Массаж мышц крепления языка

Неправильное произношение звуков – проблема, огорчающая детей и родителей. Подготовить органы речи к работе, активизировать мышцы, исправить дикцию поможет логопедический массаж. Если проблема не слишком серьёзна, его проводят самостоятельно после получения консультации врача-логопеда. Логопед определяет степень нарушений. При небольших затруднениях правильно проведённые сеансы массажа с одновременной коррекцией дикции помогут решить проблему. Если речь ребёнка сильно отклоняется от нормы, работа над правильным произношением звуков займёт много времени.

Показания и противопоказания

Специалист порекомендует логопедический массаж, если у ребёнка:

  • проблемы с дикцией;
  • неврологические нарушения;
  • нарушения голоса;
  • проблемы с сокращением мышц лица;
  • заикание;
  • непроизвольное повышенное слюноотделение;
  • дизартрия;
  • повышенный тонус артикуляционных мышц.

Врачи назначают этот вид процедур детям, не начавшим говорить в два-три года, т.к. он проводится и для развития речи.

После обращения к специалисту станет понятно, почему возникли дефекты речи. При сложных случаях нарушений необходима консультация невропатолога. Обследование покажет, стоит ли назначать массаж, нет ли противопоказаний, таких как:

  • заболевания ротовой полости (стоматит, воспаления дёсен);
  • воспалительные, инфекционные болезни (в т.ч. простуда, грипп, герпес, конъюнктивит);
  • проблемы с сердцем, сосудами;
  • эпилепсия;
  • увеличение лимфоузлов.

Могут возникнуть другие противопоказания, поэтому окончательное решение по вопросу, назначать массаж или нет, принимает врач.

Методика воздействия

Методика логомассажа разработана недавно. Это серьёзная лечебная процедура, требующая специальной подготовки.

В начале, проверяется степень активности рвотного рефлекса у ребёнка. Затем ротовая полость очищается специальным устройством. Это ещё одна причина, по которой массаж языка ребенку должен выполнять специалист. Однако при небольших отклонениях логопед покажет, как очищать рот и проводить процедуру в домашних условиях.

Первые сеансы длятся 1-2 минуты, чтобы у ребёнка не возникло неприятных ощущений, а мышцы привыкли к нагрузке. Даже если отторжения не происходит, первые процедуры не должны занимать больше 5 минут. Постепенно количество упражнений и продолжительность массажа растут.

Логопед определяет, чем будет проводиться процедура:

  • пальцами (при помощи напальчников);
  • зубной щёткой;
  • чайными ложками.

Иногда логопед рекомендует ежедневный массаж языка. Однако оптимально проводить процедуру через день, чтобы мышцы и языковые рецепторы успевали отдохнуть.

После обследования врач определяет вид массажа, количество сеансов и их продолжительность. От того, повышен или понижен мышечный тонус, зависят набор упражнений и схема движений во время процедуры.

Классический массаж воздействует на проблемные зоны теми же приёмами, что и обычный.

Точечный предполагает массирование биологически активных точек, где бы они ни находились. Во время такой процедуры массируются стопы, уши, затылок, кисти рук, спина.

В кабинете логопеда находится оборудование для зондового или аппаратного массажа ротовой полости и мышц тела.

Процедура своими руками

Делать массаж дома можно после прохождения специального инструктажа. Пробный сеанс проведите при обращении к логопеду: он укажет, на что обратить внимание.

Что важно помнить:

  • Для детей эта процедура должна быть приятной. Если массаж вызывает болезненные ощущения, прекратите сеанс.
  • После последнего приёма пищи должно пройти не менее 2 часов.
  • До следующего кормления должно пройти не меньше 2 часов.
  • Если превратить действо в игру, удастся преодолеть недовольство сеансами логомассажа языка. Для детей в домашних условиях важно создать дружелюбную, радостную атмосферу.
  • Если ребёнок не будет бояться манипуляций, удастся провести большее количество полезных занятий.
  • Приготовьте больше салфеток и ваты, чтобы справиться с обильным слюноотделением.
  • Делайте массаж в проветренной, тёплой, светлой комнате.
  • Выполняйте процедуру тёплыми, мягкими руками. Подстригите ногти, снимите украшения.
  • Максимальное время массирования – 20 минут.

Избыточное слюноотделение уменьшится, если ребёнка научить сглатывать слюну и хорошо жевать.

