Международная правовая ответственность шпоры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 19:16, шпаргалка

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Международное право"

шпаргалка по межд. праву.docx

37. Понятие, основания и субъекты международно- правовой ответственности. Кодификация. Роль комиссии междунар. права (КМП). ООН в развитии института.

В обеспечении исполнения норм международного права важную роль играет институт ответственности. Ответственность в международном праве представляет собой оценку международного правонарушения и субъекта, его совершившего, со стороны мирового сообщества и характеризуется применением определенных мер к правонарушителю. Содержание правоотношения международно-правовой ответственности заключается в осуждении правонарушителя и в обязанности правонарушителя понести неблагоприятные последствия правонарушения.

Основаниями международной ответственности являются предусмотренные международно-правовыми нормами объективные и субъективные признаки. Различают юридические, фактические и процессуальные основания международно-правовой ответственности.

Под юридическими основаниями понимают международно-правовые обязательства субъектов международного права, в соответствии с которыми то или иное деяние объявляется международным правонарушением. Иными словами, при международном правонарушении нарушается не сама международно-правовая норма, а обязательства субъектов соблюдать международное правило поведения. Поэтому перечень источников юридических оснований ответственности шире, чем круг источников международного права.

Юридическими основаниями ответственности являются: договор, обычай, решения международных судов и арбитражей, резолюции международных организаций (например, ст. 24 и 25 Устава ООН устанавливают юридическую обязательность для всех членов ООН решений Совета Безопасности ООН), а также односторонние международно-правовые обязательства государств, устанавливающие юридически обязательные правила поведения для данного государства (в форме деклараций, заявлений, нот, выступлений должностных лиц и т.п.).

Фактическим основанием ответственности является международное правонарушение, т.е. деяние субъекта международного права, выражающееся в действиях (бездействии) его органов или должностных лиц, нарушающее международно-правовые обязательства.

Процессуальные основания ответственности представляют собой процедуру рассмотрения дел о правонарушениях и привлечения к ответственности. В одних случаях эта процедура детально зафиксирована в международно-правовых актах, в других — ее выбор оставлен на усмотрение органов, применяющих меры ответственности.

38. Международные правонарушения: понятия, виды, состав.

в качестве международного правонарушения рассматривается деяние субъекта международных правоотношений, в котором имеются признаки (элементы) состава международного правонарушения. Международное правонарушение характеризуют следующие основные признаки: международная общественная опасность, противоправность, причинно-следственная связь, наказуемость. В международном праве выделяют два вида правонарушений: простые правонарушения (деликты) и международные правонарушения. Также выделяют в особую категорию преступления против мира и безопасности человечества. Среди тягчайших международных преступлений выделяются: военные преступления и преступления против человечности, геноцид, расизм и расовая дискриминация, апартеид, применение ядерного оружия, колониализм. Деяния, которые не образуют состава международного преступления, называются международными деликтами.

Объект международного правонарушения — это то, на что посягает международное правонарушение ( всеобщий мир, международная безопасность, добрососедские отношения между государствами, право народов и наций на самоопределение, законы и обычаи войны, права и свободы человека).

Объективная сторона международного правонарушения проявляется в виде деяния субъекта международных отношений, нарушающего международно-правовые обязательства и влекущего международно-правовую ответственность.(действие, бездействие).

Субъектами международных правонарушений в зависимости от их вида могут быть как государства, иные субъекты международного права, так и предприятия, организации и отдельные индивиды, совершившие международно-противоправные деяния.

Субъективная сторона — отношение правонарушителя к совершенному им деянию и его последствиям. Субъективная сторона может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности.

Кроме того, некоторые составы международных правонарушений сконструированы таким образом, что субъективная сторона как обязательный элемент состава правонарушения в них не зафиксирована. (ядерными объектами, воздушными судами, космическими объектами и т.д.)

