Методика изучения морфемного изучения состава слова в начальных классах шпора

Значение, задачи и содержание изучения морфемного состава слова

Значение изучения морфемного состава слова определяется учеными-методистами (Т. Г. Рамзаевой, М . С. Соловейчик, М. Р. Львовым и другими) следующим образом. Во-первых, при получении теоретических сведений о составе слова учащиеся приобретают определенные знания о языке, что, безусловно, повышает уровень их языковой компетенции. Во-вторых, ознакомление младших школьников с основами морфемики и словообразования способствует обогащению их знаний об окружающей действительности, поскольку установление семантико-структурной связи между словами опирается па связь между соотносимыми понятиями (например, слова море, моряк, морской семантически и структурно связаны, так как они являются наименованиями соотносимых между собой понятий). В процессе осознания учащимися семантико-структурной соотноси-мости слов расширяются их представления о связях между предметами, процессами, имеющими место в окружающей действительности. В-третьих, элементарные знания об образовании слов важны для понимания учащимися основного источника пополнения нашего языка новыми словами. В трудах известных лингвистов (В. В. Виноградова, Е. М. Галкиной-Федорук, Н. М. Шанского и других) отмечается: новые слова создаются из тех морфем, которые уже существуют в языке; по тем моделям, которые исторически сложились, закрепились в системе русского словообразования. Наблюдения над образованием слов способствуют пониманию школьниками закономерностей развития языка, оказывают положительное влияние на формирование у учащихся внимания и интереса к слову. В-четвертых, в процессе работы над морфемным составом слова учащиеся овладевают одним из ведущих способов раскрытия лексического значения слова. Взятых, осознание школьниками роли морфем в слове, а также семантического значения приставок, суффиксов содействует более точному употреблению слов в речи, т.е. в процессе изучения основ словообразования формируется точность речи учащихся. В-шестых, на основе усвоения теоретических знаний по составу слова и приобретенных умений в анализе слов учащиеся начинают познавать закономерности правописания, что имеет значение для формирования орфографических навыков младших школьников. Наконец, изучение морфемного состава слова заключает в себе возможности для овладения логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение), без которых невозможно сознательное владение словом как единицей языка [1] .

Охарактеризуем задачи изучения темы "Состав слова".

  • 1. Сформировать представление младших школьников о составе слова, основных признаках каждой морфемы (корня, окончания, приставки, суффикса).
  • 2. На базе полученных знаний сформировать комплекс умений, связанных с анализом слова по составу: умения выделять окончание (при вычленении данной морфемы школьники должны уметь изменять слово); умения находить, выделять корень (исходя из лингвистической корневой морфемы, учащиеся должны уметь подбирать ряд однокоренных слов, разнообразных по составу); умение выделять приставку (при вычленении приставки учащиеся должны уметь подбирать однокоренные слова с разными приставками или неоднокоренные слова с данной приставкой); умение выделять суффикс (при вычленении суффикса целесообразно учитывать два признака данной морфемы: суффикс стоит после корня и служит для образования новых слов).
  • 3. Помочь учащимся осознать сущность морфологического принципа русской орфографии (без введения термина).
  • 4. Научить сознательно пользоваться правилами правописания безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корне слова; познакомить с правилами правописания отдельных приставок, которые пишутся одинаково, независимо от произношения; научить различать приставку от предлога; развивать орфографическую зоркость.
  • 5. В процессе лексических и словообразовательных упражнений обогащать, активизировать словарь младших школьников, развивать их связную речь.
  • 6. Создать оптимальные условия для развития логического мышления учащихся.

Система изучения морфемного состава слова описана в работах Т. Г. Рам-заевой.

Под системой изучения языкового материала понимается целенаправленный процесс, который обеспечивает усвоение комплекса знаний в научно обоснованной последовательности, взаимосвязи, формирование на этой основе практических умений (общеречевых, грамматических, словообразовательных, орфографических).

Применительно к морфемному составу слова система определяет:

  • а) место изучения морфемного состава в общей системе изучения программного материала;
  • б) последовательность работы над морфемами; определенное взаимодействие между изучением морфемного состава слова и образованием слова, а также морфемного состава слова и его лексического значения;
  • в) связь работы над формированием навыков правописания морфем с усвоением знаний из области словообразования.