Удобно массировать, когда ребёнок:

  • лежит на спине, под шеей – валик из мягкой ткани или маленькая подушка, руки спокойно лежат вдоль тела;
  • сидит в кресле с подходящим по росту подголовником;
  • полулежит в коляске (для маленьких);
  • сидит на руках у взрослого.

Последний способ поможет ребёнку не испугаться процедуры. Специалисту удобнее сидеть за головой пациента или справа от него.

Виды движений, применяемые при разных видах домашнего массажа языка:

Соблюдайте основные правила процедуры, чтобы добиться положительных результатов. Завершая сеанс, не забудьте похвалить малыша.

При пониженном тонусе

Если во время обследования выяснилось, что у ребёнка пониженный тонус мышц, массаж выполняют энергичными движениями, постепенно увеличивая силу нажатия (не доводя до болевых ощущений). Начинают его с зоны под подбородком, с шеи и плеч: это косвенно активизирует мышцы, связанные с языком.

Мышцы лица (поглаживать):

  • лоб – от переносицы к волосам; от виска к виску;
  • глаза – через верхнее веко от переносицы к вискам;
  • щёки – от мочек ушей к крыльям носа.

Затем можно слегка пощипать подбородок и пройти, легко надавливая, по лицу сверху вниз.

Массаж губ (поглаживать):

  • от углов к середине (каждую по очереди);
  • верхняя губа – сверху вниз;
  • нижняя губа – снизу вверх;
  • носогубный треугольник.

Затем можно слегка надавить на губы, пошлёпать их подушечками пальцев.

Переходим от губ к языку. Массажный комплекс начинается с поглаживаний дёсен в горизонтальном, потом в вертикальном направлении. Затем массируется нёбо.

  1. Большой палец – на языке, указательный и средний – под ним. Слегка трите язык поочередно с обеих сторон, начиная от корня.
  2. Повторите это массирование по спирали.
  3. Похлопывания по поверхности языка.
  4. Мягкое давление на продольные мышцы.
  5. Сжимайте язык с боков на 1-2 секунды, перемещаясь по направлению от корня.
  6. Слегка пощипайте язык;
  7. Помассируйте уздечку.

Чтобы снизить рвотный рефлекс, переходите его границу постепенно: на новых сеансах увеличивайте зону воздействия.

При повышенном тонусе

Гипертонус отмечают чаще, чем гипотонус. Приёмы логопедического массажа языка здесь менее интенсивные, они помогают расслабиться.

Перед началом посадите ребёнка так, чтобы ему было удобно. Массирование лёгкое, поглаживающее, замедленное. Цель: снизить возбуждение тканей.

Начните с массирования шеи и плеч. Придерживая голову ребёнка, сделайте 3-4 круговых вращения в обе стороны.

Приёмы и направления массирования при гипертонусе такие же, как при пониженном тонусе.

Массирование ложками

Вам понадобятся чайные ложки без узоров и декора, об который можно пораниться. Продезинфицируйте приборы. Потребуются две ложки, однако, подготовьте несколько штук про запас. Движения повторяйте 7-8 раз.


Техника выполнения процедуры выпуклой частью ложки:

  1. Погладьте виски по часовой стрелке.
  2. Мягко погладьте глазные впадины. Сначала ведите ложку к внешнему уголку глаза вдоль брови, затем под глазом возвращайте к носу.
  3. Легко погладьте щёки по кругу.
  4. Разотрите виски по спирали. В конце – аккуратное лёгкое нажатие.
  5. Таким же способом разотрите пространство между бровями.
  6. Разомните по кругу мышцы подбородка.

Поворачивая ложку в соответствии с указаниями, продолжайте массирование:

  1. Проведите по щекам от подбородка к глазу ребром ложки.
  2. При помощи кончика ложки разотрите носогубный треугольник.
  3. Слабо нажимайте кончиком ложки то на верхнюю, то на нижнюю губу.

При массировании ложками включаются в работу все элементы речевого аппарата.

Массаж зубной щёткой

  • небольшая мягкая зубная щётка, купленная специально для процедуры (не забудьте продезинфицировать);
  • бинт для подъязычных тампонов (понадобится заменять каждые 2 минуты).

Процедура проводится слабыми вибрирующими движениями и круговыми поглаживаниями. Эта техника расслабляет мышцы, находящиеся в гипертонусе. Используется и щетина, и палочка зубной щетки. Язык должен быть расслаблен: помассируйте подчелюстную ямку.