39. Контрмеры и санкции в международном праве и условия их применения

Санкции (контрмеры). Это ответные принудительные меры, призванные обеспечивать привлечение нарушителя к ответственности (ст. 47). Контрмеры не являются особой формой ответственности, они есть специальные меры обеспечения ее реализации в конкретной форме. Их отличие от ответственности состоит в следующем: ответственность есть действия нарушителя, контрмеры — действия потерпевшего государства либо международной организации; ответственность — обязанность нарушителя, контрмеры — право потерпевшего, последний может и не применять их; ответственность — волевое действие нарушителя, тогда как контрмеры применяются вопреки его воле.

Проект предусматривает условия применения контрмер:

потерпевшее государство должно прежде прибегнуть к переговорам, хотя может принять и временные меры защиты для обеспечения своих прав; оно также должно соблюдать процедуру урегулирования споров, изложенную в третьей части проекта;

контрмеры должны быть соразмерны со степенью тяжести правонарушения; в качестве контрмер не могут использоваться угроза силой и ее применение, крайне экономическое и политическое принуждение (которое могло бы поставить под угрозу территориальную целостность или политическую независимость), нарушение неприкосновенности дипломатических и консульских агентов и представительств, ущемление основных прав человека, любое нарушение jus cogens.

Практика позволяет выделить два вида контрмер (санкций): индивидуальные ( самопомощь) и коллективные (в рамках международных организаций). Каждый вид имеет несколько форм: индивидуальные — реторсии, репрессалии, непризнание, разрыв отношений, самооборона; коллективные — отказ в членстве организации, приостановление прав члена организации, исключение из международного общения, коллективные вооруженные меры.

40. Ответственность субъектов в международном праве. Обстоятельства, исключающие ответственность.

Международно-правовая ответственность — обязанность субъекта международного права ликвидировать вред, причинённый им другому субъекту международного права в результате нарушения международно-правового обязательства, или обязанность возместить материальный ущерб , причиненный в результате действий, не нарушающих нормы международного права , если такое возмещение предусматривается специальным международным договором (абсолютная ответственность).

Обстоятельства, исключающие противоправность, – это ситуации, при которых деяния, квалифицируемые при нормальных условиях как правонарушения, признаются правомерными и не влекут наступления ответственности. Комиссия международного права ООН выделила следующие обстоятельства:

Согласие – это данное одним государством другому государству разрешение на отступление от международного обязательства. Согласие должно быть юридически действительным.

Контрмеры – это действия одного государства, вызванные международно- противоправным поведением другого государства. Контрмеры в принципе также могут нарушать международные обязательства. Но именно их ответный характер в отношении государства-нарушителя исключает ответственность за них.

Форс-мажор – это деяние, вызванное непреодолимой силой или непредвиденным событием.

Бедствие – это ситуации, когда представители государства под воздействием сил природы или в случае аварии вынуждены не соблюдать международные обязательства, не имея возможности спасти свою жизнь или жизнь вверенных лиц.

Состояние необходимости – это противоправное деяние, которое являлось единственным средством защиты существенного интереса государства от тяжкой и неминуемой угрозы и не нанесло серьезного ущерба другому государству.

Самооборона – ответные вооруженные действия государства, предпринимаемые им для восстановления своей политической независимости, территориальной целостности и неприкосновенности, нарушенных вооруженным нападением другого государства.

41. Понятие, юридическая природа и система мирных средств разрешения международных споров.

В соответствии с нормами международного права все государства обязаны решать возникающие между ними разногласия мирными средствами, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность.

Институт мирных средств разрешения международных споров — межотраслевой. Его нормы содержатся и в праве международной безопасности, и в праве международных организаций, в ряде других отраслей международного права. Основными источниками данного института являются: Конвенция о мирном решении международных столкновений 1907 г., Пересмотренный общий акт о мирном разрешении международных споров 1928 г. (в ред. 1949 г.), Устав ООН, уставы региональных организаций, Декларация о принципах международного права 1970 г., Заключительный акт СБСЕ 1975 г., Итоговый документ Венской встречи 1989 г. и другие документы СБСЕ, а также обычаи.

