, Парменид впервые обратил внимание на то, что бытие может искажаться человеческим познанием. Истина есть продукт рационального познания и освоения действительности. Мнение - результат чувственного познания. Истину нельзя познать чувствами.

С момента возникновения учений Парменида и Гераклита стала вестись полемика между диалектикой и метафизикой. Более зрелые философские метафизические концепции уже не отрицали движение, развитие и изменение, но объяснение развития было достаточно упрощенным и примитивным, как мы увидим далее.

Зенон (460 г до н.э.)

Основной проблематикой в философии Зенона стала проблема движения.

Онтология: Зенон был последователем учения Парменида. Зенон считал, что в основе мира лежит материальная субстанция. Эта субстанция недвижима и неизменна. Зенон, также как и Парменид, постулировал отсутствие изменения мира.

Отдельное внимание Зенон уделял движению. По мнению Зенона, движение невозможно, потому что заключает в себе противоречие. Противоречие может быть в мыслях человека, но на практике в реальном объективном мире этого быть не может. Зенон является основателем доказательств "от противного" и основателем субъективной диалектики . Такие противоречия движения можно было, по мнению Зенона, выявить только разумом. Зенон вывел определенную тактику ведения спора, чтобы последовательно привести оппонента к тому, что его мнение ложно и противоречиво. Метод доказательства от противного состоит в том, чтобы мнение противника подвести к противоположному мнению и тогда мнение оппонента окажется истинным. Далее эти приемы будут развиваться в философии Сократа и софистов.

Зенон придумал апории (затруднительная проблема, решение которой приводит к противоречиям), цель которых было выявить противоречие в движении.

Проанализируем апории противоречия множественности.

Мнение: бытие множественно, есть множество вещей, количество которых ограничено.

Противоположное мнение: если существует множество вещей, то их должно быть бесконечно много, так как между двумя вещами можно поставить еще одну, и этому нет предела.

Противоречие: бытие множественно, количество вещей в нем ограничено и не ограничено.

Мнение:сущее множественно настолько, что должно быть бесконечно малым.

Противоположное мнение: сущее формирует огромные предметы, значит, оно должно быть абсолютно большим.

Противоречие: сущее множественно и бесконечно мало и бесконечно большое.

Вывод: так как мы натыкаемся на противоречие при анализе множественности сущего, то сущее не множественно, но едино.

На стадии своего зарождения философия имела связь с мифологическим сознанием. Мудрость была связана с мифом – это выражалось в умении мудрецов предсказывать и предвидеть. Они решали проблему начала – с чего все начиналось – и это тоже роднит философию с мифом.

Античная философия делится на 4 периода: 1) зарождение и формирование (6 в. до н.э.), 2) зрелость и расцвет (5-4 вв. до н.э.), 3) закат – философия эпохи эллинизма и латинская философия периода Римской республики (3-1 вв. до н.э.), 4) период упадка и гибели в эпоху Римской империи (1-5 вв.).

Античная философия зародилась в Ионии и была представлена Милетской школой – первой философской школы Эллады – и Гераклитом. Ионийская философия – в ней еще нет деления на материализм и идеализм, в ней наличествуют многие образы мифологии.

Основателем Милетской школы считается Фалес, первый математик, астроном и физик в Ионии. Жил в конце 7 – первой половине 6 в. до н.э.

Милетская школа началом всех вещей считала начала в виде материи – то, из чего состоят все вещи, возникают и во что уходят, причем основное пребывает, а по свойством меняется, поэтому ничто не возникает и не погибает, поскольку основная природа всегда сохраняется.

Апейрон материален, но трудноопределим. Аристотель считал, что Анаксимандр пришел к апейрону потому, что выбор между разными стихиями привел тому, что другие стихии станут конечными, и он предпочел бесконечность. Кроме того, он лежит в основе всего, поэтому не может быть конечен и не должен иссякнуть. Кроме того, тогда полагали, что стихии способны превращаться друг в друга, а значит, их должно что-то объединять, а это и есть апейрон. Вечный и внутренне безграничный, находящийся в вечном движении.

Диалектика Анаксимандра выразилась в учении о вечности движения апейрона, о выделении противоположностей из него, об образовании четырех стихий из противоположностей. Космогония – в учении о происхождении живого из неживого, человека от животных, в общей идее об эволюции природы.

Анаксимен – ученик и последователь Анаксимандра. Он был астрономом и метеорологом. Анаксимен находил первоначало всего сущего в воздухе. Он называл его беспредельным, апейрос. Воздухнаходится в непрестанномдвижении, дажеземля – этоуплотненныйвоздух.Все формы природы возникают через разрежение и сгущение воздуха. Разрежаясь, воздух становится сначала огнем, потом эфиром, а сгущаясь – ветром, облаками, водой, землей и камнем.