Лечение дизартрии

Одна из причин нарушения развития речи – дизартрия. Она возникает из-за расстройства речевого механизма при поражении центральной нервной системы. Помимо проблем с произношением звуков, наблюдается:

  • повышенное слюнотечение;
  • отсутствие интонаций голоса;
  • нарушение темпа и ритма речи;
  • нарушение дыхания в момент речи;
  • затруднение пережёвывания и глотания;
  • повышенный рвотный рефлекс.

Массаж языка при дизартрии в сочетании с другими методами лечения уменьшает симптомы, расслабляет или стимулирует артикуляционные мышцы.

Логопедический массаж проводят курсами по 10-15 регулярных сеансов с перерывами на 2 месяца. Процедура остаётся нетрадиционным методом лечения и полезна в комплексе с упражнениями для развития речевого аппарата.

??Логопедический (артикуляционный) массаж для детей для развития речи ??

Первые звуки малыши начинают произносить в 2-3, а после 9 месяцев — первые слоги и слова. Однако в результате индивидуальных особенностей, травм или болезней происходит отставание в развитии речевого аппарата. Чтобы восстановить артикуляцию необходимо обратиться за консультацией к врачу и проводить ежедневные занятия с массажем.

Польза логопедического массажа

Что такое логопедический массаж — это направленное механическое воздействие на мышцы, нервы, сосуды и ткани периферического речевого аппарата. Проводят его для нормализации произношения звуков. Регулярные процедуры также помогают:

  • стимулировать развитие разговорной речи;
  • разработать правильное произношение звуков и слов;
  • нормализовать мышечный тонус речевого аппарата;
  • развить спектр кинестетических ощущений;
  • повысить эластичность мышечных волокон;
  • восстановить голос и улучшить его качество;
  • развить правильное дыхание;
  • улучшить глотательные рефлексы.


Массаж не имеет возрастных ограничений, и для профилактики возникновения нарушений его можно делать новорожденным с 2 месячного возраста.

Логопедический массаж для развития речи у детей назначают при:

  • алалии, которая сопровождается отсутствующей или недоразвитой речью при нормальном слухе и интеллекте;
  • дислалии или нарушенном произношении звуков при отсутствии проблем со слухом и нормальной иннервацией артикуляционного аппарата;
  • паралалии, которая отличается тем, что имеет несовершенное произношение как органический недостаток;
  • дизартрии или проблемах с произношением, вызванным заболеваниями нервной системы;
  • задержке развития речи и нарушениях голоса;
  • заикании и дрожании связок;
  • гипотонии и нарушении речевой деятельности;
  • церебральном параличе.

Артикуляционный массаж проводят в комплексе с дыхательной и артикуляционной детской гимнастикой. Их совместное выполнение нужно для облегчения процесса произношения большого количества звуков, в т.ч. и сложных.


Необходимость проведения сеансов, их количество и тип согласуется с логопедом. Массаж и упражнения выполняются ежедневно, если у малыша хорошее самочувствие и нет противопоказаний. К ним относят:

  • повышенная температура, простуда и ОРЗ;
  • воспаленные десна, герпес или стоматит;
  • увеличенные лимфоузлы;
  • кровотечения из носа;
  • болезни кожи, аллергия или диатез;
  • тошноту, рвоту, понос;
  • болезни глаз;
  • онкологию;
  • психические расстройства, заболевания ЦНС, дефекты развития ВНС;
  • эпилепсию;
  • эмоциональную или физическую усталость.

Проведение массажа в домашних условиях включает в себя активное воздействие на нервные рецепторы, поэтому, если ребенок склонен к судорогам, нужна осторожность. Если малыш начинает во время проработки плакать, кричать, показывать недовольство — сеанс прекращают.

Разновидности массажа

В зависимости от типа расстройства речевого аппарата, возраста малыша и его эмоционального состояния подбирается вид процедур и интенсивность проведения. Техника классического логопедического массажа для детей основана на применении традиционных приемов:

  • поглаживания;
  • растирания;
  • разминания;
  • вибрационного воздействия.


Процедура начинается и заканчивается поглаживаниями — это обязательное условие правильного сеанса массажа. Сила воздействия зависит от патологии: если необходимо расслабить мышцы, то используют легкие поглаживания. Для укрепления мышечного тонуса необходимы более активные движения.

Точечный массаж предполагает воздействие на определенные биологически активные участки.