Различают два основных вида международных разногласий: спор и ситуацию.

Спор — это совокупность взаимных притязаний субъектов международного права по неурегулированным вопросам, касающимся их прав и интересов, толкования международных договоров.

Под ситуацией понимается совокупность обстоятельств субъективного характера, вызвавших трения между субъектами вне связи с конкретным предметом спора. Таким образом, при ситуации состояния спора еще нет, но имеются предпосылки для его возникновения; ситуация — это состояние потенциального спора.

В соответствии со ст. 33 Устава ООН стороны, участвующие в споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны прежде всего стараться разрешить его посредством переговоров, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иным мирным средствам по своему выбору.

42. международный суд оон состав юрисдикция процедура рассмотрения дел

Международный суд ООН – главный судебный орган ООН, созданный в 1945 г. Международный суд ООН осуществляет свою деятельность на основе Статута Международного суда, а также Регламента суда.

Основная цель Международного суда ООН – проводить мирными средствами в согласии с принципами справедливости и международного права улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, способных привести к нарушению мира.

Функциями Международного суда ООН являются: рассмотрение и разрешение споров, переданных государствами, принятие консультативных заключений по юридическим вопросам.

Международный суд ООН находится в Нидерландах, в городе Гаага. Международный суд ООН состоит из 15 судей, которые избираются на девять лет, возможно их переизбрание. Членами Суда являются индивиды – судьи, избираемые из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права.

Члены Суда избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности ООН. Выборы проводятся одновременно и независимо друг от друга. Для избрания необходимо в обоих органах получить абсолютное большинство голосов. Председатель Суда избирается сроком на три года с возможным переизбранием. При выполнении судебных обязанностей члены Суда обладают дипломатическими привилегиями и иммунитетом. Суд является постоянно действующим органом и заседает в полном составе. Для рассмотрения определенной категории дел могут образовываться камеры судей в составе трех или более судей. Официальный язык Суда: французский или английский.

1.Политическая ответственность
2.Сатисфакция
3.Реторсия
4.Ресторация
5.Коллективные санкции

Существуют два вида международно-правовой ответственности государств – политическая и материальная.

Политическая ответственность, как правило, сопровождается применением принудительных мер в отношении государства-право- нарушителя и сочетается с материальной ответственностью. Наиболее распространенными формами политической ответственности являются сатисфакция, реторсия, ресторация, репрессалия, коллективные санкции, ограничение суверенитета и декларативные решения.

Сатисфакция (удовлетворение) – это предоставление государством-нарушителем удовлетворения пострадавшему государству за ущерб, причиненный его чести и достоинству. Сатисфакция

может быть выражена в виде официального принесения извинения, выражения сожаления или сочувствия, заверения в том, что подобные неправомерные акции не будут иметь места в будущем, оказания почестей флагу потерпевшего государства или исполнения его гимна в соответствующей торжественной обстановке и т. д.

Реторсия – это принудительные действия одного государства, направленные против другого государства, нарушившего интересы первого. Реторсия может быть только ответом одного государства на определенные недружественные действия другого государства с целью восстановления нарушенных прав. К реторсиям относятся: отзыв посла из государства, совершившего недружественный акт; выдворение из страны дипломатов первого государства; запрещение въезда в страну или отмена визитов делегаций, в том числе главы государства и т. д.

Ресторация – это восстановление правонарушителем прежнего состояния и несение им всех неблагоприятных последствий этого. К ресторациям относится восстановление государством-правонарушителем качества и чистоты воды, загрязненной по его вине.

Репрессалии (невооруженные) – это ответные правомерные принудительные действия одного государства, являющегося пострадавшей стороной, против другого государства. Репрессалии применяются в ответ на неправомерные действия другого государства с целью восстановления нарушенного права. Они должны быть соразмерными причиненному ущербу и тому принуждению, которое необходимо для получения удовлетворения. Репрессалии могут выражаться в приостановлении дипломатических отношений, введении эмбарго (запрещения) на ввоз товаров или сырья с территории государства-нарушителя и др.

