Методы теоретического познания шпора

четверг, 10 марта 2011 г.

Что касается методов науки, то оснований их деления на группы может быть несколько.
Так, в зависимости от роли и места в процессе научного познания можно выделить методы формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, методы исследования и изложения и т. п. Выделяют также качественные и количественные методы, методы непосредственного и опосредованного познания, оригинальные и производные и т. д.
В современной науке достаточно успешно работает многоуровневая концепция методологического знания. В этом плане все методы научного познания по степени общности и сфере действия могут быть разделены на пять основных групп:

Общие научные подходы и методы исследований, получившие широкое развитие и применение в науке XX в. Они выступают в качестве своеобразной промежуточной методологии между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. К общенаучным чаще всего относятся такие понятия, как информация, модель, изоморфизм, структура, функция, система, элемент, оптимальность и т. д.

Частнонаучные методы, т. е. совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной отрасли науки, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и гуманитарных (социальных) наук.

Дисциплинарные методы, т. е. системы приемов, применяемых в той или иной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыке наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфический предмет и свои своеобразные методы исследо^ния.

Методы междисциплинарного исследования как совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин.

Таким образом, в научном познании функционирует сложная, динамичная, целостная, субординированная система многообразных методов разных уровней, сфер действий, направленности и т. п., которые всегда реализуются с учетом конкретных условий.

Рассмотрим кратко некоторые методы, приемы и средства научного исследования, применяемые на разных его этапах и уровнях.

Научными методами эмпирического исследования являются наблюдение-целенаправленное восприятие явлений действительности (связанное с их описанием и измерением), сравнение и эксперимент, где происходит активное вмешательство в протекание изучаемых процессов.

Среди научных методов теоретического исследования чаще всего выделяют формализацию, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы."

1. Формализация-отображение содержательного знания в знаковом формализме
(формализованном языке). Последний создается для точного выражения мыслей с целью
исключения возможности для неоднозначного понимания. При формализации рассуждения об
объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами). Отношения знаков
заменяют собой высказывания о свойствах и отношениях предметов. Формализация играет
существенную роль в уточнении научных понятий. Она может проводиться с разной степенью
полноты, но, как показал Гедель, в теории всегда останется неформализуемый остаток, т. е. ни одна теория не может быть полностью формализована. Формальный метод-даже при
последовательном его проведении-не охватывает всех проблем логики научного познания (на что уповали логические позитивисты).

2. Аксиоматический метод-способ построения научной теории, при котором в ее основу
кладутся некоторые 1гсходые положения-аксиомы (постулаты), из которых все остальные
утверждения этой теории выводятся из них чисто логическим путем, посредством доказательства.

Для вывода теорем из аксиом формулируются специальные правила вывода.

3. Гипотетико-дедуктивный метод-способ теоретического .исследования, сущность
которого заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из
которых в конечном счете выводятся утверждения об эмпирических фактах. Тем самым этот
метод основан на выведении (дедукции) заключений из гипотез и других посылок, истинностное зачение которых неизвестно. А это значит, что заключение, полученное на основе данного метода, неизбежно будет иметь лишь вероятностный характер. Обычно гипотетико-дедуктивный метод связан с системой гипотез разного уровня общности и разной близости к эмпирическому
базису. Данный метод ориентирован на описание прежде всего формальной структуры "готового знания" и его форм в отвлечении от их генезиса и развития. Разновидностью гипотетико- дедуктивного метода является метод математической гипотезы..
В научном исследовании широко используются так называемые общелогическае методы и приемы исследования. Среди них можно выделить следующие:

Анализ-реальное или мысленное разделение объекта на составные часта, и синтез-их объединение в единое целое.

Абстрагирование-процесс отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств.

Идеализация-мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных (идеализированных) объектов, принципиально не осуществимых в действительности ("точка", идеальный газ", "абсолютно черное тело" и т. п.). Данные объекты не есть "чистые фикции", а весьма сложное н очень опосредованное выражение реальных процессов. Они представляют собой некоторые предельные случаи последних, служат средством их анализа и построения теоретических представлений о них. Идеализация тесно связана с абстрагированием и мысленным экспериментом.