Аппаратный метод основан на применении вакуумных и вибрационных приборов. Автором зондовой техники является Е.В. Новикова, которая использовала в своей работе несколько видов зондов для массирования губ, языка, неба.

Врачи применяют несколько видов инструментов для логопедического массажа, таких как:

  • саночки;
  • крестовины;
  • топорики;
  • толкачи;
  • восьмерки.

Для детей с церебральным параличом рекомендуют систему Е.Архиповой. А для малышей старшего дошкольного и школьного возраста разработана система самостоятельного массажа лица и языка.

В домашних условиях упражнения и массаж выполняют из положения сидя или лежа. Начинают сеанс с массажа воротниковой зоны и плеч. Его проводят поглаживаниями всей области сверху вниз. Затем переходят к плавным поворотам головы ребенка в разные стороны: одна рука мамы придерживает за лоб, а вторая — лежит на задней поверхности шеи.

Расслабление мимической мускулатуры лица проводят приемом поглаживания с помощью пальцев. Направление движений:

  • от центральной точки лба в сторону висков;
  • от линии бровей к линии роста волос;
  • вокруг глаз;
  • от переносицы по нижнему веку к вискам;
  • от уголков губ к мочке уха.


Каждое из движений повторяют не более 10 раз. Расслабление губ также проводится поглаживающими движениями от уголков рта 5-7 раз, затем разглаживают область носогубных складок кончиками указательных пальцев. После этого массируют ротовую полость. Техника выполнения логопедического массажа языка следующая:

  • при помощи салфетки берут кончик языка и передвигают его в разные стороны;
  • левая рука придерживает высунутый изо рта кончик языка, а правая при помощи зубной щетки поглаживает всю поверхность;
  • легкими движениями проходят еще раз всю поверхность языка, после чего поворачивают его в стороны.

Массирование языка нужно проводить осторожно, без применения силы и нажатий. Если малыш испытывает дискомфорт — проработку прекращают.

Как делать активирующий логопедический массаж:

  • после предварительного расслабляющего массирования проводят ритмичное сжатие подбородка;
  • затем переходят к поглаживанию двумя пальцами щек и скул по спирали;
  • после поглаживаний идут активные разминания проработанной области;
  • далее следует энергичное пощипывание щек.

Затем поглаживаниями проходят верхнюю и нижнюю губу. Снизу прорабатывают похлопываниями и вибрационными движениями, задействуя только кончики пальцев.


Массирование языка проводят более интенсивно растиранием и разминанием. Направление движений от корня языка к кончику. Последовательность приемов такова:

  • растирание вдоль, поперек и по спирали;
  • сжатие боков языка с пощипыванием краев;
  • похлопывание по всей поверхности зубной щеткой.

Завершают массажный сеанс растиранием шеи по нижней части к мочкам ушей, от лопаток к затылку и по всей поверхности.

Для проведения сеанса понадобится пара чайных ложек. Логопедический массаж ребенку начинают с поглаживания области висков выпуклой частью ложки. Круговые движения совершают по часовой стрелке с ровным и плавным нажатием. Затем поглаживают надбровные дуги от внутреннего края ко внешнему, и по нижнему веку к переносице. Аналогично разминают жевательные мышцы и область под подбородком.

Поглаживание щек выпуклой стороной начинают от уголков губ, поднимаясь постепенно к вискам. Виски проходят спиралеобразными движениями, заканчивая проработку области интенсивными и ритмичными нажатиями. По губам проходят поглаживаниями и легкими разминаниями.


Массаж специальные ложками

Каждый из приемов повторяют до 8 раз. Массаж лица для детей с использованием ложек может включать и проработку языка, но выполняться он должен только специалистом. В домашних условиях велик шанс травмирования и растяжения мышц.

Обучение логопедическому массажу лица начинается с проработки ушей на 10 счетов. Уши медленно оттягивают вперед и назад, затем совершают несколько круговых движений по щекам и по подбородку в течение минуты. Нижнее и верхнее веко поглаживают около 50 секунд, а область вокруг глаз проходят круговыми движениями. Начинают от внутреннего уголка глаз и до верхнего века. По крыльям носа совершают до 20 несильных нажатий. В завершение нужно открыть рот и сделать 5 быстрых и резких движений нижней челюстью в правую и в левую сторону.

Комплекс массажных упражнений

После массажа желательно перейти к специальным упражнениям, которые не только закрепляют эффект от процедур, но и позволяют развить речевой аппарат, улучшают моторику, двигательную функцию мышц.