Коллективные санкции – это действия, предпринимаемые субъектами международного права только на основании решения Совета Безопасности ООН в отношении государств, деяния кото- рых представляют угрозу миру или нарушение мира. Такие санкции могут выражаться в полном или частичном приостановлении экономических отношений, использовании вооруженных сил, разрыве дипломатических отношений, временном ограничении суверенитета.

Ограничение суверенитета государства выступает в различных формах:

  • лишение части территории;
  • установка режима послевоенной оккупации;
  • ликвидация и признание преступными государственных институтов;
  • отмена действия нормативных актов;
  • привлечение к уголовной ответственности высших должностных лиц и т. д.

Декларативные постановления выражаются в форме решения международного органа или организации, признающих какое-либо деяние международным правонарушением.

Материальная ответственность наступает в случае нарушения государством своих международных обязательств, связанных с причинением материального ущерба. Она может быть выражена в форме репарации, реституции и субституции.

Репарации представляют собой возмещение материального ущерба в денежном выражении, товарами, услугами. Объем и вид репараций определяются в зависимости от содержания международных договоров. Сумма репараций обычно значительно меньше объема ущерба, причиненного войной.

Реституции – это возврат в натуре имущества, неправомерно изъятого и вывезенного воюющим государством с территории противника.

Субституция – разновидность реституции. Она представляет собой замену неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества, зданий, транспортных средств, художественных ценностей, личного имущества и т. п.

Особой формой политической ответственности государств является приостановление прав и привилегий, вытекающих из членства в международной организации (лишение права голоса, права на представительства в главных органах, права на получение помощи и обслуживание и др.), и как крайняя мера – исключение из международной организации.

Всякое противоправное деяние государства влечет международную ответственность этого государства. Однако в действительности могут иметь место обстоятельства, которые препятствуют на данном этапе выполнению государством своих обязательств, в том числе выполнению их в срок. Эти обстоятельства могут исключить международно-правовую ответственность государств. Наряду с такими обстоятельствами могут существовать и обстоятельства, смягчающие ответственность государства за невыполнение своих обязательств.

Комиссия международного права ООН при подготовке Проекта статей об ответственности государств разработала в 1980 г. статьи об обстоятельствах, исключающих ответственность государств. Эта от- ветственность исключается, по ее мнению, при следующих определенных условиях:

1. В случае достижения государствами взаимного согласия относительно действий, которые противоречат ранее принятым ими обязательствам или соответствующим нормам международного права. Исключение ответственности государства в данном случае наступает при наличии следующих условий: согласие государства должно быть международно-правомерным; согласие должно быть яс- но выраженным (а не подразумеваемым); согласие должно предшествовать совершению действий. Согласие может быть использовано в качестве обстоятельства, исключающего противоправность деяния, только в тех пределах, которые имеет в виду государство, дающее та- кое согласие (речь идет о сфере действия и сроках). Однако согласие не может быть дано на совершение действий, противоречащих императивным нормам международного права (например, согласие на ис- пользование территории для совершения агрессии в отношении третьего государства).

2. В случае, если действия государства вызваны противоправными действиями другого государства и являются правомерными с точки зрения международного права мерами в отношении государства- правонарушителя или, иными словами, когда имеется вина самой по- терпевшей стороны. Такие меры могут быть применены также по поручению или уполномочию компетентной международной организацией (например, ООН – соответствующей региональной организацией).