В системе изучения состава слова выделяют четыре этапа. Первый этап (пропедевтический) предполагает подготовительные словообразовательные наблюдения, которые предшествуют изучению темы "Однокоренные слова". Задача данного этапа — подготовить учащихся к пониманию семантической (смысловой) и структурной соотносимость, которая существует в языке между однокоренными словами. Такая задача, но мнению Т. Г. Рамзаевой, обусловлена следующими причинами: во-первых, тем, что понимание семантико-структурной соотносимость слов по своей лингвистической сущности является основой усвоения особенностей однокоренных слов и образования слов в русском языке; во-вторых, тем, что младшие школьники испытывают трудности в понимании семантической общности однокоренных слов, что связано с умением абстрагировать смысловое значение корня от лексического значения каждого из слов, составляющих группу однокоренных. В связи с этим перед специальным изучением морфемного состава слов необходимы наблюдения над "родством" слов со стороны их смысла и состава.

На втором этапе осуществляется ознакомление учащихся с особенностями корня и однокоренных слов. Формирование понятия "однокоренные слова" связано с усвоением двух их существенных признаков: семантической и структурной общности (они имеют что-то общее по смыслу и общий корень). В связи с этим в процессе обучения необходимо создать условия для осознания учащимися совокупности этих признаков и формирования умений соотносить лексическое значение однокоренных слов и их морфемный состав и выделять общее. На данном этапе проводятся наблюдения над единообразным написанием корня в однокоренных словах, которые создают основу для сознательного написания проверяемых и непроверяемых безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корне. Большое внимание уделяется обогащению речи учащихся однокоренными словами.

Третий этап связан с изучением специфики и роли в языке корня, окончания, приставки, суффикса, а также с ознакомлением младших школьников с сущностью морфологического принципа правописания. Решаются задачи:

  • а) формирования понятий "корень", "окончание", "приставка", "суффикс";
  • б) развития представлений о взаимосвязи между лексическим значением слова и его морфемным составом;
  • в) формирования навыка правописания проверяемых безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корне слова, а также навыка слитного и графически верного написания приставок;
  • г) развития умения осознанно употреблять в речи слова с приставками и суффиксами.

Четвертый этап предполагает работу над составом слова в процессе изучения частей речи. На данном этапе происходит углубление знаний учащихся о словообразовательной роли приставок и суффиксов, формообразующей роли окончаний, а также подготовка учащихся к пониманию особенностей образования имен существительных, имен прилагательных и глаголов. В связи с этим особое внимание уделяется упражнениям, которые подготавливают учащихся к осознанию связи производящего и производного слов. При выполнении такого рода заданий младшие школьники устанавливают, от какого слова образовалось данное слово и при помощи каких морфем. На этом этапе осуществляется формирование навыка правописания падежных окончаний имен существительных и имен прилагательных, личных окончаний глагола [2] .

Выберите книгу со скидкой:


Музыкальные инструменты (плакат)

350 руб. 33.00 руб.


Ваш голос: Секреты вокального мастерства

350 руб. 640.00 руб.


Спортсмен, музыкант, поэт, математик? Как выявить и развить способности вашего ребенка (обложка с клапанами)

350 руб. 680.00 руб.


350 руб. 107.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Казакова Татьяна ВикторовнаНаписать 2077 03.08.2017

Номер материала: ДБ-619716

  • Начальные классы
  • 2 класс
  • Статьи

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    03.08.2017 1035
    03.08.2017 1009
    03.08.2017 895
    03.08.2017 3192
    03.08.2017 635
    03.08.2017 322
    03.08.2017 325

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

ГЛАВА I. МОРФЕМНЫЙ СОСТАВ СЛОВА.

1. Понятие морфем.

3. Значение морфем.

ГЛАВА II. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.

1. Причины трудностей и ошибок младших школьников в разборе слов по составу.

2. Распределение программного материала и содержание работы.

3. Методы и приемы изучения состава слов.

ЛИТЕРАТУРА.
ПРИЛОЖЕНИЕ.

Цель работы: рассмотреть морфемный состав слова и методику изучения в начальных классах.

- подобрать, изучить и систематизировать литературу по теме;

- описать морфемный состав слова в современном русском языке;

- рассмотреть методы и приемы работы по изучению состава слова;

- изучить опыт работы учителей школ по данной теме.

Объект исследования: состав слова.