Индукция-движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему (их обобщением в выводах) и дедукция-восхождение процесса познания от общего к единичному.

Аналогия (соответствующее, сходство) - установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами. 'На основании выявленного сходства делается соответствующий вывод-умозаключение по аналогии. Его общая схема: объект В обладает признаками а, в, с, д; объект С Обладает признаками в, с, д; следовательно, объект С, возможно, обладает признаком а. Тем самым аналогия дает не достоверное, а вероятное знание.

Моделирование-метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте-модели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности (вещного или мыслительного)-оригинала модели. Между моделью и объектом, интересующим исследователя, должно существовать известное подобие (сходство)-в физических характеристиках, структуре, функциях и др. Формы моделирования весьма разнообразны. Например, предметное (физическое) и знаковое. Важной формой последнего является математическое (компьютерное) моделирование.

Системный подход-совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем. К числу этих требований относятся:

выявление зависимости каждого элемента от его места и функций в системе с учетом того,
что свойства целого несводимы к сумме свойств его элементов;

анализ того, насколько поведение системы обусловлено как особенностями ее отдельных
элементов, так и свойствами ее структуры;

исследование механизма взаимодействия системы и среды;

изучение характера иерархичности, присущего данной системе;

обеспечение всестороннего многоаспектного описания системы;

рассмотрение системы как динамичной, развивающейся целостности.

Содержание:

Основные методы теоретического познания

Под формализацией понимают отображение некоего содержательного знания на языке знаков и символов. Вся информация об объектах переносится в сферу оперирования с различными формулами и знаками. Это связано с тем, как строятся искусственные языки – математический, логический, химический и т.д.

Преимущество данного метода в том, что с формулами, используемыми в искусственных языках можно проводить различные логические операции, в ходе чего будет возможно получить другие соотношения и формулы. Операции касательно суждений о предметах можно заменить действиями в рамках знаково-символической системы.

Аксиоматическим методом называют такой способ построения научной теории, в основе которого лежат аксиомы или исходные положения, из которых можно вывести все остальные понятия данной теории благодаря логическим умозаключениям.

Для того, чтобы вывести теорему из аксиомы необходимо сформулировать специальные правила вывода.

Данный метод применяется ограниченно, т.к. для его применения необходим высокий уровень развития аксиоматизированной содержательной теории.

Под гипотетико-дедуктивным методом понимают такой метод научного познания, в основе которого лежит создание системы взаимосвязанных с помощью дедукции гипотез, об истинном значении которых не знают. Из данных гипотез выводят утверждение об эмпирических фактах.

Однако следует помнить, что любое заключение, которое получается на основе гипотетико-дедуктивного метода обязательно будет носить вероятностный характер.

Движение научной мысли от исходного, одностороннего, абстрактного и неполного знания путем углубления и расширения познания к результату, которым является целостное воспроизведение в теории исследуемого предмета – это восхождение от абстрактного к конкретному.

Под данным методом понимают также и подъем от чувственно-конкретного знания к абстрактному, к тому чтобы выделить в мышлении отдельные стороны предмета и закрепить их в необходимых абстрактных определениях.

Общелогические методы и приемы исследования

Анализ – это разделение объекта на составляющие его компоненты реально или же мысленно. Синтез – это противоположный процесс, когда данные компоненты объединяются в единое целое. Результатом синтеза становится нечто новое, которое прежде еще было неизвестно. При анализе необходимо учесть, что каждый объект познания обладает своим собственным пределом, до которого его можно делить. После него мы можем перейти в иной мир закономерностей и свойств – атомы, молекулы и т.д.

Один из видов анализа – это разделение множеств предметов на другие подгруппы – периодизация и классификация. В такой ситуации предмет анализа – это целый класс предметов, а не один конкретный предмет. Существуют такие виды научной деятельности, которые по большей части аналитические (к примеру, аналитическая химия) или же наоборот, синтетические (синергетика).