3. Если деятельность государства была вызвана непреодолимой силой или неподдающимися контролю непредвиденными внешними событиями. Причем предполагается, что оба указанных события не позволили государству действовать в соответствии с ранее принятыми на себя обязательствами или понять, что его поведение не соответствует этому обязательству. В частности, речь может идти о ситуациях, вы- званных явлениями природы (наводнение, землетрясение, эпидемия

4. Если субъект поведения, представляющий данное государство, в ситуации крайнего бедствия не имел иной возможности спасти жизни или жизнь вверенных ему людей. Государство несет ответственность, если оно само содействовало возникновению ситуации крайнего бедствия или если поведение, о котором идет речь, могло вызвать более тяжкое бедствие. Например, подводная лодка с ядерной силовой установкой, потерпевшая серьезную аварию, может вызвать ядерный взрыв в порту, в котором она пытается укрыться и произвести необходимый ремонт. В этом случае будет поставлена под угрозу жизнь гораздо большего числа людей и государство, чей флаг несет подводная лодка, не может освобождаться от ответственности.

5. Если государство было вынуждено нарушить принятые на себя обязательства при наличии крайней необходимости. Однако ссылка на крайнюю необходимость правомерна лишь при наличии ряда одновременно действующих условий, в частности, абсолютно исключительного характера ситуации, на который ссылается государство; неизбежности характера опасности, угрожающей жизненно важным интересам государства и его населения; невозможности устранить та- кую опасность другими средствами; непременно временного характера действия, ограниченного рамками периода опасности.

Государство не может ссылаться на состояние крайней необходимости еще по крайней мере в следующих двух случаях: – если международное обязательство, которому не соответствует деяние этого государства, установлено договором, в котором прямо или косвенно исключается возможность ссылки на состояние крайней необходимости в отношении этого обязательства; – если государство, о котором идет речь, само способствовало возникновению состояния крайней необходимости, которое не позволяло ему выполнить свои международные обязательства.

6.Если государство, наносящее ущерб другому государству вопреки действующим нормам международного права, действует в соответствии со ст. 51 Устава ООН в целях самообороны от агрессии, совершаемой этим другим государством.

Виды и формы международной ответственности. Санкции (контрмеры).

Различают два вида ответственности государств: материальная и нематериальная. Последнюю иногда называют политической ответ­ственностью, но, на мой взгляд, это неточно. Дело в том, что между­народно-правовая ответственность в силу специфики данной право­вой системы всегда выступает в политической форме. В то же время некоторые виды нематериальной ответственности (например, ресто­рация) выступают в виде конкретных материальных действий. Так что деление ответственности на материальную и нематериальную в достаточной степени условно и проводится больше в учебных целях.

Материальная ответственность выражается в форме реституций и репараций.

Реституция представляет собой возмещение правонарушителем причиненного материального ущерба в натуре (возвращение непра­вомерно захваченного имущества, транспортных средств и т.д.). Раз­новидностью реституции является субституция — замена неправо­мерно уничтоженного или поврежденного имущества аналогичным по стоимости и назначению.

Репарация — это возмещение материального ущерба, причинен­ного правонарушением, деньгами, товарами, услугами. Репарация осуществляется, когда восстановление прежнего положения в форме ресторации невозможно и преследует цель возмещения вреда.

Нематериальная ответственность выражается в форме рестора­ции, сатисфакции, ограничений суверенитета и декларативных ре­шений.

Ресторация представляет собой восстановление правонарушите­лем прежнего состояния и несение им всех неблагоприятных послед­ствий этого (например, освобождение незаконно занятой территории и несение связанных с этим имущественных расходов).

Сатисфакция предполагает удовлетворение правонарушителем нематериальных требований, заглаживание нематериального (мо­рального) ущерба. Это могут быть официальные выражения сожале­ния и сочувствия, оказание почестей флагу потерпевшего государст­ва, исполнение гимна государства в торжественной обстановке, при­несение извинений, официальное признание факта правонарушения и т.д. Сатисфакция, как правило, сопровождает действия, осущест­вляемые в порядке ресторации.

Ограничения суверенитета государства выступают в различных формах. Наиболее ярким примером этого вида ответственности могут служить меры, принятые в отношении фашистской Германии по окончании Второй мировой войны. Германия, в частности, лиши­лась значительной части своей территории, на оставшейся был уста­новлен режим послевоенной оккупации. Была произведена демили­таризация Германии, а ее вооруженные силы были распущены. Был ликвидирован ряд государственных институтов, а некоторые учреж­дения признаны преступными. Отменялось действие многих норма­тивных актов. И, наконец, привлекались к уголовной ответственности высшие должностные лица Германии, а также служащие преступных организаций и военные преступники.