Предмет исследования: методика изучения состава слова в начальной школе, на уроках русского языка.

Методы исследования:

Теоретические методы:

1) изучение методологических основ;

3) изучение вопросов современного науковедения, эвристики, методов исследования и смежных наук, опыта исследовательской работы крупных ученых;

4) анализ и обобщение материала, полученного эмпирическим путем – в результате наблюдений, изучения опыта учителей, формирование выводов и практических рекомендаций [13, с. 268].

Эмпирические методы:

1) изучение опыта учителей, обобщение нового и ценного;

2) целенаправленное наблюдение над процессом обучения: протоколирование уроков и их фрагментов, ответов учащихся на вопросы, их рассказов, ведения магнитофонных записей, фотографирование, изучение письменных упражнений и контрольных работ – диктантов, изложений, сочинений, анкетирование школьников и учителей.

Этапы исследования:

1) изучение методологических вопросов теории познания и ее применения к процессу обучения школьников. Изучение психолого-педагогических вопросов теории познавательной деятельности учащихся. Изучение истории вопроса, и всего активности в обучении учащихся начальных классов.

2) обработка собранных материалов.

3) внесение корректив в предварительные выводы. Разработка рекомендаций. Окончательная доработка новой методики и учебных материалов, составление работы [13, с. 348].

ГЛАВА I. МОРФЕМНЫЙ СОСТАВ СЛОВА.

1. Понятие морфем.

Морфема – это наименьшая значимая часть слова и грамматических форм слова.

Это минимальная значимая единица языка, характеризующая по сравнению со словом как общими для них (интегральными) так и различными (дифференциальными) признаками. Интегральными признаками морфемы и слова являются и материальность, значимость и воспроизводимость. К числу дифференциальных признаков морфемы относятся ее минимальность, повторяемость, структурная соотнесенность со словом, а не со словосочетанием или предложением.

Однако четкой границы между обоими типами признаков морфемы провести нельзя, поскольку ее интегральные признаки, внешне сходные с аналогичными признаками слова, качественно отличаясь от них, являются в то же время и дифференциальными.

Морфема - это минимальная значимая единица языка, у которой план выражения может отсутствовать при сохранении известной смысловой целостности.

Для служебных морфем (аффиксов) характерны словообразовательное и грамматическое значение.

Окончания являются носителями сразу нескольких грамматических значений: рода, числа, падежа у имен, лица, числа у глаголов. Носителем лексического значения является только корневая морфема.

Синкретические морфемы, совмещающие словообразовательное и грамматическое значения, в языке немногочисленны. Это, главным образом, глагольные приставки. Например, приставки в-/во-, до-, за- и др. в сочетании с глаголом идти, выражая, например, движения (внутрь, к предмету, за предметом и т.д.) в то же время изменяют вид глагола, переводя его из несовершенного вида в совершенный.

Два признака морфем – обобщенность и нелинейность (парадигматический характер) – однозначно являются интегральным. Парадигматический характер морфемы проявляется в ее способности входить в сопоставление с единицами, обладающими структурной общностью, но различающимися по смыслу, что подтверждает ее типовой, а следовательно, и обобщенный характер. Это можно показать на примере имен существительных с суффиксом – щик – чик, обозначающими лицо по профессии или занятию: гардероб-щик -, морожен-щик -, прицеп-щик-, обход-чик - , рез-чик - , разнос-чик-, лет-чик - – и т.д. Что касается слова, то оно изучается в морфемике с грамматической точки зрения. В этом плане наряду с его внутренним строением и членимостью на значимые части рассматриваются особенности его словоизменения и формообразования [1, С. 55].

Кроме интегрально-дифференциальных у морфемы есть и собственно различительные признаки.

Наиболее важным из них являются признак ее минимальности, проявляющийся в невозможности дальнейшего членения морфемы на более мелкие части без нарушения ее смысловой целостности. В противном случае образуются незначимые единицы низшего уровня – фонемы.

К различительным признакам морфемы относится и ее структурная выделяемость в составе слова, поэтому морфема связана с единицами высшего, синтаксического уровня не прямо, а опосредованно, об этом свидетельствует невозможность выступать в качестве члена предложения и занимать в нем определенную синтаксическую позицию.