Под абстрагированием понимают такой метод теоретического познания, который направлен на мысленное отвлечение от ряда отношений и свойств явления, которое изучается, вместе с выделением свойств, которые интересуют исследователя.

В процессе своего развития наука проходит от более низкого уровня абстрактности к более высокому.

Обобщением называют такой метод, в рамках которого устанавливаются общие свойства и признаки предметов. Можно выделить два вида научных обобщений – абстрактно-общие, под которыми понимают выделение любых признаков и конкретно-общие, законы, в процессе которых выделяют существенные признаки. В качестве предела обобщения могут выступать философские категории (универсальные и общие), у которых нет родового понятия, а значит, их нельзя обобщить.
Конкретизация – это операция, которая противоположна обобщению. Под ней понимают процесс выявления особенных и единичных признаков конкретного предмета наряду с общими. Логически противоположная обобщению операция – это ограничение понятия, переход от рода к виду.

Результатом разнообразных мыслительных экспериментов, которые направлены на осуществление некоторого случая, который невозможно реализовать в настоящем, являются идеализированные объекты. В развитых научных теориях часто есть тенденция рассматривать не отдельные такие объекты вместе с их свойствами, а изучать их в рамках целостной системы.

Движение мысли от частного (фактов, опыта) к общему (обобщение фактов и опыта в выводах) называют индукцией. Противоположность индукции, движение от общего к частному называют дедукцией.

Эти направления научного мышления являются взаимодополняющими.

Индуктивные обобщения зачастую изучают в качестве опытных истин (эмпирических закономерностей). Выделяют следующие виды индукции:

  • Популярная;
  • Неполная;
  • Полная;
  • Научная;
  • Математическая.

При соблюдении правил вывода все дедуктивные заключения от истинных посылок будут вести к истинному, однозначному, достоверному заключению. Самый простой вид дедукции – это простой категорический силлогизм, в качестве посылок которого выступают два простых категорических (атрибутивных) суждения. В его состав включены следующие термины: меньший (S) – он занимает в заключении место субъекта; средний (M) – понятие, которое присутствует в обеих посылках и отсутствует при этом в заключении; большой (P) – который занимает место предиката в заключении. Правила простого категорического силлогизма установил еще Аристотель.

Так, к истинным посылкам относят то, что электрон обладает отрицательным электрическим зарядом; электрон – элементарная частица – следовательно, вывод: некоторые элементарные частицы будут обладать отрицательным электрическим зарядом.

В то же время, истинность посылок – это не всегда условие решения силлогизма. Если нарушается хотя бы одно из правил последнего (есть 3 правила терминов и 4 правила посылок), то становится невозможным вывести заключение силлогизма. К примеру, из верных посылок: 1) Гусеницы питаются капустой. 2) Студент Петров кушает капусту. Из двух данных посылок невозможно вывести заключение, т.к. правило второй фигуры силлогизма нарушено.

Касательно индукции можно обозначить, что дать достоверное заключение может лишь такой вид индукции, как полная индукция.

Под полной индукцией понимают такое умозаключение, в котором делают вывод о принадлежности элемента к классу в целом на основе того, принадлежит ли каждому элементу или каждой части класса определенный признак.

Схему умозаключений полной индукции можно представить так:

1. S1 имеет признак Р;

S2 имеет признак Р;
.

Sn имеет признак Р;

2. S1, S2. Sn составляют класс К.

Заключение: всем предметам класса К присущ признак Р.

Содержательно достоверность вывода основывается на полноте опыта применительно к рассматриваемому множеству. Тем не менее, умозаключения данного типа, основанные на индукции, можно применить лишь в том случае, когда дело касается закрытых классов, количество элементов в которых конечно и легко обозримо. К примеру, число промышленных предприятий в конкретном регионе, количество европейских государств или субъектов федерации в государстве и т.д.