Декларативные решения выражаются в форме решения междуна­родного органа (например, суда) или организации, признающих какое-либо деяние международным правонарушением.

Понятие международно-правовых санкций

Каждое государство имеет право охранять свои интересы всеми допустимыми правом средствами, в том числе мерами принудитель­ного характера. Одной из форм принуждения в международном праве являются международно-правовые санкции.

Исторически санкции первоначально применялись в порядке самопомощи. По мере усложнения системы международных отношений появилась потребность в более тесной интеграции государств. Создается система международных организаций, имеющих функци­ональную правосубъектность, поэтому их право на принуждение носит вторичный и специальный характер. Будучи элементом правосубъектности международной организации, право на принуждение означает возможность применять принудительные меры только в тех сферах межгосударственных отношений, которые относятся к компе­тенции организации и лишь в определенных уставом пределах.

Санкции — это принудительные меры как вооруженного, так и невооруженного характера, применяемые субъектами международ­ного права в установленной процессуальной форме в ответ на право­нарушение с целью его пресечения, восстановления нарушенных прав и обеспечения ответственности правонарушителя.

Санкции не могут иметь превентивного действия; их цель — за­щита и восстановление уже нарушенных прав субъектов междуна­родного права. Никакие ссылки на национальные интересы государ­ства в качестве оправдания применения санкций не допускаются.

Нужно отметить, что характер международно-правовых санкций могут носить лишь меры, применяемые только в ответ на правонару­шения. Ответные меры, являющиеся реакцией субъекта на недруже­ственный акт, пусть даже и совпадающие по форме с таковыми, санкциями не являются.

Соотношение ответственности и санкций в международном праве

Международно-правовые санкции (в отличие от большинства видов внутригосударственных санкций) не являются формой между­народной ответственности: категории международного права не всегда идентичны понятиям национального законодательства.

Санкции в международном праве отличаются от ответственности следующими чертами:

санкции — это всегда действия потерпевшего (потерпевших), применяемые к правонарушителю, в то время как ответственность может выступать в форме самоограничений правонарушителя;

санкции, как правило, применяются до реализации мер ответст­венности и являются предпосылкой ее возникновения. Целью сан­кций является прекращение международного правонарушения, вос­становление нарушенных прав и обеспечение осуществления ответ­ственности;

санкции применяются в процессуальном порядке, отличном от того, в каком осуществляется международно-правовая ответствен­ность;

санкции являются правом потерпевшего и выражаются в формах, свойственных этим правомочиям. Их применение не зависит от воли правонарушителя;

основанием применения санкций является отказ прекратить не­правомерные действия и выполнить законные требования потерпев­ших субъектов.

Таким образом, международно-правовые санкции — это дозво­ленные международным правом и осуществляемые в особом процес­суальном порядке принудительные меры, применяемые субъектами международного права для охраны международного правопорядка, когда правонарушитель отказывается прекратить правонарушение, восстановить права потерпевших и добровольно выполнить обяза­тельства, вытекающие из его ответственности.


  1. Международные правонарушения: понятие и классификация.

Международное правонарушение представляет собой сложное правовое явление. С юридической точки зрения в качестве междуна­родного правонарушения рассматривается деяние субъекта между­народных правоотношений, в котором имеются признаки (элементы) состава международного правонарушения. От того, как сконструиро­ван состав международного правонарушения, зависит, кто, за что и на основании каких международных норм будет привлечен к ответ­ственности.

Международное правонарушение характеризуют следующие ос­новные признаки: международная общественная опасность, проти­воправность, причинно-следственная связь, наказуемость.

Международная общественная опасность — это способность международного правонарушения причинять вред отношениям и объектам, охраняемым международным правом.