Что касается признака повторяемости морфемы, то это характерное для нее свойство (большинство морфем употребляются минимум в двух словах одного и того же словообразовательного ряда: учи-тель, писа-тель, ваяя-тель, оформи-тель и т.п.) относится не всеми лингвистами к числу ее обязательных дифференциальных признаков.

Таким образом, наиболее предполагаемым понятием морфемы является понятие, в которой говорится, что морфема – это минимально значимая единица языка, у которой план выражения может отсутствовать при сохранении известной смысловой целостности.

2. Виды морфем.

Корнем, или корневой морфемой, является неделимая общая часть всех родственных слов, содержащая в себе основной элемент их лексического значения.

На основе общности значения корневых морфем в словообразовательной системе языка образуются гнезда родственных слов. При этом в составе корня происходят различные чередования как гласных, так и согласных звуков, например к//ч – волк, волч-ий; г//ж – сапог, сапож-н-ый; х//ш, о//нудь звука – мох, за-мш-ел-ый; м//мл – корм-и-ть, кормл-ени-е; и//е – замиро-а-ть, за-мер-е-ть и т.д.

Корневые морфемы могут быть свободными (молодой, молодость) и связанными (улица, переулок).

Корень это такая минимальная значимая часть, которая противопоставлена всем другим морфемам, т.е. аффиксам: приставкам, суффиксам, окончаниям и некоторым другим. Корень в отличии от аффиксов –обязательная часть в слове. Если слово состоит из одной морфемы, то это корень: тут, и, кино и т.п.

Корень составляет основу непроизводных, или по-другому, немотивированных, слов: сын, голова, дом и т.п.

Значение таких простых слов «никак не связано с их звуковым обликом, не вытекает из него, о нем нельзя догадаться, его нужно знать. Если вам не известно, что значат сочетания звуков, образующие слова собака, лошадь, стена, дело, окно, яйцо и другие подобные, то вы догадаться об этом не можете.

1. Школьники овладевают одним из ведущих способов рас­крытия лексического значения слов.2. Учащиеся узнают об основном способе словообразования: новые слова создаются из тех морфем, которые уже существуют в языке, и по тем моделям, которые исторически сложились и зак­репились в системе словообразования и т.д. Морфемный состав в качестве самостоятельной темы изучает­ся во II классе. В III классе

задач таковы: 1) в процессе целенаправленных упражнений добиться осоз­нанного усвоения учащимися понятий морфем: корня, приставки, суффикса, окончания;-

2) вооружить детей умениями и навыками анализа слов по составу: они должны уметь находить в слове определенную мор­фему, подбирать к данному слову однокоренные слова с разными приставками и суффиксами, отличать формы одного и того же слова от однокоренных слов; 4) научить школьников сознательно пользоваться правилами правописания безударных гласных, звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных; развивать орфографическую зоркость; ознакомить 5) в процессе словообразовательных и лексических упражнений добиваться обогащения активного словаря учащихся, решать задачи развития связной речи.

Система изучения морфемного состава слова. Система определяет:

1) место изучения морфемного состава в общей системе изуче­ния программного материала по русскому языку;2) последовательность работы над понятиями корня, пристав­ки, суффикса, окончания; 3) взаимодействие между изучением морфемного состава слова и его лексического значения;4) связь работы над формированием навыков правописания мор­фем с усвоением основ знаний из области словообразования и грам­матики.

При построении системы в качестве ведущих выступают следу­ющие положения:

— все морфемы в слове взаимосвязаны; — значение каждой морфемы раскрывается в составе слова; — изучение корня, приставки, суффикса и окончания прово­дится во взаимодействии;

- сущность всех морфем раскрывается в сопоставлении друг с другом;

— в отдельности каждая морфема изучается с семантико-сло-

вообразовательной и орфографической сторон. В системе выделяются четыре этапа:

1-й этап — пропедевтические (предварительные подготовитель­ные) словообразовательные наблюдения (I класс);

2-й этап — знакомство с особенностями однокоренных слов и сущностью всех морфем в сопоставлении (II класс);

3-й этап — изучение специфики и роли в языке корня, при­ставок, суффиксов и окончаний; ознакомление с сущностью мор­фологического принципа правописания; формирование навыка пра­вописания корней и приставок (II класс);

4-й этап — углубление знаний о морфемном составе слова и элементах словообразования в связи с изучением частей речи (III класс).