Первые милетские философы, Фалес и Анаксимандр, мало говорили о душе и сознании. Фалес говорил о самодвижении души. Магнит имеет душу, потому что притягивает железо. Анаксимен видел в воздухе начало и тела, и души.

Гераклит из Эфеса (7-6 вв. до н.э.) видел начало всего сущего в огне, вечном и божественном.

Из огня возникает море, море образует – семя, из которого возникают земля и небо.

Души тоже вовлечены в круговорот. Светлые испарения становятся огнем и уходят в небеса, темные становятся осадками. Диалектичный взгляд. При этом у Гераклита есть понятие логоса – разумного закона, определяющего внутреннюю гармонию вещей, мироздание, задающего космосу возгорание и угасание. Космос у Гераклита не вечен, может сгорать. Мировой пожар будет мировым судом.

Позднее появляется школа элеатов, в Элее, главные представители которой – Ксенофан, Парменид, Зенон и Мелисс. Новый шаг в развитии категорий древнегреческой философии, в том числе субстанции. Они поставили впервые вопрос о соотношении бытия и мышления.

Основой философии элеатов стало учение Парменида. Он учил о неизменности бытия, о том, что все неизменно в сущности своей. Во всех превращениях сущность начала не изменяется, хотя форма меняется относительно своей идеальной метафизической сущности. Истинное сущее бытие неподвижно. Есть истина, а есть мнение. Путь мнения – обманчивый мир явлений.

Философия Парменида породила много ответвлений. Он выдвигает еще один тезис – тождество бытия и мышления. Истинно сущее включает то, что можно назвать мышлением, суть которого – совокупность мнений. С одной стороны, идея о неком безусловном начале, с другой торосны – человеческое мышление причастно, поскольку способно постичь умом это безусловное начало. Мир человеческого сознания расказывается на обыденный и возвышенный.

Ученик Парменида – Зенон из Элеи. Зенон считал, что бытие неподвижно и рассуждал против движения. Ему принадлежат апории. Первая апория: движение не может начаться, потому что движущийся предмет должен дойти до половины пути, прежде чем дойдет до конца, но чтобы попасть до половины, он должен дойти до половины половины, и так до бесконечности.

Во второй апории: Ахиллес (быстрое) не достигнет черепаху (медленное), ведь когда он придет в ту точку, которую занимала она, когда началось движение обоих в одну сторону, медленное отойдет от своего старта на такую часть первоначального расстояния между ними, на сколько скорость медленного меньше скорости быстрого.

Смысл обеих апорий в том, что если пространство бесконечно делимо, то движение не может ни начаться, ни кончиться.

Смысл третьей в том, что движение невозможно и при допущении прерывности пространства. Летящая стрела покоится, поскольку движущийся предмет всегда занимает равное себе место, то есть покоится в нем каждый момент.

Апории Зенона вызвали много вопросов. Появился синтез учений – все, что существует, это множество неделимых, но определенных телец. Все существует по отдельности, но дает существующие вещи.

Появляется идея атома у Демокрита. Все состоит из атомов, которые отличаются по форме и величине, но все неизменны и находятся в непрерывном движении, сталкиваясь друг с другом. Движутся по природе (в этом сохраняется идея абсолютного, но соединяется два мира – мир истинно сущного и мир, в котором мы живем).

Демокрит одним из первых выдвинул идею первичных и вторичных качеств. Процесс чувственного познания объясняет так: частички тел попадают в органы чувств и вызывают у нас образы. Летучие образы состоят из атомов. Получается, что качества и объективная характеристика атомов не совпадают. У атомов есть величина, форма, а также они обладают способностью образовать нечто целое (но в органах чувств вызывают образы цвета, вкуса и т.д.).

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА - философская школа, основанная Фалесом в Милете, греческой колонии в Малой Азии (1-я пол. VI в. до н.э.). Представители — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Философы Милетской школы стояли у истоков греческой науки: астрономии, географии, математики, метеорологии, физики. Представления о космогонии, космологии, теологии и физике, прежде в абстрактно-символическом виде распространённые по мифологии и традиции, милетцы перевели в плоскость научного интереса, сформировав группу неотвлечённых образов. Ввели первую научную терминологию, впервые стали писать свои сочинения прозой.

С утратой Милетом (начало V в. до н. э.) политической самостоятельности, отнятой персами-ахеменидами, прекращается цветущий период жизни Милета и замирает развитие здесь философии. Однако в других городах Греции учения милетцев не только продолжали оказывать действие, но нашли продолжателей. Таковы были Гиппон из Самоса, примыкавший к учению Фалеса, а также прославившийся Диоген из Аполлонии, выводивший вслед за Анаксименом всё из воздуха и развивший идею множественности самих изменений. Милетская школа оказала большое влияние на дальнейшее развитие материалистической мысли Древней Греции.