Упражнения для улучшения подвижности губ включают в себя:

  • медленные поглаживания от середины к уголкам;
  • плотное смыкание губ, после чего по ним проходят легкими постукиваниями. Повторить не более 4 раз;
  • 3-4 спиральных движения указательным пальцем. Ведем от середины губ к уголкам. Выполняется при сомкнутых или приоткрытых губах;
  • сомкнутые и вытянутые вперед губы;
  • круговые движения пальцев в уголках рта (5-7 повторов);
  • поглаживание с легким нажатием.

Движения должны быть направлены на стимуляцию мышечной ткани, поэтому слишком медленные и мягкие поглаживания желательно не использовать.

Упражнения для работы с языком подразделяются на несколько комплексов. Первый — это классическое массирование, дополненное вибрационными похлопываниями в течение 15 секунд.

Второй начинается с расслабляющего массирования, включающего:

  • надавливание на подчелюстную ямку в течение 15 секунд;
  • проведение пальцами от середины подбородка к краю скулы.

Затем с использованием салфетки одной рукой придерживают язык за кончик, а второй массируют. Движения — прямолинейные, спиралевидные или круговые. Направление:

  • от центра к кончику и в стороны;
  • поперек.

После этого переходят к перекатыванию языка, пощипыванию краев, поглаживанию всей поверхности и поглаживанию подъязычной зоны. Десну проходят в горизонтальном направлении.

Третий комплекс упражнений требует использование зубной щетки. Если у малыша язык слабый, то движения проводят от краев к центру. При напряженных мышцах приемы совершают от центра в стороны. Ребенка просят высунуть язык. Если имеется патология, то язык через некоторое время отклонится в сторону. Сторона отклонения — спастическая, и ее нужно прорабатывать поглаживаниями, мягкими растираниями и вибрациями. Воздействие на нее минимально. Вторая сторона — вялая, и ее нужно стимулировать сильными пощипываниями и надавливаниями.

Во время проработки язык удерживают 2 пальцами левой руки. Тыльной стороной зубной щетки проводят в разных направлениях волнообразными, спиралевидными и прямыми движениями.


На ушах расположено много биологически активных точек, и воздействие на них позволяет улучшить слух и зрение, речь, память, концентрацию внимания. Детский массаж ушей может выполняться как родителями, так и самостоятельно уже подросшими малышами.

При проведении обязательно соблюдать последовательность:

  • мочку размять и потянуть вниз;
  • размять завиток;
  • хорошо растереть внутреннюю и наружную поверхность;
  • скрутить ушную раковину, потянув вперед и назад, вверх и вниз;
  • сделать несколько круговых движений ушами.

Упражнения можно повторять несколько раз в день, а лучшее время для проведения — утро и вечер.

Массирование шеи выполняется из положения лежа. Голова должна лежать ниже уровня плеч. Шею поддерживают одной рукой, другой совершают медленные вращательные движения головой в стороны. Затем плавно поворачивают голову вправо, влево, вперед и назад. Не более 5 повторов для каждой стороны. После этого переходят к поглаживанию задней поверхности от линии роста волос вниз и в стороны. Увеличивая нажим, совершают разминания и растирания сверху вниз.

Массаж рук рекомендован с двухмесячного возраста. Начинают с массирования суставов пальцев, затем на каждую подушечку нажимают до 10 раз. Сила нажима увеличивается постепенно. За нажатиями следуют круговые движения по ладошке и поглаживания от центра к краям. Дополнительно можно пкрутить пальцами, сделать несколько сгибательно-разгибательных движений или массировать от основания ладони вверх.

Условия проведения сеансов

Массажные процедуры необходимо проводить в помещении с хорошей вентиляцией и светом. Перед работой ребенок должен умыться и прополоскать рот. Все приемы должны быть легкими, удобными, комфортными для малышей. При малейшем дискомфорте или боли проработку прекращают.


Во время воздействия обязательна проработка губ, нижней челюсти и языка, а каждая процедура начинается и заканчивается поглаживаниями. Если не указано иное количество, то приемы повторяют по 5-6 раз. Первый сеанс не должен длиться более, чем 5 минут. Время проработки увеличивают постепенно, доводя до 15-20 минут. Для детей младше 2 лет общее время сеанса ограничено 2-3 минутами.