Противоправность правонарушения обусловлена наличием пра­вил поведения, зафиксированных в международно-правовых обяза­тельствах государств и других субъектов международного права, и выражается в нарушении этих обязательств и, следовательно, прав других субъектов.

Причинно-следственная связь выражается в том, что причиной нанесенного вреда является международное правонарушение. В тех случаях, когда изучение обстоятельств дела выявило иную причину возникновения вредных последствий, ответственность данного субъ­екта не наступает.

Наказуемость представляет собой правовое последствие право­нарушения. Признавая определенные деяния правонарушениями, субъекты международного права устанавливают возможность при­влечения правонарушителя к международно-правовой ответствен­ности.

В международном правонарушении, как и во внутригосударст­венном, можно выделить совокупность объективных и субъективных признаков, служащих основанием привлечения субъекта к ответст­венности и образующих состав международного правонарушения. В принципе, элементы состава международного правонарушения те же, что и во внутригосударственном праве, однако они не всегда идентичны принятым во внутреннем праве.

Объект международного правонарушения — это то, на что пося­гает международное правонарушение (сложившаяся система между­народных отношений, международный правопорядок, права и свобо­ды человека, а также иные посягательства на правопорядок, установ­ленные международными обязательствами),

Объективная сторона международного правонарушения прояв­ляется в виде деяния субъекта международных отношений, наруша­ющего международно-правовые обязательства и влекущего между­народно-правовую ответственность. Международно-противоправ­ное деяние может выражаться как в форме действия, так и в форме бездействия. Действие представляет собой активное поведение пра­вонарушителя. Бездействие выражается в невыполнении субъектом обязанности совершить какие-либо действия.

Субъектами международных правонарушений в зависимости от их вида могут быть как государства, иные субъекты международного права, так и предприятия, организации и отдельные индивиды, совер­шившие международно-противоправные деяния.

Различают три вида международных правонарушений: междуна­родные преступления, преступления международного характера, иные международные правонарушения (международные деликты).

Международное преступление — это деяние, нарушающее столь основополагающие, жизненно важные интересы мирового сообщест­ва, что оно рассматривается как преступление перед международным сообществом в целом. К международным преступлениям относятся агрессия, апартеид, геноцид, рабство, наемничество.

совершаются государствами, должностными лицами государств, использующими механизм государства в преступных целях, а также рядовыми исполнителями;

совершаются в непосредственной связи с государством;

посягают на международный мир и безопасность, угрожают осно­вам международного правопорядка;

влекут ответственность государства как субъекта международно­го права и персональную уголовную ответственность исполнителей.

Ответственность за международные преступления наступает в рамках международной, а в некоторых случаях национальной юрис­дикции.

Преступление международного характера — это деяние физичес­кого лица, посягающее на права и интересы двух или нескольких государств, международных организаций, физических и юридичес­ких лиц. К преступлениям международного характера относятся:

посягательства на лиц, пользующихся международной защитой; не­законный захват воздушных судов; подделка денежных знаков; захват заложников; незаконные операции с радиоактивными веществами и др.

Преступления международного характера:

затрагивают интересы двух или нескольких государств, юриди­ческих лиц и/или граждан;

совершаются отдельными физическими лицами вне связи с поли­тикой государства;

влекут персональную уголовную ответственность правонаруши­телей в рамках национальной юрисдикции.

К международным деликтам следует относить международные правонарушения, не вошедшие в две первые группы. К ним относятся: нарушение государством договорных обязательств, не имеющих основополагающего значения; невыполнение юридическими и физи­ческими лицами положений международных конвенций (например, Конвенции о международной купле-продаже товаров 1980 г.); невы­полнение решений международных судов и арбитражей; нарушение государствами своих односторонних международных обязательств и т.д.

Международные деликты, таким образом:

не носят характера преступлений и не имеют общественной опас­ности международных преступлений и преступлений международно­го характера;

могут совершаться любыми субъектами международных правоот­ношений, нарушающими положения международно-правовых норм;

влекут ответственность субъектов, которая может выражаться и в форме самоограничений, следующих в результате официального признания противоправности поведения субъекта.