Элеатская школа — была основана в городе Элее, в Великой Греции, Ксенофаном, жившим в конце VI и начале V в. до н.э. Город Элеа основан фокейскими (в Малой Азии) выходцами, бежавшими от персидского господства, и долго процветал благодаря мудрым законам, данным ему Парменидом, учеником Ксенофана. Известен рассказ о том, как Зенон, ученик Парменида, будучи обвинен в стремлении к ниспровержению государственного порядка, установленного Неархом (тираном, захватившим власть), откусил себе язык, дабы не назвать под влиянием пыток своих сообщников.

Известное противостояние учений Гераклита из Эфеса и Парменида и Зенона из Элеи. Обе стороны согласны в том, что внешние чувства не способны сами по себе давать истинное знание, истина достигается размышлением. Уже здесь мы видим, что к V в. до н. э. понимание греческими философами недостаточности оперирования уровнем событий приобрело характер философской идеи-веры, очень многое свидетельствовало в ее пользу.

ГЕРАКЛИТ считает, что миром правит логос. Содержательные аспекты логоса Гераклит умел интерпретировать лишь как связь событий, т.е. исключительно фактуально. Конкретно он имел в виду, что все в мире состоит из противоположностей, противоборствующего, все происходит через распрю, борьбу. Вследствие этого все изменяется, течет; образно говоря, нельзя дважды войти в одну и ту же реку. В борьбе противоположностей обнаруживается их внутреннее тождество. Например, "жизнь одних есть смерть других", да и вообще - жизнь есть смерть. Поскольку все взаимосвязано, то всякое свойство относительно: "ослы солому предпочли бы золоту". Гераклит еще чрезмерно доверяет миру событий: он наивно подмечает важнейшие свойства мира событий - их взаимодействие, связность, относительность; но еще не умеет анализировать мир событий с позиций, характерных для ученого, т. е. с доказательствами, понятиями. Мир для Гераклита есть огонь, а огонь - это образ вечного движения и изменения.

Элеаты. Гераклитовская философия тождества противоположностей и противоречий резко критиковалась элеатами. Так, Парменид считал тех людей, у кого "быть" и "не быть" считается одним и тем же и не одним и тем же и для всего имеется обратный путь (это явный намек на Гераклита), "двухголовыми". Парменид, равно как и его ученик Зенон, подобно современным ученым анализируют мир событий и отсюда делают выводы, какими бы "сумасшедшими" они ни являлись. Особое внимание элеаты уделяли проблеме множественности, в этой связи они придумали ряд парадоксов (апорий), которые и поныне вызывают у философов, физиков и математиков головную боль. Парадокс - это неожиданное высказывание, апория - это затруднение, недоумение, трудноразрешимая задача. По мнению элеатов, вопреки чувственным впечатлениям нельзя помыслить множественность. Если вещи могут быть бесконечно малыми, то их сумма никак не даст нечто конечное, конечную вещь. Если же вещи конечны, то между конечными двумя вещами всегда есть третья вещь; мы опять приходим к противоречию, ибо конечная вещь состоит из бесконечного числа конечных вещей, что невозможно.

Невозможна не только множественность, но и движение. В аргументе "дихотомия" (разделение на два) доказывается: для того чтобы пройти определенный путь, надо сначала пройти его половину, а чтобы ее пройти, надо пройти четверть пути, и далее - одну восьмую пути, и так до бесконечности. Получается, что невозможно из данной точки попасть в ближайшую к ней, ибо ее фактически нет. Как утверждает современная математика, в континууме между двумя данными точками всегда найдется другая точка. А это значит, что невозможно попасть уже в первую, соседнюю точку.

Если движение невозможно, то быстроногий Ахилл не может догнать черепаху и придется признать, что летящая стрела не летит. В таком случае отсюда, как говорится, "с железной необходимостью" следует, что бытие единственно, целокупно (не имеет частей), не изменяется, неподвижно, все существующее есть одно и то же бытие.

Рассматриваемые апории дошли до нас в изложении Зенона, поэтому их называют апориями Зенона. Апории Зенона опровергали много раз, указывая просто на факты: А догнал В, С летит и т.д. Однако такие "опровержения" аргументации великих философов не многого стоят. Элеаты ведь ставят вопрос действительно по-научному: если есть движение, то его надо осмыслить. Конечно, из непонимания движения и множественности не следует, что их нет вообще. Но и гордиться особенно нечем, если вы не способны понять с научных позиций вроде бы довольно очевидные вещи, механическое движение, всякого рода изменения. Гераклит потому и раздражал элеатов, что он не давал непротиворечивого объяснения факту изменения. Отметим, что современные ученые вновь и вновь обращаются к апориям Зенона, находя в них новые импульсы для развития научной мысли. При этом, разумеется, они модифицируют логику рассуждений элеатов. Давно стало ясно: для понимания апорий элеатов надо обратиться к самым развитым философским, математическим и физическим теориям.