Процедуры проводят ежедневно или через день, через 2-2,5 часа после приема пищи. Курс массажа включает 15-20 сеансов. После последнего сеанса делают перерыв в 1-3 месяца, и повторяют курс. Разрешено не более 60 сеансов в год. Второй год массажных процедур должен начинаться с повторной консультации у логопеда и корректировки техники.

При нарушении работы речевого аппарата проводят специальный массаж. Он состоит из несложных приемов, которые можно освоить за несколько процедур и проводить в домашних условиях. Польза массирования не только в улучшении речевых навыков, но и в стимуляции работы мышечной ткани, развитии глотательного рефлекса. Если нет противопоказаний, то сеансы можно проводить ежедневно. Логопеды рекомендуют несколько массажных техник, состоящих как из классических приемов, так и из специфических — сжатия языка, пощипывания его поверхности. Тип процедур, продолжительность, интенсивность и количество проработок обязательно оговаривается с врачом.

Логопедический массаж преследует следующие цели:

· Стимуляция разговорной речи при задержке развития ребенка

· Снижение усиленного слюноотделения

· Снижение гипертонуса мышц, участвующих в артикуляции.

· Активизация мышц с недостаточной сократительной способностью.

· Стимуляция кинестетических ощущений.

· Снижение степени двигательных нарушений мышц при содружественных движениях, гиперкинезах, нарушении координации движений.

· Создание условий к развитию произвольных движений артикуляционного аппарата.

· Повышение эластичности мышечных волокон, сократительной функции.

Условия проведения логопедического массажа

В помещении должно комфортно и тепло. Особые требования к рукам массажиста. Они должны быть теплыми, чистыми, без каких-либо воспалительных заболеваний, без украшений, с коротко остриженными ногтями. Массаж проводят через 2 часа после приема пищи. Полость рта ребенка перед проведением сеанса следует очистить от крошек и остатков пищи.

Массаж назначают курсом в 20 сеансов. Желательно проводить каждый день. После месячного перерыва курс желательно повторить. При выраженных нарушениях речи у детей длительность кура увеличивается.

В зависимости от тяжести нарушений речевого аппарата и возраста ребенка время сеанса может быть от 5 до 25 минут. Первый сеанс длится 5 минут. В дальнейшем продолжительность массажа увеличивают.

При проведении массажа ребенок должен быть спокоен, не чувствовать болевых и неприятных ощущений. К каждому ребенку необходим подход. Не следует с первых процедур укладывать его в горизонтальное положение. Лучше сделать первый сеанс в положении сидя. Со временем у детей возникает привыкание к массажу.

Если ребенок настроен негативно, на первой процедуре выполните только легкие массажные движения на лицевой мускулатуре.

Противопоказания к проведению массажа

Массаж не назначают при следующих заболеваниях:

· Герпес на губе, лице

· Воспалительные заболевания глаз

· Воспаления ротовой полости

Осторожно выполняют массаж детям с судорожным синдромом. В случае если ребенок плачет, вырывается и кричит, массаж стоит прекратить и успокоить ребенка.

Логопедический массаж в домашних условиях

Прежде чем делать ребенку логопедический массаж дома, вы должны проконсультироваться с логопедом. Профессиональный логопедический массаж включает обработку языка, которая выполняется с помощью специальных зондов. Этими приспособлениями легко поранить нежные слизистые полости рта. Лучше всего в домашних условиях пользоваться шпателем или зубной щеткой.

Рекомендуется дома выполнять массаж шеи, плечевого пояса, артикулярных мышц в комплексе с рекомендованными логопедом упражнениями. Вы должны четко знать, какой именно массаж надо выполнять – расслабляющий мышцы или тонизирующий. Обо всех изменениях следует сообщать логопеду.

Рекомендации для выполнения логопедического массажа.

1. Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры.

Применяется в случае повышения тонуса (спастичности) в речевых мышцах (в лицевой, губной, язычной мускулатуре).

Проведение лицевого массажа способствует не только формированию мимических средств общения, но и развитию оральной сферы, что необходимо для нормального питания ребенка и последующего развития речи.

Важно: Ребенку придать положения, в которых патологические тонические рефлексы проявлялись бы минимально или не проявились вовсе.

Расслабление мышц шеи (пассивные движения головы).

Перед началом расслабляющего массажа артикуляционной мускулатуры, особенно в случае значительного повышения мышечного тонуса верхнего плечевого пояса и шеи, необходимо добиться расслабления этих мышц.