При выяснении происхождения названия предмета или его признака учащиеся подводятся к установлению общности слов по смыслу и по составу

Содержание подготовительных упражнений определяется це­лями, которые реализуются в результате их выполнения. Цели могут быть следующими:

1) исключить возможность смешения форм одного и того же слова с однокоренными

4) учить детей вслушиваться, вдумываться и всматриваться в слово

слов, имеющих омонимичные корни.

3) воспитывать в детях привычку внимательно относиться к графической форм^ слова.

2) предупреждать ошибки в результате смешивания синони­мов с однокоренными словами и

для которого ведущей является грамматическая функция.

Трудность усвоения окончания младшими школьниками обус­ловлена тем, что окончание является внешним средством выраже­ния грамматических значений слов.

Изучение окончания начинается с раскрытия двух его призна­ков. Надо раскрыть как формальный признак (изменяемая часть слова), так и синтаксическую роль (служит для связи слова с дру­гими словами) окончания. Сделать это можно следующим образом (фрагмент урока).

Изучение приставок и суффиксов. Существенными признаками приставки являются следующие.

1. Приставки выполняют словообразующую (реже формообра-зующую) функцию.

2. Приставки стоят перед корнем.

3. Приставки образуют новое слово того же лексико-граммати-ческого разряда, что и производящее, так как присоединяются к уже грамматически оформленному слову (прыгнуть — выпрыгнуть — перепрыгнуть и т.д.).

Основная задача изучения суффикса — познакомить учащихся с ролью суффиксов в слове и на этой основе развивать у школь­ников умение осознанно использовать слова с суффиксами в сво­ей речи. Дети должны усвоить, что с помощью суффикса можно образовать слово с новым лексическим значением (лес — лесник),

разбора слова по составу

1. Определю, на какой вопрос отвечает слово и что оно обозна­чает (какой частью речи является).

2. Найду в слове окончание. Для этого изменю слово по числам или по вопросам (по падежам).3. Найду в слове корень. Для этого подберу родственные слова с разными приставками и без приставок. Сравню слова и найду общую часть.

4. Найду приставку. Для этого сравню однокоренные слова с разными приставками и без приставки. Найду часть слова, стоящую перед корнем.

5. Найду суффикс, т.е. ту часть, которая стоит после корня и служит для образования слова.


Рубрика: Филология, лингвистика

Дата публикации: 05.12.2014 2014-12-05

Статья просмотрена: 7460 раз

В статье раскрывается вопрос изучения морфемного состава слова и последовательности организации работы над формированием навыков правильного и, самое главное, осознанного анализа морфемного состава слова.

Ключевые слова:морфемный анализ, орфографический навык, корень, приставка, суффикс, окончание, однокоренные слова.

The question of study of morpheme structure of the word and sequence of organization of work on forming of skills of correct and, the most important thing, conscious analysis of morpheme structure of the word is revealed in the given article.

Key words: morpheme analysis, orthographical, skill, root, prefix, suffix, ending, paranonymous words.

Каждый гражданин нашей страны Республики Узбекистан должен знать свою идеологию, цели своего государства, поэтому необходимо, развитие и изучение русского языка, так как наша страна многонациональна. Поэтому государство проводит реформы в сфере образовательной системы, что даст возможность поднять её на уровень требований нового времени, приблизить прекрасное будущее гармонично развитого поколения.

Особенно мы обращаем внимание на необходимость рационально проводить работу по развитию образования слов, их морфемному составу и важно обозначить, какое важное место занимают каждая из изученных морфем. Велико также значение занятий словообразованием с точки зрения задач общепедагогического характера, развития мыслительных способностей учащихся, их познавательной деятельности, самостоятельности, навыков решения поисковых задач.

Значение изучения морфемного состава и особенности организации работы в классах с многонациональным составом учащихся состоит, во-первых, в том, что школьники овладевают одним из ведущих способов раскрытия лексического значения слов. Отсюда вытекает задача учителя — создать оптимальные условия для осознания детьми взаимосвязи, существующей в языке между лексическим значением слова и его морфемным составом, целенаправленно руководить на этой основе уточнением словаря учащихся.

Во-вторых, даже элементарные знания об образовании слов очень важны для понимания учащимися основного источника пополнения нашего языка новыми словами.