Обычно исследователи работают с неполной индукцией, когда нет большого количества информации обо всех элементах класса. Неполной индукцией называют такое умозаключение, в котором можно сделать вывод о его принадлежности к классу в целом на основе того, принадлежит ли признак некоторым элементам или частям класса.

Схему неполной индукции можно выразить таким образом:

1. S1 имеет признак Р;

S2 имеет признак Р;
.

Sn имеет признак Р;

2. S1, S2 . Sn принадлежат класс К.

Заключение: скорее всего, всем предметам класса К присущ признак Р.

Индуктивный переход от некоторых ко всем не претендует на логическую необходимость, т.к. признак может повторяться в результате простого совпадения. Таким образом, неполной индукции свойственно ослабленное логическое следование – истинные посылки будут обеспечивать получение в результате проблематичного заключения, а не достоверного. В то же время если обнаружится хотя бы один случай, который противоречит обобщению, то индуктивный вывод становится несостоятельным.

Индуктивными методами установления причинных связей являются правила индуктивного исследования Бэкона-Милля или, как их еще называют, элиминативная индукция.

Под элиминативной индукцией или индукцией методом исключения понимают систему умозаключений, в которой выводы о причинах явлений, которые исследуются, можно построить с помощью обнаружения тех обстоятельств, которые подтверждают его, и исключения тех, которые не удовлетворяют свойствам причинной связи.

Выделяют следующие методы данного вида индукции:

  1. Метод единственного сходства. В его основе лежит принцип того, что наблюдаемые случаи какого-то явления обладают лишь одним общим обстоятельством, то вероятно (очевидно), что оно и будет являться причиной данного явления. Данный метод еще часто называют поиском схожего в различном.
Пример 2

1) АВС вызывает d;

2) MBF вызывает d;

3) МВС вызывает d.

По-видимому, В является причиной d.

Говоря другими словами, из предшествующих обстоятельств А, М, В, С, F (каждое из которых предшествует d и может быть самостоятельной его причиной) можно исключить (элиминировать) все обстоятельства, которые не являются необходимыми для действия, которое исследуется. В трех представленных случаях повторяется лишь одно обстоятельство – B. Следовательно, оно может являться причиной d.

  1. Метод единственного различия. Если в случаях, в которых явление наступает или не наступает, существуют различия лишь в одном предшествующем обстоятельстве, в то время как все остальные являются тождественными, то данное обстоятельство и является причиной данного явления. Данный метод можно назвать методом поиска различного в схожем. Его можно применять как в процессе наблюдения над явлениями в естественных условиях, так и в условиях производственного или лабораторного эксперимента:
Пример 3

1) ABCD вызывает d;

2) ADC не вызывает d.

Видимо, В является причиной d.

Другими словами, если предшествующие обстоятельства A, B, C, D вызывают явление d, в то время как обстоятельства A, C, D (в ходе эксперимента устраняется явление B) не вызывают явление d, то можно сделать заключение, что B является причиной d.

  1. Объединенный метод сходства и различия – комбинация двух вышеназванных методов. При его использовании с помощью анализа множества случаев можно обнаружить как схожее в различном, так и различное в схожем.
Пример 4

1) АВС вызывает d;

2) MBF вызывает d;

3) МВС вызывает d

4) АС не вызывает d;

5) MF не вызывает d;

6) МС не вызывает d.

Видимо, В является причиной d.

  1. Метод сопутствующих изменений. Если изменение одного обстоятельства будет всегда вызывать изменение другого, то первое будет являться причиной второго. При этом оставшиеся явления, предшествующие ему, будут неизменны.
Пример 5

1) АВС1 вызывает d1;

2) АВС2 вызывает d2;

3) АВС вызывает dn.

Видимо, С является причиной d.

  1. Метод остатков. При данном методе устанавливают причину, которая вызывает определенную часть сложного действия, учитывая то, что причины, которые вызывают другие части данного действия, уже выявлены.
Пример 6

1) АВС вызывает xyz;

Видимо, С вызывает z.