Положение ребенка на спине или полусидя, голова несколько свешивается назад:

а) одной рукой поддерживать шею ребенка сзади, другой производить круговые движения головой сначала по часовой, затем против часовой стрелки;

б) медленными, плавными движениями поворачиваем голову ребенка в одну и в другую сторону, покачиваем вперед (3-5 раз).

Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка. Расслабление оральной мускулатуры достигается легким поглаживанием, похлопыванием мышц лица, губ, шеи, языка. Движения проводятся двумя руками в направлении от периферии к центру. Движения должны быть легкими, скользящими, слегка прижимающими, но не растягивающими кожу. Каждое движение повторяется 5-8 раз.

Расслабление лицевой мускулатуры:

· поглаживание от середины лба к вискам;

· поглаживание от бровей к волосистой части головы;

· поглаживание от линии лба вокруг глаз;

· поглаживание бровей от переносицы в стороны до края волос, продолжая линию бровей;

· поглаживание от линии лба вниз через все лицо по щекам, подбородку и шее;

· поглаживание от нижнего края ушной раковины (от мочек уха) по щекам к крыльям носа;

· легкие пощипывающие движения по краю нижней челюсти;

· надавливающий массаж лица от корней волос вниз.

Расслабление губной мускулатуры:

· поглаживание верхней губы от углов рта к центру;

· поглаживание нижней губы от углов рта к центру;

· поглаживание верхней губы (движение сверху вниз);

· поглаживание нижней губы (движение снизу вверх);

· поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ;

· точечный массаж губ (легкие вращательные движения по часовой стрелке);

· легкое постукивание губ пальцами.

При асимметрии лицевой мускулатуры артикуляционный массаж проводим с гиперкоррекцией пораженной стороны, то есть на ней осуществлять большее число массажных движений.

2. Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры.

Осуществляется при гипотонии мышц с целью укрепления мышечного тонуса.

Приемы: Энергичные и быстрые движения.

Массажные движения проводятся от центра к периферии. Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем поглаживания, растирания, разминания, пощипывания, вибрации. После 4-5 легких движений сила их нарастает. Они становятся надавливающими, но не болезненными. Движения повторяются 8-10 раз.

Укрепление лицевой мускулатуры:

· поглаживание лба от середины к вискам;

· поглаживание лба от бровей к волосам;

· поглаживание по векам от внутренних к внешним углам глаз и в стороны;

· поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к ушам;

· сжимание подбородка ритмичными движениями;

· разминание скуловой и щечной мышцы (спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам);

· перетирание щечной мышцы (указательный палец во рту, остальные снаружи);

Укрепление губной мускулатуры:

· поглаживание от середины верхней губы к углам;

· поглаживание от середины нижней губы к углам;

· поглаживание носогубных складок от углов губ к крыльям носа;

· легкое покалывание губ.

3.Массаж язычной мускулатуры.

Массаж выполнять лёжа до еды или через 1.5- 2 часа после еды в течение 5 минут.

Массаж десен начинается с движений в горизонтальном направлении на одной стороне десны. Это усиливает слюнотечение, поэтому после 2-4 ослабляющихся движений ребенку надо дать возможность проглотить слюну. Затем аналогично проводится массаж с другой стороны десны. Далее десны массируются вертикальными движениями.

Небо массируется пальцем по средней линии, начиная спереди с легкого приподнимания мягкого неба. Это движение повторяется 10-15 раз. Во время массажа ребенок может произносить гласные А и Э.

Язык массируется в направлении спереди назад до зоны проявления рвотного рефлекса. При этом проводится поглаживание, легкое похлопывание, вибрация в течение 15 секунд.

Массаж для расслабления мышц языка :

- точечный массаж в области подчелюстной ямки, который проводят в течение 15 секунд, вибрирующие движения указательным пальцем под нижней челюстью;

- вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами челюсти (15 секунд).

Движения используются прямые, спиралевидные, кругообразные, язык при этом держать пальцами одной руки, а пальцами другой выполнять массажные движения. Они должны быть направлены:

*От середины языка к его кончику и обратно.

*От центра языка влево и вправо (“ёлочка”),

*От левого края языка до правого и наоборот (поперек языка),

*Перекатывание пальца по языку в разных направлениях,

*Пощипывание и растягивание краев языка.

*Поглаживание языка от подъязычной уздечки к кончику языка и обратно.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.