  1. Органы внешних сношений государств. Внутригосударственные органы внешних сношений РФ.

Органы внешних сношений — это органы государства, по­средством которых осуществляются его связи с другими го­сударствами и иными субъектами международного права.

Право внешних сношений — это отрасль международного права, регулирующая отношения между государствами, а также между го­сударствами и другими субъектами международного права по поводу осуществления дипломатической деятельности.

Источниками права внешних сношений являются Венская кон­венция о дипломатических сношениях 1961 г., Венская конвенция о консульских сношениях, 1963 г., Венская конвенция о представитель­стве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г., другие международные документы как универсального, так и локального характера.

Группу органов общей компетенции (конституционных) образуют глава государства, высший представительный орган (парламент) и правительство. В Российской Федерации это:

Президент РФ, Федеральное Собрание , состоящее из двух па­лат — Государственной Думы и Совета Федерации, Правитель­ство РФ.

Президент Российской Федерации в соответствии с Кон­ституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, как глава государства представляет Российскую Федерацию внут­ри страны и в международных отношениях. Согласно ст. 86 Конституции РФ Президент: а) осуществляет руководство внеш­ней политикой Российской Федерации; б) ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; в) подписывает ра­тификационные грамоты; г) принимает верительные и отзыв­ные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических пред­ставителей. Он назначает и отзывает после консультаций с со­ответствующими комитетами или комиссиями палат Федераль­ного Собрания дипломатических представителей Российской федерации в иностранных государствах и международных ор­ганизациях.

Федеральное Собрание как представительный и законода­тельный орган Российской Федерации принимает законы, в том числе по вопросам международных отношений, ратификации и денонсации международных договоров РФ, статуса и защиты Государственной границы РФ, войны и мира. К ведению Совета Федерации относится решение вопроса о возможности исполь­зования Вооруженных Сил РФ за пределами ее территории.

Правительство Российской Федерации согласно Конститу­ции РФ и Федеральному конституционному закону "О Прави­тельстве Российской Федерации" осуществляет меры по обеспе­чению реализации внешней политики Российской Федерации.

От имени Правительства подготавливаются и заключаются международные договоры РФ, именуемые межправительствен­ными договорами. Председатель Правительства Российской Фе­дерации ведет переговоры и подписывает такие договоры. К ком­петенции Правительства относятся утверждение, принятие до­говоров по вопросам, относящимся к его ведению. Оно принимает меры, направленные на обеспечение выполнения международ­ных договоров. Правительство обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и междуна­родных организациях, осуществляет регулирование и государ­ственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международного научно-технического и культурного со­трудничества, защищает граждан РФ за пределами ее территории.

К специальным органам внешних сношений Российской Федерации относится ряд федеральных министерств и ведомств (Министерство иностранных дел РФ, Государственный тамо­женный комитет РФ, Федеральная пограничная служба РФ, некоторые другие органы в пределах их компетенции).

Основными задачами Министерства иностранных дел (МИД) в соответствии с Положением, утвержденным Прези­дентом РФ 14 марта 1995 г., являются: разработка общей стра­тегии внешней политики РФ и представление предложений Президенту; реализация внешнеполитического курса РФ; обес­печение дипломатических и консульских отношений с иностран­ными государствами, сношений с международными организа­циями; защита прав и интересов граждан и юридических лиц РФ за рубежом и т. д. МИД разрабатывает проекты междуна­родных договоров, ведет переговоры, осуществляет общее на­блюдение за выполнением договоров.

Зарубежные органы внешних сношений — это органы го­сударства, расположенные за его пределами и выполняющие функции защиты прав и интересов своего государства, граждан и юридических лиц.

Зарубежные органы подразделяются на постоянные (ди­пломатические представительства, консульские учреждения, торговые представительства, представительства при междуна­родных организациях) и временные (делегации государств на .сессиях международных организаций, на международных кон­ференциях, специальные миссии).

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.