Согласно практике научных рассуждений, модифицированный вывод по методу остатков можно часто встретить, если по известному действию можно заключить о том, что существует новая причина по отношению к уже известной.

Схему модифицированного рассуждения по методу остатков выглядит следующим образом:

  1. АВС вызывает abed;
  2. А вызывает а;
  3. В вызывает b;
  4. С вызывает с.

Видимо, существует некий X, который вызывает z.

Аналогия (греч. Analogia – сходство, соответствие) – это такой метод теоретического познания, при котором знание, которое получают в результате рассмотрения какого-либо объекта переносят на другой объект, который является менее изученным и менее доступным для исследования.

Заключения по аналогии правдоподобны и вероятностны. К примеру, когда на основе сходства двух объектов по каким-либо параметрам можно сделать вывод об их схожести по другим параметрам.

Если мы обозначим символами a и b два единичных события или предмета, а P, Q, S, T - будут являться их признаками, то вывод по аналогии будет строиться следующим образом:

  1. а присущи признаки Р, Q, S, Т;
  2. b присущи признаки Р, Q, S.

Заключение: b, видимо, имеет признаки Т.

При применении метода аналогии нельзя получить достоверное знание: даже если посылки рассуждения по аналогии являются истинными, то это еще не основание для того, чтобы считать истинным заключение.

Классификация моделей по характеру:

  • Материальное моделирование (предметное). Изучение объекта заменяют исследованием модели, которая имеет ту же физическую природу, что и оригинал (модели кораблей, самолетов и т.д.);
  • Идеальное моделирование. Модели – схемы, графики, чертежи, формулы, системы уравнений, предложений естественного и искусственного (символы) языка и т.д.;
  • Математическое моделирование (компьютерное). Оригинал заменяют математической моделью, которая обрабатывается с помощью компьютера.

Системный подход. Под ним понимают совокупность общенаучных принципов методологии, суть которых заключается в рассмотрении объектов как систем. Данный подход ориентирует исследование на то, чтобы раскрыть целостность развивающегося объекта, выявить многообразные типы связей сложного объекта и свести их в единую теоретическую картину.

Также исследуются определенные системные качества, которых нет у отдельных элементов системы и у подсистем, которые рассматриваются по отдельности.

В современной науке теорией самоорганизующихся систем занимается синергетика – общенаучная теория, которая направлена на поиск законов самоорганизации любых объектов: социальных, природных, когнитивных или познавательных.

Структурно-функциональный (структурный) метод. Он направлен на выявление структуры целостных систем – совокупности устойчивых взаимосвязей и отношений между ее элементами и того, какие функции и роли у них есть касательно друг друга.

Вероятностно-статистические методы основываются на том, что учитывается действие множества случайных факторов, характеризующихся устойчивой частотой. Данные методы базируются на различении статистических и динамических законов.

Законы динамического типа характеризуют поведение относительно изолированных объектов, которые состоят из небольшого количества элементов. В них предсказания будут носить точный однозначный характер (напр., в классической механике).

Приведенные выше общенаучные методы применяются во всех сферах научного знания. Такое применение возможно при учете особенностей предмета каждой из наук или научных дисциплин, а также при учете специфики познания природных, духовных и социальных явлений.

Следовательно, можно сказать, что в научном познании существует сложная, субординированная и динамичная система многообразных методов разных уровней, направленности и сфер действия, которые реализуются при учете конкретных условий, важнейшим из которых является предмет исследования.

ВВЕДЕНИЕ.

Многообразные отношения человека к миру, включают познавательное отношение, познание, представляющее собой активную деятельность людей направленную на приобретения знания.

Знание – это результат познавательной деятельности, выраженный в

идеальных образах (представления, понятия, теории) и

закрепленный различными способами.

В общем понимании философии.

Познание-это движение, переход от незнания к знанию, от меньшего знания к большему знанию.