В-третьих, ознакомление с основами словообразования способствует обогащению знаний школьников об окружающей их действительности. Слова опосредованно (через понятия) соотносятся с предметами, процессами, явлениями. Установление семантико-структурной связи между словами опирается на связь между соотносимыми понятиями.

В-четвертых, осознание роли морфем в слове, а также семантического значения приставок и суффиксов содействует формированию у школьников точности речи. Задача учителя — максимально способствовать не только пониманию учащимися лексического значения слова, но и развитию у них осознанного употребления в контексте слов с определенными приставками и суффиксами.

В-пятых, изучение морфемного состава слова имеет большое значение для формирования орфографических навыков. Обусловлено это тем, что ведущим принципом русского правописания является морфологический. Формирование навыков правописания корня, приставок, суффиксов и окончаний на теоретической основе (а только такое письмо может быть сознательным) требует целенаправленного применения (фонетических, словообразовательных и грамматических знаний). Поэтому одной из важных задач изучения морфемного состава слова является создание основы знаний и умений, необходимых для формирования навыков правописания морфем слова, и, прежде всего, корня.

Без умения выделять в слове его составные части (морфемы): основу, окончание, корень, приставки и суффиксы — невозможно изучение частей речи, усвоение многих орфографических правил, понимание знаний большинства слов, сознательное изучение грамматики. Работа по изучению состава слова ведется в начальных классах и по мере перехода учащихся из класса в класс усложняется. Так, помимо умения выделять в слове значимые части, учащиеся должны научиться подбирать однокоренные слова.

При изучении морфемного состава слова многие учителя и учащиеся сталкиваются с проблемой соотношения умения различать разбор по составу слова и разбор словообразовательный, поскольку тот и другой виды разбора выполняют различную роль в усвоении школьниками грамматического строя русского языка. [1.с.154]

Вопрос о роли изучения морфемного состава и последовательности организации работы над формированием навыков правильного и, самое главное, осознанного анализа морфемного состава слова, разработанные как методистами-исследователями прошлого (К. Д. Ушинский, Д. И. Тихомиров, А. Н. Гвоздев, Н. М. Соколов, В. П. Шереметевский), так и учеными-методистами современности (Лебедев В. И., Львов М. Р., Тихонов А. Н.).

В своих трудах профессор В. И. Лебедев рекомендует сочетать упражнения в разборе слова по составу со словообразовательной работой. Эти упражнения представляются в следующем виде:

- выделение морфемы, при помощи которой образовано разбираемое слово от другого;

- мотивированное выделение в слове основы и сравнение её с основой исходного слова;

- самостоятельное составление списка слов, принадлежащих к различным частям речи, но образованных при помощи одноименных суффиксов;

- образование ряда слов, в составе каждого из которых были бы и приставки и суффиксы;

- образование новых слов при помощи:

а) разных приставок;

б) разных суффиксов;

в) соединительных гласных;

г) без соединительных гласных (бессуффиксальный способ). [2, с.264]

Однако в школьной практике существует ещё практика анализа морфемного разбора, начиная с корня.

Таким образом, прием сравнения сочетается с приемами группировки и обобщения. Следовательно, структурный анализ слов сопровождается различными мыслительными операциями, выделением существенных и несущественных признаков, сравнением их, нахождением сходства и различия между ними, суждением, умозаключением, доказательством, которые оформляются в связное высказывание.

Морфемный анализ обязательно сочетается с работой по лексике и развитию связной речи, поскольку упражнения, заключающиеся главным образом в работе над мотивированными ответами на вопросы, касающиеся морфемного и словообразовательного анализа в составлении словосочетаний и предложений с изучаемыми словами, в выяснении значений выделенных морфем и их правописания, в работе над изложением и сочинением с включением в них анализируемых слов.

Практическое знакомство с производящей основой развивает интерес к тому, как образовалось и произошло слово. Чем больше сведений получают учащиеся о составе слова и словообразовании, тем яснее становится для них богатство и величие русского языка, тем сильнее пробуждается их желание изучать родной язык.

Данные методические разработки и составленная система упражнений может быть использована учителями в работе с младшими школьниками.

1. Lvov M. R. Methods of elementary teaching Russian language — Leningrad 1996 y. P-154.

2. Lebedev V. I. Learning word formation. — in: Barinova E. A. Methods of Russian language. M., 1974. P- 264.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.