Итак, Гераклита интересует прежде всего изменение и движение, их истоки, причины, которые он усматривает в борьбе противоположностей. Элеаты в первую очередь обеспокоены тем, как понять, как интерпретировать то, что все считают изменением и движением. Согласно размышлениям элеатов, отсутствие непротиворечивого объяснения природы движения ставит под сомнение его реальность. Разумеется, элеаты не доказали, что нет движения, они показали современникам, что те едва ли понимают содержание движения. Сами элеаты в понимании движения были на подлинной вершине существовавших в их эпоху воззрений. Увы, элеатам не суждено было, ибо это невозможно в принципе, разорвать путы исторической ограниченности.

АТОМИЗМ — натурфилософская и физическая теория, согласно которой чувственно воспринимаемые (материальные) вещи состоят из химически неделимых частиц — атомов. Возникла в древнегреческой философии. Дальнейшее развитие получила в философии и науке Средних веков и Нового времени.

ЛЕВКИПП из Элеи или из Милета (предпол. 500—440 до н.э.) — древнегреческий философ-материалист. Известно лишь, что он был современником Парменида, Эмпедокла, Анаксагора, философские воззрения которых представлены в данном издании приведенными выше отрывками, и учителем Демокрита. Известно также, что Левкипп слушал Зенона Элейского, но не стал последователем философии элеатов. Продолжая материалистическую традицию ионийских философов (прежде всего милетской школы и Гераклита), он впервые выдвинул атомистическое учение.

ДЕМОКРИТ (ок. 460 — ок. 370 до н.э.) из Абдер (ныне г.Адра) — величайший древнегреческий материалист, всесторонне разработавший атомистическую философию. Слушал философов элейской школы и пифагорейцев, но решающее влияние на него оказал Левкипп. Согласно некоторым античным источникам, Демокрит много научных сведений почерпнул во время своего посещения Египта и Вавилонии, а также Ирана, Индии и Эфиопии. Демокрит слушал в Афинах пифагорейца Филолая и Сократа, был знаком с Анаксагором. В конце жизни дружил с великим древнегреческим врачом и натурфилософом Гиппократом.

Атомизм основали два человека - Левкипп и Демокрит. Левкипп (440 г. до н.э.) происходил из Милета. Он находился под большим влиянием Парменида и Зенона. О нем так мало известно, что Эпикур вообще отрицал его существование.

Точка зрения Л. и Д. была похожа на точку зрения современной науки. Они полагали, что все состоит из атомов, не делимых физически, но не геометрически. Между атомами имеется пустое пространство, что они неразрушимы, что они находятся в движении и существует их бесконечное количество. Атомы отличаются друг от друга теплотой, формой и размером и всегда находятся в движении. Сферические атомы, из которых состоит огонь - самые горячие.

Атомисты считали, что все происходит в соответствии с естественными законами. Л. и Д. не давали объяснения первоначальному движению атома. Атомисты пытались объяснить мир не прибегая к понятию цели или конечной причины. Они не стали пытаться рассматривать теологический вопрос, а сразу перешли к объяснению механических причин развития мира: одно событие вызавается другим, другое третьим. Если попытаться объяснить причину развития целого, то снова встает вопрос о Творце, но сам Творец не имеет причины. Атомисты пришли к тому, что оставили вопрос о первоначальном движении атома необъяснимым.

Вещь может двигаться только в пустом пространстве, но тогда получается что в заполненном пространстве нет пустых мест и движение не может возникнуть в нем. Возникает новая идея о существовании Материи и Пространства, а между ними - различие.

Демокрит считал, что каждый атом непроницаем и неделим, потому что он не содержит пустоты. Каждый атом внутренне не изменен и представляет собой фактически единое. В зависимости от того какие существуют формы сцепления атома, существуют различные формы вещей.

Жизнь возникла из первобытной слизи. В живом теле повсюду имеется некоторое количество огня.

Мысль - это движение. Восприятие и мышление - физические процессы. Восприятие бывает двух видов: чувственное и рассудочное. Теплота, вкус, цвет не присущи объектам, а обязаны своим существованиям нашим органам чувств, а тяжесть, твердость и плотность присущи самим объектам.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА. ШКОЛА ПИФАГОРА. ГЕРАКЛИТ И ЭЛЕАТЫ. АТОМИСТЫ. ЛЕВКИНН И ДЕМОКРИТ.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.