В процессе познания центральным выступает понятие истины, т.е. соответствие наших мыслей объективной реальности. При всем этом мы опираемся на наши знания-т.е. мысль, которая соответствует объективной реальности, и адекватно отражает ее.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ

ПОЗНАНИЕ.

И так давайте рассмотрим поподробнее, что включает в себя такое понятие как познание.

С понятием познания появляются такие теневые категории как: незнание, заблуждение, ложь.

Соотношение истины и знания:

1. Истина - является целью познания;

2. Знание- результат познания.

3. Истина- это то, что ищут. А знание- то, что получают.

В связи с тем , что мы не всегда можем доказать ту или иную версию знания, возникает такое понятие как предположение.

Гипотеза - это то, что лежит на полпути между незнанием и познанием.

Познание чего – либо можно получать впервые, в процессе познания. Это называется первичное познание. В свою очередь оно делится на вне научное знание и научное знание.

И вторичное - те знания, которые мы получаем от другого человека или в учебно-образовательном процессе. Существует три вида:

1.Вторичное знание, как эхо первичного знания;

2.Вторичное знание как эхо прикладного знания (технического, медицинского, педагогического, юридического и т.д.);

3.Вторичное знание как знание умственной, духовной деятельности человека (философское знание, богословское знание, знание художественной литературы).

Если вторичного знания не достаточно, то возникает такое понятие, как невежество. Т. е. человек, который не знает того многого, чего знают другие люди.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ.

Теоретическое познание заключается в отражении явлений и происходящих процессов внутренних связей и закономерностей, которые достигаются методами обработки данных, полученных от эмпирических знаний.

Теоретические методы познания ставят перед собой определенную задачу: - это достижение объективной конкретной истинности всего процесса. Таким образом, мы можем выдвинуть определенные характерные признаки:

1. Преобладание рационального момента, понятие, теория, закон, форма мышления;

2. Основной точкой зрения методов является чувственное познание;

3. Направленность на исследование самого познавательного процесса.

Таким образом, методы теоретического познания помогают приходить к определенным логическим исследованиям собранных фактов, выводам, суждениям и понятиям. Давай те же рассмотрим, какими же именно методами мы достигаем познание.

1. Абстрагирование - отвлечение от ряда свойств и отношений предметов менее существенных, с одновременным выделением более существенных , это упрощение действительности.

2. Идеализация – процесс сознания чисто мысленных предметов, внесение изменений в изучаемый объект в соответствиями с целями исследования (идеальный газ)

3. Формализация – отображение результатов мышления в точных понятиях или утверждениях.

4. Аксиоматизация – в основе лежат аксиомы (аксиомы Эвклида).

5. Индукция – переход знаний от отдельных элементов процесса к знаний общего процесса.

6. Дедукция – движение познания от общего к частному, восхождения от абстрактного к конкретному.

7. Гипотетико-дедуктивный – выведение ( дедукция ) заключений из гипотез, истинные значения которых неизвестны. Знание носит вероятный характер. Включает соотношение между гипотезами и фактами.

8. Анализ – разложение целого на составные части.

9. Синтез - объединение полученных результатов анализа элементов в систему.

10. Математическое моделирование- реальная система заменяется абстрактной системой (математическая модель, состоящая из набора математических объектов ) с теми же отношениями, задача становиться чисто математической.

11. Рефлексия - научно-исследовательская деятельность, рассматриваемая в широком культурно-историческом контексте, включает 2 уровня:

- предметный ( активность направлена на познание

конкретной совокупности явлений)

- рефлексивный ( познание обращается на само себя)

3. МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ.

МЕТОД.

Познанием различных методов занимается такая наука , как методология.

Методология – наука, предметом которой является обоснования методов,

исследование их эффективности и условий применения в

Метод (от греческого methodos – путь к чему - либо) – способ достижения

цели, определенным образом упорядоченная практическая и

теоретическая, познавательная деятельность.

ВИДЫ МЕТОДОВ.

В зависимости от сферы применения методов их принято делить на:

Частнонаучные, или как еще их называют специальные методы - определяют специфику предмета данной науки или области практической деятельности.

(анализ в физике, следственный эксперимент)

Общенаучные методы, имеют ограниченную, но в широком области, применения. Например методы широко используемые в области медицины, биологии, нельзя использовать в математике, теоретической физики.

Всеобщие или как их еще называют философские методы, основаны на математике и диалектике.

ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ.

И так мы пришли к выводу, что научное познание есть процесс, т.е. развивающаяся система знания, которая включает в себя два основных уровня – эмпирический и теоретический. Они хотя и связанны, но отличаются друг от друга по трем основным критериям:

1. По характеру предмета исследования;

2. Типу применения;

3. Особенностям методов.

К эмпирическим методам относиться сравнение, наблюдение, измерение и эксперимент.

К теоретическим – идеализация, формализация, восхождение от абстрактного к конкретному.

Но при этом такие методы как: - абстрагирование;

- анализ и синтез;

- индукция и дедукция;

Некоторые авторы рассматривают как приемы, которые используются на двух уровнях познания.

МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ.

Особый вклад в развитие методов теоретического познания внесли классическая немецкая философия, яркий представитель которой является Гегель и материалистическая философия Маркса. Они базируясь на идеалистических и материалистических основах познания , достаточно глубоко изучили и разработали диалектический метод. Они выявляют три метода теоретического познания:

1. Аксиоматический – заключается в строении научной теории на аксиомах и правилах вывода информации. Аксиома не требует никаких логических доказательств и не может быть опровергнута. Следовательно мы можем опровергать любые возникающие противоречия.

2. Гипотетико-дедуктивный – в основе лежат научные гипотезы, т.е. знания, которые можно опровергнуть при сопоставлении данных с реально полученными данными после эксперимента.

3. Формализация — отображение содержательного знания в знаково-символическом виде (формализованном языке). При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами), что связано с построением искусственных языков (язык математики, логики, химии и т. п.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Теоретические методы познания четко проявляются я в мышлении, так как именно оно способно обобщить и отразить реальную действительность, пройдя путь от мышления к конкретному пониманию изучаемого явления или процесса. Таким образом мы можем выделить три способа мышления:

- понятием – т.е. отражает общине стороны объекта;

- суждением – т.е. отражает характерные отдельные элементы объекта;

- умозаключением – т.е. составлением логической цепочки, благодаря которой и родится новое знание.

Структурными компонентами теоретического познания можно считать:

1. Проблема - вопрос, который необходимо решить и получить ответ;

2. Гипотеза – выдвинутое предположение, основанное на полученных фактах, но требующее дополнительной проверки.

3. Теория – форма научного познания, способная дать полное объяснение конкретным явлениям действительности;

4. Квинтэссенция теории – это закон, выражающий глубинные сущностные взаимосвязи объекта.

Таким образом, мы приходим к выводу, что формулирование основных законов теоретического познания является одной из главных задач данной науки и ее методов.

ЛИТЕРАТУРА.

2. Л.Е. Балашов. Философия. Учебник. 3-е изд., с испр. и доп. - М. ИТК "Дашков и К": 2009. — 686 с.

3. Кириллов В.И.: Учеб. пособие для вузов. Философия. Часть вторая: Основные проблемы философии: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. фроф. В.И. Кириллова.- 2-е изд. перераб. и доп.- М.: Юристъ, 2002.- 304с.

4. Фролов И.Т. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов/ Авт. колл.: Фролов И.Т. и др.- 4-е изд., перераб и доп.- М.: Культурная революция, Республика, 2007.- 623с.

СОДЕРЖАНИЕ.

2. Теоретическое познание

- первичное и вторичное познание.

2.2. Теоретическое познание.

- признаки теоретического познания;

- методы теоретического познания.

3. Методы теоретического познания.

3.2. Виды методов.

3.3. Общенаучные методы.

3.4 Методы теоретического познания:

- восхождение от абстрактного к конкретному.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.